Перенося кончину преподобного Сергия с 1392 на 1397 г., маститый церковный историк все равно не устраняет одно из самых трудных возражений против 1314 г., — упоминания об «Ахмыловой рати», которая обрушилась на русское Понизовье не в 1319, а в 1322 г. Не вполне полагаясь на свою версию, искушенный ученый благоразумно допускает и ту дату, которая нам представляется наиболее вероятной, — 1314 год от Рождества Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 107 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии М 20 июля 2019, 15:37 Спасибо за историю ! Лбовь 7 октября 2014, 17:55 Преподобный Отче Сергий-моли Бога о зеле российской, о р.б Игорь 17 июля 2014, 11:24 Сергий был представителем древнего настоящего православия и носителем древне русской культуры, поэтому в его житии много правок после реформенных 1666 года да и благословение Дмиьрия Донского на бой с ордой под сомнением ибо Донской не сказал своему воинству о благословении Сергия,может его и не было,а после приписали. Дабы приписать освободительное движение Донскому по политическим соображением. Историю посмотреть там все ясно. Сергий жил по обрядом русским и древлевизантийским-двоеперстие,хождение по солнцу со Христом а не навстречу как у греков,написание имени Христа с одним I -Icyc, двойное Аллилуя и другие исконно чисто православные догмы,от которых от ступили греки на Флорентийском соборе,а при Никоне и нас заставили забыть свою культуру и истинное православие. А Петр1 лжепетр добил веру и русскую духовную культуру внедрением чуждого западного видения на жизнь,табак,кофе,протестанизм ,разврат;упразднение патриаршества ,погибло почти половина населения русских,за рубеж ушло денег и золота больше чем вся Европа вместе взятая за несколько лет. Не говоря об уничтожении истории славян и всех книг до Петровской эпохи. Сергий был как бельмо на глазу у Петровский западных " учителей " и " ученых " . Поэтому доверять современной истории жития Сергия не стоит. Просто нужно обращаться к нему напрямую,об на учении вразумлении и возвращении древлеправославия на нашу землю и спасении русского пения моления и веры. Святой преподобный отче Сергие помогай нам!

http://pravoslavie.ru/49092.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 сент. в день преставления, 5 июля в день обретения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Сергий, в миру Варфоломей, был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родился он в 1314 или в 1320 г. Раз во время Божественной литургии, когда мать носила его еще под сердцем, он трижды вскрикнул — пред чтением Евангелия, во время пения Херувимской и при возгласе «Святая святым». И мать его, и все присутствовавшие были поражены ужасом. Когда мать его ела мясо, новорожденный не принимал молока, так что она перестала есть мясо, а в среды и пятницы она не ела совсем. С раннего детства он любил молиться и посещать церкви, но ему много пришлось перенести горя и дома, и в школе из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец Господь услышал его горячую молитву. Раз, разыскивая пропавших лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал ему о своей скорби и просил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и сказал так «Не смотри, что часть сия так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее!» По просьбе Варфоломея старец посетил дом его родителей, и велико было их изумление, когда, по благословению его, Варфоломей стал перед трапезой стройно читать псалмы; и тогда старец предсказал им будущее духовное величие отрока, избранного сосуда Духа Святого, служителя Пресвятой Троицы. С тех пор Варфоломею Сам Бог отверз ум разуметь Писание, и он погрузился в изучение божественных книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/437687/

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

35 Святитель Иоасаф (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 – 1754) к монашеству стремился с отроческих лет. В 1725 г. принял постриг с именем Иларион, через два года пострижен в мантию с именем Иоасаф. В 1737-м возведен в сан игумена и назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии. В 1744 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны возведен в сан архимандрита и назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Хиротония архимандрита Иоасафа во епископа Белгородского и Обоянского состоялась в 1748 г. На Белгородской кафедре он пробыл до своей кончины 10 декабря 1754 г. До конца февраля 1755 г. тело святителя не было погребено и не имело признаков тления. Спустя два года был открыт вход в склеп – тело святого было нетленный. Среди богомольцев, посещавших белгородскую святыню, были высшие иерархи Русской Церкви и представители царствующего дома. 36 Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 