235. Evagriana synaca: Textes inedits du British Museum et de la Vaticane edites et traduits par J. Muyldermans (Bibhotheque du Мшёоп. Vol. 31). Lowen, 1952. P. 115–151. Jejunio A, 4. 236. Достопамятные сказания. Об авве Захарии, 1. 237. Имеется в виду прп. Макарий Египетский. – Примеч. пер. 238. Монах. 29 (Творения... С. 101). 239. Монах. 16 (Творения... С. 99). 122 240. Ant I,48/Мф 7:14. 241. Имеется в виду прп. Макарий Александрийский. – Примеч. пер. 242. Монах. 94 (Творения... С. 111). 243. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 244. Там же. 38 (Творения... С. 131). 245. Прп. Мелания Старшая (350 – ок. 410) – знатная римлянка, после смерти мужа и двух сыновей удалившаяся в Святую Землю и основавшая женский монастырь на Елеонской горе. Бабушка прп. Мелании Младшей. – Примеч. пер 246. Увещание к девственнице. 10 (Творения... С. 138). 247. См.: 1Тим 5:23. 248. Манихейство (по имени легендарного перса Мани) – религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в III в. и широко распро­странившееся как на Востоке (включая Среднюю Азию), так и на Западе (Рим, Карфаген). Основная идея манихейства – представле­ние о борьбе добра и зла, света и тьмы как двух равноправных и из­начальных принципов мироздания. Дуализму добра и зла соответ­ствует дуализм духа и материи. Таким образом, материя относитсяк злому началу. – Примеч. пер. 249. Быт 9:3. См. также: Быт 1:29. 250. 1Кор 10:25. 251. Мф 15:11. Цитируется отрывок из сочинения Евагрия: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597 и след.; церк.-слав. перевод цитат изменен на русский). 252. Монах. 75 (Творения... С. 108). 253. Булимарексия, булимия (греч. bulimia, от bus – быk u limos – го¬лод) – «волчий голод», резкое усиление аппетита, наступающее обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода. – Примеч. пер. 254. Ant Prol. 255. KG I, 65. 256. Ant Prol. 257. Монах. 49 (Творения... С. 104). Ср.: 1Фес 5:17. 258. Там же. 68 (Творения... С. 107). 259. Там же. 70 (Там же). 260. Там же. 35 (Творения... С. 102). 132

