посты. Отец М. Павел в кон. 582 или в 583 г. вторично женился на некоей неизвестной в К-поле и постоянно присутствовал при дворе (ум. ок. 593; Theoph. Chron. P. 271). У М. были брат Петр (ок. 550-602) и сестры Феоктиста (ок. 540 - после 582) и Гордия (ок. 550 - после 602). Петр занимал пост куропалата при дворе М. и погиб одновременно с ним. Гордия ок. 583 г. была выдана замуж за Филиппика (ок. 550-614), комита экскувиторов и позднее магистра милитум при М. и в начале правления имп. Ираклия (610-641). В браке М. и Константины родились сыновья Феодосий (4 авг. 583), Тиверий, Петр, Павел, Юстин и Юстиниан, дочери Анастасия, Феоктиста и Клеопатра. Старший сын Феодосий был провозглашен цезарем в 587 г., на Пасху, 26 марта 590 г. состоялась его коронация как августа и соправителя М. В нояб. 601 г. Феодосий женился на дочери кесаря Германа (ее имя неизв.). Близкий родственник (двоюродный брат или племянник) М. св. Дометиан ок. 580 г. принял сан митрополита Мелитины (ныне Малатья, Турция). Между авг. 596 и 597 г. М. тяжело болел и назначил еп. Дометиана опекуном своих детей. Дометиан умер в К-поле 11 янв. 602 г. и был похоронен в соборе св. Апостолов; от его мощей впосл. происходили чудеса (SynCP. Col. 383-384). Недовольство в балканской армии накапливалось в течение многих лет и связывалось с планами М. воевать на сев. берегу Дуная. Первые известия о брожении среди военных относятся к 593 г. ( Theoph. Chron. P. 272-273). В 595 г. солдат возмутили объявленные изменения в порядке выдачи жалованья: 1/3 деньгами, 1/3 оружием и 1/3 одеждой. Реформу пришлось отменить из-за угрозы бунта (Ibid. P. 276). Продолжительная, хотя и успешная война и экономический упадок страны привели к росту числа недовольных политикой М. во всех слоях населения. На Рождество 601 г. в К-поле был голод из-за недостатка хлеба; некий юродивый монах у ворот Халка кричал, что М. погибнет от меча; в это же время толпа кидала камни в М. и его семью во время крестного хода; император скрылся во Влахернском храме ( Theophyl.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

329 Двуличность Феофила Александрийского и его умение приспосабливаться к самым различным политическим ситуациям были хорошо известны современникам. «Рассказывают, – передает Созомен, – что, когда открылась война против Максима, Феофил, вручив Исидору дары и грамоты, как для царя, так и для тирана, приказал ему отправиться в Рим и выжидать исхода борьбы, а потом дары вместе с грамотой поднести победителю». См: Созомен. Указ. соч. С. 550–551.) 330 Дальнейший ход событий предоставил Феофилу эту возможность. Обвиненные в оригенизме, отлученные от Церкви и изгнанные Феофилом из Нитрийской пустыни монахи нашли прибежище в Константинополе у св. Иоанна Златоуста . Императрица Евдоксия, получив жалобу отлученных монахов на незаконные действия Феофила, обещала ходатайствовать о скорейшем созыве собора для рассмотрения их дела. Феофил должен был прибыть на этот собор как обвиняемый. Однако он смог повернуть ход событий так, что из обвиняемого превратился в обвинителя Златоуста. Привлекши на свою сторону св. Епифания Кипрского , он выдвинул против Златоуста обвинение в ереси, так как тот якобы принял отлученных от Церкви еретиков. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 254–255; Созомен. Указ. соч. С. 571–574, 547–575; Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–163; Агапит, архим. Указ. соч. C. 316–326.) 331 Св. Иоанн Златоуст не принял в общение пришедших к нему монахов, как это утверждали его враги, а лишь оказал им гостеприимство. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 84–85.) Принять в общение отлученных Феофилом монахов Златоуст не имел права в согласии с 5-м правилом I Вселенского собора (Никейского), которое гласит: «О тех, которых епископы, из каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими...» (См.: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. С. 33.) 334 Пресвитер Исидор руководил в Александрии делом церковной благотворительности. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 160.) Созомен сообщает, что Исидор «имел в Алекеандрии должность попечителя о пришельцах и бедных, а смолоду отлично любомудрствовал в Ските». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 550.) О монашеской жизни Исидора Палладий сообщает в «Лавсаике»: «Если бы я хотел подробно рассказать о добродетелях его души, то у меня не хватило бы времени. Он был настолько человеколюбив и мирен, что даже сами враги его, неверные, боялись тени его по причине чрезвычайной его доброты». (См.: ΠΑΛΛΑΔΙΟ ΛΑΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ А. Σ. 44.) Одно время Исидор был одним из самых близких людей к Феофилу, который стремился, чтобы Константинопольскую кафедру занял не св. Иоанн, а Исидор. