Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов Иван Петрович) Дата рождения: 6 января 1621 г. Дата смерти: 17 марта 1690 г. Дата хиротонии: 22 декабря 1672 г. Страна: Россия Биография: Иван Петрович Савелов Большой родился 6 января 1621 г.; был старшим сыном можайского помещика, царского кречетника Петра Ивановича Савелова, принадлежавшего к можайской ветви рода Савеловых — потомственных мастеров соколиной охоты, служивших государевыми сокольниками. В семье Савеловых был еще один ребенок по имени Иван, в документах он упоминается как Иван Савелов Меньшой. Вероятно в середине 30-х гг. И.П. Савелов занялся фамильной профессией или стал одним из дворцовых служителей. В конце 30-х гг. взял в жены Евфимию, в браке с которой имел четырех детей. В 1649 или в 1650 г. поступил на рейтарскую службу. Осенью 1653 г. в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика, с этого момента его служба связана с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении которого находились офицерские кадры тех полков. После смерти жены и детей (вероятно, во время эпидемии чумы, охватившей летом-осенью 1654 г. центральные уезды России) оставил военную службу и принял монашеский постриг в Киевском Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре. В сентябре 1657 г. указом Патриарха Никона переведен в Новгородский Иверский монастырь, около 1663 г. — в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь , где руководил сооружением Воскресенского собора. Вскоре переведен в Москву, где подвизался в Андреевском монастыре , затем в Новоспасской обители . 19 августа 1664 г. в московском монастыре Донской иконы Божией Матери рукоположен митрополитом Новгородским Питиримом (впоследствии Патриархом Московским) в сан пресвитера (ранее митрополит Питирим поставил его «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). В конце августа 1664 г. поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича и стал одним из главных исполнителей планов царя в устройстве церковных дел: в разрешении «дела Никона» и в борьбе с набиравшим силу старообрядчеством. Играл важную роль на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осуществляя постоянные контакты между царем и отцами Собора и информируя царя о ходе работы заседаний. 21 января 1671 г. (единственный из настоятелей монастырей) был на обручении Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом монастыре новорожденного царевича Петра I Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245815...

Кизические мученики. Икона. XIX в. (казанский Кизический мон-рь) Кизические мученики. Икона. XIX в. (казанский Кизический мон-рь) С кон. XVII в. из Седмиезерной пуст. в Казань совершались ежегодные крестные ходы. Встречи и проводы иконы происходили на месте первой встречи, отмеченном крестом. В 1687 г. на Казанский край вновь обрушилась эпидемия, к-рую именовали «трясовичной болезнью». Митр. Казанский Адриан (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), скорбевший о бедствиях, решил молитвенно обратиться к 9 мученикам Кизическим, «которые являют различные целебные дары и избавляют страждущих лихорадкою» ( Никанор (Каменский). 1891. С. 6-7). Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Кизического мон-ря. 1692 г. Рисунок. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Кизического мон-ря. 1692 г. Рисунок. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Митрополит посетил место встречи в 1654 г. Седмиезерной иконы, нашел «на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно» и предложил властям Казанского края основать здесь храм. В 1688 г. митр. Адриан освятил приходскую деревянную церковь (1687-1688), в которую многие горожане, получившие исцеление от лихорадки, «делали пожертвования радушно». Позднее он благословил основать при церкви обитель, «чтобы жили там монахи, желающие в чине своем служить Господу Богу» (Там же. С. 10). Рядом с храмом были построены деревянные келии, ограда, ископан колодец близ устья р. Комаровки. Городское начальство наделило монастырь землей, а пожертвования жителей способствовали его процветанию. Считается, что К. м. основан в период до авг. 1690 г., когда митр. Адриан был провозглашен патриархом Московским. В «Спириде» особо подчеркивалось, что учреждение К. м. относится ко времени служения Адриана на Казанской митрополичьей кафедре: мон-рь «устроился в граде Казани, благословением, тщанием же и иждивением великого господина святлейшего и всеблаженнейшего Кир Адриана, архиепископа Московского и всея России и всех стран Патриарха, егда он бысть в царственном граде Казани Митрополитом Казанским и Свияжским» (Там же. С. 1). Но в сер.