36% населения Л.- протестанты, ок. 20% - католики, 18,6% - православные, 3,5% - старообрядцы. Представители других конфессий малочисленны. Ок. 20% жителей Л. не причисляют себя ни к какой религ. группе. Всего, по данным на 2011 г., в Л. было зарегистрировано 36 конфессий и религиозных орг-ций. Православие Действуют 125 приходов Латвийской Православной Церкви . На 2015 г. насчитывалось ок. 370 тыс. православных. Старообрядчество Старообрядцев в Л., по разным оценкам, от 50 до 70 тыс. чел., в основном они входят в беспоповские общины поморского согласия . Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь представлена архиепископством-митрополией Рига (епископства-суффраганы: Елгава, Лиепая, Резекне-Аглона). По данным 2015 г., насчитывается 266 приходов, в к-рых служат 162 священника. Численность католиков составляет 407 тыс. чел. Католицизм гл. обр. распространен среди жителей Латгале, а также суйтов - небольшой (ок. 3 тыс. чел.) этнической группы Алсунгского края в Курземе. Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. орг-цией в Л. является Латвийская евангелическо-лютеранская Церковь (719 тыс. чел., 294 общины). Среди др. протестант. деноминаций: баптисты (ок. 6,7 тыс. чел., 94 общины), пятидесятники (ок. 3,3 тыс. чел., 52 общины), неопятидесятники (церковь «Новое Поколение», ок. 3 тыс. чел., 18 общин), адвентисты седьмого дня (ок. 4,1 тыс. чел., 51 община), христиане-евангелисты (ок. 3,2 тыс. чел., 13 общин) и др. Общая численность протестантов - ок. 740 тыс. чел. Нехалкидонские восточные Церкви Действует община Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви На нач. XXI в. в Л. насчитывалось ок. 2,7 тыс. армян. Иудаизм По офиц. данным на 2013 г., зарегистрировано 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам На 2013 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин (преимущественно сунниты). Религиозное законодательство По Конституции Л. (гл. VIII, ст. 99), «каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Церковь отделена от государства».

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Говоря: «мы» – имею в виду небольшую полумонашескую-полумирскую общину Архимандрита Зинона (Теодора), который за два года до этого переехал в Псков из Печерского монастыря с целью создания в древнем Мирожском монастыре иконописной школы. Монахи: Петр, Павел, Иоанн – и полтора десятка «мирских человеков». Литератор и актриса, поэт и зубной врач, критик и домохозяйка, кузнец и учительница музыки, больше всего музейных работников. А сколько начинающих иконописцев, потянувшихся к отцу Зинону, только что отмеченному Государственной премией, со всех сторон и стран: из Германии и Сибири, из Белоруссии и Италии, из Пскова и Риги. Лето 96-го года. С какой любовью, с какой надеждой – какими трудами! – отец Зинон возрождал молитвенную жизнь в древнейшей русской обители. И мы вместе с ним. «Сколько раз говорить, – сердито «окал» он на просьбы называться нашим духовным отцом, – Отец у нас Один…» – и показывал глазами на невысокое псковское небо. Центром притяжения для всех была Божественная литургия. Помню, как, задыхаясь от счастья, на пятом десятке неслась через весь ночной Псков на велосипеде, чтобы поспеть к 5-часовой утрене. Первые лучи солнца в зарешеченных окнах Стефановской церкви. Отец Зинон подымает руки: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!..» Не забыть ежедневную Литургию возрождающейся Стефановской церкви. Тонкий аромат афонского ладана, общинное знаменное пение… Центром притяжения для Архимандрита Зинона был и есть Иисус Христос. Сколько раз он переписывал по сырой штукатурке образ юного безбородого Спасителя, попирающего босой ногой роскошную главу змия. «Батюшка, замечательно, ну зачем Вы…» – «Нет, не то! Смыть…» А мы тем временем отскребали от цемента новенький пол, выложенный красивой темно-коричневой плиткой, подаренной восхищенными немцами. Потом варили пшенную кашу, потом вырубали кустарники в саду, потом ездили с тачкой за водой. Потом снова вечерня. Снова ночной велосипедный полет. И снова Божественная литургия… – Нет, – сказал отец Зинон. – Завтра католическое Успение. – Падре Романо просит дать послужить мессу. Уступим Божией Матери…

