Н.А. Редин Результатом третьей международной патристической конференции «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада», проходившей с 19 по 21 ноября 2015 г. в Москве, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, стал одноименный сборник, вышедший в свет в Издательском доме «Познание» ( Иоанн Кассиан , 2017). Он посвящен фигуре св. Иоанна Кассиана (ок. 360–435), выдающегося представителя раннего монашества и видного теоретика христианского аскетизма, автора двух знаменитых сочинений – «Собеседований» (Collationes) и «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum), сконцентрировавших в себе сущность восточно-христианской духовной традиции. Св. Кассиан приобрел богатейший опыт аскетической жизни в различных монашеских общинах Египта, Палестины, Константинополя и Рима. Последнюю часть своей земной жизни он провел в Южной Галлии, где основал два общежительных монастыря (мужской и женский) и впоследствии был прославлен как святой 1 . Сборник состоит из пяти разделов. Первый из них, наименее объёмный (в нем всего три доклада), посвящён биографии и литературному наследию св. Кассиана. Здесь рассматриваются девять различных гипотез о месте рождения Кассиана, обсуждаются вопросы хронологии последних лет его жизни и рецепция его сочинений на христианском Востоке. Второй раздел сборника посвящён различным аспектам богословского учения св. Кассиана. В нём представлены доклады, в которых рассматриваются его учение о Евхаристии, о внутренних взаимосвязях в его богословской мысли, о взглядах св. Кассиана на природу Бога, материи и времени, а также особенности его христологии на основе трактата «О воплощении». В третьем разделе, представляющем наибольший интерес в рамках нашего обзора, на котором в дальнейшем мы остановимся подробнее, рассматривается аскетическое учение св. Кассиана. В него вошли доклады, посвящённые монашескому идеалу и дружбе, любви и эмоциям, внутреннему зрению, чистоте сердца, созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Все чаще британские паломники возвращались из Галлии под сильным впечатлением от новых монашеских учений, приходивших туда из Египта, Сирии и Палестины в IV столетии. Эти аскетические влияния распространились на севере до Тура, возле которого около 372 года святым Мартином был основан монастырь. Вполне возможно, что некоторые паломники из Британии обучались у святого Мартина († 397). На юге Галлии монашество укоренилось при таких отцах Церкви, как святой Иоанн Кассиан († 435) и святой Викентий Лиринский († 450). Первый из них жил у монахов Египта между 385 и 399 годами и принес египетское, так называемое «Пахомиево», монашество с собой на юг Галлии. Первым британским паломником, возвратившимся из континентальной Европы, был будущий святой Ниниан (ок. 360ок. 432). Он, возможно, встречался с епископом Виктрицием Руанским, хотя более вероятно, что он посетил Рим и монастырь святого Мартина в Туре. Как бы то ни было, но, вернувшись в Британию, он отправился севернее Адрианова вала и около 410 года начал миссию в юго-западной Шотландии, увлеченный новыми монашескими веяниями. Белая «каменная церковь», построенная святым Нинианом на острове Уитхорн на юго-востоке Уигтауншира (ныне область Дамфрис и Галлоуэй), была освящена во имя святого Мартина. Преподобный Беда писал, что она была построена «очень давно». Прозванный «апостолом южных пиктов», святой Ниниан был действительно апостолом нынешней Шотландской низменности. Это область между Антониевым валом и Адриановым валом, включающая Глазго и Эдинбург. Святой Ниниан принес из Галлии поистине новую духовную силу, и не вызывает никаких сомнений, что он вдохновлял многих в северной Британии, Уэльсе и Ирландии на протяжении десятилетий, хотя в более поздние годы пикты и отступили от веры. Так что святой Патрик († 461 или 493), как и многие другие, находился под прямым влиянием монастыря Уитхорн. Кажется, он был родом из места, находившегося недалеко от вала, а имя мужа его сестры было Мартин. Конечно, ирландец святой Энда († 530) прошел обучение в этом «рассаднике» монашества, основанном святым Нинианом, и сам стал основателем ирландского монашества.