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 241; Созомен. Указ. соч. С. 550–551.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где пророк представлен могучим старцем в античных одеждах, с плотной фигурой, с длинными седыми волосами, разложенными на прямой пробор и спускающимися косами на плечо, с густой округлой короткой бородой. В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И.- моложавый средовек с темными пышными короткими волосами, падающими прядками на лоб, с узкой полоской усов и аккуратной короткой окладистой бородой. В IX в. в мозаиках Софии К-польской И. был изображен в виде средовека с темными волосами и резкими чертами лица (известно по рис. Г. Фоссати). В Толковании на Книгу пророков X - нач. XI в. (Laurent. Plut. V 9. Fol. 127) И.- стройный средовек с суровыми, резкими чертами лица, с длинными черными волосами, со спускающейся на плечо косой, с длинной широкой бородой из волнистых прядей. Его поза статична и торжественна. Иной вариант в Книге пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об.): И.- седой старец с длинными прямыми прядями и клинообразной бородой. В отличие от миниатюры X - нач. XI в. образ дан в движении, разворачивающийся свиток имеет сложный абрис. И. всегда облачен в античные одежды: хитон, как правило, с клавом и гиматий, по-разному задрапированный. Чаще И. изображают с непокрытой головой, с прядями, падающими на правое плечо. В иконографии позднего средневековья на И. иногда появляется шапочка, как у прор. Даниила, или тюрбан. Жест его правой руки часто в именословном перстосложении обращен вверх, ко Господу (напр., собор Сан-Марко в Венеции, 2-я пол. XI - нач. XIII в.), в др. иконографическом варианте рука И. поднята перед грудью (собор Св. Софии в Вел. Новгороде, 1109). Исследователи постоянно отмечают сходство изображений И. и пророков Исаии и Иезекииля. Прор. Иеремия. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Прор. Иеремия. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об)

http://pravenc.ru/text/293630.html

Простите, Владыка, и не лишите Ваших молитв и благословения.   Старец болен (о. Иасон) 22 , в Пасху не мог служить, хотя готовился, и теперь лежит, охает. Болезнь еще не определилась. Сам он объясняет простудой в “кибитке”, во время исповеди. Пасху встретил в жестокой скорби. О, Академия! О, инспекторство! О, Иосиф! 23 .. О, Каптерев 24 ! О...   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 5–6 об.   6. Телеграмма архимандрита Иосифа (Петровых) к епископу Арсению (Стадницкому)   14 октября 1904 года Телеграмма Псков, епископу Арсению   Из Сергиева Посада Принято г.] 25 Мысленно покрываю поцелуями руки, три года назад освятившие меня благодатным пламенем священства, – архимандрит Иосиф.   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 318. Л. 3.   7. Копия письма епископа Арсения (Стадницкого) к архимандриту Иосифу (Петровых)   1904 год 26 Радуюсь за дорогого ставленника до пламенения возгревающего благодатный дар священства пребыванием “в объятиях Отчих” 27 питанием “от крупиц Евангельских”.   Е[пископ] А[рсений].   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 318. Л. 3. Копия ответа епископа Арсения написана на бланке телеграммы, под текстом самой телеграммы.   8. Письмо архимандрита Иосифа (Петровых) к епископу Арсению (Стадницкому)   21 февраля 1905 года + Ваше Преосвященство, добрейший, незабвенный архипастырь – отец! Духовное рождение мое в мире иночества, запечатлевшееся неизгладимыми и невыразимо-отрадными воспоминаниями души, неразрывно связано с Вашим священным именем!.. Давно жаждал я посильно выразить Вам признательность человека, всеми когда-то оттолкнутого и заклейменного всевозможными злоречиями, – которому Вы, однако, не погнушались подать руку сочувствия, защиты, поддержки и утешения, запечатлев все это священнодейственным введением моего убожества в лик иночествующих делателей винограда Христова!.. В знак этой моей признательности к Вам, удостойте, незабвенный Владыка, принять сей скромный мой дар (омофор), нарочито для Вас устроенный. Как был бы я рад узнать, что сей св.[ятой] омофор (освященный на мощах Препод[обного] Сергия) будет предназначен возлежать на Ваших раменах особенно при совершении Вами монашеских пострижений (и в других подходящих случаях).  

