Какие документальные свидетельства о праздновании Воскресенья сохранились до нас от 3 века, т.е. от времени Константина Великого?   О праздновании христианами Воскресенья свидетельствуют следующие лица: учитель Церкви Ориген, скончавшийся около 255 года; учитель карфагенский Тертулиан (умерший около 220 года) в 13 гл. 1 кн. «к народам» и св. Климент Александрийский, умерший в 220 году. Последний говорит: «исполняющий завет Евангелия творит оный день Господним, когда отринув злой помысл души и получив мысль и познание о Самом Господе, славит воскресенье». Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья во втором веке?   Есть. Историк Евсевий Кесайский сообщает, что ему известно целое сочинение о праздновании Воскресенья, написанное апологетом (защитником христианства) Мелитоном Сардийским около 166 года.    О необходимости оставить закон Иудейский и праздновать Воскресенье пишет и св. Игнатий Богоносец — тот Игнатий, который жил еще при Христе Спасителе: его, когда он был еще дитятею, Господь поставил среди Апостолов и сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:1—4). Святой Игнатий Богоносец пишет в послании к Магнизийцам: «сделавшись Его (Христа) учениками, научимся жить по-христиански... извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, и жить по-Иудейски; ибо не в Иудейство уверовало христианство; напротив, Иудейство — в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога (гл. X)... Жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, — хотя некоторые и отвергают ее (гл. IX)... Если мы доселе еще живем по закону Иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати (гл. VIII)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Узнав о заговоре, горожане обвинили Мартину в связях с болг. ханом Кубратом (Кувратом) и восстали. Легендарный характер сообщения не вызывает сомнений ( Stratos. 1972. P. 219-220). И., Мартина и ее остальные дети были схвачены, сосланы на о-в Родос и подвергнуты истязаниям: Мартине отрезали язык, а И. отсекли нос в знак его рождения от кровосмесительного брака. Дата смерти И. неизвестна. Арм. историки Себеос и Вардан Великий сообщают, что он был убит по приказу Валентина Аршакуни. Наиболее значительным внешнеполитическим событием независимого правления И. стала полная утрата Византией Египта. Договор о перемирии, заключенный с арабами возвращенным из ссылки патриархом Александрийским Киром в нояб. 641 г., составлен от имени И., однако тот не имел к нему прямого отношения и не знал о его содержании (RegImp, N 220). О религиозной политике И. известно весьма мало. В февр. 641 г. папа Иоанн IV обратился в К-поль с антимонофелитским посланием, известным как «Апология папы Гонория I» (CPG, N 9383). В лат. версии Анастасия Библиотекаря это послание адресовано только Константину III, однако в араб. версии, дошедшей в «Истории» патриарха Александрийского Евтихия , также и И. Прп. Максим Исповедник в послании к кувикуларию Иоанну упоминает о некоем указе И. от мая 641 г. на имя эпарха Карфагена (RegImp, N 219), к-рое из-за своего еретического содержания вызвало сильные волнения в одном из карфагенских жен. мон-рей (PG. 91. Col. 460). Т. о., самостоятельное правление И. знаменуется возвращением К-поля к монофелитской политике, что, вероятно, связано с усилением позиций патриарха Пирра. Ист.: Theoph. Chron. P. 341-342; Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 572-580; Себеос, еп. История/Пер.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 95; Const. Porphyr. De cerem. II 27-28; Niceph. Const. Brev. hist. P. 68, 74-84. Лит.: RegImp, N 219-220; Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Wash., 1968. Vol. 2: Phocas to Theodosius III, 602-717/Ed. Ph. Grierson. P. 389-401; Stratos A. N. Byzantium in the 7th Cent. Amst., 1972. Vol. 2. P. 186-205; Kaegi W. E. Byzantine Military Unrest, 471-843: An Interpretation. Amst., 1981. P. 154-157; Haldon J. F. Byzantium in the 7th Cent.: The Transformation of a Culture. Camb.; N. Y., 1990. P. 51-52; Kaegi W. E., Kazhdan A. Heraklonas//ODB. Vol. 2. P. 918; Sahas D. J. The 7th Cent. in Byzantine-Muslim Relations: Characteristics and Forces//Islam and Christian-Muslim Relations. Birmingham, 1991. Vol. 2. N 1. P. 3-22; Treadgold W. A Note on Byzantium " s Year of the Four Emperors (641)//BZ. 1991. Bd. 84. S. 431-433; Heraclonas (Heraclius)//PLRE. 1992. Vol. 3. P. 587-588; Кулаковский. История. Т. 3. С. 110, 161-173; Успенский. История. Т. 1. С. 445. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673875.html

