Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКИЙ Осип (Юзеф, Йозеф, Иосиф) Антонович [польск. Kozowski Józef] (1757-27.02.1831, С.-Петербург), рус. композитор, по происхождению из польск. или белорус. дворян. Традиционно местом рождения К. считалась Варшава; белорус. исследователь В. Д. Бобрович сообщил о находке метрической книги, согласно к-рой К. род. в поместье Козловичи близ г. Пропойска (ныне Славгород Могилёвской обл., Белоруссия; см.: Бaбpobiч. 1985). К. учился музыке в капелле кафедрального собора св. Яна в Варшаве, там же начал профессиональную деятельность в качестве певчего, скрипача и органиста. С 1773 г. был придворным музыкантом польск. князей Огинских: Михаил Клеофас Огинский (впосл. автор знаменитого полонеза «Прощание с родиной») до 1778 г. изучал под руководством К. игру на клавире, теорию музыки и композицию; К. посещал Слонимский замок дяди своего ученика, великого гетмана литов. Михаила Казимира Огинского (его театр в Слониме славился оперными и балетными постановками), участвовал в домашних концертах. В 1777 г. он также руководил капеллой в имении Лабунь на Заславщине, принадлежавшем киевскому каштеляну Ю. Г. Стемпковскому. С 26 сент. 1786 г. К.- офицер рус. армии, адъютант кн. Ю. В. Долгорукова, прапорщик Кинбурнского драгунского полка. Участник осады Очакова и штурма Измаила. Ок. 1790 г. он служил в штабе кн. Г. А. Потёмкина , что способствовало дружеским и творческим контактам с придворным композитором «светлейшего князя» - Дж. Сарти . К. была заказана музыка для праздника, к-рый состоялся в честь взятия Измаила 28 апр. 1791 г. в Таврическом дворце. Сочиненные им к торжеству полонезы имели большой успех (среди них - знаменитый «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина ) и явились творческим дебютом композитора в С.-Петербурге. 7 мая 1791 г. К. получил чин секунд-майора, 3 нояб. 1793 г.- премьер-майора. Его полонезы звучали на семейных торжествах в доме кн. А. А. Вяземского, гр. И. А. Безбородко, Л. А. Нарышкина и др. К. были заказаны полонезы по случаю бракосочетания наследника престола Александра Павловича с принцессой Елизаветой (1793), на празднование коронации Павла I (1797), коронации Александра I (1801). После внезапной кончины Потёмкина в 1791 г. покровительство К. оказал Нарышкин, в доме которого на Мойке композитор жил в 1796-1798 гг. К. посвятил Нарышкину неск. полонезов.

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Соколов Алексей Федорович; ок. 1767, Казанская губ.- 29.03.1827, Задонский мон-рь), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье священника Казанской епархии. По окончании Казанской ДС с 1 янв. 1793 по 1797 г. преподавал грамматику, риторику и всеобщую историю в этой же семинарии. В нояб. 1797 г. рукоположен во священника. Овдовев, 10 окт. 1798 г. принял монашеский постриг и поступил в КазДА. С 30 авг. 1799 г. архимандрит казанского в честь Преображения Господня мон-ря , ректор Казанской ДС, с 19 янв. 1800 по 1808 г. ректор КазДА, в 1805 г. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедничества. Антоний (Соколов), архиеп. Подольский Антоний (Соколов), архиеп. Подольский 2 февр. 1808 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, 23 сент. 1810 г. переведен на Воронежскую кафедру. Стараниями А. на пожертвования было построено 3-этажное здание Воронежской ДС с домовым храмом, а также возведен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на месте уединения свт. Тихона (Соколова) , еп. Воронежского. В дек. 1810 г. А. организовал курсы подготовки кандидатов в клир, в 1813 г. открыл приходские уч-ща в городах Новохопёрск и Землянск. В годы Отечественной войны 1812 г . благословил ополчение, принимал деятельное участие в сборе пожертвований (от мон-рей, приходов и клира Воронежской епархии было собрано более 50 тыс. р.), проповедями способствовал патриотическому подъему среди духовенства и паствы. В Задонске и Воронеже А. оставил о себе память как о справедливом, строгом и требовательном архипастыре, красноречивом проповеднике. С 7 февр. 1816 г. епископ Калужский и Боровский. На Калужской кафедре А. дважды принимал имп. Александра I вместе с вел. кн. Николаем Павловичем (впосл. имп. Николай I ) - в 1816 и 1817 гг. Знаток церковного пения, А. заботился о благолепии богослужений: направлял в Москву для обучения певчих и регентов. На Пасху в 1819 г. освятил новый кафедральный Свято-Троицкий собор в Калуге. Заботился о благоустройстве Черноостровского малоярославецкого мон-ря и Доброго Покровского мон-ря, пострадавшего в 1817 г. от пожара. 15 марта 1819 г. переведен на Подольскую кафедру и возведен в сан архиепископа. А. снискал любовь и уважение паствы; посещал светские собрания, стараясь привлечь представителей знати и чиновничества к участию в церковной жизни. 3 апр. 1823 г. по болезни уволен на покой в Задонский мон-рь Воронежской епархии.

