9 . Лабиринт. XVIII век. ГМИР. 10 . Таинство Креста. Около 1814 года. 45х35,7. ГМИР. 11 . Страшный суд. Холуй. Кузьма Богданов. Вторая половина XVIII века, 16х11,5. MXI. 12 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. 41х29. ГМИР. 13 . Максим Грек . XVIII век. 31х26. Собрание Н. и С Воробьевых, Москва. 14 . Димитрий Солунский. Вторая половина XVIII века. 61х39. ГМИР. 15 . Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север. XVIII век. 25х20. ГМИР. 16 . «И почи Бог в день седьмой». Вторая половина XVIII века. ГМИР. 17 . Иконостас. Первая половина XIX века. 36х31. ГМЗК. 18 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. И. Михайлов. 1801. На обороте надпись «Сей образ писан в царствующем граде Москве в селе Покровском писал иконописец Тульской мещанин Иван Михайлов в приходе Елохове Богоявление Господне у Гаврикова переулка живущего в доме купца Саркованова месяца мая дня. 90х73. ГМИР. 19 . Фрагмент той же иконы. 20 . Мария Египетская с житием. Урал. Невьянск. И. В. Богатырев. 1804. На обороте надпись: «Написан бысть сей святий образ в лето от создания мира=1804] месяца апреля в КВ день во святой и великий пяток страстной недели совершися. А писан в Сибири в Невьянском заводе иконописцем Иваном Васильевым Богатыревым». 63х54. ГМИР. 21 . Царство Небесное. Первая половина XIX века. 73х60. ГМИР. 22 . Сотворение мира. XIX век. 31,7х27. ГМИР. 23 . «Величит душа моя Господа...» XIX век. ГМИР. 24 . Рождество Христово. Первая половина XIX века. 35х23. ГМЗК. 25 . Фрагмент той же иконы. 26 . Символ веры . XIX век. 53х40. ГМИР. 27 . София Премудрость Божия. XIX век. 36х30. ГМИР. 28 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 29 . Фрагмент той же иконы. 30 . «Божию милостию...» Калуга. 1837. 32х37. ГМИР. 31 . Поклонение волхвов. Тверь. Максим Культепин. 1844. На обороте надпись: «Сию святую икону в день освящения кладбищенского теплого храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин. 1844 г. ноября 28 дня». 45х36. ГМИР. 32 . Троица Ветхозаветная. Холуй. Первая половина XIX века. 85х71. MXI.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

33 . Воскресение и Сошествие во ад, со страстями и праздниками. Холуй. XIX век. 89х69. MXI. 34 . Николай Чудотворец с житием. Холуй. Вторая половина XIX века. 88х71. MXI. 35 . Покров. Холуй. XIX век. 34х29. MXI. 36 . Воскресение и Сошествие во ад, со страстями и праздниками. Мстера. XIX век. 62 х 43. Частное собрание, Москва. 37 . Всевидящее око Божие. XIX век. ГМИР. 38 . Архангел Михаил, святые Сесиний и Фотиния и двенадцать трясовиц. Мстера (?). XIX век. 32,2х27,5. ГМИР. 39 . Фрагмент той же иконы. 40 . Образ-сказание, каким святым каковые благодати-исцеления от Бога даны. Вторая половина XIX века. ГМИР. 41 . Гурий, Самон и Авив. Мстера (?). Вторая половина XIX века. ГМИР. 42 . Спас. Москва. Нестер Климов. 1862. 31х27. ГИМ. 43 . Вход в Иерусалим, Москва (?). Вторая половина XIX-haчaлo ХХ века. 62х48. ГМЗК. 44 . Богоматерь Умиление с архангелами, избранными апостолами, святыми и сценой Коронования Богоматери. Палех (?). 1860-е годы. Копия с иконы Симона Ушакова, выполненная по заказу Г.Д. Филимонова . 31х25.5. ГИМ. 45 . Богоматерь Владимирская. Палех. Белоусовская мастерская. Последняя четверть XIX века. 31х27. Собрание Н.М. и Ю.Н. Голиковых, Палех. 46 . Господь Вседержитель. XIX век. 32х27. ГМИР. 47 . Собор Архангела Михаила с избранными святыми. 