Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на Фрушка-Горе близ с. Крушедол-Село, в 13 км от г. Сремски-Карловци (Сербия). К. ок. 1509 г. построил митр. Белградский и Сремский свт. Максим (Бранкович) на средства валашского воеводы Иоанна IV и вел. кн. Московского Василия III. К. был резиденцией митр. Максима и центром Сремской епархии. Мать митр. Максима, деспотица Ангелина , рядом с К. основала женский мон-рь в честь Сретения Господня (сейчас приходский храм в Крушедол-Селе). В К. были перенесены мощи деспотов Стефана Слепого и Иоанна Бранковичей , в нем были похоронены митр. Максим († 1516) и деспотица Ангелина († 1520). В 1523 г., когда были обретены мощи свт. Максима, К. стал центром почитания династии Бранковичей (их мощи первоначально хранились в 2 стоящих возле алтаря ковчегах: в одном - Стефана и Максима, в другом - Иоанна и Ангелины). В 1546 г., согласно тур. описи, К. был самой богатой обителью на Фрушка-Горе, к 1566-1567 гг. его богатства возросли. Монахи из К. часто приезжали в Россию за милостыней - в монастырском помяннике записаны имена мн. рус. князей и царей (Москва - Сербия, Белград - Россия: Док-ты и мат-лы. М.; Белград, 2009. Т. 1. С. 229-231, 246-247, 266-267, 326-328, 331-333, 554-556, 590-591). 25 сент. 1654 г. К. посетил патриарх Иерусалимский Паисий. В 1670 г. в обители было «90 монахов и 12 старцев». Во время Великого переселения сербов (1690) братия К. ушла в Сентендре, но в 1697 г. вернулась обратно. 6 янв. 1708 г. в К. прошел I Народно-церковный Собор, учредивший автономную «Крушедольскую митрополию», объединившую правосл. сербов, проживавших на землях Габсбургской монархии. Монастырь Крушедол Монастырь Крушедол В 1713 г. центр митрополии был перенесен в Сремски-Карловци, и впосл. она стала называться Карловацкая митрополия . В 1702 г. в мон-ре жили 50 монахов и 100 послушников, обитель имела ок.

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Сысоевич; ок. 1607 - 20.12.1690, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. В одном из списков «Угличского летописца» кон. XVIII в. сообщается, что И. происходил из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей угличскому в честь Воскресения Христова мужскому монастырю . И. рано остался сиротой и поселился при Воскресенском мон-ре, был служителем мон-ря, затем принял монашеский постриг (ГМЗРК. Р-48. Л. 116 об.). Синодики ростовского Успенского собора, ростовских и угличских обителей содержат имена родственников И., список начинается со схимника Кирилла. Имя Сысой, следующее после имени Кирилла, во всех синодиках названо без указания на духовный сан, из чего следует, что отец И. не был священником. По преданию, известному из публикаций 80-х гг. XIX в. ростовского краеведа А. А. Титова , к-рый заимствовал сведения о происхождении И. из рукописей А. Я. Артынова, И. происходил из семьи свящ. Сысоя, служившего в храме на погосте близ дер. Ангелово, за оз. Неро, в 10 верстах от Ростова. На родине И. построил «замысловатую деревянную церковь, имевшую с галереями 365 окон и сгоревшую в XVII в. от молнии» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 21). Постриг И. принял в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре , впосл. был иноком угличского Воскресенского мон-ря, архимандритом ростовских обителей - Белогостицкой и Богоявленской. Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Портрет. Ок. 1858 г. (ГМЗРК) Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Портрет. Ок. 1858 г. (ГМЗРК) К 1652 г. И. являлся архимандритом ростовского Богоявленского мон-ря. После кончины патриарха Иосифа (15 апр. 1652) И. был одним из 12 «мужей духовных», выдвинутых в качестве кандидатов на Патриарший престол. 25 июля 1652 г. патриархом был избран Никон , а менее чем через месяц, 15 (или 22) авг. того же года, он возглавил хиротонию И. в митрополита Ростовского и Ярославского. 30 дек. 1652 г. И. был одним из духовных лиц, освидетельствовавших по распоряжению патриарха Никона мощи прп. Даниила Переславского. И. установил в Ярославле ежегодный крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери в память о чудесном прекращении эпидемии чумы, свирепствовавшей здесь в 1654 г. Ростовский митрополит активно участвовал в проведении богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном, присутствовал на Соборах 1654, 1656 гг., занимавшихся вопросами исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. И. принимал меры против старообрядцев: Силки Богданова и его учеников, объявившихся в Ростове на посаде ( Румянцева. 1986. С. 133-136, 223-225).