Появление монтанизма составляет эпоху в истории этого вопроса. В первый раз появляется на сцене ересь или, может быть, вернее сказать – схизма, догматика которой вполне совпадала с церковною и представляла не извращение ее, а лишь незаконное дополнение. Представители кафолической церкви весьма скоро почувствовали, что здесь они имеют дело с фактом новым, с задачею, которой предшествующая практика еще не разрешила, и потому поставили прямо вопрос о том, как смотреть на крещение, совершаемое монтанистами. Соборы Иконийский и Синнадский и Карфагенский при Агриппине (ок. 220 г.) решили, что и монтанистов нужно принимать в церковь чрез крещение. Но вопрос опять с новою силою заявил себя, когда церкви пришлось ведаться с новатианами. Эта секта была только схизмою, против догматики которой нельзя было поставить даже тех возражений, которые вызывало учение монтанистов, – до такой степени новатиане были близки к кафолической церкви. Но, с своей стороны, новатиане перекрещивали переходящих к ним из православия. Практические счеты с новатианами приходилось вести главным образом, если только не исключительно, римской церкви. Римские епископы ожидали лишь благотворного в миссионерском смысле действия на новатиан, если они отнесутся к ним снисходительно. Этим надеялись привлечь большее число новатиан в лоно церкви. Принимая новатиан чрез возложение рук, а не чрез крещение, церковь тем самым подчеркивала свою собственную снисходительность и ригористичную жесткость сектантов, которые перекрещивали кафо-ликов. Крестить новатиан нежелательно было уже и в тех видах, чтобы не походить на самих новатиан. Даже возбужден был вопрос о том, не принимать ли новатиан, занимавших в сектантстве клировые должности, в церковь в тех же степенях, какие они занимали в схизме. В таком виде вопрос о новатианах поставлен был при епископе римском Стефане (с середины мая 254 г., † 2 августа 257). Практика римской церкви произвела впечатление даже на христиан африканских. Некоторые лица стали обращаться к Киприану за разъяснениями по этому поводу. Карфагенский епископ был человек с крепко сложившимися убеждениями в отношении к спорному вопросу. Не без влияния на его поведение, конечно, остался и тот факт, что для африканской церкви новатианство было чужой бедой; а в подобных случаях человек бессознательно становится строгим принципиалистом, теоретиком, на воззрения которого влияет только логика, нисколько не умеряемая психологическими данными, которые человек получает из практических сношений с сектантами. Киприан решил вопрос в смысле существующей африканской практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