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

243 ...отсекл аггел... руце жидовину... – Апокрифический рассказ об успении Богоматери сообщает о нечестивце Авфонии, который пытался опрокинуть ложе усопшей. За это он был наказан: ангел отсек ему руки мечом. 245 ...семнадцать монастырей стоит. – Испр., в рук. семь. В двух других списках XVII в. читается семнадцать монастырей. В публикуемой рукописи перечислено 13 монастырей. 246 ...Богородицы... Одегитрия. – Одигитрия (греч.) – Путеводительница. Это особый иконографический тип изображения Богоматери с младенцем. 247 ...великомученика Димитрия... – Известен греческий святой Дмитрий Солунский (убит в 306 г), прославленный как воин. 248 архистратига Михаила... – Архистратиг (архангел) Михаил – согласно библейскому преданию один из семи архангелов, вождь небесного воинства. 249 ...Старцы же Савина монастыря... приидоша в Московское царство. – Монастырь Саввы Освященного находился за стенами города, вне Иерусалима. При царе Иване IV Грозном иерусалимскому монастырю Саввы Освященного была дана жалованная грамота, по которой его старцы могли приезжать на Русь для сбора средств на церковное строение. 250 ...Еуфимия Великого. – Евфимий Великий (376–477) – отшельник, поселившийся в пещере под Иерусалимом. Позднее там возникла Евфимиева лавра. 251 ...святые великомученицы Феклы... святого отца Харитона. – Христианские святые родом из Малой Азии. Фекла считается ученицей апостола Павла; она прожила 90 лет, в течение которых подвергалась преследованиям за верность христианской религии. Харитон Исповедник (ум. ок. 350 г.), также испытавший гонения, способствовал основанию палестинских монастырей. 252 ...Воздвижение Честного Креста... – Один из церковных праздников, связанный с идеей торжества христианской веры. 253 ...пещера, коли бежала Елисавеф... ото Ирода царя. – О бегстве матери Иоанна Предтечи Елизаветы с сыном-младенцем от преследований царя Ирода не сообщается в евангельском рассказе. 254 ...спали два пророка. – Возможно, что здесь содержится намек на апокрифическое сказание о пророке Иеремии, в котором фигурирует длительный сон (66 или 70 лет) юноши Авимелеха под смоковным деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бараково под Оренбургом. Недостаточно достоверны и указания о том, что в 1949-1951 гг. П. скрывался в Белоруссии и на Кубани. По свидетельству знавших его, П. был творцом Иисусовой молитвы, имел дар слез и прозорливости. Спал 3 часа в сутки, сидя в кресле, а ложился в постель только во время болезни. Жил в затворе, по строгому афонскому уставу. В его правило входили 1350 поклонов поясных и 135 земных. К концу жизни П. ослеп. Диктовал воспоминания ухаживавшим за ним женщинам. Окончил жизнь глубоким старцем. Точно знал день своей смерти, умер, сидя в кресле с поднятыми руками и благословляющим перстом, пытаясь перекрестить своего духовного сына, приехавшего издалека, чтобы его отпеть. Завещал похоронить себя без гроба по афонскому уставу. Погребен на городском кладбище Глазова. Могила сохранилась. На железном кресте надпись: «Здесь похоронен раб Божий Петр». П. считается последним признанным архиереем в Катакомбном движении. Соч.: Воспоминания катакомбного схиеп. Петра//Церк. жизнь. Н.-Й., 1984. 1-2. С. 44-47; 3-4. С. 67-75; 5-6. С. 121-127; 7-8. С. 163-169; 9-10. С. 232-238; 11-12. С. 277-283; 1985. 1-2. С. 26-34; 3-4. С. 70-78; 5-6. С. 148-153; 7-8. С. 200-203; Из жизни Церкви в сер. 30-х годов: Письмо схиеп. Петра//Вестн. РХД. 1987. 2(150). С. 249-250. Лит.: Православная Русь. Джорд., 1947. 6. С. 8-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 438-442; Катакомбы//Рус. возрождение. Н.-Й., П., 1982. 19. С. 182; 20. С. 128-133; Ильинская А. Подвиг схиепископа Петра//Вятский епарх. вестн. 1998. 1. С. 5; Забытые страницы рус. имяславия: Сб. док-тов и публ. по афонским событиям 1910-1913 гг. и движению имяславия в 1910-1918 гг./Сост.: А. М. Хитров. М., 2001. С. 120-123, 240-243, 255, 257, 304, 411-457; Троицкий П. В. Свято-Андреевский скит и рус. кельи на Афоне. М., 2002. С. 18-19; он же. История рус. обителей Афона в XIX-XX веках. М., 2009. С. 93, 107-108; Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: сщмч. еп. Вениамин (Троицкий; 1901-1937)//ЕжБК, 2004. С. 323-349; она же. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: История, иерархия, ликвидация (1927-1938)//ЕжБК, 2013. С. 196-209; Сикорская Л. Е. «Тайной Церкви ревнитель». Еп. Гурий Казанской и его сомолитвенники: Жизнеописание и док-ты. М., 2008. С. 36, 299, 306: Зеленогорский М. Жизнь и труды архиеп. Андрея (князя Ухтомского). М., 2011. С. 130-132, 152-156, 182-185; Русский Афонский отечник, или Избр. жизнеописания рус. старцев и подвижников, живших на Афоне в XIX-XX вв. Афон, 2012. Т. 1. С. 556-557; Схиеп. Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной (1866-1957)/Сост.: В. В. Шумило, С. В. Шумило. Глазов, 20132; Шкаровский М. В. Русский Свято-Пантелеимоновский мон-рь на Афоне в первые годы после окончания Первой мировой войны (1919-1924)//Петербургский ист. ж. 2015. 2. С. 151-169; Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2580312.html

