П. В. Кузенков В православном богослужении В древнем К-поле Н. торжественно праздновали 1 сент. Впрочем, в Типиконе Великой церкви IX-X вв. «начало Нового года» (τ νον τος) отмечено под 23 сент. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42), что является наследием языческих традиций Римской империи, где указанная дата почиталась как день рождения Октавиана Августа. В Типиконе Великой ц. имя Августа уже не упоминается, однако намек на связь этой даты с идеей имп. власти можно усмотреть в праздновании 23 сент. Зачатия св. Иоанна Предтечи, почитаемая десница которого использовалась в чине коронации визант. императоров (ср.: «рука · Ioah(h)a Кр(е)ст(ите)ля · правая · ï тою ц(еса)ря поставляют(ь) на ц(ар)ство» - Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст./Предисл. и примеч.: П. И. Савваитов. СПб., 1872. Стб. 30). След празднования Н. 23 сент. можно усмотреть также в том, что с Недели по Воздвижении (воскресенье после 14 сент.) начинался новый ряд евангельских и апостольских чтений, что в правосл. богослужении сохраняется вплоть до наст. времени: в Неделю по Воздвижении завершается ряд чтений из Мф и с понедельника читается уже Лк. В к-польском Патриаршем Евангелии XI в. НБУВ ИР. Ф. 301 23Л (по классификации Грегори-Аланда, l1380; см. Nelson. 2016) указанный понедельник назван «понедельником нового лета», а чтение этого дня сопровождается комментарием: «Следует знать, что Луку начинают читать от Недели по Воздвижении, ибо тогда и равноденствие бывает, которое называется новое лето» ( Иванов. 1886. С. 113) - т. о., дата 23 сент. (или близкие к ней) получает чисто астрономическое обоснование. Как бы то ни было, уже к X-XI вв. жители К-поля считали началом года не 23, а 1 сент. Под этой датой в к-польском Синаксаре помещен историко-богословский комментарий о содержании понятия «индикт», а 1 сент. отождествлено с тем самым днем, когда, согласно Евангелию (Лк 4. 16-22), Господь Иисус Христос пришел в синагогу в Назарете и прочел пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис 61. 1-2; SynCP. Col. 1-2). Собственно, именно это чтение из Евангелия от Луки и указывается в визант. богослужебных книгах как чтение на Н. 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

3анифа , муч. персидский, 28 марта. 3ахария (память Господня, евр.), прор. серповидец, 8 февр. 3ахария прор., родитель Предтечи, 5 сент. 3ахария , преп. египетский. 5 дек. Захария преп., затворник, 34 марта. Зевин , Пустынник сирийский, 23 февр. 3ина (Божественный, греч.), ап. из 70, 27 сент. Зина , муч. при Максимиане, 22 июня. 3инаида (Божественная, греч.), 11 окт. 3иновий (Богоугодно живущий, греч.), еп. егский, 30 окт. Зинон (Божественный, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Зинон , муч. африканский, 10 апр. Зинон , еписк. веронийский, 12 апр. Зинон воевода, муч. никонидийский, 23 дек. и 3 сент. Зинон , муч. никомидийский, 18 апр. Зинон , муч. мелитинский, 6 сент. Зинон священник, 6 сент. Зинон и Зина , слуга его, 22 июня. Зинон , преп. сирийский, 30 янв. Зинон , 3 марта. Зоил (любящий животных, греч.), 3 марта. Зосима (сильный жизнию, могущий жить, греч.), воин муч. кононийский, 19 июня. Зосима , пустынник киликийский, муч. 19 сент. и 4 янв. Зосима , муч. антиохийский, в