- кон. XIX в. временем основания К. м. ошибочно считался 1691 год ( Загоскин. 1895): к 1891 г. было приурочено празднование 200-летнего юбилея обители. Возможно, по этой причине еп. Никанор считал, что патриарх Адриан взошел на престол в 1691 г. ( Он же. 1893. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Псковская Учреждена в 1589 году Псковская и Изборская Кафедра в Пскове Мисаил епископ, рукоположен с апреля 1589 † 21.04.1592 Геннадий архиепископ, рукоположен с 16.02.1595 † 24.08.1609 Иосиф епископ, упоминается † неизвест. Сильвестр епископ, бывший еп. Вологодский и Великопермский с 11.07.1613 † 1.12.1615 Псковская, Изборская и Нарвская С 1616 года Иоаким архиепископ, рукоположен с 6.07.1616 † 24.04.1623 Павел архиепископ, рукоположен с 12.10.1623 по 31.12.1626 митр. Сарский и Подонский Иоасаф архиепископ, рукоположен с 1.01.1627 по 6.02.1634 патриарх Московский и всея Руси Левкий архиепископ, рукоположен с 6.07.1634 по сентябрь 1649 отстранен; † 4.08.1654 Макарий архиепископ, рукоположен с 4.11.1649 † 20.07.1665 Арсений архиепископ, рукоположен с 12.03.1665 по 1681 на покое, † 1.05.1683 Маркелл митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с 6.09.1681 по 8.09.1690 митр. Казанский и Свияжский Иларион (Смирнов) митрополит, рукоположен с 1.02.1691 † 22.06.1698 Иосиф (Римский-Корсаков), митрополит, рукоположен с 18.09.1698 (17.09.1699) по январь 1717 на покое, † 22.06.1717 Феофан (Прокопович) епископ, рукоположен с 7.02.1718 архиепископ с 31.12.1720 по 25.06.1725 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 25.06.1725 по 15.07.1726 архиеп. Рязанский и Зарайский Рафаил (Заборовский) епископ, рукоположен с 15.08.1726 по 13.04.1731 архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Руси) Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии с 13.04.1731 архиепископ с 10.08.1732 по 9.08.1738 на покое; † 8.01.1741 Стефан (Калиновский) епископ, рукоположен с 17.01.1739 по 18.08.1745 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Симон (Тодорский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 18.08.1745 архиепископ с 15.03.1748 † 22.02.1754 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский со 2.04.1758 по 15.09.1761 архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот известные нам игумении этого монастыря: Анисия в январе 1626. Анна Гадукова, 26 декабря 1640. Марья Вышеславцева, 1649 г. Евфимия Вельяминова, 1654–56. Фекла, в августе 1690. Марфа Григорова, 1701–11. Мария Цимерманова, 1712–33. Елена Протопопова, определена 22 ноября 1733, ум. 8 декабря 1761. Назарета Иванова, 1762–72. Измарагда, 1773–79. Елисавета, 1779–81. Мария Арсеньева ум. 29 ноября 1805. Елпидифора (последняя до 1812 года). 7 К достопамятностям сего монастыря еще должно отнести и то, что патриарх Иоаким, вероятно, по примеру своих предшественников, в храмовый праздник 29 августа; за всенощной читал шестопсалмие, выходил на литию и величание, служил обедню; накануне молебствовал о здравии царевича Иоанна Алек- сиевича 8 . На этот праздник 1708 г. здесь, в присутствии царевны Марии Алексеевны, служил обедню и сказывал поучение святитель Димитрий Ростовский 9 . Дари Михаил Федорович и Алексей Михайлович посещали монастырь не только в храмовый его праздник, но и в другие дни, как показывают Царские Выходы 10 . На святой неделе они здесь жаловали игуменью с сестрами к руке, раздавали им светло дневные яйца и ручную милостыню, а также сукна священно – служителям, как видно из следующего: С 7133 (1625) года в Ивановский девичь монастырь великого государя жалованья, годовые милостыни, и молебных и понахидных денег и праздничного выбору и по великом князе Василье, во иноцех Варламе и по всех государевых родителях: игуменье 4 рубли 30 алтын рядовым старицам 100 человекам по 2 рубли по 15 алтын старице, 2 попам по 3 рубли по 26 алтын 4 деньги человеку, дьякону 2 рубли 16 алтын 4 деньги, пономарю 2 рубли 13 