росписи позднеэллинистического (позднерим., позднеантичного) периода, находящиеся в языческих и иудейском святилищах, а также в христ. домах, свидетельствуют о богатых художественных традициях региона и его полиэтничности. Они уникальны для Ближ. Востока по масштабу и программам; время их создания, художественная ценность и степень сохранности различны. Фрески синагоги Интерьер синагоги в Дура-Европос (Национальный музей, Дамаск) Интерьер синагоги в Дура-Европос (Национальный музей, Дамаск) В 1935 г. синагога была открыта англ. археологом К. Хопкинсом, ошибочно определившим ее как греческий храм. Судя по археологическим обследованиям и арам. надписи, она была возведена в 244/5 г. на месте меньшей по размерам (4,6×10,85 м) синагоги, декорированной геометрическими и растительными орнаментами в кон. II - нач. III в., а в 249-250 гг., согласно греч. надписи, поновлена, расширена и расписана заново членами общины по инициативе «старейшины евреев» Шмуэля бен Иди. Она вмещала вдвое больше верующих, чем ранее, была богаче, чем близлежащая «домовая церковь», что свидетельствует о влиятельности иудейской общины (видимо, небольшой). Помещение синагоги (высотой ок. 7 м, площадью 7,68×13,35 м) со скамьями вдоль стен имеет в зап. стене, обращенной к Иерусалиму и к разрушенному храму, полукруглую нишу, предназначенную для хранения свитков Торы, перекрытую конхой, украшенной лепной раковиной по образцу античных ниш, предназначенных для культовых статуй (ср. в «святилище К» в Д.-Е.), с возвышением перед ней. Ниша обрамлена аркой на широких устоях-колоннах, расписанных под цветной мрамор; она напоминает рим. триумфальные арки с высоким аттиком. На стенах было обнаружено 2 слоя живописи. В наст. время демонтированные настенные росписи экспонируются в Национальном музее в Дамаске. Первая декорация синагоги датируемая 244/5 г., повторяла схему декора совр. греко-римских памятников: углы прямоугольного помещения были оформлены нарисованными пилястрами, роспись низа стен имитировала традиц. рим. кладку «opus sectile» (ср. дом в Эфесе, II в., рим. катакомбы на Виа Латина), роспись потолка - фигурную черепицу, украшенную рельефными снопами и связками плодов, символизирующими изобилие, жен. головками, птицами, рыбами, бегущими газелями, кентаврами, на черепице обнаружены греч. и арам. надписи с датами и именами жертвователей.

http://pravenc.ru/text/180593.html

238-239 ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ (в миру Георгий Казасис; 1886-1983), архимандрит, старец и игумен афонского монастыря Дионисиат 239-240 ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля) 240-241 241-242 ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» 242-243 243-246 ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист 246-247 ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке 247-248 248-249 ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер 250-251 ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма 251-253 ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) 253-254 ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) 254-259 259-260 260-261 261-262 262-265 265-267 ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы, к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.) 267-268 ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) 268-269 ГАИЙ мч. Анкирский - см. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские (пам. 23 июня) 269--270 270-275 275-276 276-277 277-282 282-283 283-284 ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат- см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский

http://pravenc.ru/vol/x.html

248 Прокопий был схвачен в Филиппополе Фракийском. 249 Голова Прокопия была послана Валентом II в подарок Валентиниану I, находившемуся в Галлии. 250 Аномей Евдоксий. 251 Истр — Дунай. 252 Речь идет о нашествии вестготов на дунайские провинции в 366—369 гг., которое было успешно отражено Валентом. 253 Грациан, сын Валентиниана I от Северы, родился 18 апреля 359 г., а Валентиниан II, сын Валентиниана I от Юстины — 2 июля 371 г. 254 Флавий Грациан стал августом 24 августа 367 г. 255 Герма — город на азиатском побережье Геллеспонта. 256 Война с сарматами и с германскими племенами аламан и франков продолжалась до 374 г. 257 Писидия — римская провинция на юге Малой Азии. 258 Ликия — область на юго-западном побережье Малой Азии. 259 Маркиониты — последователи Маркиона 85-ок.180 , ересиарха, который приписывал сотворение мира не Богу, а более низшему существу — Демиургу, врагу Христа, «благого бога». Фотиниане — последователи Фотина см. II.29 . Маркеллиане — последователи Маркелла Анкирского см. I.36; II.21 . 260 Севасты — административный центр провинции Первая Армения. 261 Эти события, прежде всего Сицилийский собор, на котором умеренные ариане признали Никейский символ, были реакцией на господство в имперской церкви радикальных ариан — акакиан и аномеев. Эта тенденция была поддержана и Тианским собором Coзoмeh.VI.12 . Однако Тарский собор, где должно было произойти окончательное объединение умеренных ариан с православными на платформе последних, не состоялся из-за противодействия императора Валента. 262 Указ о низложении Афанасия Александрийского и о передаче православных церквей арианам. 263 Видимо в 368 г. По другим данным — в 365 366 гг. 264 Евдоксий умер в 369 г. 265 Залив в восточной части Пропонтиды Мраморного моря . 266 В 371 г. 267 Апостол Фома — один из двенадцати апостолов, проповедовавший Евангелие в восточных странах, в частности в Индии. 268 Речь идет о деле Феодора, обвиненного в стремлении к верховной власти и казненного вместе с множеством предполагаемых сторонников. См. об этом Аммиан Марцеллин. XXIX. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В греч. (визант.) источниках нет календарного церковного праздника, посвященного «О.», но имеются др. формы ее активного почитания. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. прославление «О.» в Византии выражалось не только в еженедельной вторничной процессии и др. перемещениях иконы. Николай Кавасила в проповеди на Успение Пресв. Богородицы прославляет «О.» как Спасительницу. Молитвы к Богоматери «О. » включены в службу Страстной седмицы, составленной Никифором Ксанфопулом ( Zerou Tognazzi. 1986. P. 251-252, 254; Плюханова. 2016. С. 138-139, 188). Исследователи видят в этой службе взаимосвязь между иконой Божией Матери и Распятием ( Zerou Tognazzi. 1986. P. 249-250). Для чтения в Великую пятницу визант. полемистом Иосифом Вриеннием (1-я пол. XV в.) была составлена гомилия, посвященная иконе «О.»; с этой святыней он связывал все основные победы К-поля (Ibid. 1986. P. 244; Плюханова. 2016. С. 177, 188). После падения Византии чествование «Одигитрии» во вторник Светлой седмицы сохранялось не только на Руси, но и в Италии ( Плюханова. 2016. С. 188-189). Иконография Изображение константинопольской «О.» Сохранились неск. памятников, показывающих не только общий вид чудотворной иконы, но и фиксирующих ее почитание, соответствующее описаниям путешественников XIV-XV вв. На фреске юж. стены в нартексе ц. Панагии Влахернитиссы в Арте, Греция (ок. 1300) с большими подробностями представлена вторничная процессия с «О.» в мон-ре Одигон ( Achimastou-Potamianou. 1981; Angelidi, Papamastorakis. 2000. Il. 211. P. 379). В центре композиции изображена крупная квадратная икона «О.», к-рую держит на плечах носильщик с распростертыми, как на кресте, руками; его красно-коричневая туника препоясана по груди крест-накрест ремнем; по сторонам от него стоят др. носильщики с подобными поясами, а также женщины с подсвечниками-кацеями в руках. В нижней части композиции показаны сцены рыночной торговли, раздачи св. воды и мира народу. Слева вверху - многоэтажное здание на арочных колоннах, в окнах и проемах верхних этажей - фигуры женщин, смотрящих на процессию. Над иконой написано ее наименование «ΜΡ ΘΥ ΗΟδητρÏα», выше - надпись с названием композиции, указывающим на празднество иконы «Богоматери Одигитрии» в К-поле («Η χαρ της υπεραγας Θεοτκου της Οδηγτριας της εν τη Κωνσταντινοπλει»). Изображение Богоматери с Младенцем на иконе почти полностью утрачено; частично сохранились лишь нимбы и очертания голов, позволяющие определить фронтальное положение обеих фигур.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК, ФАВСТ ПРЕСВИТЕР, АВИВ ДИАКОН и др. мученики Александрийские [греч. Κυριακς, Θαστος πρεσβτερος, Αβιβος δικονος κα συνοδα ατν] († ок. 250) (пам. 6 сент.). Краткие Жития этих мучеников сохранились в византийских Синаксарях, где говорится, что они пострадали при имп. Деции (249-251) в Александрии. За исповедание христ. веры они были схвачены и брошены в тюрьму, подвергнуты пыткам; обличив идолопоклонство перед правителем города Валерием (указана его должность - корректор), они были усечены мечом. В Житии в составе Минология имп. Василия II (кон. X в.) из 13 мучеников по именам названы только пресв. Фавст и диак. Авив (PG. 117. Col. 36), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) перечислены остальные: чтец Дионисий, слуга Фавста Кириак, воин Андроник, корабельщик Феоктист, член городского управления Макарий, корректориан (подчиненный корректора) Андрей, советник Сарапамвон, простолюдин Кириак, сестры, девственницы Андропелагия и Фекла, беременная жена некоего Кира Калодота. В Синаксаре К-польской ц., как и в большинстве византийских агиографических памятников, Авив назван Вивом и уточняется, что он был не только диаконом, но и монахом (SynCP. Col. 22). В некоторых визант. рукописях, напр. в календарных разделах Типиконов Великой ц. (IX-XI вв.), Фекла названа Феоклой ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 16), а Андропелагия - Пелагией ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3). Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что имена Андроника и Пелагии ошибочно слились и получилась форма Андропелагия ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 42). В греч. стишных Синаксарях эта дружина Александрийских мучеников разделена на группы из одного, 2 или 3 святых, каждой группе посвящено двустишие (напр., Синаксари ГИМ. Син. греч. 369 (353) и Paris. gr. 1582, XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516; SynCP. Col. 21). В XIV в. при переводе греч. стишного Синаксаря юж. славянами в перечне 13 Александрийских мучеников было пропущено имя Калодоты и посвященное ей двустишие ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 238). Сведения об этих мучениках, содержащиеся в нестишных и стишных Прологах, впосл. были включены в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 284, 318-320).