R. de la Haye. Maastricht; Moissac, 19992. P. 131, 302, 322). О происхождении реликвий в хронике не сообщается; в XIX в. считалось, что они были перенесены из Лиона ( B é venot. 1963. P. 150). Сведения о почитании К. в Муасаке восходят к XI в. В грамоте мон. Бернарда и его отца Гарина (1-я пол. XI в.) аббатство Муасак названо «святой церковью Божией, освященной во имя апостола Петра и святого мученика Киприана и всех святых» ( M ü ssigbrod A. Die Abtei Moissac, 1050-1150: Zu einem Zentrum cluniacensischen Mönchtums in Südwestfrankreich. Münch., 1988. S. 219-220). Согласно перечню реликвий, составленному после 1174 г., в обители хранились «тело и голова св. мученика Киприана», а также мощи св. Корнелия (Montauban. Archives Départementales de Tarn-et-Garonne. G 585). В рукописи Paris. lat. 1656A, созданной в Муасаке в нач. XII в., собраны сочинения К. и «Апологетик» Тертуллиана, поэма Пруденция ( Prudent. Perist. 13) и краткая гомилия о К., основой к-рой послужили 2 проповеди св. Максима Тавринского (PL. 57. Col. 423-428). В нач. XIII в. была записана секвенция К. (Gratulanda omni nisu - B é venot. 1963. P. 147-148; Dufour. 1972. P. 111-112). Вероятно, образцом для рукописи из Муасака послужил «Клюнийский Киприан» (Bodl. Laud. Misc. 451), сборник трудов К., составленный в IX-X вв. в Клюни. В этой рукописи также содержатся поэма Пруденция и стихотворение «Rector magnificus» (см.: Petitmengin P. Notes sur des manuscrits patristiques latins. 2: Un «Cyprien» de Cluny et la lettre apocryphe du pape Corneille//REAug. 1974. Vol. 20. P. 15-35). Реликварий с главой сщмч. Киприана Карфагенского в Муасаке. XIX в. Реликварий с главой сщмч. Киприана Карфагенского в Муасаке. XIX в. С XIII в. в богослужебных книгах, использовавшихся в Муасаке, 5 июля указывался праздник в честь перенесения мощей К.: напр., в календаре «Книги хартии» (Livre de la Charte), в календаре в составе бревиария из аббатства св. Бенедикта в Кастре (XIV в.), в бревиарии аббата Пьера де Кармана (кон. XV в.- NY Morgan.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   Старец Паисий Величковский. Крины сельные. Слово 33. С. 48.    Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф. Гл. 46.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Творения. T. I. С. 30.    Св. Григорий Богослов. Творения. T. V, изд. 3-е. М., 1889. С. 35—36.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1. § 174; свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 105—106; преп. Варсонофий Великий. Отв. 619.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 163.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 130—131.    Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 152—153.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 341—342.    Преп. Макарий Великий. Слово 93.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (2Тим.3:12). С. 600—601.    Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф., гл. 45//Писания мужей апостольских. С. 146.    Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6, гл. 11.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я о статуях. Творения. T. II. С. 13—24. Бесед. 16 на Деян. Толков. 26 на 2Кор.; свт. Василий Вел. Простран. подвижнич. прав. Отв. 55; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 13, 19 и 92. С. 192—195, 198—199, 262; преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 33—94; преп. Варсонофий Вел. Отв. 619; сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 70.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 12. С. 192.    Массильон, еп. Клермонский. Избр. слова. T. I. СПб., 1845. С. 265—266.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 6; ср.: преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. V. М., 1889. С. 18.    См.: Алфавитный Патерик.    Преп. Исаия. Слово 27.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. СПб., 1866. С. 448—451.    Старец Симеон Благоговейный. Подвижническое слово, § 14//Добротолюбие. V. С. 69.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 244—245.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. V. С. 129—130.    Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, гл. 114//Добротол. Т. V. С. 41.    Еп. Феофан. Предисловие к писаниям преп. Анатолия Великого//Добротол. T. I. С. 5—6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Двенадцать упомянутых мучеников были деревенскими жителями, видимо, мелкими землевладельцами, крестьянами или поденщиками 67 . Их имена дошли до нас в романизированной форме. Африканская провинция бережно и гордо хранила память о всех своих мучениках, отмечая годовщину смерти каждого из них. Августин оставил нам две проповеди , посвященные мученикам Скилии 68 . В годы правления Марка Аврелия христианская община Карфагена, весьма организованная, приобрела блестящего защитника в лице Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана , сына римского центуриона. Империя рекрутировала в провинциях гражданских и военных функционеров низшего звена, Италия же поставляла руководящие кадры 69 . В ту эпоху христианская община Карфагена располагала местами для собраний и собственными кладбищами. Тертуллиан не без пафоса говорит о «тысячах людей обоего пола, всех возрастов, любого общественного положения» 70 . Он даже утверждает, что «в каждом городе больше половины жителей составляют христиане», с гордостью добавляя, что, если бы христиане ушли, «города опустели бы» 71 . В 197 году он писал: «Мы появились недавно и уже заполонили землю, заняв всё принадлежащее вам: города, доходные дома, крепости, муниципии, деревни и даже поля, конюшни, дворцы, сенат, форум. Мы оставляем вам лишь храмы» 72 . Делая скидку на риторику, все же не следует забывать, что на Африканский церковный собор, созванный Агриппином около 220 года или даже раньше, съехались семьдесят епископов. Романизированная Африка в конце II века, можно сказать, завоевала своего победителя: Виктор, епископ Рима, и император Септим Север были уроженцами Африки. Александрия, насчитывавшая, возможно, миллион жителей, была вторым по величине городом Римской империи и ее первым торговым центром благодаря своим купеческим конторам и торговым оборотам. Ее двойной порт, внутренний и внешний, связывал далекие Аравию и Индию с землями, омывавшимися водами Средиземного моря, служа мостом между двумя мирами. Через него шли транзитом слоновая кость из Африки, камедь и пряности из Аравии, хлопок и шелк из Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