http://pravoslavie.ru/37115.html

Сущность предлагаемого этюда сводится к следующим положениям: 1. Антиохийский пресвитер Павлин возведен был на тирскую кафедру сразу по кончине мученика Тиранниона и был самостоятельным и единственным епископом тирским. В 316/7 году он был уже почтенным старцем. 2. Незадолго до никейского собора, вскоре после 20 декабря 323 года, когда умер Филогоний антиохийский, Павлин был переведен на его место в Антиохию; но 3. епископствовал здесь всего 6 месяцев или немного более и летом-осенью 324 года уже умер. 4. Этот именно Павлин и есть 22-ой антиохийский епископ у Иеронима и в других сохранившихся списках; и он же скрывается и под загадочным Романом у Созомена, в флорентийском и у Никиты. 5. Paulinus Daciae послания отцов восточного сердикского собора, магические книги которого сжег Македоний мопсуестийский, ничего общего с этим Павлином тирским-антиохийским не имеет, и антиохийским епископом никогда не был. По всей вероятности, это – сосед по кафедре Македония – Павлин, епископ аданский в Киликии. 6. В Тире на место Павлина поставлен был епископом Зинон, к которому св. Александр александрийский писал особое послание, и который присутствовал в качестве единственного в то время епископа тирского и на Никейском соборе. 7. Этого Зидона тирского, св. Епифаний кипрский называет «древним», ρχαος, не потому, что он был в 324 году старцем, и не потому, что он занял тирскую кафедру раньше Павлина, а в отличие от другого Зинона тирского, современника св. Епифания. 8. К 332–3 году Зинона старшего тирского уже не было в живых: епископом тирским в это время был Павел, сторонник Афанасия в., оказавший ему важную услугу по делу Арсения ипсильского. 9. Преемниками Павла были уже евсевиане: Виталий, присутствовавший в 342/3 году в Сердике на стороне восточных, и деятельный сотрудник Акакия кесарийского Ураний, поддерживавший его сторону в 359 году в Селевкии и за это низложенный омиусианами. 10. Зинон младший сделался епископом тирским, по-видимому, уже при Валенте, но сразу же вступил в ряды младоникейцев и был деятельным сотрудником Василия великого и Мелетия антиохийского , а затем Григория Богослова и Григория нисского ; присутствовал на соборах: тианском 367 года, антиохийском 379 года, константинопольском вселенском 381 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Избавленный от смерти совершившимся чудом, святой Архипп неотлучно оставался при храме, дожил до 70 лет и мирно скончался. Христиане похоронили его в Хонех, на месте подвигов святого, там, где он удостоился быть свидетелем преславного чуда Архистратига Михаила. В «Житиях святых» протоиерея И. Бухарева указано, что святой Архипп жил в IV веке. Святые мученики Евдоксий, Зинон, Макарий († 311 или 312) и дружина их приняли мученическую смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии, соправителе императора Диоклитиана. Святой Евдоксий занимал высокую должность военачальника в императорских войсках. Он был христианином, так же как и его друг святой Зинон и его домоправитель Макарий. После издания императором Диоклитианом грозного эдикта о предании смерти христиан, отказавшихся принести жертву идолам, многие христиане, в том числе знатные люди и сановники, бежали в разные страны со своими семьями, чтобы избежать мучений и смерти. Тогда и святой Евдоксий со своей супругой святой Василиссой и всей семьей, оставив высокую должность и бросив свое имущество, скрылся в пределах Мелетины Армянской. Правитель Мелетины послал воинов разыскивать Евдоксия. Встретив однажды самого Евдоксия, одетого в бедную одежду, и не узнав его, они стали его расспрашивать о местонахождении военачальника Евдоксия. Святой, не открывая себя, пригласил воинов в свой дом, накормил их и предоставил ночлег. Встречу свою с воинами святой Евдоксий расценил как призыв от Господа, побуждающий его на мученический подвиг. Утром он открыл своим гостям, что он и есть тот, кого они ищут. Благодарные за гостеприимство, воины обещали скрыть от гонителей обнаруженное ими убежище святого Евдоксия, однако тот не согласился ценой пусть даже такого благородного со стороны воинов обмана купить себе жизнь. Сделав все распоряжения по дому и убедив свою супругу не плакать о нем, а, наоборот, отмечать день его мученической смерти как праздник, он надел на себя воинскую одежду и ушел вместе с воинами к правителю. Его супруга Василисса и его друзья, святые Зинон и Макарий, издали следовали за святым Евдоксием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память святых мучеников Зинона и Зины Святой мученик Зинон происходил из Филадельфии аравийской [ 1 ], носившей в древности название Емана. Зина был слугою его и горел желанием принять страдания за веру во Христа. При