Мы не отрицаем, что весьма много погрешили в других отношениях, но догматическое учение апостолов хранили до сих пор неискаженным и за одно это надеемся удостоиться сострадания и снисхождения в день явления Господня: ибо за него (догматическое учение) мы непрестанно боремся против всевозможных ересей, его же постоянно предлагаем питомцам благочестия, чрез него принесли Архипастырю и Спасителю всех нас тысячи волков, преобразивши их в овец. Это передали нам не только апостолы и пророки, но и изъяснившие писания их Игнатий [Богоносец], Евстафий [Антиохийский], Афанасий [Александрийский], Григорий [Богослов], Иоанн [Златоуст] и другие светильники вселенной и –прежде их – сошедшиеся в Никее святые отцы: исповедание веры их, как отеческое наследие, мы храним неприкосновенным и осмеливающихся нарушить эти догматы называем лживыми и врагами истины. (Блаж. Феодорит Кирский в письме к патрицию Флорентию). Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в первом выпуске Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Препод. Викентий Лиринский , пресвитер монастыря на острове Лирине (ныне остров св. Гонората) в Средиземном море, † ок. 450 г. Св. Григорий, епископ Нисский, род. ок. 335 г., † ок. 394 г. Св. Епифаний, епископ Саламина на о. Кипре, род. ок. 315 г., † 403 г. Преп. Ефрем Сирин , род. В начале 4-го века, † 373 г. Св. Ириней, епископ Лионский (в Галлии), † ок. 202 г. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Климент, епископ Римский, † 101 г. Св. Киприан, епископ Карфагенский, † 14 сентября 258 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Препод. Макарий Египетский , род. Ок. 300 г., † ок. 390 г. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский, род. ок. 160 г., † после 220 г. Блаж. Феодорит , епископ Киррский, род. ок. 393 г., † в 457 г. Выпуск III-й. О Триедином Боге 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Из трудов Феофила, 6–го епископа Антиохийского (ум. ок. 180–181), сохранились «Три книги к Автолику», где он говорит о глупости языческого идолослужения, дает обзор учения пророков, развенчивает выдумки о фиестовых вечерях и эдиповских кровосмешениях и доказывает, что Писание христиан по времени происхождения древнее истории и литературы греков, даже их мифов; писаниям евангелистов и посланиям Павла он придает одинаковый авторитет с пророческими книгами и для обозначения различия в Боге впервые вводит термин τρις (Троица). Другие произведения Феофила (среди которых были, вероятно, комментарий на Четвероевангелие и сочинения против Маркиона и Гермогена) до нас не дошли. Между 180 и 220 гг. появилось произведение Ермия Философа «Осмеяние внешних [т.е. нехристианских] философов» – десять глав, полных едкого юмора относительно противоречий в учении греческих философов о Боге, творении мира, душе, материи и духе. Из 16 рукописей этого произведения только одна – ранняя (10–12 вв.), прочие – 15 в. Ни древними, ни средневековыми авторами оно не упоминается, поэтому об авторстве и времени написания существуют только предположения. Ипполит, епископ Римский (ок. 170 – ок. 236), был плодовитым писателем. По разнообразию интересов и числу трудов его сравнивают с Оригеном . Последователи воздвигли в его честь (возможно – на месте погребения) знаменитую мраморную статую, которая была найдена в 1551 г. при раскопках на виа Тибуртина 659 . Литературная его деятельность относится к 200–235 гг. Он был последним христианским писателем Рима, который пользовался греческим языком, и создал более 40 трудов, включая толкования на Библию , полемические и вероучительные сочинения, работы по церковному праву, проповеди и хроники. Сириец Ебидиес читал его «Апологию Апокалипсиса и Евангелия от Иоанна, апостола и евангелиста», где Ипполит опровергает ересь алогов, отрицавших учение о Логосе. Именем Ипполита завершается грекоязычный период римского христианства. В числе древнейших латинских апологетов – Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – 1–я половина 3 в.), первый латинянин, который, став последователем Христа, передал его учение на родном для этого народа языке. Тертуллиан – и апологет, и антигностик, и ересеолог, и полемист против монархиан, и учитель Карфагенской катехизаторской школы, и первый западный значительный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

