(2) «Праведный верою жив будет» 249 , той верой, которая зиждется на завете и заповедях, ибо оба эти завета, различные по имени и срокам, даны провидением сообразно обстоятельствам времени и предназначенности, по достоинству же своему они являют собой одно целое. Как Ветхий, так и Новый Завет равно исходят через Сына от одного и того же Бога. (3) Поэтому апостол в Послании к римлянам так говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру» ( Рим. 1:17 ). Апостол учит нас о едином процессе спасения от пророков до Евангелия, в котором он завершается при посредстве единого Господа. (4) «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими на тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергли и потерпели кораблекрушение в вере» 250 , потому что совесть, дарованную от Бога, они осквернили неверием. (30, 1) Итак, неразумно считать, будто вера есть нечто обыкновенное, легкодоступное, вульгарное и, кроме всего прочего, нечто случайное. Если бы она была человеческим измышлением, как считают эллины, то давно бы уже иссякла. На самом же деле она с каждым днем распространяется все дальше и шире, и нет места, где бы ее не было. (2) Следовательно, я имею все основания утверждать, что она, будучи ли основанной на естественной любви или, как говорят клеветники, на страхе, есть нечто божественное, ибо никакие земные пристрастия не могут ее пересилить и никакой сиюминутный страх не в силах ее разрушить. (3) Любовь порождает верность в силу склонности дружественного к доверию, в то время как верность, благодаря приносимым ею благам, составляет основу любви. А поскольку страх является учителем закона на базе веры, следовательно сам этот страх также базируется на вере. (4) Наличное бытие проявляется в действиях, страх же имеет дело с тем, что предстоит и несет угрозу, никак не проявляя себя в настоящем. Значит, страх сам является результатом веры, порожден и действует в силу веры, а не наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

3Цар.6:4 .  И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. Устройство окон храма неизвестно, но, вероятно, как и в домах на востоке вообще, они были решетчатые и расширенные внутрь, евр.: шекуфим веатумим. LXX: πορακυπτονμνας κρυπτς, Vulg.: obliquas. По талмудическому преданию (Baba batra 54 в. ), у древних евреев было два вида окон: так называемые египетские малого размера и тирские больше. В пристройках, служивших, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, окна могли иметь значительные размеры, но в Святом храма был полумрак, а во Святом Святых и полный таинственный мрак (ср. 3Цар.8:12 ). В противоположность окнам домов, нередко огромным (мог пройти человек): ( Нав.2:15 ; 1Цар.19:12 ; 4Цар.9:30–33 ), с решетками, поднимавшимися и отворявшимися, окна храма были глухорешетчатыми служа, не столько для освещения храма, сколько для вентиляции (ср. проф. А. А. Олесницкий . Ветхозаветный храм, с. 249–250). 3Цар.6:5 .  И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира ; и сделал боковые комнаты кругом. 3Цар.6:6 .  Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. «Давир» 5 – название Святого Святых (сн. ст. ( 3Цар.6:16,19–23,31 ), по Гезениусу, означает заднее (от dabar, быть сзади) положение его в храме напротив, по переводу LXX и Александрийскому списку κρημαστριον и Vulg. oraculum, – производя это название, очевидно, от dabar, говорить, возвещать, выражают идею самооткровения Бога над ковчегом Завета. Вокруг главного здания храма, исключая только восточную, входную сторону его, шли пристройки, яциа – боковые комнаты, целаот, у LXX: μλαθρα (у И. Флавия: οκοι), Vulg.: tabulata, расположенные в 3 этажа. «Вместе с храмом вне его строились другие малые здания, которые окружали собою главное здание, так что ни один левит не мог прикасаться к стенам храма... В тех же малых зданиях, построенных вкруг храма, хранилась утварь для божественной службы» (блаженный Феодорит, вопр. 23). Общий вход в эти пристройки был, полагают (см. E. Riehm. Handwortierbuch des biblischen Aiterthums, 2A., Bd. II, s. 1656), с юга, y пророка Иезекииля ( Иез. 41:11 ) с севера и юга. По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 2), «вся пристройка доходила до половины основного здания всего храма, верхняя половина которого не была окружена такими пристройками». На основании ( Иез.41:6 ) число этих комнат определяется в 33 или 30 (по 12 на северной и южной сторонах и 6 на западной). В них хранились великие сокровища ветхозаветного храма ( 3Цар.7:51,15:15 ; 2Пар.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