1885. 35,5х30. MXI. 48 . Ангел-хранитель с избранными святыми. Москва. Мастерская М.О. и Г.О. Чириковых. Конец XIX-haчaлo ХХ века. 36,5х31. Частное собрание, Москва. 49 . Параскева. Мстера. И. Панкрышев. 1889. 32х26. ГМИР. 50 . Князь Василий. Москва. ММ. Дикарев. Конец XIX-haчaлo ХХ века. 32х26. ГМИР. 51 . Богоматерь Иверская. Москва. В.П. Гурьянов. 1898. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Покров. Москва. В.П. Гурьянов. 1902. 32х27. ГМИР. 53 . Икона Феодоровской Богоматери с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. Москва. В.П. Гурьянов. 1913. На обороте надпись: «Написана сия икона в храм св. Троицы, в память 300-летия благословенного царствования Дома Романовых, усердием иконописца В. П. Гурьянова. 1913 г.». ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Образы З. и С. встречаются в составе деисусных чинов иконостасов соловецких церквей (напр., Благовещенской ц.), а также мн. храмов Рус. Севера: иконы З. и С. кон. XVI в. из ц. апостолов Петра и Павла с. Вирма в Поморье (МИИРК); образ С. XVII в. из г. Кемь (ГЭ); образ З. XVII в. из Успенского собора г. Кемь (МИИРК); икона З. кон. XVII в. из Никольской ц. в с. Койнас Лешуконского р-на Архангельской обл. (ГЭ), иконы преподобных 1-й четв. XVIII в. из Преображенской ц. на о-ве Кижи (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи»), XVII в. (ГМИР), XVIII в. из часовни дер. Леликозеро в Заонежье (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи»), икона С. XVIII в. (ГМИР, см.: Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 28, 75. Кат. 11, 15, 93). Интересным примером изображения З. и С. в академической живописи является полотно худож. Г. И. Угрюмова, созданное между 1806 и 1811 гг. для Казанского собора С.-Петербурга (ГМИР) - С. в схиме и куколе, с седой раздвоенной бородой, правой рукой поддерживает модель 5-главого собора за крепостной стеной, З. в профиль, в мантии, с непокрытой головой (волосы русые, борода с проседью), левой рукой придерживает модель; в облаках - полуфигура Спасителя (ГМИР). В главном иконостасе храма Христа Спасителя в Москве находился образ З. (70-е гг. XIX в.), т. к. в день его памяти род. имп. Александр II; образы З. и С. (худож. Я. С. Башилов, П. Ф. Плешанов) были включены в программу росписи придела во имя блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 62, 81, 85). В мастерской иконописцев Пешехоновых в С.-Петербурге выполнена икона З. и С. 1866 г. (ГМИР, см.: Там же. С. 122-123, 178. Кат. 174, 268) «в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра II», переданная в дар императору «от верноподданных крестьян Архангельской губ. Онежскаго уезда Посадной волости», где святые представлены в молении Иисусу Христу на фоне мон-ря, на орнаментированном золотом фоне. Единоличные иконы святых писались и в ведущих иконописных мастерских кон. XIX - нач. XX в., напр. икона З. письма М. И. Дикарёва (1892, ГМИР, см.: Там же. С. 202-203. Кат. 301) и икона С. работы И. С. Чирикова ( Косцова, Побединская. 1996. С. 76, 158. Кат. 85) из годовой Минеи, включавшей 366 образов, написанной для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. Изображения З. и С. вводились в состав икон-святцев на апр., авг. и сент. (Минея на апр. кон. XVI - нач. XVII в., иконы XIX в. из частных собраний, см.: Иконы из частных собраний. 2004. С. 157, 231; Бенчев. 2007. С. 126-127, 286-287).