123 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160после 220) – выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из лат. учителей. Впрочем, в зрелом возрасте Тертуллиан уклонился в монтанизм – мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святаго Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души. «Поскольку же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались, между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно о различных предметах христианского учения, то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользою» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 1. С. 159). 124 Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258), – отец Церкви, принял христианство под влиянием Тертуллиана , управлял Церковью во время гонений на христиан. Его сочинения, посвященные главным образом устройству Церкви и принятию в общение отпавших от нее, проникнуты духом любви и кротости. Он же автор многочисленных апологетических и полемических сочинений; среди них: «Книги свидетельств против иудеев» (248), «О единстве Церкви» (251) и др. 125 Блаженный Августин , епископ Иппонийский († 430), – отец Церкви, ученик свт. Амвросия Медиоланского . Автор многочисленных полемических и апологетических трактатов, направленных против ересей, расколов и язычества (известнейший из них – «О граде Божием» [ок. 413–426]). Наилучшим памятником его проповеднического дара и духовно-нравственных исканий является автобиографическая «Исповедь» (397–401). Сочинения блж. Августина пользовались огромным авторитетом на Западе, но «обладая логическим рассудком и обилием чувства, учитель Иппонский не владел, однако, в таком же обилии метафизическим умом; в сочинениях его много остроумия и мало оригинальности в мыслях, много логической строгости, но не много особенных возвышенных идей. Самую высокую черту составляет в нем глубокое, искреннее благочестие, которым дышат все сочинения его» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 3. С. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

На данный момент мне удалось отыскать весь Новый Завет за исключением одиннадцати стихов». Предостережение. В «Библейском справочнике» Джозеф Ангус определяет известные недостатки сочинений отцов церкви: 1 . Цитаты иногда не отличаются дословной точностью. 2 . Некоторые переписчики были склонны совершать ошибки или вносить в текст сознательные изменения. Климент Римский (95 г.). Ориген в своей книге «О началах» (кн. 2, часть третья) называет его учеником апостолов. Тертуллиан в труде «Против ересей» (гл. 23) пишет, что Климент был назначен к своему служению Петром. Ириней в книге «Против ересей» (кн. 3, гл. 3) говорит, что «проповеди апостольские ещё звучали в ушах его (Климента), и учение апостолов было у него перед глазами». Он приводит цитаты из: Матфея 1 Посл. к Коринфянам Марка 1 Посл. Петра Луки Послания к Евреям Деяний Апостолов Послания к Титу Игнатий (70–110 г.), епископ Антиохийский, погиб мученической смертью . Он хорошо знал апостолов и был учеником Поликарпа. Его семь посланий содержат цитаты из Матфея, Иоанна, Деяний Апостолов, Послания к Римлянам, 1 Послания к Коринфянам, Послания к Ефесянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Галатам, Послания к Колоссянам, Послания Иакова, 1 и 2 Послания к Фессалоникийцам, 1 и 2 Послания к Тимофею и 1 Послания Петра. Поликарп (70–156 г.) принял мученическую смерть в возрасте 86 лет. Он был епископом Смирнским и учеником апостола Иоанна. Другие отцы церкви, цитировавшие Новый Завет, включают Варнаву (около 70 г.), Гермаса (ок. 95 г.), Татиана (ок. 170 г.) и Иринея (ок. 170 г.). Климент Александрийский (150–212 г.) приводит 2400 цитат из всех книг Нового Завета, кроме трёх. Тертуллиан (160–220 г.) был пресвитером церкви в Карфагене. Он цитирует Новый Завет более 7000 раз, причём 3800 цитат из этого числа взяты из Евангелий. Ипполит (170–235 г.) ссылается на Новый Завет более 1300 раз. Иустин Мученик (133 г.) боролся с еретиком Маркионом. Ориген (185–253 или 254). Этот горячий проповедник Евангелия написал более 6000 работ, в которых содержится более 18000 цитат из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Произведения апологетов отличаются особой эмоциональной насыщенностью и определенной нетерпимостью по отношению к оппонентам, что иногда ведет к преувеличениям или искажениям фактов, хотя сведения, касающиеся непосредственно жизни христианских общин, ими в целом передаются верно. Труды апологетов в основном относятся ко II в., из них наиболее важны “Первая апология” (ок. 150 г.) и “Разговор с Трифоном-иудеем” св. Иустина Мученика и произведения карфагенского пресвитера Тертуллиана (160после 220), перешедшего ок. 212 ⁄ 213 гг. в