http://pravoslavie.ru/53219.html

(526, 230) 8. Было решено также: о сих словах молитвы Господней, где мы говорим: «Прости нам долги наши» ( Мф 6, 12 ): всякий, кто полагает, что святые произносят их из смирения, а не в истине, да будет отлучен от сообщества верных. Кто может допустить, что молящийся лжет, и не только людям, но и Самому Господу? Уста его говорят, что он желает быть прощенным, а сердце его говорит, что не имеет долгов, которые нуждаются в прощении. «Indiculus» (между 435 и 442 гг.) В борьбе против пелагианства 327 , особенно против искусного Юлиана, епископа Экланского, в южной Италии (ум. ок. 454), Августин во всем объеме поднял серьезнейшие вопросы отношения между человеческой свободой и необходимостью благодати, между вселенской волей Бога к спасению и предопределением избранных Божиих. Из-за этого возникли большие споры. Самое сильное противостояние исходило от монахов Марселя, во главе с Кассианом (ок. 360–435), и от монахов Лерина. Они признавали авторитет церковных декретов, но стремились отодвинуть учение Августина по следующим причинам: в глазах Бога все люди равны, поэтому Он дает им равную благодать; всякое различие в распределении даров имеет причиной лишь разницу в степени готовности каждого человека; это истинно уже для дарования изначальной спасительной благодати. Не завися от пелагианства, Кассиан примкнул к нему; он соглашался с необходимостью благодати для всякого доброго дела, то есть дела, подчиненного сверхъестественной цели спасения в нынешней жизни; практически же он отрицал ее, поскольку устанавливал зависимость наделения изначальной спасительной благодатью не от милостивой свободы Бога, а от заслуги человека. Его основным противником был Проспер Аквитанский (ок. 390-ок. 460), который объединил и примерно в середине V в. опубликовал Indiculus, сборник решений Святейшего Престола, касающихся благодати. В нем в классической форме излагается учение Церкви о действенности благодати в цитатах, собранных из решений Святейшего Престола, африканских Соборов, утвержденных Римом, и, наконец, выражения веры в литургии. Начиная с конца V в. этот сборник стал признаваться как выражение католическою Предания, от которого не должно отклоняться. В последующие времена ему было придано еще большее значение. Этот документ – не только догматическое определение; со всеобщего согласия Церкви, он считается авторитетным изложением ее учения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

360-364 КАЗИМИР (1458-1484), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы 364-365 365-367 367-370 КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме 370-371 371-373 КАИАФА (кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 - ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении 373-376 376-384 КАИНИТЫ гностическая секта, о существовании и учении к-рой сообщают христ. ересеологи периода древней Церкви 386-387 КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви 387-405 405-408 408-409 409-412 412-414 КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН 414-418 КАЛАМ термин в средневек. мусульм. лит-ре; дисциплина, толкующая догматы ислама на рациональной основе 418-419 КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 419-421 421-422 422-425 425-429 429-430 430-431 431-432 КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог; старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии 432-434 434-435 435-437 437-440 КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений 440-468 468-469 КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви 469-475 КАЛИ одна из форм супруги Шивы, персонификация темного и яростного аспекта сакральной жен. энергии (шакти) в индуизме и тантризме 475-476 КАЛИВИАНИ жен. мон-рь во имя Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

«Комментарий к «Сну Сципиона»» Цицерона написан М. ок. 435-445 гг. Он представляет собой самую значимую в период поздней античности попытку переосмысления в духе неоплатонического учения мистических представлений эпохи эллинизма о мироздании и загробном существовании. Среди др. вопросов М. уделяет большое внимание астрономии, он описывает Землю как шар (globus terrae), размеры которого незначительны по сравнению с космосом. М. считает, что Солнце в диаметре вдвое превосходит Землю. В средневек. рукописях трактат М. часто иллюстрировался и содержал чертежи, к-рые скорее всего являются копиями позднеантичных оригиналов. На них карты земной ойкумены, схемы строения Земли, ее климатических зон, системы Солнца, планет и звезд (в основном согласно теориям рим. астронома Птолемея (II в. по Р. Х.), напр. Copenh. Kong. Bibl. NKS 218 4°; сер. XII в.). Карты из рукописей М. и их копии т. н. Макробиева типа составляют многочисленную группу среди наиболее древних сохранившихся европ. карт ( Miller. 1916). Онтологические представления М. оказали большое влияние на мировоззрение европейцев средневековья. Соч.: Commentarii in Somnium Scipionis/Ed. J. Willis. Lpz., 19702; Saturnalia/Ed. R. A. Kaster. Camb.; L., 2011; рус. пер.: Сатурналии/Пер.: В. Т. Звиревич; ред.: М. С. Петрова. М., 2013. Лит.: Pauly, Wissowa. R. 1. Bd. 14. Hbd. 27. Sp. 170-198; Miller K. Itineraria Romana: Römische Reisewege an der Hand der Tabula Peutingeriana. Stuttg., 1916; Миллер Т. А. Лит. критика поэзии Вергилия в период «языческого возрождения»: Сервий, Макробий//Очерки истории римской лит. критики. М., 1963. C. 283-310; Flamant J. Macrobe et le neo-platonisme latin, a la fin du IVe siecle. Leiden, 1977; Уколова В. И. Макробий и его «Сатурналии»//Культура и обществ. мысль: Античность, Средние века, эпоха Возрождения. М., 1988. C. 50-56; она же. Поздний Рим: Пять портретов. М., 1992; Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Макробий и Марциан Капелла - философствующие писатели поздней античности//Античность в контексте современности. М., 1990. С. 5-33; Syska E. Studien zur Theologie im ersten Buch der Saturnalien des Ambrosius Theodosius Macrobius. Stuttg., 1993; Лосев А. Ф. Макробий//История античной эстетики: Итоги 1000-летнего развития. М., 1994. Т. 2. С. 140-152; Meyer Ch. La théorie des symphoniae selon Macrobe et sa diffusion//Scriptorium. Brux., 1999. Vol. 53. P. 82-107; Петрова М. С. Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в поздней античности. М., 2007 [c пер. отрывков]; она же. Онейрокритика в античности и в Средние века: На примере Макробия//Интеллектуальные традиции античности и Средних веков: Исслед. и пер. М., 2010. С. 176-228; Frateantonio C. Praetextatus - Verteidiger des römischen Glaubens?: Zur gesellschaftlichen Inszenierung romischer Religion in Macrobius " «Saturnalien»//ZAChr. 2007. Bd. 11. H. 2. S. 360-377; Studies on the Text of Macrobius " s «Saturnalia»/Ed. R. А. Kaister. Oxf.; N. Y., 2010; Cameron A. The Last Pagans of Rome. Oxf., 2011. P. 231-272.

