Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Имена Сведения Кирилл II, епископ, свт. рукоположен с 1231 (6.04.1230) 21.05.1262 Игнатий, епископ, свт. рукоположен с 19.09.1262 28.05.1288 Тарасий, епископ рукоположен с 1288 по 1299 на покое; 1304 Симеон, епископ бывший епископ Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; 1314 Прохор, епископ, свт. рукоположен в марте 1311 07.09.1328 Антоний, епископ, свт. рукоположен Гавриил, епископ рукоположен с 1336 по 1345 на покое; 1359 (9.09.1356) Иоанн III, епископ рукоположен 12.05.1356 Игнатий, епископ рукоположен весной 1363 Пётр, епископ поставлен осенью 1364 1365 в мор Парфений, епископ упоминается Арсений (Луговской-Грива), епископ рукоположен с 1365 (1370) по 1380 на покое; около 1405 Матфей, епископ упоминается Иаков, епископ, свт. рукоположен с 1386 по 1389 27.11.1392 Ефрем, епископ упоминается Ростовская, Ярославская и Белозерская Имена Сведения Феодор, архиепископ, свт. рукоположен в 1387–1388 28.11.1394 Арсений, епископ упоминается с 1394 по 1396 неизвестно Григорий, архиепископ свт. рукоположен с 29.03.1396 3.05.1416 Дионисий, архиепископ свт. рукоположен с 12.06.1418 18.10.1425 Ефрем, епископ рукоположен с 13.04.1427 архиепископ с декабря 1448 29.03.1454 Феодосий (Бывальцев), архиепископ свт. рукоположен с 23.06.1454 по 03.05.1461 митрополит Московский и всея Руси Трифон, архиепископ свт. рукоположен с 13.05.1462 по 06.08.1467 оставил епархию; 30.12.1468 Вассиан I (Рыло), архиепископ свт. рукоположен с 13.12.1467 23.03.1481 Иоасаф (Оболенский), епископ рукоположен с 22.06.1481 по 1489 на покое; 07.10.1514 Тихон (Малышкин), архиепископ рукоположен с 15.01.1489 по 15.01.1503 на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре; 1503 Вассиан II (Санин), епископ свт. рукоположен с 15.01.1506 18.08.1515 Пять лет кафедра оставалась свободной Иоанн IV, архиепископ рукоположен с 09.02.1520 12.05.1525 Кирилл III, архиепископ рукоположен с 04.03.1526 Досифей, архиепископ рукоположен в марте 1539 14.08.1542 Алексий, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

La Rusia del período de Kiev era culturalmente avanzada, pero políticamente inestable, debido a la rivalidad de sus numerosos príncipes. Esta deficiencia de sus estadistas resultó fatal cuando Rusia fue invadida de súbito por los mogoles a mediados del siglo XIII. Capítulo IV. La Caída de Bizancio. Siglo XIII-XV Rusia bajo el yugo mogólico (1240–1480). – Sergio de Radonezh (1314–1392). – La obra misionera de la Iglesia nestoriana. – Los mogoles y el cristianismo. – Los mogoles y la conversión de Asia al Islam. – El Concilio Florentino (1439). – -Los últimos años del Imperio. – Los turcos otomanos y la caída de Constantinopla. El saqueo de Constantinopla en 1204 fue seguido de otra mayor calamidad para los cristianos orientales: la súbita irrupción de los mogoles. Los nómades de Mogolia se hallaban divididos en muchas tribus rivales y eran despreciados por sus vecinos más civilizados; nadie esperaba serios peligros de esos salvajes jinetes del desierto. Su espectacular exaltación al poder en el siglo XIII fue tan imprevista como la conquista mahometana del Cercano Oriente y África del Norte en el siglo XVII. El creador del Imperio Panasiático fue Temudjin (1167–1227), hijo de un pequeño jefe. Inició sus hazañas militares atacando y derrotando a los tártaros, una tribu vecina que alevosamente había envenenado a su padre. Resulta irónico que sus hordas se conociesen en Europa por el nombre de ese aniquilado clan, que, no obstante, tomó la forma de tártaros, los espantosos hombres que salían del «Tártaro» (infierno) 12 . Después de muchas aventuras, Temudjin, habiendo unido a todos los mogoles, fue proclamado supremo kan o emperador en 1206 y tomó el nombre de Gengis Kan. En los cuatro años siguientes (1211–15) sometió al poderoso y populoso Imperio Chino, y después de esta victoria se volvió hacia Occidente y devastó Transoxania, Bokhara, Azerbaijan, Georgia y Persia. Conquistó todas las principales ciudades del Asia Central y del Afganistán: Samarcanda, Merv, Nishapur y Herat.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Из жития преподобного известно, что он был на все руки мастер: плотник, строитель, портной, пекарь. На литографии 1860-х годов изображены его труды в портняжной мастерской. Привлекает внимание литографическое воспроизведение " Лицевого жития преподобного Сергия Радонежского " . Рукописная книга конца XVI - начала XVII века содержала более шестисот миниатюр; созданное специально для Троице-Сергиева монастыря жизнеописание в течение 300 лет хранилось в его ризнице как реликвия. В середине XIX века она была воспроизведена, а в музей попала из Троице-Сергиевой пустыни . Надпись на книге гласит, что литографированное издание в 1874 году подарил в пустынь " рясофор[ный]. послушник Иоанн, в мире надвор[ный] советник И. Богдановский " . В разделе, посвященном детищу святого - Троице-Сергиевой лавре, - экспонируется одно из распоряжений Сената " коллегиям и конторам " о том, что указом императрицы Елизаветы Петровны 1744 года Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры. В 1585 году была изготовлена кованая рака для мощей преподобного. На досках, оставшихся от старой деревянной раки, писались иконы. Список с одной из них, принадлежавший графине Марии Мусиной-Пушкиной, представлен на выставке. Демонстрируются листы из лаврского фотоальбома конца XIX века с изображениями предметов из ризницы Троице-Сергиевой лавры - подлинных вещей, принадлежавших преподобному: в частности, с изображением кожаных сандалий, собственноручно изготовленных преподобным Сергием. Согласно преданию, обутый в них, святой покоился во гробе на протяжении 30 лет, вплоть до обретения его мощей в 1422 году. Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) - один из самых известных и почитаемых русских святых, величайший духовный подвижник, преобразователь русского монашества, основатель крупнейшего русского монастыря - Троице-Сергиевой лавры. По праву считается святым покровителем Отечества, " игуменом земли Русской " . Многое сделал для объединения русских земель. Выставка продлится до 1 сентября. ИА " Вода живая " ,

