91 . АНАСТАСИЙ III Братановский, Архимандрит Ново-Спасский. Наконец, Архиепископ Астраханский, с 12 Ноября 1795 года по 15 Ноября 1797 года. В 1805 году он присутствовал в Святейшем Синоде. В 1806 году, Декабря 7 пожалован Членом оного и в том же году, Декабря 9 скончался в Астрахани. 92 . ИСИДОР Петрович, Духовник ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 16 Ноября 1796 года. В 1805 году, Октября 1 скончался. 93 . АРСЕНИЙ III Москвин, Архимандрит Калязинский и Ректор Тверской Семинарии с 31 Января 1798 по 11 Октября 1798 года. Наконец, Епископ Воронежский. 94 . АРСЕНИЙ IV Верещагин, Архиепископ Ростовский, с 8 Ноября 1793 года. В 1799 году, Декабря 23, скончался. 95 . ФЕОФИЛАКТ III Русанов, Архимандрит Антоновский, ныне Архиепископ Рязанский, с 8 Ноября 1798 года по 30 Октября 1799 года. В 1807 году был чередным присутствующим. В 1808 году, Февраля 21 пожалован Членом Синода. В 1813 году, Ноября 11 уволен в Епархию. Павел Пономарёв с 1799 года (см. выше, 85). 96 . ПАВЕЛ III Яковлевич Озерецковский, Армии и Флота Обер-Священник, с 6 Апреля 1799 года. В 1807 году, Мая 12, скончался. 97 . ВАРЛААМ III Ксантий-Еристов, Архиепископ Грузинский, с 24 Января 1801 года. В 1808 году уволен в Грузию. В 1811 году, Июля 8, пожалован Экзархом Грузинским, Митрополитом Мцхетским и Карталинским, а в 1814 году, Августа 30 – Экзархом и Имеретинским. В том же году, Октября 17 – председательствующим Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторы. 98 . ГАВРИИЛ IV Бадони, прежде Митрополит Киевский, а ныне Кишинёвский и Хотинский и Экзарх в Бессарабской области. С 1802 года и доныне только именуется. Примечание: Он во время бытности своей в Санкт-Петербурге в 1812 году, по делам Молдовлахийским, присутствовал в Святейшем Синоде. Мефодий Смирнов, с 1803 года (см. выше, 86). 99 . СЕРАПИОН Александровский, Митрополит Киевский, с 1803 года, только именуется. 100 . ГАИЙ Такаов, Епископ Пензенский, в 1806 году присутствовал. Он ныне Архиепископ Астраханский. 101 . СЕРГИЙ II Федорович Фёдоров, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Духовник, Протопресвитер Благовещенский, с 19 Января 1806 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Икос 1: Униатский 1776 года: «Избранной вышним Царем превышшой всякаго создания, Царице небесе и земли, пришедшей иногда во Влахернскую церковь , достойное поклонение с благодарением приносим Тебе, рабы Твои, Богородице, за весь мир к Сыну Твоему и Богу молящейся, но яко в тме сущий под Твой омофор светящийся прибегаем, имущи бо державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла, честным Твоим омофором». В издании 1798 года: Изменена одна фраза кондака таким образом: «но понеже в тме сущий под Твой светящийся омофор тощно прибегаем». У преосвященного Иннокентия: «Избранной предвечным Царем, превысшей всякаго создания, небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тме сущий, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем; Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Икос 1 в издании 1776 года начинается словами «Ангел множество с Предтечею и Богословом, и многих святых воинстви, в церкви предсташа Царице Своей»; в издании 1798 года – «Ангел множество, с Предтечею, Богословом и многих святых чинным собранием, в церкви предсташа Царице Своей»; у преосвященного Иннокентия – «Архангел и ангел множество с Предтечею, и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей». 4-е воззвание 2-го икоса в издании 1776 года – «Радуйся, праведный гнев Божий слезами скоро утоляющая»; в издании 1798 года – «Радуйся, праведный гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая»; у преосвященного Иннокентия – «Радуйся, праведнодвижимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая». 6-е воззвание того же икоса в издании 1776 года – «Радуйся, страсти наша слезами Твоими потопляющая»; в издании 1798 года – «Радуйся, страсти наша Твоим предстательством укрощающая»; у преосвященного Иннокентия – «Радуйся, злые страсти наша всемощным мановением укрощающая».