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Во 2-х, безпоповцы, на основании слов Толкового Апостола (л. 550): «Писание час лето тамо нарицает», утверждают, что три с половиною года означают такое число лет царствования антихриста, какое в трех с половиною годах часов. 103 Но а) выражение «писание тамо» означает ссылку на слова прор. Даниила (7:25), как это видно из предыдущих слов Толкового Апостола: «токмо толико дней будет царствовать антихрист, якоже выше от Даниила речеся» (550). б) Если переводить слово καιρς – словом час, т. е. согласно Толковому Апостолу, то нужно признать, что антихрист будет царствовать только три часа с половиною. в) Наконец, в Толковом Апостоле прямо сказано, что царствование антихриста будет продолжаться «три лета и шесть месяцев» и только еретики говорят, что оно будет продолжаться долее (л. 550). Очевидно, таким образом, что в указываемом безпоповцами месте Толкового Апостола допущена ошибка. Произошла она от неточного перевода греческого слова καιρς которое значит – время, час. 3) Ап. Павел пишет, говорят безпоповцы, что антихрист сядет в Церкви Божией, показуя себе яко Бог есть ( 2Сол. 2:4 ). Златоуст же говорит, что он сядет не в одной, а во многих церквах (Бес. 3 на 2 Сол. стр. 2334). Каким же образом один человек может сидеть во многих церквах и принимать поклонение. 104 Но в греческом языке, с которого переведены сочинения Златоуста, слово καθζω значит не только сидеть, но и владычествовать, господствовать. Поэтому, когда об антихристе говорится, что он будет сидеть во многих церквах, то это значит, что он будет господствовать над многими церквами. С другой стороны, по свидетельству Апокалипсиса, И. Златоуста и Андрея Кесарийского , антихрист, через своих слуг, поставит везде свои кумиры или изображения. Перед этими изображениями каждый и будет иметь возможность преклонять колена. 4) Возможно ли, говорят безпоповцы, в три с половиною года приобрести такую необычайную власть, какая приписывается антихристу в Св. Писании ( Апок. 13:7–8 )? Вполне возможно при его необычайных средствах. Сребролюбивейших и честолюбивейших из современников своих ( 2Тим. 3:1–2 ) он дарами преклонит на свою сторону ( Дан. 11:39 ), неопытных в духовной жизни – ложными чудесами (Ефр. Сир. сл. 105, л. 301 и на об., Апок. 13:14 ), а слабых в боязливых – лютыми и ужасными мучениями (Собор. л. 131 и на об.; Ефр. Сир. сл. 105, л. 302 и на об.). С такими последователями своими он скоро победит трех царей ( Дан. 7:7–8 ; Ефр. Сир. сл. 105, л. 301), с помощью которых тогда же покорит еще других семь царей ( Дан. 7:22–25 ). Затем, при содействии тех и других, он быстро распространит свою власть, употребляя для того всевозможные средства. 105 II. Учение безпоповцев о своем обществе, как о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Память А. фиксируется в месяцесловах уже в VIII в. (ГИМ. Син. Греч. 42). Празднование этого святого отмечено в Типиконе Великой ц . (IX-X вв., Mateos. Typicon. T. 1. P. 24-25) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Мессинский Типикон (1131) указывает на совершение службы А. (Arranz. Typicon. P. 21). Студийский и Иерусалимский уставы и комплекты Миней к ним содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472). Из греч. и слав. рукописей известны 2 канона А., надписанных именами Георгия, Иоанна, и 1 анонимный. Во многих кодексах (напр., XI в. Ath. Laur. Γ 14; XIII в. Sin. Gr. 550, с 2-й песнью; XIII в. Paris. Gr. 13 и др.) сохранился канон (4-го плагального гласа) Георгия под 12 сент. («Τος νμοις κ βρφους το ποιητο») с акростихом «          » (Τν ννομον θεφρον νυσας δρμον: Ταμεον. N 42. P. 41-42), вошедший в печатную слав. Минею. В совр. уставе и печатных Минеях рус. и греч. Церквей служба А. перенесена на 11 сент. из-за отдания праздника Рождества Богородицы и совершается вместе с памятью прп. Феодоры Александрийской . Эта древняя практика была известна во времена создания одной из редакций Студийского устава - Евергетидского Типикона (1-я пол. XII в.), где указано на перенесение памяти А. на 11 сент. