Михаила Пселлоса предисловие к Диоптре, 190–194. Михаила, архиеп. константинопольского, о латынских ересях, 177, 768. Михаила Асхалона, патр. константинопольского, молитва, 224 и др. Михаил Кляпик, посол, 466. Михаил Феодорович, царь, 281, 299, 429, 430, 665. Михаил, монах, автор, 618, 619, 623, 624. Михаил Леонтьев, дьячок Никольский, владелец, 378. Михаил Никитин Исаков, владелец, 630. Михаило, некто, то же, 151. Михей, прор., 63, 89–90, 681. Мичурин, владелец, 787. Моисей, пророк, 121, 192, 730, 731, 757. Его слово, 204. Книги см. Библия. Моисей, авва скитский, 37, 181, 763, 766. Моисей, владелец, 80, 415. Молитва Господня (Отче наш) истолкована, 142, 143, 189, 413, 756, 766, 768, 794. Монастыри и пустыни упоминаются (кроме житий и служб Святых): Алатырский Троицкий, 324. Аффониева пустынь, 275. Богоявленский, московский, 25, 113, 160, 177, 318, 604, 606, 611, 614, 628, 788. Борисоглебский, 782, 808. Ватопед, святогорский на Ао- не, 118, 150, 200. Вознесенский, московский, 676, 713 . Вознесенский, тверский, 257. Геннадиева пустынь, костромская, 415. Георгиева пустынь Троиц. Серг. мон., 202. Киржачкий, 34, 102, 119, 126, 155, 181, 191, 194, 229, 260, 327, 386, 534, 578, 607, 629, 640, 683, 690, 702, 815, 816. Колочский, 679. Купятицкий, 93. Махрищский, 703. Никола Старый, мон. в Москве, 466. Нилова пустынь, 418. Новоспасский, московский, 738, 741. Отенский, новгородский, 385. Пелеговская пустынь, 461. Преображенский на р. Всходне, московский, 244. Псково-печерский, 679. Пятницкий, 370, подолный, 327. Симеоновский, под слободою Александровою, 217, 284, 739. Симонов, московский, 179. Стромынский, 99, 219, 227, 239, 554, 724. Тутанский, тверский, 505, 517. Хиландарь, афонский, 686. Хотьков, 471, 488, 492, 536, 547, 559, 765. Чудов монастырь, 428. Феодора Стратилата (в Переславле Залеском), 655, 660. Москвитянин, журнал, 11, 39, 200, 624. Мунехину Михаилу Григ. послание, 798. Муравьева Андрея Николаевича вклад, 733. Мытаря и фарисея неделя. Слова, 9, 11, 44, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 767.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Периодизацию святоотеческой антропологии можно производить различными способами 676 , при этом дополнительно выделяя тематические направления, например, различные богословские школы 677 , традиции 678 , аскетику и мистику 679 . В I-II веках мужи апостольские 680 , так же как апологеты и гностические писатели в II-III веках, специально не занимались антропологией 681 , но примерно в это же время (II-III век) часть авторов, например, Св. Ириней Лионский и Тертуллиан , кроме апологетики и других чисто практических задач, стала интересоваться систематизацией богословских представлений, в том числе антропологических 682 . Попытка построения доникейской догматической системы Климентом Александрийским 683 была доведена до завершения Оригеном 684 . Эпоха тринитарных споров, длившаяся весь IV век, характеризуется активизацией богословских исследований 685 , и носит наименование «золотого века», т. к. она дала многих великих богословов, в частности трех Каппадокийцев, многочисленных экзегетов и авторов монашеско-аскетической литературы 686 , к которым можно отнести и некоторых из Каппадокийцев, например, Св. Василия Великого и учителя Евагрия Св. Григория Богослова 687 , поэтому здесь мы рассматриваем аскетическую письменность в общем контексте антропологической проблематики, не выделяя ее отдельно. Догматической системой, появившейся в это время 688 , можно считать «Большое огласительное слово» Св. Григория Нисского 689 . Из Западных отцов «универсальную философско- теологическую систему, влияние которой на последующее время было беспрецендентным» 690 , удалось создать Блаж. Августину Гиппонскому. Развитие всех направлений богословия продолжилось и в эпоху христологических споров (V-VII века), но к уровню догматической системы приблизилось только «Сокращение Божественных догматов» блаж. Феодорита Кирского 691 . Наиболее совершенная догматическая система «Источник знания» Св. Иоанна Дамаскина 692 появилась после окончания христологических споров, но антропология занимает в ней не самое большое место, ей даже не посвящено специального раздела 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