http://pravenc.ru/text/2561538.html

Прп. Паисий (в миру Петр Величковский, 1722–1794) – родился в Полтаве в семье священника. В 17 лет поступил в Любечский монастырь, перешил в скит Трейстены в Молдавии, затем – в скит Керкул и оттуда переселился на Св. Гору Афон. В 1759 г. Принял иноческий постриг, основал скит св. пророка Илии. В 1763 г. Переселился с учениками в Молдавию, стал настоятелем Свято-Духовского монастыря в Драгомирне, а затем перешел в Нямецкую обитель, где и оставался до конца жизни. Нямецкий монастырь стал центром духовно-нравственного просвещения и монашеского подвижничества. Здесь велась обширная работа по переписыванию, переводу и изданию святоотеческой литературы, в 1793 г. прп. Паисий завершил перевод «Добротолюбия» с греческого на славянский язык. Прп. Паисий считается основоположник старчества в России. Канонизирован в 1988 г. Память 15 ноября. Прп. Исаак Сирин – подвижник VII века. Основную часть жизни провел в монастыре, в строгих подвигах и молитве. Недолгое время был епископом в Ниневии. Автор поучений о духовной созерцательной жизни, см.: «Слова подвижнические». Сергиев Посад, 1911. Память 28 января. Прп. Дорофей (ум. В 620 г.) – палестинский подвижник. Сначала монах монастыря аввы Сериды в Сирии, затем настоятель (авва) собственного монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений» своим ученикам и 30 «Слов» о подвижничестве, см.: «Душеполезные поучения и писания..». 2е изд. М., 1862. Память 5 июня. Прп. Иоанн Лествичник (ок 525- ок.649) –синайский подвижник. Основную часть жизни провел отшельником, несколько лет был настоятелем Синайского монастыря, а затем снова удалился в уединение. Автор знаменитой «Лествицы райской», описывающей ступени восхождения подвижника к духовному совершенству, а также небольшого сочинения «К пастырю», где дан идеал настоятеля монастыря. Память 30 марта и в 4е воскресенье Великого Поста. Прп. Феодор Студит (759–826) — учитель аскетизма, защитник иконопочитания, автор апологетических сочинений, гимнов и канонов, некоторые из которых употребительны до сих пор. Был игуменом в Студийском монастыре, который стал благодаря ему одним из центров монашества. Всегда восставал против нарушения церковных канонов, ереси иконоборчества, за что неоднократно изгонялся из монастыря, томился в тюрьмах и ссылках, умер в скитаниях. Память 11 ноября. Прп. Кассиан Римлянин (или Иоанн Кассиан, ок.360ок.435) — основатель иночества в Галлии, учитель монашеской жизни. Приняв постриг в Палестине, много лет странствовал по египетским скитам и обителям, изучая монашеские правила и обычаи. Написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских», 24 «Собеседования» с египетскими аввами и догматическое сочинение «О воплощении Христа». Память 29 февраля. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Но по большому счету не имеет значения, почему мы не едим мяса постом. Можно во время поста так поменять свое меню, что будет сытно и комфортно как и вне поста. Многие люди, их зовут вегетарианцами, никогда не едят никакой животной пищи и преспокойненько себе существуют и очень даже довольны. Можно ведь кардинально поменять кухню, но смысла в посте не увидеть. Вопрос не в том, сколько, скажем, яичного порошка в белом хлебе. А насколько ты вообще способен воздерживаться. Поэтому не думаю, что имеет смысл детально исследовать содержание каких-то «непостных» ингредиентов в том или ином продукте. Важнее понять, что постом пища должна быть простая, хотя необязательно невкусная. Специально готовить невкусно или портить пищу Великим постом не надо. Это неправильно. Иногда мы читаем повествования о жизни подвижников благочестия и встречается рассказ, как монах в одной тарелке смешивал все кушанья, ел это и таким образом боролся с чревоугодием. Мне кажется, для обычного человека это неприменимо и даже странно. Пища должна быть простой, но она не может быть совершенно однообразной, сложно сознательно весь пост питаться одним и тем же. Пусть пища будет в какой-то степени разнообразной. Лучше поменять свое отношение к пище — учиться себя ограничивать. Каждый знает, от чего ему сложнее отказаться. Поэтому вопрос не столько в том, какие продукты мы едим во время поста, сколько в том, как мы себя утесняем, каким образом мы боремся с этим качеством пожирания, которое в нас живет и лишает подобия Божия, не дает быть похожим на Христа. Вот что важно. Вопрос в том, делаем ли мы наш пост трудным путем, который надо пройти, что-то преодолевая в себе. Примечания: 1 См.: Пар. 20:1–4; Ион. 3:1-10 ; Иоил. 2:12:17 ; Езд. 8:21-23 и др. 2 Иоанн Кассиан Римлянин, в просторечии — святой Касьян (ок. 360–435) — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни. Почитание Православной Церковью — в невисокосные годы 28 февраля. В високосные годы 29 февраля.

