СЕРГИЙ , св., архимандрит (Шейн В.П.; 1866–1922) – был расстрелян вместе со св. митрополитом Вениамином в 1922 г. по приговору Петроградского ревтрибунала. Вместе с ним причислен к лику святых. СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) – богослов, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1917 г. митрополит, с 1925 г. заместитель и с 1937 г. местоблюститель патриаршего престола. Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ , преп. (в миру Варфоломей, 1314/1321–1391/1392) – величайший подвижник, преобразователь монашества в сев. Руси; основатель Троице-Сергиевой лавры (1335) и около 40 монастырей в северной Руси; один из наиболее почитаемых в России святых; сторонник укрепления великокняжеской власти; имел значительное влияние на современников. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам. Сначала обучение отрока Варфоломея грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители, оказавшиеся в нищете, должны были поселиться в гор. Радонеже. После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и убедил Стефана вместе с ним основать пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Св. Троицы. На месте этой церкви стоит теперь знаменитый соборный храм во имя Св. Троицы, для которого преп. Андрей Рублев написал всемирно известную храмовую икону. Вскоре Стефан покинул брата, и, оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два-три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель. С. был ее вторым игуменом (первый – Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Центральное место в возрождении русского монашества занимает выдающаяся личность прп. Сергия Радонежского (ок. 1314–1392). Благодаря удивительно взвешенному взгляду на монашество он всегда сочетал духовные приоритеты, унаследованные от исихастской традиции, с организаторскими способностями и заботой о жизни общества в целом. Основав в лесу недалеко от родного города Радонежа, на северо–востоке от Москвы монашескую общину во имя Пресвятой Троицы, прп. Сергий, прямо или косвенно, стал духовным отцом многочисленных общин, которые нередко называют «Северной Фиваидой» 764 . Первоначально монашеским идеалом преподобного было безмолвное отшельничество, но затем, как сообщает его современник и биограф Епифаний Премудрый 765 , прп. Сергий получил от константинопольского патриарха Филофея, ученика св. Григория Паламы и покровителя исихазма в Византии, послание с предложением создать киновию (κοινοβον), регулярную литургическую общину, во имя Святой Троицы. Этот эпизод демонстрирует не только наличие тесных связей между руководителями монашества, но и универсальность афонской модели, сочетавшей в себе и затворничество, и общежительство. Тесно связанный с митрополитом Алексием и московским великокняжеским двором, прп. Сергий, тем не менее, не стал слепо поддерживать московскую политику. Митрополит Киприан еще до прибытия в Москву считал его другом и вел с ним переписку 766 . Преподобный Сергий также решительно поддержал намерение великого князя Дмитрия оказать сопротивление монголам, благословив его перед сраясением в 1380 году. Взявшись за активное освоение северных лесов и обращение местных племен в христианство, монахи – последователи прп. Сергия ставили перед собой и просветительские задачи. Современник прп. Сергия святитель Стефан Пермский (1340–1396) изучил греческий язык в Ростове (местный епископ, вероятно, был греком) и посвятил жизнь переводу библейских и богослужебных текстов на язык зырян – финского народа, населявшего землю Пермскую. В результате в 1383 году митрополит Пимен поставил Стефана – ученика и последователя свв. Кирилла и Мефодия – первым епископом Пермским 767 . В последующие века его примеру последовали многие русские миссионеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Румянцев Николай Петрович , 1754–1826, граф, меценат, государственный деятель, дипломат 124 Руфин, римский исповедник, репрессированный при императоре Деции (вместе с Максимом, Моисеем, Никостратом и др.) 62 Рюриковичи, конец IX–XVI в., княжеский род потомков Рюрика, распавшийся с течением времени на несколько ветвей, в том числе Иэяславичи Полоцкие и др. Последние представители династии – цари