57 …знал ли он такую девочку? — биографы полагают, что прототипом малютки Нелл была свояченица Диккенса Мэри Хоггарт, в 1837 г. скоропостижно скончавшаяся семнадцати лет. Смерть Мэри Диккенс оплакивал как утрату одного из самых близких ему людей. 58 «… маленькие маменьки» — «маленькой маменькой» называет слабоумная Мэгги юную Эми Доррит, героиню романа «Крошка Доррит». 59 … «Барнеби Радж» — такой же исторический роман, как заговор Тэппертита — политическое движение — роман посвящен реальному историческому событию, известному в истории под названием «бунта лорда Гордона», происшедшему в Лондоне в 1780 г., когда парламентом был принят билль о равноправии католиков. Рисуя исторические события, Диккенс старался в основном следовать фактам, опираясь на воспоминания современников и прессу того времени. Однако в изображении идеализированной фигуры лорда Гордона он сознательно отступает от действительности. 60 …Джейн Остин и Чемберлен — противопоставляют слова «разумный» и «чувствительный» — имеются в виду английская писательница Джейн Остин (1775—1817), автор романа «Разум и чувствительность», а также — уже иронически — Остин Чемберлен (1863—1937), английский политический деятель, консерватор, в период создания монографии Честертона — министр финансов Великобритании (1903—1905). 61 …«Тяжелые времена», которые Маколей назвал «мрачным социализмом» — английский историк, критик и политический деятель буржуазно–либеральной ориентации Томас Бабингтон Маколей (1800—1859) как ярый противник рабочего движения осудил социально–обличительный пафос романа «Тяжелые времена», упрекал Диккенса в отсутствии чувства меры и пессимизме. 62 «Делай что хочешь» (франц.). 63 …И вот, обратившись, он растерзал их — Честертон перефразирует слова Евангелия: «…не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». 64 …весь здешний пишущий народ живо заинтересован в этом вопросе — выше упомянуты американские писатели Вашингтон Ирвинг (1783—1859), Чарльз Фенно Хоффман (1806—1884), Ричард Генри Дана (1815—1882), поэты Фицгрин Хэллек (1790— 1867), Уильям Каллен Брайент (1794—1878), историк Уильям Хиклинг Прескотт (1796—1859) и художник, поэт и прозаик Вашингтон Оллстон (1779—1843).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

…то кралею, то хлапом… — Карточные термины: краля — дама, хлап — валет. 368 Козлякать — делать резкие прыжки. 369 …сам к Гарибальди пошел. — Гарибальди Дж. (1807–1882) — итальянский революционер, выдающийся деятель национального воссоединения Италии. В его войсках сражались русские добровольцы. 370 Изнять — извести. 371 Веди — старославянское название буквы «в». 372 …граф Бисмарков из Петербурга адъютанта пришлет…— Граф Бисмарк О. (1815–1898) — германский государственный деятель, организатор и вдохновитель франко-прусской войны 1870–1871 годов, в 1859–1861 годах был прусским послом в Петербурге; возможно, что это обстоятельство, а так же прогерманские настроения царя и его окружения имел в виду Лесков, когда заставлял своего героя говорить о приезде адъютанта «графа Бисмаркова» из Петербурга». 373 Рыцарь Ламанчский — Дон-Кихот, герой романа Сервантеса «Дон-Кихот Ламанчский». 374 …вы меня застали за «Душою животных» Вундта. — Имеется в виду книга В. Вундта «Душа человека и животных», СПб., 1865, т. I; второй том этой книги был задержан и против издателя возбуждено судебное дело, прекращенное сенатом в 1867 году, когда второй том был выпущен в продажу с приложением полного отчета о судебном процессе. Вундт В. (1832–1920) — немецкий философ-идеалист, один из основателей экспериментальной физиологической психологии. В указанной книге Вундт утверждал, что «то, чего мы не разгадаем в человеке, объяснится из рассматривания животной души, в которой мы увидим то же самое, только в простейшей форме». Там же Вундт применяет к жизни животных понятия о государстве, браке, истории и т. д. Поэтому далее он называется «очень односторонним мыслителем». 375 Я читал «Тело и душа» Ульрици. — Имеется в виду книга немецкого философа-идеалиста Г. Ульрици (1806–1884) «Тело и душа. Основания психологии человека» (1866), русский перевод — 1869 года. Ульрици утверждал, что душа является невесомой жидкостью, находящейся в организме человека, деятельность которой централизована в головном мозгу. 376

