Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИТРИХ ФРАЙБЕРГСКИЙ [Теодорик Немецкий; нем. Dietrich von Freiberg; Theodorich von Freiberg; лат. Theodoricus Teutonicus de Vriberg] (ок. 1250 - после 1310), монах-доминиканец, философ, богослов, естествоиспытатель. В юном возрасте вступил в орден доминиканцев . Вероятно, учился в доминиканской школе в г. Фрайберге (совр. земля Саксония, Германия); там же ок. 1271 г. началась его деятельность как ученого и преподавателя. В сер. 70-х гг. обучался в Парижском ун-те, возможно, у Генриха Гентского . В 1280-1281 гг. читал лекции в орденской школе в Трире, в 1281-1293 гг.- в Парижском университете. В сент. 1293 г. возглавил немецкую провинцию доминиканского ордена. В 1296 г. вернулся в Париж, где ок. 1297 г. получил степень магистра теологии и преподавал, вероятно, до 1300 г. О дальнейшей жизни Д. Ф. ничего не известно, кроме того, что он присутствовал на генеральных капитулах ордена в Тулузе (1304) и в Пьяченце (1310). Сочинения Д. Ф. можно разделить на теологические: «De visione beatifica» (О блаженном видении), «De corpore Christi mortuo» (О теле Христовом после смерти), «De dotibus corporum gloriosorum» (О дарах прославленных тел), «De substantiis spiritualibus et corporibus futurae resurrectionis» (О духовных субстанциях и телах будущего воскресения) - и на философские и естественнонаучные: «De ente et essentia» (О сущем и сущности), «De magis et minus» (О большем и меньшем), «De natura contrariorum» (О природе противоположностей), «De cognitione entium separatorum et maxime animarum separatarum» (О познании отделенных сущностей и прежде всего отделенных душ), «De corporibus caelestibus quoad naturam eorum corporalem» (О небесных телах, в том, что касается их телесной природы), «De intellectu et intelligibili» (О разуме и умопостигаемом), «De iride» (О радуге), «De luce» (О свете), «De coloribus» (О цветах) и др. Определяющее влияние на философско-богословское творчество Д. Ф. оказали корпус «Ареопагитик» , неоплатонизм Прокла Диадоха , соч. «Liber de causis» («Книга о причинах», составленная из произведений Прокла), сочинения Ибн Сины , отчасти блж. Августина ; в естественнонаучных исследованиях, прежде всего в области оптики,- труды Р. Гроссетеста , Р. Бэкона и Витело, непосредственных предшественников Д. Ф. Хотя философская мысль Д. Ф. нередко толкуется как классический случай союза «физики света» и «метафизики света» ( Gilson É. History of Christian Philosophy in the Middle Age. L., 1980. P. 434-435), тем не менее наиболее значимый и, пожалуй, единственный детально разработанный раздел его философии - ноэтика (учение о разуме) - обнаруживает не столько естественнонаучные, сколько неоплатонические корни и зависит скорее от философии Прокла, нежели от геометрической оптики араб. ученых и Гроссетеста.

http://pravenc.ru/text/178564.html

Копии их оставлены при делах управления подворьями. На вновь приобретённые участки от С. Аунуллы (для семинарии) и Сурсука (в Аффуле) копии с кушанов сообщены из Канцелярии Общества. Кроме того, первый кушан на участок Аунуллы с подчищенным номером и потому заменённый другим, отосланным в Посольство, находится и теперь в Канцелярии Общества. Земли эти едва ли будут секвестрованы, так как Кезма считается в пределах Турции оттоманским подданным. Они могут быть переданы на имя Общества, правительства или др. лица в обыкновенном турецком крепостном порядке, пока жив Кезма или лицо, получающее от него передоверие. Участки Магли и Эд-Дабуэ было бы трудно отнять у Общества даже на случай смерти Кезмы до улажения этого вопроса, потому что они соединены между собой и включены в общую ограду Назаретского подворья. Участки в Аффуле и С. Аунуллы в Назарете необходимо оградить после войны, как только