Федор I Иоаннович и Василий Шуйский 133,164 Савл, фарисей, впоследствии – апостол Павел, см. Павел, апостол Салютати Колюччо, 1331–1406, итальянский государственный деятель и гуманист эпохи Возрождения, ученик и последователь Петрарки. Задачу образования видел в самосовершенствовании человека, полагал, что новая образованность помогает глубже понять смысл Священного Писания , однако отвергал аскетическую мораль 27 Сатурнин, + ок. 305, святой мученик, был усечен мечом за исповедание веры Христовой при правлении августов Диоклетиана и Максимиана 80 Святополк Изяславич, 1050–1113, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий, новгородский, туровский, великий князь Киевский с 1093 г. В 1108–1113 гг. возвел в Киеве Златоверхий собор в честь святого Архистратига Михаила на территории Михайловского монастыря 136 Северы, императорская династия в Риме, правившая с 193 по 235 г. 30, 31, 37 Селевкиды, царская династия, правившая в 312–64 гг. до н. э. на Ближнем и Среднем Востоке. Основатель династии – Селевк I, полководец Александра Македонского. Селевкиды постепенно утратили большинство своих территорий, а оставшиеся были завоеваны римским полководцем Помпеем и превращены в римскую провинцию Сирия 65 Семен Борисович, Мирошна Нездинич и его сын Дмитрий Мирошнинич, новгородские посадники 157 Сергий Радонежский (в миру – Варфоломей), 1314–1392, преподобный, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, один из величайших древнерусских подвижников. Обладал такими качествами, как нестяжательство, религиозность и трудолюбие. Ввел в русских монастырях общежительный устав по примеру монастырей Православного Востока. Благословил святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву (1380 г.) и предсказал ее исход 160

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий тираж выпущенной продукции составил 85 тысяч экземпляров. 17 сентября. ПРАВМИР. 16 сентября в обращение выходит почтовый блок с одной маркой «700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (ок. 1314–1392)». На почтовом блоке изображен крестный ход во главе с преподобным Сергием Радонежским на фоне Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в небе — стая голубей (последователей и учеников Сергия), — сообщает Официальный сайт Почты России Показаны исторические личности (слева направо) — великий князь Дмитрий Донской, легендарный монах-воин Александр Пересвет, а также современные православные люди, которые несут перед собой зажженные свечи. Приобрести этот красочный почтовый блок и погасить его специальным штемпелем можно в ОПС Московском почтамте (ул. Мясницкая, 26) в течение первых трёх рабочих дней, начиная со дня выхода. Общий тираж выпущенной продукции составил 85 тысяч экземпляров. К выпуску также подготовлена художественная обложка, внутри которой находятся почтовый блок и конверты первого дня с гашением (Сергиев Посад Московской области). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 июля, 2014 16 июля, 2014 11 июля, 2014 14 мая, 2014 20 февраля, 2014 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pochta-rossii-vyipusti...

Рафаэль,  Санти (1483—1520), итальянский художник. Рембрандт,  Харменс ван Рейн (1606—1669), голландский художник. Сартр,  Жан Поль (1905—1980), французский философ-экзистенциалист, прозаик и драматург. Участник Сопротивления. В течение долгого времени член коммунистической партии Франции, затем вышел из нее. Основатель французского атеистического экзистенциализма, популяризатор философии Хайдеггера во Франции («Бытие и Ничто»). Один из самых влиятельных французских мыслителей ХХ в. Серафим Саровский  (Мошнин Прохор Исидорович) (1759—1833), прп., иеромонах, православный подвижник, старец. Родился в купеческой семье. В 1778 поступил в Саровскую обитель, в 1793 рукоположен. Всю монашескую жизнь провел в строгом посте, молитве и труде, долгие годы — в затворе. Преобразовал Дивеевскую обитель, духовно руководил Ардатовским и Спасо-Зеленогорским женскими монастырями. В последние годы к его келье стекалось множество людей разных сословий, чтобы получить наставление, совет, исцеление. В центре проповеди С. С. было учение о стяжании Святого Духа как цели христианской жизни. Он