637 Laurent V. Les crises religieuses Byzance: Le schisme antiarsenite du metropolite de Philadelphie Theolepte//REB 18 (I960). P. 45–54; Gouillard J. Theolepte, mitropolite de Philadelphie//DTC 15. Paris, 1946. P. 339–341; Salaville S. Une lettre et un discours inedits de Theolepte de Philadelphie//REB 5 (1947). P. 101–115; Idem. Deux documents inedits sur les dissensions religieuses byzantines entre 1275 et 1310//Ibid. P. 116–136; Idem. Un directeur spirituel a Byzance au dibut du XIVe siecle: Theolepte de Philadelphie//Melanges Joseph de Ghellinck. Gernbloux, 1951. Vol. 2. P. 877–887; Sinkewicz R.E. Acritical edition of the anti–Arsenite discourses of Theoleptus of Philadelphia//Medieval Studies 50 (1988). P. 46–95. 638 Ср.: Gregory Palamos. The One Hundred and Fifty Chapters/Sinkewtcz R.E., ed. Toronto, 1985. P. 33–34 [Святитель Григорий Палата, архиепископ Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы//Богословские труды. Т. 38–39. М., 2003–2004]. 639 Talbot А. – М.М. The Correspondence of Athanasius I Patriarch of Constantinople. Washington (D.C.), 1975; Boojamra J. Church Reform in the Later Byzantine Empire: A Study of the Patriarchate of Athanasius of Constantinople. Thessalonica, 1982. 641 См. жизнеописание Паламы, написанное патриархом Филофеем: Encomium//PG, 151, col. 551–656. В историографии паламизма особое место занимают: Meyendorff J. Introduction a Pit ude de Grigoire Palamas. Paris, 1959; [ Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение]; Idem. Byzantine Hesychasm: Historical, Cultural and Theological Problems: collected studies. London, 1974; Idem. Palamas, Grigoire//DS 12 (1983). P. 81–107; Stiemon D. Bulletin sur le Palamisme//REB 30 (1972). P. 231–341. Трудами профессора П. Христу (P. Chrestou) предпринято продолжающееся критическое издание всех трудов св. Григория Паламы [в 7 томах]: " Αγου Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα. (Thessalonica, 1962–1992).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Παπαστθη Χ. К. Πντε γγραφα το λληνικο προξενεου Θεσσαλονκης περ τς Ρωσσικς πολιτικς ν γ ρει. Θεσσαλονκη, 1967. 639 Καρδρας Χ. πολιτικ δρση το πατριρχη Ιωακεμ Γ » (Πρτη πατριαρχα 1878–1884). Διδακτορικ διατριβ. Ιωννινα, 1993. Σ. 253–258. Аналогичные опасения высказывает грузинский келлиот Венедикт в жалобе А. И. Нелидову от 30 сентября 1883 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3672. Л. 138–138 об.). 640 Архим. Макарий – А. И. Нелидову, 24 августа 1883 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 1193 а. Л. 3–4). 641 И. С. Ястребов – А. И. Нелидову, 24 января 1894 г. (РГИА Ф. 797. Оп. 61. 2 отд. 3 ст. Д. 146. Л. 8–12). 643 И. С. Ястребов – Α. И. Нелидову, 15 января 1891 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3218. Л. 13 об.–15 об.). 646 В 1891 г. Филиппов возбудил вопрос о прибавке к доходам афонских монастырей так, чтобы эта прибавка могла идти на нужды Константинопольской патриархии. 647 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1886. Т. 4. С. 413. 650 А.И. Нелидов – Н.П. Шишкину, 10 апреля 1890 г. (АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 3218. Л. 89–89 об.). 651 Депеша А.И. Нелидова от 27 июня 1891 г. (РГИА. Ф. 797. Оп. 61. 2 отд. 3 ст. Д.146. Л. 31–32). 652 Там же. Л. 29. См.: Записка секретаря посольства А. Смирнова о желательности назначения на Афон лица духовного звания в качестве русского агента от Св. Синода, 1891 г. (АВПРИ. Ф. 161. Санкт-Петербургский Главный архив. ΙΙ-9. Оп. 47. Д. 8. Л. 3–14). Мысль о необходимости посылки на Афон духовного лица-архимандрита высказывал в 1900 г. солунский консул Иларионов (РГИА. Ф. 797. Оп. 70. 2 отд. 3 ст. Д. 18. Л. 62–62 об.). 657 Имеется в виду «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам», изданное 6 мая 1848 г. и подписанное четырьмя патриархами – Константинопольским Анфимом, Александрийским Иерофеем, Аниохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом, а также членами Константинопольского, Антиохийского и Иерусалимского Синодов. Послание составлено в ответ на энциклику Римского папы Пия IX, содержавшую призыв к объединению Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно же важно здесь то, что св. Григорий многократно говорит о вложенной в нас Богом «силе измышления», о «божественной природе нашего ума, (VI, 337–338, 420–423), которому дана общая способность изобретать