http://pravenc.ru/text/1840213.html

В корпусе, традиционно приписываемом св. Дионисию Ареопагиту , но относимом исследователями к началу VI века, глава 2 трактата «О церковной иерархии» открывается описанием чина Крещения. Последняя же часть главы называется «теорией», то есть созерцанием, или объяснением церемонии. Христианское посвящение объясняется здесь как телесное очищение, означающее очищение «от всякого лукавства через добродетельную и всебожественную жизнь», с призывом к самоотречению. Комментарий подчеркивает, что крещальные обеты являются духовным восхождением и осознанием существования невидимых реальностей, которых видимые реальности являются образом или отражением 248 . Знаменование и причисление к оглашаемым вручают силу обожения и составляют переход от жизни отделенной к жизни, соединенной с Богом, переход от множества к Единому, что является одной из доминирующих тем в этих текстах. Предкрещальное помазание совершается в предвосхищении борьбы против всего того, что составляет препятствие к обожению 249 . Крещальное погружение является предображением и имитацией смерти и погребения, по выражению ап. Павла 250 , принятого затем многими святыми отцами. Эта тема, ставшая традиционной, несвойственна VI веку. Светлые одежды символизируют победу против всякого сопротивления на пути к внутреннему объединению и упорядочению прежде хаотичной жизни. Упоминание о благовонном елее интерпретируется как невидимое соединение Духу. Этот текст настаивает на Крещении как на укреплении для борьбы 251 . Борьба эта открывается самим Крещением, и баптистерий представляется здесь, как и в других местах, как арена. Эта же борьба продолжается затем всю жизнь христианина. Елей экзорцизма для предкрещального помазания составляет укрепление, как для атлетов: крещаемый становится участником сражения, участвуя в борьбе Христовой 252 . Сирийский автор Нарсай († ок. 502) представляет Крещение как таинство смерти и предображение воскресения, обещанного в конце времен 253 . Голос крещающего священника сравнивается с ангельской трубой конца времен. Тогда как новое рождение крещаемого символизирует конечное воскресение, земная жизнь предвосхищает жизнь Царства через соблюдение заповедей. Вслед за Феодором Мопсуестийским Нарсай настоятельно подчеркивает эсхатологическое значение Крещения, которое остальные рассмотренные до сих пор авторы подчеркивают меньше. Аскетические источники

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Он крестился не потому, «чтобы Сам имел нужду в очищении, – говорит св. Иоанн Дамаскин (+749), -но чтобы приняв на Себя мое очищение, сокрушить в воде главы змиев, потопить грех , погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, и, наконец, подать нам образ и пример крещения» В крещении Господь явлен Израилю и всему миру, как обетованный Мессия, непререкаемым свидетельством Бога Отца и сошествием Святого Духа. Когда Иисус Христос приблизился к Иоанну, то, еще прежде сошествия Святого Духа, Предтеча пророчески прозрел в Нем Мессию и встретил Его словами: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли идешь ко мне?» Предтеча, по замечанию блаж. Феофилакта (+ок.1107), «имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием». «Я человек и только причастник Божественной благодати, – как бы так говорил Предтеча, – а ты Бог и вместе человек. Ты ли грядешь ко мне – столь Великий к столь малому? Признаю могущество Твоей власти и не таю собственного своего уничижения и недостоинства. Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, чтобы они уверовали в Тебя. Но крещая Тебя, кого стану призывать? В чье имя буду крестить Тебя? Во имя Отца? – Но Ты всего Отца имеешь в Себе самом и Сам весь находишься во Отце. Во имя Сына? – Но кроме Тебя нет другого Сына Божия по естеству. Во имя Святого Духа? – Но всегда с Тобою, как Тебе единосущный и единомысленный, единовластный, единочестный и единопокланяемый от всех. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня -К рестителя» (св. Григорий Неокесарийский + 270). Но Иисус Христос , с величием Сына Божия и смирением Сына Человеческого, с ясным сознанием того, что делает и для чего делает, сказал Иоанну: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» – «Теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому восприял Я на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы соделать его чистым от преступления. Теперь требуется не власть владычняя, но рабское уничижение, Оставь ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков; подобает нам исполнить всякую правду, а дело правды – бесстрастно Приявшему на Себя человеческие немощи, приять за людей и крещение в заглаждение их греха и в знамение их во Мне неистления(св. Исидор Пилусиот +450)» ( Матвеевский Павел , протоиерей. Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. СПб., 1890. С. 249–250).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010