Ф. 17. Оп. 161. Д. 13. Л. 14). Начиная с 1929 г. это количество стало быстро возрастать. Зачастую отступники мотивировали свои действия экономическими, жизненными трудностями, желанием быть восстановленными в политических правах, стремлением получить приусадебный участок или место в советских учреждениях (НИА ГМИР. Ф. 4. Оп. 2. Д. 16. Л. 4–26 и др.). «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис 35:5) и др. «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40). Из служителей культа (по неполным данным: без Таджикистана и Туркменистан, а также без сведений о сектантских объединениях) на 1 апреля 1936 г. свои функции исполняли (в целом по СССР) 24 146 человек. В РСФСР — 17 857, УССР — 2188, БССР — 164, ЗСФСР — 666 человек. Кроме того, насчитывалось 610 860 церковных активистов, входивших в «двадцатки» (ГА РФ. Ф. Р–3316. Оп. 64. Д. 1615. Л. 118–120). Согласно сведениям, собранным по просьбе Конституционной комиссии, запросившей данные о количестве лишенцев из числа духовных лиц всех конфессий, таковых в СССР насчитывалось в 1926 г. — 79,3 тыс. человек, а в 1936 г. — более 100 тыс. человек (РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 62. Л. 35; Антирелигиозник. 1936. 4. С. 4, 7–8; 1937. 6. С. 4). «Порядки, созданные экспроприацией экспроприаторов, характеризуются как восстановление индивидуальной собственности, но на основе общественной собственности на землю и произведенные самим трудом средства производства. Для всякого, кто понимает немецкий язык, это означает, что общественная собственность простирается на землю и другие средства производства, а индивидуальная собственность — на остальные продукты, т. е. на предметы потребления» ( Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20. М., 1961. C. 134). Боярский, скорее всего, пользовался Т. 14 первого издания сочинений Маркса и Энгельса (М.; Л., 1931). См. сноску 41. Цитата, приведенная Боярским по памяти, не точна: «Теперь задача состоит в том, чтобы укрепить колхозы организационно, вышибить оттуда вредительские элементы, подобрать настоящие, проверенные большевистские кадры для колхозов и сделать колхозы действительно большевистскими» ( Сталин И.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

Русскому церковному шитью XVII-XXI веков посвящена выставка в Музее истории религии октября 2014 В Государственном музее истории религии 23 октября открылся уникальный выставочный проект " Нить молитвы сквозь века " , представляющий более сорока предметов русского церковного шитья с XVII по XXI век: священнические облачения, церковную утварь, иконы, оклады. Большинство из них экспонируется впервые.   Из 7000 единиц хранения фонда " Ткани " Музея истории религии для выставки были отобраны лучшие образцы золотного шитья.  Экспозиция состоит из двух разделов: в первом памятники XVII столетия соседствуют с произведениями эпохи модерна и работами современных мастеров церковного шитья, во втором собраны образцы русского шитья XVIII-XIX вв. " На выставке есть вновь поступившие два комплекта облачений, они попали в музей путем закупки. Это современные облачения, они созданы несколько лет назад, но исполнены с уважительным поклоном к древности, - рассказывает Татьяна Шубина, хранитель фонда " Ткани " , заведующая отделом хранения драгметаллов и тканей ГМИР куратор выставки. - Эти облачения выполнены полностью вручную, и мы не случайно поместили их рядом со старинными образцами шитья: потому что есть перекличка, творческое использование, а не рабское копирование. Это две разные мастерские, " Покров " и " Убрус " ; каждая имеет свое лицо, но обе следуют канонам, продолжают художественные традиции Древней Руси " . Татьяна Георгиевна рассказала, что традиция лицевого шитья была в петровскую эпоху утрачена, лики на вышитых облачениях стали делать живописными. Сейчас, напротив, лицевое шитье возродилось, и живописных ликов на облачениях и плащаницах уже не встретишь. " Настоящие мастерицы возрождают не только шитье, но и ручное крашение. Создаются тонкие градации цвета, мастерицы ищут шелк, который хорошо окрашивается. Здесь очень серьезный научный подход. Мастерицы изучают шитье Востока и Запада, различные приемы. Диффузия техник - обычная вещь, технические приемы кочуют из страны в страну, из народа в народ " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Издана рукописная книга Патриарха Гермогена сентября 2023 В Государственном музее истории религии 19 сентября была представлена рукописная книга " Повесть о явлениях и чудесах Казанской иконы Богоматери " Святейшего Патриарха Гермогена. Идея ее создания принадлежит издателю, директору издательства " Редкая книга из Санкт-Петербурга " Петру Суспицыну. Фолиант размером 52х36 см насчитывает 118 страниц. Книга богато украшена орнаментами, заставками и концовками в традиции средневековых русских рукописных изданий. Иллюстрации выполнены на мастер-классах под руководством заслуженного художника РФ Юрия Люкшина. Они проходили в ГМИРе, над ними трудилось девяносто художников, в том числе воспитанники, педагоги художественных школ и домов детского творчества. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Заместитель директора ГМИР Екатерина Терюкова отметила, что музей позиционирует себя как площадка для встреч, передачи опыта от поколения к поколению, от мастера к ученикам. В коллекции музея уже есть книга, созданная в ходе творческого сотрудничества. Петр Суспицын рассказал, что его издательство возрождает и популяризирует книги как произведения искусства. Тираж изданий мал - до 30 экземпляров. Чтобы многие могли прикоснуться к этому искусству, создана Академия редкой книги. Ее цель - приобщить библиофилов, прежде всего детей, к " синтетическому " искусству книги - ручному набору, переплету, литью бумаги, печати текста, гравюры. Каждое направление ведет выдающийся мастер. С Юрием Люкшиным реализованыпроекты на духовную тему, например, библейский цикл: Книга Екклесиаста, книга Иова, Песнь песней Соломона, 10 заповедей, а также поучение Владимира Мономаха. Многие книги экспонирует и принимает в свое собрание Эрмитаж. Искусствовед Мария Люкшина представила книгу на большом экране. Она отметила, что в отличие от большинства подобных православных текстов, книга не является апокрифом. Это литературное произведение непосредственного участника события - Патриарха Гермогена. Текст представляет собой похвалу Богоматери. Создатели уделили внимание не только смыслу книги, но и оформлению. Для переплета использована ткань для церковных облачений. Текст украшен орнаментом. Иллюстрации подписаны, указано, интерпретация какой иконы использована.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

внутренних дел с просьбой разрешить обратить жилой дом, пожертвованный Кичиным, в молельню… и другие документы. 22.01.1897–21.09.1906, б/д». Почерк, которым выполнен список, не принадлежит В.Г. Дружинину ; орфография новая. Материалом для рукописи послужили листы в клетку из школьной тетради. 124 Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л., 1990. С. 21. Кат. 27–30. 125 Лучшева З.А. Старообрядческий лубок из коллекции В.Г. Дружинина (в собрании ГМИР)//Мир народной картинки (ГМИИ им. А.С. Пушкина. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1997». Вып. XXX). М., б. г. С. 87–91; Она же. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г. Дружинина в собрании Государственного музея истории религии. Каталог//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2005. Вып. 5. С. 15–45. 126 См.: Пивоварова Н.В. О коллекции старообрядческих резных «намогильных досок» из фонда Отдела древнерусского искусства Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. XVI–XX века. СПб., 2005. Вып. XII. С. 21–31; Она же. О двух старообрядческих иконах из собрания Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2009. Вып. XV. С. 28–43; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. Альманах. Вып. 217/Концепция и сост. издания Н.В. Пивоваровой. СПб., 2008. С. 24–25. Кат. 3–4; С. 35–36. Кат. 15–16; С. 37. Кат. 18–19. 127 В собрании Русского музея хранятся только две иконы, поступление которых связано с именем В.Г. Дружинина . Это образы «Святой Александр Невский» и «Святые Константин и Елена» из собрания И.А. Шляпкина. На обороте икон сохранились наклейки, указывающие о получении их из Археографической комиссии через В.Г. Дружинина в 1918 г. Иконы опубликованы: Образы и символы старой веры. С. 58. Кат. 47–48. 129 Подробный обзор архивных дел см.: Пивоварова Н.В. Новые архивные материалы по истории собрания В.