Иоанн Богослов — апостол; церковь приписывает ему одно из Евангелий (Апокалипсис) и три послания — 93, 102, 116, 179, 327 Иоанн Златоуст (347–407) — византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.); автор проповедей, идеал проповедника и обличителя — 170, 201, 206, 259, 306 Иоанн Калита — Иван I Данилович (? –1340) — князь московский (с 1325 г.) и великий князь владимирский (с 1328 г.) — 98 Иоанн Кассиан (ок. 360ок. 435) — византийский монах, один из теоретиков монашеской жизни, был отправлен из Константинополя в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста — 289 Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) — в христианском вероучении последний из пророков, провозвестник прихода Миссии, непосредственный предшественник Иисуса Христа — 130, 291 Иов, священнослужитель в Угрешском Подворье в Москве — 251 Иоиль, отец из Миссионерского Покровского монастыря в Москве — 246, 249, 252, 255, 279, 287, 291 Иордан Варвара Александровна (? –1916) — жена Ф. И. Иордана — 101, 102, 108, 110, 113, 141, 164, 313 Иордан Федор Иванович (1800–1883) — гравер; ректор (с 1871 г.) по части живописи и скульптуры Академии художеств (см.: Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордан. М., 1918) — 101, 102, 107, 108, 110, 113, 114, 132, 134, 141 Иосаф (Иоасаф) — индийский царевич, обращенный в христианство — 137 Иосиф, граф — см. Ламберт И. К. Иосиф, отец, регент (?) Троице–Сергиевой лавры — 285 Иосиф, ризничий — Иосиф (Левитский Иван) (1831–1891) — выпускник Вифанской Духовной семинарии (1854); иеромонах, архимандрит и ризничий (с 1876 г.) Патриаршей ризницы в Москве; позже — архимандрит Высокопетровского монастыря и духовник афонского монастыря Святого Пантелеймона; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); духовный писатель — 247, 295 Иосиф, цензор — Иосиф (Баженов Иван (Иоанн) Гавриилович) (1827–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1853), магистр (1855); профессор, инспектор и ректор ряда духовных семинарий (1853–1871); архимандрит (с 1860 г.), настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря (с 1871 г.); член Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (с 1873 г.); настоятель московского Заиконоспасского монастыря (с 1881 г.), епископ Балтский и викарий Подольской епархии (с 1884 г.) (см.: Нигровский И. Воспоминание о преосвященнейшем Иосифе, епископе Балтском//Воронежские епархиальные ведомости. 1886. 18. Часть неофициальная. С. 675–677) — 86, 126, 135, 137, 140, 141, 147, 150, 153, 154, 167, 169, 173, 179, 182, 199, 207, 211, 221, 226, 227, 231, 234, 264, 312

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

17 II среди прочих завоеваний покорил Иудею. В 597 году до Р.Х. занял Иерусалим, после чего 10000 иудеев были переселены в Вавилон. 18 (406–453) – вождь племени гуннов, в 441 году вторгшихся в Римскую империю. Получил прозвание «Бич Божий». 19 (†552) – король остготов с 541 года. Войско Тотилы нанесло ряд поражений Византийской империи. 20 (Тимур; 1336–1405) – один из величайших мировых завоевателей. Создал государство со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и др. 23 Иулиан Александрийский, его слуга Евн и воин Веса (Беза) пострадали при гонениях Деция в 250 году. Память их 27 февраля старого стиля. 30 – известный латинский христианский писатель, монах и проповедник V в. Автор многих произведений, в том числе трактата «Об управлении Божием, или Провидении» (в восьми книгах). 31 Иоанн Златоуст (†407) – архиепископ Константинопольский, великий христианский учитель и проповедник. Недоброжелателями был оклеветан, низложен и отправлен в ссылку, где и умер. Последними его словами были: «Слава Богу за все!» Память свт. Иоанна празднуется 27 января (перенесение мощей) и 14 сентября (день кончины) старого стиля.  32 Беда Достопочтенный (†735) – церковный историк, известный в основном как автор «Церковной истории народа англов». Составил также хронологическое трактаты «De temporibus liber» и «De temporum ratione», кратко излагающие исторические события от сотворения мира до начала VIII в. 33 Глика (XII в.) – византийский писатель, историк. Главный его литературный труд – «Хронография». 34 Зонара († сер. XII в.) – византийский хронист, известный толкователь церковных канонов. 35 Киприан, епископ Карфагенский, принял мученическую кончину в 258 году. Память 31 августа старого стиля. 