Писидии, 28 сент. Зосима , преп. палестинский, обрейший пр. Марию, 4 апр. Зосима преп., елиск. Вавилона египет., 4 июня. Зосима , преп. финикийский, 8 июня. Зосима преп., еписк. сиракузский, 30 мар. Зосима пр. соловецкий, 17 апр. Зотик (животворящий, оживляющий, полный жизни, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Зотик , муч. никомидийский, 18 апр. Зотик , муч. никонидийский, 21 окг. Зотик , муч. фракийский, 22 авг. Зотик , муч. с Илиею и др., 13 сент. Зотик сиропитатель, преп. 30 дек. Зоя (жизнь, греч.), мученица атталийская, 2 мая. Зоя , мученица римская, 18 дек. Зоя , преп. вифлеемская, 13 февр. Игафракс , из 26 мучч. дотфских, 26 марта. Игнатий Богоносец, 29 янв. и 20 дек. Игнатий , патриарх цареградский, 23 окт. Игнатий , преп. Спасовой обители Глубокой реки, 27 сент. Игнатий , еп. ростовский, 28 мая. Игорь блаженный, князь черниговский и киевский, 5 июня. Иларий (веселый, греч.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля. Иларион (веселый, греч.), муч. мелитинский с Иероном , 7 ноября. Иларион , муч., с Емидианом, еписк. тревийским и др., 18 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Повесть о празднике Обновления храма Христа Спасителя во Иерусалим. Сентября 13. Повесть некоего монаха о непослушании. Дек. 30. Повесть о Сисинии Еп. Александрийском. Сент. 14. Повесть о некоем любящем нищих и живущем блудно и так умершем. Сент. 14. Повесть о Сисое авве. Июл. 6. Повесть о иноке некоем, изгнанном из Рима Папою Григорием. Сент. 14. Повесть о авве Сергие старейшине блудницам. Апреля 13. Повесть о попе некоем, иже крещая жены соблазняшеся. Чудо И. Предтечи. Мая 25. Повесть о Феодосие Царе, зело полезна. Апрел. 13. Покаяние. Притча Евангельская. Ноября 19. – Поучение. Дек. 30. – Иоанна Лествичн. Март. 30. – Покаяние Киприана. Октября 2. Покров Пресв. Богородицы. Октября 1. Полувий Еписк., повесть. Мая 12. Послание Еписк. Симона Владимирского к Поликарпу черноризцу Печер. Мая 3. Послание Авгаря Царя к И. Христу. Авг. 16. Послание Нила черноризца. Авг. 10. 19. Похвальныя слова; см. Слова. Пояса Ир. Богородицы праздник Авг. 31. Преображение Господне. Августа 6. Песни Печерской Богоматери. Августа 31. Пяток и среда. Слово Св. Пахомия. Мая 15. Риза Господня. Март. 27. Риза Богородицына. Июл. 2. Рождество Христово, слово. Дек. 23. Рождество Богородицы, слово. Сентября 8. Рождество И. Предтечи, слово. Июн. 24. Россия. Повесть о земле Русской. Июл. 15. Генв. 19. Руфина мать мучен. Маманта. Сент. 2. Серапиона Архиеп. Новгородского послание к Митроп. Симону. Апр. 7. Сергий авва старейшина блудницам. Повесть. Апрел. 13. Симеон Мстиславич Князь Вяземский. Сент. 14. Симона Еп. Владимир, сказание о Печерск. иноках. Мая 3. Симоновский монаст. Сент. 25. Сисиний Еп. Александрийск. Повесть. Сент. 14. Сисой авва. Повесть. Июл. 6. Слова – поучительные проповеди : Сент. 1,5,8,22,23. Окт 1. Ноября 25. Дек. 16, 17, 20, 23, 29. Генвар. 6, 30. Февр. 29. Март. 4, 10, 14, 25. Апрел. 16, 22. Мая 28. Авг. 4, 6, 13, 15, 19, 29. Надгробные: Апр. 3. Похвальныя: Сент. 5, 8, 14. Окт. 1, 5. Авг. 31.Июн. 12, 23. Мая 8.Авг.2, 9, 24.Фев. 12. Мая 2, 3, 20. Генв. 18. О смерти и о втором пришествии Христове слово Кирилла Архиеп. Александрийского. Март. 14. Апр. