Софроний, патриарх 100 Софронова Л.А. 17, 292, 318, 356,466, 469 Софья Алексеевна (1657–1704), царевна, правительница Московского государства (1682–1689) 163, 312, 358 Спиридон, святой 305 Ставровецкий Кирилл Транквилион 68 Станислав Костка, святой 240 Стародубские, князья 159 Стасов В. 296, 473 Стебницкий М., см.: Лесков НС. Стерлигова И.А. 74, 469 Стефан, архиепископ Суздальский 121 Стефан, митрополит Рязанский 118 Стефанов Гурий (упом. 1751–1752), иконописец из Холуя 226, 231 Стоялович Л.Н. 375, 469 Стрелков Иван Васильевич, Федосеевец, купец 217 Строгановы, именитые люди, бароны и графы 416, 417 Стягов Е.И., выпускник Академии художеств, преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 279 Суетин Николай Михайлович (1897–1954), художник 454 Сулакадзев А.И., собиратель и фальсификатор древних рукописей 408, 469 Султанов Николай Владимирович (1850–1908), архитектор, реставратор 195, 261 Супонев А.Н., владимирский губернатор 159 Суслов С.Л., иконописец из Мстеры 168 Т Тананаева Л.И. 17, 292, 304, 305, 384, 469 Тарасевич А., украинский гравер 350 Тарасевич (Леонтий, конец XVII в.), украинский гравер 312, 327 Тарасов О. 10, 203, 450, 469, 470 Татлин Владимир Евграфович (1885–1953), художник 438 Тафернер Пауль 30 Твенгер Я. 347, 348 Тверитинов Дмитрий Евдокимович (1667 -ок. 1741), проповедник протестантских взглядов, в 1713 г. обвинен в ереси 142 Твининг Л. 372, 470 Темир Аксак 60 Теплов Г. Н., художник 409 Тереза (1525–1582), испанская писательница, монахиня, святая 240 Тиль И., владелец типографии в Одессе 254 Тинторетто (Робусти Якопо, 1519–1594), итальянский художник 305 Тихомиров Л.А. 252, 470 Тихон, архимандрит 226 Тихон Воронежский (Задонский) (1724–1783), духовный писатель, святой 47, 221 Тихон Калужский (ум. 1492), святой 65, 67 Тихон Луховской (ум. 1503), святой 319 Тихонравов Константин Никитич (1822–1879), археолог, историк, секретарь Владимирского губернского статистического комитета 25, 157, 158, 166, 181, 206, 470

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

— В.А.    Basile de Césarée. Traité du Saint-Esprit. 29» Ed. B. Pruche (SC, 17). Paris, 1947. P. 251 ; Engl. tr. Crest-wood. NY, 1980. P. 110.    Horner G. The Statutes of the Apostles, or Canones ecclesiastics. London, 1904. P. 133.    n ep. B. Pauli commentant» Ed. H.B. Swete. Cambridge, 1880—82.11. P. 124—125.    Правило 6.    sSt. Gregory of Naz. De vita sua. PG. 37. Col. 1060 A.    «В деревнях и сельских местностях следует поставлять не епископов, а путешествующих наблюдателей (περιοδευτας), а те епископы, которые уже поставлены, не должны делать ничего без воли городского епископа» (правило 57).    Ср.: Geizer H. Patrum Nicaenorum nomina. Leipzig, 1898. Hönigmann E. Une liste inédite des pères de Nicée//Byzantion. XX. 1950. P. 63—71; для Халкидонского собора см.: Acta conciliorum occumenicorum (далее: ACO). Berlin, 1927. H, 1, 1. P. 58, 60, 63 и т. д.    Второй Никейский собор, 14-е правило; о хорепископах ср.: Афанасьев Н. Неудавшийся церковный округ//Православная мысль. IX. Париж, 1953. С. 7—30; Jones A. Op. cit. II. Р. 877—879.    Ливаний. Слово XLVIII, 3.    Антиохия была резиденцией следующих чиновников: comes Orienti (заведовавший всей «епархией» Востока), консуляр Сирии и magister militum per Orientem или командующий римскими войсками на Востоке Империи    Jones. Op. cit. II. P. 919.    Codex Justinianus (далее: CJ). Berlin, 1954.1, 3, 41. P. 2.    Арльский собор (ок. 450 г., правило 54; ср. многочисленные примеры народного участия в выборах епископа: Jones. Op. cit. III. P. 314, note 119).    Лаодикийский собор, правило 13.    Ammianus Marcellinus. Resgestae. XXVII, 3, 12—13//Ed. Rolfe J.C. (Loeb Classical Library). III. P. 18—19.    AGO. T. II. Vol. II. Part 3. P. 49 (408).    Sulpicius Sevens. Vita Martini. 9//Ed. Fontaine J. Paris, 1967 (SC. 133). P. 270—272.    В русской науке высказано предположение, что избрание Амвросия произошло по инициативе императора: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915. С. 21. — В.А.    Paulinus. Vita Ambrosii.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ [греч. Εδοκα] (ок. 400, Афины - 20.10.460, Иерусалим), св. (пам. визант. 