Поэтому мы полагаем, что в близких отношениях к Диоклетиану стоял лишь один Дорофей, придворный, но что Дорофей-пресвитер не имел к Диоклетиану отношения. Фабрикой, вероятно временно, управлял первый Дорофей, а не второй. Думаем, что Евсевий отчасти перемешал факты, приписав черты деятельности одного Дорофея другому Дорофею. А причиной этого может быть тождество имен двух современников — Дорофей. Можно, конечно, возразить, каким образом могло случиться такое смешение фактов, когда известно, что Дорофея-пресвитера историк знал лично («мы знали», «мы слышали»), но на это нужно сказать, что ни из чего не видно, что Евсевий близко знал Дорофея. Об учености Дорофея Евсевий мог знать от других, а слушать его проповеди мог короткое время. Если же иные утверждают (Валезий), что Евсевий учился у Дорофея-пресвитера, то подобное утверждение не имеет прочных оснований. Впрочем, говоря так, мы признаемся, что вопрос остается открытым.    Евсевий. Церковная история. VIII, 1.    Ibid.; Lactantius. De mortibus persecutorum, cap. 15.    Epistola Theonae episcopi Alexandrini ad Lucianum. Оно напечатано на латинском языке в Патрологии Миня. PG. Т. X. Col. 1569—1574. В письме прямо не сказано, о каком императоре в нем речь, но, по мнению ученых, например Неандера (Allg. Gesch. d. Religion und Kirche. Gotha, 1856. B. I. S. 78.), оно вполне приличествует времени Диоклетиана. Также в письме не выяснено, каким епископом был Феона, но так как известно, что во времена Диоклетиана епископом Александрийским был Феона, то основательно полагают, что именно он и был автором рассматриваемого письма.    Ibid. Col. 1570—1571.    Ibid. Col. 1571.    Ibid. Col. 1572—1573.    PG. Т. X. Col. 1573.    Ibid. Col. 1574.    Hunziker. Diocletianus und seine Nachfolger. Издано Biidinger " oM в Untersuchungen zur Romischen Kaisergeschichte. Leipz., 1868. Band. II. S. 137—138.    Preuss. Kaiser Diocletian und seine Zeit. Leipz., 1869. S. 129—130.    Niebuhr. Die Vortrage iiber Romische Geschichte. Theil. 3. S. 289.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В правление Максимилиана II в В. помимо лютеран появились сторонники учений Ф. Меланхтона , У. Цвингли , М. Флация Иллирика , а также различные радикальные секты. Император не был доволен многоликостью протестантизма в своих владениях. В 1571 г. по его поручению протестант. теологи Д. Хитрайс и К. Рейтер составили «Порядок 1571 г.», состоявший из 13 пунктов, в к-рых определялись правила богослужений, религ. праздники, количество церковных таинств и церемония их проведения, правила погребения и т. д., общие для всех австр. протестантов. После публикации «Порядка» Максимилиан II начал проверки протестантов. Уже при следующем имп. Рудольфе II (1576-1612) результаты очередных проверок и обнаруженные отступления протестантов от «Порядка» становились поводом для преследования некатоликов в ходе начавшейся при Контрреформации . В 90-х гг. XVI в. оформилась религ. политика правительства, направленная на искоренение протестантизма. Ее главным принципом стал лозунг «шаг за шагом» (gradatim). Реализацию этой программы в В. и Н. Австрии взял на себя еп. Мелькиор Клесль. В городах и деревнях работали специально созданные комиссии по католич. реформе (Reformkomissionen), зачастую действовавшие с позиции силы. В высших слоях нижнеавстр. общества Клесль действовал осторожнее: открытому принуждению он предпочитал игру на внутренних противоречиях в протестант. сословиях. Начав планомерную экономическую и политическую поддержку дворян-католиков, ему удалось внести раскол в протестант. среду. Религ. политика имп. Рудольфа II стала одной из причин восстания в подвластных Габсбургам землях, в результате к-рого к власти в Австрии пришел младший брат Рудольфа - Маттиас. 19 марта 1609 г. он издал документ под названием «Capimulamions-Resolumion», в к-ром говорилось о праве господ, рыцарей, городов и местечек Н. и В. Австрии исповедовать «аугсбургскую конфессию». Приход к власти в 1619 г. имп. Фердинанда II, противника всяких компромиссов, означал конец религ. терпимости. Кроме того, контрреформация имп.