http://pravenc.ru/text/578324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Коссовский), митр. Смоленский. Портрет. Нач. XVIII в. (РГИА) Варлаам (Коссовский), митр. Смоленский. Портрет. Нач. XVIII в. (РГИА) (Коссовский [Косовский]; ок. 1654, Киев - 4/5.05.1721, Смоленск), митр. Смоленский и Дорогобужский. Род. в семье купца. Обучался в Киево-Могилянской коллегии одновременно с будущими митрополитами св. Димитрием (Туптало) , Филофеем (Лещинским) , Иоасафом (Кроковским) , а также в зарубежных иезуитских школах. В 1690 г. принял монашеский постриг в Межигорском в честь Преображения Господня мон-ре. Был келарем и наместником Николаевского Пустынного мон-ря в Киеве. В 1702 г. приехал в Тобольск по вызову митр. Филофея (Лещинского), исполнял обязанности проповедника и учителя в открытой митрополитом школе при тобольском архиерейском доме. Затем назначен архимандритом туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы монастыря . По ходатайству митр. Филофея 15 дек. 1706 г. хиротонисан во епископа Иркутского, викария Тобольской епархии. В 1710 г. В. самовольно уехал в Москву, где ок. 3 лет провел не у дел, числясь при этом еп. Иркутским. При отъезде из Иркутска забрал с собой ризницу архиерейского дома. Пользовался сочувствием митр. Стефана (Яворского) , к-рый в 1711 г. предлагал Петру I поставить В. на Тверскую кафедру, а в янв. 1714 г.- на Крутицкую митрополию. 21 янв. 1714 г. В. был назначен Тверским епископом. Застал епархию в состоянии сильного оскудения, принял ряд мер для улучшения положения. На собственные средства обновил нижний ряд иконостаса кафедрального собора, устроил новую раку для мощей св. кн. Михаила Ярославича . В июле 1718 г. просил у Петра I разрешения употреблять собираемые с оброчных крестьян деньги в размере 600 р. на церковные и домовые постройки, а деньги, предназначенные на лазареты, предлагал использовать на сооружение странноприимницы для убогих. 31 дек. 1719 г. последовала просьба В. о приписке к архиерейскому дому нек-рых вотчин Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня и Иосифова волоколамского Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рей. Обе просьбы, несмотря на поддержку их кабинет-секретарем А. В. Макаровым, остались без последствий. В февр. 1720 г. В. вместе с еще 5 епископами присутствовал в Сенате при утверждении «Духовного Регламента» .

