обр., Гильгенфельд – сближают Вардесана с Валентином, другие, напр. Липсий – с офитами. Из древних ересеологов, как мы видели 1458 , Ипполит, не указывая особых оснований, считает Вардесана восточною ветвью школы Валентина. Учеником Валентина, в течение более или менее продолжительного времени, называют Вардесана и Евсевий 1459 с Епифанием 1460 . Гильгенфельд указывает пункты, в которых, по его мнению, учение Вардесана совпадает с системою Валентина. «Вся система его,– говорит Гильгенфельд,– начинается противоположением вечнаго, неведомаго первосущества, валентиниановскаго Вифоса, и несозданной материи“. Эманатизм в системе Вардесана Гильгенфельд возводит на «валентиниановскую теорию о сицигиях“. В частности, вторая дочь Св. Духа – дочь дочери – Tochter-Tochter, по выражению Гильгенфельда, довольно ясно указывает на павшую Софию, или офитскую Софию-Прунику, валентиниановскую Софию Ахамонт. Также и в астрологическом учении и в учении о судьбе, по воззрению Гильгенфельда, нужно смотреть на Вардесана, как «представителя восточнаго валентинианства“ 1461 .– Нам представляются эти параллели и сближения довольно насильственными, во всяком случае искусственными и нисколько не убеждающими в особом сродстве двух названных систем. В самом деле, что может быть общего, напр., между богато развитым учением Валентина об эонах и сизигиях и столь несложною эманацией Вардесана? Как можно навязать Валентину такую замысловатую и широко развитую астрологию, какую мы видим у Вардесана? Замечание св. Иринея (Adv. haer. I, 16, 6) о валентинианине Марке, что он στρολογικς μπειρος 1462 – слишком ничтожное основание для этого, чтобы о нем говорить серьезно.– 12. Мы примыкаем к выводам Неандера, Липсия и Буссе, что учение Вардесана во всём существенном совпадает с данными Иринея об «офитах“. Совершенно как офиты, Вардесан говорит об оплодотворении Матери всякой жизни или Св. Духа от Отца всего живого и рождения от нее Христа. Из света, истекшего в хаос, образуется, по тому и другому учению, Ахамот или Хакмут, которая должна составить одну сизигию со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Пик народного благосостояния около 1450 года совпал с периодом дефицита драгоценных металлов, а значит, и монет . Отсутствие наличности наносило особый ущерб международной торговле; в 1460-х годах корабли, полные товаров, были вынуждены возвращаться ни с чем из крупнейших портов, поскольку ни у кого на руках не было наличности, чтобы их купить. Проблема начала решаться лишь в конце этого десятилетия, когда внезапно увеличилась добыча серебра в Саксонии и Тироле, а затем были открыты новые морские пути к Золотому берегу в Западной Африке. За этим последовали завоевательные походы Кортеса и Писарро. Между 1520 и 1640 годами испанские галеоны перевезли через Атлантику и Тихий океан огромное количество мексиканского и перуанского золота и серебра. Проблема с общепринятой версией истории состоит в том, что лишь небольшая часть этого золота и серебра задерживалась в Европе надолго. Золото в основном оседало в индийских храмах, а подавляющее большинство серебряных слитков в конечном оказывалось в Китае. Последний пункт имеет ключевое значение. Если мы действительно хотим понять истоки современной мировой экономики, то начинать надо вовсе не с Европы. Главный сюжет в этой истории — это то, как Китай отказался от бумажных денег. Об этом стоит коротко рассказать, потому что мало кто об этом знает. Монголы, завоевав Китай в 1271 году, сохранили систему бумажных денег и даже предприняли разрозненные (и, как правило, провальные) попытки ввести ее в других частях своей империи. Однако в 1368 году они были свергнуты очередным китайским народным восстанием, и власть снова перешла в руки бывшего крестьянского вожака. В течение своего векового правления монголы тесно сотрудничали с иностранными купцами, которые заслужили всеобщую ненависть. Отчасти поэтому бывшие повстанцы, ставшие Минской династией, с подозрением относились к торговле в любой форме и содействовали распространению романтического представления о самодостаточных сельских общинах. Это имело некоторые отрицательные последствия.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