http://pravenc.ru/text/150177.html

1500 Привидение, между прочим, сказало Саулу: «завтра ты и сын твой Ионафан будешь со Мною» ( 1Цар.28:19 ), между тем, судя по тексту Библии, как говорит Евстафий, следующий день Саул провел у волшебницы в Аэндоре и убит был Саул вместе с 3-мя своими сыновьями, а не с одним Ионафаном. Ibid., с. XIII (S.S. 46–47). 1531 Ad Vigilium de Judaica incredulitate; Spiritus Sanctus id est Christus Dominus Noster qui profectus ex Deo Patre venit и т. д. Macholz, ss. 57–58; 1571 Сочувствуя идее статьи, Редакция не может согласиться со средствами её осуществления, рекомендуемыми автором. Изгнание древнеславянского языка из Богослужения и замена его современным русским – слишком важная церковная реформа, которая может породить великое смущение умов и дать незначительные положительные результаты. Ревнителям удобопонятности церковно-богослужебного языка ничто не препятствует делать опыты перевода богослужебных книг на русский язык и издавать их для частного употребления в домах и специально для подготовки к восприятию церковных чтений и песнопений. Ред. 1572 Протопресвитер И. Л. Янышев был у нас не единственным представителем идеи интимной непостижимости христианской жизни. Ту же идею ясно выразили архиеп. Иннокентий Херсонский и еп. Феофан (См. Основы христианства, т V, стр. 215–225). Однако всё это исключения из «общего правила» наших богословов, совершенно не постигающих этой идеи и фанатически преследующих её сторонников. И ныне мы все еще живем среди гипнотиков средневековой нетерпимости, яркий образчик которой в самые последние дни дал Прот. П.Я. Светлов в своем отзыве о моем богословствовании (Христианское вероучение в апологетическом изложении т. 1, Киев 1910, стр. 330–335). Здесь мы читаем об «ужасе пред религиозным творчеством в том роде, предостерегающий образец которого» указывается в моем богословии, о невозможности «существования христианской науки без христианской веры» и вытекающей отсюда невозможности «считать Тареевых представителями христианского научно-богословского знания» и «смешивать богословскую науку просто-напросто с тареевщиною».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внесение же собором этого обстоятельства, т. е. запрещение коленопреклонения в день Воскресный и проч., в правила понималось вероятно как одобрение только природе соответствующего обычая, но не введение его в абсолютно неизменный закон, по силе которого действие противоположное – преклонение колен могло бы быть почитаемо важным нарушением порядка. Вследствие такого, очевидно, понимания дела, патриарх Никифор Исповедник впоследствии давал такое правило, в котором он различает „торжественные коленопреклонения“ и коленопреклонения „ради приветствия“: последние он определяет совершать даже „и в день Господень, и во всю Пятидесятницу“ См. Comeliera, Patres apostol. р. 270. 1501 Напр. в „Религиозных статьях“ 1562 года, в „Правилах“ 1571 г. и в других местах; см. Conc. Mag. Brit. t. IV, рр. 236, 263, 429. Подобным образом в греческом переводе нашей книги, изданном в Кембридже в 1665 г., εωσνη и εες читаются и в чиновнике, и в последовании ко святому Причащению и в др. м. В некоторых латинских переводах более находится „presbyter“. 1502 См. G. Burnet: Hist. Ret. 11, p. 144 (1680 г.) и Vindication of Ordinations of Church of Engl. p. 71 (1677 г.); H. Prideaux: Eccl. Tracts, pp. 15, 36, 69–72 и сл. (1687), ed. 2 (1715 г); cp. его же послание у Cardwell: Conferences, p. 387–8 n., ed. 3, Oxon. 1849. 1503 Стоит здесь привести эту молитву 1550 и 1552 годов, поскольку слова оные „ad officium ei opus presbyteri“, или „sacerdotis“ столь высоко ценятся в Риме. „Omnipotens Deus, omnium bonorum dator, qui per Spiritum Sanctum tuum varios ministrorum ordines in Ecclesia tua constituisti! Respice propitius hos famulos tuos in officium sacerdotii jam vocatos; et eos doctrinae tuae veritate et inpocentia vitae ita adimple, ut tam ore, quam bono exemplo tibi in hoc officio lidelitei de serviant, ad gloriam tui Nominis et ad Con gregationis profectum. Permerita“. Эта молитва кратко выражает понятие „благословения“ – Deus honorum omnium. Есть, думающие, что bonorum есть разночтение вместо honorum.