имена, т. е. сила речи и мышления, причем человеку предоставлена свобода в ее развитии и осуществлении. При этом нужно особенно иметь в виду ту высокую оценку разума, которая свойственна св. Григорию Н. в его антропологии, ибо именно в разуме, соединенном с свободой, он видит образ Божий в человеке 639 ). Все сказанное убеждает нас, что учение св. Григория Н. о словах нельзя характеризовать отдельными его суждениями в духе трансцендентализма, и потому самый метод изложения у г. Троицкого, представляющий чисто внешнее сопоставление отдельных его слов и выражений, без философского анализа и взаимной проверки, вообще без критического исследования всего мировоззрения св. Григория Н., следует признать неудовлетворительным. Для св. Григория Н. слово, несомненно, не является лишь человеческим измышлением, оно находится в некотором положительном, существенном отношении к вещам, хотя и не выражает непосредственно сущности их. Как же характеризовать ближе это соотношение? В этом вопросе – философское зерно спора между имеславцами и имеборцами, и если одной стороной своего учения св. Григорий обращен в сторону крайнего имеборчества, этого кантианства в богословии, то другой, и притом более существенной, – в сторону его противников 640 . II Такую же особенность наблюдаем мы и в учении св. Григория об именах Божиих как средстве богопознания. Прежде всего, очевидно, что сущность Божия, как непознаваемая и безусловно трансцендентная твари, не может иметь имени, выразиться в слове. «Божество познается только по своей деятельности (δια μνης της νεργεας)» 641 . «Многими именами, соответственно различным понятием, выражая то или другое представление о нем, именуем Его Божеством, извлекая из разнообразных и многоразличных обозначений Его некоторые общие наименования для познания искомого» (VI, 322, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

638 По другому рукописному чтению, принятому, в частности, синодальный переводом, «осел или вол» (Evangelium secundum Lucam XIV, 5). Об этих и сходных случаях см.: другому рукописному чтению, принятому, в частности, синодальный переводом, «осел или вол» (Evangelium secundum Lucam XIV, 5). Об этих и сходных случаях см.: Black М. An Aramaic Approach to the Gospels and Acts. P. 160–185. Как известно, древнейшие пласты «Дхаммапады», возводимые к аутентичный афоризмам Будды, обнаруживают сходную формальную структуру – аллитерации, ассонансы, pumм.lack М. An Aramaic Approach to the Gospels and Acts. P. 160–185. Как известно, древнейшие пласты «Дхаммапады», возводимые к аутентичный афоризмам Будды, обнаруживают сходную формальную структуру – аллитерации, ассонансы, ритм. 639 См. историю и библиографию вопроса, сопровождаемые меткими, подчас неожиданными замечаниями автора – виднейшего специалиста в области библейской археологии: Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Monotheism and the Historical Process.. историю и библиографию вопроса, сопровождаемые меткими, подчас неожиданными замечаниями автора – виднейшего специалиста в области библейской археологии: Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Monotheism and the Historical Process. Baltimore, 1940. P. 296–297.altimore, 1940. P. 296–297. 641 Trypanis C. A. Fourteen Earlyypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. P. 61.yzantine Cantica. P. 61. 651 Как известно, спортивные метафоры не чужды уже посланиям апостола Павла: автор говорит, например, что пробежал дистанцию и теперь ожидает венца (II Epistola ad Timotheum IV, 7), сравнивает себя с кулачным бойцом, который «бьется не так, чтобы только бить воздух» (I Epistola ad Corinthios IX, 26). Само слово «аскет» (букв. «упражняющийся») есть по своему происхождению спортивная метафора. 652 C’est le Christ qui monte au ciel mieux que les aviateurs II detient le record du monde pour la hauteur («Zone»). 655 Cp.: Kerdnyi К. Die Papyri und das Wesen der alexandrinischen Kuitur//Apollon. Düsseldorf, 1953. S. 157–169.