http://pravenc.ru/text/154191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии), находится в г. Калуге, на берегу р. Оки. XVII в.- 1918 г. Калужский Казанский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Калужский Казанский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. К. м. основан в 1-й пол. XVII в., точное время устроения неизвестно. В 1626 г. по повелению царя Михаила Феодоровича писец В. Плещеев составил опись г. Калуги, но ни Казанская ц., ни мон-рь при ней не указаны. Калужский историк П. А. Трейтер предполагал, что мон-рь существовал (первоначально, вероятно, как община) с 10-х гг. XVII в. Он опирался на данные писцовой книги И. Бегичева и И. Пчелина 1617 г., в к-рой упоминался «монастырь у Ильи пророка» в Калуге. Методом исключения Трейтер решил, что речь идет именно о К. м.: первоначально у сестер не было своего храма, и они молились в близлежащей ц. прор. Илии. Эта версия косвенно подтверждается сведениями, приведенными в челобитной 3-й настоятельницы (1673 - ок. 1690) игум. Мариамны (Пальчиковой) и в грамоте патриарха Иоакима от 24 окт. 1679 г. (см.: Трейтер. 1901). В этих документах есть свидетельства того, что после кончины царя Алексея Михайловича соборный калужский протопоп отменил ежегодный крестный ход 17 марта («на Государевы ангелы» - день св. Алексия, человека Божия) в «девич» монастырь Калуги, совершавшийся «лет с пятьдесят и больше». Т. о., мон-рь, вероятно, существовал и до 1626 г. Но офиц. признание обители Трейтер связывал со строительством ок. 1629 г. первого монастырского храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Алексия, человека Божия, о чем упоминали в челобитных игум. Мариамна (царю Феодору Алексеевичу ) и игум. Феодосия в 1692 г. (царям Иоанну V Алексеевичу и Петру I Алексеевичу ) (см.: Там же. 1901. С. 23, 28). В 1654 г. Калугу посетили Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский , который в своих записках упомянул «два величественных монастыря»: один для монахов, другой для монахинь.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Икона Божией Матери «Трипити». XVI в. (ц. Пресв. Богородицы Трипити в Эйо) Икона Божией Матери «Трипити». XVI в. (ц. Пресв. Богородицы Трипити в Эйо) Места паломничества: церкви Пресв. Богородицы Трипити (Τρυπητ) в Эйо и Пресв. Богородицы Платаниотиссы в Платаньотиссе. Икона Божией Матери Трипити была обретена ок. 1550 г. недалеко от Эйо в пещере прибрежного утеса. Благодаря исходившему от нее свету спасся потерпевший кораблекрушение моряк. В пещере была устроена церковь, к которой в XIX в. пристроили еще один храм, фасад к-рого напоминает ц. Евангелистрии на Тиносе. Помимо множества исцелений заступничество иконы Божией Матери Трипити проявилось в чудесном спасении Эйо от бомбардировок во время второй мировой войны. История иконы Божией Матери Платаниотиссы связана с иконоборческим периодом. По преданию, иноки мон-ря Мега-Спилео, оставившие обитель, чтобы скрыть чудотворную икону, заночевали в полости ствола огромного платана. Когда утром они собрались продолжить путь, оказалось, что образ Божией Матери Мегаспилеотиссы отпечатался на стволе, к к-рому была прислонена икона. Впосл. в дупле платана была устроена церковь. Святые, особо чтимые в митрополии: прп. Алексий, человек Божий (покровитель Калавриты, его честная глава хранится в мон-ре Святая Лавра), прмч. Павел (пам. греч. 22 мая, уроженец Ароании), преподобные Симеон, Феодор и Евфросиния (пам. греч. 18 окт., основатели мон-ря Мега-Спилео), прп. Леонтий (пам. греч. 11 дек., ктитор мон-ря св. Таксиархов). Чтимые иконы - Мегаспилеотисса и Макеллария. Епископы Керницы: представитель рода Малотара (упом. 1316), Матфей (упом. 1377/78-1381), Иоанн (упом. 1510), Неофит из Афин (упом. 1555), Феодосий (упом. 1578), Арсений Пахииоаннис (ранее 1582-1594), Нектарий (1594-?), Леонтий или Лев (ок. 1600), Илия (ок. 1610), Парфений Лампардопулос (1622-1639; ранее митрополит Фиванский, впосл. митрополит Патрский), Арсений (1639-1654). Архиепископы Керницы: Константин (с 1654), Леонтий (упом. 1690). Архиепископы Керницы и Калавриты: Илия Миниатис (1711-1714), Парфений (Балкурас) (1714 - после 1723), Даниил (1727 - после 1770; ранее митрополит Патрский), Парфений (упом. 1776), Серафим (упом. 1779), Кирилл (упом. 1785-1794), Прокопий (до 1801-1824), Григорий (1826-1828; бывш. епископ Эвдоксиадский), Мелетий (1828-1830), Варфоломей (Пирунис) (1830-1833).

