610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

621-624 624-625 625-628 ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) 628-629 629-635 635-636 636-638 ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера 638-639 639-640 640-641 ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров 641-650 ДИВОН моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне 650-651 ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви 651-652 ДИГЕСТЫ общее значение - деятельность или результат деятельности по распределению, упорядочению предварительно накопленного материала 652-657 ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики 657-658 658-659 «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии 659-662 662-663 663-666 «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи 666-675 676-677 677-686 ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 686-688 688-689 689-690 Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. 690-691 692-693 ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением 693-694 ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

638-639 ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция) ДАДИШО КАТРАЯ (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания 640-641 ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) 641-642 642-643 «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение 643-645 645-646 647-648 ДАЛАЙ-ЛАМА Далай-Лама, высший духовный иерарх школы гелугпа (гелуг) в центральноазиат. форме буддизма, к-рую исповедуют тибетцы, монголы, буряты, тувинцы, калмыки и часть горных народов Непала 648-649 649-650 ДАЛМАНУФА название местности, где, согласно Евангелию от Марка, произошел спор Иисуса Христа с фарисеями, требовавшими «знамения с неба» ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 650-653 653-654 654-656 ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника) 656-657 657-659 659-664 664-665 665-668 ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель 668-669 669-670 ДАЛЬТОН Ормонд Мэддок (1866-1945), англ. искусствовед-ориенталист, специалист по раннехрист. и визант. древностям 1-й пол. ХХ в. 671-676 ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского 676-684 ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 684-687 687-688

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

В 40-50-х гг. V в. блеммии вместе с нобатами неск. раз вторгались в Египет, но после 453 г. их набеги прекращаются ( Priscus Panites. Historia Byzantina. Fr. 21). Ок. 617 г. в Египет вошли персид. войска полководца Шахрбараза, и вскоре весь Египет оказался в их руках. Персы предоставили широкие права монофизитскому патриарху Андронику, сделав его ответственным за сбор налогов. После кончины Андроника его заменил патриарх Вениамин I . Однако в ходе успешных действий против персов имп. Ираклию в 627 г. удалось вернуть Египет под власть Византии. 12 дек. 639 г. с относительно немногочисленной армией в Египет вторгся араб. полководец Амр (см. ст. Арабские завоевания ); 9 апр. 641 г. им был захвачен Вавилон (Бабальюн), а 17 сент. 642 г. пала Александрия. Столь быстрому и успешному завоеванию арабами Египта способствовал целый комплекс причин. Ряд историков (Г. Масперо, А. А. Васильев и др.) видят главную причину столь быстрого завоевания арабами Египта в плохом состоянии визант. военного корпуса, находившегося там; другие (напр., Г. Белл , Э. Амелино ) - в слабости визант. гражданской администрации, третьи (Л. Каэтани, О. Г. Большаков) большое значение придают превращению ислама в серьезную политическую силу накануне и в ходе араб. завоеваний. К этим причинам следует добавить и ряд непопулярных мер ставленника имп. Ираклия Патриарха Кира в отношении егип. монофизитов накануне араб. вторжения, а также, вероятно, и то, что большинство населения отказалось от сопротивления захватчикам. IV. Церковь (см. также ст. Александрийская Православная Церковь ). В 1-й четв. IV в. в Египте существовало 72 епархии, однако неизвестно, сколько из них было организовано в III в., а сколько после прекращения гонений. В 357 г. свт. Афанасий I Великий упоминает о существовании ок. 100 епархий (Apol. contr. ar. 71). Послание Сардикийского Собора подтверждает существование 94 епархий, подчиненных Александрийскому Патриарху, включая те, к-рые находились в Ливии и Пентаполе. Это говорит о том, что к сер.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРБИ [лат. Corbeia; франц. Corbie], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (обл. Пикардия, Франция). Основание К. Вероятно, мон-рь был основан между 657 и 661 гг. на месте галло-римской виллы и христ. ксенодохия (благотворительного учреждения). Его основателями считаются члены королевского дома Меровингов - св. Бальтхильда, вдова Хлодвига II, кор. Нейстрии и Бургундии (638/9-657), и ее малолетний сын Хлотарь III (кор. Нейстрии и Бургундии в 657-673). Земля, на которой была построена обитель, принадлежала Гунтланду, майордому Хлотаря III, а после его смерти в 639 или 641 г. стала частью королевского фиска (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 311, 315). Согласно Житию Бальтхильды (BHL, N 905-907), составленному вскоре после ее кончины, королева обратилась к св. Вальдеберту, аббату мон-ря Луксовий (см. Люксёй ), с просьбой прислать мон. Теодефреда, которого она пожелала назначить аббатом К. (Vita Balthildis. 7//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 490-491). В ответ Вальдеберт, заинтересованный в появлении у Луксовия дочерних обителей, прислал группу монахов. Вскоре в К. были построены 2 церкви - во имя апостолов Петра и Павла (главный храм) и во имя св. Стефана. Вероятно, монахи Луксовия привезли в К. рукописи, положив начало книжному собранию мон-ря. Сохранились 4 дарственные грамоты, изданные в пользу К. членами династии Меровингов - Бальтхильдой и Хлотарем III, а также ее сыновьями Хильдериком II († 675) и Теодорихом III († 691). Согласно одной из грамот, в 664 г. кор. Хлотарь III освободил К. от всех налогов и податей (integra immunitas). Самая ранняя рукопись, в которой содержится текст грамот (Berolin. Phillips. 79 (1776). Fol. 93-128), по мнению ряда исследователей, создана во 2-й трети IX в., по мнению других - между 862 и 880 гг. Анализ композиции текстов и формуляров, а также топографических указаний в описаниях монастырских владений позволяет сделать вывод, что все эти грамоты являются подложными. Их составление датируют либо 3-й четв. IX в. ( K ö lzer. 1998), либо более ранней эпохой Карла Мартелла (ок. 688-741) или Пипина Короткого (714-768) ( Barbier, Morelle. 2011).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

