Асана, подавших голос за примирение. Тем временем Душан, продолжая завоевание Македонии, осадил и Серее. Кантакузин не мог получить от него помощи, даже чтобы выручить свою супругу Ирину и верного Тарханиота. Напрасно последние обратились к Александру Болгарскому, тот даже потребовал от Душана выдачи или смерти памятного болгарам Кантакузина. В такой критический момент во Фракию явился давнишний друг и соратник Кантакузина Омар, эмир Айдинский, с 29 000 сельджуков и освободил Димотику (1342). Его приход был спасением для Кантакузина. Хотя морозы заставили турок вернуться на родину весною 1343 г., Кантакузин начал наступление с дружиною немецких наемников, присланною Еленой Сербской. Он взял Веррию, предупредив захват ее Душаном, и сделал этот важный город своею базою; к нему подошли отряды из Фессалии. Тогда Душан стал открытым врагом Кантакузина, разорвал союз и отозвал немецких наемников. При переправе через Вардар Кантакузин едва не погиб от сербов. Апокавк, встревоженный усилением Кантакузина, явился с флотом в Салоники, предлагал выгодные условия и сербам, и сельджукам, подсылал к Кантакузину убийц, но все без успеха. Опять выручил Кантакузина Омар, прибывший с громадным флотом в 300 кораблей, и флот Апокавка бежал при приближении Омара. Турки опустошали окрестности Салоник, внутри стен возобновились кровавые расправы со знатными, но зилоты и губернатор Мономах укрепили стены и отвергли предложение Омара. Опираясь на турецкие силы, Кантакузин мог дать сербам отпор. Несмотря на уговоры Омара, он не решился штурмовать город св. Димитрия, чем вызвал насмешки турок. Дав ему 6000 сельджуков, Омар с остальными силами вернулся в М. Азию; Кантакузин же выступил во Фракию. В Родопских ущельях он подчинил себе, хотя лишь номинально, предводителя болгарских горцев Момчила, располагавшего значительными силами; Момчил, служивший поочередно государям болгарскому, сербскому и греческому, под конец жизни объявил себя независимым князем. Турки Кантакузина огнем и мечом опустошали Северную Фракию, уводя пленных, но вместе с тем сдерживали болгар, которым растерявшееся константинопольское правительство отдало сильные крепости Стенимах и Чепену.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Утвержденный таким образом особенный и автономный строй священного сего места, бывший предметом обсуждения и решений различных международных договоров, был под конец огражден ст. 62 Берлинского договора 1878 года, следующего содержания: “Монахи Святой Горы Афонской, какова бы ни была страна их происхождения, сохраняют свои владения и прежние права и будут пользоваться без всякого исключения полным равенством прав и преимуществ”. Целью и назначением подвизающихся во Святой Горе монахов, независимо от места их происхождения и национальности, на всем более чем тысячелетнем протяжении жизни Святой Горы является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных ее обителей, возделывание посредством неутомимого трудолюбия подвизающихся в ней монахов церковной и классической письменности, аскетическая жизнь и непрестанная молитва о мире сего мира. Сохранение этого строя автономного монашеского государства, совершенно удовлетворяющего всех подвизающихся во Святой Горе православных монахов независимо от национальности и соответствующего их цели и назначению, просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять под свое высокое покровительство и попечение. Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением. Подписи и печати двадцати монастырей». Кроме того, мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис из скита Малой Анны искусно вырезал деревянное украшение с изображением Гитлера и надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф – великий царь»). Оно было подарено вместе с посланием. Вручение этого письма возымело удивительные последствия. Вскоре после инспекционной поездки последовал приказ германской военной администрации Салоник, запрещавший не только гражданским лицам, но и немецким и болгарским военным свободный проход на Святую Гору. В греческой газете «Новая Европа» от 29 апреля 1941 года было опубликовано распоряжение, подписанное генерал-майором Арензеном (начальником полевой комендатуры 808): «Область Святой Горы находится под покровительством (протекторатом) германских военных сил. Воспрещается въезд в эту область всякому без письменного разрешения военного управления».