монтанизм. Первым сборником, в котором описывались жития подвижниц восточной Церкви, стал “Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов” епископа Еленопольского Палладия, путешествовавшего по Египту и Палестине между 388 и 404 гг. Свт. Григорий Богослов (329–389) произнес надгробное слово своей сестре Горгонии — в нем он изложил ее жизнь. В западной Церкви Венант (Венанций) Фортунат (536 — после 600) записал житие св. Радегунды (ум. в 587 г.); Варфоломей, аббат Гроттофератского монастыря (ум. в 1050 г.) — житие св. Нила Младшего (9101005), в котором упоминалась диаконисса, встретившая этого святого в Риме. Некоторые латинские эпитафии дают общую информацию о возрасте, а иногда — о церковном и гражданском статусе христианок. Порой надписи невозможно определенно датировать, но большая их часть относится ко времени после Константина (IV в.). В символике раннего христианства одно из немаловажных мест занимают женские образы. В них, в частности, облечена история грехопадения и духовного искупления человечества. “…Обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученная мужу дева Ева ( Быт 3:1–7 ) , разрушено посредством истины, о которой счастливо получила благовестие от ангела также обрученная мужу Дева Мария ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26–56 ) И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы” 32 . Ева — образ неповиновения ветхозаветной церкви, которая несет вину человечества и прекращает свое существование с момента искупления первородного греха, спасения, приходящего также через Деву. Как ослушание было совершено женщиной, имевшей мужа, но еще остававшейся безбрачной, так и Христос родился от Марии, обрученной Иосифу, но сохранившей девство.

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

В особый раздел следует выделить толкования византийских канонистов (Зонары, Аристина, Вальсамона, Властаря) – представителей церковно-юридической доктрины, имевшей специфические особенности как источник. Иоанн Зонара и Алексей Аристин (XII в.) составят объяснения к 19-му правилу Никейского Собора, важные для его последующего понимания в церковно-юридической традиции. К IX веку в Западной Церкви относится глосса, содержащая толкование на 15-й канон Халкидонского Собора, в котором говорилось о возрасте диаконисс и необходимости для них безбрачия, – в Византии позднее это же правило и ряд других комментировал Феодор Вальсамон (XII в.). Последнее описание и истолкование смысла уже исчезнувшего служения диаконисс в XIV веке дал греческий монах Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» (1335). Перечисленные источники относятся к тому периоду, когда церковные функции диаконисс были уже забыты. Толкования важны для понимания служения женщин современниками, причем, как правило, уже недостаточно ясного им самим и поэтому нуждавшегося в объяснении. Апологетом, оставившим свидетельства о женском служении, стал карфагенский пресвитер Тертуллиан (160после 220). Наиболее важными произведениями, в которых говорилось о роли женщины в христианской общине, были «К жене», «О Крещении», «О женских одеяниях», «Об увещании к целомудрию». После 212/213 г. Тертуллиан перешел в монтанизм, и к этому периоду его деятельности относятся два произведения, в которых упоминались церковные вдовы: «Об однобрачии» и «О целомудрии». Его произведения отличаются особой эмоциональной насыщенностью, нетерпимостью по отношению к оппонентам, что иногда вело к преувеличениям или искажениям фактов, хотя сведения, касавшиеся непосредственно жизни христианских общин, в целом были им переданы верно. Церковно-исторические. Первым произведением этого жанра является «История» Евсевия, епископа Кесарийского (ок. 260–340), упоминающая послание папы Корнелия (251–253) о призираемых церковью вдовах. «История» Сократа Схоластика , трудившегося в Константинополе в 439–443 годы, охватывает период с 306 по 439 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он подчёркивает также, что воскресение касалось «и плоти, и духа». «В Послании с. Поликарпа Филиппийцам (ок. 110 г.), – добавляет Спарроу-Симпсон, – автор пишет о том, что наш Господь Иисус Христос «претерпел за наши грехи вплоть до смерти, и Бог воскресил Его, ослабив объятия смерти». По его словам. Бог «воскресил Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых и дал Ему славу и престол по правую руку от Себя, Кому подчиняется всё на земле и на небе». Воскресший Христос «приходит, чтобы судить живых и мёртвых». И «Тот, Кто воскресил Его из мёртвых, воскресит и нас, если мы будем послушны Его воле и Его заповедям». Для с. Поликарпа вознесённый Христос есть «Вечный Первосвященник». В своей последней молитве перед мученической гибелью праведный епископ просил разрешения «участвовать с мучениками в чаше Христовой, к воскресению жизни вечной и души, и тела в нетленности Святого Духа». Профессор Спарроу-Симпсон пишет далее о труде Иустииа Мученика о воскресении, что «...