64 . Мне кажется, что Цельс превратно понял слова апостола, который говорит: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:1–3 ). Он также неверно понял воспользовавшихся этими словами апостола против тех, кто искажает истины христианства. Именно поэтому Цельс говорит, что у христиан «некоторые называются ожогом слуха, а некоторые загадками», чего мы вовсе не знаем. Поистине, в их писаниях очень часто встречается слово соблазн, которое мы привыкли прилагать к тем, кто отвращает от здравого учения простецов и легко поддающихся обману. Тех же, кто «называется обманщиками-сиренами, которые насмехаются и запечатывают уши слушающих [для всех иных звуков] и награждают их свиной головой» 249 , не знаем ни мы, ни, как я полагаю, кто-либо другой из исповедующих христианское учение или даже еретиков. Но он, заявляя, что ему все известно, утверждает следующее: «От всех этих до такой степени расходящихся между собою [ересей], которые позорнейшим образом изобличают самих себя в спорах, можно услышать: «Мир для меня распят, и я для мира» ( Гал.6:14 )». Кажется, это единственное, что упомянул Цельс из [апостола] Павла. Но почему бы нам не добавить и тысячи других его высказываний, как например: «Ибо мы, живя 250 по плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор.10:3–5 ). 65 . Поскольку же Цельс говорит, что от всех этих до такой степени расходящихся между собою [ересей] можно услышать: «Мир для меня распят, и я для мира», давайте же и это изобличим во лжи. Ибо есть некоторые ереси, которые не принимают посланий св. апостола Павла, как например, эвиониты обоих толков или так называемые энкратиты. Так что те, кто не считает апостола неким блаженным и премудрым [мужем], пожалуй, не стали бы утверждать: «Мир для меня распят, и я для мира». Поэтому и в этом случае Цельс говорит явную ложь. Он забавляется, осуждая различия в ересях, вовсе не различая, как мне кажется, то, о чем сам говорит, не разбирая и не обдумывая со тщанием, каким образом христиане, расходясь между собою в учении, говорят, что знают больше, чем иудеи, и соглашаются ли они с [иудейскими] Писаниями и при этом толкуют их по-своему, или вовсе не признают их Писаний (ибо и то, и другое можно встретить среди ересей).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ménant, в летописях Ассирийских царей (р. 249–250) замечает, что при настойчивости Ассирии в исполнении своих планов, полная картина известных событий получается конечно не на памятниках того монарха, который предпринял завоевание какой-нибудь страны, а на памятниках его сына и иногда внука. Так полное понятие об плане Ассирии, задумавшей подчинить себе Египет, мы получаем только на памятниках Ассурбанипала 849 , которого действия заканчивают ряд мер и походов, начатых при Саргоне 850 . Мы возвращаемся к чтению: „Исаия ходил нагой и босой три года“. По этому поводу комментатор Исаии в Англ. коммент. Библии Англ. духовенства, Кей, указывает на пунктуацию и чтение масоретов, по которым Исаия не три года ходит нагой и босой, а ходит нагой и босой: „в указание и предзнаменование на три года (вперед) об Египте и Ефиопии“. Повидимому так же понимает это место и наш комментатор Епископ Петр (Толк. на Ис. стр. 244), так как он говорит на это место пророка: пророк ходил так „в знак и предвестие того, что в течение трех лет многие Египтяне и Хусы (Кушиты, т. е. Ефиопляне) будут отведены в плен нагими и босыми“. Вероятно также надо понимать и перевод Вульгаты: „trium annorum signum“, так что действие (единое)? Исаии было предзнаменованием имеющего совершиться в течение трех лет. 5 . Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, из-за Египта, которым хвалились. 6 . И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощью чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? Мы говорили во вступлении и увидим ниже в главе XXII, 15–19 851 , что в Иерусалиме была партия приверженцев союза с Египтом, главой которой был некто Севна, чужеземец, быть может даже Египтянин, который имел влияние на Езекию. Исаия однако настоял на удалении его от руководительства делами. Настоящие два стиха очевидно относятся к вредному влиянию той партии, которая настаивала на необходимости сблизиться с Египтом, не понимая того, что Египет не в силах бороться с орудием гнева Божия-Ассуром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