явится возможность. V Кушан на участки Абу-Хамади и Ханны Хамиса, поглощённые усадьбой Назаретского подворья, написан на имя С. Райеса, Назаретского и Хайфского нотабля. От него же можно получить и новый кушан на имя Общества или правительства, игнорируя его дарственную судебную запись на имя бывшего инспектора школы П. П. Николаевского. Это упростит дело, уменьшит хлопоты и расходы. Возможно, впрочем, поступить с ним также, как это предложено выше относительно участка Хуммоса, так как границы владений Абу-Хамади и Ханны Хамиса фактически уничтожены без следа и не могут быть восстановлены, так как большая часть их уже застроена северным корпусом подворья. VI По второму Назаретскому участку (Хакурат-ут-тин, огород Шурруша) в Канцелярии Общества я нашёл доселе мне совершенно неизвестный документ – французский перевод копий за 64 и 65 худжетов от 28 мая/9 июня 1864 г. (3 д. мухаррема 1281 г.) и от 7/19 июня 1864 г. (14 мухаррема 1281 г.) о покупке, границах и размерах этого участка сначала Оде Хаммаром (ныне умершим), потом Ильясом Аббудом и Оде Хаммаром (тоже) и, наконец, консульским агентом Аверино.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1172 Когда человек находится наедине и ему «аще от забытия злаго приидет воспомянутие принесенное от сатаны, женских и отрочат юных доброзрачных лиц, аще и благочестивых (не разборчиво), аще и не страстно возмнится нам воспоминание о сих, но ты не ими веры... сеть бо есть сатанина». Рукоп. 1281. л. 295. Эти слова очень сходны со словами Нила Сорского . Преп. Нила Сорского предание ученикам о жительстве скитском, 79. М. 1849. Это сходство объясняется одним и тем же источником (творение одного св. отца), которым, одинаково пользовались как преп. Нил Сорский , так и м. Даниил. 1173 Рук. 1281 л. 334–335. Подробное изложение этого учения сделано будет ниже при изложении 13-го посл. Даниила. 1175 Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в. 99–101. 118. 107. 94. 110. Из слов одного древнего моралиста видно, что много было в то время таких женщин, иже своих чад небрегуще доити, но рабыня молоком питающе я и даром Божиим мечущися. Рукоп. Новг. Соф. библ. 1285 л. 34. Поучение к детем духовным. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым. Кн. II. полов. 2. отд. IV. Русские пословицы и поговорки Буслаева. 98. 1180 Рукоп. М. Д. А. 197 л. 333. Эта великолепная картина взята прямо из жизни, ср. Домострой. М. 1849. 82. 1185 Поучение к царем, князем, епископом, и попом и всем христианом еже неупиватися. Рукоп. Имп. Публ. библ. Q. 1. 331, л. 166. Стоглав изд. Кожанчикова. 137–138. Костомаров. 132–133. 1186 Памятники отреченной русской литературы, изд. Тихонравовым. т. II, М. 1863. 304. Чтен. в Общ. истор. и древн. Росс. 1847. 7. Прение Даннила митроп. с Максимом Греком Сочинения Максима Грека ч. II. 22. 39. 219. Курбский Сказания князя Курбского. Его свидетельство о Никандре. архиеп. Ростовском. 135. Акты истор. т. 1. 109. 1490 г. 159. Прав. Соб. 1861 г. ч. 1. 445, Приложение в XXIV. 1187 Рукоп. Софийской библ. 1289 л. 16–18. Поучение отца духовного к детям. Сочинения Максима Грека ч. II. 218. Г " рбештейн. Записки о Московии 64. Извращение зачения праздников справедливо возмущало многих пастырей церкви. см. напр. Рукоп. Импер, Публ. библ. Q. 1 255 л. 253. Поучение св. отец о праздницех Господских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Некоторые особенности исторической мысли поздней Византии//Культура Византии. XIII-nepbaя половина XV в. М. 1991. С. 281; Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 235–239; Failler 4, Introduction//Pachym. 1. P. XIX-XXIII; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiiner. Munchen, 1978. Bd. I. S. 457; Arnolds O . Pachymeres – a Byzantine Humanist//The Greek Orthodox Theological Review. 