Христофор, епископ Слободско-Украинский и Харьковский (Сулима) Родился около 1750 года. Происходил из дворянского рода. Отец его был полковником Переяславского полка. Сам будущий святитель служил некоторое время офицером в гусарах, затем поступил в монастырь. Учился в Киевской духовной академии. В 1765 году пострижен в монашество. В начале 1789 года, пройдя многие послушания в заграничном Мотренинском монастыре, прибыл в Россию и назначен игуменом Моденского Николаевского монастыря Новгородской епархии. 29 декабря 1789 года возведён в сан архимандрита Гамалеевского Харлампиева монастыря Черниговской епархии. С 1794 года – архимандрит Черниговского Успенского Елецкого монастыря. 18 апреля 1798 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. 16 октября 1799 года по упразднению Феодосийского викариатства переведён во вновь учреждённую Слободско-Украинскую и Харьковскую епархию. Памятником деятельности преосвященного Христофора оставалась устроенная при нём Харьковская духовная семинария, переименованная в коллегию, и три духовных управления в городах Харьковской губернии. Известна и борьба его с местным расколом. 6 февраля 1813 года по болезни уволен на покой в Старо-Харьковский монастырь, где и скончался 18 мая 1813 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 177. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 490, 515, 531, 965. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 177. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 904. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 66, 71. Исторический вестник. СПб., 1894, июль, С. 147–148. Православный собеседник. Казань. 1914, январь, стр. 80. Русская старина. СПб., 1876, июль, стр. 712.– 1883, сентябрь, стр. 625. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 5, стр. 360. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2271. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 21, стр. 435. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Содержание Предвестники раскола Кризис в Позднем Средневековье Разрыв в XI веке После раскола     В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви – Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения. В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) 1 «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы». Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России».     Предвестники раскола Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, – святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других – было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Dorotheus of Gaza (fl. c. 525). Member of abbot Serido’s monastery and later leader of a monastery where he wrote Spiritual Instructions. He also wrote a work on traditions of Palestinian monasticism. Epiphanius of Salamis (c. 315–403). Bishop of Salamis in Cyprus, author of a refutation of eighty heresies (the Panarion) and instrumental in the condemnation of Origen. Ephrem the Syrian (b. c. 306; fl. 363–373). Syrian writer of commentaries and devotional hymns which are sometimes regarded as the greatest specimens of Christian poetry prior to Dante. Eucherius of Lyons (fl. 420–449). Bishop of Lyons c. 435–449. Born into an aristocratic family, he, along with his wife and sons, joined the monastery at Lerins soon after its founding. Eunomius (d. 393). Bishop of Cyzicyus who was attacked by Basil and Gregory of Nyssa for maintaining that the Father and the Son were of different natures, one ingeneratc, one generate. Eusebius of Caesarea (c. 260/263–340). Bishop of Caesarea, partisan of the emperor Constantine and flrst historian of the Christian church. He argued that the truth of the gospel had been foreshadowed in pagan writings but had to defend his own doctrine against suspicion of Arian sympathies. Eusebius of Emesa (c. 300-c. 359). Bishop of Emesa from c. 339. A biblical exegete and writer on doctrinal subjects, he displays some semi-Arian tendencies of his mentor Eusebius of Caesarea. Eusebius of Vercelli (fl. c. 