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Рауль Дюфи (1877—1953)--французский живописец, график, театральный художник, примыкавший к фовизму. 9. Альфред Манессье (р. 1911) -французский      художник- абстракционист. 10. Альбер Тибоде (1874—1936) —французский литературный критик. 11. Стефан Малларме (1842—1898)—французский поэт-символист (сб. «Стихотворения», 1887). 12. Клеман Адер (1841—1925)—французский инженер, «отец» авиации, совершивший первый в мире полет (9 октября 1890 г.) на аэроплане «Эол». Луи Блерио (1872—1936)- французский авиатор и конструктор. 25 июля 1909 года на аэроплане перелетел через Ла-Манш. 13. Луи Жуве (1887—1951) — французский режиссер, актер, педагог. С 1934 года руководитель театра «Атеней» в Париже. 14. Жан Вилар (1912—1971) — французский актер, режиссер. С 1951 по 1963 год возглавлял Национальный народный театр в Париже; с 1947 года — организатор и руководитель театральных фестивалей в Авиньоне. 15. Одеон — исторический памятник в Париже (открыт в 1782 г.). В 1797 году на его месте основан театр; в 1959 году — независимый «Театр де Франс»; в 1971 году—Национальный театр «Одеон». 16. Сара Бернар (1844—1923) — французская трагедийная актриса; прославилась исполнением ролей в пьесах В. Гюго, А. Дюма-сына, Э. Ростана. 17. Генрих фон Клейст (1777—1811)- немецкий писатель (комедия «Разбитый кувшин», 1808; драма «Принц Гомбургский», 1810). 18. Гиньоль-французский кукольный театр, известен с конца XVIII века. 19. Эжен Лабиш (1815—1888)- французский комедиограф («Соломенная шляпка», 1851). 20. Жан Жироду (1882 -1944) французский писатель (пьесы «Троянской войны не будет», 1935; «Электра», 1937). 21. Жан Кокто (1889—1963) французский писатель, художник, театральный деятель, сценарист и кинорежиссер (пьесы «Антигона», 1928; «Орфей», 1928). 22. Луиджи Пиранделло (1867—1936) итальянский писатель, драматург (трагикомедия «Шесть персонажей в поисках автора», 1921). 23. Никола Батай (р. 1926) — французский актер и режиссер театра. 24. Антонен Арто (1896—1948) французский драматург, актер и режиссер театра.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

Разделы портала «Азбука веры» С.В. Никитина (ПСТГУ) Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века В Избранное Понимание догмата, задач догматики и богословского метода Период с середины XIX века до 1917 года занимает особое место в истории русского богословия. В это время подводятся итоги прошлого и намечаются перспективы дальнейшего развития, активно обсуждается проблема освобождения православного богословия от влияния западных схоластических образцов, предлагаются различные варианты методологических подходов, решается вопрос о месте и значении разума в богословии. Данный период обращает на себя внимание чрезвычайным разнообразием учебной, апологетической и популярной просветительской литературы догматического содержания. Многочисленные учебные пособия, изданные в это время для академий, семинарий, светских университетов и институтов, начального и среднего светского образования, отличаются гибкостью, учитывают особенности как самих учебных заведений, так и слушателей, и в значительной степени носят авторский характер. При этом между курсами догматического богословия для духовных и светских учебных заведений данного периода прослеживаются значительные различия, обусловленные особенностями светского высшего образования. Наряду с традиционными курсами догматики, предназначенными для светских университетов и институтов, получили заметное распространение учебные пособия, отмеченные своеобразием структуры и стиля изложения 1 . Учитывая невозможность изучения в университетских условиях полного круга богословских предметов, необходимых для всестороннего усвоения догматики, составители таких своеобразных учебных курсов часто включают в них разнообразные сведения из смежных богословских дисциплин. Отличительной особенностью светских курсов догматического богословия является также насыщенность апологетикой и полемикой, связанная с ориентацией на представителей светской образованной среды 2 . Среди учебных курсов для духовных академий и семинарий выделяются пять крупных догматических систем, составленных архимандритом Антонием (Амфитеатровым) (1815–1879), митрополитом Макарием (Булгаковым) (1816–1882), архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1805–1866), епископом Сильвестром (Малеванским) (1828–1908) и протоиереем Николаем Платоновичем Малиновским (1861–1917).