37 Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360–435) – ученик великих египетских подвижников, основатель монашества в Галлии. Автор известных аскетических трудов «О постановлениях киновий палестинских и египетских» и «Собеседования с отцами, пребывавшими в скитской пустыне». Память 29 февраля старого стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Для аллегории считается необходимым возвыситься до духовного умозрения, и это также реализуется типологией, которая не останавливается на одной только букве, но возвышается от ветхозаветного исторического факта к постижению тайны Христовой. Однако, в отличие от аллегории, типологическое духовное умозрение не обесценивает букву, не теряется в оторванных от истории нашего Спасения символических образах и интуициях; оно возводит нас к новому факту, к подлинному событию Священной истории, с которым первый – ветхозаветный – факт оказывается теснейшим образом взаимосвязан, ибо предуказует на него и является как бы «тенью» новозаветной Истины, отбрасываемой ею в ветхозаветное прошлое. Тем самым типология соединяет в себе, синтезирует букву и дух, факт и умозрение, снимая любые кажущиеся противоречия между ними, приводя их в строгое органичное единство, осуществляя между историей и иносказанием согласный и гармоничный союз. Иногда Святые Отцы выделяют также в Библии ее анагогический смысл (от греческого «ναγωγ» – «возведение»). Порой анагогия в святоотеческих толкованиях служит решению сложной задачи выявления в Священном Писании скрытых в нем вероучительных догматических смыслов: например, прикровенных указаний на образ Божественной Троичности, на характер взаимоотношений Трех Божественных Лиц 87 . Однако чаще всего под анагогией понимается выявление эсхатологического смысла Священного Писания, истолкование ветхозаветных (и даже новозаветных) текстов, через которое раскрываются предуказуемые этими текстами реалии грядущей жизни Будущего века. Именно такое понимание анагогии предложил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360–435) в своем 14-м Собеседовании. Здесь он предлагает выделить в Священном Писании четыре смысловых уровня, четыре способа экзегетического подхода к тексту Библии, высшим из которых он и считает анагогию. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «...созерцательное знание разделяется на две части, то есть на историческое (буквальное) толкование Священного Писания и духовное (таинственное) разумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Свят. Иоанн Златоуст говорит о том, что как Илия, вознесшись на небо, оставил ученику только свою накидку, которая стала для Елисея дороже золота, так и Иисус Христос после вознесения оставил ученикам Свое Тело (т. е. Евхаристию) (Беседы к Антиохийскому народу о статуях, 2. 26). Анагогический метод толкования (от греч. ναγογ [анагоги] — «возведение») — выяснение эсхатологического смысла Священного Писания, т. е. поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Началом аналогического толкования относится еще к ветхозаветному времени. Например, прор. Амос вложил новое содержание в идею Дня Господня. Если прежде его понимали как победу народа Божьего над врагами, то пророку он открылся как Суд Божий над неправдой человеческой ( Ам.5:18-20 ). Наиболее часто анагогический уровень Священного Писания рассматривают на примере Иерусалима. На буквальном смысловом уровне это еврейский столичный город; на переносном — вся Иудея; на типологическом — Церковь Христова; на аллегорическом или тропологическом — душа человека; на анагогическом — небесный град. Конечно, вопрос о способах толкования и связанной с ними терминологии более сложный, чем здесь написано. В святоотеческих творениях нет единства в терминах. Разные святые отцы по-разному называли применяемые ими способы толкования. Например, аллегория, тропология, типология и анагогия у многих были практически синонимами и сначала обозначали просто образное, иносказательное выражение. Например, блаж. Августин называл типологический метод «аналогией», по способу установления связи между ветхозаветным прообразом и той реальностью, на которую этот прообраз указывал в Новом Завете. А у преп. Иоанна Кассиана Римлянина (ок. 360–435 гг.) этот способ назван «аллегорией». Свят. Иоанн Златоуст и свят. Кирилл Александрийский часто применяли к небуквальным способам толкования термин «умозрение» (или «созерцание», θεωρα [феориа]), потому что за буквальным смыслом созерцается таинственный смысл. Аккомодативное толкование (accommodatio — «приспособление», «приноровление») — это механическое приспособления библейского текста, чаще всего пророчеств, под современные события, лишь внешне сходные с библейской ситуацией. Аккомодативно может толковаться и Ветхий и Новый Завет. Например, в пророчествах из Откровения Иоанна Богослова часто ищут указания на события сегодняшних дней.