360). Bishop of Vercelli who supported the trinitarian teaching of Nicaea (325) when it was being undermined by compromise in the West. Fastidius (c. fourth-fifth centuries). British author of On the Christian Life. He is believed to have written some works attributed to Pelagius. Faustinus (fl. 380). A priest in Rome and supporter of Lucifer and author of a treatise on the Trinity. Filastrius (fl. 380). Bishop of Brescia and author of a compilation against all heresies. Fulgentius of Ruspe (c. 467–532). Bishop of Ruspe and author of many orthodox sermons and tracts under the influence of Augustine.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Исидор олицетворял собой новый тип правоведа. В первую очередь он был клириком и только потом юристом. Свою главную задачу раннесредневековый знаток права видел в том, чтобы воспитать читателя в духе христианства и научить его благочестивой жизни. Поэтому его творчество чем дальше, тем больше приобретает дидактический и морализаторский окрас, а понятия римского права уходят в сферу богословской лексики. Исидор Севильский и каноническое право В поле практической деятельности Исидора – правоведа оказались совершенно новые, средневековые, институты: церковь и монастырь. Их устройству и внутренней жизни посвящены его трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав». В первом Исидор рассказывает о порядке проведения церковных служб и об обязанностях клириков. Второй, составленный на основе уставов Бенедикта Нурсийского (480–547) и Иоанна Кассиана (360–435), посвящен регламентации монастырской жизни 54 . Высказанные в этих трактатах идеи легли в основу ряда соборных постановлений, принятых на II Севильском (619) и IV Толедском (633) соборах, где Исидор председательствовал. Епископ Севильи ясно и четко сформулировал правоотношения внутри епархии и внутри монастыря. В этом смысле Исидора можно считать одним из творцов нового канонического права. При этом он использовал терминологический аппарат римской юриспруденции, относящийся к правовому статусу официалов, воинов и к римской familia 55 . Часто императорские конституции, дошедшие в составе «Бревиария Алариха», распространялись участниками соборов и на церковную жизнь. Например, при решении конфликтов между епископами, спорящими из-за права владеть базиликой, отцы II собора в Севилье ссылаются на аналогичный казус, известный из светского права 56 . Таким образом, нормы римского права наряду с постановлениями прежних соборов и папскими декреталиями были источником формирования канонического права в Толедском королевстве. Надо полагать, не в последнюю очередь это произошло благодаря Исидору. Практически все постановления IV собора в Толедо были так или иначе приняты под влиянием произведений епископа Севильи. Так, десять антииудейских канонов возникли благодаря полемическим сочинениям Исидора (например, «О католической вере из Ветхого и Нового заветов против иудеев») 57 . Постановления, касающиеся литургики, закрепили те нормы, которые Исидор сформулировал в трактате «О церковных службах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Период девятый. Состояние ветхозаветной церкви от Ездры до Рождества Христова XLIX. Возвращение иудеев из плена. Создание второго храма. Деятельность Ездры и Неемии. Последние пророки. Судьба иудеев, оставшихся в пределах царства Персидского: история Есфири и Мардохея На призыв царского указа об освобождении откликнулись все иудеи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного – всего 42 360 человек с 7 367-ю слугами и служанками. Это большею частью были люди бедные, и все их достояние состояло из 736 лошадей, 245 мулов, 435 верблюдов и 6 720 ослов. Гораздо большая часть пленников, – все те, которые успели обзавестись значительным хозяйством в стране своего пленения, предпочли остаться там, и между ними большинство высших и богатых классов, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Но и среди высших классов еще оставались истинно патриотичные и благочестивые люди, каковым был князь