Преподобный Сергий Радонежский родился в Ростове в 1314-м году от родителей Кирилла и Марии и в мире назывался Варфоломеем. По смерти родителей он оставил мир и, на 24-м году возраста, приняв иночество под именем Сергия, поселился в пустыне, в 10-ти верстах от города Радонежа. Скоро около него устроилась обитель Радонежская, в которой Преподобный Сергий был первым игуменом. За благочестие он, еще при жизни, пользовался всеобщим уважением. По благословению патриарха Константинопольского Филофея он устроил в своей обители общежитие. Подвиги его на пользу души так возвысили его в духовной жизни, что он приобрел дар прозорливости и чудотворения. Преставился он в 1392 году, 25-го сентября. В 1435-м году 5-го июля обретены нетленными его мощи и он причтен к лику Российских святых. Драгоценная рака мощей его устроена в 1737-м году. К особенному роду преподобных принадлежат так называемые Столпники , которые, для беспрепятственного совершения своих молитвенных подвигов, восходили на столпы. Из столпников особенно замечательны: Симеон Столпник , скончавшийся в 460-м году 1-го сентября. Сначала подвизался он в монастыре, потом, удалившись на одну гору, близ Антиохии, сносил в одно место камни и, из этих камней устроив столп, подвизался на нем 47 лет, и терпел все непогоды. Подвиги прославили его далеко по окрестностям. Его проповеди обращали ко Христу суровых язычников, его советами руководились цари и правители мира, все посещавшие его, видели в нем инока ласкового и готового к трудам на пользу человечества. Преподобный Даниил Столпник был учеником Симеона. Подвизался он при Льве 1-м (457–73) около Византии, сначала в пещере, потом 33 года на столпе и 84-х лет от роду скончался. При подножии столпа положены его честные мощи, над которыми усердием царя и народа создана была церковь во имя Симеона Столпника. Память его празднуется 11-го декабря. Преподобный Никита Столпник , родом из Переяславля Залесского, жил сначала также в монастыре, потом на столпе вблизи Переяславля. Скончался в 1186-м году от рук разбойников, которые, приняв его вериги за серебряные, убили его, чтобы снять их. В 15-м веке мощи его обретены нетленными и почивают в том же монастыре под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Создана рабочая группа по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского 10 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 7 декабря 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение «О рабочей группе при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» 7 декабря 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение «О рабочей группе при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии 3 мая 1314 года. После смерти родителей основал вместе с братом пустынь, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. В 23 года принял монашеский постриг. Спустя два-три года к отшельнику стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи. В связи с исполняющимся в 2014 году 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского глава государства распорядился образовать рабочую группу при Президенте России по подготовке к празднованию. Распоряжением были утверждены положение о рабочей группе и её состав. Обязанности руководителя рабочей группы возложены на заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглова. По материалам сайта « Седмица.Ру » Читайте также: Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – жизнь Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sozdana-rabochaya-grup...

Артос – квасной хлеб, освященный особой молитвой в день Святой Пасхи. Всю Светлую седмицу он находится у Царских врат, а в первую субботу по Пасхе разламывается и раздается верующим. Артос символизирует самого Спасителя и вкушается со святой водой как великая святыня. Его кусочек заменяет причащение для отлученных от церкви (гр.). Дойду до Серги-Тройцы… – то есть до Троице-Сергиевой лавры, монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским (1314–1392), великим русским святым, первым игуменом лавры, благословившим в 1380 г. князя Дмитрия Московского (Донского) на Куликовскую битву. Деревянное масло – оливковое масло самого худшего сорта. Плисовые – то есть из плиса, плотной хлопчатобумажной ткани с ворсом, напоминающей бархат. Из плиса изготавливалась дешевая верхняя одежда и обувь. Вигвам – куполообразное жилище североамериканских индейцев, сооруженное из коры и кож. Протоиерей – старший иерей, или священник, у которого в подчинении находятся несколько иереев. Иерей принадлежит ко второй степени священства и может совершать все церковные таинства, кроме тех, которые положено совершать только епископам (первая степень священства). Дьякон – низший священный чин (третья степень священства). Дьякон помогает священнику и епископу при совершении таинств, но сам совершать их не может. Мадерца , мадера – сорт сладкого крепкого вина (по названию острова, где растет виноград, из которого делают это вино). Жаколио Луи (1837–1890) – французский писатель, автор популярных в России кон. XIX – нач. ХХ в. детективно-приключенческих романов, созданных под впечатлением от путешествий по колониальным странам (Индия, Таити, Америка). Наиболее известные произведения: «В трущобах Индии», «Грабители морей», «Затерянные в океане». Буссенар Луи Анри (1847–1910) – французский писатель, автор многочисленных приключенческих романов, написанных по следам его поездок по Африке. Веленевая бумага – бумага высшего качества, очень белая, плотная, гладкая и с лоском. Консистория – церковное учреждение с административными и судебными функциями при епархиальном архиерее ( лат .).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4249...