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Афанасий. 1764 г. обучался в школе аналогии; вскоре вышел из семинарии. Ефим Андреевич. 1772 г. утверждено место дьячка в Нижнем Ландехе (Арх. Суз. кон. 1774 г., 251). В 1774 г. считался в грамматике и был в бегах, см. выше, стр. 130. Никитин Василий. 1771 г. обучался в школе аналогии. выше, стр. 105. Никитский Алексей Никит. Взять в семинарию 1763 г. 1776 г из философии – свящ., к Шуйскому Воскресенскому собору (Арх. Суз. кон. 1776 г., Никифоров Дмитрий. 1771 г. обучался в школе аналогии. Николаев Иван. 1771 г. обучался в аналогии. Николаев Михаил. 1771 г. обучался в аналогии. Николин Алексей. Взят в семинарию 1783 г. Из богословии выбыл в 1797 г. учителем Владимирского дух. училища (Семинарские Ведомости 1797 г.). 1799 г. – свящ. Мироносицкой г. Владимира церкви. Николин Иван Яков. Поступил в семинарию 1782 г. 1798 из богословии выбыл в Переславское училище учителем (Семин. Вед. 1798 г.). Никольский Пётр Андреев. 1700 г. обучался в аналогии; вскоре вышел из семинарии. Новиков Макар Григ. Взят в семинарию 1768 г. 1771 г. обучался в инфиме. Новицкий Фёдор. 1768 г. обучался в аналогии; вскоре вышел из семинарии. Новосельский Василий. 1785 г. из риторики – в С.-Петербург для обучения в нормальной школе (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). Новосельский Иван. 1788 г. обучался в школе грамматики. 1798 г. из богословии – в с. Обезово, Суз. окр„ священ. (Арх. Влад. кон. 1798 г., Новосельский Иван. 1788 г. обучался в школе информатории. 1799 г. из богословии – свящ. в с. Благовещенское (Арх. Влад, кон. 1799 г. Доп. 2). Новосельский Михаил Григ. Поступил в семинарию 1784 г. 1792 г.–в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1792 г., 232). Новосельский Михаил Иван. Учитель Суздальской семинарии, См. выше, стр. 86. Новский Александр Дм. Поступил в семинарию 1769 г. См. выше, стр. 136. _________________________ Овсяников Николай Иван. 1788 г. обучался в школе, информатор. 1794 г. – свящ. в с. Большую Ламну, Вязн. окр. (Арх. Суз. кон. 1794 г., 125). Лев Леонт. 1784 г. изъ синтаксимы – во Владимирское губернское правление для определения в приказный чин (Арх. Суз. кон. 1784 г., 203).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Небольшой рог вел войну со святыми и превозмогал их». До эпохи реформации папство замучило свыше 15 миллионов «святых», которые держались чистого слова Божия и не хотели участвовать в богослужении римской церкви. «Небольшой рог возмечтает переменить времена и закон». Папство заменило Божию субботу человеческим воскресением и, таким образом, отменило 4-ю заповедь десятословия. Небольшой рог будет господствовать 1 год, 2 года и полгода, – а всего 3½ , года или 42 месяца или 1260 дней (=лет). Один пророческий день равен одному году (ср. Иез. 4:4, 5 ; Числ. 14:34 ). Папское владычество ведет свое пачало с 538 г. Прибавляя к 538 годам цифру 1260, получаем 1798 – год окончания папского господства. В этом году французский генерал Бертье взял Рим и пленил лапу Пия VI. С этого момента начинается «последнее время». Ап. Иоанн созерцал в Откровении «зверя из моря» ( Откр. 13:1–10 ). Зверь имел семь голов и 10 рогов. На рогах его было 10 диадем, а на головах имена хульные. Дракон передал зверю свой престол и великую власть. «Одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. Вся земля поклонилась зверю. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана была ему власть действовать 42 месяца. Зверь изрекал хулы на Бога… И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонились ему все живущие на земле, не записанные в книге жизни у Агнца» ( Откр. 13:1–8 ). «Зверь из моря», которого видел Иоанн Богослов, – есть римское папство. «Дракон», передавший ему свой престол и свою власть, это императорский Рим. С перенесением столицы Римской Империи в Константинополь (при Константине Великом ), Рим предоставлен был папам. В 538 г. император Юстиниан издал указ, который сделал папу верховным владыкой в церкви. «И даны были ему уста, говорящие богохульно... Он изрекал хулы на Бога». Папа называет себя наместником Христа на земле («вице-Богом»). «Он вел войну со святыми и победил их». Нося имя Христово, папство употребляло всю свою власть для притеснения чистого евангельского учения. Папство замучило свыше 15 миллионов святых, которые держались чистого слова Божия. «И дана ему власть над всеми народами и поклонились ему все живущие на земле». Все христианство приняло «печать зверя» («папское воскресенье») и сделалось христианством ложным. «И дана ему (зверю) власть действовать 42 месяца», т.