http://pravenc.ru/text/1319909.html

Адрес: республика Татарстан, Елабужский р-н, г. Елабуга, ул. Горького, 119 Проезд: На автомобиле с автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Либо поездом до Набережных Челнов, далее автобусом до Елабуге (22 км.). Подробнее... Раифский Богородицкий мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XVII в. иером. Филаретом. Официально открыт в 1661. В 1689 уничтожен пожаром, после чего в период 1690-1717 большая часть построек заново выстроена в кирпиче, в том числе ограда с башнями и келейные корпуса. В XVIII-XIX вв. богатый и посещаемый монастырь, известный чудотворной Грузинской иконой Богоматери. Многие старые постройки сломаны и заменены новыми. Закрыт вскоре после революции, постройки переданы лесному факультету Казанского университета, богослужения окончательно прекращены в 1930. Здания заняты колонией несовершеннолетних, затем специальным ПТУ, но в основном сохранились. В 1991 возвращён верующим, постройки отремонтированы. В настоящее время крупнейший из сохранившихся монастырских ансамблей Татарстана, постоянно посещаемый многочисленными паломниками. Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа. Телефон: (84371) 3-48-77 , 3-48-78 («Дом паломника»). Подробнее... Седмиозерная мужская пустынь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный ок. 1628 у места, где с 1615 жил иером. Евфимий, уроженец Устюга. Особо прославился после чумы 1654, когда болезнь в Казани прекратилась после принесения из монастыря иконы Богоматери Смоленской (Седмиозерной).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Активно шло монастырское строительство, обновлялись старые мон-ри, в т. ч. Николо-Угрешский (полностью перестроен в XIX в.). Саввин Сторожевский мон-рь Звенигорода был обнесен каменными стенами с башнями (1650-1654); внутри воздвигли величественную звонницу с трапезными палатами (1652-1654), которая своей живописной композицией из 4 шатров напоминает Успенскую звонницу с Филаретовой пристройкой в Московском Кремле (1624), а также царский дворец и царицыны палаты (1651-1652). Важным событием эпохи стало основание патриархом Никоном Новоиерусалимского Воскресенского монастыря на р. Истре (1656). Программный ансамбль (из-за опалы патриарха строился с перерывами в 3 этапа: в 1658-1666, 1679-1685 и 1690-1697) копирует сакральную топографию Св. земли и архитектуру храма Гроба Господня в Иерусалиме. Стилистически более ранние постройки ансамбля выдержаны в духе узорочья, а более поздние - в формах нарышкинского стиля. Грандиозный Воскресенский собор (1658-1685) соединяет в себе шатровую ротонду храма Гроба Господня (высота ок. 60 м) над кувуклией (первоначальный каменный шатер рухнул в 1723 и был заменен деревянным в сер. XVIII в.) и многоглавое здание (длина более 100 м) с крещатым купольным ядром, асимметрично поставленной с южной стороны 7-ярусной колокольней (высота 60 м) и подземной ц. равноапостольных Константина и Елены на востоке. В этом самом крупном в России сооружении своего времени впервые появилась тема храма-ротонды, а также воплотились передовые достижения архитектуры и декоративного искусства: идея соединения центрического и продольного зданий, ордерный декор, крупные окна европ. образца, изразцовые украшения фасадов и проч. ( Некрасов. 