иудейский Зоровавель, принявший на себя начальство над караваном поселенцев. С ним был первосвященник Иисус, соименник того вождя, который впервые ввел избранный народ в землю обетованную, и того Божественного Искупителя, который должен был в будущем ввести человечество во владение несокрушимого царства «не от мира сего», и еще девять старейшин, принявшие на себя бремя устроения переселенцев на почве родной земли. Получив вспомоществование как от оставшихся в Вавилонии своих соплеменников, так и от самих вавилонян, и неся с собою 5 400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращенных Киром, этот малый остаток некогда могущественного народа двинулся в путь – в землю обетованную. Из переселенцев, конечно, каждый старался скорее увидеть свое старое пепелище, и потому они возвратились в свои различные города. Но в седьмой священный месяц Тисри они все собрались в Иерусалиме и там, возобновив жертвенник на груде развалин, отпраздновали праздник Кущей. Тогда же приступлено было и к заготовке материалов для возобновления храма, и при этом, как и во времена Соломона, им помогли тиряне и сидоняне, которые нанялись доставлять им кедровый лес с гор Ливана 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Густо населенная христианами Едесса в процентном отношении была островом среди моря язычников. Что касается Месопотамии в тесном смысле и сопредельной с ней Персии, то здесь, по сообщению Ассемана 433 , уже во II веке было 360 церквей. Известие это, однако, Гарнак считает неверным. Данных о распределении здесь христианства мы не имеем, но все же можно предполагать, что в конце II века христианство в этих странах уже существовало. Это можно вывести из широкого распространения христианства в III веке. Дионисий Александрийский (около 250 года) знает не только церкви в Месопотамии, но говорит также об общении и связи их с другими церквами 434 . Далее широкое распространение христианства в III веке удостоверяет здесь псевдовардесановский диалог «0 законах стран», а также то, что рассказывает Евсевий о мучениках в Месопотамии при Диоклетиане и особенно во времена великого преследования христиан в IV веке. Являясь ареной постоянной борьбы между римлянами и парфянами, а затем персами, Месопотамия и Персия, хотя и находились в некотором общении с греческим христианством, но образовали особую ветвь христианства, именно сирийско-персидского, центром которого была Селевкия-Ктезифон 435 . Во все время своего существования, говорит В. В. Болотов , сирийско-персидская церковь была автокефальна и никогда не состояла в зависимости от Антиохийской кафедры. Стоявшие во главе этой церкви епископы Селевние-Ктезифонские всегда избирались и рукополагались подведомственными им епископами. Легенда о происхождении рукоположения в Антиохии, по мнению названного ученого, выросла на почве тщеславия, из желания опереть список своих епископов на апостола Петра 436 . V. Провинция Аравия В своем послании к Галатам (1, 17) Ап. Павел сообщает о своем путешествии в Аравию. Центром христианства в этой стране был город Востра. Христианские общины здесь были многочисленны и по-видимому рано образовали самостоятельный церковный округ. По крайней мере это доказывают состоявшиеся в Бостре в начале III века соборы аравийских епископов 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

487 Новые монастыри: а) в Вильне братский святаго Духа около 1600 г., благовещенский девичий, голдовский троицкий; б) в воеводстве вилькомирском сурдецкий успенский с 1627 г., кейданский преображенский (в Жмуди); в) в воеводстве троцком евейский троицкий с 1619, яблоченский онуфриев; г) в Якобштадте святого Духа; д) слуцкий старчицкий, девичий прор. Илии; е) в пинском повете цеперский преображенский с 1618 г. (прим. 181, 485), дятловицкий преображенский под Пинском с 1622 г., пинский богоявленский с 1633 г., Грозовский с 1639 г.; ж) в минском воеводстве покровский, петропавловский минский с 1633 г., дисненский воскресенский с 1633 г., бряхимовский селецкий с 1631 г., минский троицкий, руцкий, горецкий крыжборский; з) в воеводстве мстиславском, братский могилевский с 1619 г., оршанский кутеинский богоявленский с 1623 г., кутеинский успенский девичий с 1631 г., миорский в бреславском повете с 1633 г., лукомский в повете оршанском, могилевская краминская пустынь с 1633 г., буйницкий святаго Духа, бельский николаев, балколабский вознесенский с 1641 г., мстиславский тупичев святаго Духа с 1641 г., охорский, шкиловский мужеский и девичий, музаловский девичий, гривенский, два девичьи в могилеве, костюковский девичий с 1665 г. О печальной судьбе их виленские грамоты изд. 1843, стр. 114–118. 