е. 1260 дней (=лет). Эти 1260 л. окончились в 1798 г. (538 1260=1798). Этот год и начинает собой «последнее время». «Одна из голов зверя как бы смертельно была ранена». В 1798 г. французский генерал Бертье взял Рим и пленил папу. «Но эта смертельная рана исцелела». Папство оправилось.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Еще до открытия мощей в Троицком (Зачатьевском) соборе Спасо-Яковлевского монастыря, где погребли святого, был устроен надгробный комплекс. Для дальнейшего развития культа Димнтрня Ростовского необходимо было создание Службы святому и его Жития. С момента обретения мощей святителя Димитрия и до конца XVIII века были написаны четыре Службы, а также две полные и две краткие редакции Жития. Авторы этих текстов в основном были лицами духовного сана. Вонифатий Борецкий (?–1761), архимандрит Ярославского Толгского монастыря, написал две Службы святому; игумен Спасо-Яковлевского монастыря Лука (?–1763) был автором одной из редакций краткого Жития Димитрия Ростовского ; Дмитрий Михайлов, священник Кашинского Воскресенского собора, создал акафист митрополиту Димитрию; Арсением Мацеевичем , митрополитом Ростовским и Ярославским (1697–1772), при котором произошло открытие мощей святителя Димитрия, было написано в 1757–1758 годах первое полное Житие святого, а известным церковным деятелем и писателем Амвросием Зертис-Каменским (1708–1771), архиепископом Московским, в 1756 году, еще до канонизации свт. Димитрия, создано Краткое житие, а затем написана и Служба «новоявленному чудотворцу». Отметим, что племянник Амвросия Зертис-Каменского, русский историк, археограф и издатель Н. Н. Бантыш-Каменский, в 1774 году участвовал в издании «Диариуша» – дневника Димитрия Ростовского . К плеяде авторов, создававших в XVIII веке агиографические и гимнографические тексты, посвященные Димитрию Ростовскому , присоединяются и светские лица. Так, в 1798 году была написана Служба Димитрию Ростовскому с акафистом князем Гавриилом Петровичем Гагариным (1745–1808). К сочинениям духовного содержания, созданным Г. П. Гагариным, кроме Службы святителю Димитрию, относятся также «Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (1798) и «Служба преподобному Феодосию Тотемскому с Житием и чудесами» (1798). Служба святителю Димитрию Ростовскому была дважды издана Московской Синодальной типографией: в 1798 году (на средства самого князя Г. П. Гагарина) и в 1799 году (на средства Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пермской Верхотурский Николаевский В 1798 году учреждена Архимандрия на основании указа 1797 года Пензенской Пензенский Спасо-Преображенский В 1798 году, до Апреля 27, был заштатным, а потом по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся на докладе Святейшего Синода включён в число третьеклассных, с переведением в него штата из состоявшего Новгородской Губернии в Кирилловском уезде третьеклассного Ферапонтова Монастыря, с обращением сего последнего в приходскую церковь . В том же 1798 году на основании указа 1797 года в сем Пензенском Спасо-Преображенском монастыре учреждена и Архимандрия Саранский Петропавловский В 1798 году учреждена Архимандрия на основании указа 1797 года Оренбургской Уфимский Успенский Богородицкий В 1799 году, по докладу Святейшего Синода, между прочим, в 11-м пункте изображено: «как до издания в 1764 году на духовные места штатов существовал в городе Уфе означенный монастырь, обращённый тогда в приходскую церковь ; то возобновив оный, быть ему в 3 классе на штатном положении, учредив в нём на основании Именного 1797 года, Декабря 18, Высочайшего указа и Архимандрию». Примечание: Полный именной список штатных и заштатных монастырей, по всем Российской Церкви Епархиям находящихся, предложен будет при третьей части сей Истории. 