В первой половине XII века здесь был уже целый пещерный монастырь, которому принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались одни только пещеры. В 1835 году урочище «Церковщина» было передано во владение Киево-Братского монастыря. В 1900 году начато было восстановление Гнилецкого монастыря, а в 1902 году освящена была церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на месте древнего храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Киево-Братский Богоявленский монастырь — бывший православный мужской монастырь в Киеве, на Подоле; был также известен как училищный. Основан в XVI веке Константинопольским патриархом Иеремией как патриаршая ставропигия. В 1620 году Иерусалимский Патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь называется братским, и основал здесь училище, которое в 1634 году Петром Могилою преобразовано в «коллегиум». Святыней монастыря была чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 году в городе Вышгороде, откуда в 1662 году по Днепру приплыла в Киев, где и была извлечена из воды и перенесена в монастырь. Богоявленский собор был построен в 1690-1693 годах архитектором О.Д. Старцевым в стиле украинского барокко; не сохранился. К монастырю примыкает двухэтажный корпус Киевской духовной академии, построенный в 1703 году. В монастыре были похоронены гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, путешественник В.Григорович-Барский. На месте Богоявленского собора сейчас находится один из корпусов Киево-Могилянской академии. http://angela.org.ua/ Основные строительные работы на территории монастыря проводились в конце XVII – начале XVIII в.в. 1. Богоявленский собор. Деревянная церковь с пятью главами со стеклянными окнами, окруженная галереями, была сооружена в 1620 г. на средства гетмана Петра Сагайдачного, позднее похороненного рядом с храмом. Деревянная церковь горела по меньшей мере дважды: в 1658 и 1665 г.г. После 1673 г. сооружен последний деревянный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04839

Томас Джеймс (1572/3–1629), назначенный в 1599 г. библиотекарем Бодлеианской библиотеки в Оксфорде, публикует описание рукописных коллекций университетских библиотек Оксфорда и Кембриджа 849 . Канцлер Баварии, известный ученый–филолог и математик своего времени Иоанн Георг Херварт фон Хохенбург (1553–1622) издает обозрение музейных хранилищ Мюнхена и Трира 850 . Аугсбургский библиотекарь, философ и богослов Элиас Эгингер (1573–1653) каталогизирует местную библиотеку и печатает свой каталог 851 . Епископ Падуи Джакомо Филиппо Томазини (1595–1655) составил каталоги Падуанской 852 и Венецианской библиотек 853 , Генрих Эрнст – библиотеки Медичи во Флоренции 854 , Александр Barvoet (1619–1654) – Королевской библиотеки Эскуриала 855 , Фридрих Шпангейм (1632–1701), в 1672 г. назначенный университетским библиотекарем, – Лейденской университетской библиотеки 856 . В 1668 г. в Аугсбурге выходит библиографический указатель рукописей богословского содержания, имеющихся в основных библиотеках Европы, лютеранского богослова и историка пастора Теофиля Готтлиба Шпитцеля (1639–1691) 857 . Даниель де Нессель (1644–1699) в 1690 г. выпускает каталог греческих рукописей Венской императорской библиотеки 858 . С 1614 г. появляются книготорговые каталоги, составленные католиками во Франкфурте (учтено 53,5 тыс. книг), которые являются важным источником по ретроспективной библиографии на европейских языках (французском, итальянском, испанском, чешском, венгерском) 859 . Следует также отметить труды переводчиков как на классические 860 , так и на современные языки 861 . Отметим ряд изданий, содержащих иниции 862 греческих 863 и латинских 864 святоотеческих текстов. В России источниковедческая работа, связанная со святоотеческими трудами, развивалась в основном по линии переводов на русский язык 865 . В приложении к журналу «Православное обозрение» (издавался в 1860–1893 гг.), основанному священником Петром Алексеевичем Преображенским (1828–1893) в сотрудничестве с профессорами Московского университета священниками Н.