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сверх того, князь Александр Полубенский уступил Марии Юрьевне часть имения, принадлежавшего сестре её, а его жене Софии Юрьевне – в Звоне Великом Дубровицком 119 . Кроме этих вотчинных имений Мария Юрьевна Гольшанская имела в своём распоряжении обширные имения, записанные ей покойными мужьями Андреем Монтольтом и Михаилом Козинским. По литовским законам, жених пред свадьбой давал веновую запись, которою он записывал третью часть своего недвижимого имущества невесте, для обеспечения приданного (Stat. Lit. 1566 г., rozd. v, art. 1 и 2). По смерти мужа, вдова владела имением, записанным ей веновою записью, до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей всей суммы, записанной в обеспечение приданного (Stat. Lit., rozd. v, art. 2). На основании этих законов Мария Юрьевна получила от первого своего мужа Монтольта имения Жирмовы и Болотеники в повете Лидском и Орловкишки в повете Ошмянском 120 , а от второго мужа – Козинского – имение Осмиговичи в повете Владимирском 121 . Брак Марии Юрьевны с князем Андреем Михайловичем Курбским Ярославским состоялся в 1571 году 122 . Она внесла в дом Курбского значительное движимое имущество, состоявшее в драгоценной одежде, серебряной посуде и в богатых одеждах. В её имениях – Дубровице и Болотениках – находились табуны, в которых считалось до 500 лошадей, кроме рогатого и мелкого скота 123 . Невеста Курбского отличалась набожностью. Она всегда имела при себе Евангеле в богатой оправе, Псалтырь, Евангеле учительное, Октоих и книгу, называемую Сборник. При ней неразлучно находился кипарисный ковчежец, в котором хранилось немало образов и мощи многих святых. Эта фамильная святыня князей Гольшанских получена была от патриархов Иерусалимских за дорогую цену и завещана Марии Юрьевне отцом её, князем Юрием Гольшанским 124 . Вступая в брак с княжною Голышанскою, Курбский роднился с важнейшими Литов. фамилиями, что было весьма важно для него, как для пришельца, особенно в Литве и Польше, где вельможи держали в руках своих короля и целое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1571 Cod. Theod. XVI, V, 5. Некоторые историки считают эдикты Феодосия против еретиков с 381 г., так что эдикт 379 г. не относят к Феодосию.Правда, эдикт был издан Грацианом только, и быть может, под влиянием Амвросия, но ничто не мешает допустить влияние и Феодосия, с которым Грациан успел хорошо познакомиться, так как эдикт был издан 3 августа 379 г. спустя более шести месяцев после вступления Феодосия В. на трон. Независимо от этих соображений, разбираемый эдикт близко подходит ко всем эдиктам, изданным Феодосием против еретиков, является как бы эпиграфом ко всему, что сделал Феодосий в борьбе с ересями. Отсюда, даже признавая эдикт творением Грациана, нельзя пройти его молчанием, поскольку онзнаменует начало эпохи Феодосия В. в истории развития внутренней религиозной политики. Грациан дал тон, а чуткое ухо Феодосия В. безукоризненно точно построило на нем гамму. 1572 Cod. Theod. XVI, V, 5: omnes vetitae legibus et divinis et imperialibus haereses perpetuo conquiescant. Quiisque opinionem plectibilibus profanus imminuit, sibi tantummodo nocitura sentiat, aliis obfutura non pandat. Ср. Cod. Theod. XVI, V, 6 § 1. 1575 Cod. Theod. XVI, 6: Sciant omnes, etiamsi quid speciali quolibet rescriptio (per fraudem elictio) impetratum est, non valere. 1576 Cod. Theod. XVI, V, 6: per fraundem elicito ab huius modi hominum genere. Что такое представлял из себя этот эдикт, ничего нельзя сказать положительного. Даже Готофред, специальный исследователь законов, и тот не пытается сделать никаких догадок. Можно только предположить, что эдикт гарантировал относительную свободу еретикам. И действительно, Григорий Б. свидетельствует, что Феодосий сначала, по-видимому, был сторонником свободы. См. De se ipso Migne s. gr. XXXVII, p. 1118. 