1  См. Известия Византийских Историков, объясняющие Российскую Историю древних времён и переселения народов, собранную Иваном Штриттером, часть III, стр. 6 и след., издание 1774 года в СПб. 4  Обычай Князьям постригаться, заимствованный, конечно, от Греческих Государей, начался в России ещё с XI века, и кажется, первый тому пример показала супруга Великого Князя Яpocлaba I Индегерда, а в крещении Ирина, которая по кончине его удалилась в Новгород к внуку своему, Новгородскому Князю Ростиславу Владимировичу, и постриглась под именем Анны, а по кончине положена и доныне открыто почивает в Новгородском Софийском соборе. После неё упоминается в 1086 году Анна Всеволодовна, дочь Всеволода Ярославича, Великого Князя, в монашестве Евпраксия. А из Князей, постригшихся о первом в летописях упоминается Игорь в 1146 году. Потом уже многие Князья и, как замечает Татищев, едва не все до XVII века постригались перед кончиной. Много бывало также и насильственных пострижений Князьям и Княгиням.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) Воронцовка и Алексанадровка, подданные две слободы графа Воронцова, отстоящие одна от другой в версте, лежат обе на реке Осереде в расстоянии от города Павловска верстах в 27; они селены в царствование государыни Елисаветы Петровны и ныне имеют в себе 3 церкви: в Воронцовке две деревянные, а в Александровке одна каменная. При них по исповедной ведомости за 1798 год считается мужеска 6456, женска 6141, обоего пола 12.597 душ. Слободы сии славны ярмарками: в Воронцовке 1) на день Алексея человека Божьего, 2) на день Петра и Павла, 3) на день Великомученика Георгия; а в Александровке 1) марта 1 на день Евдокии, 2) ноября 1 Космы и Дамиана, 3) на Покров Богородицы. В Воронцовке и еженедельные торги бывают изрядные, а лавки купеческие и повседневно открыты. Жители промышляют наипаче ремеслами домашними и изделия свои продают как в своей слободе, так и в окрестных селениях по ярмаркам. 3) Михайловка и Петровка так же две слободы подданные, лежащие на реке Осереде по обеим сторонам одна против другой, в расстоянии от Павловска в 15 верстах. В обеих сих слободах бывают также изрядные ярмарки, и находятся две церкви каменные, в Михайловке Воскресенская, а в Петровке Сошествия Св. Духа. По исповедной ведомости 1798 года значится в Михайловке мужеска 2145, женска 2086, а обоего пола 4231 душа; а в Петровке мужеска 1810, женска 1828, обоего пола 3638 душ. В Михайловке есть изрядный господский конюшенный завод. 4) Верхний и Нижний Мамон, два однодворческих села, лежащие между собою верстах в восьми; Верхний на реке Дон, а Нижний при устье речки того же имени, впадающей в реку Дон. Села сии знатны по хорошему в них хлебородству и скотоводству. Бывают в них летом не худые ярмарки. В каждом из сих сел находится по одной церкви, при коих в Верхнем Мамоне по ведомости за 1798 год значится приходских мужеска 1368, а женска 1401 душа; в Нижнем же Мамоне мужеска 842, женска 825. В Павловской округе достоин замечания лес, исстари именуемый Шипов, из которого во времена государя Петра Великого вывозимы были все лучшие материалы для корабельного Павловского строения, и которой, по изящности и крепости сих дерев в нем росших, государь называл Магазином корабельных строений. Из леса сего и в Турецкую 1770 года войну строено много судов в Павловской крепости и спущено в Азовское море. Не упоминая о древней его обширности, он даже и доныне простирается по Павловской округе в длину на 30, а в ширину на 15 верст. Но старого леса осталось уже мало, а в 1798 году некоторая часть оного Всемилостивейше пожалована в партикулярное владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Метрич. книги, с 1795 г., за исключением 1798 г., ведены и писаны небрежно, с пропусками и поправками. С 1802 г. находятся в порядке. Исповедные росписи