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

Марк Аврелий Антонин: (121 – 180): Των εις εαυτν βιβλα ιβ», или Meditations. Это нечто вроде дневника или собрания размышлений, которые император записывал в конце своей жизни, отчасти в разгар военных действий «в земле Квади» (на реке Дунай в Венгрии), с целью самосовершенствования; собственные моральные рассуждения императора соседствуют там с поразившими его цитатами мудрых и добродетельных мужей. Главные издания – Xylander Zurich 1558 и Basle 1568; лучшее издание с новым переводом на латынь и обширными примечаниями – Gataker, Lond. 1643, Cambr. 1652, с дополнительными примечаниями на французском – Darier, Lond. 1697 и 1704. Новое издание греческого текста – J. М. Schultz, 1802 (и 1821); еще одно – Adamantine Coraïs, Par. 1816. Перевод на английский язык: George Long, Lond. 1863, другое издание – Boston, пересмотренное издание – London 1880. Существуют переводы на большинство европейских языков: перевод на итальянский сделан кардиналом Франческо Барберини (племянником папы Урбана VIII), который посвятил перевод собственной душе, «чтобы она стала краснее пурпура при виде добродетели этого язычника». См. также послания знаменитого риторика М. Corn. Fronto, учителя Марка Аврелия, найденные и опубликованные Angelo Mai, Milan 1815 и Rome 1823 (Epistolarum ad Marcum Caesarem Lib. V; etc.). Однако они не имеют большого значения, разве что свидетельствуют об искренней и продолжавшейся всю жизнь дружбе любезного учителя и его царственного ученика. Arnold Bodek: Marcus Aurelius Antoninus als Freund und Zeitgenosse des Rabbi Jehuda haNasi. Leipz. 1868. (Прослеживается связь этого императора с иудейским монотеизмом и этикой). Е. Renan: Marc–Aurèle et la fin du monde antique. Paris 1882. Это седьмой и последний том из «Истории происхождения христианства» (Histoire des Origines du Christianisme), ставшей плодом двадцатилетних трудов автора. Этот том настолько же гениален, полон учености и красноречия и настолько же лишен веры, как и предыдущие. Он завершается периодом окончательного формирования христианства в середине II века, но в будущем автор планирует вернуться назад и проследить историю христианства до Исайи (или «Великого Незнакомца», его истинного основателя).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Все эти Члены и Секретарь, действительно были, можно сказать, ущедрены наградами, равно как они и сами сознавали характер и значение всех действий и распоряжений преосв. Антония и лично к ним относившихся, и вообще к строю и направлению в ходе епархиального управления, видя в лице его самого первый живой пример административной опытности, неустанной деятельности, строгой во всём внимательности, нелицеприятной правды и в тоже время примернейшей благостности. Вполне верно изображена в этом отношении характеристика одного из Членов Консистории, избранного в первый же год преосв. Антонием и состоявшего в этой службе до самой кончины своей в 1882 г. – Прот. Гавр. Феод. Мелановского в надгробной речи, сказанной Профессором Богословия в Университете Прот. Мих. Мих. Зефировым. «Почивший пастырь был и церковно-общественным деятелем, в звании Благочинного, Член Консистории и по другим некоторым должностям. И он всегда не любил и не умел делать свое дело кое-как, лишь бы свалить его с рук, но всегда основательно, добросовестно, своевременно. Ему и на ум не могло приходить, чтобы покривить... и злоупотребить тою долею прав и власти, какая была ему предоставлена. Зато и пользовался он по достоинству уважением всех; его любил, им дорожил, его отличал и возвышал приснопамятный наш Архипастырь Антоний» 64 . «С такою же точно начальническою внимательностью, сказано в некрологе, относился преосв. Антоний и к второстепенным деятелям-труженикам, штатным чиновникам и ко всей меньшей – канцелярской братии, труждающимся в Консистории. Тогда как современная либеральная печать только считает как бы задачею, кстати и некстати, глумиться над указываемыми служащими, Владыка взглянул на их, в большинстве достойное сожаления, положение с истинно-отеческой точки зрения. Он сознавал, что так как этот служащий люд весьма нужен для успешного ведения дел с формально исполнительной стороны, то само собою и положение его материальное должно быть, по возможности, улучшено. Для этого преосв. Антоний воспользовался, бывшими ещё в 1815 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

55       Die Geschichte der heiligen Schriften Neuen Testaments. Halle, 1842; Die Geschichte der heiligen Schriften Alten Testaments. Braunschweig, 1881. 56       Geschichte Israels. 2 Bde. B., 1878; Prolegomena zur Geschichte Israels. B., 1883 (рус. пер.: Введение в историю Израиля. Спб., 1909); Die kleinen Propheten. B., 1892; Die Composition des Hexateuchs und der historischen Bücher des Alten Testaments. B., 1885; Das Evangelium Marci. B., 1903; Das Evangelium Matteae. B., 1904; Das Evangelium Lucae. B., 1904; Das Evangelium Johannis. B., 1908; Erweiterungen und Anderungen im vierten Evangelium. B., 1907. 57       B этом вопросе Велльгаузен имел ряд предшественников: от философа-пантеиста Баруха Спинозы (1632–1677) и католического монаха Ришара Симона (1638–1712) до своих старших современников – протестантских библеистов Иоганна Карла Вильгельма Фатке (1806–1882), Эдуарда Вильгельма Эугена Рейсса (Reuß; 1804–1891), Теодора Нёльдеке (1836–1930) и Карла Генриха Графа (1815–1869). Эта теория разрабатывалась в трех вариантах. Первый происходит от гипотезы Жана Астрюка (1684–1766) и гласит, что Моисей при написании Пятикнижия пользовался несколькими древними документами. Второй вариант – т.н. классическая документарная теория происхождения Пятикнижия, разработанная Графом и рядом других библеистов, – утверждает, что Пятикнижие сформировалось в период Вавилонского плена на основе четырех цельных повествований – Яхвиста, Элохиста, Второзаконнического кодекса (все три написаны в допленный период) и Священнического кодекса (написан в период плена). Третий вариант теории рассматривает четыре источника не столько как документы, сколько как устные традиции (гипотеза, принятая в скандинавской библеистике). Наибольшим признанием ныне пользуется вариант Графа-Велльгаузена, в который данные археологии и результаты изучения Древнего Востока внесли ряд дополнений. В частности, многие специалисты считают, что ядро Пятикнижия древнее письменной фиксации четырех источников и восходит к Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