    249. Что ответил Господь Иисус Христос на просьбу благоразумного разбойника?    На просьбу благоразумного разбойника Господь Иисус Христос ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).     250. Что случилось в то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте?    В то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, померкло солнце, и сделалась тьма по всей земле, и потряслась земля, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое (Лк.23:45; Мф.27:51).     251. Кому поручил распятый Спаситель Свою Пресвятую Матерь?    Свою Пресвятую Матерь распятый Спаситель поручил Своему любимому апостолу Иоанну; оба они стояли под крестом с Марией Магдалиной и другими благочестивыми учениками Спасителя.     252. Какими словами поручил Господь Иисус Христос Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна?    Господь Иисус Христос поручил Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна словами: «Се, Матерь твоя!» — и словами, относящимися к Матери: «Жено! се сын Твой!», — после чего святой Иоанн и взял Ее к себе (Ин.19:26—27).     253. Что возгласил Господь Иисус Христос на кресте непосредственно перед Своей смертью?    Непосредственно перед Своей смертью Господь Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сие сказав, преклонил голову и испустил дух (Лк.23:46; Ин.19:30).     254. Что сказал сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа?    Сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа, видя землетрясение и все бывшее, устрашился весьма и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54).     255. Для чего в Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна?»    В Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна» для того, чтобы показать нам, что распятие Господа Иисуса Христа было не только одним видом страдания и смерти, как утверждают некоторые лжеучители, но подлинным страданием и смертью, и что Его, умершего, действительно погребли во гробе.     256. Чем подтверждается действительная смерть Господа Иисуса Христа?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А если не так, то как же, по-твоему, понимать это? Неужели, если ты окажешься в поле, где нет ни дома, ни двери, ты не сможешь помолиться тайно? И если окажешься на вершине горы, то неужели ты не сможешь помолиться? Спаситель наш показал, что Бог 249 ведает желание и сердца и ума, как написал Господь наш: Знает Отец ваш прежде вашего прошения у Него, в чем вы имеете нужду 250 . И пророком Исаией написано: Прежде нежели воззовут избранные Мной, Я слышу их; и прежде нежели они закричат, Я отвечу 251 . Еще Исаия сказал о нечестивых: Даже если вы умножите моление, Я не услышу 252 . Еще он сказал: Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их 253 . Это он сказал о ложной молитве, которая не принимается. Слушай все эти [слова] внимательно, и ты поймешь их значение. 11 . И еще иное слово Сказал там наш Жизнодавец, и к нему необходимо отнестись со вниманием, ибо Он сказал: Где двое или —60— трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 254 . Что, по-твоему, возлюбленный мой, значат эти слова? Вот, наш Жизнодавец сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А если же ты один, то неужели не будет Христос с тобой? Вот, написано о верующих во Христа, что в них обитает Христос 255 . Этим [слово Писания] показало, что прежде чем соберутся двое или трое, то и тогда с ними Христос. Также и я мог бы показать тебе, что иногда вместо двух или трех бывает больше тысячи собрано во имя Христово, но Христа с ними нет; а бывает так, что человек один, и с ним Христос. Прекрасно и полезно слово, сказанное нашим Жизнодавцем, для слушающих его, ибо Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Если человек соберет свою душу во имя Христово, то Христос обитает в нем, а во