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Н.А. Редин Результатом третьей международной патристической конференции «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада», проходившей с 19 по 21 ноября 2015 г. в Москве, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, стал одноименный сборник, вышедший в свет в Издательском доме «Познание» ( Иоанн Кассиан , 2017). Он посвящен фигуре св. Иоанна Кассиана (ок. 360–435), выдающегося представителя раннего монашества и видного теоретика христианского аскетизма, автора двух знаменитых сочинений – «Собеседований» (Collationes) и «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum), сконцентрировавших в себе сущность восточно-христианской духовной традиции. Св. Кассиан приобрел богатейший опыт аскетической жизни в различных монашеских общинах Египта, Палестины, Константинополя и Рима. Последнюю часть своей земной жизни он провел в Южной Галлии, где основал два общежительных монастыря (мужской и женский) и впоследствии был прославлен как святой 1 . Сборник состоит из пяти разделов. Первый из них, наименее объёмный (в нем всего три доклада), посвящён биографии и литературному наследию св. Кассиана. Здесь рассматриваются девять различных гипотез о месте рождения Кассиана, обсуждаются вопросы хронологии последних лет его жизни и рецепция его сочинений на христианском Востоке. Второй раздел сборника посвящён различным аспектам богословского учения св. Кассиана. В нём представлены доклады, в которых рассматриваются его учение о Евхаристии, о внутренних взаимосвязях в его богословской мысли, о взглядах св. Кассиана на природу Бога, материи и времени, а также особенности его христологии на основе трактата «О воплощении». В третьем разделе, представляющем наибольший интерес в рамках нашего обзора, на котором в дальнейшем мы остановимся подробнее, рассматривается аскетическое учение св. Кассиана. В него вошли доклады, посвящённые монашескому идеалу и дружбе, любви и эмоциям, внутреннему зрению, чистоте сердца, созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Стих. Гроб и тебе, всеблаженный Келестине, лику совокупися всеблаженому. Сей бяше при Феодосии юнем в церкви стараго Рима житием и словом добре съвръшен. Того ради и архиереискому сподобися прьвопрестолию. Зосиму папе от жития отшедыну, иже и блаженному Внифантию великаго восприат Инокентиа. Келестин же, от апостольских преданий вся и глаголя, и творя, низложи злочестиваго Несториа, епистолиами богомрьскиа его хулы исповедав иже и блаженаго Кирила способника на извержение его имея. Многа же и ина исправлениа словеснаа и памяти достойнаа соделав, с миром от здешних отиде к нестареющему и блаженому преложися животу, с лики апостольскими и отеческими веселяся. Св. Сикст III (S. Syxtus III) г. «Епископ Сикст возглавлял Римскую Церковь восемь лет и девятнадцать дней, весь Рим во время его понтификата пребывал в удивительном мире и согласии» (Prosperus Aquitanus. Chronicum integrum. 744). Св. Сикст, сообщает Liber Pontificalis, был римлянином, его отец также носил имя Сикст. Во время понтификата Зосима Сикст был уже священником. Избранный на Святой Престол, он продолжил дело своего предшественника, св. Целестина , утверждая правоверное учение, закрепленное догматическими постановлениями III Вселенского Собора. В 434 г. вновь возник конфликт по вопросу юрисдикции Иллирии, когда епископ Константинопольский Прокл попытался вывести ее из под церковной власти Рима. Папа написал иллирийским епископам о необходимости подчинения архиепископу Фессалоникийскому, являющемуся викарием Святого Престола, направил послание самому Проклу и в конце концов добился сохранения прежней юрисдикции. Монашество, возникшее в пустынях Египта, быстро распространялось по всему христианскому миру; на Запад оно пришло с Иоанном Кассианом (ок. 360–435 гг.), основавшем монастырь на о. Лерин. Идеал