836 «Красный Крест» – добровольные общества помощи военнопленным, больным и раненым воинам (стали создаваться с 60-х гг. XIX в.). В мирное время оказывают помощь пострадавшим от стихийных бедствий, проводят мероприятия по предупреждению заболеваний. 838 Оуэн Роберт (1771–1858) – английский социалист-утопист. В начале 1810-х гг. разработал филантропический план улучшения условий жизни рабочих и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия), управляющим которой он был с 1800 г. В 1817 г. выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», лишенных частной собственности, классов, эксплуатации. Основанные Оуэном опытные коммунистические колонии в США («Новая гармония» и др.) и Великобритании потерпели неудачу. Фурье Шарль (1772–1837) – французский социалист. Подверг критике современный строй «цивилизации» и разработал проект плана будущего общества – строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности. Первичной ячейкой нового общества считал «фалангу», сочетающую промышленное и сельскохозяйственное производство. Новое общество утвердится, по Фурье, путем мирной пропаганды социалистических идей. 839 Лассаль (Lassalle) Фердинанд (1825–1864) – немецкий социалист, философ и публицист. Организатор и руководитель Всеобщего германского рабочего союза (1863–1875). Выдвигал идеи о всеобщем избирательном праве как универсальном политическом средстве освобождения труда от эксплуатации, о производительных ассоциациях рабочих, как пути их освобождения от гнета «железного закона» заработной платы и «введения социализма». 840 Бисмарк (Bismarck) Отто фон Шенхаузен (Schonhausen) (1815–1898) – князь, государственный деятель Германии, 1-й рейхсканцлер Германской империи в 1871–1890 гг. Осуществил объединение Германии на прусско-милитаристской основе. Один из главных организаторов Тройственного союза 1882 г., направленного против Франции и России; при этом считал, что война с Россией была бы крайне опасной для Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1568 Мне кажется, что в сочинении Иннокентия есть капля и Филаретовского меду. В одном из писем Филарета к отцу, относимом к 1815 г., говорится: «Суетам конца нет. К библейской корректуре – (речь идет о его Библейской истории), мною держимой, присоединилась корректура Церковной истории (конечно, Иннокентия), которую; какова ни есть, я (обратите внимание: я) должен был представить в печать» (Письма к родным, 178. М. 1882). Трудно допускать, чтобы Филарет, говоря о том, что он представил сочинение к печати, разумел простую передачу его из одних рук в другие: нужно думать, что он редактировал сочинение. На это уполномочивает и выражение; присоединилась корректура " … Здесь нельзя разуметь механической типографской корректуры, ибо таковую мог держать сам Иннокентий, служивший в это время в Петербурге же. – Кроме того, Филарет считал нужным рассматривать историю по столетиям, то же делает и Иннокентий. Предметы, о которых должно трактовать при изучении того или другого столетия, указаны были Филаретом еще в 1810 г. те же самые, какие видим и у Иннокентия и порядок их рассмотрения тот же. (Сличи конспект церк. истории, составленный Ф-ом для Петербургской академии Собрание мнений и отзывов Филарета, т. 1, стр. 27–28 – с церк. историей Иннокентий, отделение (или том) I). Да и слог «Начертания» более походит на Филаретовский, чем Иннокентиевский: последний очень жив и не выдержан, близок к разговорному, 1574 С какою грустью мы прочли отзыв о книге Иннокентия в «Сборник отзывов Учебного Комитета при Синода», отзыв ребяческий воображающий, что главное дело в учебнике доступность изложения и правильная транскрипция имен собственных (стр. 289–290. Спб. 1877). Научный прогресс по части церковной истории в семинариях начнется тогда, когда Учебн. Ком. перестанет вмешиваться в преподавание семинарских наук (Слич. приложение А.). 1575 Нужно помнить, что книга Иннокентия появилась назад тому 90 лет (1817–1907 г.). И каков позор! Так мы и до сего дня не опередили чахоточного церковного историка десятых годов прошлого века!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010