http://azbyka.ru/post-i-ogranicheniya-v-...

К эпохе тринитарных споров, в которую прошли I-й (325 – I Никейский) и II-oй (381 – I Константинопольский) Вселенские Соборы, можно отнести весь IV век – «Золотой век святоотеческой письменности» 1024 , и живших в это время богословов, рассматривавших в том числе и антропологические вопросы, среди которых на Востоке могут быть названы Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) 1025 , Св. Василий Великий (ок. 330–379) 1026 , Св. Григорий Богослов (329–389) 1027 , Св. Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) 1028 , Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) 1029 , Св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – ок. 396) 1030 , преп. Макарий Египетский (ок. 300 – 391) 1031 , преп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) 1032 , преп. Исаия Отшельник († 370) 1033 , преп. Марк Подвижник (конец IV – начало V вв.) 1034 , Иаков Афраат 1035 , Немесий Эмесский (IV – до середины V вв.) 1036 , Евагрий Понтийский (345–399) 1037 , Дидим-слепец (ок. 313 – ок. 398) 1038 , а на Западе Св. Иларий Пиктавийский (310-е годы – не позднее 367) 1039 , Блаж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) 1040 , Блаж. Августин Гиппонский (354–430) 1041 , преп. Иоанн Касиан Римлянин (ок. 360–435) 1042 . Из них специальные труды, посвященные антропологии, составили только Св. Григорий Нисский («Об устроении человека») 1043 , Немесий Эмесский («О природе человека») 1044 , а Св. Василий Великий говорит на антропологические темы в двух беседах («Беседа первая о сотворении человека по образу» 1045 , «Беседа вторая о человеке» 1046 ). У Блаж. Августина Гиппонского несколько работ, например, «De quantitate animae», касаются антропологических понятий 1047 . Практически не присутствуют антропологические темы в дошедших до нас трудах Св. Кирилла Иерусалимского (ок. 313 – ок. 386) 1048 , Св. Евстафия Антиохийского († 337 или 346) 1049 , Св. Епифания Кипрского (367–403) 1050 , у многих аскетических писателей и др. На V-oм Вселенском Соборе «целью соборных осуждений был не некий призрачный оригенизм, но подлинные взгляды одного из духовных наставников восточного монашества, Евагрия» составившего, в частности свою христологию, «однако его учение о созерцании и молитве» сохранилось Восточным монашеством 1051 . Также «в современных Собору источниках, сообщающих об осуждении 553 г., наряду с именами Оригена и Евагрия упоминается и имя Дидима» 1052 . Составителем поучений преп. Макария Египетского мог быть один из его учеников 1053 , т. к. «ни один из древних авторов не приписывает ничего перу Макария Египетского » 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