http://pravenc.ru/text/200051.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Такое сравнение прозвучало в стенах ГМИР 19 ноября. В этот день ГМИР, продолжающий празновать свой 75-летний юбилей, любезно принимал «друзей музея». Своими " друзьями " ГМИР называет  людей, которые в прошлом музея или в его настоящем каким-то образом связаны с ним, оказывают ему поддержку, осуществляют совместные с ним проекты. Сегодня в число «друзей музея» входят известные артисты, деятели культуры, сотрудники других музеев, руководители ВУЗов нашего города, служащие органов государственной власти. Пришедшим на праздник гостям была предложена большая культурная программа. Она началась с экскурсии по выставке «Петербург религиозный. Связь времён…», организованной по заказу Отдела по связям с религиозными организациями администрации губернатора и приуроченной к юбилею ГМИР. Затем празднование переместилось в конференц-зал. Там был показан слайд-фильм, рассказывающий о сложной истории музея. После фильма гости музея-юбиляра выступали с поздравительными речами и вручали подарки. С большой поздравительной речью выступил руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Он отметил удивительное, но при этом весьма характерное, совпадение двух юбилейных дат: 75-летний юбилей ГМИР и 90-летие со дня восстановления патриаршества. Это совпадение, по мнению Швыдкого, является неслучайным: функции Церкви и ГМИР в годы советской власти и в наше время видятся ему во многом близкими. Михаил Швыдкой назвал сотрудников ГМИР «миссионерами в самом высшем смысле этого слова, – теми, кто несет свет, стараются преобразовать человеческие души».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-20/2...

145 . «Quercus». Эмблема из сборника А. Альциата «Emblematum liber» (Lyon, 1550). Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 137. 146 . Я. Твенгер. Эпитафия Даниела Риндфлайша со сценой сна св. Иакова. 1596 , Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 139. 147 . Царевич Димитрий с житием. 1745. 61х37. ГМИР. 148 . А. Тарасевич, В. В. Голицын. Гравюра. Вторая половина 1680-х годов. ГЭ. 149 . Андрей Денисов. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII – начало XIX века. ГМИР. 150 . Нил Столбенский. 40-е годы XVIII века. 57,5х39. ГМЗК. 151 . Архистратиг Божиих грозных сил воевода Михаил. Конец XVIII – начало XIX века. 33.9х27,1. Частное собрание, Москва. 152 . Богоматерь Знамение и архангел Михаил с текстами похвалы Богоматери и молитвы архангелу на помощь. Середина XIX века. 53,6х45. Частное собрание, Москва. 153 . Эпитафия Николая Утманна с изображением Медного Змия. Около 565 года. Из книги: Бялостоцкий, 1982, илл. 126. 154 . Поставление мощей св. Митрофана, митрополита Воронежского, Воронеж. 1832–1840. 51,5х42,3. Частное собрание, Москва. 155 . Архангел Михаил с деяниями. Первая четверть XVIII века. Ярославо-Ростовский историко-архитектурный музей-заповедник, Ярославль. 156 . Ангел-хранитель, святые Ольга и Акепсим. Мстера. И, Панкрышев. 1895. ГМИР. 157 . Портрет правительницы Московского государства Софьи Алексеевны. 1680-е годы. 1 19хпо. ГРМ. 158 . Богоматерь Черниговская-Ильинская. 1696. ГМИР (илл. 134). 159 . Богоматерь Азовская. Начало XVIII века. ГИМ. 160 . Эпитафия Петера Хоннальда со сценой Преображения Господня. Силезия. 1595. Фото из архива Л.М. Тананаевой, Москва. 161 . Филипп де Шампень. Обет Людовика XIII. Около 1638 года. Из альбома: М. Rheims, Musees de France. Paris, 1973. р. 293. 162 . Воздвижение креста с изображением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона . И. Салтанов. Середина XVII века. ГММК. 163 . Иван Безмин (?). Портрет царя Федора Алексеевича. Около 1686 года. ГИМ. 164 . Распятие с изображением императора Александра на смертном одре и сценой его убийства на Екатерининском канале в Петербурге 1 марта 1881 года. Фрагмент. 1886. 55х33. ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

