– Но почитая возможным влияние христианства на стоицизм, мы далеки от того, чтобы смотреть на позднейших стоиков, как на намеренных плагиаторов новозаветных писаний, как думали некоторые, напр. Бруккер. Последние стоики, по нашему мнению, если и находились под влиянием христианства, то незаметно для себя самих. Они незаметно для них самих вдыхали в себя воздух, в котором уже носились христианские идеи. Учение И. Христа проникает и очищает даже тех, которые враждебно к нему настроены, потому что оно состоит не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:4 ). 327 Winckler, Der Stoicismus eine Wurzel Christenthums. S. 27. Сравн. Weygoldt, Die Philosophie der Stoa nach ihren Wesen und ihren Schicksalen S. 209, 215. 330 Stein, Historische – kritiche Darstellung d. patrologischen Moralprincipen und einiger ihrer vornemsten Erscheinungsformen auf dem socialem Gebiete s. 5–6. 336 Saint Paul et Sénèque. Recherches sur les rapports du philosophe avec l’apôtre et sur infiltration du christianisme naissant a travers le paganisme 1–2. 1853. 339 Tractatiuncula de familiarite, quae Paulo apostolo cum Seneca philosopho intercessisse traditur, verissimillima. 1815. 343 Essai historique sur la société civile dans le mond romaine et sur sa transformation par christianisme. 1853. 346 Sénèque et Saint Paul. Etude sur les rapports supposes entre le philosophe et 1’apotre. 1869. 347 Christianisme de Sénèque в «Revue deux mondes» Mars 1871. См. также в книге того же автора, Римская религия от Августа до Антонинов, пер. М. Корсак. 348 Der Ursprung der Sage, dass Seneca Christ gewesen sei. Untersuhung. nebst einer Recensien des Briefwechsels des Apostels Paulus mit Seneca. Berlin. 1882. 352 Некоторые о влиянии христианства на Эпиктета заключали от имени его господина «Эпафродит». Под этим именем разумели того самого Эпафродита, о котором упоминает ап. Павел в послании к Филиппийцам (2:25). Но против этого можно сказать следующее: нет никаких оснований в разных местах, где встречается имя Эпафродит, подразумевать одно и тоже лицо. Читать далее Источник: Мораль стоицизма и христианское нравоучение/[Соч.] И. Невзорова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1892. - VIII, XII, 177 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

Таков, затем, был, и в особенности для Г.В Говорова, преемник Иннокентия по ректорству в академии (с 10 октября 1839 г.) архимандрит (а с 8 марта 1841 года, на место же Иннокентия, епископ Чигиринский) Иеремия, скончавшийся в 1884 году на покое в сане епископа Нижегородского, отличавшийся личными качествами, к которым ближе всего подходили свойства и качества Г.В. Говорова, с юных лет отметивший себя глубокой религиозностью и бывший строгим аскетом 18 . Таков же, далее, был архимандрит Димитрий (Муретов) , впоследствии также архиепископ Херсонский (ум. в 1883), сперва профессор, с 4 февраля 1838 г. инспектор, а с 24 апреля 1841 года и ректор академии, человек и выских умственных дарований, и любвеобильного сердца, и высокой духовной жизни и вместе замечательного трудолюбия. Таким образом Г.В. Говоров, если кротостью нрава и трудолюбием, которыми отличался еще до поступления в академию, не мог стоять особенно высоко в мнении ректора Иннокентия, то и в глазах последнего не мог не выдаваться своими замечательными умственными дарованиями, благодаря которым скоро, легко и отлично писал сочинения и проповеди , а равно и другими добрыми качествами, а тем, что не особенно высоко ценил в студентах Иннокентий, мог заслужить и действительно заслужил высокое одобрение других, удомянутых нами, влиятельных в академии, лиц 19 . Аккуратно и отлично выполняя и срочные, обыкновенные, рядовые академические упражнения и не срочные, не в ряд задаваемые умственные работы, Говоров не поступался и усвоенными в семинарии нравственными качествами своими как по исполнению студенческих обязанностей всякого рода, так и вообще, в образе жизни и в поведении своем. «Мы учились вместе, – говорил о нем впоследствии товарищ его по академии, скончавшийся в 1882 году митрополит Московский Макарий , – и никто лучше его не писал, только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения 20 . Г.В. Говоров от природы не обладал сильным голосом для произношения; тихий нравом, он и говорил тихо. Поэтому, не блистая молнией среди студентов в блестящее Иннокентиевское время, он светил тихим, согревающим и ровным светом, более продолжительно и плодотворно действующим, нежели блеск ярко светящегося, но и скоро исчезающего метеора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