соединяет в себе черты глубокой традиционности со смелым пророческим обетованием нового — призывом к радости и явленной во плоти тайной преображения. После огромного перерыва — первый канонизированный святой, не имевший епископского сана, один из самых почитаемых святых нового времени. Причислен к лику святых в 1903. Память 2 января, 19 июля. Сергий Радонежский  (Варфоломей Кириллович) (между 1314 и 1322 — 1392), прп., подвижник, мистик, основатель общежительного монашества на Руси. Принадлежал к боярскому роду. Ок. 1335 устроил пустынь посреди глухого Радонежского бора, поставил там церковь Святой Троицы, принял монашеский постриг. Вначале жил в полном одиночестве и делил хлеб с медведем. Вскоре обитель стала разрастаться, и с 1354, понуждаемый братией, С. Р. стал ее игуменом и по совету Константинопольского патриарха Филофея принял в монастыре общежительный устав. Житие подчеркивает простоту С. Р., смирение и любовь к братьям, сообщает о чудесах и об избытке благодати, излившейся по его молитвам на монастырь и учеников. Созерцатель и отшельник по призванию, он тем не менее принял деятельное участие в жизни русской Церкви и народа: возродил монашество и содействовал освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Богословие С. Р. не было им сформулировано в виде догматического учения и почти не выражено в словах, однако в нем творчески синтезировались троические богословские искания предыдущих веков. С. Р. открыл новый путь созерцания Божественного единства, который в совершенстве выразился в иконе Троицы его ученика прп. Андрея (Рублева), и воплотил это единство в совместном житии братьев в любви и единомыслии. Наиболее почитаемый русский святой. Причислен к лику святых в 1452. Память 5 июля, 25 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Избранные от рождения Недетская серьезность, неотмирность, необычное поведение среди сверстников — все это указывало на их особенное будущее. Церковное предание хранит чудесные сюжеты из жизни святых людей, на чье предназначение Бог пожелал указать с самого их рождения. Так святитель Николай, Мирликийский чудотворец (ок. 270–345), будучи еще младенцем, на протяжении всего таинства Крещения, простоял на ногах в купели — его никто не поддерживал. Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), находясь еще в утробе матери, троекратно воскликнул во время Божественной литургии: первый раз перед чтением Евангелия, затем во время Херувимской песни, и после возгласа священника «Святая святым». С самого младенчества в постные дни преподобный не принимал молока матери. Иногда святым являлись ангелы. Такой встречи, например, сподобился шестилетний Иоанн Кронштадтский (1829–1909). Прохора Мошнина, будущего преподобного Серафима Саровского (1754–1833), ангел спас, когда мальчик сорвался с высокой колокольни. Святой остался невредим. Преподобный Сергий Радонежский после встречи и беседы с таинственным безымянным старцем быстро преодолел трудности в освоении грамоты. Случалось, что такие маленькие дети предрекали родителям свое будущее. Так преподобный Иринарх Затворник (1547–1616) еще будучи шестилетним мальчиком со взрослой серьезностью говорил своей матери: «Вырасту – буду монахом, обложу себя железом, и люди станут ходить ко мне». Как святые получали образование? Топовые университеты, золотые медали, академические звания и не только.  Сейчас модно выглядеть умным. А вот быть по-настоящему образованным – для этого понадобится стимул побольше. Здесь нужен особый внутренний стержень, который неукоснительно, каждый день будет направлять твою волю к новым открытиям. У святых такой стержень был. Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство умного приближения к Богу, который, как известно, есть Свет Истины. А академические звания, медали, стипендии для святых — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Культура. Связи с Западом никогда не прерывались полностью. Новгород долгое время был активным участником Ганзейского союза, и западное влияние ощущалось там даже в области религиозного искусства и литературы. Самый удивительный пример этого влияния датируется 15 веком. Архиепископ Новгородский Геннадий решил создать полный кодекс славянской Библии. Использовались древние тексты. Но, как ни странно, для этого был приглашен доминиканский монах Вениамин – вероятно, уроженец Далмации, и весь текст, видимо, сверялся не с греческим оригиналом, а с латинской Вульгатой. Геннадиевская Библия (1499 г.) использовалась в первом печатном издании славянской Библии (Острог, 1581 г.) и тогда была пересмотрена и заново отредактирована по греческой традиции. Западное влияние явно чувствовалось и в Москве, где некоторые кремлевские соборы строились итальянскими мастерами. В целом, однако, московская культура сохраняла изначальный византийский дух. Достижения культуры сосредотачивались в области религиозного искусства, и в 14 веке достигло наивысшего расцвета великое искусство иконописи. Уникальное совершенство русской иконы теперь общепризнано. Обычно величайших русских мастеров того времени – таких как Андрей Рублев (ок. 1370–1430) – ставят в один ряд с итальянцами Джованни да Фьезоле (Фра Анджелико, 1387–1455) и Паоло Уччелло (1397–1475), фламандскими братьями Губертом (1366–1426) и Яном ванн Эйком (1370–1450). И даже в таком обществе впечатляет совершенная гармония и захватывающая религиозная проникновенность Рублева. Подъем искусства отражал глубинное духовное движение в Церкви, возрождение монашества, начатое преподобным Сергием (1314–1392) Радонежским, основателем знаменитой Сергиевой Лавры под Москвой (ныне город Загорск). Правда, его творческий уровень не удалось сохранить, и затем наблюдается некоторый упадок иконописи, особенно в 17 веке, но и там можно назвать таких великих мастеров как Симон Ушаков (1626–1686) и Прокопий Чирин. Важно отметить, что русская иконопись была не просто искусством, а некоей философией в красках. Это было художественное исповедание ищущей души. Невозможно говорить о застое в культурной области, если поиск находит свое выражение в искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Как справедливо указал о. Иоанн Мейендорф , невоз­можно объяснить возрождение монашества на Руси в XIV-XV веках вне контекста ее связей с Византией 1572 .Один из главных возобновителей монашества на Руси, преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фило-феем Коккиным, одним из вождей исихастского движе­ния 1573 . Сергия иногда называют «первым русским мис­тиком» 1574 : во всяком случае, он – первый, чья жизнь была пронизана мистикой огня и света до такой степе­ни, что в этом отношении его можно сравнивать с Си­меоном Новым Богословом 1575 . Жизнь Сергия совпала со временем, когда сочинения Симеона получали распро­странение среди славян. Не удивительно, что они стали весьма популярны в среде учеников Сергия: некоторые из самых древних славянских рукописей Симеона, да­тируемые XIV и XV столетиями, хранились в библиоте­ке Троице-Сергиевой Лавры 1576 . Другое подтверждение влияния Симеона на русскую духовность мы находим в том, что на его творения по­стоянно ссылаются ведущие представители двух проти­востоящих монашеских групп – так называемые «стяжатели» и «нестяжатели», которые противостояли друг другу на Соборе в 1503 года 1577 . Большая часть цер­ковной иерархии, созванной в этом году на Собор, под­держала точку зрения Иосифа Волоколамского (1439–1515) и «стяжателей», но истинным продолжателем исихастской традиции был именно глава «нестяжателей», Нил Сорский (ок. 1433–1508) 1578 . В своем учении он делал акцент на внутреннем молитвенном опыте, от­речении и удалении от мира 1579 ; в борьбе за возврат мо­нашества к своим первоначальным корням Нил обра­щался к «Преданию Евангелия, апостолов и Отцов» 1580 . Неудивительно, что в поисках святоотеческих паралле­лей своему учению Нил часто обращался к Симеону Новому Богослову , наряду с такими авторами как Ио­анн Лествичник, Исаак Сирин и Макарий Египетский . Нила Сорского весьма привлекал мистицизм Симеона; так, среди множества цитат из Симеона в монастыр­ском «Уставе» Нила есть и отрывок из Гимна 13-го:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кроме того, как было сказано выше, между Константинополем и северной Русью постоянно курсировали многочисленные путешественники. Это были русские митрополиты, которых должен был утверждать и посвящать патриарх, греческие иерархи, назначенные