На встречах у Н. часто обсуждалась миссионерская деятельность католич. орденов, прежде всего иезуитов, в Индии; участники собраний зачитывали приходившие оттуда послания. Сомневаясь в правильности своего служения в Риме, в 1557 г. Н. рассматривал возможность отправиться в Индию. Прежде чем принять окончательное решение, он обратился за советом к Агостино Геттини, цистерцианцу, приору рим. мон-ря святых Винцентия и Анастасия у Трех источников (Тре-Фонтане), имевшему репутацию духовного провидца. Через несколько дней Геттини сообщил, что получил ответ: по его словам, ему явился св. ап. Иоанн Евангелист, к-рый попросил передать Н., что нуждающиеся в его миссионерских усилиях язычники живут не в Индии, а в Риме. После этого Н. решил всю оставшуюся жизнь посвятить служению римлянам. Особое внимание он стал уделять беседам с жившими в Риме евреями, стараясь в трудные моменты прийти на помощь, чем вызывал личное расположение и способствовал обращению в католич. веру. Др. объектом его увещеваний были еретики, чьи дела разбирала инквизиция ; считается, что благодаря наставлениям Н. многие из них добровольно отказались от заблуждений. Своим учителем считали Н. католич. святые Франциск Сальский (1567-1622) и Венсан де Поль (1581-1660), франц. католич. богослов кард. Пьер де Берюль (1575-1629). Среди тех, кто собирались у Н., были выдающиеся деятели церковного искусства того времени, в т. ч. композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525/26-1594; подробнее о нем см. ст. Италия ), а также его сподвижник флорентиец Джованни Анимучча (ок. 1520-1571). С практикой собраний под рук. Н. связывают появление особого жанра муз. произведений - оратории . В период Реформации и широкого распространения протестантизма в Сев. Европе Н., желая внести лепту в борьбу с протестант. учениями, делавшими упор на критике исторического развития католич. Церкви, начал проводить на своих собраниях апологетические лекции по истории католицизма. В 1558 г. он привлек своего ученика, Цезаря Барония , к работе над многотомными «Церковными анналами» (Annales Ecclesiastici) - этот труд не только представлял собой ответ на протестант. критику истории католич. Церкви, но и стал фундаментальным исследованием исторических источников, как опубликованных к тому времени, так и рукописных, а также археологических данных. Работа над «Церковными анналами» была начата по прямому указанию Н.: Бароний, согласно собственному признанию, сначала не желал заниматься кропотливым составлением хронологической истории Церкви и сделал это только из смирения перед наставником ( Baronius C. Annales ecclesiastici/Ed. A. Theiner. Bar-le-Duc, 1864. T. 1. P. III). По просьбе Н. Бароний также принял участие в работе по составлению Римского Мартиролога.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

церковной среде переживает новый расцвет старинная практика cori spezzati: эта монументальная и пышная полифония получила наиболее яркое воплощение в мессах Кариссими и Орацио Беневоли (1605-1672) для 9, 10, 16 и большего числа голосов. «Духовные и нравственные канцонетты для оратория в Квьявенне». Милан, 1657. Титульный лист «Духовные и нравственные канцонетты для оратория в Квьявенне». Милан, 1657. Титульный лист V. Оратория и духовные жанры. Первенство И. во 2-й пол. XVII в. перемещается из области церковной музыки (к-рая теперь развивалась в протестант. мире) в область оперного и инструментального творчества. Эти изменения отразились на жанрах паралитургической и духовной музыки. Выражение религ. чувства не ограничивалось музыкой, используемой во время богослужения, но охватывало, напр., такие общинные песнопения, как лауды (lodi), записанные в монодической форме в средневек. Лаудариях, а в полифонической - в сборниках с XV в. Использование полифонической лауды в духовной практике связано прежде всего с общинами ораториан, организованными в течение XVII в. по всей И. Многочисленные публикации между 1563 и 1600 гг. лауд, происходящих из района Рима (среди авторов - Джовенале Анчина (1545-1604), Джованни Анимучча (ок. 1520-1571), Сото де Ланга, Анерио), и популярность др. изданий лауд XVII в. (во Флоренции находилось аналогичное римскому Об-во арх. Рафаила (Compagnia dell " Arcangelo Raffaello)) способствовали распространению репертуара подобного рода, создав предпосылки к рождению нового жанра, названного по месту молитвы и совместного пения ораторией и утвердившегося лишь к кон. XVII в. Оратория как муз. жанр - своего рода опера на духовный сюжет, сочетающая драматические и повествовательные элементы, но исполняемая без декораций, костюмов и полноценного театрального действия. Первостепенная роль в ней отводится хору, постепенно «вытесняемому» из итал. церковной музыки во 2-й пол. XVII в. Уже к середине века в новом жанре наметилось разделение на 2 большие категории: оратории на латыни и оратории на volgare (на итал.