26) Евангельские блаженства, «Домашняя беседа», 1862. 27) Ст. 1–12. «Воскресное чтение», 1815. 28) Блажени нищии духом (ст. 3). «Воскресное чтение». «Христианское чтение». 29) Блажени плачущие (ст. 4). «Воскресное чтение». «Христианское чтение», 1823. 30) Свящ. А. Покровский. Утешительный плач и горестный смех. «Духовная беседа», 1863. «Душеполезное чтение», 1871. 31) Истинно христианская скорбь. «Душеполезное чтение», 1871. 32) Утешение в скорби. «Христианское чтение», 1847. 33) На ст. 2–5, 3–9. «Воскресное чтение», 1807. 34) Блажени кротции (ст. 5). «Воскресное чтение», 1824. 35) Блажени алчущии… милостивии (ст. 6–7). Там же; «Христианское чтение», 1833; «Христианское чтение», 1848, 1832. 36) Блажени чистии сердцем (ст. 8). «Воскресное чтение», 1824. 37) Ф. Надеждин. О христ. чистоте сердца. «Христианское чтение», 1862. 38) Ст. 8–12. «Христианское чтение», 1848. 39) Ст. 12. «Христианское чтение», 1833. 40) Ф. Смирнов. Евангельское учение о блаженствах в нравственно-социальном отношении. «Воскресное чтение», 1882. 41) Прот. Н. Фаворов. О христианской нравственности. Заповеди блаженства. Труды Киев. дух. акад. 1879. 42) О нравственном евангельском законе. «Христианское чтение», 1837. 43) Гизо. Иисус Христос и Его заповеди. Размымл. о сущности христ. веры. «Православное обозрение», 1865. 44) Свящ. Воздвиженский. Идеал нравственно-христианской жизни (в ст. Характер новозаветного законодательства и сравнение его с ветхозаветным). «Православное обозрение», 1872. 45) П. Образцов. Христианское богословие в книгах Нового Завета. «Воскресное чтение», 1872. 46) А. Гусев. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия. «Христианское чтение», 1873. 47) Царство Небесное. «Воскресное чтение», 1810. 48) Иннокентий, архиеп. Херсонский. Мысли о бессмертии. «Странник», 1864. 49) Мысли христианина о бессмертии. «Воскресное чтение», 1834. 50) Архиеп. Амвросий. Мысли о бессмертии. Там же. 51) Мысли о бессмертии души. Там же. 1831. 52) Какое бессмертие дорого для человека? «Христианское чтение», 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

25 «Крошка Доррит», кн. I, гл. X. Перевод Е. Калашниковой. 26 Звездная палата — высший королевский суд, ставший орудием монархического произвола; был учрежден Генрихом VII в 1487 г. и ликвидирован в 1641 г. во время английской буржуазной революции. 27 …В декабре 1833 года он поместил в «Олд мансли мэгэзин» один из очерков — имеется в виду первый из опубликованных «Очерков Боза» — «Мистер Минс и его кузен». 28 …Он горячо любил всех девушек этой семьи, прежде чем влюбился в свою невесту — это утверждение вызвало резкое возражение одной из дочерей Диккенса Кейт. Поблагодарив Честертона в частном письме за прекрасную книгу о ее отце, она заметила, что к моменту помолвки Диккенса с ее матерью в семье Хоггартов было четыре сестры: старшая, на которой он женился, четырнадцатилетняя Мэри, восьмилетняя Джорджина и трехлетняя Эллен; двух последних сочли слишком маленькими, чтобы присутствовать на свадьбе. «У моей матери в то время не было сестры, в которую можно было влюбиться», — заключает Кейт. 29 Закон не занимается мелочами (лат.). 30 …пригласил Хэблота Н. Брауна (псевдоним «Физ», 1815— 1882) — английский художник–карикатурист, иллюстратор большинства романов Диккенса («Пиквикский клуб», «Николас Никльби», «Лавка древностей» (совместно с Дж. Каттермолом), «Мартин Чезлвит», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Повесть о двух городах»), близкий друг писателя. 31 Гилберт и Салливен — неизменно выступавшие в соавторстве как создатели комических опер драматург Уильям Гилберт (1836—1911) и композитор Артур Салливен (1842—1900). 32 …нельзя обсуждать, хороший ли роман «Никльби» и плохой ли — «Наш общий друг» — вероятно, намек на опубликованную в 1865 г. отрицательную рецензию Генри Джеймса (1843–1916) на роман «Наш общий друг», позднее включенную им в сборник статей «Взоры и обзоры» под названием «Ограниченность Диккенса» (см. русск. перевод в кн. «Писатели Англии о литературе», М., «Прогресс», 1981, с. 187—190). 33 полковник Ньюком — один из центральных персонажей романа У. М. Теккерея «Ньюкомы» (1853—1855).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

