Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. В июне 1791 г. состоялся первый после возобновления крестный ход в К. п. В апр. 1792 г. в Синод поступило еще одно прошение. Отмечая, что в торжестве участвовало неск. тысяч паломников, не только местных, но и «из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска жаловались: соборные богослужения, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». Горожане просили «учредить общежительство» в К. п. по подобию «Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной» иером. Никандра. 20 окт. 1792 г. Синод назначил настоятелем К. п. саровского иером. Илария, с ним в обитель прибыли иеродиак. Парфений и 2 послушника. Но из 5 насельников К. п. лишь иером. Протерий пожелал остаться в общежительном мон-ре, все другие выпросили разрешение о переводе в Белгород. По инициативе старца Илария в Богородице-Рождественском соборе был упразднен ветхий трапезный придел св. Иоанна Предтечи, в котором устроены хлебня и квасоварня, а под бывш. трапезной 18 нояб. 1793 г. освящена зимняя ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; при св. вратах за оградой возведены 2 гостиных двора (1793) и новый конюшенный двор (1793), устроена пасека. В кон. 1795 г. иером. Иларий «по крайнему с преклонностию лет изнеможению» вернулся в Саровскую пуст. В 1795-1799 гг. в К. п. настоятельствовал иером. Софроний. С 1799 г. К. п. возглавлял иером. (с 1806 игумен) Макарий (Каменецкий; † 1815), прежде служивший трапезарием в с.-петербургской Александро-Невской в честь Св. Троицы лавре . Личные связи в столице, в т. ч. с С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , помогли ему в деле возрождения пустыни. В кон. 1797 г. иером. Макарию удалось добиться возвращения К. п. земель и угодий, отнятых в 1764 г., в т.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Указом Святейшего Синода это было дозволено. 21 января 1793 года игумен Назарий подал следующее прошение, в котором сообщал о том, что «переведены книги: 1-я – преподобнаго отца Кассиана Римлянина «Об осьми начальнейших злобы помыслах и о разсуждении», 2-я – преподобнаго отца Феодора Эдесскаго «Деятельныя главизны и слово о умозрении», 3-я – блаженнаго пресвитера Илии Екдика «Нравственный и о молитве главизны», 4-я – блаженнаго Диадоха, епископа Фотики йскаго «Действенныя главизны», 5-я – преподобнаго Симеона Новаго Богослова «Деятельныя главизны», 6-я – ученика его, преподобнаго отца Никиты Стифата «Деятельныя и об очищении ума, и о любви главизны», 7-я – слово блаженнаго Каллиста Тиликуды «О безмолвном пребывании», которые также желаю напечатать без отделения еще с теми прежде переведенными и печатаемыми, вновь прося, чтобы их освидетельствование было поручено архимандриту Авраамию» . 3 февраля 1793 года отец Назарий сообщал в Синод, что, «переводятся: 1-е – преподобнаго отца Нила Подвижника «О молитве» и слово подвижническое» преподобнаго отца Иоанна Карпафийскаго «Увещевательные глава и слово подвижническое», 3-е – иже во святых Максима Исповедника «О молитве и богословии по смотрении Сына Божия», 4-е – аввы Филимона «Слово зело полезное», 5-е – блаженнаго Каллисита Катафигота «О Божественном соединении и умозрении». Того ради Святейший Правительствующий Синод всенижайше прошу переведенныя 5 книг поручить о. Авраамию». 11 мая 1793 года в Москве в Синодальной типографии вышел перевод «Филокалии» под названием: «Добротолюбие, или Словеса и главизны священнаго трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. Переведено с еллиногреческаго языка». В предисловии содержится обращение к читателю: «О возлюбленный читателю! Составися настоящая книга, сокровищница трезвения, стражбище ума, таинственное училище молитвы, книга деятельности, изящное изображение, к видению непрелестное путеводительство, рай отцев, добродетелей златая цепь, книга – частое разглагольствование со Иисусом...» И далее: «...приидите вси, елицы звания православнаго причастницы есте, мирстии, вкупе и иноцы, сущее внутрь вас Царствие Божие, и на селе сердца сокровенное сокровище обрести тщащиеся, еже есть сладкий Иисусе Христе...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