http://pravenc.ru/text/116020.html

При М. м. существовала больница, но, судя по отчету 1852 г., «больных и призреваемых» в ней не было, имелось и уч-ще, в к-ром по отчету за 1852 г. обучалось всего 3 «штатных служительских мальчика», в отчете за 1-ю пол. 1879 г. «в школе для детей обозначено 40 мальчиков», а в конце того же года - 57 чел. В рапорте за тот же год сообщается, что услугами монастырской гостиницы воспользовались ок. 200 чел. ( Смирнов. 2003. С. 93). Настоятели и братия С XVI до кон. XVIII в. мон-рь возглавляли игумены. После учреждения штатов 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу с игуменским настоятельством. Одним из наиболее деятельных игуменов этого периода был Феофан (Соколов) . В 1785 г. он был рукоположен во иерея митр. С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) и направлен в М. м., находившийся в запустении; в сент. 1791 г. был назначен игуменом мон-ря. Игум. Феофан возродил духовное и материальное благополучие обители. Он изыскал средства на строительные и ремонтные работы, ввел в М. м. строгий порядок, в т. ч. уставное совершение церковных служб. Число братии увеличилось за 2 года его настоятельства на 20 чел. В 1793 г. он был переведен в Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь . По новым духовным штатам 1797 г. М. м. в числе 3 мон-рей Новгородской епархии получил в 1798 г. статус архимандрии. В обители «положено быть» настоятелю, казначею, 4 иеромонахам, 2 иеродиаконам, пономарю, просвирнику, ключнику, чашнику. Общее штатное число братии не должно было превышать 12 чел. Кроме того, полагалось 9 чинов штатных служителей. Такое положение монастыря сохранилось до 1878 г. Первым архимандритом М. м. был Алексий († 1805), ранее в сане иеромонаха 16 лет служивший в правосл. миссии в Китае. В 1798 г. указом Синода он был возведен в сан архимандрита. Известен как последовательный собиратель монастырской б-ки (погребен в мон-ре). С 1840 г. архимандритом М. м. был Кесарий († 1852), заботившийся о благоустройстве обители. Последним архимандритом М. м. до нояб. 1878 г. был Мелхиседек II.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

По инициативе святителя др. епархиальные мон-ри обязались предоставлять средства на содержание школы в И. м.: напр., селенгинский во имя Св. Троицы мон-рь содержал 10 учеников, Киренская обитель - 8, а Посольская Преображенская обитель - 7 учеников (ОДДС. Т. 4. С. 432). К 1730 г. на монг. отд-нии школы обучалось 25 чел., на русском - 10 чел. (в программу входили рус., церковнослав., лат. языки, богословие, арифметика, риторика и др. науки). При еп. Иннокентии (Неруновиче) Славяно-русско-монг. школа была преобразована в Славяно-русско-лат. школу (с 1741 в деловой переписке именовалась «семинарией»), обучалось в ней 60 чел. Ок. года в школе преподавал лат. язык и риторику буд. архиеп. Московский Платон (Малиновский) . В 1760 г. школа была переведена в архиерейский дом в Иркутске. Указом Синода от 27 июля 1793 г. при игум. Гаврииле (Копырине) в И. м. была открыта больница, а в 1839 г.- училище для обучения грамоте крестьянских детей. В 1897-1898 гг. близ монастырской ограды было построено 2-этажное здание для 2-классного миссионерского училища с полным содержанием на 40-50 учеников из «бурятских детей». 14 сент. 1899 г. здание училища сгорело. В 1898 г. в И. м. была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1900 г. в И. м. открылась начальная школа грамоты, в которую принимались дети-сироты с хорошим голосом и слухом (в 1909 - 23 ученика, в 1913 - 40). Ученики проживали в мон-ре под присмотром надзирателя. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. В И. м. не было постоянно действующей иконописной мастерской, и для художественных работ в обитель приглашались мастера из Иркутска и др. городов. В 1745-1747 гг. диак. иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов написал иконы для иконостаса монастырской Успенской ц. В 1787-1788 и 1798-1800 гг. И. м. возглавлял архим. Вонифатий (Березин; † 4 янв. 1800), талантливый иконописец, происходивший из знаменитой семьи устюжских художников (Иркутская летопись.

http://pravenc.ru/text/674061.html

24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым) . Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича. 13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря , чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе . 30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса) . Могила утрачена. По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» ( Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина : «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».