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Сегодня все материалы, с которыми Л. Рон Хаббард ознакомил первых прихожан Сент-Хилла (в целом это более четырехсот пятидесяти записанных на магнитофонную пленку лекций) по-прежнему составляют основу Специального обзорного курса Сент-Хилла». 424 И когда в Копенгагене, Лос-Анджелесе и Сиднее были созданы другие церкви с целью проведения специального обучения и получения одиторов высокого уровня, то эти церкви получили название «организации уровня Сент-Хилла». Каждая такая церковь специализируется в предоставлении Специального обзорного курса Сент-Хилла всем прихожанам, живущим в той части планеты, которую она обслуживает. Как утверждают последователи Хаббарда, организации уровня Сент-Хилла должны предоставлять услуги не только местным прихожанам, но и людям из других стран. Большинство прихожан, которые приезжают в какой-либо сент-хилл, планируют свое время так, чтобы интенсивно заниматься на этом курсе в течении нескольких месяцев (до года). Поэтому в организациях уровня Сент-Хилла собирается много прихожан, которые посвящают все свое время получению религиозных услуг. «Сегодня сайентологи по-прежнему приезжают в Ист-Гринстед со всего мира, чтобы пройти Обзорный курс или же просто для того, чтобы посетить место, сыгравшее важную роль в истории Саентологии. Посетители Сент-Хилла осматривают классы, где проводились первые лекции первоначального Обзорного курса и комнату исследований, где Л. Рон Хаббард сделал свои исторические открытия относительно состояний клир и ОТ, предоставив, таким образом, всему человечеству возможность ступить на Мост к полной свободе». 425 «Специальный Обзорный курс Сент-Хилла, представляющий собой хронологическое изучение Сайентологии и Дианетики с 1948 года по настоящее время, длится приблизительно один год при сорокачасовой рабочей неделе, – сообщается в сайентологическом буклете. – Данный курс раскрывает перед сайентологом все философское и техническое развитие предмета и является самым длительным сайентологическим курсом». 426 Сэйнт-Хилл (англ. Saint Hill) – английский центр аудиторных курсов Хаббарда. В настоящее время любая из (сайентологических) организаций, проводящая аудиторные курсы, называется сэйнт-хилловской. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Соф. 1136. Л. 3 об., 5, 11 об., 26 об., XIII в.), иногда с указанием гласа (РНБ. Соф. 1136. Л. 9, 12 об., 14, 15 об., 29 об.). В большинстве случаев в этом качестве здесь выступает - как в воскресные дни, так и в праздники, к-рые приходятся на др. дни,- песнопение «Свят Господь Бог наш» без к.-л. последующего гимна (ср.: ГИМ. Син. 330. Л. 68, 70, 72, 75, 77). В дни памятей нек-рых почитаемых святых Студийско-Алексиевский Типикон указывает светилен     В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., сохранившемся в рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 788, 1-я четв. XII в., и отражающем малоазийский извод студийской традиции, насчитывается уже 4 или 5 видов Е. (но не 3, как считает Р. Джордан - Jordan R. H. The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis. Belfast, 2000. [Vol. 1:] Sept.