788 По времени же послан бысть в Сумский посад на управление монастырскаго подворья. – Сумский Посад (Сума, Сумский острог) – поморское село на реке Сума, в двух километрах от Белого моря. Основано в первой половине XV в. новгородскими переселенцами; принадлежало Марфе Борецкой. Во второй половине XV в. (по мнению В. Л. Янина, после 1471 г.) было передано ею во владение Соловецкому монастырю, который учредил здесь позднее свое подворье. Во время Ливонской войны, в 1576 г., село было разорено и сожжено, после чего монастырь построил здесь острог для защиты от возможных набегов. В 1613 г. Сумской острог выстоял, выдержав осаду шведских войск. 790 ...и от сообращения со строптивыми... – Исправлено по списку БАН, собр. Археографической комиссии, 222, л. 49 об.; в ркп. читается «и от сообращения бе строптивым». 791 По сем послан бе в город Архаггелск для закупки годовых припасов. – О новонайденных документах, отражающих хозяйственную деятельность старца Феофана, см.: Осипенко M. В. Соловецкая обитель: История и святыни. Кинга паломника. Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2014. С. 175–176. 792 Егда же наста архимандрит Герасим... – После архимандрита Иеронима (1777–1793) настоятелем Соловецкой обители стал Герасим (Ионин, † после 1816 г.), постриженик Тисыякского, что в Валахии, монастыря, назначенный из наместников Александро-Невской лавры (по другим источникам – из Клопского монастыря Новгородской епархии). Возглавлял обитель в течение трех лет (1793–1796). В 1793 г., сразу по назначении, архимандрит Герасим упразднил Сумской монастырский двор. В 1796 г. по болезни был переведен на покой сначала в Коренную, а затем в Софронневу пустынь Курской епахяи, где прожил более 20 лет и умер в глубокой старости. 793 ...определили его икономом. – Икоком (ср. греч. οικονμος) – управляющий церковным или монастырским имуществом, эконом. 794 Бывшу ми в Анзерском ските... – Имеется в виду Свято-Троицкий скит, основанный на Анзере в начале XVII в. иноком Соловецкого монастыря преподобным Елеазаром Анзерскнм. Расположен в восточной части острова, у Троицкой губы. Второй Анзерский скит – Голгофо-Распятский, расположенный на горе Голгофе, приблизительно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, – к тому времени пришел в упадок и стоял без насельников. Сюда лишь изредка удалялись на безмолвие – поодиночке или по двое – иноки Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литургию (Обедню) П. можно отнести к кон. 80-х гг. XVIII в. Ее партитура была найдена в сер. 80-х гг. XX в. Т. Б. Гавриловой в ГЦММК. Это комплект поголосников, принадлежавший ярославскому помещику Ивану Борноволокову и переданный им в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . В рукописи указаны год создания (1790), цена (2 р. 50 к.) и вклеена марка муз. магазина Х. Б. Гене (ср. объявление о продаже этого сочинения: Моск. ведомости. 1793. 54, 6 июля. Л. 5). Первоначально она была написана для двойного хора: в альтовой партии есть указание «Альт первый». «Слава. Единородный» упоминается в реестре певческой б-ки, к-рый датирован янв. 1793 г. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 25. «Каталог певческой ноте», в качестве автора ошибочно указан С. А. Дегтярёв ). Рыцарева пишет о близости музыки П. к старинному полународному-полуцерковному стилю, что отличает ее от галантно-распевной лирики Д. С. Бортнянского , указывает на арочные связи в цикле и рондальность общей структуры ( Рыцарева. 