23 . Распря раскольников с духовенством при Петре I. Литография. Типография А. Руднева в Москве. 1863. ГМИР. 24 . Максим Грек . Поморские письма, Конец XVII-haчaлo XIX века. 32х27. ГТГ, собрание П.А. Корина. 25 . Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Лубок. Первая четверть XVIII века. Ровинский, 1881–1893. Атлас, 227. 26 . С бороды пошлина взята. 1725. Рисунок нагрудного знака. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 226. 27 . Олонецкого купца сын ТЛ. Трифонов. от роду 28 лет. Литография. XIX век. ГМИР. 28 . Сошествие Святого Духа. Иосиф Владимиров. 1666. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. 29 . Митрополит Алексий. Москва. Конец XVII века. ГММК. 30 . Господь Вседержитель. «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века, 30,5х25,5. Частное собрание, Москва. 31 . Никон беседует с дьяволом . Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 73. 32 . Спас в силах. Конец XVIII века. 125х100. ГМИР. 33 . Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. ММ. 34 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 35 . Христианин, ангел-хранитель, дьявол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. ГИМ 36 . Смерть Феодоры и видение мытарств души. Рисованная религиозная картинка. Вторая половина XIX века. 69,7 х52,3. ГИМ 37 . Судьба праведника и грешника. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 41 х52,5. ГИМ. 38 . Слово Иоанна Златоуста как лице свое крестити. Литография. Типография А.В. Морозова в Москве. 1 875. Отдел ИЗО, РГБ. 39 . Слово Иоанна Златоуста о страхе Божии. Литография. Старообрядческая типография Г. Горбунова в Москве. Конец XIX века, пчел ИЗО, РГБ. 40 . Распятие. Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. 73х55,5. ГИМ. 41 . Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму. Клеймо иконы Петр с житием». 80-е годы XV века. ГММК. 42 . Адриан Пошехонский. 1 725. 37х29. Собрание Н и С. Воробьевых, Москва. 43 . Богоматерь Неопалимая купина. Палех. Конец XVIII века. 40х33. ГТГ, собрание П.Д. Корина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Образ И. Д. присутствует на иконе Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Богоматери» («Насаждение древа государства Российского», 1668, ГТГ), написанной для московской ц. Св. Троицы в Никитниках. В центре композиции - древо, произрастающее из фундамента Успенского собора Московского Кремля, на ветвях к-рого в круглых медальонах помещены портреты Московских святителей, князей, царей, преподобных и юродивых, его цветущие ветви овивают Владимирскую икону Божией Матери в овальном медальоне. Поколенное изображение И. Д. представлено внизу в центре, напротив фигуры свт. Петра, на фоне Успенского собора, за кирпичной кремлевской стеной со Спасской башней; он показан в профиль, в парадном великокняжеском облачении и шапке Мономаха, склонившимся к корням древа. Свт. Петр Московский, с клеймами жития. Икона. 1913 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Свт. Петр Московский, с клеймами жития. Икона. 1913 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) На иконе «Свт. Петр Московский, с 12 клеймами жития» письма Н. С. Емельянова (1913, ГМИР) изображения И. Д. есть в клейме 9 («Насаждение древа государства Российского»), композиция к-рого воспроизводит фрагмент иконы Симона Ушакова, и в клейме 11 («Кончина свт. Петра»). Вел. князь представлен в красном кафтане, в зеленой шубе с меховым воротником и в шапке Мономаха; он склонился к лежащему на смертном одре свт. Петру (Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 157. Ил. 241). В 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1) есть ок. 40 миниатюр, посвященных жизни и деятельности И. Д. На большинстве из них И. Д. изображен средовеком в княжеских одеяниях разных цветов - кафтане, шубе и шапке. Индивидуальных отличий его иконография не имеет; если в композиции присутствует неск. князей, не всегда удается отличить И. Д., как, напр., в сцене пострижения в схиму и успения блгв. кн. Даниила Московского, отца И. Д. (Л. 204, 205), на миниатюрах, иллюстрирующих повесть «О убиении Акинфове, боярине Тферском» (Л. 212-214 об.), на миниатюре «Заступи Господь Бог князя Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от пленения» (Л. 319). Многократно повторяются сюжеты о поездках И. Д. в Орду и о его возвращении (Л. 275, 285 об., 288, 355 об., 372), о рождении детей (Л. 268, 309 об.), о приеме и об отправке посольств (Л. 289, 331 об., 354 об., 357, 358 об.); проиллюстрированы военные походы в Вел. Новгород (Л. 331), в Торжок (Л. 353 об.), в «городки литовскиа Отсечень и Рясну» (Л. 359 об.). Вероятно, изображение И. Д. присутствует в композиции закладки свт. Петром Успенского собора в Москве, слева, позади митрополита (Л. 299 об.); в сцене освящения Успенского собора - на фоне 5-главого храма, перед еп. Прохором и группой духовенства, в сопровождении свиты (Л. 320 об.); на миниатюре с изображением литургии в Успенском соборе - слева от престола, на к-ром стоят потир и дискос; И. Д. показан без головного убора, руки в молении (Л. 311 об.).