игемоне Максимиане, управлявшем областью в царствование императора Максимиана, святой Зинон [ 2 ] раздал всё свое имущество бедным, а рабов отпустил на свободу. Услышав о том, какую великую честь игемон оказывает идолам, он пришел к нему вместе с своим слугою, так как этого пожелал сам Зина, который не хотел оставить своего господина и добровольно пошел с ним. Святой Зинон, явившись к игемону, и, когда увидел, что тот действительно очень заботится о почитании ложных богов и сам усердно предается служению идолам, то обличил его. Тогда игемон немедленно же повелел бить святого ремнями из воловьей кожи. Во время этого истязания Зинон, протянув руку, ударил локтем в стену идольского храма и этим разрушил и уничтожил его. За это его сперва повесили и без милосердия стали строгать тело его, причем раны натирали уксусом и солью, а потом четырьмя клиньями забили в колодку ноги его. На место мучения святого Зинона пришел слуга его Зина и стал умолять своего господина не отталкивать и не покидать его. Узнав об этом, игемон велел и Зине забить в колодку ноги. Когда же оба святые мученика были приведены к игемону на допрос и отказались отречься от Христа, то их предали жестокому избиению, причем святому Зинону обожгли кроме того раскаленными железными прутьями грудь и ту часть ее, где находится сердце. После этого святых повесили на дерево, к ногам их привязали тяжелые камни и огнем сожгли им мышцы, а затем бросили в яму с огнем и стали лить на огонь масло, но так как святые мученики чудесным образом остались невредимыми и даже не опаленными огнем, то им, наконец, отсекли мечем головы [ 3 ]. Память их совершается в церкви святого Георгия в Кипариссии [ 4 ]. В этот день совершается память святого мученика Галактиона, потопленного в море, и Иулиании, вместе со своим сыном Сатурнином сожженной.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Но в нынешние времена приходится встречаться с противоположной точкой зрения. Если отцы VII Вселенского Собора привлекали картину в защиту иконы, то теперь принято икону антагонистически противопоставлять картине. И уж ни в коем случае нельзя на практике заниматься ими одновременно. Архимандрит Зинон (Теодор) глубоко убежден: «Любое творчество требует полного погружения, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя, согласитесь, смотреть одним глазом в землю, а другим – в небо! Нельзя работать сразу двум господам, учит Христос» . Тут и возразить вроде бы нечего. Однако не ведавший подобных проблем преподобный Епифаний Премудрый сообщает следующее о деятельности знаменитого изографа Феофана Грека: «В церкви святого Михаила на стене он написал город, в городе же красками представил все его части; в каменной казне у князя Владимира Андреевича тоже написал [город] Москву; да терем у великого князя расписан [им] невиданно и непонятно ( страннолепно) (курсив мой. – В.К .)» . Надо полагать, по отношению к Феофану Греку отец Зинон не будет столь категоричен, чтобы обвинять его в служении двум господам. Да, Феофан, вне всяких сомнений, написал город в иконном стиле. На фресках, на иконах изображали тогда монастыри и города как святые места, как иконотопосы. Но, во-первых, терем был все-таки «расписан невиданно и страннолепно», (т.е. Епифания не удивила фреска с изображением иконотопоса в церкви святого Михаила, но удивила роспись княжеского терема; значит, между ними не существовало совершенной аналогии); во-вторых, точка приложения сил была выбрана иконописцем (церковнослужителем) вне церковной ограды. Можно ли считать роспись княжеского терема миссионерской деятельностью? Тем более нельзя говорить о ее богослужебных аспектах. Отец Зинон подразумевал, по всей видимости, занятия не религиозным, а безрелигиозным искусством. Он ведь и сам признает: «Художнику, если он хочет восстановить связь времен, придется принять творчество как кенозис, как голгофскую жертву, что всегда было свойственно деятелям отечественной культуры» . Разумно ли требовать «переквалификации» художников в иконописцев? Ибо, по логике, если они заблуждаются, то, имея дар Божий рисовать и желая освободиться от самообмана, должны обязательно становиться иконописцами. Но дело в том, что «христианская Церковь не отрицает искусства. Христианство есть религия воплощенного Бога, Христа, в Котором проявилась “вся полнота Божества телесно” (Кол. 2: 9). Освятив плоть и осудив только греховность в плоти, христианство освятило и разнообразные виды искусства для христианского богослужения, осудив только греховность в искусстве. Грех же искусства начинается там, где оно забывает о своем Божественном происхождении и начинает служить злу», – справедливо писал (и в согласии с мнением VII Вселенского Собора) Иван Андреев .