2006. С. 160-164; характеристику литургии см. также в работах: Тетерина. 1986. С. 61-63; Лебедева-Емелина. 2018. С. 77-81). После кончины Екатерины II имп. Павел I сразу же уволил П. из придворного штата, выплатив ему «единовременное вознаграждение», но не назначив пенсии после 35-летней службы (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). Из письма Д. С. Бортнянского гр. Н. П. Шереметеву следует, что П. еще в нач. 1797 г. числился учителем малолетних певчих в капелле наряду с Ф. Ф. Макаровым . Бортнянский пытался отстоять П. накануне сокращения капеллы, задуманного Павлом I ( Рыцарева. 2015. С. 152-154). По предположению Рыцаревой, увольнение П. произошло в нач. февр. 1797 г. и еще до коронации нового самодержца П. скончался. После смерти П. осталась его вдова Афимья с годовалой дочерью Анной, их судьба неизвестна. Муз. соч.: Арх.: ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 903–906 (Литургия целиком); Ед. хр. 25: «Каталог певческой ноте». 1793 г., 89. Ед. хр. 39 («Приидите, поклонимся», альт). Ед. хр. 918–821. 5 («Приидите, поклонимся», без авторства); МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Х–41782. 7 (Херувимская, атрибутирована С. А. Дегтярёву); Хоровой концерт «Приидите, взыдем»//ГЦММК. Ф. 283. 996. Л. 24 (тенор); 879. Л. 79 (бас); 944. Л. 66 (бас); изд.: Литургия// Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура 2-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 1993. Т. 7: Нот. Прил. С. 38-55.

http://pravenc.ru/text/2579880.html

Никодим и Дорофей в своей переписке, конечно, не упоминали никакого определенного названия книги. Рецензент и в особенности составитель всегда пишут просто «книга». Позднее, уже после издания «Пидалиона», прп. Никодим стал употреблять слово «каноникон», а Вулисма писал «каноническая книга» или просто «книга». В упоминавшемся много раз письме Афанасия Паросского Никодиму высказывается предположение, что заглавие «Пидалион» было добавлено Агапием в последний момент, когда он узнал от патриарха Неофита о том, что книга допущена к изданию. Следовательно, можно предположить, что в первые годы это новоизобретенное название еще не утвердилось окончательно и не заменило весьма употребительного термина «каноникон». В самом деле, название «Пидалион» было новшеством для греческой канонической литературы (исключением, может быть, является кодекс монастыря Ивирон 318 (XIV в.), который, согласно Ламбросу, называется «Пидалион») 137 . Кроме того, под названием «Каноникон» вышла работа Христофора Продромита, которая на самом деле представляет собой своеобразное сокращение «Пидалиона». Итак, мы упомянули о двух рукописях. Однако источники свидетельствуют, что существовали и другие рукописи «Пидалиона», которые были утеряны. Из переписки прп. Никодима мы знаем, что у него была рукопись, «тысячу раз подклеенная», в то время как у рецензента сначала была одна рукопись (полученная им в 1790 г.), а затем другая. Эта вторая рукопись, улучшенная и исправленная, была послана ему вместе с письмом от 8 мая 1792 г., как можно понять из приписки прп. Никодима в конце письма: «Прошу сразу же написать мне, получена ли в целости и сохранности книга, чтобы я был спокоен». В трех более поздних письмах Никодима (от 17 сентября 1792 г., 20 июня 1793 г. и 16 августа 1793 г.) идет речь о «двух книгах» или неопределенно о «книгах». Никодим просит Вулисму прислать ему эти книги: «Если мне будут присланы обе книги...», «если книги...», «две книги...», «как только получу посланные мне книги...». И наконец, следует назвать рукопись, привезенную Агапием в патриархию около Рождества 1793 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1306 Фактически эти области были русскими еще с половины 1792 г. Распоряжение о разделении их на губернии сделано 8 дек. 1792 г., Собр. зак., 17,090, а манифест о присоединении их к России дан, для обнародования его в этих областях, 27 марта 1793 г.