Г. Дружинина : К 150-летию со дня рождения исследователя русского старообрядчества//Старообрядчество: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Помимо икон мч. Христофора изображения кинокефалов в христ. традиции связаны в основном с Ближ. Востоком. В копт. и эфиоп. живописи вмч. Меркурий Кесарийский часто представлен в сопровождении 2 собакоголовых воинов, согласно одному из вариантов Жития святого, обращенных им в христианство и сражавшихся вместе с ним, напр. на иконе из ц. Бет-Меркуриос в Лалибэле (Эфиопия). На иконе XVIII в. (часть триптиха) из Коптского музея в Каире в виде кинокефалов представлены копт. святые Ахракас и Аугани, к-рые также отождествляются со спутниками вмч. Меркурия (существует предположение, что они изображены в масках, см.: Kamil J. Christianity in the Land of the Pharaohs: The Coptic Orthodox Church. Routledge, 2013. Р. 162). С собачьими головами на арм. и сир. миниатюрах изображали измаильтян (мусульман) в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», напр. на миниатюре Тороса Рослина 1262 г. из Евангелия (Baltim. 539. Fol. 379). Лит.: Веселовский А. Н. Ханенеи-кинокефалы и иконографические изображения св. Христофора// Он же. Из истории романа и повести: Мат-лы и исслед. СПб., 1886. Вып. 1: Греко-визант. период. С. 453-476; Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исслед.//Др. Восток. М., 1975. Сб. 1: К 75-летию акад. М. А. Коростовцева. С. 76-89; Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 65, 111; Снигирёва Э. А. Образ св. Христофора: Предания и действительность//Проблемы формирования и изучения музейной коллекции ГМИР. Л., 1990. С. 47-81; White D. G. Myths of the Dog-Man. Chicago, 1991; Чекин Л. С. Картография христ. средневековья: VIII-XIII вв. М., 1999; он же. Первые карты Скандинавского п-ова//ДГВЕ, 1999 г. М., 2001. С. 44-85; Friedman J. B. The Monstrous Races in Medieval Art and Thought. Syracuse (N. Y.), 2000. P. 67-74; Гувакова Е. В. Святой песьеголовец - аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез?//Забелинские науч. чт., 2003: Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2004. С. 48-63. (Тр. ГИМ; 143).

http://pravenc.ru/text/1684666.html

– Керчь, 2002. – С. 202–205. 555 Финогенова С. И. К вопросу о границах и планировке античной Гермонассы//Таманская старина. – СПб. 2000. – Вып. 3. – С. 48–49 556 Молев Е.Л. Раскопки Китейской экспедиции в 1990 г.//Архив ИАНАНУ. – Д. – Λ.9; Молев Е.А., Молева И.В. Раскопки Китея//Археологические исследования в Крыму. 1993 год. – Симферополь, 1994. – С. 265; Молев Е.А. Основные этапы истории Китея//Таманская старина. – СПб., 2000. – Вып. 3. – С. 44. 557 См.; Хршановский В.А. Некрополи Илурата и Китея: Археологическая экспедиция ГМИР 1968–1998 (предварительные итоги)//Боспорское царство как историко-культурный феномен. – СПб., 1998: – С. 104; Болгов H.H. Боспор V в.: континуитет материальной культуры «темного столетия» (Европейская часть)//ПИФК – М.; Магнитогорск, 1998. – Вып. 5. – С. 44–-49; Крым в VI–VII веках (под властью Византийской империи)//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 30,31. 558 Мокроусов С. В., Сазанов A.B. Поселение Золотое-Восточное в бухте: Опыт исследования стратиграфии ранневизантийского времени//Проблемы истории, филологии, культуры. – М.; Магнитогорск, 1996. – Т.З. – С. 88–107; Масленников A.A. Эллинская хора на краю Ойкумены. – М., 1998. – С. 172–178, 262–267; Сазанов A.B. Мокроусов С.В. Некоторые предварительные данные о хронологии поселения Зеленый мыс (Восточный Крым)//Проблемы истории, философии, культуры. – М.; Магнитогорск, 1999. – Т.7. – С. 167–223. 559 Масленников A.A. Зенонов Херсонес-городок на Меотиде//Очерки истории и археологии Боспора. –. М., 1992. – С. 120–173; Масленников A.A., Безрученко И.М. Земельные наделы античного времени в Крымском Приазовье//КСИ А АН СССР. –1991. – Вып. 204. – С. 37–45; Масленников А.А., Мокроусов С.В., Сазанов A.B. Исследования ВКАЭ на Азовском побережье Керченского полуострова в 1998 г.//Проблемы истории, философии, культуры. – М.; Магнитогорск, 1999. – Т. 7. – С. 394–396; Мокроусов С.