А. Сергиевским , Г. П. Смирновым –Платоновым, П.А. Преображенским и А.М. Иванцовым–Платоновым, в 1860–1867 гг. была издана серия «Памятники древнехристианской письменности в русском переводе» в 8–ми т.: изданы полностью «Писания мужей апостольских», «Сочинения христианских апологетов» и «Творения св. Иринея Лионского »; печатание «Апокрифических сказаний о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери», которые должны были составить начало издания, было прервано по цензурным соображениям (переизд.: Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дворц. разряды. 3. 378, 400, 401, 407, 408, 410–412 Что это за чудотворная икона Преч. Богородицы Иверская, которая принесена была в Москву из Царяграда от Цареградского патриарха Парфения? Есть мнение, будто так названа писавшим Дворцовые разряды та самая икона, которая принесена была с Афона в 1648 г. Никону, тогда еще новоспасскому архимандриту, иверским архимандритом Пахомием в правление Цареградского патриарха Парфения (архим. Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 20. М., 1879 Но мнение это не имеет положительных оснований, и ниоткуда не известно, чтобы копия Иверской иконы Богоматери, присланная тогда Никону с Афона, считалась уже чудотворною. Почему не допустить, что еще прежде, чем прислана была с Афона Никону по его желанию точная копия с подлинной Иверской иконы, в Москву принесена была именно из Царяграда и от Цареградского патриарха Парфения другая Иверская икона, считавшаяся уже чудотворною, когда об этом прямо сказано в Дворцовых разрядах, писанных в то время, хотя до нас и не сохранилось известий, в каком году принесена в Москву эта чудотворная икона и от какого Парфения, Цареградского патриарха: от Парфения ли I (1639–1644) или от Парфения II (1644–1646 и потом 1647–1650)? Икона, присланная Никону с Афона в 1648 г., находится ныне в московском Новодевичьем монастыре, равно как и другая Иверская икона, присланная Никону оттуда же впоследствии для валдайского Иверского монастыря, находится в Валдайском монастыре (Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 21–23, 41–46 А чудотворная Иверская икона, которая принесена была в Москву из Царяграда от патриарха Парфения и которую в 1654 г. отпустил царь Алексей Михайлович из Успенского собора в Вязьму к своему войску, не есть ли та самая чудотворная икона Иверская, которая находится ныне в Иверской часовне в Москве и особенно чтится всею Москвою и Россиею? В Иверскую часовню, всегда принадлежавшую Перервинскому монастырю, икона эта могла быть передана из Успенского собора патриархом Адрианом (1690–1700), который очень любил Перервинский монастырь и построил в нем своею келейною казною соборную каменную двухэтажную церковь и для себя патриаршие каменные же кельи (Истор. росс. иерархии. 5. 486–490

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Встреча “оршанского настоятеля” с Патриархом Никоном, во время которой он был впервые в романе назван Новоторжцем, произошла, судя по всему, в 1654 году (см. С. 97). Во время встречи “оршанский настоятель” про себя, осуждая Патриарха Никона, думает, почему “он не в Первопрестольной сидит, а тут, в Подмосковье, Ново-Иерусалимском монастыре?” (С. 96). Между тем Новоиерусалимский монастырь основан в 1656 году. Патриарх Никон охарактеризован автором исключительно как честолюбец, “не терпевший никаких возражений” (С. 97), стремящийся к “единоличной власти” (С. 93), быть “повыше государя” (С. 95), “властолюбивый” (С. 131). В противовес ему “ор­шанский настоятель” в романе именуется “светлым провидцем и защитником Божиих заповедей” (С. 116), “светлым Божиим человеком” (С. 118). Вполне понятно стремление автора домыслить то, что нам неизвестно из источников; для этого автору дано право на вымысел. Из Жития Патриарха Иоакима (1674–1690) известно, что он имел жену и детей, но позднее принял монашество. Однако суждения М. Рассолова о браке Патриарха Иоасафа II хотя и делаются между прочим (в романе упоминается Олюшка