– там же, 17,108. Указ об этом сенату дан 23 апреля – там же, 17,112. Трактат подписан 11/22 июля – там же 17,140. 1307 Истор. паден. Польши, Солов., стр. 304; тоже, Собр. зак., 17108, манифест о присоединении областей по второму разделу, от 27 марта 1793 г. 1311 Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 23. Когда писано это письмо, не показано. По всей вероятности, оно писано в конце 1793 или в самом начале 1794 г. 1313 Письма этого мы не нашли, но на него Виктор указывает в нижеприведенном письме, в котором благодарит митрополита Гавриила за исходатайствование разрешения приехать в Петербург. 1317 Местечек: Звинигородки, Турии; сел: Мокрыболот, Ерок, Юрковки, Искриной, Залежнячки, Кримон, Росоховатки, Терешек, Богачовки. Прошения подписаны 258 чел. и на каждом прошении замечено после подписей: со всею громадою. Там же, л. 40–58. 1318 Сел: Мурчинец, Неморожи, Шестеринец и Верещаг. Прошения подписаны 85 чел. и на каждом прошении замечено: со всею громадою. Там же, стр. 63–69. 1319 Сел: Винограда, Каменного-броду, Репок, Водяников, Федюковки. Прошения подписаны 93 чел. и на каждом после надписей замечено: со всею громадою. Там же, л. 71–80. 1320 Выписываем некоторые из этих прошений; Прошение жителей местечка Турии: «Мы будучи при самых российских границах под державою польской короны, как сущие греко-российского закона исповедники, на основании торжественно постановленных с Польшею Российской Империи трактатов, пользуясь многие годы в Польше православно-греко-российским исповеданием, ни от кого не возбраненно, но по зависти гонителей (униатов) в семь нашем (местечке) православная церковь Вознесения Господня более уже тому годов пятнадцати, за пособием дворских правителей и прочих военнослужащих, исповедников римских, от нашего православного священника Иоанна Татарки униатами отобрана, к том уж выгнали его священника с его собственного двора, и от разных их единомысленников, будучи многими побоями увечен, с приключившейся болезни в гонении и умре, и хотя мы противоборствовали и не соглашалися, но нас и не хотящих принужденно (принудили), а противящихся тому и не хотящих приклонитися унии войсковыми жолнерами з домов гоними (гнали), и разными строгостними побоями для слушания униатского отправления ходити в церковь изневолении (приневолены). Но как мы, хотя и по простоте нашей, однако ж доходим (понимаем) и признаем сущой раскол и умствования (униатов) противу догматов святыя церкви, униатские несогласия с восточным православным исповеданием (то), все оного униатского инославия изрекаемся, и по природе предков наших будучи малороссийские уроженцы, веры православного исповедания на вечные времена с потомством быти желаем.» Там же, л. 42–43.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Да и к чему много говорить? Если будешь расходовать слова в защиту издания книги, то за это и весь народ, и прежде всего мы оба [Никодим и Агапий] всю жизнь вновь и вновь будем выражать тебе свою признательность, а сверх того и от Бога, Который раздает награды за такие общеполезные благие дела, будет тебе великое воздаяние». Вероятно, письмо было привезено Агапием, который прибыл в Константинополь приблизительно около Рождества 1793 г. С собой он привез, словно некое сокровище, окончательно исправленную рукопись канонического сборника. О таком именно сборнике он мечтал, отчего при посещении Святой Горы в 1787 г. и побуждал, словно «приставник» в благих делах, «дидаскала» Никодима написать такой сборник ради просвещения невежд. В печатном издании «Пидалиона» (начиная с первого издания, напечатанного в Лейпциге, в 1800 г.) имеется посвящение: «Святой Великой Церкви Христовой», с уже упомянутой подписью в конце: «Два во