668. Иоанн Синайский. Лествица21, 7. 669. Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670. Нил Сорский. Послание 1. 671. Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672. Пс. 70:12 и далее. 673. Пс. 34:1. 674. Ср.: Пс. 117:14—16. 675. Пс. 6:3. 676. Нил Сорский. Послание 2. 677. Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678. Мф. 6:6. 679. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681. Там же, гл. II (С. 10). 682. 1 Фес. 5:17. 683. 1 Кор. 14:19. 684. Кол. 3:17. 685. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686. Лк. 1:38. 687. Мф. 1:21. 688. Деян. 4:11–12. 689. Пс. 50:8. 690. Мал. 4:2 691. Песн. 1:2. 692. Фил. 2:11. 693. Ср.: Иак. 2:19. 694. Ср.: Ин. 1:9. 695. Фил. 2:10. 696. Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697. Ср.: Рим. 10:10. 698. 1 Кор. 2:2. 699. Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

676 Заметим, что прп. Никодим истолковывает слова Иова о «трех схимах» в духе приведенного выше толкования свт. Симеона, то есть представляет предшествующие «великой схиме» степени в качестве «обручения», «залога» и «предначинания» этого «великого ангельского образа». 679 Ibid. Σ. 162. Хорошей иллюстрацией к этому тезису может служить один рассказ из жития Иерофея – колливада и основателя монастыря св. Пророка Илии на острове Гидра: он постриг в великую схиму двух рясофорных иноков из своего братства, «переименовав Мануила в Савву, а Георгия – в Евфимия. У этого последнего, в то время, когда иеромонах читал на Божественной литургии молитвы великой схимы, потекли из глаз сладостнейшие слезы, каковые суть знак нашествия благодати Божией на боголюбивую душу посредством ангельской схимы, и [благодать] изменяет [душу] благим изменением, тем самым, о котором говорит пророк и царь Давид: „Сия измена – десницы Вышняго“, дабы впоследствии [монах] больше не мыслил и не делал плотского, мирского и временного, но все божественное, духовное и небесное» (см.: Γρων ερθεος. θναι, 2000. Σ. 364–365). 683 См. чин поставления Дмитрия Ивановича: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. М., 1986–1992. Вып. 3. Прилож. 16–18. С. 608–625; ср.: Там же. С. 604–607; Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами: С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М., 1883. Кн. 1. С. 32–38; ср.: Там же. С. XXVII–XXVIII; Catalano P, Pašuto V. T., ed. L’idea di Roma a Mosca (secoli XV–XVI): Fonti per la storia del pensiero sociale russo. R., P. 67–77; Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии/Пер. с нем.: А. И. Малеин, А. В. Назаренко. М., 1988. C. 79–82. 684 Барсов. Древнерусские памятники. C. 42–90; Catalano, Pasuto. L’idea di Roma. P. 78–95; Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1875. Т. 1. 39. С. 41–53. 685 Полное собрание русских летописей. СПб. (Петроград/Ленинград); М., 1841–2004. Т. 13/1. С. 150–151. Т. 20/2. С. 468–469. Т. 29. С. 49–50. Т. 34. С. 180–181; ср.: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813–1894. Т. 2. 33. С. 41–43.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Для подтверждения сего предания в настоящее время нет данных; потому что на Дворище о существовании дворца говорится только со времен царя Uoahha IV 674 . Известно только, что она в недавнее еще время была обгорелою, а теперь возобновлена. Внизу башни прежде помещалась полиция, а теперь магистрат. Вверху ее пустая комната, над которою шпиль конусообразный, обит в недавнее время железом. На конце шпиля репеек с острыми зубьями. Заметим здесь, что кроме веча на Ярославове Дворище, было подобное вече и в других местах Новгорода 675 . Некогда повещаемы были Новгородцы для собрания и звоном Софийского колокола, служившего вместо вечевого 676 . 3. Церковь святой мученицы Параскевы Пятницы Местоположение Пятницкой церкви и первоначальное ее основание. Построение нынешней церкви и последующая ее судьба. Устройство церкви совне и внутри в настоящем виде. Церковь святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, находится на северной стороне от Николо-Дворищского собора в 13-ти саженях. Первоначальное основание ее, по новгородским летописям, относится к 1156 году и приписывается заморским или чужеземным купцам. «В лето 6664 (1156) поставиша заморьстии (купцы) церковь святой Пятнице на Търговище», 677 . Сказание сие о заложении Пятницкого храма несколько яснее повторяется в Новг. III летописи: «В лето 6664 заложиша церковь каменную, в Великом Новеграде, в Торгу, заморские купцы святой Пятницы» 678 . К этому вероятно, времени относится написание чудотворной иконы св. мученицы Параскевы Пятницы, остающейся доселе в Пятницкой церкви 679 . После этого, чрез 35 лет, в 1191 году говорится опять о построении Пятницкой церкви на Торговище Константином с братом 680 , вероятно, Дмитром или Дмитрием 681 , но совершение или окончание Пятницкой церкви приписывается заморским купцам в 1207 году 30 августа 682 . Церковь сия испытала бедствия от пожаров в 1217 (31 мая), 1300 (18 апреля), 1311 (16 июля) и 1340 (7 июня) годах 683 . В последний пожар церковь Пятницкая не только обгорела, но и разрушилась 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