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269). В целом совр. греч. и слав. последования А. идентичны между собой, за исключением канонов (в греч. указан канон (4-й глас), «Αγλ θεαρχικ λλαμπμενος ει ; ». Этот же канон содержит студийская слав. Минея XII в. (Син. Греч. 159. Л. 115-121), «        »). Под 12 сент. в печатной греч. Минее (Σεπτμβριος. Σ. 149) сохранился стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона А. на утрене («Θμα τραπζ προυτθη τ σ Λγε»). В первом печатном рус. Типиконе 1610 г. указана служба отдания праздника Рождества Богородицы, однако отмечено, что по желанию настоятеля она м. б. соединена со службой без знака Феодоре и А.; указан также кондак «      ». Иконография А. изображается как святитель (в фелони , с омофором , в руках - Евангелие): в минологии Служебного Евангелия (3-я четв.

http://pravenc.ru/text/63036.html

редакций. Начиная с XVI в. в рус. рукописных и печатных Типиконах 16 сент. ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в зависимости от системы знак мог быть красным или черным. Память Е. В. 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) вместе с памятью св. отцов IV Вселенского Собора. Совершается та же служба Е. В., что и 16 сент. В Студийско-Алексиевском Типиконе ( Пентковский. Типикон. С. 353) 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Е. В., служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сент. На службе на память св. отцов IV Вселенского Собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Е. В., на вечерней стиховне поется самогласная стихира Е. В., содержащая одновременно прославление Вселенского Собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Е. В. и св. отцов IV Вселенского Собора, т. к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, ГИМ. Син. 330, 70-е гг. XII в.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских Соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т. е. вне прямой связи с памятью Е. В. В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470) последование Е. В. 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сент., но на литургии после входа поются тропарь и кондак Е. В. (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сент.), указаны др. Апостол и Евангелие - Гал 3. 23-29, Мк 5. 24b - 34. Мессинский ( Arranz. Typicon. P. 166) и Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267) Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сент.; последование Е. В. соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха, служба Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

М. П. обращался также к истории обители Сент-Олбанс. Его перу принадлежат «Деяния аббатов монастыря св. Альбана» (Gesta abbatum monasterii Sancti Albani), собрание биографий 23 настоятелей Сент-Олбанса с 793 по 1255 г. Согласно утверждению М. П., начальная часть «Деяний аббатов…» основана на несохранившемся сочинении келаря Адама или его клирика Варфоломея, живших во 2-й пол. XII в. (см.: Hagger. 2007). В кон. XIV в. продолжение «Деяний аббатов…» написал другой монах Сент-Олбанса, Томас Уолсингем. К этому сочинению по содержанию примыкает псевдоисторический трактат «Жития двух Офф» (Vitae duorum Offarum). В нем изложена легендарная версия основания монастыря Сент-Олбанс в кон. VIII в. королем Мерсии Оффой II, который тем самым якобы исполнил обет своего далекого предка, легендарного короля англов Оффы I. Существует предположение, что «Жития двух Офф» были написаны не М. П., а более ранним автором (возможно, в кон. XII в.), однако вопрос авторства остается открытым (см.: Vincent N. Review of The Lives of the Two Offas/Transl., ed. M. Swanton//History. Oxf., 2012. Vol. 97. N 327. P. 477-479). Наиболее ранний список «Жития двух Офф», как и «Деяний аббатов…», находится в составе написанной М. П. «Книги дополнений» (Liber additamentorum; рукопись: Lond. Brit. Lib. Cotton. MS Nero. D I). Кроме того, рукопись включает копию составленного в XII в. картулярия аббатства Сент-Олбанс ( Keynes. 