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ КУЛАКИОТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Афанасий Кулакиот Мч. Афанасий Солунский В Кулакии была конюшня, где встречались люди из различных мест. Там часто бывал и Афанасий. Хорошо зная турецкий и арабский языки, на которых написаны различные мусульманские тексты, он однажды, беседуя с турецким эмиром на духовные темы и обсуждая исламское учение, процитировал формулу исповедания мусульманской веры. Эмир решил использовать эту возможность: несмотря на возражения Афанасия, он стал настаивать, что Афанасий исповедует ислам . Эмир приказал хозяину конюшни задержать Афанасия и не дать ему уйти, в то время как сам отправился в Салоники, чтобы донести турецкому судье, что Афанасий, исповедуя ислам, отрёкся от своей веры и перешел в Православие. Судья выслушал эту клевету эмира и попросил привести к нему Афанасия. Представ перед судьей, Афанасий честно рассказал, что никогда не отрекался от своей христианской веры, никогда не принимал ислам и не отказывался от него в пользу христианства. Судью убедили его слова, и он справедливо заключил, что объяснение слов Корана не делает Афанасия последователем ислама. Однако эмир и находящиеся рядом с ним аги негодовали и настаивали на том, что Афанасий высмеивает их религию, совершая тем самым великий грех. Судья, в конце концов, уступил и потребовал, чтобы Афанасий принял ислам, на что тот ответил отказом и был заключен под стражу. Судья надеялся, что сможет переубедить молодого Афанасия с помощью угроз и наказаний. Эмир тем временем повсюду распространял клевету о том, что Афанасий предал свою веру. Эти лживые слухи дошли и до его отца, который поверил этим слухам, хотя имел возможность с помощью своего богатства, авторитета и связей мог подкупить турок и спасти сына, “украшение его дома, гордость его рода”, как пишет святой Никодим. Судья вновь попытался убедить Афанасия отречься от своей веры и спастись, но тот остался непоколебимым в своих убеждениях. Тогда судья вынес решение повесить его за городом в местности, называемой Агиа Параскеви, где сейчас располагается Неапольское кладбище Салоник.

http://drevo-info.ru/articles/22001.html

Далее он поведал мне о своих богословских исследованиях в учении святого Григория Паламы . Его занимал исихазм и сочинения святого Симеона, архиепископа Солунского. Бальфур рассказал мне, как он постиг истинный исихазм на Святой Горе в 30-е годы, и как потом, после многолетнего перерыва, он возобновил изучение богословия и даже предполагал издать неопубликованные тексты святого Симеона Солунского . Так в 1981 году была опубликована книга «Богословские труды святого Симеона, архиепископа Солунского (1416/17–1429)», которая представляет сочинения святого с комментариями и введением Давида Бальфура. То, как составлено предисловие, говорит об исследовательской одаренности Бальфура, о широте его познаний, о критическом складе ума и точности наблюдений, о прекрасном владении греческим языком и о его незаурядности: книга изобилует важными критическими примечаниями. Все это характеризует его как одаренного разнообразными способностями ученого – исследователя текстов. Введение состоит из трех частей. В первой части, «Автор и его неопубликованные творения», дается обзор писаний святого Симеона Солунского и историческая справка о том, как в 1940 году Бальфур в рукописном Загорийском 23-м кодексе обнаружил двадцать не изданных ранее произведений святого Симеона полемического и духовного характера, на которые «ученые не обратили абсолютно никакого внимания». Свои исследования Бальфур начал в 1940–1941 годах, и к 1971–1973 годам он завершил подробный анализ всех имеющихся каталогов греческих кодексов, чтобы выявить, какие из сочинений святого Симеона были опубликованы. В этой главе он дает список этих сочинений с изложением их содержания. Во второй части Бальфур излагает содержание Загорийского кодекса, содержащего рукописи святого Симеона, ссылаясь при этом и на менее значительные рукописные источники из других библиотек. Данный раздел представляет собой точное научное описание дошедших до нашего времени рукописей сочинений святого Симеона. В третьей части введения, «Житие и образ Симеона», Бальфур подробно рассказывает о рождении и воспитании святителя, о его монашеском делании, о возведении в епископский сан и первых годах служения в Салониках, о кризисе 1422 и 1423 годов, о деятельности святителя Симеона во время власти венецианцев (1423–1429), о его славной кончине, которая случилась, согласно Бальфуру, в середине сентября 1429 года, за несколько месяцев до сдачи Салоник туркам (29 