б) Тело создано прежде души. Это мнение встречается во II в. у Тертуллиана 675 . В IV-VII вв. его разделяли некоторые грекоязычные представители Антиохийской богословской школы (блаж. Феодорит Кирский , свят. Иоанн Златоуст ) и такие сироязычные писатели, как Ефрем Сирин и Исаак Сирин 676 . В VI столетии такие взгляды встречаются и у некоторых видных монофизитских богословов, как сирийских (Филоксен Маббугский 677 ), так и египетских (Иоанн Филопон 678 ). С одной стороны, распространение этого мнения могло быть связано с влиянием психологии Аристотеля 679 . С другой стороны, такая точка зрения имеет некоторое основание в Ветхом Завете. В Книге Исход ( Исх.21:22–24 ) говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения и в результате этого случится выкидыш, то виновный обязан понести наказание. При этом мера наказания зависит от того, имеет ли плод человеческий облик или еще нет 680 . Эти слова иногда толкуют в том смысле, что до определенного срока (сорокового дня) это преступление еще не есть человекоубийство, поскольку душа в человеке еще не появилась 681 . В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник 682 . в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7 , следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник 683 , преп. Иоанн Дамаскин 684 и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: « Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена » 685 . Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Институтская дама — вероятно, классная дама из института для благородных девиц. 670 Чернетка — черновик. 671 …нимало сумняся — нисколько не сомневаясь. 672 Афон — см. прим. к стр. 37. 673 …до полу — до половины. 674 …вечного цеха. — «Устав цехов», действовавший в России с 1709 г., отличал ремесленников, вступавших в сословие «вечноцеховых», от записывавшихся в цехи временно, с сохранением своей сословной принадлежности. 675 …разными характерами — здесь: разными почерками. 676 Однако — здесь: одинаково. 677 Ректор — глава учебного заведения; здесь — духовной семинарии. 678 …его же любяше (старослав.) — которого любил. 679 …до умертвия — до смерти. 680 Дикенц — вместо: Диккенс. 681 Не менее того — тем не менее. 682 Шитвица — швея. 683 …стоять на парящих орлах…— Во время богослужения епископы стоят на «орлецах» — круглых ковриках с вытканным изображением орла. 684 …в превыспренние…— в небеса. 685 …да не молва будет в людех…— цитата из евангелия (от Матфея, XXVI, 5). 686 Шехерозада, или Шахразада — персонаж знаменитой арабской книги «Тысяча и одна ночь», рассказчица сказок, вошедших в эту книгу. 687 Нози (старослав.) — ноги. 688 Фрегат — крупная морская птица. 689 «Малютка Дарит» — «Крошка Доррит», роман Чарльза Диккенса. 690 Моавитянка Руфь — библейский образец женской добродетели и твердой веры. Моавитяне — племя, родственное израильтянам. 691 …жениться на кафедрального дочери…— то есть на дочери протоиерея кафедрального собора (главного собора епархии). 692 …свояси — свои (близкие, родные, земляки). 693 …южики — родственники, свойственники. 694 …дражае (старослав.) — дороже. 695 Иеродиакон — монах в сане диакона. 696 …в день пятничий на страстной неделе…— то есть в особо постный день, так как пятница вообще считалась постным днем, а страстная неделя — последняя (самая строгая) неделя великого поста. 697 …играть на подлаз под биллиард…— то есть проигравший должен лезть под биллиардный стол. 698 Маз — прибавка к ставке. 699 …впавшего в разбойники — попавшегося разбойникам (евангелие от Луки, X, 30). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670 Нил Сорский. Послание 1. 671 Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672 Пс. 70:12 и далее. 673 Пс. 34:1. 674 Ср.: Пс. 117:14—16. 675 Пс. 6:3. 676 Нил Сорский. Послание 2. 677 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678 Мф. 6:6. 679 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681 Там же, гл. II (С. 10). 682 1 Фес. 5:17. 683 1 Кор. 14:19. 684 Кол. 3:17. 685 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686 Лк. 1:38. 687 Мф. 1:21. 688 Деян. 4:11–12. 689 Пс. 50:8. 690 Мал. 4:2 691 Песн. 1:2. 692 Фил. 2:11. 693 Ср.: Иак. 2:19. 694 Ср.: Ин. 1:9. 695 Фил. 2:10. 