1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни»

http://pravenc.ru/rubrics/122394_5.html

В 1690 г., во время переселения сербов, спасавшихся от наступавших турок, в австр. владения, Патриарх взял с собой в Сремски-Карловци свои книги, составившие после его кончины основу буд. фонда б-ки. Позже в б-ку неоднократно поступали многочисленные книжные собрания, остававшиеся после кончины иерархов: в 1728 г. 44 тома, принадлежавшие еп. Будимскому Михаилу (Милошевичу), после 1730 г. издания на серб., рус., лат., греч., нем. языках из б-ки митр. Белградско-Карловацкого Моисея (Петровича). В 1737 г. поступили книги из Белградской (Сербской) митрополии , после чего б-ка стала именоваться митрополичьей. В 1769 г. было принято офиц. решение о передаче в фонд б-ки книжных собраний каждого почившего архиерея. Но и при жизни нек-рые иерархи активно способствовали пополнению б-ки, напр., митр. Стефан (Стратимирович ; 1790-1836) приобрел для нее 2072 тома и подарил собственное собрание из 2480 томов, а также свыше 200 карт и рисунков. Фонды б-ки были пополнены собраниями книг писателя и гравера XVIII в. Захарии Орфелина (195 названий, коллекция после нек-рых утрат насчитывает 131 том, почти каждый с автографом владельца); серб. историка архим. Илариона (Руварца ; † 1905) (1852 названия в 2433 томах, 212 утрачены); митрополичьей Патриаршей б-ки (свыше 7650 книг, тематика к-рых связана с борьбой за независимость Сербской Церкви от К-поля), возникшей в 1815 г. и в значительной степени сформированной первым Патриархом восстановленной Сербской Патриархии Димитрием (Павловичем ; 1920-1930). Б-ка ДС в Сремски-Карловци (6242 наименования в 15620 томах) была передана в Б. П. б. после ее закрытия в 1919 г. в связи с основанием богословских фак-тов в ун-тах Белграда и Загреба. В дальнейшем поступления осуществлялись из студенческой б-ки богословского об-ва «Согласие», действовавшей в рамках ДС в Сремски-Карловци (850 произведений в 1253 томах); из б-ки прот. Стефана Джурджевича, белградской соборной церкви (3520 названий книг, журналов, газет), переехавшего из Венгрии в 1936 г.; из б-ки церковного писателя и редактора ж. «Духовная стража» архим. Стефана (Илкича) (2711 произведений в 8979 томов); из б-ки Белградской ДС во имя свт. Саввы (свыше 17 тыс. названий), формировавшейся со времени своего основания (1836) и включавшей книги из собрания митр. Михаила (Йовановича ; 1859-1881, 1889-1898) (4250 названий) и акад. Сербской королевской академии архим. Никифора (Дучича ; 1882-1900) (ок. 780 названий); из б-ки Патриарха Варнавы (Росича ; 1930-1937) (ок. 5496 книг) и ряда др. иерархов СПЦ.

http://pravenc.ru/text/77880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (ок. 1815 - 11.06.1882, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (с 29 июня 1875). О жизни И. до его вступления на Патриаршество известно крайне мало. Грек по происхождению. Некоторое время он был настоятелем Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи И. был архимандритом. И. вступил в управление Иерусалимской Православной Церковью (ИПЦ) в сложный период. Влияние рус. и европ. культуры на правосл. народы, входившие в состав Османской империи, и как следствие - пробуждение у них национального самосознания привели во 2-й пол. XIX в. к тяжелому кризису в правосл. сообществе Османской империи, конфликтам между греч. иерархией Поместных Церквей и их иноязычной паствой (балканскими славянами, правосл. арабами). В 60-х гг. XIX в. болгары добивались выхода из-под юрисдикции К-польского патриарха и создания автокефальной Церкви. Их поддерживали известный рус. дипломат, посол в К-поле гр. Н. П. Игнатьев и значительная часть российской общественности. В 1872 г., после провозглашения автокефального Болгарского Экзархата, в К-поле был созван Собор с участием представителей Александрийской, Антиохийской и др. Поместных Церквей, на к-ром греч. иерархи приняли решение об отлучении болгар от Церкви как схизматиков. Иерусалимский патриарх Кирилл II был единственным неподписавшимся под соборным определением, за что был 7 нояб. низложен с престола Святогробским братством . РПЦ уклонилась от прямого вмешательства в решение как болг., так и иерусалимского вопроса, но российская дипломатия поддерживала Кирилла и инспирировала выступления правосл. арабов в его защиту. Однако османские власти приняли сторону Святогробского братства, 6 дек. 1872 г. Кирилл был выслан под стражей из Палестины и отправлен в ссылку на один из островов Мраморного м., а новым патриархом утвержден ставленник святогробцев Прокопий II . Россия не признала Прокопия и секвестировала доходы с имений Святогробского братства в Бессарабии, которые составляли существенную часть бюджета ИПЦ. Святогробцы со своей стороны быстро растратили деньги, оставшиеся в патриаршей казне после Кирилла, и, столкнувшись с финансовыми проблемами, искали пути примирения с Россией и возвращения доходов с бессарабских имений.