124–132. Минск. грам. 66. 70. 75. 81. 118. 125. 136. История унии Бантыш-Каменского стр. 146. 153. 166. 182. 190. 191. 195. 199. 202. 220. 235. 281–285. 302. 312. 326. 356. 360. 300. 423–429. 435. 448. Памят. киев. кон. 2, 174. Ист. Иер. и не знав, о других говорить не верно. 488 См. в 6 т. ист. иер. хронологический список монастырей. Ист. унии 147. Молодик 1844, стр. 223. О луцком братском 1617 г., чарницком 1639 г. Киевлянин 1841, стр. 517 и памятники киев. ком.; о монастырях густинском, ладынском и мгарском ркп. из Чт. Моск. Ист. 1648. окт. 1616 г. Построен Бершадский преображ. в Ольгиопольском уезде Каменец-Подольской области. 489 Монастыри, заведовавшие другими: киевская лавра, виленский братский святаго Духа, слуцкий троицкий, кутеинский богоявленский, дрогичанский троицкий. Вилен. грам. 2, 124. Ист. унии 167. 182. 190. Востокова опис. муз. О соф. соб. 245–248. «Архимандрии обыкновенно принадлежат и другие монастыри» – писал Митроп. Варлаам Мазепе, предлагая учредить в Батуринском монастыре Архимандрию; Св. Димитрий, будучи Архимандритом черниговского елецкого монастыря, заведовал и глуховской обителью. Диария 1692, 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанн Дамаскин , преподобный (676–749): Точное изложение православной веры . М., 1992. Иоанн Златоуст , святитель (347–407): О покаянии и об Ироде, и Иоанне Крестителе; Слово о лжепророках и лжеучителях//Творения. Т. VIII. Кн. 2. М., 2009. Он же. Фрагменты//БК. Иоанн Кассиан , преподобный (360–435): Послание к Кастору о правилах общежительных монастырей//Сергиев Посад, 1993. Иоанн Карпафский , преподобный (VII в.): Сотница вторая//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Иоанн Кронштадтский , святой праведный (18291908): Мысли при чтении Святого Писания//Дневник. Т. 1. Тверь, 2007. Ипполит Римский , священномученик (170–236): Слово на Богоявление//Творения. Казань, 1899. Исайя Отшельник, преподобный (V в.): Слова//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Исидор Пелусиот , преподобный (†440): Письма. М., 2000. Исихий Иерусалимский , блаженный (†433): Фрагменты//БК. Иустин Попович , преподобный (1894–1979): Подвижнические и богословские главы//На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. Он же. на Первое послание ап. Иоанна. М., 1999. Каллист Ангеликуд , преподобный (1325–1395): Слово XVI//Путь к священному безмолвию. М., 1999. Кесарий Арльский, святой (470–543): Киприан Карфагенский , священномученик (†258): Творения. М., 1999. Кирилл Александрийский , святитель (378–444): На Святой Символ//Творения. М., 2000. Он же. Фрагменты//БК. Кирилл Иерусалимский , святитель (315–386): огласительные//Творения. СПб., 1913. Климент Римский , святой (†99): Послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Лев Великий , святитель (390–461): Проповеди//БК. Он же. Слово VII//Слова на Рождество Христово. М., 2000. Лука (Войно-Ясенецкий) , священноисповедник (1877–1961): Проповеди в 3 томах. Симферополь, 2003. Макарий Великий , преподобный (301–391): Творения. М., 2002. Макарий Оптинский , преподобный (1788–1860): Письма. М., 2011. Максим Исповедник , преподобный (580–662): Вопросоответы к Фалассию//Избранные творения. М., 2004. Марк Ефесский , святитель (1392–1444): Ответ Иоанну Палеологу//Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Сергиев Посад, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Г. Лужецкого (1879. 16. С. 289-293; 18. С. 337-341; 1880. 