марта 1430 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Французские рыцари были настолько неприятно обойдены итальянцами, что Вилльгардуэн об этом договоре даже умолчал в своей истории. Ведь сами они добились лишь того, что Бонифаций отступил от Адрианополя к своей базе, Дидимотиху, а спор между ним и императором должен быть разрешен судом из четырех вождей, в том числе Дандоло, – условия унизительные для императора, который только что Салоники занял. Известия о переговорах в его отсутствие с оскорбившим его Бонифацием, конечно, дошли до Балдуина. Он спешил назад усиленными переходами, невзирая на жестокие лихорадки, опустошавшие ряды его рыцарей и пехоты. На пути его встретили послы из Константинополя. Допуская, что о соглашении дожа с Бонифацием они не говорили и даже не знали, все-таки то, что они могли сообщить о миссии Вилльгардуэна, было тяжело выслушать Балдуину. Он удалился в свою палатку. Тщетно убеждал его энергичный Генрих не уступать Бонифацию и партии примирения, поддержать свое императорское достоинство: Балдуин не решился, хотя мог рассчитывать на свое войско. За это ему пришлось пойти на все уступки. По настоянию Дандоло он послал к Бонифацию трех рыцарей и двух венецианцев, пригласил его в К-поль. Бонифаций вступил в столицу торжественно, во главе многочисленной свиты и получил от Балдуина подтверждение уступки Салоник и территории от Марицы до Вардара. Добившись своего при очевидной помощи венецианцев, Бонифаций отправился в Салоники принимать или завоевывать свое новое государство. Балдуин напрасно совершил свой успешный поход. Его войска, вернувшись в столицу, даже не нашли свободными своих квартир; и драгоценности были без них поделены. Конфликт был улажен, и кровопролитие избегнуто. Но авторитет императора пострадал. Венецианцы заявили себя хозяевами положения и по окончании крестового похода. Если Балдуин мог с этим примириться, его брату и будущему преемнику Генриху пришлось заранее наметить себе иной образ действий. Бонифаций получил первый свою долю, которая тем самым выделялась из массы, подлежащей разделу. Этот вопрос обсуждался латинянами среди пиршеств и турниров. Остальная территория империи была разделена на три доли, впрочем далеко не равноценные, и каждая из трех долей состояла из двух частей – земель ближних и далеких 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Откуда ты, парень? – Из Салоник. – Ты когда приехал оттуда? – Сегодня, Геронта. – Какая погода была там вчера? – Очень плохая: туман, облака и сильный дождь. Старец улыбнулся и говорит: – Налил много воды, парень, в котёл и потому испортил погоду! Ладно, ничего! Но... о звёздах, луне, солнце, планетах, земле не могу сказать ничего! Их ты сделал прекрасно! На небе, однако, озоновая дыра, которую ты открыл, чтобы мы увидели, что ты с ней сделаешь,.. Что будет теперь? Тебе нужно взять замазку и её залепить! Это сказал ему Старец доброжелательно, и потом объяснил брату, что мыслящий человек, только один взгляд бросит вокруг себя, видя дела Божий, сразу смиряется и не превозносится. Винный дух (οιν-πνευμα) (Οιν-πνευμα – спирт, винный спирт. Это слово состоит из двух корней: οιν – вино и πνευμα – дух) В одном селе был евангелист (конфессия протестантского направления), который пытался увлечь односельчан в. свою ересь и сильно надоедал жителям, особенно когда выпьет. Однажды группа жителей этого села приехала на Святую Гору и посетила Старца. Они рассказали ему, что их беспокоит евангелист, но они не знают, что тому ответить. О его страсти выпить они ничего не сказали Старцу, однако он сам спросил: – Пьёт, пьёт? – Да, – ответили те. Говорит тогда: – Когда приедете домой, сообщите ему о вашем посещении Святой Горы и передайте ему, что один монах велел вам известить его, что вы, евангелисты, имеете в себе не Святого Духа, а винного духа. Они, когда возвратились, передали евангелисту всё, что услышали от Старца. С того дня он перестал пить и уже не беспокоил жителей своими льстивыми теориями. Не нужно бояться смерти Старец всегда старался дать людям понять, что не нужно нам бояться смерти, т.