1577 Cod. Theod. XVI, V, 11: Omnes omnino quos unque diversarum haeresum error exagitat, id est Evnomiani, Ariani, Macedoniani, Pneumatomachi, Manichaei, Encratitae, Apotactitae, Saccophori; Hydroparastatae, nullis circulis caeant, nullam colligant multitudinem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синагоги были ориентированы на Иерусалим своей главной стеной, где располагалась культовая ниша, вмещавшая шкаф со свитком Торы и ритуальные принадлежности. Приподнятая бема 1568 (греч. βμα – «ступень», «судейское кресло»; также – вима) служила для чтения Св. Писания, нередко она была деревянной 1569 . Были базиликальные синагоги и без апсиды. Тип синагоги в виде базилики с выступающей апсидой на одной стороне и входом с противоположной стороны распространился в поздней фазе развития позднеантичной синагогальной архитектуры, в 5–8 вв. Синагоги украшались мозаиками и рельефами с иудейскими символами, зооморфными и растительными мотивами, иногда – с библейскими сценами. Синагога в Дура Европос 244/245 г. широко известна развитым иконографическом циклом на сюжеты из Ветхого завета. На архитектуру христианских мартириев оказали заметное влияние римские мавзолеи. Древнейший из них – мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (1 в. до н.э.). Мавзолеи обычно были центричными и купольными. Круглые в плане мавзолеи: Адриана в Ватикане (диаметр ок. 64 м); Ромула, сына Максенция (ум. 309), на виа Аппиа; Св. Елены (329 или 330 г.) на виа Лабикана; Санта Костанца (4 в.) на виа Номентана. За пределами Рима широко известны октогональные постройки меньших размеров: мавзолей Диоклетиана в Салоне (совр. Сплит в Хорватии; рис. 60) и Теодориха (ум. 526) в Равенне. До наших дней дошло 37 императорских позднеантичных мавзолеев, они сыграли важную роль в сложении христианской архитектуры мартириев 1570 . Глава 6. Христианское культовое здание В доконстантиновскую эпоху некоторые христиане считали, что храм, культ и изображения не нужны в принципе. Своей радикальной позицией в этом вопросе известен Минуций Феликс 1571 . Сразу же после Мира Церкви началось массовое строительство церквей. Блж. Августин (Serin. 198 augm. 1, 11) пишет о христианском храме как здании для братских собраний членов общины. Термины, обозначающие здание христианского культа, разнообразны. Начиная с 3 в. слово κκλησα использовалось для обозначения общины, собрания, но также и здания, где проводилась литургия. Оно стало техническим термином для обозначения христианского здания. Латинская форма ecclesia в таком смысле встречается уже у Тертуллиана и Киприана. С сер. 3 в. употребляется также слово κυριακν для обозначения места отправления христианского культа ( Ориген ); латинский эквивалент dominicum употреблялся в 4 в. Выражение «дом Божий» христиане (например, Тертуллиан ) использовали для обозначения и иудейского храма, и христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог есть Бытие. Это есть первое и неотъемлемое определение его; точнее, искони имманентное ему состояние. Но это бытие Божие пребывает в некоторой «безвидности и пустоте»; содержа «в потенции» все возможное и грядущее, весь дальнейший процесс, все формы и состояния, это первоначальное Бытие страдает неопределенностью и нераскрытостью: оно насыщено своими грядущими возможностями, всем дальнейшим богатством своим, но все это обретается в нем в недифференцированном виде; и ни одно из позднейших определений не присуще ему актуально. Развернуть их значит для Бога осуществить себя, значит придать себе развернутую форму, «реализовать» себя, создать себе соответственную, достойную, объективную реальность; это значит «начать быть» актуально, во всем своем значении, во всем своем содержательном расцвете. Это может быть выражено так, что логический процесс есть первоначальное «самоопределение Божие к бытию» 1571 или к «реальности». 