13141392) – преподобный, преобразователь монашества в Северной Руси и величайший подвижник. Его родители Кирилл и Мария принадлежали к ростовским боярам. Обучение грамоте Сергий начал неуспешно, но благодаря терпению и труду он ознакомился со Священным Писанием и всем сердцем полюбил Церковь и иноческое житие. После смерти родителей ушел в Хотьково-Покровский монастырь, потом вместе с братом Стефаном удалился в глухой Радонежский бор, где основал пустынь на берегу реки Кончуры, построив деревянную церковь во имя Святой Троицы. На этом месте сейчас стоит величественный собор во имя Святой Троицы. В 1337 г. принял иночество, вскоре основалась и обитель. По совету Константинопольского патриарха Филофея и по благословению митрополита Московского Алексия в ней был введен общежительный устав. Сергий умел действовать тихими и кроткими словами на самые жестокие и загрубелые сердца и часто примирил даже враждующих князей. Благодаря ему князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского. Сергий благословил князя на битву, предсказал ему победу и дал двух иноков – Пересвета и Ослябю. Сергий скончался 25 сентября 1392 г., через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежда, и в 1452 г. он был причислен к лику святых. Преподобный Сергий основал, кроме Троице-Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили около 40 монастырей в Северной Руси. Память 5 июля и 25 сентября. С. 343.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Как уже было сказано, совместить все эти даты невозможно. Но одна из них выпадает очевидным образом как явно не относящаяся к делу. Это указание агиографа на рождение преподобного Сергия при Патриархе Каллисте. Предположение о рождении святого в 1350 г. или в более позднее время безусловно противоречит всем имеющимся у нас сведениям о времени его жизни. Из двух императоров с именем Андроник временем своего правления с остальными датами согласуется правление Андроника II, продолжавшееся c 1282 по 1328 г. При сопоставлении оставшихся хронологических рамок: 1282–1328, 1322–1325, 1308–1326 выявляется, что, если доверять в этом тексту жития, святой родился в великое княжение Дмитрия Тверского – от 1322 до 1325, а с учетом упоминания «рати Ахмыловой» еще определеннее, в 1322 г. Твердость этого вывода, однако, имеет ограниченный кредит ввиду того, что хотя бы одна ошибка в сообщаемых агиографом сведениях, о Патриархе Каллисте, есть бесспорно, а значит, не исключены и другие ошибки. И все же если бы мы располагали только этими данными о времени рождения преподобного Сергия, нам, безусловно, следовало бы исходить из 1322 г. как наиболее вероятной даты. Но в прямой конкуренции с ней находятся другие хронологические данные, почерпаемые из «Жития» Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Прежде всего речь идет о житийном указании на время его преставления и продолжительность его земной жизни: «Воздвиже на небо руце, молитву сотворив, чистую свою и священную душу с молитвою Господеви предаст, в лето 6900-е месяца септеврия 25; жив же преподобный лет 70 и 8» 7 . И затем в другом месте – во включенном в «Житие» «Слове похвальном», надписанном именем первого автора «Жития» – «сотворено бысть учеником его, священноиноком Епифанием» 8 : «Успе же старец о Господе в старости глубоце, добре пожив, в преподобии, в правде и целомудрии, в смиренномудрии, во всякой чистоте и святыни… преставися от жития сего лет седмидесяти и осми. Чернечествова же лет 55 со всяким прилежанием и воздержанием» 9 . 6900 г. от сотворения мира – это 1392 г. от Р. Х. Итак, преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., прожив 78 лет. Следовательно, родился он в 1314 г. или в конце 1313 г., а монашеский постриг принял в 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  Православные праздники 7 октября — Первомц. равноап. Феклы (I). Первомученица Фекла, почитаемая в лике равноапостольных. О жизни Феклы известно по «Деяниям Павла и Феклы», написанным во II веке. Приняла христианство от апостола Павла, проповедовала слово Божие в Сирии, часто преследовалась язычниками, но всякий раз была спасаема заступничеством Божьим. Православные праздники 8 октября — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – великий русский подвижник, «игумен земли Русской» один из самых почитаемых русских святых, установил строгие правила монашеского общежития, был вдохновителем борьбы против ордынского ига, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Дал импульс «северному иночеству», его учениками было основано около 40 монастырей. Перед кончиной заповедовал братии : «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь не лицемерную».   — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея - Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Святитель Герман был устроителем обители Успенской Пресвятой Богородицы в городе Свияжске. Был образцом смирения и кротости, широко занимался благотворительностью. Собрал большую монастырскую библиотеку. В 1566 году был вызван Иваном Грозным в Москву для назначения его на митрополичью кафедру. Святитель Герман не принимал своеволия царя по отношению к церкви, за что попал в двухлетнюю опалу, в которой скончался. В 1592 г., по просьбе жителей Свияжска, мощи Германа были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.     Православные праздники 9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Священник Константин Пархоменко. Ученики: апостол Иоанн Богослов Юрий Пущаев. В начале было слово? Александр Моисеенков. Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов Андрей Десницкий. Иоанн Богослов Юрий Пущаев. Апокалипсис: Откровение о Новом Небе и Новой Земле

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Дмитрий Михайлович занимал великокняжеский престол с 1322 года по 1326 год; рать Ахмулова, именно Ахмула, или Ахмыла, ханского посла, имела место в 1322 году (об этой рати– Новгородск. 1 лет. в Полн. собр. русск. лет., т. III, с. 72; Софийск. лет., ibid., т. V, с. 216; Воскресенск. лет., ibid., т. VII, с. 198; Никон. лет., т. III, с. 127: «того же лета приходи на Русь из Орды посол силен с князем Иваном Даниловичем, именем Ахмыл, и много пакости учини по Низовской земле и Ярославль взя и христиан много посече и много полона безчисленно взят»). Следовательно, по приведенному показанию, преподобный Сергий родился в 1322 году. Но затем у Епифания читаем, что преподобный скончался в 1392 году, «жив лет 70 и 8» (в самом житии), что он преставился от жития сего «лет седмидесят и осми» (в похвальном слове), из какового второго показания следует, что он родился в 1314 году. Относительно двух противоречащих между собою показаний с первого взгляда и само по себе представлялось бы вероятнейшим думать, что противоречие принадлежит не самому Епифанию, а какому-нибудь позднейшему переписчику жития, который допустил ошибку, или погрешность, при его воспроизведении. Считая вероятнейшим это, нужно было бы думать, что ошибка допущена не в показании о годе рождения преподобного Сергия, а в показании числа лет его жизни, ибо в первом показании, сделанном не чрез обозначение годовой цифры, а чрез указание события, ошибки не могло быть допущено, и она могла быть допущена только во втором показании– чрез изменение цифры 70 (каковой возраст имел бы в 1392 году преподобный Сергий, родившийся в 1322 году) в цифру 78. В действительности, однако, вероятнейшим представляется думать, что противоречие принадлежит самому Епифанию и что, делая верное показание во втором случае– относительно лет жизни преподобного Сергия, он допускает ошибку в первом случае– относительно года его рождения. Если мы примем, что преподобный Сергий родился в 1322 году, то год этот будет не согласен с другими показаниями Епифания, на которые нельзя смотреть как на ошибки писцов и относительно которых допустить его собственную ошибочность менее вероятно, чем относительно показания о годе рождения преподобного.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Молитвы зри 5 июля. Преподобный Сергий Радонежский († 1392) – великий чудотворец, игумен земли Русской, родился 3 мая 1314 года близ Ростова и был в крещении наречен Варфоломеем (в честь апостола от 12-ти). Около 1329 года он вместе со своими родителями, преподобными Кириллом и Марией, переселился в Радонеж. После их кончины избрал пустынное место в 10 верстах от новой родины, на Маковце, и начал там подвизаться, сначала со своим старшим братом Стефаном, а затем один. Вокруг преподобного собралось несколько братий, с которыми по благословению святого митрополита Феогноста он построил деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы. 7 октября 1337 года он был пострижен в монашество игуменом Митрофаном, подвизавшимся неподалеку, в пределах ярославских. В 1354 году преподобный был посвящен в сан пресвитера в г. Переславле епископом Волынским Афанасием. Слава об обители преподобного Сергия стала быстро распространяться не только в России, но и за ее пределами. Константинопольский патриарх Филофей прислал преподобному благословенную грамоту, а также крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги. Преподобный Сергий много трудов положил на основание многих монастырей, ставших значительными культурными центрами в последующей истории. Много потрудился преподобный, созидая мир в Русской земле. Так, пользуясь большим влиянием на князя Димитрия Донского, он благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. За свою высокую подвижническую жизнь преподобный Сергий удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом – в своей келлии во время молитвы. 25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился к Богу. Созерцая будущую славу многих своих учеников, он оставил наставление, исполненное духом глубокого благодатного смирения: «Братие, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную»,– оставшееся как завет для всех поколений русских верующих людей. В той же день Преподобныя матере нашей Евфросинии Александрийския