к. мы переходим отсюда в истинную и вечную жизнь. Также он объяснял, что Бог видит, какой самый надлежащий и благоприятный момент для каждого из нас, и тогда Он решает взять душу нашу из этого суетного мира. Характерным является маленький пример, который он однажды привёл отцу семейства. У этого отца было двое детей: он приобрёл по Благодати Божией девочку и мальчика. Мальчик, когда вырос, возымел горячее желание пойти в лётную школу и стать пилотом. Отец, однако, очень боялся и не хотел его отпускать. Итак, он приехал на Святую Гору и пришёл к Старцу. Тогда тот спросил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Кадр из фильма «Цена моей жизни» Но важно понять: легко никогда не будет. В этом «тяжело» – вся суть труда над собою. Господь, когда пришел, что сказал? Расслабьтесь? Нет. «Хочешь быть Моим учеником, возьми крест свой» (ср. Мф. 16, 24). Легко на Голгофе? Он же не сказал, что всё будет о’кей? Это протестанты учат: бизнес пойдет, жилищные условия улучшишь... «Бог меня любит! Ура! Хорошо!» Да так не бывает в духовной жизни! Через скорби нам Господь открывает глаза на нас же самих. Нечто важное нам так показует. Память смертная – это очень высокий дар. Для кого-то, может, это жестковато. Можно смягчить: чувство времени. Это когда человек постоянно ощущает, что не только он сам умирает, но и всё вокруг него скоротечно, хрупко и тленно. Вот мы сейчас с вами говорим, а минуты уходят... Через полтора часа – конец. И повтора не будет. Это умирание – всегда и везде. Оно точно актуальнее всего, что проходит. Нечто подобное переживал отец Софроний (Сахаров), будучи еще молодым, – Бог дал ему это чувство времени... Чтобы стяжать то, что не умирает, – святость. Самого Бога. Этим нужно заниматься всю жизнь – Как найти наставника в Иисусовой молитве? – В книге «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии Дионисиатисе, ученике преподобного Иосифа Исихаста, есть такой пример. К нему приезжает студент из Салоник и говорит: «Отче, я понял, что я как христианин должен по заповеди апостола – непрестанно молитесь” (1 Сол. 5, 17) – заниматься Иисусовой молитвой. Я пошел у нас в городе к одному из священников и попросил: Отче, наставьте меня в Иисусовой молитве”. А он меня отругал: Категорически: не нужно тебе этим заниматься! Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть – не нужно!” Я не удовлетворился и пошел к другому батюшке, и он посоветовал: Знаешь, я сам не очень эту тему знаю. Но ты поезжай на Афон, там это главная тема их жизни, и ты там найдешь, у кого спросить”». И тогда отец Харалампий изумился: «Как хорошо поступил второй священник, который честно признался: Я не знаю, но ты пойди найди того, кто знает, и у него спроси”. И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть».

http://pravoslavie.ru/125974.html

Землетрясение в Турции: добровольцы со всего мира помогают на месте трагедии (ФОТО) Собирают вещи, кормят жителей и разбирают завалы 10 февраля, 2023 Собирают вещи, кормят жителей и разбирают завалы Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что свою помощь в ликвидации последствий землетрясения предложили 70 стран. Они направили в Турцию добровольцев, присылают материальную и другую помощь. Два мощных землетрясения стали самыми сильными в регионе с 1939 года. В Турции жертвами землетрясения стали 17 134 человека. Тысячи добровольцев прибыли в турецкие аэропорты, чтобы помогать людям на месте трагедии. Фото: SIYAH HABER/T.me Греческие спасатели и волонтеры вылетели на помощь пострадавшим от землетрясения. Фото: twitter.com Греция отправила в Турцию вторую группу спасателей. Рейс вылетел из Салоник. Фото: twitter.com Спасатели спят прямо на полу в аэропорту. Фото: kp.ru Самолет из Германии Airbus A400M с гуманитарной помощью готовится вылететь в Турцию. Фото: Reuters На президентском самолете в Анкару доставили 16 младенцев, которые были найдены в пострадавшем от землетрясения городе Кахраманмараш. Фото: AP Медики и спасатели из Азербайджана Волонтеры помогают пострадавшим Волонтеры кормят жителей пострадавших районов, чьи дома разрушены. Фото: www.aa.com.tr   Авиакомпания Turkish Airlines за минувшие сутки доставила в зону бедствия почти 12 тысяч добровольцев, вызвавшихся помочь в ликвидации последствий Добровольцы в аэропорту Стамбула Татарстан тоже активно подключился к благотворительной кампании — необходимые вещи начали собирать как в муниципалитетах, так и в генконсульстве Турции в Казани. Фото: «БИЗНЕС Online» В первый день работы спасатели из Монголии извлекли из-под завалов жилого здания трех человек, в том числе 2 детей. Фото: www.aa.com.tr По поручению президента Кыргызстана Садира Жапарова в Турцию прибыла группа из 63 человек — спасателей, медработников и психологов Спасатели МЧС России уже прибыли в Турцию, чтобы оказать помощь в трудный для страны момент. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/КП

http://pravmir.ru/zemletryasenie-v-turcz...