1572 Этот процесс божественного самоосуществления, реализации себя, выявления своей природы, 1573 совершается так, что Божество «выходит» из своего начального состояния, 1574 развертывает его, 1575 и в то же время ео ipso «уходит в себя», 1576 «углубляется в себя»; 1577 и от этого «разоблачается» его внутренний состав: 1578 из «менее совершенного» возникает «более совершенное», 1579 или, иначе: из несовершенного бытия возникает совершенная реальность. В начале Бог есть «сущее Божество, потенциально-совершенное»; в конце он есть «реальное Божество, актуально-совершенное». С каждой новой категорией, т. е. с каждым новым «определением Абсолютного», 1580 с каждой новой «формой» его 1581 или новым, обретенным «способом быть и творить» реальность Божия все возрастает и совершенствуется и достигает, наконец, в Абсолютной Идее, которая есть неизбежно «основа и тотальность» всех «прежних определений», 1582 завершенной спекулятивной реальности. Здесь «понятие» Божества и «реальность» его адекватны друг другу, 1583 ибо идея есть не что иное, как объективное и реальное понятие, 1584 или – «единство понятия и объективности». 1585 Осуществление Идеи означает, что Божество обрело себя, создало себя, реализовало себя; оно само есть предмет, создававший себя, и ныне оно вполне совпадает с этим предметом. 1586

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

выше). Впрочем, к означенной мысли очень прямо ведет то обстоятельство, что в писанном блаженным Гермогеном сказании о св. Гурии и Варсонофии, находящемся в рукописи синодальной библиотеки в Москве 409, 1823 года), временем рукоположения святителя Варсонофия в Тверского епископа показан год 7075,–год, прямо соответствующий времени рукоположения св. Варсонофия и по другим указаниям. Этот же год показан в древней рукописи у С.Петербургского иконописца Пешехонова. Очень вероятно, что этот год в свое сказание о святителях Гурии и Варсонофии блаж. Гермоген внес сам, когда был в Москве и достоверно узнал год рукоположения св. Варсонофия, и что все другие списки с означенного его сказания суть копии с его сказания, написанного им еще в Казани. 140 Ибо в это время всероссийским митрополитом был св. Филипп, так как он рукоположен 25 дня июля 7074 (1566) года. 144 Иоанн Колов. См. Достопамят. сказания о подвижнич. св. отцов, стр. 121. изд. 1846 г. Москва, в 8 д. 151 Так в Песношском монастыре для церковного употребления св. Варсонофием был списываем и кончен уже в Спасо-Преображенском монастыре в Казани церковный устав с устава, употреблявшегося в лавре преподобного Сергия. См. выше. 157 Филипп свержен 4 нояб. 7076 (1567)г. См. Полн.Собран. Летоп. T.III, стр.192 и Пролог генваря 9. 162 В лето 7078 (1570) бысть в Москве и во многих градех великое моровое поветрие, и такового поветрия не бысть, отнедеже и царство Московское начася: понеже не возможно исписати мертвых, множества ради». Карамзин. Истор. Росс. T.IX прим 328. Чтения в Императорском Обществе Ист. и Древност. Российск. изд. Моск. 1847 г. в статье: Опись книг монастыря Волоколамского.стр. 14. 164 В рукописи Иосифова монастыря под записано так: «Лета 7077 (1569) на Москве и по многим городам мор был велик: в Иосифове монастыре преставились 53 брата: да слуг и детей и швалей много вымерло. – Лета 7079 (1571) мор, да не велик. – Лета 7079 (1571) был мор добре велик. В Иосифове монастыре преставились 74 брата; а миряне, и слуги и дети и мастера все вымерли, а села все пусты, и починали мереть с Ильина дни до Николина дни осеннего». См Чтения Императорского Москов. Общест. Ист. и Древност. 1847 г. в статье: Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря, стр.14. 167 Время отбытия св. Варсонофия из Твери в Казанский Спасо-Преображенский монастырь точно неизвестно. Несомненно только то, что сие произошло не позже 1571 года; потому что в клятвенной записи Ивана Федоровича Мстиславского, данной в 1571 году Царю Иоанну Васильевичу, о твердом и непоколебимом его пребывании в вере христианской и продолжении впредь службы Государю без измены и побега к туркам, подписался с другими епископами уже преемник св.Варсонофия епископ Тверской Савва. См.Собр.Госуд.Грам. Т.1, стр.561. Преемником же св.Варсонофия в 7080 (1572) г. апреля 29 подписано определение о четвертом браке Царя Иоанна Васильевича. См. Акты Археолог.Экспед. Том. 1, стр. 330 и 331.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010