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Поскольку никто не знает всех смыслов Свящ. Писания, нельзя считать толкования Савонаролы заведомо ложными; более того, в истинности многих относящихся к реформированию Церкви идей, к-рые Савонарола преподносил как пророчества, образованный христианин может убедиться, используя средства естественного разума и содержание божественного откровения (Ibid. S. 149). Отзыв К. демонстрирует, что, несмотря на признание высшего авторитета папы Римского в католич. Церкви, он допускал возможность возникновения ситуации, когда долгом христианина окажется противостояние папе Римскому, действующему вопреки «божественному закону»; связанное с реализацией евангельских заповедей общее благо католической Церкви К. считал более высокой ценностью, чем незыблемость канонического и иерархического строя Церкви (ср.: Fragnito. 1969. P. 120-125; Gleason. 1993. P. 91-92). К. на службе Венецианской республики (1518-1535) Впервые добиться избрания на гос. должность в Венецианской республике К. удалось в 1518 г.: он стал одним из 3 чиновников, ответственных за учет земель с целью их последующего использования для оплаты гос. долга Венеции перед гражданами. После ряда неудачных попыток в 1518-1520 гг. получить назначение на должность венецианского посла во Франции и в Риме, 24 сент. 1520 г. К. был избран постоянным послом (orator) к имп. Карлу V (1519-1556), к-рый в 1519 г. получил необходимые для признания его императором Свящ. Римской империи голоса коллегии герм. курфюрстов, однако до 1530 г. не был коронован папой Римским, вслед. чего в официальных документах нередко именовался лишь «избранным императором». Задачей К. была защита интересов Венеции в сложных условиях 4-й из Итальянских войн (1521-1526) между Испанией, возглавляемой имп. Карлом V, и Францией, во главе которой стоял кор. Франциск I (1515-1547). До 1523 г. Венецианская республика поддерживала кор. Франциска I и считала франц. присутствие в Италии выгодным для Венеции; К. стремился оправдать такую политику Венеции перед имп. Карлом V, не допустить враждебных действий против Венеции с его стороны, а также по возможности воспрепятствовать приближению имп. войск в Италии к находившимся под контролем Венеции территориям (см.: Gleason. 1993. P. 27-31). В венецианских архивах сохранились донесения К. властям Венецианской республики (всего более 350 документов; по большей части неопубл.), являющиеся ценным источником сведений по европ. политической истории нач. XVI в. (отрывки донесений см.: Dittrich. 1881. S. 9-26, 252-258; см. также: Sanuto. 1891-1904. Vol. 30-39; Calendar of State Papers and Manuscripts. 1869. Vol. 3). Дож А. Гритти дает посольские поручения Г. Контарини. Миниатюра из «Commissione del doge Andrea Gritti». Ок. 1571 г. (Venezia. Biblioteca del Museo Correr. Classe III 1099. Fol. 1) Дож А. Гритти дает посольские поручения Г. Контарини. Миниатюра из «Commissione del doge Andrea Gritti». Ок. 1571 г. (Venezia. Biblioteca del Museo Correr. Classe III 1099. Fol. 1)

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Л. Маури Виджевани XVI в. Дать лаконичную и обобщающую характеристику христ. муз. культуры И. XVI в.