аскетической жизни и стремление к добровольному перенесению лишений и страданий во имя Христа (ведь гонения уже отошли в прошлое) увлекали все больше последователей. Древнейший из известных по историческим источникам монастырей в Риме – монастырь св. Себастиана на Аппиевой дороге – был основан св. папой Сикстом III 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь все материальное, что приобретает человек, – это на самом деле не богатство. Все это тленно. Человек смертен, и все благополучие человека может быть ниспровергнуто вмиг. Даже имея богатство, человеку следует трудиться и проявлять заботу о нуждающихся. Имущественное положение человека само по себе не является свидетельством угодности или неугодности Богу. Праведность в использовании богатства, согласно с волей Божией, не в приобретении и обладании, а в дарении и жертвенной помощи ближнему. «Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом», – наставляет преподобный Иоанн Кассиан (ок. 360–435) 81 . Господь промыслом ставит каждого человека на то место, которое ему наиболее полезно. Ставит в ситуации, которые оздоравливают душу человека, – в ситуации, наиболее полезные для спасения души, когда через труд человек может познать себя. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов , «не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит, и все, что творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: “Буди воля Божия!” В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце» 82 . Католицизм Учение католической Церкви акцентируется на искупительной роли жертвы Христовой на кресте. Первый человек своим грехом бесконечно оскорбил Господа и вызвал гнев Божий и этим преступлением отпал от Бога, подпав под власть дьявола. Христос пострадал за всех людей – и этой добровольной жертвой Сын Божий совершил выкуп, принеся удовлетворение правосудию Божьему. Таким образом, человек верующий и творящий дела добрые освобождается от наказания за все грехи по причине того, что Христос на кресте уже принес искупление и удовлетворение. И если какому-либо человеку не хватает собственных благих дел для вхождения в Царство Божие, то можно воспользоваться кладовой Церкви и приобрести прощение грехов (индульгенцию) из запасов «божественной благодати» в силу заслуг Христа и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Но по большому счету не имеет значения, почему мы не едим мяса постом. Можно во время поста так поменять свое меню, что будет сытно и комфортно как и вне поста. Многие люди, их зовут вегетарианцами, никогда не едят никакой животной пищи и преспокойненько себе существуют и очень даже довольны. Можно ведь кардинально поменять кухню, но смысла в посте не увидеть. Вопрос не в том, сколько, скажем, яичного порошка в белом хлебе. А насколько ты вообще способен воздерживаться. Поэтому не думаю, что имеет смысл детально исследовать содержание каких-то «непостных» ингредиентов в том или ином продукте. Важнее понять, что постом пища должна быть простая, хотя необязательно невкусная. Специально готовить невкусно или портить пищу Великим постом не надо. Это неправильно. Иногда мы читаем повествования о жизни подвижников благочестия и встречается рассказ, как монах в одной тарелке смешивал все кушанья, ел это и таким образом боролся с чревоугодием. Мне кажется, для обычного человека это неприменимо и даже странно. Пища должна быть простой, но она не может быть совершенно однообразной, сложно сознательно весь пост питаться одним и тем же. Пусть пища будет в какой-то степени разнообразной. Лучше поменять свое отношение к пище — учиться себя ограничивать. Каждый знает, от чего ему сложнее отказаться. Поэтому вопрос не столько в том, какие продукты мы едим во время поста, сколько в том, как мы себя утесняем, каким образом мы боремся с этим качеством пожирания, которое в нас живет и лишает подобия Божия, не дает быть похожим на Христа. Вот что важно. Вопрос в том, делаем ли мы наш пост трудным путем, который надо пройти, что-то преодолевая в себе. Примечания: 1 См.: Пар. 20:1–4; Ион. 3:1-10 ; Иоил. 2:12:17 ; Езд. 8:21-23 и др. 2 Иоанн Кассиан Римлянин, в просторечии — святой Касьян (ок. 360–435) — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни. Почитание Православной Церковью — в невисокосные годы 28 февраля. В високосные годы 29 февраля.

http://azbyka.ru/post-i-ogranicheniya-v-...