женушка: С. 50), тем не менее являются чистым домыслом и противоречат исторической истине. Трудность написания прежде всего научных трудов о духовных лицах заключается в том, что мы знаем на основании источников преимущественно об их хозяйственной деятельности, а духовная сторона, как более личностная, остается сокрытой. Восполняя этот недостаток, автор вводит в художественное повествование романа неоднократные видения, бывшие “оршан­скому настоятелю”. Однажды во время очередного видения он был назван: “Душе добрый и чародейный…” (sic!) (С. 129). “В самом начале марта” царские посланцы передвигаются на Руси в каретах (С. 114), а не в санях. В привезенной во Владимир царской грамоте говорится об удалении Патриарха Никона “в Воскресенскую обитель” (С. 116). Таким образом, данное событие можно датировать 1658 годом. Но обстоятельства оставления Патриаршего престола святителем Никоном описаны в разговоре старца Симеона Полоцкого и Троицкого настоятеля архимандрита Иоасафа значительно позднее (С.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

е. суперинтендента) и ему повиноваться; 8) протопопов выбирать с одобрения консистории (православной или кальвинской, не видно) и реформатского епископа, и без согласия сего последнего не отставлять их от должности; 9) при объезде епархии разбирать могущие случиться жалобы вместе с священниками и потом представлять их реформатскому епископу на окончательное решение (у Гuhmцa S. 72 sqq, у Шaryhы S. 38sqq). – Митрополит Стефан перевел на румынский язык Новый Завет , который в 1648 г. напечатан был в столице митрополичьей Карлсбурге 249 . 14. Даниил, преемник Стефана: в 1655 г. удалился в Валахию (у Гuhmцa S. 23, у Шaryhы S. 40 fin.). 15. Савва Бранкович, из фамилии сербо-венгерских Бранковичей, управлявший в продолжение 26 лет с 1654 по 1680 г. (у Шaryhы S. 41, у Гuhmцa S. 26 и Раича кн. XI, гл. VI, §§ 10 fin. и 20 fin.). Похваляется как один из самых лучших и ревностнейших трансильванских митрополитов; успел выпросить у правительства свободу православному духовенству от податей (впрочем, только на время); не только дозволял, но и поощрял замену в богослужении славянского языка румынским; для приобретения средств к восстановлению монастырей и церквей, разрушенных турками (которые воевали тогда с трансильванским князем), ездил за сбором милостыни в Россию; под конец правления, вследствие клевет неустанно строившего против него козни трансильванского кальвинского суперинтендента Туфея, был на некоторое время заключаем в темницу (у Гuhmцa S. 26, у Шaryhы S. 41 haч. sqq u у Раича кн. XI, гл. VI, § 5 sqq). 16. Иосиф, преемник Саввы, поставленный в 1680 г. (у Гuhmцa S. 27). 17. Иоасаф, преемник Иосифа, родом грек, поставленный в 1682 г. (у Гuhmцa S. 27, у Шaryhы S. 48). 18. Савва, поставленный в 1684 г. (у Шaryhы ibid.). 19. Варлаам, правивший с 1687 по 1693 г. (у Гuhmцa S. 29, у Шaryhы SS. 46, 48, 61 sqq, 150). 20. Феофил, поставленный в 1693 г. (у ШaryhыS. 48; по Гинтцу – Варлаам до 1690 г., а Феофил с 1692 г., но у Шагуны, кажется, правильнее). Незадолго перед тем (в 1688 г.) Трансильвания покорена была австрийцами, и духовенство католическое, ставшее теперь в ней господствующим вместо реформатского, тотчас же решило приступить к делу о привлечении румынов к унии с папой 250 ; к сожалению, высший пастырь трансильванской церкви не оказался достаточно твердым и неподкупным, – соблазненный обещанием, что в случае принятия унии православный клир совершенно будет уравнен в правах с латинским, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1686 Архим. Тихон управлял монастырем с 1652 г. по 1660 г. (Свирелин, Пересл. Троицкий Данилов мон. 2 Влад. 105, стр. 50). 1692 Пристижение – слово, произведенное от глагола пристигнути – догнать, достичь, настигнуть, подоспеть, настать, наступить. 1695 Иона Сисосвич посвящен въ митрополита Ростовского 22 августа 1652 г., скончался 20 декабря 1690 г. 1697 Текст фразы сильно испорчен. Не следует ли читать ее так «Данную ему написанную от царя и от архиерея еписталию радостно прочте и глагола ему, подавшему еписталию». 