И как только он это сказал, тотчас землетрясение прекратилось. И все дивились, прославляя Бога 227 . Последний из вышеупомянутых византийских писателей, Георгий Кодин, говорит, что, когда началось землетрясение, царь и патриарх Прокл вышли с народом на доро1у, ведущую к Трибуналу (городская площадь). Еретики же, которых Кодин называет амалекитянами 228 , стали изрыгать хулы на Трисвятое ( δια τ βλασφημεν σφοδρως εις το τρισγιον). Царь же с патриархом и всем народом долгие часы взывал «Господи, помилуй». Во время этой молитвы отрок был поднят на воздух и слышал хоры ангелов, поющих и славословящих ( μελοδοντων κα μνοντων) «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Когда же отрок спустился на землю, народ тоже запел, и тотчас землетрясение прекратилось. Царь же после этого изгнал всех еретиков из города 229 . При этом Кодин замечает, что причиной землетрясения было богохульство. В чем заключались хулы на Трисвятое, это понятно в свете приведенного выше места из месяцеслова императора Василия, где еретики названы феопасхитамикак хулившие,, якобы Божество страдало. Короче говоря, хула на Бога этих еретиков заключалась во вставке в Трисвятое слов «распныйся за ны», а это значит, что Трисвятое уже существовало в Константинополе по крайней мере при императоре Феодосии Младшем (408–450), если не раньше. Возможно, что хронисты и позднейшие переписчики их трудов не придавали должного значения точности датировки землетрясения. Целью их повествования было ограждение православных от еретических заблуждений, что особенно нужно было ввиду шаткой церковной политики правительства императора Юстиниана I . Сопоставляя в повествовании действия еретиков и православных, оказавшихся в одинаковых условиях стихийного бедствия, и связывая прекращение землетрясения с молитвой православных, они тем самым укрепляли веру в победу Православия над ересями. Поэтому не случайно легенда о чудесном происхождении Трисвятого получила место в хрониках, месяцесловах и патериках – книгах назидательного чтения и не упоминается в типиконах, в толкованиях богослужения и в строго исторических трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Циканистирий – площадка для верховой игры в циканион, любимое развлечения ромейских императоров и аристократов. В Константинополе Ц. был построен при Феодосии II (408–450 гг.) и входил в территорию Большого императорского дворца. Разрушен Василием I (867–886 гг), чтобы освободить место для постройки Новой церкви. Рядом, на морском берегу, был выстроен новый, более обширный Ц., соединенный с Новой церковью посредством двух галерей. В XIII в. этой не лишенной риска игрой отчаянно увлекалась трапезундская и грузинская знать. Цистерны – служили для засолки рыбы или для хранения запасов питьевой воды, поступавшей по акведукам. Их стены были покрыты гидроизоляционным раствором, цемянкой розоватого цвета. Ц. строили под открытым небом, а когда в городе не хватало свободного места, хранилища воды стали устраивать под землей, подпирая их своды колоннами и арками. Такого рода строительство особенно активно велось в IV-VI в. в Константинополе, где было около 150 Ц. (до наших дней сохранилось около 40 таких гидротехнических сооружений). Наиболее знаменита Ц. Юстиниана, она же «Царская» или Базилика (турец. Иерибатаи Сарай). Ее свод поддерживают 336 колонн, а вместимость достигает 80 000 куб м. воды. Ей в два раза уступала Ц. Филоксена с 224 колоннами. В окраинном западном регионе столицы на возвышенностях находились самые крупные открытые Ц.: Аэция, построееная в 421 г. и вмещавшая 300 000 куб. м воды, Аспара, построенная в 439 г., Св. Мокия, построенная императором Анастасием Дикором (491–518 гг.). В провинциальном ранневизантийском Херсоне большая Ц. объемом свыше 1800 куб. м (28 х 13,4 м, глубина более 4 м) входила в военно-административный и общественный центр на возвышенности около Южных ворот города, а другая, подземная, крытая, объемом около 80 куб м. и глубиной до 7 м, находилась на агоре. Кроме того, во дворах многих усадеб находились небольшие Ц. для запаса воды. Количество рыбозасолочных Ц. значительно превосходило их (около 150), причем строили их до Х в., так что одновременно в городе функционировало около 2030 таких сооружений, причем каждое было способно вместить несколько десятков центнеров соленой рыбы, преимущественно хамсы, вылов которой производили во время весенней и осенней путины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гот Гайна получил должность magister militum praesentalis и вместе со своими войсками вступил в Константинополь. Между тем в византийской столице все сильнее ощущалась антигерманская реакция 116 , и на переломе веков это направление стало господствующим. Германцы были исключены из войска, и была проведена основательная реорганизация римских вооруженных сил 117 . Однако уже вскоре снова возникла необходимость набирать германцев в большем количестве, и вплоть до VII в. они представляли собой в имперской армии наиболее важный и боеспособный элемент. Однако отныне они вербовались как отдельные наемники и ставились под начало императорских офицеров, тогда как готские федераты Феодосия представляли собой единые независимые формирования, подчинявшиеся собственным предводителям. На Западе же такое положение вещей сохранилось и позже и в конце концов привело к тому, что западная Римская империя утонула в германском потоке. Показательным для различия положения двух частей Империи и определяющим для различия их последующей судьбы было то, что антигерманская реакция на Востоке достигла своих целей, в то время как враждебные германцам выступления на Западе оказались безрезультатными. Вскоре восточная часть освободилась и от Алариха. Он отправился со своими войсками в Италию и после троекратной осады в 410 г. взял штурмом Рим. Положение на Западе становилось все более безнадежным, на Востоке же, напротив, с начала V в. наступило долгое затишье. На это время относительного спокойствия приходится основание университета в Константинополе и составление «Кодекса Феодосия». Слабый император Феодосии II (408–450) поначалу находился под опекой своей энергичной сестры Пульхерии, а в более поздние годы – под влиянием своей супруги Афинаиды-Евдокии, дочери язычника, профессора риторики из Афин. Личность этой императрицы, которая на протяжении всей своей жизни оставалась верна образовательному идеалу своего родного города, но одновременно с истинной страстью была привержена новой религии и которая писала как светские стихи, так и церковные песнопения, является живым примером сосуществования в Византии христианства и античной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 367. Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме// Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 416. Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М., 2013. С. 294. См.: Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. Киев, 2017. С. 155. Флоровский Г., прот. Смысл истории и смысл жизни// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 63. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 65. Там же. С. 73. Там же. С. 67. Флоровский Г., прот. Эволюция и эпигенез// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 435. См.: Гаврилюк П . Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. C. 178. Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. New York, 1960. P. 64–75. Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме// Флоровский Г., прот . Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 420. Там же. С. 408. Там же. С. 416. Там же. С. 420. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 628. Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М., 2015. С. 341. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 633. Флоровский Г., прот. Век патристики и эсхатология. Введение// Флоровский Г., прот . Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 230. Там же. С. 233. Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 702. Там же. С. 691. Там же. С. 701. Флоровский Г., прот. О последних вещах и последних событиях//Догмат и история. М., 1998. С. 450. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. С. 182–183.   Источник: Рупова Р. М. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского как русло неопатристики. Вопросы богословия. 2021. 1 (3). С. 104–114. http://doi.org/10.31802/2658- 7491-2020-1-3-104-114 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6174313