1937; Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации Иерусалимского образца в рус. архитектуре XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1988. Вып. 36. С. 22-42). Целостный образ ансамбля с живописной планировкой и причудливым силуэтом шатровых башен восходит к иконографии Московского Кремля, перестроенного в тот же период. В Гефсиманском саду, рядом с мон-рем, были выстроены: скит патриарха Никона, соединяющий в живописной композиции храм и жилые покои, и шатровая Елеонская часовня (не сохр.). В то же время велись работы в древнем Иосифовом Волоколамском мон-ре: были возведены стены и шатровые башни (1677-1688 гг. по проекту 1645 г., мастер Иван Неверов) и надвратная ц. Петра и Павла (1679, зодчий Трофим Игнатьев) с ложным пятиглавием на горке кокошников.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Фердинанда V Арагонского Хуану де Урреде (работал в И. с 1476). Считается, что мелодия этого гимна относится к традиции испано-мосарабского пения (см. пример 2). Помимо традиц. церковных песнопений (ординария и проприя мессы, псалмов, гимнов и др.) в И. этого времени развивались и паралитургические жанры. В частности, на рубеже XVI и XVII вв. достиг расцвета жанр мотета , что проявилось в творчестве Алонсо де Техады (1540-1628), Себастьяна Лопеса де Веласко (1584-1659), Диего де Понтака (1603-1654). Традиция исполнения в испан. католич. церквах музыки, написанной не на лат. тексты, восходит к XV в., когда по инициативе архиеп. Гранады и духовника кор. Изабеллы Кастильской Эрнандо де Талаверы лат. респонсории стали заменять вильянсико (испан. villancico - деревенский) - песенным жанром народного происхождения. Особую популярность вильянсико приобрели в XVII в., когда большинство этих произведений стали создаваться на духовные темы. Несмотря на острую критику и официальный запрет Рима, вильянсико «прижились» в И., хотя их употребление было позднее дозволено лишь на праздники Рождества Христова, Тела Христова (во время шествия), а также на престольные праздники и в дни почитаемых в городе святых. Форма и фактура этих песнопений чрезвычайно просты - многохорные композиции и полифонические техники остались привилегией произведений на латинские тексты. Вильянсико, состоящие, как правило, из строфических разделов (coplas) и рефренов (estribillos), могут быть написаны a capella или с сопровождением арфы или органа, виолона или гитары, хиримии (деревянный духовой инструмент, аналог шалмея) и бахонсильо, позднее также скрипок, гобоя и кларина (труба высокой тесситуры). В числе авторов вильянсико этого периода - Хуан Баутиста Комес (ок. 1582-1643), Хуан Идальго (1614-1685), Жоан Сереролс (1618-1676), Мигель Гомес Камарго (1618-1690), Кристобаль Галан (ок. 1625-1684), Мигель де Ирисар (1635-1684), Томас Мисьесес (1624-1677), Хосе де Вакедано (1642-1711), Матиас Хуан де Веана (1656-1707).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

И. активно помогали кор. Сигизмунду II Августу и Стефану Баторию в борьбе против России во время Ливонской войны (1558-1583), за что они получили щедрые пожалования в виде земель и ценностей, изъятых из правосл. церквей. В посл. трети XVI в. усилению влияния И. на территории Речи Посполитой содействовали успехи в войне с Россией, значительно ослабившие позиции правосл. Западнорусской митрополии и косвенно способствовавшие возрождению католичества в Жямайтии и Литве, где были популярны идеи Реформации. Благодаря успехам иезуитских школ распространение протестантизма среди польск. дворянства и горожан было остановлено (в среде крестьянства оно было невелико). И. способствовали обращению в католичество детей кальвиниста кн. Николая Радзивилла Чёрного, одного из крупнейших магнатов Великого княжества Литовского. В кон. XVI - нач. XVII в. по Польше прокатилась волна погромов лютеран. церквей, впосл. было запрещено их строительство. Во 2-й пол. XVI - сер. XVII в. благодаря поддержке польск. королей Стефана Батория, Сигизмунда III Вазы и его сына Яна II Казимира Вазы, католич. магнатов и