Христе друга иеромонах Агапий и монах Никодим». Посвящение написано «в священной обители Пантократора на Святой Горе Афон» и обозначено датой 4 декабря 1793 г. Это место и дата завершения мучительной и полной злоключений работы над книгой. Затем возникают новые искушения, вновь показывающие враждебность ненавистника добра к благим начинаниям. В этот раз искушение возникло с правой стороны, и предлогом для него стало благоговение перед «красой» древнегреческого языка. Из представленного в данной главе диалога между прп. Никодимом и Дорофеем ясно, что составление «Пидалиона» не обошлось без затруднений. Дорофей произвел неприятное впечатление на святогорцев, имевших отношение к этому делу. Жизнеописатель прп. Никодима в нелестных выражениях говорит, например, о том, как он взялся за возложенное на него дело рецензирования: «Дорофей принялся за дело, но с небрежением». Агапий оставался в Константинополе «один год (вероятно, с конца 1793 г. до осени 1794 г. – Ф. Я.) и, хотя упрашивал и убеждал, ничего не добился от Дорофея, только наслушался презрительных упреков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Теперь, на собранные деньги, приобрели большой колокол в 52 п., а старый обменяли на два – один в 10 п. а другой – в 25 п., существующий ныне под именем часового, так как на нем дежурные сторожа, по ночам, бьют часы. Хотя приобретенные колокола считались лучшими, московской работы (Дело 1790 г. сентября 9, 14794), но самый большой, чрез несколько лет, дал трещину и в 1818 г. был заменен другим, в 72 п. 33 ф.; он ныне употребляется в будни. В 1793 г., в марте 86 , был освящен придел над папертью, во имя Архангела Гавриила, устроенный на деньги, собранные от разных лиц, при содействии купца Павла Малкова. Так как над папертью места было мало, то алтарь придела вдвинули в нижнюю церковь на 3¼ арш., утвердив его на 4 дерев. столбах, замененных в 1813 г. двумя камен- ными. В приделе поставлены были иконы очень хорошей, по-тогдашнему, живописи. В нижнем ярусе иконостаса сделаны в 1824 г. серебряные оклады на иконы купцом Гавр. Вас. Медведевым, а в верхнем – купчихою Александрою Прок. Алферовскою. Отделка притвора была проста и даже груба: стены выкрашены охрою, потолок отбелен простою известью, иконостас, грубой плотничной работы, был выкрашен белой краской, почти без позолоты, кроме узеньких галтелей; царские двери сделаны из двух гладких досок. В последнее десятилетие, частью на средства причта, частью усердием подрядчика малярных работ А. Т. Иванова, притвор был отделан вновь и изящно украшен. В тогдашнее же время нельзя было и желать чего-либо более ценного и изящного. Тогда готовились к капитальному ремонту деревянной церкви, нужно было обновить ризницу и утварь. Кроме того свящ. Федоров считал необходимым завести при церкви библиотеку духовных книг. Все это требовало больших затрат, а между тем годовой доход церкви, по ведомости 1793 г., простирался только до 775 р. 55 коп. 87 . Число погребенных на кладбище в 1793 г. доходило до 3,357 чел. и на целую тысячу превышало число погребенных на Смоленском кладбище, а тамошний годовой доход доходил до 1,971 р. 50 к., следовательно, на 1,195 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

12 июня 1792 г. В. был переведен из Варшавы в Ченстоховскую крепость, 21 июля того же года по ходатайству рус. посла Я. И. Булгакова освобожден, в сентябре полностью оправдан. В марте 1793 г. он прибыл в Слуцк, к тому времени присоединенный к России в результате 2-го раздела Польши. Восстановил деятельность консистории, возобновил учебный процесс в семинарии, к-рая с 13 апр. именовалась Минской, располагаясь в Слуцке. На территориях, присоединенных к России в 1793 г. в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен В. с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. Мн. приходы