Д. б., «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья» (Ibid. Р. 125), имеет длину более 55 м. 5-нефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте» (Ibidem); о существовании атрия ничего не известно. Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные. Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Ширина нартекса соответствует 3 средним нефам, вход в боковые - через порталы, центральный отделен от нартекса тройной аркадой - трибелоном. С запада нартекс имеет 2 входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделен 2-ярусными аркадами и освещен рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по 4 (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по 3 (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот прием восходит к базилике кон. V в. (Ibid. Р. 474). Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта - от обходов с галереями над ними. Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и др. зданиям. Они разнотипны: т. н. феодосианские (широко распространившиеся в эпоху имп. Феодосия II (408-450), имеющие 2 ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с 4 орлами и 4 бараньими головами; т. н. овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; т. н. складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад - совр. повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зеленого фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.

http://pravenc.ru/text/178245.html

5606 365. Аркадий совместно со своим братом Гонорием правил тринадцать лет./исправлено: 5607 (395–408 гг.) 369. В это время епископ Августин за свою мудрость и ученые знания почитается выдающимся человеком. 370. Воздаются почести славным епископам Иоанну Константинопольскому и Феофилу Александрийскому. 366. Во времена этого императора Эпирский епископ Донат 47 почитается выдающимся человеком за свои необычные достоинства. Он убил дракона, плюнув ему в пасть, и дракон был столь огромен, что восемь пар быков еле смогли дотащить его до костра, на котором он был сожжен, чтобы гнилостью своей не отравлять воздух. 367. В это же время промыслом Божиим обретены тела святых пророков Аввакума и Михея. 368. Готы вторгаются в Италию, а вандалы и свевы – в Галлию. 369. В это время епископ Августин за свою мудрость и ученые знания почитается выдающимся человеком. 370. Воздаются почести славным епископам Иоанну Константинопольскому и Феофилу Александрийскому. 5621 371 . Гонорий правил пятнадцать лет совместно с Феодосием Младшим, сыном своего брата./исправлено: 5622 (395–423; 408–450 гг. ) 372. В их правление готы захватывают Рим. 373. Вандалы занимают Гиспанию, а свевы – Галисию./исправлено: Вандалы, аланы и свевы захватывают все Гиспании. 374. В это время Пелагий выступает против Христа с проповедью своей ереси. Чтобы осудить его, в Карфагене собирается собор из двухсот четырнадцати епископов. 375. В это время Александрийский епископ Кирилл почитается выдающимся человеком. 5648 376. Феодосий Младший, сын Аркадия, правил двадцать семь лет./исправлено: 5649 (408–450 гг.) 377. Народ вандалов уходит из Гиспаний в Африку и там полагает конец католической вере, укоренив арианскую ересь./исправлено: Вандалы уходят из Гиспаний в Африку и там полагают конец католической вере, укоренив арианскую ересь. 378. В это время Несторий, епископ Константинопольский, являет свою мерзкую ересь. Собор, собравшийся в Эфесе, осуждает его безбожное учение. 379. В это же время дьявол , явившийся евреям Крита в образе Моисея, обещает провести их в землю обетованную через море, даже не замочив ног. Однако множество их погибло, а уцелевшие обратились в веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиан III (423–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение: «Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III – начале IV вв.» IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28 канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотикон» императора Зенона и «Акакиева схизма» Приложение: «Положение императора в Церкви и государстве в IV – V вв.» XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия Предисловие То, что первое издание моей «Истории Византийских императоров» разошлось в довольно короткий срок, несмотря на его очевидные недостатки, стало для меня пусть и косвенной, но лестной оценкой читателями моих трудов. Это также показало, что подобного рода литература является сегодня чрезвычайно востребованной российской публикой. Вообще, нельзя не заметить, что ренессанс византинистики в последние годы – явное свидетельство духовного оздоровления нашего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010