http://pravenc.ru/text/469776.html

Лит.: Выставка древнерус. искусства в Москве 1913 г. М., 1913; Семеновский Д. Н. Мстёра. М., 1939; Побединская А. Г. , Уханова И. Н. Произведения мстёрских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собр. Эрмитажа//Культура и искусство России XIX в.: Новые мат-лы и исслед.: Сб. ст./ГЭ. Л., 1985. С. 150-167; Вздорнов Г. И. История открытия и изуч. рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 156, 198; он же. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изуч. древнерус. живописи. М., 2006; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 170-171, 369. Кат. 211-214; Коробко О. А. , Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах в собр. ГМИР//Проблемы формирования и изуч. музейных коллекций/ГМИР. Л., 1990. С. 39-40; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990; Басова М. В. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. в собр. ГМИР//Религия в истории культуры. СПб., 1991; она же. Минейные и праздничные иконы И. С. Чирикова и М. И. Дикарева из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге//Чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга (1893-1972)/ГЭ. СПб., 1994. С. 57-60; она же. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарева и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге: создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 47-87; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Федотов А. С. Частные коллекции рус. старины на моск. выставках нач. XX в.//Университетские Петербургские чтения: Петербург и Москва: 2 столицы России в XVIII-XX вв. СПб., 2001; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 47; Сосновцева И. В. Биографические исслед. об иконописце В. П. Гурьянове//«И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 598-601; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 59-60, 193, 204-205, 243. 32, 33, 146; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 283-285, 486-487, 503, 524; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 14, 17; Судьба храма - судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери/Сост.: А. Сорокин, А. Зимин. СПб., 2006.

http://pravenc.ru/text/172018.html

В декоративно-прикладном искусстве образ О. исполняли в разных техниках. В 1858 г. при раке блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского (ок. 1834) находилась серебряная или медная доска, обложенная чеканным «бордюром», на к-ром помещались слева накладные изображения О. с крестом и блж. Николая Псковского ( Князев. 1858. С. 28-29). Медали с погрудным изображением О. из серии «История Российского государства в портретах русских государей» были изготовлены в 1768-1772 гг. и воспроизводились позднее (НМРТ, Ивановский гос. ист.-краевед. музей им. Д. Г. Бурылина, частные собрания), они соотносились с циклом мраморных барельефов Ф. И. Шубина для Чесменского дворца под С.-Петербургом (1774-1775; с 1831 - в Оружейной палате Московского Кремля). На серебряной накладке Евангелия сер. XIX в. работы мастера К. Рябкова (НГОМЗ) О. изображена внизу, симметрично равноап. кн. Владимиру, держащей огромный, выше ее роста, крест. На резной иконе (кон. XIX в., ГМИР) О. показана в имп. одеждах, с крестом и державой. Прямоличное полнофигурное изображение О. (облачение - шапка поверх плата, далматика) представлено на покровце (кон. XIX в., ГМИР). На 2-сторонней хоругви (2-й пол. XIX в., ГМЗК) О. со сложенными на груди руками предстоит в молении Казанской иконе Божией Матери вместе с прп. Алексием, человеком Божиим. О. изображали на пасхальных яйцах (единолично - на яйце кон. XIX в., ГМИР и кон. XIX - нач. ХХ в. (фабрика Лукутина, ГЭ), вместе с рус. князьями и мц. царицей Александрой на фоне Кремля - на яйце 1916 г. (Имп. фарфоровый завод в С.-Петербурге, мастер А. А. Скворцов по эскизу П. И. Красновского, ГЭ). Прямолично на синем фоне О. в городчатом венце, в шубе представлена на шитой иконе ок. 1915-1916 гг., выполненной мастерицами Школы народных искусств А. В. Гавриловой и К. Н. Никитиной под рук. К. А. Цигловской (ГМИР). В скульптуре В скульптуре образ О. встречается в памятниках академического круга. Барельеф со сценой «Крещение вел. кнг. Ольги в Константинополе» (1769; повторение - 1776) был выполнен А.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010