крупной шляхты И. удалось сформировать в стране разветвленную сеть начальных и средних коллегий, резиденций, провинций и мон-рей (преимущественно в городах и местечках), а также миссий (как правило, из 2-3 чел.) при войсковых подразделениях, магнатских и шляхетских дворах и в деревнях. При них И. открывали б-ки, больницы, аптеки и типографии. Окончившие учебные заведения принимались в иезуитские коллегии в Браунсберге, Оломоуце, Праге и в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. С кон. XVI по 1-ю пол. XVIII в. И. создали ок. 150 учебных заведений разного уровня, 91 из них находилось в Белоруссии (преимущественно в западной части региона). И. открыли коллегии и резиденции в Пултуске (1565), в Ярославле (1574), в Полоцке (1582), в Риге (1582), в Несвиже (1584), в Луцке (1606), во Львове (1608), в Каменец-Подольске (1614), в Орше (с 1616), в Перемышле (ныне Пшемысль, Польша) (1617), в Бобруйске (1618), в Киеве (1620), в Фастове (1622), в Бресте (1623), в Остроге (1624), в Витебске (1637), в Минске (1654), в Могилёве (1680), в Мстиславле (1690), в Самборе (1702), в Слуцке (1707) и в др. городах. 7 июля 1578 г. и 1 апр. 1579 г. Виленская коллегия получила 2 привилея от кор. Стефана Батория, благодаря которым в 1579 г. она, имея уже тогда философский (с 1572) и теологический (с 1574) фак-ты, была преобразована в академию (существовала в 1579-1781). Виленская академия стала 1-м высшим учебным заведением, созданным И. в Европе. В 1586 г. здесь училось до 700 чел., в 1596 г.- более 800 чел.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Августина», 1664, Прадо, Мадрид). Фресками он украсил ц. Санта-Крус (не сохр.), плафон в вестибюле сакристии собора в Толедо, купол в сарагосской ц. Ла-Мантерия (1683), зал капитула в монастыре Эль-Паулар, пров. Мадрид, плафон в ц. Сан-Исидоро в Мадриде, ряд плафонов в королевском дворце на Пласа-Майор (не сохр.). С 1684 г. мастер жил в Мадриде и в это время создал главное свое произведение - «La Sagrada Forma» (1685-1690, сакристия капитула Эскориала), изображающее торжество перенесения в 1594 г. гостии, чудесно спасенной в 1572 г. в нидерланд. Горкуме (Горинхеме) от кальвинистов-еретиков и поднесенной в дар испан. королевскому дому герм. имп. Рудольфом II. Из учеников Коэльо выдвинулись фрескист Себастьян Муньос (ок. 1654-1690) и более известный в качестве архитектора и теоретика архитектуры сын нем. солдата Теодоро Ардеманс (1664-1726), бывший, как и Муньос, придворным живописцем. XVIII в. Живопись Рубежом для испан. истории Нового времени и испан. искусства стал приход к власти династии Бурбонов и приезд в 1700 г. в Мадрид кор. Филиппа V, внука франц. кор. Людовика XIV. Это событие стало причиной полной переориентации испан. живописи и окончательного ее включения в общеевроп. русло. При дворе Бурбонов, которые перевезли в Мадрид франц. этикет, вкусы и мастеров, тон, манеру и стилистические ориентиры задавали художники иностранного происхождения: Лука Джордано, Теодоро Ардеманс, Ян ван Кессел II, Андреа Прокаччини, Жан Ранк, Мишель Анж Уас, Луи Мишель Ванло, Джакопо Амигони, Джованни Батиста и Джованни Доменико Тьеполо, Антон Рафаэль Менгс и др., непричастные к национальной испан. традиции. Для истории испан. искусства оказались важными еще 2 события: устройство в 1720 г. Королевской шпалерной мануфактуры в мон-ре Санта-Барбара в Мадриде (после утраты Сев. Нидерландов, ранее обеспечивавших двор этими предметами роскоши) и открытие в 1752 г. Королевской академии живописи Сан-Фернандо по образцу Французской академии живописи и скульптуры. Фактически все значительные мастера XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010