http://pravenc.ru/text/293752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Русские богословы ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деятели Римско-католической Церкви АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВЕРГЕРИЙ Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498-1565), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма

http://pravenc.ru/rubrics/130161.html

летописи. Экономика Г. османской эпохи, как и в предыдущие периоды, определялась ее пограничным положением между Сирией и Египтом, жители обслуживали движение караванов, поставляли изделия из керамики, вывозили финики и мыло. По состоянию на 1838 г. в епархии Г. было 150 правосл. семейств при общей численности населения Г. ок. 15 тыс. чел. Данные 1906 г. отмечают в городе 40 тыс. жителей, в т. ч. 750 христиан и 160 иудеев. В ходе первой мировой войны в 1917 г. Г. была оккупирована англичанами, а после падения Османской империи в 1920 г. вместе со всей Палестиной перешла под англ. мандатное управление. По плану раздела Палестины, принятому ООН в 1947 г., Г. входила в состав Палестинского араб. гос-ва, после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. район Г. остался одной из немногих территорий, удержанных арабами. До 1967 г. сектор находился под егип. управлением. В округе Г. осели массы палестинских беженцев, ныне плотность населения здесь одна из самых высоких в мире, а условия жизни крайне тяжелые, что способствует росту экстремистских настроений и подогревает многолетний межнациональный конфликт. В ходе арабо-израильских войн израильская армия занимала Г. в 1955, 1956 и 1967 гг. В наст. время сектор Г. входит в состав Палестинской национальной автономии. Христ. община Г. в кон. XX в. насчитывала ок. 3 тыс. чел. Епископы Г. Филимон (ап. от 70-ти), св. Сильван (между 307 и 310), Асклепий (между 325 и 346), Квинтиан (между 326 и 343, арианин), Синека (348), Ириней (363-393), Эней (394/95), св. Порфирий (395-420), Натирас (431, между 451 и 458), Мариниан (449), Иоанн, Евсевий (VI в.), Тимофей (ок. 512), Кирилл (518), Маркиан (536), Аврелиан (540), Петр (ок. 680, монофизит), Сулейман аль-Газзи (XI в.), Самона (ок. 1056), Мелетий (1173), неизвестный (ок. 1238), Матус (1343/44), Михаил (1465), неизвестный (1579, 1582, 1596), Афанасий (1634), Паисий Лигарид (1652-1671), Самона (?), Христодул (1671-1702), Парфений (1709-1723), неизвестный (1727), Макарий Прусинос (1750), Симеон (1754), Паисий (1761), Иаков (1775), Иоаким (1790), Феодор (1815-1818), Феодосий (1834), Филимон (1838-1848), Прокопий (1864-1872), Иоасаф (1877-1882), Софроний (1908-1925), Стефан (с 1955).