алтын 2 деньги, сторожам 4 человеком по 3 рубли по 4 алтына пополу 5 денег человеку, просвирнице 5 алтын, служке 2 рубли 11 . «7175 (1667) году июня во 2 день по государеву цареву и великого князя Алексее Михайловича всея великие и малые и белые России самодержца указу казначею Афанасью Самойловичу Нарбекову, да дьяку Якову Петелину великий государь, царь и великий князь Алекеей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец по имянному своему великого государя указу пожаловал Ивановского девича монастыря попов: Феофана, Григорья, да дьякона Ивана, велел им дать своего государева жалованья для рождения сына своего государева, благоверного государя царевича и великого князя Иоанна Алексеевич а всея великие и малые и белые России с Казенного двора на праздничные однорядки по сукну человеку 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В описи новг. архиерейской ризницы за 1690 год более замечательные вписаны епитрахили: «патрахиль, на ней шиты 16 праздников Владычних; промеж праздников пророки шиты золотом и серебром волоченым; ниже праздников царь да царица шиты волоченым же золотом и серебром; подпись у праздников и у пророков и у святых греческая; а по краю и по средине опушена отласом золотным; на патрахилп 29 пугвиц серебряных золоченых гладких, 12 кистей – шелк червчат с золотом; ворворки у кистей шелк с золотом же и с серебром; подложена патрахиль таятой таусинной. Патрахиль – отлас золотной по червчатой земли – травы золотные; около и в средине круживо серебряное; у патрахили 20 пугвиц серебряных золоченых, 15 кистей разных шелков с золотом, ворворки золотные; ердань отлас желтой травчатой; подложена патрахиль тафтой красной; строена при Никоне митрополите» 586 . В той же ризничной соборной описи палицы более замечательные показаны: «полица, на ней шит образ Премудрости Божии серебром и золотом по таусинному отласу; около тропарь: въ рождеств двство сохранила еси, – шито серебром; в средине около святых Ангелы и Херувимы и подписи низаны жемчугом мелким; у той полицы – три кисти – шёлк с золотом; ворворки низаны жемчугом; пугвица серебряная белая гладкая, крюк железной; подложена полица отласом лазоревым; – дача боярина Ивана Борисовича Морозова». Палица сия доныне хранится в целости. Надпись на ней внизу вышита жемчугом: «162 (1654) в домъ Софии Премудрости Слова Бoжiя полицу ciю далъ Иванъ Морозовъ». Далее в той же описи следует: «полица шита золотом и серебром; на нём образ Успения Богородицы; около шит тропарь серебром: в рождств двство сохранила еси; образ Успение и святые низаны жемчугом большим и середним и мелким, около образов и тропаря низано жемчугом большим в одну нить; у тое полицы три кисти золотных, ворворки жемчужные: – дача патриарха Никона Макарию митрополиту» 587 . Подобным образом устроились в прежние времена и набедренники: они были как шитые, так и матеревые подобно ризам, и называются в старинных описях подполками 588 . В Антониевом монастыре хранится один старинный набедренник, принадлежащий к ризам 1645 года; он шит по рудо-жёлтому бархату золотом, украшен жемчугом и камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С сайта: www.alexandrov-obitel.ru/История Александровской земли/Церкви/Рюминское Село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семён, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла. Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нём была церковь. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском… дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о её непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг.,в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу повёрстного на версту в длину и ширину. В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой. В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы. В 1688 г. цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Фёдору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя. Фёдор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником.

http://sobory.ru/article/?object=06589

Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию. Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня. В 60-х - 70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму). В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород.