-Febr. P. 574). Первый из них - Е. «Свят Господь Бог наш», исполняемый на рядовой глас (ср. указания от 1 сент.) по воскресеньям, большим, но не важнейшим праздникам (1 сент., 8 нояб., 9 дек. и т. д.) и в дни предпразднств (7, 13 сент., 20 нояб., 21-24 дек. и т. д.). Второй вид - особые праздничные Е., указанные только для важнейших праздников (напр., Рождества Христова 25 дек. и Богоявления 6 янв.) и их попразднств; немаловажно, что ряд великих праздников (напр., Рождество Пресв. Богородицы 8 сент., Воздвижение Креста Господня 14 сент., Введение во храм Пресв. Богородицы 21 нояб. и др.) может, согласно составителю Типикона, иметь праздничный Е., а может и не иметь (в этом случае вместо праздничного Е. на утрене поется «Свят Господь Бог наш»),- это, вероятно, указывает на недавнее становление системы Е. (в попразднства этих праздников в случае наличия праздничного Е. поется он же - ср. предписания Типикона под 10-12 сент., 22 нояб. и др.; в дни попразднств, выпадающие на воскресенья, поется «Свят Господь Бог наш»). Третий вид - Е. на подобен «Небо звездами», к-рые указываются для дней почитаемых святых, когда на утрене поется «Бог Господь» (4-5, 16, 20, 22-24, 26, 28, 30 сент., 1-3, 6-7, 9, 11, 12, 16, 18, 20-24, 26 окт., 1-4, 6, 11-14, 16, 17, 24-25, 28, 30 нояб. и т. д.), и иногда называются «ексапостиларий святого» (напр., 4 нояб.; этот вид Е. может предваряться иным Е.: напр., 27 дек.- праздничным Е. попразднства; в воскресные дни - «Свят Господь Бог наш»). Четвертый вид - «ексапостиларий гласа», исполняемый в дни повседневных служб, когда на утрене поется «Аллилуия» (3, 17-19, 21, 25 сент., 4-5, 8, 10, 13-15, 17, 19, 25, 27-31 окт., 7, 9-10, 15, 18-19, 26-27, 29 нояб. и т. д.). Остается невыясненным вопрос, имеются ли в наличии в той традиции, к к-рой относится Евергетидский Типикон, вседневные негласовые Е. Октоиха, на что указывают как постоянное использование Типиконом подобна «Небо звездами», прямо отсылающего к вседневному Е. понедельника, так и упоминание «ексапостилария дня» в описании службы 2 сент.

http://pravenc.ru/text/189659.html

Агафоник, Принкипс и др., мучч. Силимврийские. 22 авг. Мучч. Солунские: Александр. 9 ноября. ДомнИн.10 окт. Зинон и Зина, мучч. Филадельфийские. 22 июня. Мучч. Халкидонские: 305–313.                  Солохон, Памфамир и Памфалон, воины. 17 мая. Севириан. 22 авг. Максим, Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские. 15 сент. Ардалион, муч. из лицедеев. 14 апр. Роман муч. 10 ноября. Ок. 315.       Ермил и Стратоник, мучч. в Мисии. 15 янв. Ок. 316.       Евстафий воин, муч. Анкирский. 28 июля. 319.            Феодор Стратилат, великомуч. в Ираклее Понт. 8 февр. 320.            Гордий, муч. Кесарийский в Каппад. 3 янв. Феоген, священномуч. Парийский. 2 янв. Сорок пять муч. Никопольских. 10 июля. Мучч. Севастийские: Севириан. 9 сент. Сорок воинов. 9 марта. Феодот, священномуч. Керинийский. 2 марта. Фока вертоградарь, муч. Синопский. 22 сент. 322.             Василий, еп. Амасийскиии, муч. Никомид., и св. дева Глафира. 26 апреля. Авив, муч. Едесский. 15 ноября. 308–323.       Иулиан пресв., муч. Анкирский при Ликинии. 13 сент. Селевк. Макровий и Гордиан, муч. Галатские. 13 сент. Аммун диакон и 40 дев постниц, мучч. Ираклийские. 1 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские. 10 мая. Акакий, муч. Милитский. 