637 Павел Фивейский – Считается первым по времени христианским монахом. Во время гонений на христиан римского императора Деция бежал в Фиваиду, где прожил 91 год около ручья под пальмой, плодами которой питался, а листьями одевался. Умер ок. 341 г. 639 Федорова неделя – Возможно, имеется в виду богослужение в день памяти Федора Тирона, которая приходится на субботу первой недели Великого поста. Федор Тирон – мученик, пострадавший за веру в 306 г. в городе Анасии. 640 Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря (по старому стилю). 641 Вечерня – богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб. 642 Начало – Начало или начал – определенная последовательность молитв при семи поклонах, которыми предваряется и завершается всякое молитвенное чинопоследование. 644 ...у всемилостивого Спаса... – П. М. Строев указывает, что Акакий умер в Москве (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 442). В повествовании Вассиана упоминание этого храма – единственное, по чему можно судить о месте, где происходит действие. По-видимому, речь идет о московском кремлевском храме Спаса на Бору, древнейшем каменном московском соборе, построенном при Иване Калите в 1330 г. Следует заметить, однако, что тверской кафедральный собор также был Спасо-Преображенским. Поэтому возможно, что последние дни жизни Акакия прошли в Твери. Среди посещавших Акакия духовных лиц упомянуты только тверские иерархи. Летописных известий о месте смерти Акакия обнаружить не удалось. Вероятно, П. М. Строев, сообщая, что Акакий умер в Москве, опирался на рассказ Вассиана. Несомненно, что именно этот текст использован П. М. Строевым для сведений об архимандритах тверских монастырей Ефреме (стб. 470), Савватии (стб. 456), Вавиле (стб. 452), – все они указаны с датой 1567 г., когда эти архимандриты посещали умирающего Акакия, как это описано в повествовании Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Flusin B. Les structures de l’Église impériale//Le Monde Byzantin I. L’Empire romain d’orient (330–641)/Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris, 2004. P. 124–125. 24 Just. Novella 109. Prooemium (Novellae/Ed. R. Schoell. Berolini, 1895 (Corpus Juris Civilis 3). P. 518:4–9). Пентархическое патриаршее устройство Церкви подразумевается в «Новеллах» 6, 3. Epilogus (Novellae. P. 42:4–5, 46:40–42 – в «Эпилоге» упоминаются «святейшие патриархи каждого диоцеза, боголюбивейшие митрополиты, прочие благочестивейшие епископы и клирики»); 123, 22 (Novellae. P. 611–612 – высший церковный суд принадлежит патриарху); 131, 2 (Novellae. P. 655:9–15 – подтверждается второе место Константинопольского патриарха после Римского папы). 25 Concilium universale Constantinopolitanum tertium (680–681). Concilii actiones I– XVIII. Docum. 18 (hrsg. v. R. Riedinger. Berlin, 1990, 1992. S. 830:3; 24. S. 898:18. TLG 5000/9). 26 См.: Καρμρης . Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς ρθοδξου καθολικς κκλησας. Τ. Ι. ν θναις, 1960. Σ. 271. 27 Max. Conf. Disp. cum Pyrrho. PG 91, 352D:1–13. «Удивляюсь я, как ты именуешь собором то, что состоялось не по законам, соборным канонам или правилам, ведь не было ни окружного послания с согласия патриархов, ни определенного места или дня встречи. Не было ни обвиняемого, ни обвинителя. У собравшихся не было сопроводительных писем, ни у епископов от митрополитов, ни у митрополитов от патриархов. Ни посланий, ни местоблюстителей не было послано от других патриархов. Так кто же, кто еще в своем уме, позволит называть собором то, что наполнило всю землю соблазнами и раздорами?» (Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Рус. пер. Д. Е. Афиногенова под ред. Д. А. Поспелова. М., 2004 (ΣΜΑΡΑΓΔΟΣ ΦΙΛΟΚΑΛΙΑΣ). С. 235, 237). Имеется в виду собор, созванный патриархом Пирром в 639 г. (см.: Там же. Примеч. 151. С. 318, 319). 29 Theod.Stud. Ep. 478:56–66 (ок. 823 г., адресовано Льву Сакелларию) (hrsg. v. G.Fatouros. Berlin, 1992 (CFHB. Series Berolinensis 31). TLG 2714/2). И далее: «Невозможно, о владыка, с житейским мерилом сопоставлять божественное мерило или составить эту Церковь без согласия пяти патриархов (οχ μονοοντων τν πντε πατριαρχν)» (Ep. 478:78–80). Прп. Федор писал ранее, что еретики-иконоборцы отделились от «пятиглавого тела Церкви» (Ep. 406,18:27–29. Май/июнь 819 г.) или от «пятиглавого церковного тела» (Ep.407:20–26). Подробнее см.: Τσγκου Β. Α. Εκκλησιολογικς θσεις του αγου Θεοδρου του Στουδτου. Αυθεντα και πρωτεο. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 322–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Остатки рим. бастиона Остатки рим. бастиона В совр. Ст. Каире сохранились остатки рим. бастиона юж. стены крепости, на к-рый опирается храм Богородицы (Эль-Муаллака). Бастион частично достроен христ. зодчими, которые старались укрепить фундамент храма. Мраморные части рим. сооружения (колонны) использованы в интерьере церкви. В бастионе сохранился входной атриум со следами ниш, предназначавшихся, вероятно, для статуй богов и императоров. Остатки зап. стены крепости и 2 круглых башен видны у греч. церкви-ротонды св. Георгия, к-рая также опирается на одну из башен, и у входа в Коптский музей. Все рим. сооружения были выполнены в «смешанной» технике (opus mixtum), чередованием рядов кладки отполированного белого камня и красного кирпича. Толщина стен достигала 3 м; диаметр башен составлял ок. 31 м, высота - 10 м. В 1-й пол. V в. Вавилон стал центром епархии Александрийской Православной Церкви. Епископ Вавилона Кир упоминается среди участников Эфесского Собора 449 г. В «Луге духовном» Иоанна Мосха упоминается прп. Зосим , бывший епископом Вавилона во 2-й пол. VI в. ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124). Средние века Араб. завоевание Египта (639-642) в значительной степени свелось к борьбе за контроль над Вавилоном. В июле 640 г. на подступах к Вавилону арабы во главе с Амром ибн аль-Асом нанесли поражение визант. армии, после чего осадили крепость. Не имея осадной техники, араб. войско простояло под стенами города с сент. 640 до апр. 641 г. Сдача Вавилона была предопределена моральными, а не военными факторами: у осажденных кончились припасы, началась эпидемия, а помощи извне ждать не приходилось. Гарнизон оговорил право беспрепятственного отступления. Амр ибн аль-Ас с триумфом въехал в крепость. Военные действия переместились в район Александрии, которая сдалась арабам в сент. 642 г. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Араб. адм. центром Египта с 642 г. стал военный лагерь Фустат, расположенный в неск. сотнях метров к северу от Вавилона, вдоль берега Нила и дальше от реки на седловидной пустынной возвышенности, протянувшейся с юга на север на 4 км.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