http://sobory.ru/article/?object=00889

Обыкновенно кандидатов на патриаршество указывал царь, он же иногда (на первых порах) указывал кандидатов и на епископские кафедры 46 . С течением же времени установился такой порядок избрания епископов: патриарх созывал собор из епископов, сам избирал 3 или 4 кандидатов и объявлял собору; затем в общем собрании духовных лиц царь и патриарх совещались между собою и назначали одного из кандидатов 47 . При Никоне был заведен другой порядок: он сам выбирал 12 кандидатов, жребии их втыкал в восковую свечу, стоящую на престоле, и после трех, подряд отслуженных литургий вынимал при посредстве мальчика один из жребиев 48 . В виду пользы соборов для устройства Русской Церкви, собор 1667 г. находил нужным собираться им как можно чаще 49 . Из них заслуживают особенного внимания соборы 1620 г. при Филарете, 1654 и 1655 г. при Никоне, 1666 г. по удалении Никона с кафедры, великий московский 1667 г., осудивший Никона, продолжавшийся и закопченный при Иоасафе II, 1675, 1682 и 1690 г. при п. Иоакиме. Епархиальное управление сосредоточивалось в руках епархиального владыки. Сам патриарх имел у себя очень обширную епархию (патриаршую) и управлял его, как другие архиереи своими. Власть их в епархиях была, как прежде, административная, судебная и экономическая. Административная и экономическая власть их простиралась на все епархиальное духовенство, на архиерейских слуг и крестьян, на церкви и монастыри (кроме домовых патриарших, количество которых было велико) 50 , на архиерейские вотчины и архиерейский дом; судебная – на духовенство и мирян. Если прежде церковная власть ограничивалась светскою, то теперь, когда все более и более развивалась идея гражданственности и расширялась сфера государственного права, она подверглась еще большим ограничениям как со стороны самого государя, так особенно от правительственных учреждений – центральных в роде приказов Большого Дворца, монастырского, поместного и челобитного, и местных в роде воеводской приказной избы и т. п. Наиболее значительным ограничениям подверглась судебная власть Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

147. Выдубецкий – Михаиловский -Чудовский – Всеволож , мужской, 2-го класса, Киевской губ. и уезда, ниже Печерской крепости, в 2 вер. к югу, на берегу Днепра, окружен с 3 сторон высокими холмами, поросшими рощами. Основан на том самом месте, где при крещении народа приплыл низверженный идол Перун; основателем его был сын св. кн. Владимира, Всеволод, что доказывается летописями, где под 6578 (1070) год. сказано: „В се же лето заложена бысть церкы святого Михаила, в монастыре Всеволожи на выдобычи»; церковь освящена в 1087 г. В 1198 г. „Рурик Киевский подмурова стену каменную, от Днепра, под церковю Выдубяцкою“. В начале XVII ст., во время Польского владычества, в нем была водворена уния, но в 1637 г. по королевской грамоте очищен от униатов и митроп. Могилою назначен для коадъютора Киевской митрополии; в 1691 г. возвращен под ведомство Киев. митрополита. В 1786 г. положен в 3-м классе, но в 1842 г. возведен на степень 2-го класса. Кроме древней Михаиловской церкви, вост. половина которой до возобновления оторвана в Днепр, обрушившимся под нею утесом, находятся церкви собор св. Георгия и трапезная Преображения, построенные в 1696 г. казац. полковником Миклашевским, портрет коего до сих пор хранится в настоятельных кельях. При м-ре в 1875 г. учрежден дом для бедных и престарелых священнослужителей; также имеются приют для сирот и школа. “Ист. Росс. Иер.”, III, 626; VI, 981; Ратшин, 129; “Матер. для стат. Росс.”, изд. Мин. Вн. Д., 1941 г., Отд. 1, 17; “Опис. монаст.”, 1817 г., 29; “Путеш. ко св. местам русским”, II. 128; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 85; “Акты истор.”, IV, 85(жалов. грам. 1654 г., игум. Климентию на владение вотчинами, данными от Русск. Вел. князей и королей Польских); Болховитинов, “Опис. Киев. лавры”, 141; “Книга степенная”, I, 265; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1875 г., 266; 1884 г., 234; Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 8 (Приезд 1690 г. в Москву намест. Иова Опалинского, с прошением о даче м-рю подтвержд. Госуд. грам. на все деревни, а особливо на село Лесники, и о защищении м-рских крестьян от излишних податей и обид); “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010