- задача непростая по неск. причинам: 1) муз. культуре Европы этого времени был присущ интернациональный характер, обусловленный не только распространением репертуара, но и миграцией композиторов и исполнителей; 2) рассматриваемый период относительно однороден в стилевом отношении, но при этом в нем сосуществуют традиц. (напр., canto piano, canto fratto, простая полифония) и новые (вокальные и инструментальные сочинения с использованием 2 и более хоров, начало развития стиля concertato) элементы, бытование к-рых выходит за рамки XVI в.; 3) взаимодействие, часто недооцененное, между церковной и духовной музыкой, с одной стороны, и светской и церемониальной - с другой (искусственное разделение этих сфер создает риск неверной оценки рассматриваемого периода). На протяжении XVI в., начало к-рого ознаменовано достижениями франко-фламанд. школы (композиторов поколения Жоскена Депре; см. Нидерландская школа ), предпринимались стилистические эксперименты различного рода: постоянное развитие искусства контрапункта и одновременно освоение гоморитмического письма, призванного обеспечить ясность пропеваемого текста (напр., в произведениях Гаспаро Альберти (де Альбертиса; ок. 1489 - ок. 1560), Винченцо Руффо (ок. 1508-1587), Томаса Луиса де Виктории (ок. 1548-1611)); практика cori spezzati (деление хора на неск. групп) в Сев. Италии и различные воплощения идеи многохорности; прием выразительного чтения текста (напр., в мотетах Луки Маренцио (1553/54-1599)), близкого к строгому формульному речитативу библейских чтений. Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Существует обширная лит-ра о деятельности отдельных центров и институтов, об истории форм композиции, о жизни и творчестве итал. и иностранных композиторов, работавших в И. в этот период: Костанцо Фесты (ок. 1485/90-1545), Андреа Габриели (1532/33(?)-1585), Адриана Вилларта (ок. 1490-1562), Кристобаля де Моралеса (ок. 1500-1553), Франческо Кортеччи (1502-1571), Якоба Аркадельта (1507(?)-1568), Чиприано де Роре (1515/16-1565), Джованни Анимуччи (ок. 1520-1571), Виктории, Маренцио и др. В данном разделе рассмотрены наиболее характерные аспекты итал. церковной музыки этого времени.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

1463. 2 Пет. 1. 4. 1464. 1 Ин. 2. 23. 1465. Мф. 1. 18. 1466. Ин. 1. 14. 1467. Лк. 1. 31. 1468. См. житие Григория Акрагантийского. 1469. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 1470. Ин. 3. 20. 1471. 2 Пет. 1. 21. 1472. Мф. 7. 21, 23. 1473. Иак. 2. 26. 1474. Иак. 3. 11, 15. 1475. «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 1476. Слово 56. 1477.  Не подавайте соблазна… (1 Кор. 10. 32). 1478.  …на земле чужой (Пс. 136. 4). 1479. ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239–242. 1480. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1. 1520. Л. 222–228. 1481. ОР РНБ. Q. 1. 1520. Л. 274–279. 1482. Быт. 3. 5. 1483. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об. — 2. 1484. Ср.: Т. 1. С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». 1485. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285. 1486. Евр. 12. 6. 1487. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об. 1488. ОР РГБ. ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13. 1489. Мф. 7. 7. 1490. ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280. 1491. Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23–24. — Ред. 550. Q. 1, 1520. Л. 280–282. 1492. ОР РНБ. Ф. 1493. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1, 1520. Л. 87–88. 1494. ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об. 1495. В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70–82.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Другую половину того же двора Кириллов монастырь получил еще в15 69 / 70 –7078 году (за вклад) от брата Брянцева от Федора Малахеева сына Бараньей Головы, Каргопольца. Его половина двора (Олферовского)была также в межах с Кириллова монастыря двором 1143 . Взамен пяти деревень («Ивановская, Поленовское, Онино, Кошелево, Горка»), взятых по указу царя, Ивана Васильевича под Ямскую-Белозерскую слободу (в Карголоме), даны были (в 7079 году 5 августа) деревни: Маурино, Загорье, Вачево, Прилук, и починок нов Курилово (пуст) да наволок Мартемьяновской на Шексне со всеми угодьи 1144 . Но главным образом деятельность монастыря в 1571 году была опять устремлена на приобретение земель в Золотице. С марта 1571 года этим делом здесь заведывал старец Зиновий, заключивший до августа 1571 года более 10 крепостей и закладных, по которым монастырь приобрел множество дворов со строениями 1145 . Особенно ценным было пожертвование, сделанное крупным владельцем в Золотице Василием Емельяновым Шкулем по духовной грамоте его от 5 марта 1571 года, когда он отказал в монастырь