То было время, когда в Константинополе сидел латинский патриарх, и немецкие рыцари стремились сломить православный Новгород точно так же, как их собратья-крестоносцы на юге сломили в 1204 г. православный Константинополь. Но Александр, несмотря на монгольскую угрозу, отверг религиозный компромисс. Говорят, он так ответил посланцам папы: «Наше учение проповедано апостолами… Мы тщательно придерживаемся предания святых отцов Семи соборов. Что до ваших слов, мы их не слушаем и не хотим вашего учения» . Двумя столетиями позже греки после Флорентийского собора сделали тот же выбор: лучше политическое подчинение неверным, чем то, что они ощущали как духовное пленение Римской церковью.    Стефан Пермский обращает нас к другому аспекту жизни церкви при монголах: к ее миссионерскому служению. С первых дней своего существования Русская церковь была церковью миссионерской, и русские не задержались с посылкой евангелизаторов к завоевателям-язычникам. В 1261 г. некто Митрофан отправился в качестве епископа-миссионера в Сарай-татарскую столицу на Волге. Другие проповедовали среди первобытных языческих племен на северо-востоке и крайнем севере русских земель. Верно следуя примеру св. Кирилла и Мефодия, миссионеры переводили Библию и богослужебные тексты на языки и диалекты народов, которым они служили.    Св. Стефан, епископ Пермский (1340—1396), проповедовал среди зырянских племен. Тринадцать лет он готовился к этому в монастыре, изучая не только местный диалект, но и греческий язык, дабы как можно лучше соответствовать своей переводческой задаче. В отличие от Кирилла и Мефодия, применивших в славянских переводах адаптированный греческий алфавит, Стефан воспользовался местными рунами. Он был также иконописцем и пытался изображать Бога не только как Бога истины, но и как Бога красоты. Подобно многим другим древнерусским миссионерам, Стефан не шел следом за военным и политическим завоеванием, а предшествовал ему.    Сергий Радонежский (1314?1392), величайший национальный русский святой, тесно связан с освободительной борьбой XIV в. Внешне его жизненный путь напоминает жизнь св. Антония Египетского. Сергий удалился в леса (северный эквивалент египетской пустыни) и основал там пустынь, посвященную Святой Троице. По прошествии нескольких лет, проведенных им в уединении, место его отшельничества стало известным, вокруг него собрались ученики, и Сергий сделался их духовным наставником — старцем. Наконец (и здесь параллель с Антонием заканчивается) он превратил группу учеников в регулярный монастырь, ставший еще при его жизни крупнейшей монашеской обителью страны. Свято-Троицкий монастырь сделался для Московской Руси тем же, чем для Киевской Руси была Печерская лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

30–31). У себя дома, в Москве, куда Каменский приезжал из деревни «на короткое время», он был «грозою всех домашних», «безграничным деспотом». Умер Каменский «насильственной смертью» 12 августа 1809 г. По делу о его убийстве пошло в Сибирь и было отдано в солдаты около 300 человек. Существует три версии его убийства: первая – по сговору его деревенской любовницы, «грубой, необразованной и некрасивой женщины», с полицейским чиновником, избравшими для убийства молодого парня из дворовых; по второй – фельдмаршал погиб из-за грубого и жестокого обращения с двумя крепостными которым он дал музыкальное образование, по третьей – он погиб от руки своего конторщика, злоупотреблявшего его доверием и им разоблаченного (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 365–367). 222 Эра паровых железных дорог началась в 1829 г. – с построения в Англии Ливерпуль-Манчестерской дороги. В 1830 г. в Северной Америке была пущена первая в этой стране железная дорога. 226 Родители Сергия Радонежского (в миру Варфоломея; 1314 или 1319–1392) Кирилл и Мария принадлежали к ростовскому боярству и жили недалеко от Ростова. После их смерти Сергий поселился в Хотьково-Покровском монастыре у своего брата инока Стефана, а оттуда удалился в маленький город Радонеж на реке Кончуре в Радонежском бору. Здесь он основал пустынь, впоследствии знаменитый Троице-Сергиев монастырь (см. примеч. к Главе первой). 