http://pravenc.ru/text/161415.html

Гранитную и каменную кладку взялся сделать, за 9½ тысяч, кроншт. мещанин Лука Филиппов Тузов. Он же взялся за работы кузнечные и плотничные, кроме полов. В 1883 году он отстроил церковь вчерне. К 1884 г. на постройку истрачено более 50 тыс., не считая доставки материала прихожанами. Храм строится во имя св. Николая, с приделом Покрова; другой придел еще не намечен. Храм пятиглавый, длиною, с колокольнею, в 17 саж., шириною в 13, а высотою – в 22 саж. с крестом. В церковном архиве хранятся: 1) Указ Феофана, от 28 ноября 1726 г., за 126-м, об освящении церкви, выстроенной на месте сгоревшей; 2) План и межевая книга 1785 года; 3) Копия с плана на участок церковной земли, отрезанной в 1879 г. землемером Божуковым. На плане значится: под выгоном и сенокосом, с молодым кустарником, 36 десятин, под моховым болотом, проселочными дорогами, пулуручьями, неудобной 1 дес. 800 саж. Сперва причт составляли: священник, диакон, дьячек и пономарь. В 1815 году положено два священника, два пономаря и просвирня. В 1844 г. церковь причислена ко 2 классу и жалованья причту положено 600 р. С 1882 г. настоятель получает 240 р., помощник его – 160 р., псаломщики – по 80 р. и просвирня – 30. Вот прежние священники: до 1815 г. служили: Феодор Мартинов (ок. 1726), Стефан Антипов (ок. 1785) и Антип Степанов (ок. 1816). С 1815 года положено два причта и приход разделен на две половины. В первой половине священствовали: Иоанн Знаменский (1815–1852), Павел Державин, зять его (1852–1857), Григорий Певцов, другой зять его же (1857–1870), Петр Лабецкий (1870–1877), оставивший по себе плачевную память: жена его Екатерина Афанасьева удавилась, а он сам умер в умопомешательстве. С 1877 года до ныне служит Николай Лавров, настоятель церкви. Во 2-й половине священствовали: Иоанникий Антипов, служивший сперва дьячком (до 1805), потом – диаконом (1805–1816) и наконец – священником (1816–1832), Феодор Близнецкий (1833–1846), Иоанн Заозерский (1846–1871), бывший благочинным, Петр Тихомиров (1871–1880), Петр Смирницкий, бывший с 1849 г. диаконом (1880–1883) и Иоанн Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Патримонио (Patrimonio Salvator; 1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–1881 гг. 356 Фр. ‘посол Республики – старшей дочери Церкви’. («Старшей дочерью Католической Церкви» называли Францию). 359 Никифор – митрополит Севастийский, позже Петро-Аравийский. Епитроп патриаршего престола. Друг и помощник Антонина. Жил в Горнем, в доме своей герондиссы, монахини Марии (Гладкой). Освятил храм в Горнем (30 марта 1883 г.). 361 Иерофей I (ок. 1815–1882) – Патриарх Иерусалимский (с 5 мая 1875). Грек по происхождению, Настоятель Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи состоял в сане архимандрита. 362 Лермонтов Сергей Дмитриевич (?–1889) – член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), помощник Секретаря ППО (1884); казначей Общества (1884–1889). Паломник в Иерусалиме в 1880 г. 363 Нелидов Александр Иванович (1835–1910) – дипломат. Окончил Кишиневскую гимназию с золотой медалью. Окончил факультет восточных языков и юридический факультет Санкт- Петербургского университета с золотой медалью. С ноября 1855 в Азиатском департаменте МИД. Младший секретарь миссии в Греции (1856–1861), в Болгарии (1861–1864, старший секретарь 1864–1869). Старший секретарь посольства в Вене (1869–1874). Советник посольства в Константинополе (1874–1877). С 1882 – управляющий посольством в Константинополе, а с 15 июля 1883 – посол в Константинополе. Создатель Русского Археологического Института в Константинополе (1894). С 1897 – посол в Риме, с 1903 – посол в Париже. 364 Максимов Виктор Александрович – дипломат, востоковед. Окончил С.-Петербургский университет (1859). Был командирован в Турцию для изучения языка (1863–1866). Преподаватель университета (1867). Переведен на службу в МИД и направлен в Константинопольское посольство (1867). Управляющий консульством в Иерусалиме (сентябрь 1883 – февраль 1884), консул в Трапезунде (1884–1887), консул в Иерусалиме (1889–1891). 365 Никодим (в миру Николай; ум. 1910) – Патриарх Иерусалимский (1883–1890). Архимандрит, драгоман Иерусалимской Патриархии (1873–1874), настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

562 Преосвященный Мефодий (в миру Михаил Алексеевич Смирнов; 1761–1815), епископ Воронежский и Черкасский (с 1795 г.), Коломенский и Тульский (в 1799 г.), Тульский и Белевский (с 1799 г.), Тверской и Кашинский (с 1803 г.), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский (с 1814 г.). 563 Коломна стала центром обширной епархии (церковного округа) в 1350 г. Перед упразднением епархии (в соответствии с Высочайшим указом от 31 июля 1799 г.) её глава носил титул епископа Коломенского и Тульского (в 1551–1787 гг. Каширского). Гиляров писал в воспоминаниях: «С плачем проводили коломенцы архиерейский двор, консисторию, учителей и учеников семинарских. Отселе они живут в городе исключительно торговом» (Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 33). 565 Здесь и далее авторские ссылки даются на прижизненное отдельное издание мемуаров (М., 1886–1887). 572 Родительский дом Ф. А. Гилярова с 1826 по 1853 г. находился на ул. Малой Царицынской, близ московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря (см. примеч. 1 на с. 211 – 574 Мария Петровна Никитская вышла замуж за Ф. В. Селезнева (ок. 1812 – не ранее 1882) в 1832 г. – в год окончания им Рязанской ДС, тогда же рукоположенного во священники к Богородице-Рождественской церкви в с. Кончаково Зарайского уезда Рязанской епархии, впоследствии благочинного, протоиерея. Скончалась 12 декабря 1881 г.; см. письмо её внука, которому по наследству досталось место настоятеля кончаковской церкви, свящ. Алексия Теплова, к Гилярову от 4 января 1882 г.: «На мою долю выпало известить Вас о смерти нашей бабушки: она скончалась 12-го декабря в половине третьего утра. Страдала она долго и тяжело. Дедушка сам собирался писать Вам, но, по слабости здоровья, едва ли и соберется; поэтому я до сего времени и не писал Вам. Дедушка стал очень плох ногами; по комнате ходит с палочкой» (ИРЛИ. Ф. 71. Д. 48. . Л. 1). В книге «Из пережитого» супругам Селезневым посвящена глава XLV («Раздумье»). 578 Авдотья Петровна Никитская в 1839 г. вышла замуж за П. Г. Доброва (ок. 1818 – не ранее 1863), выпускника Вифанской ДС (1838), служившего диаконом при коломенской церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот каменный храм был возведен в 1756 г. В 1846 г. его перестроили в стиле ампир в связи с сооружением ансамбля торговых рядов, окруживших храм со всех четырех сторон. Колокольня, построенная при этом (67 м), стала самым высоким зданием Коломны. В 1929–1997 гг. церковь была закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010