   25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3—12). «Душеполезное чтение», 1868.    26) Евангельские блаженства, «Домашняя беседа», 1862.    27) Ст. 1—12. «Воскресное чтение», 1815.    28) Блажени нищии духом (ст. 3). «Воскресное чтение». «Христианское чтение».    29) Блажени плачущие (ст. 4). «Воскресное чтение». «Христианское чтение», 1823.    30) Свящ. А. Покровский. Утешительный плач и горестный смех. «Духовная беседа», 1863. «Душеполезное чтение», 1871.    31) Истинно христианская скорбь. «Душеполезное чтение», 1871.    32) Утешение в скорби. «Христианское чтение», 1847.    33) На ст. 2—5, 3—9. «Воскресное чтение», 1807.    34) Блажени кротции (ст. 5). «Воскресное чтение», 1824.    35) Блажени алчущии… милостивии (ст. 6—7). Там же; «Христианское чтение», 1833; «Христианское чтение», 1848, 1832.    36) Блажени чистии сердцем (ст. 8). «Воскресное чтение», 1824.    37) Ф. Надеждин. О христ. чистоте сердца. «Христианское чтение», 1862.    38) Ст. 8—12. «Христианское чтение», 1848.    39) Ст. 12. «Христианское чтение», 1833.    40) Ф. Смирнов. Евангельское учение о блаженствах в нравственно-социальном отношении. «Воскресное чтение», 1882.    41) Прот. Н. Фаворов. О христианской нравственности. Заповеди блаженства. Труды Киев. дух. акад. 1879.    42) О нравственном евангельском законе. «Христианское чтение», 1837.    43) Гизо. Иисус Христос и Его заповеди. Размымл. о сущности христ. веры. «Православное обозрение», 1865.    44) Свящ. Воздвиженский. Идеал нравственно-христианской жизни (в ст. Характер новозаветного законодательства и сравнение его с ветхозаветным). «Православное обозрение», 1872.    45) П. Образцов. Христианское богословие в книгах Нового Завета. «Воскресное чтение», 1872.    46) А. Гусев. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия. «Христианское чтение», 1873.    47) Царство Небесное. «Воскресное чтение», 1810.    48) Иннокентий, архиеп. Херсонский. Мысли о бессмертии. «Странник», 1864.    49) Мысли христианина о бессмертии. «Воскресное чтение», 1834.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Genev 1881–1882 Vilasse: «De Confirmamione». Curs. Complelus Theologiae. Tom. XXI. Поспелов (Семен) «Рассуждение и таинстве миропомазания М. 1840г. Красноселцев Н. «Очерки из истории христианского храма». Вып. I. Каз. 1881, г. (отдел о крещальных). Серафимов Александр (свящ.) Правила и практика церкви относительно присоединения к православию не православных христиан». Историко-каноническое исследование. Кострома. 1881г. Vallas «Historia haptismi infantum». Ex anglico latine verlil... Schlosser. Рат. 1–2, Bremae. 1748–53. Viddcrcampius «De baplisteriis velerum libellus». Helmsiadt. 1703. Rciche» De baplismalis origine et necessitate nec non do formula batismali disserlatio». Gottingae. 1816г. Zimmermann «Commentatio de baplismi origine ejusque usa hodierno». Gottingae 1815 Voldebing «Thesaurus commentalionum seleecerum et antiquiorum et recentiorum inserventium». Tom, II, pars. I. Lipsiae. 1848г. (Здесь помещены следующие рассуждения, имеющие отношение к нашему предмету: A. Schuler : «De susceptoribus, Vicdlinq, «De baptisteriis velerum christianorum». Wicdenlcld «De exorcismi origine, mutatione deque ejus ritus peragendi ratione»). Ios. Binghamus. «Quatuor dissertationes». Ed. Halae 1738. Diss. I «Historia, scholaslica baplismi laicoium». Pars. I-II. Яблоков: «О происхождении чина присоединения мухаммедан к православной христианской вере». Казань. 1881г. (То же Правосл. Соб. 1881г. Toм.I) Gun. «De valore manuum imposilionis alque unetionis in sacramento confirmationis». Dissert. Historico-dogmatica. Coloniae. 1832г. Мелкие статьи и исследования по разным вопросам из области нашего предмета, помещенные в периодических изданиях: «О заклинаниях совершаемых при св. таинстве крещения. (Руковод. для сельск. пастыр. 1874 г. 34). «О крещальных в древней христианской церкви» (Правосл. Соб. 1859 г. ч. III). «Древнее оглашение» (Христ. чт. 1849 г. ч. I). «О восприемниках при таинстве св. крещения» (Руковод. для сельск. пастыр. 1878 г. 20 и 50). «Исторические сведения о чине миропомазания».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