он имеет дело с характерно христианской доктриной. Тогдашние противники христианской веры считали воскресение невозможным; нежелательным, поскольку плоть есть источник греха; немыслимым, поскольку не видели никакого значения в воскрешении существовавших органов. Далее они утверждали, что Иисус воскрес лишь в физическом явлении, а не в физической реальности. На эти возражения и трудности давал ответ Иустин Мученик ». В справочнике «Деятели истории церкви» Элджин Мойер упоминает другого отца церкви. Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (160–220): «Латинский отец церкви и апологет родился в Карфагене на севере Африки... Обширное образование давало ему возможность писать как по-гречески, так и по-латыни, заниматься политикой, адвокатской деятельностью и произносить надгробные речи. Лет тридцать или сорок он вёл распущенный образ жизни, но примерно в 190 году с глубоким убеждением принял христианство и посвятил остаток жизни защите христианской веры от язычников, евреев и еретиков. Он был ...могучим защитником веры».Бернард Рамм заключает: «Неверие должно отвергнуть все свидетельства отцов церкви...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

И действительно, Иустин Мученик понял, что если философские системы древности предлагали лишь интеллектуальные построения, то христианство предлагало Самого Бога, принявшего участие в человеческой истории через Иисуса Христа. Ясно и твердо Иустин Мученик заявлял, что: «...Иисус родился сто пятьдесят лет назад при Кирении, и далее жил во время правления Понтия Пилата...» Обращаясь к работам Тертуллиана (ок. 160–220 г.) из Карфагена в Северной Африке, мы находим следующее: «Но евреи были так разгневаны Его учением, обвинявшим их вождей и правителей в уклонении от истины и привлекшим множество последователей, что в конце концов они привели Его на суд Понтия Пилата, в то время римского наместника в Сирии, и обвиняли Его столь яростно, что заставили отдать Христа им на распятие». Что до воскресения Христа, то Тертуллиан называет его «фактом куда более достоверным, чем рассказы Прокула о Ромуле» (Прокул был римским сенатором, уверявшим, что Ромул являлся к нему после смерти). Отдав Христа на смерть, Понтий Пилат, «в глубине души сам христианин, сообщил о Нём правящему императору, в то время Тиберию. Римские кесари и сами уверовали бы в Христа, если бы тогдашний мир не нуждался в кесарях, либо если христиане могли бы становиться кесарями. Его ученики, странствуя по свету, поступали по воле своего Божественного Повелителя. Приняв немало страданий от преследований евреев и приняв их не без готовности, в силу своей непреклонной веры в истину, многие из них в конце концов приняли смерть от жестокого меча Нерона, посеявшего семя крови христиан в Риме». ( Тертуллиан ). Следующий поразительный отрывок мы встречаем у еврейского историка Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях», написанных в конце I века: «К этому времени явился Иисус, человек мудрый, если только можно назвать его человеком, потому что он вершил удивительные дела и был учителем для многих, жаждущих истины. Множество иудеев и греков последовало за ним. Человек этот был Христос. И когда по обвинению вождей наших Пилат осудил его на крест, возлюбившие его прежде остались ему верны, ибо он вновь явился к ним живой на третий день, как предсказывали пророки Господни, которые говорили о нём тысячи других удивительных вещей. И до сей поры не вымер род христиан, получивших от него своё имя».