есть с 1794 года. Клировые ведомости в целости и порядке только с 1830 года. О священниках известно следующее: с 1794 года или раньше по 1798 год, служил Василий Петров, выбывший или умерший в начале 1798 г.; на его место переведен из Тигоды Феодор Варфоломеев, бывший прежде дьячком в Дятлицах и Удосоле; после него – Яков Иванов; Варфоломеев и Иванов как видно по клировым ведомостям 1798 и 1804 гг., служили не долго; в ведомости 1804 г. уже показан священник Стефан Яковлев Мещерский, переведенный сюда 1802 г., февраля 11, из диаконов Глобицкой церкви. Заботами Мещерского построена новая церковь ; по смерти его (1809 г., февр. 10), поступил Михаил Федотов, бывший сперва здесь дьячком и диаконом, потом священником Раскулицкой церкви, а сюда переведенный в 1809 году. По смерти Федотова поступил, в 1814 году диакон Ястребинской церкви Иаков Федоров; по смерти его, в 1844 году поступил, из окончивших курс в Новгородской дух. семинарии, Стефан Яковлев Смирницкий, служащий до ныне. При немъ, в 50-х годах, обновлена церковь и церковная утварь. Прежний причт составляли: священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня. В 1843 году диаконское место закрыто; с 1869 году причт составляют – настоятель и причетник. Из благотворителей церкви достойны упоминания: 1) члены Царского семейства, упомянутые выше: 2) помещица, вдова надворного советника, Наталья Михайловна Нетцер, устроившая в 1831 году, на образ Св. Троицы, серебряную ризу с драгоценными камнями, в раме из орехового дерева, за стеклом. Все пожертвование стоит более 1,000 руб. с.; 3) крестьянин Егор Степанов Лимонцев, устроивший парчевую ризницу, плащаницу и две иконы в киотах, всего на 1,000 р. с.; 4) Жена помещика Ольга Дмитриевна Блок, пожертвовавшая запрестольный крест, ценою во 100 р., и 5) церковный староста Кирилл Максимов, пожертвовавший разных вещей на 600 р. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1799 г. были учреждены следующие епархии: Калужская и Боровская (выделена из Московской епархии), Оренбургская и Уфимская, Пермская и Екатеринбургская (выделены из Вятской епархии), Саратовская и Пензенская (выделена из Тамбовской епархии), Слободско-Украинская и Харьковская (выделена из Белгородской епархии), Тульская и Белёвская (выделена из Коломенской епархии). Изменилась политика гос-ва по отношению к старообрядцам. Уже при вступлении императора на престол старообрядцы должны были приносить присягу наравне с православными и представителями др. конфессий. 12 марта 1798 г. П. П. издал именной указ о дозволении старообрядцам всех епархий иметь священников, служащих по старым обрядам, но рукоположенных епархиальным архиереем. Поскольку часть старообрядцев признала монархию и Русскую Православную Церковь, 27 окт. 1800 г. П. П. утвердил «Правила единоверия», составленные митр. Платоном (Левшиным), к-рые выполняли двоякую роль: давали определенные религ. права единоверцам, в т. ч. разрешение на строительство храмов, при этом подчиняя их правосл. Церкви, а через Церковь - гос-ву. С целью усилить контроль над католич. структурами на территории Российской империи 26 февр. 1797 г. при Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, ведавшей делами инославных , был создан Департамент для римско-католич. юстицких дел. 26 янв. 1798 г. он был преобразован в Департамент римско-католич. юстицких дел, фактически выведенный из-под контроля Юстиц-коллегии (ПСЗ. Т. 25. С. 49). Президентом департамента стал глава всех католич. церквей на территории Российской империи католич. архиеп. Могилёвский Станислав Богуш-Сестренцевич , в 1798 г. П. П. пожаловал ему титул митрополита с разрешением пребывать в С.-Петербурге. В ведении департамента находились 6 католич. диоцезов: 5 еп-ств (Виленское, Минское, Луцкое, Каменецкое и Самогитское) и Могилёвское католическое архиепископство (структура Римско-католической Церкви в Российской империи была определена имп. указом от 28 апр. 1798 и утверждена декретом папского нунция Лоренцо Литты от 7 авг.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010