16. Если кто увидит, что брат его согрешает грехом не к смерти 639 , то он будет просить, и своей молитвой даст ему жизнь (ср. Славянский перевод) 640 , как и всем, согрешающим 641 не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы видящий согрешающего брата молился о нём 642 . 17. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти. Всякое нарушение (δικα) праведности (δυχαιοσυνης) хотя бы это и не было явным нарушением определённо выраженного закона Божьего (νομα), есть грех, и, таким образом, – беззаконие (3:4), говорит апостол, и христианин не должен легко относиться к своим падениям, но всё же, как есть грех к смерти, удаляющий человека из общения со Христом безвозвратно, есть и грех не к смерти, не ниспровергающий до основания христианства согрешающего грех, поэтому могущий найти прощение (ср. 1:9). Об этом грехе верующий брат должен молиться. 18–20 ст. представляют заключение послания. Каждый стих начинается торжественным указанием на христианское сознание верующих: οδαμεν – мы знаем, на их уверенность в спасении. 18. Мы знаем, заключает апостол послание, что всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, как сын Бога, не грешит 643 ; но (λλ) всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, всякий, кто в рождении от Бога получил семя новой жизни, соблюдает себя, всегда старается соблюдать себя в общении с Ним и праведной жизни 644 ; и лукавый ( πονηρς) не может коснуться его, не прикасается к нему, чтоб держать его в своей власти 645 . 19. Мы знаем, что, мы от Бога, а 646 мир весь во зле (ν τ πονηρ) лежит 647 , и находится в общении с лукавым и во власти его. 20. Мы знаем, что Сын Божий 648 пришёл 649 и дал (перфект) нам разум 650 , чтобы мы знали Истинного (τν ληθινν) 651 ; и мы пребываем (σμν) в Истинном 652 , (пребывая) в Сыне; Его Иисусе Христе; Сей 653 есть истинный Бог и жизнь вечная. Утвердив истину о Боге Отце и Сыне Его в сознании читателей против еретиков, отрицавших Божество Иисуса Христа и необходимость Богосыновства Его 654 , апостол вспоминает ещё опасность для читателей от окружающего их идолопоклонства и заканчивает послание увещанием к ним хранить себя от идолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010