свой двор и угодья «и поляны с огороды и варницы и пожни всякие угодья» 1146 . В 1572 году царь Иван Васильевич даль в монастырь по князе Бельском село Пирогово в Московском уезде с деревнями и починками 1147 . Федор Малахиев сын да Иван и Василий, Михайловы дети Зорина, в волости Умбе дали лук земли со всеми угодьями и с рыбною ловлею, да Ивановский двор Деснина стоимостью в 100 рублей 1148 . Григорий Федоров Мигин Коротчанин дал 8 февраля 1572 года на своей пожне (в Турчасове) на Давыдовском наволоке, на гостине берегу у Пятницы святой, против Кириллова монастыря место анбарное 1149 . В Турчасове в 157 1 / 2 (7080) году был куплен: у Григорья Козмина сына Мигалкина в волости в Кянде на речке Малажме двор на погосте (с хоромами) и с пашенною землею за 20 рублей 1150 . В Золотице в 1572 году были куплены старцем Зиновьем: у Авксентия Петрова (в июле) две трети двух дворов, пожни на Пушке реке 6 остожей в 6 местах, за 8 рублей 1151 ; у Дементия Григорьева сына Усачева (19 июля) пожня Усачевский наволок на реке Золотице за 1 рубль, 1152 и у кузнеца Никиты Иванова Лумбуева (27 июля) пол двора на погосте, 2 доли «ораные земли» и четверть лука на море пожни и проч. за 8 1 / 2 рублей 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Однако в следующем, 1571 году его положение пошатнулось. По сообщению Таубе и Крузе, царь приказал казнить жену князя, дочь боярина Василия Михайловича Юрьева, вместе с малолетним сыном. Весной 1571 года в войске, которое сопровождало царя к Серпухову, Михаил Темрюкович уже не был дворовым воеводой, как раньше, а занимал гораздо более низкий пост первого воеводы передового полка. Тогда-то и распространился слух, который привел к гибели кабардинского князя. В своих записках Штаден настойчиво утверждает, что в походе хана на Москву принял участие отец Михаила, князь Темрюк, вместе со своими отрядами. Слух этот, судя по всему, был ложным. В 1571 — 1572 годах сыновья Темрюка по-прежнему находились в плену у хана, а они, конечно, были бы освобождены, если бы Темрюк вступил в союз с Крымским ханством. Происхождение этого слуха объясняется, по-видимому, тем, что Темрюк был не единственным князем Кабарды, у него имелись противники, которых поддерживал крымский хан. Их отряды, вероятно, приняли участие в походе и были приняты за войска Темрюка. Разгневанный «изменой» царь приказал казнить своего шурина. Сообщения об этом Таубе и Крузе, а также Штадена подтверждаются упоминанием в «Синодике опальных» «князя Михаила Темрюковича Черкасского». Позднее выяснилось, что слух об измене Темрюка был неверен. Однако признать, что царский шурин был казнен по ошибке, было нельзя, и поэтому Севрюк Клавшов должен был объяснить в Крыму, что Михаил Темрюкович «ехал из полку в полк и погиб безвестно». Итак, летом 1571 года, впервые за несколько десятилетий, крымские войска сумели прорвать русскую оборону и двинулись прямо к русской столице, где не было никаких крупных военных сил. После ухода царя с опричным войском на север тяжесть принятия решений пала на плечи земских воевод, стоявших с полками по Оке. Войска двинулись к Москве, чтобы защитить ее от татар, и подошли к столице 23 мая, за день до прихода орды. Хан остановился в царском дворе в селе Коломенском, а его сыновья — в Воробьеве. Под Москвой начались столкновения между татарами и русской ратью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438965/

выше). Впрочем, к означенной мысли очень прямо ведет то обстоятельство, что в писанном блаженным Гермогеном сказании о св. Гурии и Варсонофии, находящемся в рукописи синодальной библиотеки в Москве 409, 1823 года), временем рукоположения святителя Варсонофия в Тверского епископа показан год 7075,–год, прямо соответствующий времени рукоположения св. Варсонофия и по другим указаниям. Этот же год показан в древней рукописи у С.Петербургского иконописца Пешехонова. Очень вероятно, что этот год в свое сказание о святителях Гурии и Варсонофии блаж. Гермоген внес сам, когда был в Москве и достоверно узнал год рукоположения св. Варсонофия, и что все другие списки с означенного его сказания суть копии с его сказания, написанного им еще в Казани. 