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Самое естество научает нас пребывать в покаянии до смерти. Ум не может быть праздным. Если б ум был и весьма значителен по объему и силе, природным и приобретенным, то он, находясь в состоянии здравия, действует в области добра, если же, возуповав на свое превосходство, оставит упражнение в добре, то по необходимости уклоняется в область зла, и опять удаляясь от злого, естественно привлекается к деятельности благой и правильной. Такая деятельность для новоначальных, средних и совершенных заключается в молитве, в очищении помыслов и в терпении попускаемых скорбей, без чего невозможно совершать и прочих добродетелей, соделывающих покаяние благоприятным» [ 638 ]. «Если покаяние есть прошение милости, то упражняющемуся в покаянии должно озаботиться о том, чтоб не услышать се, сыти есте [ 639 ], должно продолжать неотступное прошение, как не имеющему достаточно, потому что всяк просяй приемлет» [ 640 ]. «Если будет помилован только тот, кто сам милует, то, как думаю, покаянием держится весь мир, человеки содействуют друг другу в покаянии по устроению Божия Промысла» [ 641 ]. «Если мы будем подвизаться в покаянии до самой смерти, — и тогда не исполним должное: потому что и тогда не принесем ничего равноценного Царству Небесному» [ 642 ]. «Умерщвляется по определению закона однажды заслуживший смерть: если же кто продолжает жить, тот уже живет по вере, ради покаяния, если бы и не за свои грехи, то за грех прародительский, общий всему человечеству» [ 644 ]. «Мы очистились крещением; очистившись, получили заповеди. Нарушающий заповеди оскверняет крещение, забвение прием очищения древних своих грехов [ 645 ], которыми не бывает скуден никто, подвергаясь ежедневно согрешениям невольно, хотя бы и стремился к исполнению всех заповедей» [ 646 ]. «Покаяние нужно всем: оно показывает нам грехи наши, соделанные прежде произвольно, а ныне, — когда мы страсти и начали удаляться от них, — служащие причиною согрешений невольных» [ 647 ]. «Признающий свое покаяние окончательно исполненным, зрит вспять, в нем обновляются впечатления от прежних согрешений» [ 648 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Те, кои власть по команде духовной имели в своих руках, почитали его для себя тягостным, и не надеялись себя возвысить и усилить, разве унижением и ослаблением его: все изобретали способы его беспокоить. Некоторые являлись просители в Синоде, что никогда не бывало. Ибо узнали, что есть такие, кои тому рады, и им помогать будут. И хотя сии просителя по делу не могли ничего получить, ибо оказались виновными: но между тем разными спросами, справками, и нарочным продолжением был Митрополит обеспокоен. Притом в Москве, чего почти ни в какой епархии нет, команда разделялась, весь город и монастыри в команде Митрополита; но некоторые монастыри и два Собора, под ведомством Синода. Сии Архимандриты и Соборные попы 639 Митрополиту не токмо во многом не повиновались по обрядам церковным, но и досады разные —345— причиняли. Что было тем несноснее, что все начальное служение надлежало было отправлять в Успенском, ему не подчиненном, Соборе и с теми Архимандритами. Им наипаче содействовали взошедшие в особую у Императрицы доверенность, Митрополит Новгородский Гавриил, и Обер-прокурор Пушкин, кои два в Синоде делали, что хотели, и явно властью Синодской, и тайно, ухищренными способами. А другие, им угождая, хотя и нехотя, тому же последовали. Сие столь беспокоило Митрополита, что он почти едва какое служение мог отравлять в Успенском, Соборе со спокойным духом. Притом и к Императрице отзывался о разных епархиальных делах: однако не только не получил удовольствия, но ниже ответа 640 . Все сие примечая и видя, Платон начал несколько скучать правлением епархии, имея ко всему ревность, но руки связанные. Всеми сими обстоятельствами быв побужден и при том всегдашний уединения любитель, рассудил устроить вышеупомянутое ему милое, место (т. е. Виванию): с тем, чтоб еще несколько продолжить правление епархии и, приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню и тем окончить последние свои годы в тишине 641 . Итак, изнемогши в образе отрицания чужого бремени, дел и людей, чуждых по нравственным началам и идеалам, но сохраняя в себе еще неутолимую жажду и энергию к деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примите, м.г., и пр. 637 XI 638 М.