9. С. 189-195; 10. С. 215-219; 12. С. 258-265); «Соловецкий мятеж: (Очерк из истории раскола)» П. Г. Воскресенского (1888. 22. С. 417-423; 23. С. 435-445; 24. С. 467-476; 1889. 2. С. 17-22; 3. С. 37-43; 5. С. 98-103; 9. С. 171; 12. С. 201-211; 22. С. 453-460; 23. С. 487-498; 24. С. 516-529); «Краткий исторический очерк австрийского раскольнического священства» С. М. Маркова (1885. 5/6. С. 152-160; 7. С. 187-197; 8. С. 231-234; 9. С. 250-257; 10. С. 275-286; 11. С. 302-319; 13/14. С. 347-359; 15. С. 375-384; 16. С. 393-404; 17. С. 425-440; 18. С. 459-466; 19. С. 493-498); «Материалы для истории просвещения духовенства за XVIII в.» прот. В. Будилина (1899. 3. С. 97-102; 9. С. 248-253); «Грузинская Церковь под управлением Высокопреосв. Феофилакта [Русанова]» (автор скрыт под криптонимом «С. Н. Р.») (1901. 11. С. 272-286; 12. С. 298-313; 13. С. 323-347; 14. С. 360-376; 15. С. 387-409; 16. С. 424-439; 17. С. 461-472; 18. С. 492-502; 21. С. 592-598; 22. С. 642-648; 23. С. 668-670; 24. С. 698-701). Среди статей по богословию, церковному искусству и каноническому праву примечательны: «Краткий исторический очерк богослужебного пения, по преимуществу в древнехристианской Церкви (I-VIII вв.)» Ф. Рождественского (1879. 1. С. 10-12; 2. С. 26-31; 10. С. 165-168; 11. С. 181-185; 12. С. 203-207); «О лицах, которым принадлежало в древней христианской Церкви право суда и наказания» (1880. 20. С. 467-469; 23. С. 511-515; 24. С. 536-541) и «Об анафеме как церковном наказании» (1882. 18. С. 502-512; 20. С. 585-591; 21. С. 618-622; 22. С. 645-650; 1883. 6. С. 163-172) И. М. Милованова; «Учение о пастырстве в посланиях и поучениях древнерусских митрополитов и епископов XIII-XV вв.» М. Добронравова (1887. 3. С. 51-56; 6. С. 93-100; 15. С. 302-308; 24. С. 455-465); «Какие догматические вопросы разрешались в русской литературе в последние пять лет» А. Яхонтова (1892. 4. С. 131-136; 5. С. 159-165; 6. С. 197-202; 9. С. 307-313; 10. С. 335-343; 21.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

Составитель и автор философских сборников " Перелом. О справедливости традиции " (2013), " Плаха. О русской идентичности " (2015), " Язык. О становлении русского дискурса " (2017), " По-другому: Сборник статей о традиции и смене идеологического дискурса " (2013-2017). Член редколлегии учебников " Обществознание " для 6-9-х классов общеобразовательных организаций (2020). Содержание Время Патриарха Кирилла ...3 Часть первая. РУССКАЯ ТЕМА Похищение русской идентичности ...13 Русофобия ...39 Русско-российский вопрос ...59 Сакральная география ...66 Русский мир равноапостольного князя Владимира ...79 О разрушении семьи ...83 Возвращение русского исторического самосознания ...88 Часть вторая. ЦЕРКОВНЫЕ ВОПРОСЫ Будущее русской теологии ...97 Греко-протестантизм ...104 Либерал-православие ...111 Православный гламур и диктатура богемы ...122 Секуляр-гностицизм и православие ...147 Цифровая плерома ...167 Пандемия и новая сакральность ...173 Политическая философия коронавируса ...184 Чужая речь ...198 Как разрушить Церковь. Инструкция ...219 Церковь и PR-mexhoлoruu ...224 Спящие ...237 Освящение оружия ...241 Часть третья. ПРОБЛЕМЫ КОНСЕРВАТИЗМА Новый русский консерватизм ...249 Что такое идеология ...256 Типология направлений консервативной мысли ...270 Национальная история как общественный договор ...279 Переосмысление традиции ...291 Реабилитация идеологии ...298 Светское государство ...304 Глобализм ...310 Посткапитализм ...320 Традиция и фундаментализм позднего модерна ...341 Часть четвёртая. ГРАЖДАНСКОЕ БОЛЬШИНСТВО Большое гражданское общество ...353 Смерть интеллигенции ...360 Армия как общественный институт ...381 Смысл революции ...391 Средний класс ...399 Кризис теории правозащитного действия ...407 Кризис правозащитной практики ...435 ГУЛАГ и коллективная вина ...442 Запрет на ценностное мышление ...448 Об авторе ...454 СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА

http://religare.ru/2_120244.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010