230 В 1816 году хиротонисан во епископа тульского, в 1818 году переведен в Чернигов, в 1819 году сделан архиепископом, в 1820 переведен в Тверь, в 1821 году – в Ярославль и в 1824 там же умер. 231 Был в свое время довольно известным писателем и другом кн. Ив. Мих. Долгорукова, который часто его посещал. Однажды они вечер сидели вместе и расстались оба здоровые и веселые. Наутро князю докладывают, что приходил человек от Жуковой сказать, что Василий Михайлович вчера скончался. Это очень поразило Долгорукова. В сборнике его стихотворений «Бытие моего сердца» есть стихотворение на смерть Жукова. Сам И. М. Долгоруков так описал внезапную смерть Β. М. Жукова: «Мы с ним виделись очень часто, он посещал дом наш и был в нем короток, любил стихи, большой энтузиаст был Вольтера, и сходство наших вкусов связало наше дружество. Однажды, просидя у нас весь вечер и с жаром говоря о словесности, поехал, отужинавши с нами, не поздно домой. Назавтра нужно было доставить ему какую-то книгу (...) Сильной паралич убил его скоропостижно (...) посланной наш застал еще свежее тело его на постели, у которой стоял столик его ночной и на нем погашенная свеча с разогнутой книгой: это были Вольтеровы сочинения (...) Он умер еще молод и мог бы быть полезен обществу смертных в разном смысле. . .» (Капище моего сердца, с. 204–205). Вот стихотворение «На кончину Β. М. Жукова»: : Вчера я был с тобой и на ночь лишь расстался,

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Благословени есте, богоноснии отцы Сергие и Никоне, яко не воспшася догматы злочестиа в болзненых трудх ваших! Блажени есте, свтила церковная, яко не попустисте еретиком разрушити стн дому вашего святого! Блажени и вы, скончавшеися в дому чюдотворца и имущеи к нему дерзновение! Помяните и нас, да помянет во святых своих молитвах пред Господемъ! Но, о преподобнии и богоноснии велицыи отцы, Сергие и Никоне чюдотворцы! Сие малое и худое писание вам прикладное приемше, возджите, преподобни, свои руц к Всенепорочнй Матере Слова Божиа и, вкуп припадше ко Владычиц и Богу, долготерпеливно помолитеся о мн гршнм и недостоинм, аки о нкоем изверге, и о всх, иже с врою вас почитающих, и сиа еже к нам о превеликих ваших благодяниих и о чюдотворениих с любовию прочитающих, яко да подастъ нам отпущение грхом и помилует нас, недостойных милости, и поне малу ослабу получю азъ от вчных мучений, и да восхвалим вкуп убивающаго оружиемъ устъ своихъ непокоряющаяся тому языки и да поклонимся Агньцу, заколенному за нас, егоже кровию измыхомся от грх. Тому слава во вки, аминь! 379 ...в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица... – Имеется в виду Троице-Сергиев монастырь (или Свято-Троицкая Сергиевская лавра), расположенный в 70 км к северу от Москвы. Монастырь был основан в середине XIV в. Сергием Радонежским, к началу XVII в. представлял собой один из крупнейших в стране книжно-культурных и хозяйственных центров, обладая и большой библиотекой, и огромным количеством земель. В 1540–1550 гг. вокруг монастыря была возведена каменная стена длиной 1.25 км, высотой от 8 до 14 м, с двумя галереями, амбразурами, башнями; на стенах и башнях были установлены орудия, и монастырь стал мощной крепостью. 380 ...великих чудотворцов Сергиа и Никона... – Сергий Радонежский (1314–25 сентября 1392 г.) – основатель Троице-Сергиева монастыря. Никон (ум. 17 ноября 1428 или 1429 г.) – ученик и преемник Сергия Радонежского в управлении Троицким монастырем. При нем (в 1422 г.) были открыты мощи Сергия и возведен и расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным Троицкий собор – усыпальница Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве открывается выставка, посвященная 625-летнему юбилею Куликовской битвы Москва, 6 сентября 2005 г. Спас на Убрусе с предстоящими. Москва, 1389 г. Шелк, разноцветные шелковые нитки, золотные и серебряненые пряденые нити; шитье, ткачество 20 сентября 2005 года в 16:00 в Государственном Историческом музее открывается выставка " Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и Преподобный Сергий Радонежский " . Выставка работает с 20 сентября по 14 ноября, сообщается на сайте «Музеи России» . Выставка посвящена 625-летнему юбилею Куликовской битвы – одной из самых крупных битв средневековья. Это важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Сражение на Куликовом поле стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства, на утверждение русского национального самосознания. Крест-мощевик. Куликово поле, XIV в. Медь; литье, оправа XIX в. - серебро, гравировка. На оправе надпись на фр. языке: ’’Крест, найденный в Куликове, где князь Московский Дмитрий разбил татар в 1380 г.’’ События 1380 г. неразрывно связаны с деятельностью выдающихся исторических личностей XIV в. – великого князя московского Дмитрия Ивановича (1359-1389) и Преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1319-1392). Значение свершенного Дмитрием Донским и его воинами на поле Куликовом, трудно переоценить. Ценой величайших жертв был нанесен сокрушительный удар могуществу Золотой орды. Русь еще переживет нашествия татарских орд, тем не менее, именно 8 сентября 1380 г. была одержана первая блестящая военная победа в длительном противостоянии. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, " светильником Веры " , озарившем путь к ее государственному и политическому возрождению. Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов.