125. 1394–1402 Осада Константинополя турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Византия отразила нападение, а поражение турков в битве при Анкаре в 1402 году и последовавшая за ним гражданская война в Османской Империи даже позволили византийцам вернуть некоторые утраченные территории по Галлиполийскому мирному договору. 126. 1411 Осада Константинополя турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Туркам не удается захватить город. 127. 1422 Осада Константинополя турками-османами. Первая полномасштабная османская осада Константинополя произошла в результате попыток византийского императора Мануила II вмешаться в преемственность османских султанов после смерти Мехмеда I в 1421 году. Несмотря на победу, Византия фактически превратилась в несколько отдельных полос земли, помимо самого Константинополя. Она также столкнулась с серьезными экономическими проблемами и испытывала острую нехватку солдат. 128. 1422–1430 Осада Фессалоники турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Победа турков. Город оставался в руках Османов в течение следующих пяти столетий, пока он не стал частью Королевства Греции в 1912 году. 129. 1453 Осада Константинополя турками-османами во главе с Мехмедом II и падение города. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Завоевание Константинополя и падение Византийской империи стали переломным моментом позднего средневековья, ознаменовав фактический конец последних остатков Римской империи, государства, которое началось примерно в 27 году до Р. Х. и просуществовало почти 1500 лет. Среди многих историков падение Константинополя считается концом средневекового периода. После завоевания города Мехмед II сделал Константинополь новой столицей Османской Империи. 130. 1460 Завоевание турками-османами деспотата Мореи. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Хотя город в конце концов сдался, Грайцас, его гарнизон и некоторые жители города продержались в замке до июля 1461 года, когда они бежали и достигли венецианской территории.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

2148 . Formentin M. L’Oppiano del Marc. Gr. 479. Note paleografichc e filogiche//Studi in onore di Elpidio Mioni. Pubbl. dell " Ist. di studi biz. e neogreci. Miscell. Padua 1982. 3. 19–29. 2149 . Frati C. Dizionario bio-bibliografico... Firenze 1934. 76–94. [Обширная библ. Дополнения: Parenti M. Aggiunte al «Dizionario...». Firenze 1957. 129–130]. 2150 . Fustel de Coulanges N. V. Le cardinal Bessarion, étude sur la chrétienté et la ren-aissance au milieu du XVe siècle//Académie des sciences morales et politiques, Séances et travaux. 1879 (janv.-juin). 11. 439 ss. 2151 . Gallavotti C. Planudea (VI)//Bollettino dei classici. Roma. 1984. 3,4 [ad annum 1981]. 101–128. 2152 . Garin F. Copernico e Bessarione//Rivista critica di storia della filosofia. 1973 28:1. 82. 2153 . Gasparrini Leporace T. L’ordinamento della Biblioteca Nicena//MiscMarc 6 .2219). 13–20. 2154 . Gentilini A. Una cousolatoria iuedita del Bessarioue//Scritti in oaore di Carlo Diano. Bologna 1975. 149–164. 2155 . Gill J. East and West in the time of Bessarion//RSBN 1968. 5. 3–27. 2156 . Gill J. The sincerity of Bessarion the unionist//JThS 1975. 26(2). 377–392. (фототип.)://Id. Church Union: Rome and Byzantium (1204–1453). 360. L. 1979. 13. (Collected Studies. 91). же: MiscMarc 6 .2219). 119–136. 2157 . Gill J. Was Bessarion a conciliarist or a unionist before the Council of Florence?//Id. Church Union: Rome and Byzantium (1204–1453). 1979. 14. 201–219. (Collected Studies. 91). 2158 . Glasschröder. Zur deutschen Legation des Cardinals Bessarion 1460//Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. 1890. 4:1. 65–68. 2159 . Goby M. Bessarion médiateur qui faillit réussir//Notre Histoire. 1988. 51. 6–11. 2160 . Goci Gaztambide I. Besarion у la guerra civil de Navarra//Anthologia Annua. 1956. 4. 239–282. 2161 . Guerrini P. Il Bessarione a Grottaferratä un’ipotesi sulla donazione dell’icona//StudMed. 1991. 3,32:2. 807–814. 