42 Мисраимская и мемфисская ложи были довольно многочисленными во Фран­ции XIX века. К ним принадлежали некоторые влиятельные французские масоны, такие как герцог Деказе и граф Мюрер – оба великие командоры Ложи шотланд­ского ритуала. Мисраимская ложа была основана в 1788 г. в Венеции и связана с Калиостро, который передал ей низшие степени Великой Ложи Англии и высшие масонства германских тамплиеров. Мемфисская ложа возникла в 1815 г. в Монтобене. Её основателями были масоны, принимавшие участие в египетском походе Наполеона Бонапарта. 43 Johnson К. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 39. 45 Johnson K. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 33. 46 Нэф М. Личные мемуары E. П. Блаватской. С. 167. См. также. Johnson К. Paul. Ibid. P. 33.      –      .      . 48 Блаватская Е. П. Письма. М., 1995. С. 340–341 (письмо написано в Бомбее и датировано 1 марта 1882 г.). 49 Писарева Е. Ф. Елена Петровна Блаватская (Биографический очерк), в кн.: Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. М., 2003. С. 788–789. 50 В своих воспоминаниях В. Желиховская пишет о видениях в детстве «монаха» или «высокого серого человека», которого она так и называла, а не «индуса» или «сагиба». См. Желиховская В. П. Необъяснимое или необъяснённое. Из личных и семейных воспоминаний В. Желиховской. СПб., 1885. С. 50. 55 Цит. по: Крэнстон С. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. С. 70. 59 Этот знак возник из изображения верхней губы и в то же время является символом волны. О сакральном значении буквы (знака) «М» см: Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Донецк, 1997. Т. 2. С. 115–116. 60 Цит. по: Maistre Louis de. L’Enigme René Guénon et les «Supériours Inconnus». Milano, 2004. P. 532. 61 О влиянии романов Э. Бульвер-Литтона на Блаватскую и созданное ей теософское учение, см.: Liljegren S. В. Bulwer-Lytton’s Novels and Isis Unveiled. A-B. Lundequistsku, Uppsala, 1957; она же. Quelques romans anglais – source partielle d’une religion modern//Mélanges Baldensperger. 1930. P. 60–77.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Важную роль в этом процессе сыграл католический социализм. Под ним обычно понимают течения в католицизме, которые характеризуются заботой о положении пролетариата в экономике и обществе и, опираясь на религиозные соображения, провозглашают необходимость определенных социальных реформ, в том числе с широким участием государства 1208 . В этом отношении католический социализм диссонирует с идеями либерального католицизма, в частности школы основателя (в 1856 г.) «Международного общества изучения социальной экономии» (Société internationale des études pratiques d’économie sociale) Пьера Гийома Фредерика Леплé (1806–1882) 1209 , в 1879 г. ставшего католиком; профессора политической экономии Парижского католического института Клодиó Жанне (1844–1894) 1210 ; профессора гражданского права и политической экономии Лувенского католического университета Шарля Анри Ксавхе Перéна (1815–1905) 1211 и др. Либерально-католическая доктрина не допускает государственного вмешательства в экономические отношения и ожидает полного обновления общества посредством католической пропаганды, благотворительности промышленников и взаимопомощи рабочих. Так, К. Жанне, занимавший в католическом лагере крайне правые позиции и примыкавший к школе либеральных экономистов (Поль Леруа-Болье, Леон Сэй, Г. Молинари) – противников государственного вмешательства в вопросы распределения, считал современный ему экономический строй несвободным от многочисленных существенных недостатков, однако государство, по его мнению, не было способно их уничтожить. Причинами тому являются: с одной стороны, первородный грех , сделавший страдание неизбежным уделом людей; с другой стороны – ослабление религиозного чувства как в высших слоях общества, так и в народе, из-за чего возникает озлобленность в отношениях между классами; наконец, последствия Великой французской революции, секуляризировавшей духовенство и излишне поспешно уничтожившей коллективное владение землей, корпорации и патриархальные отношения между хозяевами и рабочими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орган ее: Free Church Monthly and Mission Record. III. Немецкие миссионерские общества. 