В. Крымское Приазовье в ранневизантийское время//Пантикапей–Боспор–Керчь: 26 веков древней столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый конгресс исследователей религии открылся в Санкт-Петербурге ноября 2012 Он посвящен 80-летию Государственного музея истории религии. Старейшим и самым крупным собранием России, где изучают, хранят и экспонируют памятники истории многих религий от древности до наших дней, является Государственный музей истории религии (ГМИР)  в Санкт-Петербурге, отмечающий 80-летний юбилей.  К этой дате приурочен проходящий здесь с 15 по 17 ноября Первый конгресс российских исследователей религии, в котором участвуют более 140 ведущих религиоведов, богословлв, философов из России, США, Германии, Великобритании, Финляндии, Японии и других стран.  На открытии конгресса присутствовали главы конфессий и дипломатических миссий, представители администрации Санкт-Петербурга, сотрудники музеев. Приветствие участникам форума прислал губернатор Георгий Полтавченко. С юбилеем музей поздравил глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.  " Наличие такого музея оправдано и необходимо не только потому, что благодаря ему хоть что-то удалось сохранить в атеистическое советское время, но и потому, что он собирает и демонстрирует религиозный путь человечества людям разных убеждений " , - отметил на торжественном заседании председатель епархиального информационно-издательского отдела  протоиерей Александр Сороки н.  На двух площадках - в ГМИРе и философском факультете СПбГУ - в течение трех дней идет серьезная работа по научным секциям. Основные темы развернувшихся дискуссий - взаимоотношения религии и науки, религии и общества, место религии в музейном пространстве и в пространстве Интернета.  Большой интерес вызвала секция " Будущее религии и " конец науки " , ведущим которой стал директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, кандидат богословия и физико-математических наук протоиерей Кирилл Копейкин.  " Конфликт науки и религии - это конфликт за претензию на Истину. Но если смотреть глубже, то эти истины не исключают друг друга, а дополняют. Наука может играть важную роль в установлении межконфессионального диалога. Она является общим полем, на котором могут взаимодействовать разные религии " , - считает отец Кирилл. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=251...

Новости В Петербурге открылась выставка, посвященная религиозной жизни блокадного Ленинграда 27.01.2024 22:55 Санкт-Петербург, 27 января, Благовест-инфо. Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» открылась 23 января в Государственном музее истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге. Экспозиция приурочена к 80-летию полного снятия блокады, которое отмечают в эти дни в Северной столице. «Цель выставки – показать силу духа ленинградцев-блокадников и солдат, освобождавших Ленинград, – сказала директор музея Любовь Мусиенко, открывая экспозицию. – Отдельные разделы выставки рассказывают о подвиге церковных служителей, о работе музея в годы блокады». Хотя в Ленинграде во время блокады было открыто только десять православных храмов (вместо 500, действовавших до революции), жизнь в них была очень активной. «Несмотря на то, что бомбили, несмотря на то, что храмы были холодные, несмотря на то, что люди были голодные, пешком приходили и независимо от своего вероисповедания молились», – отметила директор музея. Участников и организаторов мероприятия приветствовал начальник Отдела по связям с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов, отметивший, что «сохранение живой памяти лежит сейчас на ученых, музейщиках, исследователях, создающих возможность соприкоснуться с этой историей через вещи, воспоминания». Первый заместитель председателя комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Алексей Силкин подчеркнул, что «люди не только выжили, но сохранили в себе силы, сохранили в себе дух в то время, когда… у государства и религии были очень сложные отношения; это были годы гонений, годы забвения, когда религиозные учреждения не исполняли свои прямые функции, были перепрофилированы, а некоторые уничтожены». О содержательной стороне выставки рассказали научные сотрудники музея Светлана Семенова и Владимир Безродин.  «С помощью икон, фотографий священников, фотографий храмов, фотографий освобождения города, личных вещей мы попытались создать образ религиозной жизни блокадного Ленинграда», – рассказала Светлана Семенова. Многие священники были отправлены на фронт, и в десяти православных храмах служили только 12 священников. Во время блокады действовала синагога; в Музее истории религии, располагавшемся тогда в Казанском соборе, продолжали проводить экскурсии. Из католических храмов действовал только храм Французской Божией Матери (ныне Богоматери Лурдской) в Ковенском переулке. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В XVIII - нач. XX в. подобная иконографическая традиция сохранялась на живописных полотнах портретного характера, на гравюрах и литографиях, в т. ч. с изображениями родословного древа и таблиц рус. государей (ГИМ, ГЛМ, РГБИ, см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288), на костяных рельефах холмогорской работы (ГИМ, Егорьевский ист.-худож. музей), в серии рельефных печатей на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ). Образ Д. И. присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и в здании Сената в Кремле). Фигура Д. И. со скипетром и шлемом в руках помещена в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова). Смотр рус. полков в Коломне вел. кн. Владимиром Андреевичем. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) Смотр рус. полков в Коломне вел. кн. Владимиром Андреевичем. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) О почитании Д. И. свидетельствует включение описаний его внешнего облика в иконописные подлинники посл. трети XVII - 30-х гг. XIX в. под 9 мая: «Аки Борис подобием» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130); «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 97). Предположительно Д. И. представлен в числе Московских чудотворцев на 2 прорисях с икон XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341. 53, 169). Кроме того, его оплечное изображение в венце и горностаевой мантии (надпись на нимбе: «К Дuмumpiй московс») имеется в правой группе блгв. князей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), в верхнем регистре - фигура св. князя с двуперстным перстосложением, изображен в шапке и горностаевой шубе, надпись: «С. б. к. Дuмumpiu».

http://pravenc.ru/text/178205.html

К. являлся незаурядным деятелем среди иерархов правосл. Востока того времени, хотя и ему в условиях тур. владычества приходилось лавировать между властью султана, церковным лидерством К-поля и влияниями европ. дипломатии (включая российскую). В. Н. Хитрово так объяснял непоследовательность церковной политики К.: «Патриарх Кирилл был далеко не гением, ни даже выдающимся человеком, но у него было много здравого разума, и потому он не мог не отдать себе отчета в положении и в необходимости принять какие-либо действительные меры. Но, с другой стороны, он был чересчур грек, слишком связан с Фанаром, чтоб быть в состоянии оторваться от всех уз, связывающих его, и пойти твердо по новой дороге» ( Хитрово. 2011. С. 140). Наиболее точная характеристика противоречивой личности К. и его особого значения в истории правосл. Востока и русско-иерусалимских отношений дана архим. Антонином (Капустиным), к-рый в день смерти патриарха записал в дневнике: «Упокоился наконец бедный страдалец, одаренный сильным духом, тонким умом, властным характером, открытым сердцем, глубоким благочестием, неизменным тактом во всем и редкою простотою в обращении. Прибавим к этому его примерное воздержание, его изумительную подвижность и неутомимую деятельность, его нестяжательность, его равнодушие к честям и отличиям, его признательность к благодетелям, его беззаветную благотворительность и его несокрушимое терпение в беде и болезни… Такого Патриарха Иерусалим не дождется другого» ( Антонин (Капустин), архим. Дневник. 18 авг. 1877 г.//ГМИР. Б-ка. Шифр Б IV. 853/19. C. 207). Лит.: Низложение Иерусалимского Патриарха [Кирилла II]//Современность. 1872. 96; Соловьев П., свящ. Блаженнейший Кирилл II, Патриарх Иерусалимский//Странник. 1873. Т. 2. С. 177-216; Антонин (Капустин), архим. Кирилл II, бывший Иерусалимский Патриарх//ЦВ. 1877. 38. С. 15-17; он же. Из Иерусалима: Статья, очерки, корреспонденции: 1866-1891. М., 2010; Хитрово В. Н. Православие в Св. Земле. СПб., 1881. М.; СПб., 2011. Т. 2; Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок: От падения К-поля (1453 г.) до настоящего времени.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010