http://pravoslavie.ru/4527.html

Или, например, мне несколько лет назад довелось приехать с лекциями в Екатеринбург, где я побывала в великолепной частной коллекции «Невьянсккая икона». Музей создал один человек, Евгений Ройзман. Это тоже удивительно. Он сам рассказывает, что однажды, будучи еще мальчишкой, за компанию, залез в церковь. Кто-то там чего-то себе набрал, а он взял две иконы и понял, что в этом его жизнь. И с тех пор он стал эти иконы не воровать, а собирать, реставрировать. И даже пошел учиться на искусствоведческое отделение, защитил диссертацию на тему «Невьянская старообрядческая икона». А сейчас мы с вами обратимся к ключевой фигуре второй половины ХХ века, вернее его конца. Это архимандрит Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор), вернее, сейчас он архимандрит, а начинал он, конечно, простым монахом в Псково-Печерском монастыре. Вот его ранняя фотография, где он в своей мастерской в Печорах. А это его духовный отец – отец Серафим Тяпочкин, который его благословил заниматься иконописью. Отец Зинон учился в Одесском художественном училище. Будучи совсем не советским юношей, он понял, что не будет рисовать трактористов и передовиков производства, а хочет заниматься иконописью. И, когда он об этом сказал своему духовному отцу, отцу Серафиму Тяпочкину, тот сказал: «Ты не сможешь этим заниматься, это очень тяжело, если ты не посвятишь себя этому полностью. А это возможно только в монастыре». И он благословил его уйти в монастырь. По благословению отца Серафима в 1976 году отец Зинон постригается в Псково-Печерском монастыре, отслужив перед этим в армии (он хотел уже в 17 лет постригаться, но по советским законам это было невозможно; можно было только после совершеннолетия и только после армии). Я сейчас скажу, почему в его биографии это оказалось важным, ключевым моментом. Здесь мы видим уже его с игуменским крестом и рядом со своим духовным отцом, уже старым. Отец Серафим Тяпочкин тоже исповедник, он в советское время сидел за веру, Служил он в Белгородской области в маленьком селе Ракитное, куда в советское время к нему, как к духовнику, старцу, со всего Советского Союза приезжали люди. И чего там только милиция не делала: и перекрывала дороги, и ставила патрули, лишь бы запретить приезжать к нему, особенно молодым людям. Но все равно люди ехали, ехали, и он многим очень помог в этой жизни.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