Большинство из них пришли к вере уже здесь, в Греции, хотя некоторые ходили в церковь и ранее. Но и для тех, и для других ближе были традиции именно Русской Православной Церкви и, прежде всего, понятен язык богослужения. Поэтому ныне покойный митрополит Ставропульский и Неапольский Дионисий решил построить храм для русскоязычного прихода в Никополи — это окраина Салоник, где, так сложилось, компактно поселились выходцы из бывшего СССР, и поэтому здесь слышна в основном русская речь. В 2000 году состоялось малое освящение цокольного этажа строящегося храма. — А как отнеслись греческие иерархи к идее создания подобного прихода? — Отношение к нашему храму среди греческих владык самое замечательное! Подобный приход есть еще в Афинах — это храм в честь Сумельской иконы Божией Матери, настоятелем которого является отец Григорий Пигалов. Покойный владыка Дионисий сам выбрал святого покровителя приходу, а нынешний митрополит Варнава очень интересуется нашими делами и проблемами. Сама идея существования русского прихода в Греции не нова. В ХХ веке действовали русские приходы Живоначальной Троицы в Афинах, святителя Николая Чудотворца в квартале Харилау в Салониках — их основали представители белой российской эмиграции в 20-х годах прошлого века. В этих приходах служили на церковнославянском языке русские священники, вынужденные эмигрировать из России после революции. Эти храмы были островками родины для оторванных от нее людей. Но к концу прошлого века большинство русских эмигрантов уже перешли в мир иной, а их дети и внуки ассимилировались в греческом обществе, поэтому и богослужение в этих храмах стало греческим. — Почему покровителем храма был выбран именно прп. Серафим Саровский , а не, например, святые просветители славян братья Кирилл и Мефодий, которые были уроженцами Салоник? — Да, Кирилл и Мефодий были уроженцами Салоник, и они очень почитаются греками. В благодарность за их славянскую миссию и в знак духовного родства славянской и греческой народностей на набережной Салоник стоит памятный крест, поставленный несколько лет назад по инициативе российской стороны.

http://pravmir.ru/russkij-xram-elladskoj...

Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) Церковь Панагия Ахиропиитос — раннехристианский храм в городе Салоники. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включена в перечень объектов Всемирного наследия. Греческое название — Παναγα Αχειροποητος. Содержание История [ править править код ] Церковь Панагия Архиропиитос — одна из самых древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик. Построена она на месте развалин римского строения, мраморные полы которого были обнаружены под восточным скатом базилики. Вероятно, это был комплекс общественных бань, часть которого заняла церковь (восточная и северная части бань продолжали использоваться по назначению после основания храма). Согласно надписям, сделанным на кирпичах, использованных при строительстве базилики, её постройка датируется 447-448 годами. Эту датировку также подтверждает мозаичная надпись, обнаруженная у южного свода — в ней упоминается Андреас, сделавший значительные пожертвования для храма. Этот Андреас отождествляется со священником, который представлял архиепископа Салоник на Халкидонском соборе и от имени которого 13 октября 451 года поставил свою подпись на актах Собора. Базилика стала первой церковью Салоник, обращённой в мечеть при турецком завоевании. Султан Мурад II после захвата города в 1430 году повелел сделать надпись на одной из мраморных колонн северного ската церкви: «Султан Мурад захватил город Салоники в 833 году». Название «Ахиропиитос» (греч. «нерукотворный») стало распространённым с XII века. Вероятно, оно произошло от находившейся в церкви иконы Богородицы, почитавшейся чудотворной и считавшейся нерукотворного происхождения. Архитектура [ править править код ] Базилика имеет деревянную кровлю с тремя скатами. Центральный скат, длиной около 37 метров и шириной 15 метров с восточной стороны заканчивается аркой в форме полушария, которая и образует алтарную часть храма. Первоначально церковь была окружена двором с колоннадой, примыкавшим с запада к наружному нефу (сохранились только следы наружного нефа на западной стене).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Панаги...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010