Целое дерево следствий вырастает из этого взгляда на человеческое сознание. Во-первых, здесь получила свое логическое продолжение александрийская философия образа, согласно которой чувственное служит символическим отображением умопостигаемого. Не случайно преп. Иоанн Дамаскин , защищая иконопочитание, прибегал к авторитету каппадокийских отцов. Во-вторых, мы видим теоретически разработанное учение о страстях, перенесенное из области аскезы в область антропологии. Страсти (τ πθη) не грехи, но силы души, напрямую зависящие от ее взаимодействия с телом. Причем, «как болезнь и уродство не от начала прирождены нашей природе, но представляют собой явление противоестественное, так и деяния порока следует признавать неким искажением прирожденного нам добра» (Послание Евстафии, Амвросии и Василисе, 17). Расхождение св. Григория Нисского с платонической традицией здесь очевидно. Последняя рассматривает материю как актуальный источник хаотических движений в человеке, который должен обуздывать их, имея конечной целью освобождение от уз материи. Христианство же утверждает, что «Бог зла не сотворил» и материя лишь потенциально угрожает хаосом, если нарушена субординация души и тела. Впрочем, грехопадением Адама эта потенция была приведена в актуальное состояние для всех его потомков – без данного вероучительного постулата понять особенности учения о страстях невозможно. Тем не менее для великих каппадокийцев был характерен значительный оптимизм в отношении человека. В споре о свободе воли, разразившемся на Западе в начале V в. по Р. Х., они, очевидно, заняли бы одинаковую позицию с преп. Кассианом (ок. 360–435), не встав на сторону ни Августина, ни Пелагия. Св. Григорий Нисский писал отчетливо: «Каждый есть живописец (ζωγρφος) собственной жизни, а художник (τεχντης) дела жизни есть свободная воля (προαρεσις), краски же для воспроизведения образа [Божия] – добродетели». Поэтому в жизни, данной для испытания, есть «немалая опасность вместо подражания первообразной красоте (το πρωτοτπου κλλους) начертать какое-либо гнусное и безобразное лицо» (К Олимпию о совершенстве, 196).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Чет. Минея. (Act. SS. Febr. III p. 267.) Есть служба. Св. Евстафия, архиепископа Антиохийского. Член первого вселенского собора, ученый и ревностный защитник православия, происками арианских епископов низверженный с патриаршого престола и заточенный во Фракию (ок. 329 года), скончался около 360 г. Впоследствии (482 г.), мощи его перенесены в Антиохию. Чет. Минея от Феодорита. (Or. Chr. II. col. 708. Act. SS. Jul. IV. р. 140 sqq. Fabr. IX р. 131). Март. Р. 16 июля. Мес. В. 23 авг. Есть служба. Св. Георгия, епископа Амастридского. Славен был житием и чудесами при импер. Константине и Ирине, при патриархах Никифоре и Тарасии, по настоянию коего принял сан святительства. Умер в конце 8 или в начале 9 века Пролог. (Or. Chr. I. col. 563. Act SS. febr. III. р. 268). 22 Обретение мощей свв. мученик иже во Евгении. " Мучеников имена Сам точию весть Господь, написавый тех в кинзе живота на небеси». Чет. Мпнея (В Евгениевых селениях, «ν τος Εγενου». В восточной части Царьграда находились врата и башни, именуемые Евгениевыми, близ которых имп Андроник 1, в 12 в. построил великолепный храм. Bandurli Imperium Orientale. II. 435). Есть служба. Преп. Афанасия исповедника, иже в Павлопетрии. Цареградский инок, перенесший много скорбей за иконопочитание от Льва армянина. Пролог. (Act SS. febr. III. р. 296. ) Мес. В. Препп. Фалассия и Лимния, пустынников Сирийских. Св. Фалассий, у которого пр. Лимний получил первое наставление в иноческом житии, особенно, в молчаливости, умер около 440 года. От него св. Лимний перешел в послушание к св. Марону (14 фев.), и подобно ему возлюбил житие под открытым небом. Он уже 38 лет провел в подвигах, когда Феодорит Кирский писал о них в Боголюбивой Ист. (гл. 21). Пролог. (Act SS. 22 febr.). Преп. Варадата, подвижника Сирийского. Муж знаменитый святостью. Имп. Лев I посланием спрашивал его мнения о Халкидонском соборе, равно как Иакова Кирского (26 ноября) и Симеона Столпника. Ответ св. Варадата можно видеть в конце Соборных Деяний. Он писан в 459 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010