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рябинин Иван Тимофеевич, крестьянин Олонецкой губернии 97 Савинков (псевд. В. Ропшин) Борис Викторович (1879–1925), писатель, революционный деятель 238, 250 Савонарола Джироламо (1452–1498), религиозный деятель Италии 61 Салтыков (псевд. Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826–1889), писатель 271, 302, 367 Сальери Антонио (1750–1825), итальянский композитор 272 Санников Григорий Александрович (1899–1969), поэт 355 Саушкин Юлиан Глебович (1911–1982), географ 95 Свентицкий (Свенцицкий) Валентин Павлович (1879 или 1881/1882—1931), священник 426 Светлов Михаил Аркадьевич (1903–1964), поэт, драматург 360 Свирский Алексей Иванович (1865–1942), писатель 235 Северянин Игорь (наст. имя Игорь Васильевич Лотарев) (1887–1941), поэт 114 Сейфуллина Лидия Николаевна (1889–1954), писательница 442 Семашко Николай Александрович (1874–1949), врач, деятель большевистской партии, товарищ М. М. Пришвина по гимназии 27–28, 34, 53, 58, 61, 177, 180, 191, 202, 206, 221–224, 263, 272, 292, 317–318, 348, 363, 442, 527 Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944), французский писатель 284 Сергей, муж С. В. Ефимовой 287 Сергий (Радонежский) (1314–1392), русский святой 48, 210 Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915–1979), писатель 461, 528 Синявский Андрей Донатович (1925–1997), писатель 209, 272 Слепцов Василий Алексеевич (1836–1878), писатель 302 Смирнов Алексей, знакомый М. М. Пришвина по гимназии 37—38 Смирнов Михаил Иванович, директор краеведческого музея в Переславле-Залесском 260 Смирнов Николай Павлович (1898–1978), писатель, критик 26 Смирнова Дарья Васильевна, основательница религиозной секты в Петербурге («Охтенская богородица») 107, 110, 126 Смогалев Филипп, первый муж Е. П. Пришвиной 84 Смогалев Яков Филиппович (ум. 1919), пасынок М. М. Пришвина 84, 199, 525 Смогалева Ефросинья Павловна см. Пришвина Е. П. Соболев Леонид Сергеевич (1898–1971), писатель 235 Соболь Андрей (наст. имя Юлий Михайлович) (1888–1926), писатель 241 Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892–1975), писатель 7, 76, 94, 114, 197, 199, 495, 498, 530.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

М. 1994. 1. 157–160. 143 . Парменов А. Преподобный Антоний Печерский//Наш современник. 1992. 2. 136–139. 144 . Ранчин А. Житие Феодосия Печерского : традиционность и оригинальность поэтики//Русское Средневековье. М. 1998. 1. 5–25. 145 . Русинов В. Н. «Житие Феодосия Печерского » и проблемы его научной критики//Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Н. Новгород 1995. 3–23. 146 . Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского //ТОДРЛ 1988. 41. 317–323. 147 . Смирнов С. И. Значение Печерского монастыря в начальной истории русской церкви и общества. Пробная лекция//БВ 1896. 4:10. 1–23. 148 . Томова Е. А. Сравнительное изучение житий Ивана Рильского, Феодосия Печерского , Стефана Немани и их связей с фольклором. Автореф. дис. канд. филол. наук М. 1977. 24. 149 . Топоров В. Н. Преподобный Феодосий Печерский . Труженичество во Христе (главы из книги)//Русская духовная культура. Тренто 1992. 247–316. 150 . Троицкий И. , прот. Киево-Печерский Пустынно-Николаевский монастырь//ТКДА 1878. 9. 590–636; 12. 527–579. 151 . Ужанков А. Н. К вопросу о датировке «Жития Феодосия Печерского »//Герменевтика древнерусской литературы. М. 2000. 10. 70–79. 152 . Чаговец В. Преподобный Феодосий Печерский , его жизнь и сочинения. Киев 1901. 153 . Hannick Ch. Feodosij Pecerskij//Lex. d. Mittelalt. 1987. 4:2. 355. 154 . Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev – the facts and the fiction: The legend of the blessing of Athos upon early Russian monasticism//Bsl 1995. 56[Спец. вып.: Στφανος. Studia byzantina ас slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicata/Ed. Dostálová R., Konzal V., Havliková L. adiuvante], 637–668. См. также 9 .1377 Сергий Радонежский Варфоломей, 3 мая 1314 – 25 сент. 1392, канониз. 1452, пам. 5 июля, 25 сент.: НКС 2. 116–120 Необъятная литература о преп. Сергии отражена нами по необходимости выборочно, под углом темы нашей библиографии. В частности, мы помещаем лишь осн. изд. Житий преп. Сергия; полн. библиогр. лит-ры об этих Житиях см.: Дробленкова Н.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010