511 Достоверно определить, кто этот Тимофей, довольно трудно из-за отсутствия биографических данных. Однако скорее всего речь идет о епископе Александрии Тимофее Элуре (см. о нем прим. 14). Он считал, что в Христе существует только одна природа – божественная, что вполне согласуется с тем, что говорит Геннадий о сочинении этого Тимофея. Вероятно, что это та самая книга, которую Тимофей Элур послал императору Льву и которую Геннадий перевел на латынь (см. гл. LXXII). 512 Лепор (V в.), священник из Галлии. Кассиан в своей De incamatione Christi сообщает об убеждениях Лепора: Христос просто человек, который заслужил божественную славу и власть своей героической человеческой жизнью и смертью. Эта интерпретация учения Лепора может быть собственной конструкцией Кассиана. Лепор, по-видимому, как и монофизиты, объяснял воплощение как наложение божественной и человеческой природы в Иисусе. Лепор был монахом в Массилии. Епископ Прокул его изгнал за его ошибки в христологии. Лепор прибыл в Африку ок. 418 г. и, после того как осознал свои ошибки, послал Прокулу Libellus emendationis, одобренную африканскими епископами, в которой отрекся от своих ошибок. 513 Клавдий Марий Викторин (Виктор). Умер между 425 и 450 гг. Его комментарий на книгу Бытия носил заголовок «Истина», был написан в стихотворной форме, в гекзаметре, и был предназначен для употребления в школах. Также известно стихотворное произведение с заголовком «Кл. Мария В., оратора Массилийского, о порче нравов нашего времени, четвертая книга к Соломону». Учитывая стихотворный характер приписываемых Клавдию Марию Викторину произведений, с определенной долей вероятности его можно идентифицировать с поэтом Викторином, который жил в V в. и от которого сохранились произведения «О Пасхе», ошибочно приписываемое Тертуллиану или Киприану, и «О Иисусе Христе, Боге и человеке». 515 Иоанн Кассиан (ок. 360ок. 435 гг.), основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Родом из совр. Добруджи, он принял монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине. С 390 г. ок. 10 лет он провел в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Ок. 400 г. Кассиан прибыл в Константинополь и был посвящен здесь в диаконы. В 405 г. он был отправлен Константинопольской церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста . Затем он поселился в Массилии и, сделанный пресвитером, основал здесь два монастыря – мужской и женский, по типу монастырей египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Недели Всех святых, в понедельник, начинается Петров пост. Он является подготовкой к празднику в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля по новому стилю). Из книги Деяний апостольских нам известно о том, что ученики Христовы всегда постились перед выходом на проповедь: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Поэтому и мы, готовясь к празднованию памяти святых апостолов Петра и Павла, постимся — по апостольскому примеру. Длительность Петрова (или, как его иногда называют, Апостольского) поста связана с датой празднования Пасхи. Ведь поститься мы начинаем через неделю после праздника Пятидесятницы — дня Святой Троицы. Это значит, что чем раньше Пасха и, соответственно, Пятидесятница, тем продолжительнее период Петрова поста, и наоборот. Причем этот пост был изначально связан именно с этими праздниками. Совершим небольшой исторический экскурс. Пятидесятница наряду с Пасхой является древнейшим христианским праздником. Интересно то, что в древности в период от Пасхи до Пятидесятницы полностью отменялся пост и коленопреклонения. Об этом сообщает известный христианский апологет Тертуллиан (ок. 165 — ок. 240 г.). Он пишет, что христиане не постятся и не преклоняют колен по воскресным дням и, как он выражается, пользуются «той же самою льготою» в течение пятидесяти дней после Пасхи, проводя это время «во всяком ликовании». Подобные свидетельства можно встретить и в более поздний период. Христианка Эгерия, совершившая в 381–384 гг. паломничество в Святую Землю, записала в дневнике, что «в Иерусалиме от Пасхи до Пятидесятницы совершенно никто не постится». Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315–403 гг.) писал: «В пятьдесят дней Пятидесятницы и коленопреклонений не бывает, и пост не заповедан». О том же обычае, соблюдаемом египетскими монахами, свидетельствует и преподобный Иоанн Кассиан (ок. 360–435 гг.): «Во все дни Пятидесятницы никто вовсе не преклоняет колен и не держит поста до девятого часа».

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_azy.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010