1701 Гермоген, архимандрит Горицкий 1651–1654 гг. (Строев, Списки, 696); Порфирий, игумен Никитского монастыря, упом. в августе 1653 г. (Там же, 678), Вавила, игумен Феодоровский, по актам монастырского архива упоминается в 1647–48, 1650–1659 гг. (Свирелин, Переслав. Федоровский женский мон., Влдим. 1903, стр 20), Варсонофий, по Строеву (713 стб.), был игуменом Борисоглебского монастыря в февр. 1644 г, в 1646–1652 управлял монастырем Леонид, затем до 1658 г. пропуск. Не был ли в эти промежуточные годы Варсанофий снова игуменом? 1716 Варианты приводятся из рукописей Ундольского 1026 и гр. Уварова 1139 (185). В ркп. Ундольского перед текстом стоит заглавие «О явлении преподобного Даниила, како явися Иоанну». – которое в остальных двух помещено ниже. 1721 в1248 В Ун вместо заглавия Тогда явися преподобныи Иоанну некоему, при его же обители пребывающему в подманастырнои слободке, сицееым образом. Уд Ув носяща Д ему переправлево из ми, Ув ми в Ув Москву 1746 Лаврентий Дмитриевич Салтыков † 1660 г., жен. на Елене Елизарьевне Чебуковой (Кн. П. Долгорукова, Российская родосл. книга, ч. II, стр. 71). Однако здесь и в ч. 13 жена Л. Салтыкова называется Евдокией. 1749 Под сметной росписью 1655 г. есть его подпись «К сим переписным книгам Богдан Аисин Леонтья Лупандина место по его велению руку приложл». (Переславль Залесскии. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М 1884, стр 4). 1750 Иосиф управлял монастырем с 1637 по 1642 г. (Свирелин, Переславский Троиц. Данилов монастырь, стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=03620

II. Материалы историко-литературные 1. Письма О.М. Бодянского к И.А. Чистовичу (1862–1877 гг.). Сообщил Действ. Член И.А. Чистович III. Материалы иностранные 1. Дневник генерала Патрика Гордона. Ч. II-я (1661–1684 гг.) Приложения: Доку-менты, касающиеся прибывших в Россию членов рода Гордонов и хранящиеся в Москов-ском Главном Архиве Министерства Иностр. Дел IV. Исследования 1. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания 1-го Литовского статута. Очерк 2-й: Органы общего управления в обла-стях и их правительственные округа. Исследование М.К. Любанского V. Смесь 1. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь 2. Итоги морового поветрия в Москве в 1654 г 3. Письмо Стефана митрополита Рязанского к Головину о диалогах в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1893 год. Книга первая Устав Императорского Общества Истории и Древностей Российских, состоящего при Императорском Московском Университете, на основании Высочайшего повеления 12-го Января 1893 года утвержденный Г. Министром Народного Просвещения 19-го Ян-варя 1893 г I. Материалы исторические 1. Датский архив. Материалы по истории древней России, хранящиеся в Копенга-гене. 1326–1690 гг. Сообщил Член-Соревнователь Ю.Н. Щербачев II. Материалы историко-литературные 1. Украинские народные предания. Собрал П. Кулиш. Книжка первая III. Материалы иностранные 1. Новый источник для истории московских волнений 1648 года («Краткое и прав-дивое описание опасного мятежа, происшедшего среди простого народа в городе Москве 2 июня 1648 года»). С предисловием С.Ф. Платонова IV. Исследования 1. Московский Благовещенский свящ. Сильвестр. как государственный деятель. Епископа Сергия (Соколова) 2. История экономического быта великого Новгорода. Исследование проф. А.Н. Никитского. (I. Зачатки новгород. экономической жизни IX-XII вв. II. Экономический быт вел. Новгорода в XIII в. III. Торжество московского порядка XIV-XV вв. 1. Зачатки де-нежного хозяйства