13 авг.), визант. имп. со 2 янв. 423 г. Дочь Льва, философа-язычника, жившего в Афинах; до крещения носила имя Афинаида; получила хорошее классическое образование. Согласно сообщениям позднейших византийских историков (Иоанн Малала, Евагрий Схоластик, Пасхальная хроника), он завещал все свое имение 3 сыновьям, Афинаида была отправлена в К-поль, имея небольшие средства к существованию. В столице на нее обратила внимание августа Пульхерия, старшая сестра правящего имп. Феодосия II (408-450). Афинаида была приближена ко двору, приняла крещение с именем Евдокия. 7 июня 421 г. она вышла замуж за имп. Феодосия II. От брака родились дочери Ликиния-Евдоксия (422 - до 472; с 437 замужем за имп. Валентинианом III в Зап. Римской империи) и Флакилла (f 430). После рождения 1-го ребенка Е. была провозглашена августой и официально стала соправительницей имп. Феодосия II. Согласно позднейшей визант. историографической традиции, при дворе Феодосия разгорелось соперничество между Е. и августой Пульхерией за влияние как на различные политические дела, так и на императора. Е. как будто удалось «отстранить» Пульхерию от дел, и та стремилась «отомстить» Е. Мн. хронистами воспроизводится рассказ о том, как Пульхерия составила указ о передаче ей в рабство Е. и как легкомысленный Феодосий подписал указ не глядя. После того как обман раскрылся, произошел скандал; Феодосий приказал посвятить Пульхерию в диакониссу и удалить в монастырь. Большинство сведений византийцев о придворной жизни эпохи Феодосия признаются недостоверными; но др. источников, позволяющих объяснять мн. события в жизни Е. иначе, чем это делали визант. хронисты, нет. Очевидно, к сер. 20-х гг. V в. после рождения детей Е. приобрела большое влияние при дворе. Предположительно она могла быть связана с некой т. н. либеральной партией визант. знати, к-рая стремилась к продолжению политики веротерпимости в Византии, к сохранению классической античной системы образования и культуры. В числе сторонников этого направления исследователи называют дядю Е. Асклепиодота, префекта К-поля Кира. К успехам «либералов» относят организацию Аудиториума (высшей школы) в К-поле в 425 г., издание нового Кодекса Феодосия , широкую строительную деятельность.

http://pravenc.ru/text/187091.html

Как в Паннонии, так и в Милане он подвергся преследованиям со стороны ариан. Арианский епископ Авксенций изгнал Мартина из Милана, после чего он некоторое время жил отшельником на островке около Генуи, откуда вместе с возвращавшимся с востока Хиларием перебрался в Галлию. В 370 г. он основал близ Пуатье на полученной от Хилария земле первый правильно организованный монастырь на западе (монастырь Литюже). Жители Тура провозгласили Мартина в 371 г. епископом. Сам он продолжал вести монашескую жизнь в хижине на берегу Луары. Вскоре здесь возник целый монастырь (знаменитый Мармутье). Умер Мартин в 397 г. Сульпиций Север был его учеником. 448 Понтий Меропий Аниций Паулин (353–431 гг.), церковный писатель. Родился в семье богатого сенатора в Бордо, учился у знаменитого Авзония. Был сенатором, затем консулом и правителем Кампании. Частично под влиянием жены Ферасии, происходившей из Испании, он был крещен в Бордо в 390 г. После смерти единственного ребенка Паулин вместе с женой предался строгому аскетизму, а в 390 г. удалился в Испанию, где в Барселоне ок. 394 г. был рукоположен священником. В следующем году Паулин с женой поселились в Ноле. В 409 г. Паулин стал епископом Нолы. В качестве епископа он известен устройством акведука, строительством церквей, щедростью к бедным, некоторых из которых он приютил в своем доме. Он состоял в переписке со многими известными церковными деятелями того времени, в том числе и с Сульпицием Севером. От него дошло 51 письмо и 35 поэм, из которых 14 посвящены св. Феликсу: в обычае Паулина было писать поэму к ежегодной годовщине памяти святого (Паулин жил у могилы св. Феликса). 449 Лица эти более нигде не упоминаются. Согласно данным, которые мы можем почерпнуть из самого диалога, оба они были современниками Сульпиция Севера. Галл был учеником Мартина Турского, о Постумиане же сказано, что он провел некоторое время на востоке, откуда вернулся в Галлию, где и встретился с Галлом и Севером (S. Sever., Dial. I, I). 