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВУЛЬГАТА Блж. Иероним. Миниатюра из Библии. XIII в. (Auxerre. Bibl. man. 1. Fol. 1) Блж. Иероним. Миниатюра из Библии. XIII в. (Auxerre. Bibl. man. 1. Fol. 1) [лат. Vulgata], название лат. перевода Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, выполненного в кон. IV - нач. V в. блж. Иеронимом Стридонским . Перевод использовался в Зап. Европе в ср. века и в XVI в. был принят католич. Церковью на Тридентском Соборе в качестве единственного текста Свящ. Писания, обладающего нормативным авторитетом. Термин «В.» (от versio vulgata - общепринятый перевод) первоначально обозначал греч. текст Септуагинты и ее старолат. переводов. В раннее средневековье это название закрепилось за переводом блж. Иеронима, вытеснившим прежние варианты. Тридентский Собор признал В. офиц. текстом Библии (pro authentica habeatur), обладавшим статусом древнего, единственно достоверного и авторитетного текста Писания (textus auctoritate plenus), общепринятого в католич. Церкви (vetus et vulgata editio) (см.: Sutckliffe. P. 345-352). По времени возникновения выделяются неск. типов лат. переводов (см. ст. Библия , разд. «Латинские переводы»). 1-й, т. н. старолат., перевод (Vetus Latina) - это тексты, предшествовавшие переводу блж. Иеронима и, т. о., независимые от традиции В. К этой же группе относятся тексты Евангелий и псалмов в В., исправленные блж. Иеронимом по греч. образцам. 2-й тип, собственно В., представлен переводом блж. Иеронима. 3-й - группа лат. переводов эпохи Возрождения, выполненных с греч. текста LXX и с евр. масоретского текста. Цитаты из первых лат. переводов встречаются уже в творениях Тертуллиана (ок. 160-220), длинные библейские тексты на латыни, свидетельствующие о существовании письменного перевода, приводит в сочинениях Киприан , еп. Карфагенский (сер. III в.). На рубеже IV-V вв. блж. Августин Аврелий упоминал о том, что из-за существования множества переводов возникла настоящая сумятица ( Aug. De doctr. christ. II 11). В такой ситуации папа Дамас I (366-384) поручил блж. Иерониму провести проверку переводов, чтобы Римская Церковь, к тому времени перешедшая на латынь, могла пользоваться единым авторитетным и непротиворечивым текстом Библии.

http://pravenc.ru/text/161013.html

Мы не располагаем к.-л. источниками сведений об апостольской проповеди в К., за исключением апокрифических текстов («Деяния Филиппа»), к-рые связывают начало христианства в К. с апостолами Филиппом, Симоном Кананитом, Иудой, Марком и Фотинией Самаритянкой (см. в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Визант. апостольские списки VI-VIII вв. (Псевдо-Дорофей, Псевдо-Епифаний) называют 1-м епископом К. ученика ап. Павла Епенета , зап. апокрифическая традиция - Крискента , поставленного ап. Петром, к-рый посещал К. дважды. Исторически достоверным 1-м епископом К. был Агриппин (1-я пол. III в.); он упомянут в одном из сочинений сщмч. Киприана Карфагенского. Древние церковные писатели ( Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei. VII 17//PL. 53. Col. 145) также относили образование христ. общины в К. к апостольской эпохе (впосл. эта т. зр. принималась Римской Церковью, о чем упоминали ее предстоятели Иннокентий I ( Innocent I, papa. Ep. 25. 2) и Григорий I Великий ( Greg. Magn. Ep. 1. 77)). Однако для утверждения древности Карфагенской кафедры они прибегали к своеобразному истолкованию канонических Деяний св. апостолов. Так, уже Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220), описывая чудо Сошествия Св. Духа на апостолов, обращает внимание на то, что среди собравшихся в тот день в Иерусалиме были жители Ливии и Кирены , и предлагает понимать под ними жителей рим. пров. Африка ( Tertull. Adv. Iud. 7), к-рые вскоре и стали проповедниками христианства в К. О том же упоминал и блж. Августин в диспуте с донатистами в К. в 411 г. (Gesta collationis. III 23//PL. 11. Col. 1403). В Ep. 43. 7 он подчеркивал римское происхождение христиан К., в Ep. 52. 2 - восточное. Действительно, в К. переплелись 2 традиции, что отражает характер его отношений с Римом и одновременно с восточными центрами Средиземноморья. Как и среди вост. общин (Сирия, М. Азия), здесь преобладал обычай перекрещивания еретиков, литургия совершалась во время каждого церковного собрания. При этом литургическая традиция К. в основном ближе к римской; в ней особо выделяется поминовение ап. Петра. К нач. III в. христ. община К. была уже многочисленна и, по сведениям Тертуллиана, включала лиц разного происхождения, возраста и социального положения ( Tertull. Apol. adv. gent. 1; I dem. Ad Scapul. 2). Пунийская христ. эпиграфика вплоть до VI в. использует и лат., и греч. алфавит. В К. кроме эллинизированной иудейской общины была община греков - выходцев с Востока. В латинской редакции Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (нач. III в.; BHL, N 6633) содержатся некоторые греч. заимствования и указание на беседу мц. Перпетуи с клириками на греч. языке, что показывает присутствие греков в К. и сильное влияние греч. Востока.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010