1993), а также большое число документов общеисторического значения и является своеобразным приложением к «Большой хронике» (в ее рукописи М. П. на полях отмечал отсылки к «Книге дополнений»). С художественной т. зр. большой интерес представляет включенная в «Книгу дополнений» иллюстрированная опись драгоценных камней и перстней, хранившихся в аббатстве Сент-Олбанс ( Lewis. 1987. P. 45-48). М. П. создал ряд житий святых как на латыни, так и на англо-нормандском диалекте старофранцузского языка. Между 1247 и 1253 гг. он написал Житие св. Эдмунда Рича, архиеп. Кентерберийского (1234-1240; канонизирован в 1246), сохранившееся в копии XIV в.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

30 Авг. 4878 Как мне жаль и одного дня, пропущенного по нужде или неудобствам без принятия Св. Твоих Таин, Господи! Ни на какие ценности не оценить того ущерба, того лишения, какое чувствуется душою в день, потерянный для Тебя! Лучше бы не жить этот день, не сознавать его, не чувствовать, не видать! 31 Авг. Сентябрь, 1911 г. 4879 В юных летах полагается воспитанием начало или доброты или злобы человека. Грозный начал терзанием птичек, а кончил беспощадным убиением множества достойнейших граждан, вплоть до любимого своего сына. 1 Сент. 4880 Господь умудряет слепцы, открывает младенцам то, что утаивается от премудрых и разумных. Таковы многие из наших юродивых, не переводящихся доселе. Дурачки на вид, они изрекают и творят иногда поразительные вещи, напоминающие образ действий, силу речи и глубину премудрости древних пророков и посланников Божиих. 2 Сент. 4881 Когда званные на вечерю брачную оказались недостойными, Царь послал истребить их. Внемли сему всякий званный, и помни, что отказом от вечери Божией ты не только лишаешься ее, но и получаешь опасность потерпеть совершенное истребление. 3 Сент. 4882 Возжегся новый светильник благодати Божией за Церковь Русскую. Воспылала новая свеча неугасимая за нас пред Престолом Всевышнего. Воскурилась новая кадильница благодатных молитв за нас пред жертвенником Божиим. То Святитель Иоасаф Белгородский . Молитвами Его помилуй, Господи, всех нас! 4 Сент. 4883 Званные не только отказываются, но еще и избивают посланных. Таково безумие званных и недостоинство. К равнодушию и упорству присоединяют насилие, вероломство и жестокость, показывая крайнюю степень своего недостоинства и праведность суда Божия над ними. 5 Сент. 4884 Не во всякой скорби и страдании можно только и сказать: терпи! Иногда надо сказать: борись против страдания, изучи его причины и условия, прими все меры для его устранения, ослабления, уничтожения в себе и ближних своих. 6 Сент. 4885 «Боже мой! не удалися от мене»!.. ( Пс.70:12 ). Удаление Господа – гибель и истинное горе. Представь себе, что ты идешь по какому-нибудь глухому, непроходящему, опасному, кишащему зверями и разбойниками месту – идешь с проводником, с которым ты достаточно сжился. Он стал тебе ближе друга. С ним тебе не страшно. Он знает все дороги, всю местность, он не даст тебе заблудиться, не даст в обиду встречным зверям и разбойникам. И вдруг этот проводник совершенно оставит тебя – одного посреди незнакомой тебе и опасной местности, как есть одного – и безо всего: без руководства, без указаний, без защиты, без поддержки. Что как не гибель, не полное ужаса горе – ожидает оставленного? Он – несомненная добыча или зверей или разбойников. Такова именно и есть участь людей, оставленных Богом. Звери – грехи и разбойники – бесы вполне и легко овладевают человеком и готовят ему неминуемую гибель: вываляют во грехах, в этой своей смрадной слюне и проглотят в свою адскую утробу, чтобы там варить вечно огнем неугасающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010