Мы нашли мастеров, это были иконописцы из Москвы и двое из Польши, православные, из Белостока. Надо сказать, роспись была выполнена достаточно быстро. О. Зинон приехал сюда в ноябре 2006 г., и уже к Пасхе был готов купол. Все лето прошлого года он трудился над алтарной частью. А к сентябрю 2008 г. вся роспись была практически завершена. Мы подробно обсуждали с о. Зиноном роспись на каждом этапе. В куполе он написал образ Пятидесятницы, Сошествия Св. Духа на апостолов. В русских храмах привычнее видеть в куполе Христа-Пантократора. Но здесь есть свои особенности в архитектуре: купол узкий, высокий (это же шатровый барабан), так что образ Христа поместить туда было просто невозможно. И возникла идея Пятидесятницы: Престол уготованный, от которого расходятся лучи на апостолов, стоящих по кругу в барабане — это вполне уместная композиция для купола (такая композиция имелась в куполе храма Святой Софии в Константинополе). Тем самым подчеркивается, что в храме человек находится под нисходящей с небес благодатью. Во время богослужения, совершаемого в храме, Св. Дух сходит на молящихся. Да и вся жизнь Церкви есть не что иное, как реализация того дара Духа, который получили апостолы в день Пятидесятницы. Самой трудной задачей было, конечно, написать в апсиде образ Христа-Пантократора. Этот образ доминирует в пространстве храма и является ключевым. Над ним о. Зинон работал довольно долго. Да и вся роспись алтаря потребовала большой кропотливой работы. Ниже Пантократора расположено еще три яруса росписей: пророки, история Авраама, святители. В нижнем ярусе, за горним местом — композиция «Поклонение Кресту и Св. Дарам». Роспись алтаря раскрывает смысл богослужения, а изображенные в нижнем ярусе в рост св. отцы словно обступают престол, совершая вместе со стоящими здесь священниками Божественную литургию. Когда приехали помощники, работа пошла быстрее. Но, конечно, на всех этапах о. Зинон отслеживал работу иконописцев: выверял рисунок, подправлял композицию, корректировал цвет, не раз заставлял переделывать, если ему казалось, что что-то сделано не так. Все писалось под его строжайшим контролем.

http://e-vestnik.ru/analytics/svidetelst...

В царствование Феодосия Великого 71 преподобный Зинон сделался предстоятелем Маюмской церкви, которою управлял весьма долго. Теперь он мог позаботиться о достойном месте для блаженных останков святых мучеников, которые хранились доселе в его доме. Он построил за городом молитвенный дом, в котором и положил кости святых мучеников. И на святительской кафедре, среди разнообразных занятий по управлению Маюмской церковью, преподобный Зинон продолжал вести строгую подвижническую жизнь. «Говорят, да и мы сами видели, – передает современник Зинона Созомен, – что в качестве епископа церкви Маюмской, достигнув уже старости и имея около ста лет, он никогда не пропускал ни утренних, ни вечерних песнопений, ни другого какого-либо богослужения, если только не препятствовала ему болезнь. Проводя жизнь в монашеском любомудрии, он ткал на одноверетенном станке льняную одежду и через это не только доставал все нужное для себя, но и помогал другим, и до самой кончины не переставал заниматься сим делом, хотя был старше всех местных епископов и начальствовал над многолюднейшею и богатейшею церковью» 72 . Скончался преподобный Зинон около половины V века. Преподобный Аякс, брат преподобного Зинона, епископа Маюмского, вместе с ним проводил в молодых годах подвижническую жизнь и вместе с ним подвергался гонению за веру от жителей Газы, терпел и темничное заключение, и тяжкие побои. Достигнув зрелого возраста, Аякс женился, избрав себе в супругу одну благочестивую девицу. Господь благословил его супружество: у него было трое сыновей, коих он воспитал в благочестии и страхе Божием. Двое сыновей оставили свет, отреклись от всех земных привязанностей и удовольствий и посвятили себя служению Богу, избрав подвижнический путь; третий остался в мире, женился и был честным гражданином и наилучшим отцом семейства. Вырастив и воспитав детей, Аякс с согласия своей добродетельной супруги оставил семейную жизнь и снова стал вести жизнь подвижническую. Подвигов он не оставлял и в то время, когда занял епископскую кафедру Бетулийской церкви. Преподобный Аякс достиг высокой степени нравственного совершенства. «Сам Бог свидетельствовал об их епископов Зинона, Аякса, также Акакия Берийского доброй жизни, – говорит современник преподобного Аякса Созомен, – скоро внемля их молитвам и совершая через них весьма много чудес» 73 . Киновия преподобного Сильвана

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010