http://pravenc.ru/text/674015.html

населения. Указом от 17 янв. 1782 г. имп. Екатерина II самовольно учредила Могилёвское архиеп-ство для окормления всех католиков империи. 19 дек. 1783 г. новая католич. структура была утверждена папой Римским Пием VI (1775-1799) (подробнее см. ст. Могилёвское католическое архиепископство ). 22 июня 1798 г. титулярный архиепископ Фив Лоренцо Литта, апостольский нунций в Польше (1793-1797) и в России (1797-1799), представил проект реорганизации католич. структур лат. и вост. обрядов в Российской империи. Папским декретом от 9 авг. 1798 г. в составе католич. Могилёвского архиеп-ства было образовано католич. Минское еп-ство. В него вошли 60 приходов из Виленского еп-ства (в основном в центральной части совр. Белоруссии), 35 приходов бывш. Луцко-Брестского еп-ства, расположенных на юго-западе совр. Белоруссии и объединенных в Пинский и Мозырский деканаты (Луцко-Брестское еп-ство было преобразовано в Луцко-Житомирское еп-ство с центром в Житомире). Бывшая иезуитская ц. Св. имени Пресв. Девы Марии в Минске была определена под кафедральный собор; кафедральный капитул разместился в здании иезуитской коллегии. Резиденцией католич. епископа стал бывш. мон-рь ордена доминиканцев; там же была организована католич. ДС. Первым католич. епископом Минским стал иезуит Якуб Игнатий Дедерко, выходец из волынской шляхты, бывш. глава иезуитской коллегии в мест. Олыка Волынской губ. При нем в 1798-1803 гг. был перестроен кафедральный собор; по указанию епископа туда перенесли мощи св. Фелициана , ставшего покровителем католич. Минского еп-ства. За провозглашение 19 июля 1812 г. акта Минской конфедерации о признании объявленного имп. Наполеоном I Бонапартом восстановления Речи Посполитой, а также за иные проявления нелояльности по отношению к российским властям 16 мая 1816 г. Дедерко был смещен с кафедры и выслан в Олыку; там вплоть до своей смерти в 1829 г. он жил при иезуитской коллегии. К 1803 г. в католическом Минском еп-стве проживали ок. 130 тыс. католиков, их окормляли 88 священников; в диоцезе насчитывалось 74 приходские церкви, 13 филиальных, 77 монастырских храмов, 20 часовен.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 1782 г. З. вошел в состав Главной комиссии уч-щ. В результате ее деятельности в 1783 г. было открыто Главное народное уч-ще в С.-Петербурге, в 1786 г. из него выделена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в Учительскую гимназию, а в 1804 г.- в Учительский ин-т. Значительную часть учащихся этих заведений по прямому требованию комиссии составили студенты духовных академий и семинарий. В 1784-1797 гг. З. возглавлял Комиссию об учреждении народных уч-щ. Устав народных уч-щ от 5 авг. 1786 г., разработанный комиссией, предусматривал создание заведений 2 типов: 4-классных главных народных уч-щ с 5-летним сроком обучения в губ. городах и 2-классных малых народных уч-щ - в уездных. В том же году главные народные уч-ща были открыты во мн. губерниях России. З. переписывался с Киевским митр. Самуилом (Миславским) о передаче в ведение комиссии учащихся духовных школ, необходимых для нужд народного образования. 30 окт. 1786 г. договорился с Новгородским и С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) о командировании ок. 100 учащихся из КДА, Черниговской и Переяславской семинарий и др. духовно-учебных заведений. Часть воспитанников была послана в Великобританию для усовершенствования в знаниях. По окончании учебы за границей они были направлены учителями во вновь открытые главные народные уч-ща. На педагогическую работу уходило так много воспитанников духовных школ, что в 1804 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) был вынужден отказать З. в просьбе о переводе студентов из СПбДА в ведомство Мин-ва народного просвещения. В 1786 г. З. стал управляющим учрежденным по его проекту Гос. заемным банком (с 1794 - главным директором), 31 авг. 1787 г.- членом Совета при Е. И. В., 29 янв. 1791 г.- председателем Комиссии для обсуждения вопроса о заготовке и снабжении солью внутренних губерний России. В 1793 г. (по др. данным, в 1794) имп. Свящ. Римской империи Франц II даровал З. титул графа Свящ. Римской империи, позже имп. Павел I также возвел его в графское достоинство. 1 янв. 1795 г. З. получил чин действительного тайного советника. 8 авг. 1798 г. назначен главным директором Ассигнационного банка. Был инициатором преобразования Медико-хирургической школы в академию (1798), принял участие в разработке ее устава. По его предложению российские медики были отправлены за границу для стажировки. 6 нояб. 1799 г. уволен со службы вслед. хищения, совершенного сотрудником Ассигнационного банка, выслан в свое поместье с. Ляличи Малороссийской губ. под присмотр полиции. После прихода к власти имп. Александра I опала закончилась. 18 апр. 1801 г. З. вошел в состав Непременного совета и стал сенатором, 5 июня того же года назначен председателем Комиссии составления законов (до 1803). В 1801 г. дважды рекомендовал А. Н. Радищева в члены комиссии, ходатайствовал о повышении ему жалованья и о возвращении ордена св. Владимира 4-й степени. В результате Радищеву был возвращен орден, 6 авг. 1801 г. он был назначен членом комиссии.

http://pravenc.ru/text/182415.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010