28 июля. Мучч. Севастийские: Власий еп., два отрока и 7 жен. 11 февр. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан, мучч. в Томах. 13 сент. Дорофей, Агриппа, Виктор и Феодул мучч. 18 февр. 324.            Филогоний, еп. Антиох. 20 дек. 325.            Митрофан, патриарх Цареградский. 4 июня. Григорий, еп. Армении Вел. 30 сент. Никейский собор 1-й. 29 мая. 326.            Царица Елена. 21 мая. Ипатий, священномуч., еп. Гангрский. 31 марта. 327.             Иона, Варахисий и другие, муч. Персидские. 28 марта. 330.             Обновление Царьграда. 11 мая. Ахиллий, еп. Лариссы. 15 мая. Силвестр, папа Римский. 2 янв. 335.             Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 13 сент. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 14      сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сомнительная прочность икон с одной стороны, а с другой недружеский и нерелигиозный взгляд на них старообрядцев, как на новинку, или, как говорят они: " на сажу " , были вероятно причиной того, что в продаже вместе с иконами на фольге появились картины, тоже отделанные в фольговые ризы. Картины эти тоже небольших размеров: лик и руки изображаемого на них лица отделываются обыкновенно отчетливо, а остальная фигура остается в " беле " (в одном наброске) и закрывается ризою. Отделка та же, что и на иконах. Священник Г.Н. Гуляев. Архивные публикации. Сборник архивных публикаций нижегородского статистического комитета. Адрес-календарь Нижегородской епархии 1904г. II-й округъ. С. Николай-Даръ. Храмъ дер. (1881), престолы: гл. хол. влмч. прд. тепл., св. Николая Чуд., лв. Б. М. Земли 36 д., дом. свящ. общ., псал. — соб. каз. жал. 550 р.- въ прих. прв. 550 м. 539 ж. шк. грам. Пав. Ев. 56 л., ок. сем., въ прих. съ 1893 г., законоуч. Псаломщ. Н. М. Беляковъ, 21 г., изъ 2 кл. сем., въ прих. съ 1901 г. Ц. ст. М. Г. Токаревъ (1899). Адр. г. Лукояновъ. Адрес-календарь Нижегородской епархии 1904г. 2й благочинный округ. Село Николай-Дар. Храм деревянный 1881 года постройки. Церковные престолы: главный холодный великомученика Дмитрия Солунского; правый придел тёплый Святого Николая Чудотворца; левый придел Знамения Божьей Матери. Земли - 36 десятин домовладение священника общинное, псаломщика – собственное. Казённое жалованье - 550 руб. В приходе православном – 550 мужиков, 539 женщин. Школа грамоты. Заведующий школой иерей Павел Ев. Лебединский, возраст - 56 лет, окончил семинарию, в приходе с 1893 года. Законоучитель псаломщик Н.М. Беляков, возраст – 21 год, из второго класса семинарии, в приходе с 1901 года. Церковный староста М.Г. Токарев, служит в храме с 1899 года. Лукояновский уезд. Гребнев В.А. Лукояновский уезд, Тольско-Майданская волость. Жителей в селе Николай-Дар - 1240 чел. И на жд станции Николай-Дар (Городок) жителей - 50 чел ( 1916г.). Приходское духовенство 2-Благочинный округ, Лысковской епахии. Одноклассная церковно-приходская школа с. Николай-Дар 1914-1916гг. Заведующий школой священник Павел Лебединский, законоучитель диакон Александр Филиппович Тополев, учитель Анастасия Михайловна Сидорова. Курс учения в сельской приходской школе ограничивается: чтением, письмом, законом Божьим, четырмя правилами математики. Метод преподавания грамоте – улучшенный, по звуковому способу господина Ушинского.