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Свято-Введенский Толгский женский монастырь 11 сентября 2010 г. 09:25 Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче. Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку. Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена. 16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление. В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей. В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.

http://patriarchia.ru/db/text/1269339.ht...

Сергий Казанский — Сергий (Ляпидевский–Каркадиновский Николай Яковлевич) (1820–1898) — выпускник Московской Духовной академии (1844), магистр (с 1845 г.), инспектор (с 1848 г.) и ректор (с 1857 г.) этой академии; архимандрит (с 1850 г.), настоятель московских Высокопетровского (с 1858 г.) и Заиконоспасского (с 1859 г.) монастырей; епископ Курский (с 1861 г.), архиепископ Казанский и Свияжский (с января 1880 г.), Кишеневский (с 1882 г.), Херсонский (с 1891 г.); член Святейшего Синода и митрополит Московский и Коломенский (с 1893 г.); духовный писатель (см.: Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Сергий, митрополит Московский//Душеполезное чтение. 1898. 4–9, 1899. 2, 4; то же. 1898 [ч. 1]. Сергиев Посад, 1898) — 296–302 Сергий Святой — Сергий Радонежский (1314 или 1319 — 1392) — основатель и игумен Троице–Сергиева монастыря — 102, 275, 286 Сергий, Сергий Дмитриевич — см. Шереметев С. Д. Сердцев, священник — Сердцев Иосиф Трофимович (1812–1884) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1835); преподаватель Владимирской и Вифанской Духовных семинарий (1835–1869); священник Смоленской церкви московского Новодевичьего монастыря (с 1866 г.) и церкви Григория Богослова (с 1869 г.), позже — протоиерей церкви Святителя Алексия близ Твери; автор неопубликованного еврейско–русского словаря — 249, 251, 252 Сивохин Евгений Никифорович (? — 1889) — петербургский купец; благотворитель вышневолочковского Казанского монастыря — 87, 137, 188, 189, 192, 210, 218, 219 Сивохина Нионила Афанасьевна (? –1896) — жена Е. Н. Сивохина— 189, 192, 218, 219 Симеон, наместник — Симеон (Линьков Сергей Александрович) (1836–1899) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1862); профессор Вифанской Духовной семинарии (с 1862 г.), инспектор и профессор Московской Духовной семинарии (с 1867 г.); архимандрит (с 1869 г.); ректор Пензенской Духовной семинарии (1870–1875), кафедральный цензор и настоятель пензенского Преображенского монастыря (с 1870 г.); наместник Александро–Невской лавры (с 1875 г.); епископ Орловский (с 1883 г.) и Минский (с 1889 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 88, 92, 114, 126, 195, 223