новой епархии не имели священников, мон-ри были разорены. В. обратился в Синод с просьбой прислать из соседних епархий - Киевской, Черниговской и Новгород-Северской - иеромонахов и монахов. Просьба была удовлетворена. Большую роль в подготовке правосл. пастырей для храмов епархии играла Минская ДС. При посещении укр. приходов в 1794 г. В. издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. За неполных 6 мес. воссоединилось ок. 1,1 млн верующих (к окт. 1794 в Брацлавской и Изяславской губерниях к Православию присоединились 1332 прихода, к марту 1795 их число возросло до 1607). Во время пребывания В. на Украине Минская епархия расширилась за счет территорий, присоединившихся к России в результате 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и населенных преимущественно католиками и униатами. 12 апр. 1795 г. вышел указ о выделении из Минской епархии Брацлавской епархии и об учреждении Житомирского вик-ства. В. был дарован титул «архиепископ Минский и Волынский», кафедра из Слуцка переместилась в Минск, в 2 бывш. униатских мон-рях в Минске разместились архиерейский дом и правосл. Петропавловский мон-рь. В Минской губ., где униатская Церковь была хорошо организована в адм. отношении, возвращение униатов в Православие проходило медленнее и в меньших масштабах, чем на Волыни и в Подолье, к кон. 1795 г. процесс воссоединения практически остановился.

http://pravenc.ru/text/158548.html

916 Полный новый титул преосвященного Виктора был следующий: «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор митрополии Киевской и Слуцкого Свято-Троицкого монастыря архимандрит». 917 ПСЗ., 17.112. – АСС., 1793 г., 43, лл. 12. – АМДК., 431, лл. 13. – Отношение к Киевскому митрополиту теперь с официальной стороны не шло далее получения из Киева пособия – монахами и священниками, что, впрочем, оказывали преосвященному Виктору преосвященные и других сосоедних с ним епархий. Любопытно, что, удержав, при себе титулованного «коадъютора», Киевский митрополит получил действительного «викария» – нового епископа «Переяславского и Бориспольского». 925 АМДК., 465. Рапорты духовных правлений, настоятелей монастырей и протопопов . Самая поздняя присяга принесена 19 июня – в Давидгородской протопопии. 929 Протоиерей Иоанн Крупа давно уже был знаком с «самокрайнейшим бедствованием». Ещё в семидесятых годах, когда он был священником с. Тулпице, он был изгнан из своего прихода униатами, и вернулся назад только благодаря поддержке стоявшего на Украине российского войска (в 1772 г.). О. Крупа состоял правителем Каневского духовного правления ещё с 1768 г. В описываемое время он управлял целыми тремя протопопиями, от которых, вследствие униатских захватов, остались одни следы. – КЕВ, 1864 г., 135. «Вооруженная защита православия в польской Украине императрицею Екатериною II» (стр. 132139). – КЕВ., 1864 г., 163. «Материалы для истории духовных правлений киевской епархии» (стр. 163167). 933 Следуют ссылки на статью Наказа 494, 495 и 496. – Буквально эта фраза взята из высочайшего повеления, касающегося присоединения Белоруссии. – См. ПСЗ., 13.808. 939 ВЕВ., 1880 г., 195196. «Отрывок из истории присоединения на Волыни униатов к православию в царствование Екатерины II и Павла I», Василия Пероговского (стр. 7890. 147159. 195212). 943 В период заточения преосвященного Виктора, когда поляки и латиняне вслед за гонением, порешили действовать в отношении к православным «лестию», было несколько случаев, что насильно совращённые в унию поспешили воспользоваться благоприятным моментом и вернуться в православие. В «мошногорском ведомстве» перешли в православие за это время целых 16 приходов. – АМДК., 488. – То же, в меньших размерах, было и в других местах. – АМогДК., связка 1793 г., 1754.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010