г.! Я, право, не в силах выразить вам благодарность мою за все заботы ваши о посланной вам мною рукописи! Если бы я мог предвидеть половину причиненных вам ею хлопот, я бы никак не решился вас беспокоить. Нечего говорить о том, что без вашего дружеского содействия и деньги, и рукопись, посланные по неверному адресу, были бы непременно потеряны. Но не упрекайте меня в неосторожности – я иначе поступить не мог; Москва так отдалена от Парижа, Лондона и других европейских городов, что верные сведения здесь получаются с большим трудом. Я до некоторой степени, хотя далеко не вполне, предчувствовал опасность, которой подвергал свою посылку. Мысль, которую вы сообщили нашему священнику 639 , о желании вашем издавать в Англии новейшие полемические сочинения нашей Церкви 640 , прекрасна. Мне было бы и приятно и лестно явиться в сообществе с такими людьми, каков наш митрополит 641 ; но все-таки с тем условием, чтобы брошюра моя 642 вышла без моего имени. Я был бы совершенно удовлетворен исполнением долга моего в качестве рядового в генеральном сражении, и отнюдь не чувствую честолюбивого желания выходить на одиночный бой или вызывать на поединок, как странствующий рыцарь или баснословный богатырь. Ежели я при издании французской рукописи поступил иначе, – это единственно потому, что всякий другой образ действия был невозможен. На всякий случай, я должен прибавить, что рукопись и деньги на издержки издания готовы к вашим услугам. Вы меня совершенно убедили, что вы гораздо лучше моего все придумаете и устроите, и что дружба ваша внушит вам самый лучший образ действия. Примите выражение благодарности моей за защиту прав наших в деле о Св. Местах 643 . Я получил от священника маленькую книгу вашу и считаю доказательства ваши совершенно неопровержимыми 644 . Но кажется, что вопрос этот принадлежит к разряду тех, для которых вся правда заключается в силе. На чью сторону укажет рука сильнейшего, та и будет признана всеми правою. Грустно в том признаться, но кажется – все эти мирные конгрессы одна суета, пока в мире еще так мало христианского духа и пока сами члены мирного конгресса, как только интересы и предрассудки их затрагиваются, взывают: «К оружию!» Но все же, может быть, слово справедливое и разумное не останется совершенно незамеченным; быть может, общественное мнение к нему прислушается, и хвала тем, которые решаются его высказать, несмотря на вопль невежественных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Бог бо зла не сотвори ни созда, добродетели же многи по естесту от Бога насаждени быша в нас» 635 . В Азбуковниках планиты объясняются так: «планиты суть седм звезд, иже на аерных седми поясех, кождо на особом поясе: 1) Аррис, 2) Ермис, 3) Зевес, 4) Солнце, 5) Афродита, 6) Крон, 7) Икати, еже есть луна. Сими звездами окаянии звездословцы мнят ся угадывати человеческие нравы и счастье». «Зодиями наричют звездословцы дванадесят звезд… Сими звездами умовреднии астрологи мнятся угадывати счастия и добродейственное и злодейственное житие человеком» 636 . В одной рукописной астрономии 17 в. сказано: «когда звезда Чигирь будет в таком-то месте, тогда с женами не спи: аще родится сын, ино будет курча и безплодны» 637 . Рожаница в словаре Памвы Беренды определена так: «матица, породеля, пороженица» 638 . Итак, люди грамотные в 16–17 в. под рожаницами подразумевали планеты люди же простые, не книжные, склонны были здесь видеть звезду вообще. Впрочем, самое слово рожаница выходило из употребления, вероятно, под влиянием обличения духовенства, но оставалась память, что у каждого есть своя звезда, свое счастье. Так у белоруссов сохранилось предание, что всякий человек имеет свою Зирку, которая неотсупно находистя при человеке. Зирка – значит – звезда и богиня счастья. Зирка появляется на свете вместе с человеком, вом почему «рожаница» истолкована в Азбуковниках звездою. У румын место богини Зирки занимает дух Арминдян, обитающий в той звезде, под которою родится человек 639 . По мнению сербов, звезда, под которою рождался человек, была обиталищем «девы судицы» 640 . Таким образом рожаница, рождение получили значение определения судьбы. Звезда отождествлялась с богиней счастья или вообще со счастьем. По звездам гадали. Гадание по звездам было известно и южным славянам. «Они нарицаются идолопоклонницы, които гледать на звезди», говорится в болгарской проповеди 18 в. 641 Развитие астрологических верований было у нас в 16–18 вв. под влиянием наплыва идей с Запада. В 16 в. был переведен Люцидариус 642 , критический разбор которого был сделан преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выходит, что, при всем скептическом отношении к делу, Гельцель дает некоторое место мнению Лелевеля об удержании в позднейшем законодательстве некоторых черт древнейшей жизни. Мы и старались воспользоваться скромным правом, уделенным Гельцелем историку древнейшей истории Польши. 