450 Антиох (ум. не позже 408 г.), епископ Птолемаиды в Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За свою борьбу с духами злобы он терпел тяжелые скорби и раздоры в семье, несчастья с детьми 877 . Одесские моряки старались не выходить в море без благословения о. Ионы. В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» прот. Иона уговорил городские власти разрешить отпевание зачинщика восстания, матроса Г. Валенчука, что предотвратило дальнейший обстрел города и Спасо-Преображенского собора из бортовых орудий корабля. В период распространения властями обновленчества храм, где служил прот. Иона, был единственным православным храмом в городе. Во время кампании по ликвидации церковных ценностей о. Иона был арестован, но был выпущен по требованию горожан и вскоре скончался от тяжелой болезни. В последний путь, несмотря на противодействие властей, его провожали огромные толпы народа 878 . Прот. Иона Атаманский канонизирован в 1996 году решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эти пастыри показали миру пример смирения и любви и привели ко Христу огромное множество людей. Личной святости они достигли в служении людям и полном самоотречении. Их жизнь показывает, как можно в миру угодить Богу и достигнуть святости через заботу о ближних и мирскую деятельность, если ей сопутствуют молитва и истинная любовь к ближним. Приложение к теме 6 Приложение 1. Список святых мирян По месяцеслову всех святых 1891 г 879 1 . Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября 880 . 2 . Авив, сын Гамалиила. 2 августа. 3 . Александр, отец мч. Аистиона Монаха (†ок.290). 7 июля. 4 . Александр Невский (в схиме Алексий), великий князь. 23 ноября. 5 . Андрей, юродивый Цареградский. 2 октября. 6 . Андрей Боголюбский. 4 июля. 7 . Андрей, князь Смоленский. 27 октября. 8 . 7 отроков Ефесских, уснули при Декии (ок. 250 были замурованы в пещере за веру), пробудились при Феодосии Младшем (408–450) 881 . 4 августа. 9 . Артемий Веркольский (12-летний мальчик, убит молнией). 23 июня. 10 . Ахаз праведный. 1 апреля. 11 . Борис и Глеб, страстотерпцы. 24 июля. 12 . Василий и Константин Ярославские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сколь ни чудесна эта история, но она имеет весьма сильные доказательства своей достоверности. Писатель св. Иоанн Колов, современник сего события († ок. 422 или в 1 половине 5 века, см. 9 ноябр.) говорит о сем событии в житии Паисия Великого 19 июня. Православный епископ саругенский Иаков в Месопотамии из начала 6 века, сирский писатель, оставил описание сего события; перевод его известен был Григорию турскому в том же веке († 594). Марониты сирийцы, в 7 веке отделившиеся от православной церкви, чтут в своей службе святых отроков. Они находятся в ефиопском календаре и древних римских мартирологах. История их известна была самому Магомету и многим арабским писателям. Григорий гурский (de gloria martyr. lib. I. сар. 95) говорит, что сии мужи даже до сего дна в том самом месте почивают, одетые в шелковые и тонкие полотняные одежды. У Григория Ямвлих назван Малхом и вместо Антонина Серапион. Западные писатели 8 и 11 веков говорят также о мощах их в пещере. Бароний сделал несколько неважных возражений против сей истории, наприм. что нет современных свидетелей сего события (это неверно), что на халкидонском соборе не было говорено об ереси отвергавших воскресение мертвых (это не существенно и неважно) и т. п. Тильмон вопреки ясным всеобщим свидетельствам полагает, что найдены были только нетленные тела отроков, но не живые восстали. Неважны некоторые разногласия в повествованиях касательно года их обретения и имени епископа, при котором они восстали. Феофан полагает восстание их от сна в 434 году, Дионисий патриарх иаковитский в 425 году, другие в 437 году; но все сходятся в том, что относят сие событие в царствованию Феодосия Младшего. В месяцеслове Василия и за ним в других историях говорится, что они восстали через 372 года по успении, тогда как от гонения Декия (250) до конца царствования Феодосия Младшего (408—450) прошло только 200 лет. Ошибки в цифрах, которые заменялись буквами, очень часты и дело обыкновенное. Если вместо 372 читать 172; то выйдет год обретения их при Феодосии 432 или 433 близкий к указаниям историков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несториане – последователи еретического учения – несторианства, возникшего в 30-е гг. V в. и распространившегося благодаря энергичной поддержке Нестория. По представлениям Н., Христос был человеком, который стал мессией, то есть на время, уже после своего Воплощения (рождения), соединил божественную и человеческую природу. С этой точки зрения мать Иисуса можно считать не Богородицей, а лишь «человекородицей». Рим в лице Папы Целестина I (422–432 гг.) и Александрия в лице теолога Кирилла Александрийского выступили против Н. Ересь была осуждена на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г., но последователи ее сохранились на Востоке. Несторий (ок. 381–451 гг ) – выходец из Антиохии, епископ Константинополя в 429–431 гг., создатель ереси несториан. Находился под влиянием Антиохийской школы теологии, принижал божественное начало в Христе, считая, что Бог не мог родиться от плоти и страдать во плоти. После отлучения от Церкви был сослан императором Феодосием II (408–450 гг.) в аравийскую Петру, а потом в далекий ливийский оазис в Африке, где и умер. Неф (греч. «корабль») – 1) обычное название транспортного корабля; 2) основная часть базилики, предназначенная для молящихся. Н. представлялся византийцу видимым небом для христианской общины. Это было помещение для «верных». Н. строились как можно более протяженными, чтобы путь спасения был реально, физически ощутим. Прямоугольная форма церквей наподобие корабля должна была внушать верующим, что через море жизни может привести в небесное пристанище только церковь . Даже ритм рядов колонн, которыми отделялись друг от друга Н., отсчитывал, прежде всего, путь спасения: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Новый Завет от Иоанна: IX, 9). По мере спасения молящиеся распределялись в базилике, кто «у лучших столпов», кто только у входа. Обычно в храмах был центральный Н. и боковые по сторонам от него, отделенные рядами колонн или столбов. Н17;ка – 1) возглас, означавший с греч. «Побеждай», «Победа»; так члены цирковых партий и зрители на ипподроме обычно подбадривали своих возниц и приветствовали победителя; 2) название одного из мощных восстаний, которое произошло в Константинополе 11–18 января 532 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22/4 Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков, иже во Ефесе (ок. 250; 408–450). Преподобных Феодора (1409) и Павла (XV) Ростовских, первостроителей Борисоглебского монастыря. Андрониковской иконы Божией Матери (1281–1332). Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Казанская, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего/и всем твориши спастися,/в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе/умиленною душею и сокрушенным сердцем/пред пречистым Твоим образом со слезами,/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево,/Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим. Кондак, глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол/благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим образ Твой святый,/от него же истекает благодатная помощь/всем, с верою притекающим к нему. Тропарь равноапостольному Аверкию, епископу Иерапольскому, чудотворцу, глас 4 Истины проповедник и чудотворец дивен показался еси,/сирот отец и нищих заступник,/бодрый пастырь словеснаго стада, бесом страшен,/всех убо от тех нападений заступай, вопиющих ти:/Аверкие отче наш,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Яко священника превеликаго и апостолов совсельника,/Церковь почитает тя вся верных, Аверкие,/юже твоими молитвами соблюдай, блаженне,/непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну,/яко приснопамятный. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Сербских святителей и учителей архиепископов: Саввы 1 (12 янв.), Арсения 1 (28 окт.), Саввы († 12 февр. ок. 1269, сн. 8 февр.), Евстафия 1 † ок. 1285 (4 янв.), Иакова († 1292 февр. 3), Никодима († 1325, сн. 11 мая), Даниила (1325–1338, еще 20 дек.); патриархов Иоанникия II († 3 сент. 1354), Ефрема II (1376–1382, † после 1395 т. сн. 15 июня), Спиридона (1382–1388), Макария (1557–1574, мощи в печьском монастыре), Гавриида 1 (Раича), пострадавшего от турок в 1659 году, Григория , еп. сербского (упоминается ныне в Сербляке; от корене Нееманичей, его же мощи быша в монастыре Куманице на р. Лиме). Служба всем им в Сербляке. (Сн. Голубинск. стр. 473. 478. 482. 673. Гавриил в синакс. Никод. 13 дек.). Архим. Арсений в Правосл. Обозрении 1868 г. ч. II. годы кончины полагает Евстафия 1 в 1279 г., Иакова в 1285 г., Иоанникия II в 1354 г. IV. Поклонение честных древ. Моск. (у Маттея или ошибочно вместо 30 июля или пред 1 или 14 сентября вынос креста из палаты был). V. Св. Филонида . Петр. Асс. Антон. 240 и др. (МГр. 17 июня). Стефана папы римского, 12 учеников его и прочих. Вен. (2 августа). Ап. Фаддея . Сир. (21 авг.). Иринея, Ора и Орепса . МКр. М. Гр. 1595 (22 авг. МГр.). Мучч. Аристоклея, Димитриана и Афанасия . 51 (20 июня). Мучч. 33 в Никомидии. 724 (28 МГр.). Попразднство Предтечи . Уст. Иерус. и Студ. Пр. Евфросина псковского. 51. 201. (15 мая). Анастасии патрикии. 724. (10 марта). Пренесение мощей ап. Варфоломея . М. 79 (25 авг.). Св. Иринея лионского. До Мак. (23 авг.). 31 I. Положение честного пояса пресв. Девы Богородицы . Положен в Халкопратии при Аркадии (395–408). Чрез 510 лет исцелена им Зоя, супруга Льва Мудрого (889–912). Все за Син. 2. и Конст. МКр. М. 450. М. 11 и 12 в. Канон 1 Иосифа, 2 Георгия (Никомидийского). Служба. В и Нан. 2 Обновление в Халкопратиях и положение честного пояса (Пар. 29 августа). Св. Геннадия , патриарха цареградского, (458–471). Ч. М. (Вас. 25 авг. МГр. 17 ноября и 25 августа. 1621 августа 27. Конст. 42. Иер. Флор. Асс. Остр. Мст. и др. 20 ноября. Мак. 22 ноября. Нан. 1. Моск. 23 ноября. 51 февр. 16 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Евлогия , архиеп. александрийского, 607 или 608 г. Вас. Рум. 239. †. Ефемер. и Белоз. 493 февр. 14. 51 февр. 10. М. Р. 13 сент.) II. Мучеников отца и сына распятых. 1295. Муч. Прискиллы . Вас. и др. с Акилою 14 июля. М. Р. 8 июля. III. Долинской иконы Божией Матери. IV. Тимофея патриарха. Неап. По мнению Мазохия (см. его объяснения на Неап. календ.), это патриарх александрийский, умерший в 385 году 20 июля. Сн. 9 мая. Св. о. Никандра . Соф. ев. XIV в. 6. Св. Онисима постника. Служ. Минея XII-XIII в. у Григоровича (Сн. 14 февр.) Св. Иустиниана . Син. 1. V. Акилы . Вас. Рум. Акад. и др. (14 июля). Памфила и Порфирия . Рейм. (16 февр.). Муч. Евстратия херсонского. Львов. 15 (28 мар.). Пр. Максимы . Петр. Сирм. (23 янв.). Пр. Акепсимы . Петр. Сирм. (3 нояб.). Феодосия великого. Италогр. (11 янв). Пафнутия постника. Соф. ев. 7. Охр. (25 сент. и 15 февр.). Пр. Саввы сербского. Киев. Мес. Мес. вс. св. 1806 (12 янв.). 14 I. Пр. Авксентия , подвизавшегося на горе Оксии близ Халкидона, ок. 470. Все (кроме Коал. 1.) М. 12. МКр. Канон Феофана. Служба. М. Р. Погребен 14 февр. (Охр. 15 февр. 51 янв. 28. Соф. Ев. 5 февр. 12. ЕКЛ. втор. 15 апр.) Пр. Марона , пустынника сирийского, недалеко от Кира, † ок. 370 г. Петр. 1295. Мак. (В старопеч. славянском каноннике 31 окт. служба. В Филим. 14 февр.). Пр. Авраама , еп. каррийского. Умер в Царьграде при Феодосии младшем (408–450). Петр. 1295. Пр. Кирилла Философа, учителя словенского, † 869. Остр. Асс. Рум. Охр. М. 12 в. (У. 328. 329. Псалтырь 1481. У. 1610. 1625. 1639 и другие ошибочно катанского вместо славянского. См. 11 мая. Белоз. 516. Мак. У. 336. Константина философа 14 окт.) Пр. Исаакия затворника печерского XII в. из Торопца, † 14 февр. Св. 1659 (Львов. 3 и 14 Рум. 325 апр. 27). Мощи в пещере Антониевой. Пренесение мощей благоверного князя Михаила черниговского от Чернигова в Москву в 1572 г. (в арханг. соборе). Белоз. 516. 1621. 1625. 1639. 1648 и др. Сн. 20 сент. II. Филимона , еп. газского. Син. 1. Вас. Муч. Георгия швеца митиленского, пострадавшего в Царьграде в 1693 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010