Христе обитает Бог 256 . И так будет тот один человек включать в себя трех: себя самого, Христа, обитающего в нем, и Бога 257 , что во Христе, как сказал Господь наш: Я в Отце и Отец во Мне 258 . И сказал: Я и Отец Мой – едины мы 259 . И еще Он сказал: Вы во Мне, и Я в вас 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведь смотри, что он говорит: О том , что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Вот же, ясно сказано, что Сущее от начала было видимо и переносило осязание. И действительно, Фома вскрикнул: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ), когда пальцами измерил ребро Его тела и отверстия от гвоздей. А божественный Лука говорит нам, что святые апостолы были очевидцами и служителями Слова (ср. Лк.1:2 ). Потому что бестелесный стал видим и неосязаемый – осязаем, не имея более 249 плоти от земли чуждым для Себя покровом, но сделав ее Своим собственным храмом, будучи познаваем вместе с ней 250 как Бог и Господь. Тебе известно и то, что написал божественный Павел: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:7–9 ). Значит, твердо решено, что Он поистине обрел владычество и над живыми, и над мертвыми не по другой какой причине, (как) 251 по той, и только по той, что Он умер и был воскрешен. (В – Твердо решено. А – Тогда о Ком же, почтеннейший, мы говорим, что Он погрузился в смерть и снова ожил? В – Очевидно, что о Сыне. А – Ты хорошо сказал, что о Сыне, и, конечно, я похвалю тебя за это. Но хотел бы я узнать от тебя:) 252 смертно ли и удерживается ли тлением Слово от Бога Отца, или Оно, как жизнь, за пределами смерти и выше тления? ( В – Признаю последнее.) 253 А – Далее, как Он был причтен к мертвым (ср. Пс.87:5 )? Ведь Слово Само по Себе никак не может умереть. ( ) 254 В – Поскольку умерла Его плоть, то и о Нем сказано, что Он это претерпел. (А – В высшей степени верно и непогрешимо!) 255 Следовательно, не помимо плоти, но вместе с ней 256 и посредством ее увенчан славой владычества Тот, Кто по закону плоти и в природе такой, как наша, умер и воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 10 Иез. 10 :1. И я увидел: и вот поверх тверди, бывшей над головою херувимов, как бы камень сапфир, подобие престола над ними. Иез. 10 :2. И сказал 236 мужу, одетому в подир: войди в средину колес, которыя под херувимами, и наполни горсти 237 твои горящими углями между херувимами и разсыпь (их) на город, и он вошел на моих глазах. Иез. 10 :3. Херувимы же стояли с правой стороны дома, когда вошел тот муж, и облако наполнило внутренний двор. Иез. 10 :4. И поднялась слава Господня с херувимов на открытое место дома, и облако наполнило дом, и двор наполнился сиянием славы Господней. Иез. 10 :5. И шум от крыльев херувимов был слышен до внешнего двора, как бы голос Бога Всемогущого 238 , когда Он говорит 239 . Иез. 10 :6. И когда Он повелел мужу, одетому в одежду священную, сказав: „возьми огня из средины колес, которыя среди херувимов“, и он вошел и стал близ колес, Иез. 10 :7. Тогда херувим протянул руку свою в средину огня, бывшого среди херувимов, и взял 240 , и дал в руки одетому в священную одежду. И (он) взял и вышел. Иез. 10 :8. И я увидел херувимов: вот, подобие рук человеческих под крыльями их. Иез. 10 :9. И я видел: и вот, четыре колеса стояли подле херувимов, одно колесо подле одного херувима, другое колесо подле другого херувима, и вид колес, как вид камня анфракса. Иез. 10 :10. И по виду все четыре (колеса) были сходны: как бы колесо было в 241 колесе. Иез. 10 :11. Когда они 242 шли, то на четыре свои стороны шли, во время шествия 243 не оборачивались, ибо в какое место смотрела одна голова 244 , они шли (вслед ей) 245 , и не обращались, когда шли они 246 . Иез. 10 :12. И все тела их, и хребты их, и руки их, и крылья их, и колеса полны очей, вокруг четырех колес 247 . Иез. 10 :13. Колесам же сим, как я слышал, было сказано: „гелгел“ 248 . Иез. 10 :14. У каждого из них 249 четыре лица: первое 250 (лице) 251 -лице херувима, второе-лице человека, третье лице-льва и четвертое лице-орла. Иез. 10 :15. И поднялись херувимы. Таковы 252 животныя, которых я видел на реке Ховар 253 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 41 (1) Умолкните предо Мною, острова! И народы пусть соберутся с силами, Пусть