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще одна веха – апрель-май 1654 года, когда ученый инок Арсений Суханов по поручению царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона собрал на Афоне целую библиотеку книг и рукописей – около 500 греческих книг из библиотек Кинота, Россикона, Хиландара, Иверона, Ватопеда и Великой Лавры. В рамках данного доклада следует особо отметить вклад Россикона – одна рукописная книга и две печатные от дикея Германа. В XVII веке братство монастыря было смешанным греко-русским с доминированием греков. В 1667 году число братии достигло 200 человек, но потом резко сократилось. В 1690-е годы монастырь пришел в полное запустение и был восстановлен как русский. Для поддержания монастыря братии приходилось совершать подвиги – в 1707 году архимандрит Варлаам со товарищи, получив в Москве милостыню, под Галацем (порт на Дунае) попал в плен к туркам и был ограблен. В 1730 году монастырь был полностью опустошен турками: «…изгнали монахов из обители, именуемой великое Роси и засели внутри измаильтяне, и устроили минарет в церкви». Когда в 1726 году Василий Григорьевич Григорович-Барский провел в Пантелеимоновом монастыре три дня, он нашел там двоих болгар и двух русских монахов. По его описанию монастырь «много лет пуст стояше и не бяше даже доселе кому онаго снабдевати». А в 1744 году путешественник не обнаружил в обители Св. Пантелеимона ни одного инока – с 1735 года монастырем стали управлять греческие иноки. Причина в том, что на самой Руси «не стали даваться жалованные грамоты и не стали русские самовольно выходить за границу», – согласно описанию другого путешественника инока Парфения (Агеева) . А. А. Дмитриевский писал: «С 1735 года греческий элемент в этой обители взял окончательный перевес над русским…» В середине XVIII века появилось другое место славянского присутствия на Афоне – Ильинский скит, возрожденный как скит на месте заброшенной кельи монастыря Пантократор прп. Паисием Величковским . Естественно, что прп. Паисий организовал здесь скрипторий и святоотеческую библиотеку, но летом 1763 года славяно-молдавское братство «всем собором» переехало в Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

После учреждения Святейшего Синода советник Синода архимандрит Леонид был рукоположен в архиепископа Крутицкого с возложением на него управления епархией, получившей теперь название Синодальной области. 16 октября 1738 г. императрица Анна с целью взыскания значительных недоимок передала Синодальную область в управление Коллегии экономии, оставив в ведении синодальной канцелярии только духовные дела. После восстановления в 1742 г. Московской епархии синодальную канцелярию сменила Московская Синодальная контора, которой было поручено управление прочим имуществом Святейшего Синода. Это имущество составляли здание Синода с церковью и Синодальной ризницей, собор в Кремле и некоторые монастыри. Сама же область перешла в ведение Московского епископа. В 1884 г. епархии был передан и Успенский собор. В обязанности Синодальной конторы входил, кроме того, надзор в Москве за приезжим духовенством, а также за освящением и рассылкой святого мира. Возглавлял Синодальную контору митрополит Московский или его старший по рангу Особые привилегии Киевской епархии связаны с обстоятельствами воссоединения Украины с Россией (1654). После долгих переговоров Киевский митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский (1685–1690) согласился перейти под юрисдикцию Московского патриарха, который гарантировал ему следующие привилегии: 1) Киевский митрополит признавался старшим по рангу епископом после патриарха; 2) его приговор не мог быть опротестован в патриаршем суде; 3) он не обязан был являться в Москву для праздничных богослужений; 4) он имел право носить митру с крестом, две панагии и белый клобук, а также право предношения ему креста; 5) ему усваивался титул «Малыя России митрополит Киевский и Галицкий». Однако уже в конце столетия, а в особенности с учреждением Святейшего Синода, эти привилегии (пункт 2) стали нарушаться. В 1686 г. Константинопольский патриарх отпустил Киевского митрополита из-под своей юрисдикции и окончательно признал его принадлежность к Московскому Меньшая часть территории Киевской епархии находилась на правом, бóльшая — на левом берегу Днепра, охватывая приблизительно позднейшие Черниговскую и Полтавскую губернии.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010