633 Военные учреждения Болеслава в некоторых сочинениях представляются заимствованными у Немцев. Не решая вопроса, существует ли какая связь между учреждениями Генриха и Болеслава, считаем нужным сослаться на стр. 133–135 и 139 этой книги, где было говорено об устройстве марок королем Генрихом I. 634 Apud Sommersb. Т. II. р. 25. Ipse tamen quoddam tributum in Polenia, quod strosza dicitur, fertur statuisse... hoc attributum frumentorum ideo strossza dictum est, quia hominibus in castrorum custodia degentibus, precipue in extremitate regni consistentibus, ad usum ducebatur. 635 Roepell, Geschichte Polens, статья Innere Zustände; о круговой поруке см. Палацкого Dejiny I, Prilohy стр. 302–306. 636 Helcel, Starodavne Prava Polskiego Pomniki, T. I. стр. CXLIII – увольнительные грамоты от обязанности вициний. Roepell, Geschichte Polens, ss. 615–617. 637 Lelevel, Polska, T. IV, str. 159; T. III, str. 277–282. В древних переводах польского права miles очень обыкновенно переводится чрез шляхтич, militia чрез шляхта, ius militate чрез право шляхетское, «de militari prosapia» чрез «шляхетского роду». 638 Pro capite vero militi famoso alias szlachtic sexaginta marcae, militi autem creato de... kmethone quindecim marcae pro capite... statuimus persolvendas... – из статутов Казимира Великого. 639 Там упоминает только о тяжело и легко вооруженных: milites loricati et clipeati. «Loricam induit miles proprie ita dictus, id est cinguli militaris praerogativa personali ornatus», Du – Cange, Glossarium Latinitatis под словом Lorica. 641 О польском рыцарстве см. статью Chyliskiego, Biblioteca Ossoliskich T. IX, под заглавием: Rzecz о skartabelach, стр. 210–239. 644 Statuimus, ut quociescumque ad expeditionem per terras nostras fit progressio, nullus stationem faciat in villa, sed in campo, nec rapinas in equis, pecudibus, pecoribus, aut in aliis rebus committat, – из вислицкого статута; Vic. Kadlub. c. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

628. 3 Цар 11, 26 сл. 629. 2 Цар 12. Несомненно, расколу способствовал старый сепаратизм Израиля и Иуды, который давал о себе знать с самых ранних времен. 630. 3 Цар 14, 25. Библия относит поход (Сусакима) к 915 г. Таким образом, он произошел за год до смерти фараона. О походе в североизраильские земли Библия молчит. О них свидетельствуют памятники (см.: J. Bright. A History of Israel, p. 214; КВНР, р. 196). 631. Э. Ренан. История израильского народа, I, с. 278. 632. 3 Цар 12, 22 сл. 633. 3 Цар 15, 11 сл. 634. 2 Парал 17, 3 сл. 635. Археология свидетельствует о том, что высшее Божество (Эл) у семитов не изображалось в виде быка. Так изображались Ваалы «второго поколения». В то же время хорошо известны изображения, где боги стоят на быке, как на троне. Это дало основания В. Олбрайту интерпретировать священных быков Иеровоама именно как «эквивалент херувимов» ( W. Albricht. From the Stone Age to Christianity, p. 238; G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 147). 636. 3 Цар 12, 26-33. 637. О происхождении святилища в Дане — Суд 18, 27 638. 3 Цар 13, 1 и 14, 1 сл. 639. См. надпись Меши (ХИДМ, т. 1, с. 245. Пер. Я. Борисова). Название Бит Хумри встречается в ассирийском памятнике от 740 г. (КВНР, р. 213; 3. Рагозина. История Ассирии, с. 207, 236). 640. Библия не упоминает этого сражения. О нем известно из надписи самого Салманасара (см. ее перевод в ХИДМ, I, с. 193). 641. См.: G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 152; W. E. Keller. The Bible as History, p. 229. Костяная резьба изображает животных, растения, человеческие фигуры, херувимов и языческих богов. 642. О царе-жреце Этбаале, свергнувшем своего предшественника, см.: И. Флавий. Против Апиона, 1, 8. 643. См.: 3 Цар 22, 6. В имена всех детей Ахава включалось имя Ягве. Это доказывает, что он не имел намерения отказаться от Бога Израилева как национального патрона. 644. 3 Цар 16, 32. Ваал Мелькарт был покровителем города Тира. Тир был родным городом Иезавели. То, что отец ее назван в Библии царем Сидонским (3 Цар 16, 31), не должно вводить в заблуждение, т. к. «сидонцами» евреи называли финикийцев вообще. Весьма возможно, что Этбаал хотел через свою дочь и свою религию подчинить себе и политику Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010