1) Братская община (Brüldergemeinde) была основана графом Цинцендорфом в 1782 году; когда в 1882 году она праздновала свой 100 летний юбилей, то оказалось, что за это время она содержала 1,201 миссионера, в настоящее время она содержит 203 миссионера (в 1884 г. – 145), более 1000 миссионерских помощников (в 1884 г – 951), 248 школ, 19 миссионерских станов – в Лабрадоре, на Аляске, в северной и средней Америке, Вест-Индии, Суринаме, южной и восточной Африке, Австралии и Гималаях, – расходует на нужды миссий ежегодно свыше миллиона (в 1900 г. – 1,023,165) марок, орган ее: Missions-blatt aus der Brüdergemeinde. 2) Евангелическое миссионерское общество в Базеле (Evangelische Missionsgesellschaft zu Basel), считаемое матерью всех последующих немецких миссионерских обществ, было основано Ф. Штейнкопфом и Хр. Блюмгардтом в 1815 году в Вюртемберге, и состояло первоначально из небольшого кружка вюртембергских пиэтистов. В то время вся деятельность его ограничивалась лишь заботою об открытой при нем миссионерской школе. Число членов этого общества и вместе с тем средства его стали быстро увеличиваться только с 1839 года, когда во главе его стал деятельный инспектор миссионерской школы Вилы Гофман. В 1844 году на средства этого общества была открыта еще одна миссионерская школа для подготовки хороших миссионеров. Вскоре после того в Базеле был устроен большой миссионерский дом. Около 1869 года были основаны миссионерское торговое общество и некоторые промысловые учреждения, – что составляет особенность базельской миссии. В настоящее время Базельское миссионерское общество на свои средства содержит 38 миссионерских станов, 178 школ, 102 миссионера и 339 миссионерских помощников в западной Африке, Китае и Индии; расходует оно ежегодно большие суммы на нужды миссии: в 1884 году – 772,824 марки, а в 1900 году – 1,300,893 марки. Орган его: Evangelischer Heidenbote и Evangelisches Missionsmagazin.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Лангевич, Мариан (1827–1887) — видный деятель польского восстания 1863 года, сторонник партии Чарторижского. 219 Пустовойтова, Генрика (1838–1881) — адъютант Лангевича во время восстания, впоследствии эмигрантка. 220 …он выдумал непогрешимость и зачатие…— Папа Пий IX в 1854 году провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии, а в 1870 году — догмат о папской непогрешимости. 221 …«в его новизнах есть старизна»…— крылатые слова, впервые, по-видимому, употребленные старообрядцами в их прошении Александру II. 222 Здесь теперь в моде Берсье…— Е. Берсье (1831–1889) — французский проповедник так называемой свободной церкви, противник католичества. В 1866 году основал в Париже общину. Его короткие (так называемые «дамские») молитвы были широко распространены в Париже и Петербурге в 1870-х годах. Образцы некоторых из них см. в приложении к названной на стр. 648 книжке Лескова о Редстоке — «Великосветский раскол». 223 Бебеизм (от франц. bebe) — ребячество. 224 Сен-Клу — город во Франции, недалеко от Парижа. 225 Амбаркадер — платформа железнодорожной станции. 226 …закурил капоральную сигаретку…— дешевый сорт «капоральских» (т. е. капральских) папирос. Капрал — унтер-офицерский чин во французской армии. 227 Горчаков, А. Д. (1798–1883) — министр иностранных дел в 1856–1882 годах. 228 …сказать, что в Париже проживает второй Петр Иванович Бобчинский? — В «Ревизоре» Гоголя Бобчинский просит Хлестакова передать в Петербурге, что в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский (д. 4, явл. 7). 229 «Попэнджой ли он!» — заглавие романа А. Троллопа (1815-I882). Русский перевод вышел в Петербурге в 1878 году. Заглавием этого романа Лесков заменил первоначальное: «Лепесток». «Попэнджой» использован Лесковым еще и в первой редакции рассказа «Голос природы» («Осколки», 1883, стр. 5). Popinjay (англ.) — фат, щеголь. 230 «Петровский разрыв» — одна из употребительных формул в русской общественно-политической полемике, начиная с 1840-х годов, о разрыве русской и западной культур. 231 …«старец Погодин» и его просветительные паломничества в Европу с благородною целию просветить и наставить на истинный путь Искандера…— см. след. примечание. Искандер — псевдоним А. И. Герцена. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010