2162 . Haas C. A proposito degli affreschi nella cappella funeraria del cardinal Bessarione ai SS. Apostoli di Roma//Ricerche di storia dell’arte. 1981. 13–14. 131–138.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Перьями своими осенит тебя, и под крылом Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его...» (синодальный перевод); Кулаковский Ю. А. Керченская христианская катакомба 491 г.//Древности южной России. – МАР. – СПб., 1891. – – С. 11–13. 1449 Ср.: Заупокойные службы//Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – Т. 1. – С. 554. 1451 Уже Апостольские постановления (III. 7) подчеркивали необходимость присутствия диакона при надлежащем для христианского достоинства погребении. См.: The Canons of Athanasius/Ed. W. Riedel, W.E. Crum. – London, 1904. – P. 65 (канон 100). Ср.: Шевченко T. H. Захоронения умершего как составная часть семейных культов в Херонесе Таврическом//Боспорский феномен. Проблема соотношения письменных и археологических источников. – Спб., 2005. – С. 221–225. 1452 Theodori Studitae Epistolae/Ed. G. Fatouros. – Berlin; New York, 1992. – Vol. 2. – Ep. 509. 22–24. 1456 Les Novelles de Leon VI le Sage. Texte et traduction publies par P. Noailles et A. Dain. – Paris, 1944. – Nov.53; Тяжелое A. Законы греческих императоров в отношении к церкви после Юстиниана. – М., 1876. – С. 107. 1459 Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 155–156; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними/Пер. В. Латышева//ИАК. – 1907. – Вып. 23. – С. 109–110, §5, 7. Такие плиты, как показывают результаты раскопок склепов, имели прямоугольную или квадратную форму, заплечики шириной около 5 см, длину и ширину около 0,6–1 м, толщину 0,10–0,15 м и вес около 50–70 кг, поэтому для того, чтобы сдвинуть подобный «закладной камень» требовались значительные усилия не менее двух человек. 1460 Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые. – С. 241; Барабанов Н. Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии//ВВ. – 2004. – Т. 63 (88). – С. 96. 1461 Ср.: Кулаковский Ю. А. Керченская христианская катакомба 491 г. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1032 ...от Адама 200 и 70 и 6 девятнадесятицъ. – Счет годов по «девятнадесятницам» (девятнадцатилетиям) имеет целью согласовать лунный календарь (основанный на месяцах, сменах фаз луны) с солнечным (годичный цикл солнца); уже в древности было установлено, что 19 солнечных лет приблизительно равны 235 лунным месяцам (цикл Метона). Β иудейском календаре дата сотворения мира определялась как 3761 г. до н. э. – иначе, чем в византийском и древнерусском календарях (5508 г. или 5500 г. до н. э.); на 1460–1480-е гг. приходилась поэтому в иудейском календаре 276-я девятнадесятница, т. е. 5225–5244 гг. от сотворения мира. 1033 ...276 девятнадесятниц, лт будеть от Адаама до сх мст 5000 и 200 и 28. – Этот подсчет Геннадия свидетельствует ο том, что он считает 276-ю «девятидесятницу» иудейского календаря еще не завершенной (умножение 276 на 19 дало бы 5244 г.), а только начавшейся. Если это так, то вычисленная им дата иудейского календаря соответствует 1467 г. Возможно, что эта дата относится к той рукописи Шестокрыла, которой пользовался Геннадий. Β дошедшем до нас древнерусском тексте Шестокрыла приведенной Геннадием цитаты и даты нет. 1035 И яз нашел в писании... Α пишет их епископы, а не патриархы. – Рассказ ο первых пятнадцати иерусалимских епископах, включая Иосафа и Иуду (живших после Иудейской войны 66–70 гг. не в Иерусалиме, а в Пелле), восходит к «Церковной истории» византийского писателя III в. Евсевия Памфила Кесарийского . После окончательного разрушения Иерусалима в 135 г. епископом впервые ставится Марко – христианин не иудейского происхождения. 1036 Угиин – римский епископ (папа) Игин (Гигин, 137–142 гг.); также упоминается в «Церковной истории» Евсевия. 