в Киевскую митрополию и время от времени вынужденные приезжать на родину по личным или официальным делам, епископы, особенно епископы Сарая, которым давались дипломатические поручения, русские монахи, жаждавшие посетить монастыри Среднего Востока, греческие иконописцы (в их числе великий Феофан), которых приглашали для украшения русских церквей. Пятеро русских паломников, побывавших в Константинополе в конце XIV и начале XV века, оставили записи о своих путешествиях. В Москве, по-видимому, существовал греческий монастырь св. Николая, с Константинополем были прямо связаны Богоявленский и Симоновский монастыри, так что по крайней мере некоторые русские духовные лица могли научиться греческому языку. 3. Русское монашество: преп. Сергий, св. Стефан Пермский Небывалый расцвет монашества, происходивший на севере Руси в течение XIV-XV веков, никак нельзя рассматривать вне контекста обновления связей с Византией и южным славянством. Не имея положительных данных в том, что представляла собой монашеская жизнь в связи с уроном, нанесенным ей после разорения Киева татарами, можно все же предположить, что в XIII веке монашество переживало серьезный кризис. Затем наступило бурное его возрождение, связанное с именем преп. Сергия Радонежского (ок. 1314-1392 гг.) и его бесчисленных учеников. В течение второй половины XIV века и в первые десятилетия XV в лесах северной Руси было основано около полутораста новых монастырей. Личность св. Сергия известна в основном из жития, составленного в 1418 году учеником и современником преподобного Епифанием Премудрым и отредактированного в 1440-1459 годах выходцем с Балкан Пахомием Сербом. Оба автора являются примером заимствования Русью византийских и южнославянских идей и литературных форм: у Епифания это проявляется в изощренном стиле «плетения словес», а у Пахомия — в усиленном подчеркивании столь характерного для исихастской литературы видения божественного света. Соотношение вклада Епифания и Пахомия в дошедших до нас многочисленных списках «Жития» полностью не выяснено, но фигура преподобного Сергия обрисовывается с достаточной ясностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438213/

Володя рос в тишине сельской местности, в мире и спокойствии благочестивой семьи. Много лет спустя, уже будучи епископом, он с теплом и умилением будет вспоминать мгновения своего детства: «Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, – будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный». Более всего мальчик хотел учиться. Он жаждал новых знаний и с нетерпением ждал, когда же настанет великий день и он, наконец, станет школьником. Однажды терпение пятилетнего ребенка кончилось. Он решил самостоятельно, пешком, отправиться в Москву – учиться, прихватив с собой букварь и младшего трехлетнего братика. Вскоре в доме обнаружили, что дети пропали. Бросились искать.  Через несколько часов отец на телеге нагнал важных путников. На гневные упреки родителя маленький ученый воскликнул: «Папа, не расстраивайся! А как же Ломоносов? Ведь он пешком пошел в Москву – и я тоже решил идти учиться!» И, когда настало время, будущий святой с блеском окончил школу, семинарию, а затем и академию, став кандидатом богословия. Избранные от рождения Недетская серьезность, неотмирность, необычное поведение среди сверстников – все это указывало на их особенное будущее. Церковное предание хранит чудесные сюжеты из жизни святых людей, на чье предназначение Бог пожелал указать с самого их рождения. Так святитель Николай, Мирликийский чудотворец (ок. 270–345), будучи еще младенцем, на протяжении всего таинства Крещения, простоял на ногах в купели – его никто не поддерживал. Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), находясь еще в утробе матери, троекратно воскликнул во время Божественной литургии: первый раз перед чтением Евангелия, затем во время Херувимской песни, и после возгласа священника «Святая святым». С самого младенчества в постные дни преподобный не принимал молока матери.   Иногда святым являлись ангелы. Такой встречи, например, сподобился шестилетний Иоанн Кронштадтский (1829–1909).

http://azbyka.ru/deti/kakimi-byli-svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010