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Воздвижение — церковный праздник Воздвижения Честного Креста в воспоминание обретения византийской царицей Еленой Креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение, 14 сентября. …весь грех приписывала лекарствам. — Очевидная отсылка к событиям, описанным в романе «Братья Карамазовы» и связанным со смертью старца Зосимы. Особенно значимым здесь является упоминание о лекарстве, отсылающее к сцене у гроба старца: «В кресла не сяду и не восхощу себе аки идол поклонения! — загремел отец Ферапонт. — Ныне людие веру святую губят. Покойник, святой-то ваш, — обернулся он толпе, указывая перстом на гроб, — чертей отвергал. Пурганцу от чертей давал. Вот они и развелись у вас, как пауки по углам. А днесь и сам провонял. В сем указание Господне великое видим» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1976. Т. 14. С. 303). Паникадило — большая люстра или подсвечник в церкви. Милый мой коташка! — Ср.: «Пришел конец и моему любимому, моему спутнику и товарищу, в последнее лето заменившему мне попавшего в маховое колесо Егорку: “приказал долго жить” Наумка, дымчатый кот с седыми усами, мой ровесник. на найденовском дворе у забора к Яузе я вырыл яму, всю травой устлал и одуванчики положил — любимое Наумки! — в последний раз потрогал его за бархатную лапку — “простился”. с последней горсткой земли в зеленую, как его зеленые глаза, могилу вдруг я почувствовал, что кануло что-то — семь лет нашей жизни? — и я другой» (Подстриженными глазами. С. 170). Сергиев день — 25 сентября, день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского (1314–1392), русского святого, чудотворца, собирателя русской земли. …усы как у Вильгельма. — Подразумевается Вильгельм II (1859–1941), германский император и прусский король в 1888–1918 гг. …Машу Варенька прогнала, — Ср. с воспоминанием о событии, происшедшим, когда Ремизову было 7 лет: «Прогнали горничную Машу. Я слышал, как сказала кухарка Стеланида, и концы ее черного староверческого платка зашевелились: “Догуляешься, девка, до желтого билета”» (Подстриженными глазами. С. 171).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Ростов. Митрополичий двор. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующее здание Успенского собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 г.г., т.е. задолго до начала постройки митрополичьего двора (собственно того, что сейчас определяется как Ростовский Кремль). До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в  991 году, при святом князе Владимире. Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров. До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Ионы, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей православной веры. Звонница построена гораздо позднее собора, при митрополите Ионе. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: " Полиелейный " в 1000 пудов и " Лебедь " в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя " Сысой " в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории митрополичьего двора, для этого специально был вырыт пруд. Особо можно отметить, что по православному преданию, в храме, находившемся на месте современного Успенском соборе, был крещен в православную веру младенец Варфоломей, будущий игумен Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский (1314-1392).

http://sobory.ru/article/?object=00224

Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемыя Спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице, вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года на берегу реки Толги, при впадении ее в Волгу, епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору (в схиме Трифону) (7 сентября 1328 года). Объезжая епархию, святитель посетил Белозерские пределы и по рекам Шексне и Волге отправился к Ярославлю. В 7 верстах от города он остановился на ночлег. В полночь епископ Прохор проснулся и на противоположном берегу увидел огненный столп, свет от которого озарял всю окрестность. К столпу через реку протянулся нерукотворенный мост. Святитель в изумлении осенил себя крестным знамением и, перейдя на другую сторону Волги, увидел в огненном столпе высоко в воздухе икону Божией Матери с Превечным Младенцем на руках. Епископ Прохор долго молился перед святым образом и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл. На другой день, совершив утреню, епископ Прохор стал собираться в путь, но нигде не мог найти архиерейский жезл. И тогда святитель вспомнил, что забыл его на противоположном берегу и рассказал всем о бывшем ему видении. Посланные на тот берег на лодке слуги вернулись и сообщили, что видели стоящую в лесу между деревьями икону Богоматери, а под ней епископский жезл. Тогда и сам святитель поспешил переправиться на берег и узнал явившуюся ему икону. Весть о чудесном явлении чудотворного образа Царицы Небесной быстро разнеслась среди местных жителей и достигла Ярославля. К месту явления иконы прибыло множество людей. Они расчистили от леса местность и к полудню воздвигли храм, который святитель Прохор в тот же день освятил в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Явленная икона была поставлена в храме. Позже епископ Прохор основал при нем Толгский монастырь, получивший широкую известность из-за многочисленных чудес, которые стали совершаться от святой иконы. Одно из них произошло 16 сентября 1392 года. Во время Богослужения икона стала обильно источать исполненное благоухания миро. Оно истекало из правой руки Пресвятой Богородицы и левой ноги Младенца Христа. Все больные, помазанные этим миром, получили исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010