http://sobory.ru/article/?object=30778

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

10 авг. 1978 г. в связи со смертью папы Павла VI Лучани отбыл из Венеции для участия в конклаве, начавшемся 25 авг. Вечером 26 авг. в 4-м туре голосования он был избран папой Римским и впервые в истории принял двойное имя Иоанн Павел I, что подчеркивало его приверженность курсу пап Иоанна XXIII и Павла VI. 3 сент. 1978 г. состоялась церемония инаугурации И. П., впервые заменившая папскую коронацию. От кардинала-перводиакона Перикле Феличи И. П. принял не папскую тиару, а паллий , подтвердив тем самым верность линии на упрощение церемониала, проводившейся папой Павлом VI. И. П. также отказался от использования во время интронизации специального переносного трона (sedia gestatoria), но во время общей аудиенции 13 сент. вновь вернулся к этой традиции, став последним папой, использовавшим sedia gestatoria в церемониале. Интронизация И. П. состоялась 23 сент. в Латеранской базилике. В связи с избранием на Папский престол телеграмму И. П. с пожеланиями «успехов в усилиях в пользу упрочения мира и международной разрядки, укрепления дружбы и сотрудничества между народами» отправил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев . Интронизационные торжества были омрачены смертью специального представителя РПЦ Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , скончавшегося 5 сент. от инфаркта во время частной аудиенции у И. П. И. П. планировал проведение обширных реформ на основе принципа коллегиальности, в т. ч. изменение правил проведения конклава путем включения в него председателей епископских конференций и превращение Всемирного синода епископов в постоянно действующий орган управления католич. Церкви. Рассматривая служение бедным как одно из основных направлений своего понтификата, И. П. выступал в пользу «бедного образа» Церкви, которая должна быть ближе к обездоленным. С первых дней понтификата И. П. включился в международную политику в качестве миротворца. На 1-й общей аудиенции 6 сент. он приветствовал начавшиеся 5 сент. в Кэмп-Дэвиде переговоры Президента США Дж. Картера, Премьер-министра Израиля М. Бегина и Президента Египта А. Садата, результатом к-рых стало подписание в Вашингтоне документов, регулирующих достижение мира на Ближ. Востоке. 9 сент. папа изъявил готовность стать посредником в переговорах по прекращению гражданской войны в Никарагуа, о чем уведомил нунция в Никарагуа архиеп. Габриеля Монтальво. 20 сент. И. П. направил епископату Аргентины и Чили послание, поддерживающее усилия иерархов католич. Церкви этих стран по предотвращению военного конфликта, опасность возникновения которого была связана с территориальным спором из-за нескольких островов в прол. Бигл.

http://pravenc.ru/text/471413.html

Поскольку изначально И. возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. В большинстве провинций сбор урожая основных культур заканчивался осенью. Однако традиция, по к-рой датой начала И. стало 1 сент., сложилась не сразу. Так, из памятников V в. следует, что на Востоке империи И. начинался позднее. Надпись 452 г. в Халкидоне с датой 22 сент., «по истечении 5-го индиктиона», предполагает начало И. не ранее 23 сент. ( Duchesne L. Inscription chrétienne de Bithynie//BCHell. 1878. T. 2. P. 289-299). Дата землетрясения 458 г. в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 12); т. о., 12-й И. начался не 1 сент., а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрем, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона ( Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Αρχαιτητες κα πιγραφα τς Θρκης κα Μακεδονας//Ελληνικς Θιλολογικς Σλλογος. Εν Κωνσταντινουπλει, 1886. Τ. 17. Παρρτημα. Σ. 94). По-видимому, начало И. совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи ( Kubitschek. 1928). Так, в Антиохии началом года в I-V вв. было 1 гиперберетайоса (тишрина), т. е. 1 окт.; не ранее 483 г. было перенесено на 1 сент. ( Downey G. The Calendar Reform at Antioch in the 5th Cent.//Byz. 1940/1941. Vol. 15. P. 39-48). Во мн. календарях греч. Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, т. е. с 23 сент.- днем рождения имп. Августа (Асия, Вифиния, Памфилия, о-в Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сир. Маббуг) - Grumel. 1958. P. 193-203). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с И., приуроченным к началу егип. года (1 тоута - 29 августа), применялись и «александрийские» И. с началом в мае (Ibid. P. 193; Bagnall, Worp. 2004. P. 22-35; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского Собора (август 449 г. обозначен как 3-й И. вместо принятого 2-го - ACO. T. 2. Fasc. 1. P. 1, 77; Perry S. G. F., ed. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881. P. 13, 401). 1 сент. было признано началом И. во 2-й пол. V в. (древнейший пример - дата кончины прп. Симеона Столпника, 2 сент. 459 г., «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сир. Житии, написанном в 474 г.- Lietzmann H., Bearb. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Lpz., 1908. S. 228-229). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» И. произошел с 462/3 г. ( Grumel. 1958. P. 202).

http://pravenc.ru/text/389569.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010