http://pravoslavie.ru/14444.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf SERGIUS OF RADONEZH SERGIUS OF RADONEZH, priest-monk, ascetic, St. (ca. 1314–1392). Considered one of the greatest of Russian saints (q.v.), Sergius’s life is coterminous with Russia’s shedding of the Tartar yoke, the rise of Muscovite power, and the reestablishment of cenobitic (community) monasticism (q.v.); and he influenced all three events in particular ways. Born to nobility in Rostov and baptized Bartholomew, he fled with his family to Radonezh to lead a peasant life-all victims of the rise of the Muscovy principality at the expense of the nobility of Rostov. Of three brothers he was the slowest, and even his ability to read and write was granted as a wondrous gift from God. During the time of the Tartar Appanage, whatever cenobitic monasticism existed in Russia had been destroyed. This might be connected with the fact that many such monasteries in the East served as defensive garrisons for urban areas, and were considered a military threat by the Tartars. In any event when Sergius, at about age twenty, and his widowed brother Stephen went out to the forested wilderness to begin their monastic life, they did so as hermits, and their skete was dedicated to the Holy Trinity (q.v.). Stephen soon left for a monastery near Moscow. But the man tonsured Sergius remained a hermit in a life reminiscent of Antony of the Desert (q.v.). He almost disappeared from sight, until his reputation inspired other disciples to gather around him, and he was ordained and made abbot of the monastery. At the site the forest was cleared, a road was beaten, and a village sprang up, and the life of seclusion was replaced by a type of frontier monasticism. In 1354 the question arose whether individual hermits in (occasional) community or true cenobitic, communal monasticism should be the norm. Patr. Philotheus of Constantinople recommended the latter in a personal letter to Sergius. But when he complied, a division occurred, and rather than put the monks at odds with one another, Sergius quietly left to another site deeper in the forest where he founded another monastery. After four years Metr. Alexis of Moscow ordered Sergius back to Holy Trinity where he was heartily welcomed. In all, Sergius is credited with the foundation of about forty monasteries. Two of the most striking aspects of Sergius’s monastic endeavor are that his eremetic “desert” was a wild forest, and that from a human organizational point of view, he had no business succeeding-either as a hermit or as a communal monk. He not only was successful, but became a living model, not having been exposed to other examples of the types of monasticism that he epitomized.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського   23 жовтня 2009 р. 00:00 23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского [Стаття] Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. 19 жовтня 2009 р. 00:00 19 октября — память апостола Фомы [Стаття] Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя. 9 жовтня 2009 р. 00:00 9 октября преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. 8 жовтня 2009 р. 00:00 8 октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца [Стаття] Преподобный Сергий (1314-1392) — один из наиболее чтимых подвижников и молитвенников о Церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры и духовный устроитель русского монашества. Великий печальник о земле Русской и истинный воин Христов, он оказал благотворное воздействие на судьбы Церкви и Отечества, благословив князя Димитрия Донского на Куликовскую битву (1380), победа в которой приблизила день освобождения Руси от монголо-татарского ига. 4 серпня 2009 р. 00:00 4 августа — память святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины [Стаття] Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010