В источнике VII в.- Пасхальной хронике - сообщается, что К. проповедовал во времена Нерона и был похоронен в Галлии (Chron. Pasch. 220//PG. 92. Col. 610). Тем не менее в визант. каталоге апостолов от 70, приписываемом свт. Епифанию Кипрскому (V-VI вв.), сказано, что К. был епископом Халкидона (?) в Галлии (Χαλκηδνος τς ν Γαλλ; возможно, Халкис (Халкида)? - Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 477), где и претерпел мученическую кончину во времена имп. Траяна, и был погребен там (Vitae prophetarum. 1907. Р. 120); информация о том, что он был епископом Халкидона, содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 136). В списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому, говорится, что К. был епископом Карфагена (Καρχηδνος) (Ibid. Р. 168). В византийских Синаксарях под 30 июня, в день памяти Собора всех апостолов, о К. сказано, что он проповедовал в Галлии, где и упокоился в мире (SynCP. Col. 782). Под 30 июля память К. указана в визант. стишном Синаксаре 1071 г. (Paris. gr. 1617) вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Епенета и Андроника. О К. говорится, что он был епископом Карфагена (Καρχηδνος) в Галлии (SynCP. Col. 856). Между тем в сказании под 9 июля из Синаксаря К-польской ц. сказано, что ап. Павел рукоположил К. в Галатии (SynCP. Col. 808). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память К. совершается 30 июля вместе с памятью тех же апостолов ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 345). В славянских стишных прологах под 30 июля и в ВМЧ присутствует только память апостолов Силы и Силуана ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишният Пролог. Пловдив, 2013. Т. 11 С. 64; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 334-336 (2-я паг.)). В слав. традиции память К. закрепилась под 4 янв. в Соборе апостолов от 70 как епископа Кархидона в Галлии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 8), а под 30 июля архиеп. Сергий отмечает, что, согласно заметке в греческой Минее, К. был епископом Нов. Кархидона в Испании (Там же.

http://pravenc.ru/text/2459071.html

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

622 Cyprian. Epist. XXVIÏ inde per temporum et succesionum vices episcoporum et ecclesiae ratio decurrit, ut ecclesia super episcopos constituatur, et omnis actos ecclesiae per eosdem praepositos gubernetur (Cfr. Epist. XXVI); Basil. Epist. LXXXI Innocentio episcopo, в Тв. св. Отц. X, 196. 623 Ignat. ad Ephes. n. 3; ad Philadelph. n. 4; ad Trall. n. 7. 624 См. выше примеч. 544. 625 «Конечно, тоже самое были и прочие апостолы, что и апостол Петр, т. е. имели равную честь и достоинство» (св. Киприан, о единстве Церкви, UII. Хр. Чт. 1837, 1, 25). 626 Ubicunque fuerit episcopus, sive Romae, sive Eugubii, sive Constantinopoli sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis, ejusdem meriti, ejusdem est et sacerdocii… Omnes apostolorum successores sunt (Hieronym. Epist. CXLVI ad Evangelum, n. 1, in Patrolog. curs. compl. T. XXII, p. 1194, ed. Migne). 627 Правил. апост. 1; Собор. ник. 4; антиох. 19. 23; лаодик. 12; карфаг. 13; халкид. 28 и др. 628 Прав. апост. 74; карфаг. 12. 28; константинопол. 6; Кирилл. Алекс. 1. 629 Перв. всел. прав. 5; втор. 2; четверт. 19; шест. 8; антиох. 20; карфаг. 87. 88. 630 Tertull. de jejun. c. 13; Basil. Epist. CXIV, в Тв. св. Отц. X, 257; Ambros. de fide III, c. 15; Augustin. Epist. LIV ad Januar.; Leo Epist. LXXVIII ad Leon. Aug. c. 3; Greg. M. Epist. ad Joann. Constantinopol. 631 Правил. апостол. 34; антиох. 9; перв. вселен. 5; четв. 19; шест. 8. 632 Iren. contr. haeres. III, c. 14; Cyprian. Epist. XXXV. 633 Origen. tract. XXIV in Matth. 634 Cyprian. Epist. LII. 635 Const. apostol. lib. III, c. 67; Cyprian. lib. III testimon. c. 84. 636 По выражению Церкви в известных молитвах. 637 κρατοσης … τς μας κα μνης αληθς κεφαλς , τις στν Χριστς . De judicio Dei n. 3, в Тв. св. Отц. IX, 12. 638 Ες Χριστς μα κεφαλ τς εκκλησας . Orat. XXXI. в Тв. св. Отц. III. 220. 639 In Ephes. сар. 1, v. 23. 640 Greg. Nyss. contr. Eunom. Orat. XII, in T. II, p. 725, ed Morel; Theophilact. in 1 Corinth. XI, 3; XII, 27. 641 Epist. ad Corinth. 1, n. 46, в Χ р. Чт. 1824, XIV, 284.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога под кустом… _________________ Примечания См.: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 132. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. Честертон Г. К. Вечный человек. С. 162. Разрушенный в 146 г. до Р. Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре — в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован Ханаан — самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это — Фарсис (см.: Ис 23:1, 6, 10, 14). Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина (3 Цар. 16, 32–34) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

http://bible.predanie.ru/protodiakon-and...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010