140 Ибо в это время всероссийским митрополитом был св. Филипп, так как он рукоположен 25 дня июля 7074 (1566) года. 144 Иоанн Колов. См. Достопамят. сказания о подвижнич. св. отцов, стр. 121. изд. 1846 г. Москва, в 8 д. 151 Так в Песношском монастыре для церковного употребления св. Варсонофием был списываем и кончен уже в Спасо-Преображенском монастыре в Казани церковный устав с устава, употреблявшегося в лавре преподобного Сергия. См. выше. 157 Филипп свержен 4 нояб. 7076 (1567)г. См. Полн.Собран. Летоп. T.III, стр.192 и Пролог генваря 9. 162 В лето 7078 (1570) бысть в Москве и во многих градех великое моровое поветрие, и такового поветрия не бысть, отнедеже и царство Московское начася: понеже не возможно исписати мертвых, множества ради». Карамзин. Истор. Росс. T.IX прим 328. Чтения в Императорском Обществе Ист. и Древност. Российск. изд. Моск. 1847 г. в статье: Опись книг монастыря Волоколамского.стр. 14. 164 В рукописи Иосифова монастыря под записано так: «Лета 7077 (1569) на Москве и по многим городам мор был велик: в Иосифове монастыре преставились 53 брата: да слуг и детей и швалей много вымерло. – Лета 7079 (1571) мор, да не велик. – Лета 7079 (1571) был мор добре велик. В Иосифове монастыре преставились 74 брата; а миряне, и слуги и дети и мастера все вымерли, а села все пусты, и починали мереть с Ильина дни до Николина дни осеннего». См Чтения Императорского Москов. Общест. Ист. и Древност. 1847 г. в статье: Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря, стр.14. 167 Время отбытия св. Варсонофия из Твери в Казанский Спасо-Преображенский монастырь точно неизвестно. Несомненно только то, что сие произошло не позже 1571 года; потому что в клятвенной записи Ивана Федоровича Мстиславского, данной в 1571 году Царю Иоанну Васильевичу, о твердом и непоколебимом его пребывании в вере христианской и продолжении впредь службы Государю без измены и побега к туркам, подписался с другими епископами уже преемник св.Варсонофия епископ Тверской Савва. См.Собр.Госуд.Грам. Т.1, стр.561. Преемником же св.Варсонофия в 7080 (1572) г. апреля 29 подписано определение о четвертом браке Царя Иоанна Васильевича. См. Акты Археолог.Экспед. Том. 1, стр. 330 и 331.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

капитулов проводить за определенную плату назначения на епископские кафедры нужных ему людей (напр., его канцлер Ове Билле стал епископом в г. Орхус, члены королевской канцелярии Стюгге Крумпен и Йёрген Фрийс - епископами Бёрглума и Виборга). В 1519 г., после смерти архиеп. Лундского Биргера Гуннерсена, король вопреки выбору капитула и воле папы Римского назначил на архиепископскую кафедру члена королевской канцелярии, выходца из бюргерской среды Йёргена Скодборга, к-рый должен был передать королю о-в Борнхольм и ряд земель в Сконе, принадлежавших архиепископии. После отказа передать земли, Скодборга заменили немцем Дидриком Слагеком, к-рого К. казнил уже в 1522 г. Лундский капитул был вынужден пойти на уступки и отдать королю требуемые земли, а на вакантное место архиепископа был назначен королевский секретарь Йохан Весе. Внешняя политика Главную задачу во внешней политике К. видел в сохранении Кальмарской унии. В 1517 г. в Швеции обострился конфликт между противниками (во главе с регентом Стеном Стуре- младшим) и сторонниками (во главе с архиеп. Уппсалы Густавом Тролле) сохранения союза с Данией. После того как Стуре-младший сообщил о низложении архиепископа Уппсалы и конфискации его имущества, К. объявил Стуре и его сторонников еретиками. Король заручился поддержкой имп. Карла V и папы Льва X, наложившего на Швецию и ее регента интердикт, и начал военные действия. В янв. 1520 г. Стуре-младший был смертельно ранен. Наемное войско К. беспрепятственно двинулось к Уппсале и Стокгольму, оборону города возглавила вдова убитого регента. Неск. месяцев швед. столица сдерживала осаду, но 7 сент. 1520 г. на условиях амнистии всем противникам короля и архиепископа войска К. вошли в город. 4 нояб. 1520 г. архиеп. Г. Тролле короновал К. в стокгольмской Большой церкви св. Николая. Посланник имп. Карла V передал К. инсигнии ордена Золотого руна. Коронационные торжества продолжались 3 дня. 7 нояб. Тролле подал королю прошение, в котором он потребовал возместить ущерб, нанесенный Уппсале, и назвал тех, кто поддерживали Стуре и подлежали осуждению и наказанию как еретики.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010