696 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697 Ср.: Рим. 10:10. 698 1 Кор. 2:2. 699 Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Из воспоминаний о митрополите Филарете, в: Чтения. 1877. 1. С. 141. 673 Письмо А. Н. Муравьева патриарху Константинопольскому Григорию VI от 23 января 1868 г. цит. по: Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. С. 565. 674 Савва. Хроника. 7. С. 423. К различным оценкам Филарета Дроздова следует прибавить и отзыв о нем И. С. Аксакова: Русс. ст. 1885. 6. С. 561–565. 675 Филарет. Собрание мнений. 4. С. 145 (здесь и высказывание Филарета против восстановления патриаршества). 676 Курсив автора. Там же. 4. С. 578 (написано в 1838 г.). Ср. письмо Филарета обер–прокурору С. Д. Нечаеву (1833), в: Русс. арх. 1895. 1. С. 122. 677 Данную цитату не удалось уточнить по русскому оригиналу, поэтому она дается в переводе с немецкого. — Ред. 678 Филарет. Ук. соч. 5. С. 362; 4. С. 469; 5. С. 232. 679 Кизеветтер А. А. Исторические очерки (М., 1912). С. 420; ср. с. 202–218, 419. Об эпохе Николая I см. упомянутую работу М. Полиевктова, а также: Гершензон М. О. Эпоха Николая I. М., 1910. Ср. характеристику времени Николая I у Д. А. Милютина: Дневник. 1. (М., 1947). С. 20. Известное высказывание С. С. Уварова о «православии, самодержавии и народности» как основах политики правительства относится к 1832 г., эта идея была еще раз изложена в одном из докладов Уварова в 1843 г.; его текст см.: Гершензон. С. 115–118. 680 Сборник. 113. 1. С. 161. 681 Филарет Дроздов, митр. Московский, в: Русс. ст. 1885. 7. С. 9. 682 Там же. С. 5–9; Сборник. 113. 1. С. 4–6, 19–27, 37–43, 28. Об отношении Филарета к увелечениям мистикой во время Александра I см.: Флоровский. С. 166–173. 683 Сборник. 113. 1. С. 36–46, 157; Письма Филарета к С. Д. Нечаеву, в: Русс. арх. 1893. 1; Шильдер. Николай I. 1 (1903). С. 466; Русс. ст. 1885. 7. С. 9–15. 684 Филарет. Письма к архимандриту Антонию. 1. С. 18; Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским, в: Русс. арх. 1888. 3. С. 592. 685 Сборник. 113. 1. С. 71, 85, 53–56, 107, 146, 148; Никанор. Биографические материалы. 1. С. 231; Русс. арх. 1900. 11. С. 426. О времени Протасова см. также большую монографию Н. Н. Глубоковского: Высокопреосв. Смарагд (Крыжановский), в: Христ. чт. 1913. 686

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Nor is such private instruction intrinsically unlikely historically. Rabbis passed on different kinds of teachings in different settings; for instance, esoteric teachings might be circulated only privately among their disciples for fear of being misunderstood. 676 It could also be pointed out that the same rhythmic patterns stand behind the Jesus of both John and the Synoptics, 677 that some speech patterns such as «Amen, I say to you,» 678 occur in both (though doubled in John), 679 probably implying a special authority in both, 680 and that Jesus occasionally speaks in so-called «Johannine idiom» even in the Synoptics (e.g., Mark 10:37 ; Matt. 11:27). 681 Further, the geographical differences between the Synoptics and John mentioned above could account for linguistic differences as wel1. Although sages often practiced Hebrew among themselves (so the Mishnah and many Qumran scrolls), colloquial proverbs and burial inscriptions suggest that the Galilean peasants and artisans Jesus usually addresses in the Gospels spoke Aramaic more often than other languages. Aramaic was the lingua franca of the East before the advance of Hellenism in the second century B.C.E. (and among the less hellenized long after). 682 Most scholars hold that Jesus used mainly Aramaic when he conducted his ministry in the rural parts of Galilee. 683 But at times he probably taught in Greek, the regional trade language and language of the urban centers. He lived in a multilingual society, 684 even if most people were not equally proficient in both Greek and Aramaic. 685 More than likely, he spoke some Greek in urban Jerusalem; most Palestinian Jews were bilingual, 686 and at least the upper classes in the urban areas seem to have used Greek more. 687 (Some have argued for a widespread use of spoken Hebrew in Jesus» Jerusalem, 688 which might make most sense in Jesus» debates with teachers of the law; 689 but this has so far commanded limited support.) Thus the Synoptists could record mainly translation Greek from Jesus» Aramaic words in Galilee, whereas John " s Greek in Jerusalem could be more authentic Greek.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010