приступят, пусть скажут теперь: Вместе станем на суд 247 ! (2) Кто воздвиг от востока мужа правды 248 ? Кто призвал его следовать за Собою, Предаст ему народы, И царей покорит, Сделает как пыль мечем его, Как поднятую ветром солому – луком его? (3) А он будет преследовать их, пройдёт не вредим Дорогою, которой прежде не ходил... (4) Кто делает и творить это? Тот, кто вызывает роды изначала: Я – Иегова – первый, И в последних Я тот же 249 . (5) Видят острова и ужасаются, Концы земли трепещут, Они сближаются и идут (6) Каждый союзнику своему оказывает помощь, И брату своему говорит: «крепись»! (7) И ободряет кузнец серебряника, Разглаживающий молотом – кующего на наковальне, Говоря о спайке: «хороша она». И укрепляют гвоздями, чтобы не шаталось. (8) А ты, Израиль, раб мой 250 , Иаков, которого Я избрал, Семя Авраама, друга моего 251 ! (9) Я взял тебя с пределов земли, И с краёв ее вызвал тебя, И сказал тебе: «раб мой ты!» Я избрал тебя и не оставлю тебя. (10) Не бойся, ибо с тобою Я, Не смущайся, ибо Я – Бог твой, Я укрепляю тебя, и помогаю тебе, И поддерживаю тебя десницею правды Моей. (11) Вот останутся в стыде и будут посрамлены Разъярившиеся против тебя, Будут, как не было, И погибнуть препирающиеся с тобою. (13) Ты будешь искать их, и не найдешь их – Враждующих против тебя, Будут, как не было, И как несуществующее, борющиеся с тобою. (13) Ибо Я Иегова, Бог твой, Держу правую руку твою, Говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе. (14) Не бойся, червячок – Иаков, Народец Израиль! Я помощник твой, говорит Иегова, И искупитель твой – Святый Израилев. (15) Вот Я делаю тебя Молотилом острым, новым, Снабжённым зубцами: Ты смолотишь горы и разотрешь, И холмы, как мякину, сделаешь. (16) Будешь их веять, И ветер разнесёт их, И вихрь развеет их; А ты возрадуешься о Иегове, Святым Израиля будешь хвалиться. (17) Страждущие и убогие ищут воды, и не находят, Язык их от жажды засох.... Я – Иегова услышу их,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дан. 7 :9. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и сел Ветхий днями, и одежда Его была как снег, и волосы головы Его как чистая вóлна, престол Его-огненное пламя, колеса Его-пылающий огонь. Дан. 7 :10. Огненная река, вышедши, текла пред Ним, тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем 240 предстояли пред Ним. Суд сел и книги раскрылись. Дан. 7 :11. И видел я тогда: за произнесение 241 высокомерных слов, которыя тот рог говорил, (тот) 242 зверь 243 был убит и погиб, а тело его отдано на сожжение огню 244 . Дан. 7 :12. И у прочих зверей отнята власть и продолжение жизни дано им на время и срок 245 . Дан. 7 :13. Видел я во сне 246 ночью: и вот на облаках небесных как бы Сын человеческий шел, и до Ветхого днями дошел, и к Нему был подведен 247 . Дан. 7 :14. И Ему даны власть и честь и царство, и все народы, племена, и 248 языки Ему послужат, власть Его-власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится 249 . Дан. 7 :15. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем 250 , и видения головы моей смутили меня. Дан. 7 :16. И подошел я к одному из стоящих 251 и просил у него разъяснения, чтобы познать все сие, и он дал мне точный ответ 252 и сообщил мне значение сказанного 253 : Дан. 7 :17. „Эти четыре великих зверя (означают, что) возстанут четыре царства на земле 254 , Дан. 7 :18. Которыя погибнут; и примут царство святые Вышнего и будут владеть им во веки вековъ“. Дан. 7 :19. И тщательно спрашивал я о четвертом звере, ибо он был отличен от всех зверей, весьма страшен, зубы у него железные и когти у него медные, он ел и крошил и остатки ногами попирал, Дан. 7 :20. И о десяти рогах его, которые на голове его, и о другом, вышедшем и исторгшем первые три (рога); а у того 255 рога (были) глаза и уста, говорящия высокомерно, и по виду он 256 более прочих 257 . Дан. 7 :21. И видел я, как тот рог вел брань со святыми и превозмогал их, Дан. 7 :22. Пока не пришел Ветхий днями и дал суд святым Вышнего, и настало время и приняли царство святые. Дан. 7 :23. И он сказал: „четвертый зверь-четвертое царство будет на земле, которое превзойдет все царства и будет пожирать землю, и попирать и сокрушать.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010