1037 «Зръцало» – здесь сокращенно цитируется переводный памятник, появившийся в русской письменности с конца XIV в. – «Диоптра» («Зерцало») византийского писателя XI в. Филиппа Монотропа (Пустынника). Рассуждения Филиппа, не дававшего окончательное решение вопроса ο дате «конца мира», но полагавшего, что время существования мира должно быть «седморично» – кратно семи, более подробно цитировались в «Сказаниях ο седьмой тысяще», написанных после 1492 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каким было завершение столпа 1505-1508 гг., остается неизвестным. Реконструкция, предполагающая завершение 3-го яруса куполом, напоминающим завершение собора московского Высокопетровского монастыря , в последнее время оспаривается. Привлечение др. круга аналогов и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итал. кампанилл ( Петров. 2008). Изучение колоколен в различных областях Италии показывает, что, несмотря на отсутствие прямых аналогий, И. Л. ц. 1505-1508 гг. органично вписывается в их ряд. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. На протяжении длительного периода (XII-XV вв.) в различных областях Италии строились 8-гранные столпообразные сооружения. Также во мн. итал. кампаниллах используется прием уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (напр., 8-гранная колокольня при ц. Сан-Никола в Пизе, ок. 1170 и (или) между 1230 и 1250). Композиция И. Л. ц. имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итал. зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напр. в Ломбардии. Тем не менее аналогии И. Л. ц. обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464; Там же. С. 81). Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в рус. традиции. Однако именно Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в рус., ни в итал. архитектуре. Все известные центрические, круглые, 8- или 9-гранные подколоколенные сооружения на Руси построены после возведения московского столпа. Бон Фрязин, осуществив свой проект, вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

http://pravenc.ru/text/577898.html

488 Meiners, I, 233–240, 254; IV, 50, Монье, 132–133, 502, 509, 518–520, 530; ср. Бурхардт, 182–183; Фойгт, I, 500–518; II, 230 (о посещении Гварино англичанами, немцами, венграми, 281–283, 285 и др. 506). В 1460 г. папу Пия II в Ферраре встретили, расставив статуи языческих богов (Виллари, I, 9) 491 Tiraboschi, VI, р. 3, pag. 1386–1387, Rossi, Quattrocento, Milano, 396, В.Н.Забугин, Ю.П.Лэт, 16. В 1450 г. один монах Дж де-Прато проповедывал в Ферраре против чтения Гварино Старшим с учениками Теренция и др. языческих писателей в пост, на что Гварино отвечал особым посланием (Фойгт, I, 507) 493 Hulmann, IV, гл. 4; Бурхардт, 67; 8-е (нем. изд.) I, 81–82; Фойгт, I, 152–153. В XV в. во Флоренции считалось до 100000 жителей (Монье, 7) 494 «Изящный язык и утонченные манеры флорентийцев» подкупали даже Иер.Савонаролу (Виллари, I, 30) 496 Legrand, I, ci (Angeli Politiani doctissimi viri) exxxvii, cxxxix; о Халкондиле (ibid, lxxxviii-xciii). Полициану посвящена биография Fr. Ot Mencken, Hist. vitae et in literas meritorum Angeli Politiani. Lipsiae 1736; В.Н.Забугин Юн. Помп. Лэт, 29, 104, 109, 127, 166, 167, 175, 180, 182, 187, 194 498 Бурхардт, 287, 313, 434. Из его переводов с греческого известны Иллиада (часть), Эдиктет, биогр. Плутарха и Геродиан, а из сочинений особенно замечательно: «Miscellaneorum centuria» (Schol, Gesch. d. griech. Literatur, III, 538. Подробные указания и оценка произведений у Гаспари, Ист. итальян. литер. II, 198–226) 499 Шлоссер, IX, 384. Современники о Халкондиле выражались как о «Grae corum (eruditorum) suae aetatis et Atticae eloquentiae facile princes» (Sathas, 64). Биограф. его у Legrand " a, I, xciv-cii) 500 Шлоссер (IX, 410–411). Об Агриколе – Виппер (Общество и госуд. в XVI в., Мир Божий 1897, 7, с. 158). Он был противником суровой школы (163). Об ученых женщинах в Германии с возрождения и об упадке влечений в XVIII ст. (Ист. Вести 1895, 12, с. 984–986); Л.Гейгер, Немец. гуманизм, Спб. 1899 О гуманизме в Венгрии и Польше (Фойгт, II, 280 и д., 291 и д.). Почему на Западе расцвел гуманизм, а в России аскетизм и религиозный фанатизм, замеч. А.И.Кирпичникова Ист. Вестн. 1898, 12, с. 1021

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Ипостась Леонтию Византийскому , склонявшемуся к оригенизму, «удалось подобрать терминологию, выражающую связь между понятиями природа, фисис (=усия, сущность, т. е. нечто общее), и ипостась (нечто выражающее идею самобытности). Леонтий предложил новый термин во-ипостасность (энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия, сущность, становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает наличие нескольких сущностей в одной ипостаси, что в свою очередь позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси, ипостасис синтетос» 1455 . Леонтий пишет, что «Ипостась показывает единичность, а воипостазированное – сущность. Ипостась определяет лицо характеризующими идиомами, а воипастазированное показывает, что оно не является привходящим, которое в ином имеет бытие, и не созерцается в самом себе» 1456 . Леонтий Иерусалимский (которого часто не отличают от Леонтия Византийского ) 1457 в целях раскрытия христологии Халкидонского Собора переформулировал понятие ипостаси, определив ее «как «природу, ограниченную особыми свойствами " » 1458 . Используя такое определение, Леонтий приходит к выводу, что «Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас. Отличие Иисуса Христа от нас состояло в том, что в нашем случае общая всем людям человеческая природа всегда существует в конкретной и уникальной человеческой ипостаси. У Христа же такой ипостаси нет, Его ипостась – Божественное Слово» 1459 . Преп. Максим Исповедник «называет различия в первозданном творении ипостасными; соответственно, их преодоление человеком основано на его личносно-свободном общении со свободным творением» 1460 . Природа и состав души У Св. Кирилла Александрийского «жизненный принцип обозначается… как душа, и все, что относится к телу, является душевным. По-видимому, понятия плоть и тело им не отличаются» 1461 . Блаж. Феодорит Кирский считает, что «душа не есть какая-либо часть божественной сущности, или эманация от Бога, но разумный и мыслящий дух» 1462 . «Она есть дух тварный, невидимый, разумный, свободный от телесной дебелости» 1463 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Historia sacra lib. II. ed. Hier. de Prato. Veron. 1741. 10. Аврелий Кассиодор. Historia tripartita, ed. Garetii. Rothomag. 1679. Venet. 1729. 11. Иероним. Catalogus scriptorum Ecclesiast. в изд. его сочин. Romae 1797–1803. Русский перевод в собран. сочин. бл. Иеронима т. V. Киев. 1880. 12. Gennadii. Lib. de script. Ecclesiast. ed. Vallarsius. Veronae. 1735, и у Фабриция в bibliotheca ecclesiastica. Hamb. 1718. 13. Isidorus Hispalensis. Lib. de script. eccles. ed. F. Arevalus. Rom. 1797–1804 , также у Фабриция в bibloth. eccles. Hamb. 1718. 14. Ildefonsus Toletanus, Lib. de scriptor. ecclesiast., у Фабриция в biblioth. eccles. Hamb. 1718. 15. Honorius Augustodurensis de luminatibus ecclesiae, sive de scriptor. ecclesiast. у Фабриция, в biblioth. ecclesiast. Hamb. 1718. 16. Rob. Bellarmini. Liber de scriptoribus ecclesiast. Colon. 1631. 17. Ph. Labbe. Nova bibliotheca manuscriptor. Paris. 1653. 18. Du-Pin. Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques des six premiers siècles. Paris, 1613–1712. Десять томов in 4°. 19. Tillemont. Memoires pour servir à l’histoire ecclesiastique des six premiers siècles. Paris. 1693–1712. Шестнадцать томов. 20. Guil. Cave. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria usqne ad saeculum XIV, et ab aliis manibus appendices duae usque ad annum 1517. Edit. Genev. 1693–99. Genev. 1705. Basil. 1741, 1744. 1745. Oxon. 1700. 1743. 21. Casim. Oudini. Commentarii de Scriptoribus eccles. antiquae usqne ad annum 1460, cum mult. dissertat. Lips. 1722. Три тома. 22. Remy Ceiller. Histoire generale des auteurs sacrés et ecclesiastiques des dogmes et des conciles. Paris. 1729–1763. Двадцать пять томов (в том числе два тома указателей). Новое издание 1860 г. 23. Histoire litteraire de la France. Paris. 1733–1734, 1832, 1835. Томы I–XVIII. 24. Le Nourry. Apparatus ad biblioth. Patrum. Paris. 1715. 25. Walchii bibliotheca Patristica... Jen. 1770. 26. Schonemann, C, T. G. Bibliotheca historicolitteraria Patrum latinorum a Tertulliano usque ad Gregorium Magnum et Isidor.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010