1966–1967. Vol. 12 P. 161–167. 137 Битва при Вафии произошла 27 июля 1302 г. См.: Schmid P. Zur Chronologie von Pachymeres’ Andronikos L. II-VII//BZ. 1958. Bd. 51. S. 85; Laiou A.E. Constantinople and the Latins. The Foreign Policy of Andronicos II, 1281–1328. Cambridge (Mass.), 1972. P. 91; Doelger F. Regesten der Kaiserurkunden des Ostroemischen Reiches. 565–1453. 4. Teil: Regesten von 1282–134L Muenchen; Berlin, 1960. N 2244. S. 37; Beldiceanu I, Les debuts: Osman et Orkhan//Histoire de Empire Ottoman. Sous la direction de R. Mantran. P., 1992. P. 19; PLP. Fasz. 9. N 21013. S. 2. 138 Ατμαν. Имеется в виду Осман (1281–1324), сын Эртогрула. См.: Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958. Bd. II. S. 79, 214–215; PLP. Fasz. 9. N 21013. S. 2. 139 Пахимер употребляет здесь так называемый «анаколуф» – внезапное изменение синтаксической конструкции предложения. Фраза имеет вид: Μινος γαρ Ανθεστηριωνος εικοστη και εβδομη περι που τον Βαφεα ( χωρος δ ουτος περι την θαυμαστ ην Νικομηδεια) Ατμαν συναμα τοις αμφ αυτον εις χιλιαδας πλειστας ποσουμενοις επιστας αιφνης μαλλον μεν ουν– α λλ αναληπτεον τον λογον αρχηθεν. 140 Подробное обоснование правомерности такого перевода будет дано в статье «Восстание в Кастамону в 1291–1293 гг.» (см. примеч. 3). 141 Пахимер здесь следует старой византийской традиции называть тюрок «персами». Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. II. S. 252–254. Разумеется, «настоящие» персы в Анатолии были, но они, как правило, не составляли военного слоя (выступая чаще как администраторы). 142 В издании стоит: Μασουρ. Pachym. II. Р. 327.17. В рукописях ватиканской (Vatic.-Barberin.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абраам (638-669); Крикор Етесаци (669-696); Кеворк (696-708); Мгрдич (708-730); Ованнес (730-758); Степанос (758-774); Елия (774-797); ?; Абраам (885-909); ?; Крикор (981-1006); Арсен (1006-1038); Месроб (1008); ?; Симеон (1090-1109); Мовсес (1109-1133); Есайи (1133-1152); Сааг (1152-1180); Абраам (1180-1191); Минас (1191-1205); Абраам (1215-1218); Аракел (1218-1230); Ованнес Гарнеци (1230-1238); Гарабед (1238-1254); Агопос (1254-1281); Саркис (1281-1313); Асдвадзадур (Феодор) (1313-1316); Тавит (1316-1321); Богос (1321-1323); Вартан Аревелци (1323-1332); Ованнес (1332-1341); Парсег (1341-1356); Гарабед (1349); Крикор (1356-1363); Гирагос, сопредстоятель Крикора; Мгрдич (1363-1378); Ованнес (1378-1386); Крикор (1386-1391); Есайи (1391-1394); Саркис (1394-1415); Мардирос, сопредстоятель (?) (1399); Месроб, сопредстоятель (?) (1402); Богос Карнеци (1415-1419); Мардирос (1419-1430); Минас, сопредстоятель (?) (1426); Есайи (1430-1431); Ованнес (1431-1441); Мурон (1436-1437); Абраам Мисирци (1441-1454); Месроб (1454-1461); Бедрос (1461-1476); Мгрдич Еловци (1476-1479); Абраам Периахци (1497-1485); Ованнес Мисирци (1485-1491); Мардирос Брусаци (1491-1501); Бедрос (1501-1507); Саркис (1507-1517); Ованнес (1517-1522); Асдвадзадур (Феодор) Мердинци (1532-1542); Пилибос (1542-1550); Асдвадзадур Мердинци, повторно (1550-1551); Антреас Мердинци (1551-1583); Тавит Мердинци (1583-1613); Крикор Канцагеци (1613-1645); Асдвадзадур Даронеци (1645-1664); Егиазар Ромглаеци (1664-1665); Асдвадзадур Даронеци, повторно (1665-1666); Егиазар (1666-1668); Асдвадзадур (1668-1670); Егиазар, повторно (1670-1677); Мардирос Кримци (1677-1680); Ованнес Амасьяци (1680); Мардирос Кримци, повторно (1681-1683); Ованнес Болсеци (1684-1697); Симеон (1688-1691); Минас Амтеци (1697-1704); Калусд Хетунци, сопредстоятель; Крикор (1704-1715); Агоп Нальян (1749-1752); Теоторос (1752-1761); Гарабед Танчагеци (1761-1768); Богос Ванеци (1768-1775); Ованнес Канаперци (1775-1793); Бедрос Евтогияци (1793-1800); Теоторос Ванеци (1800-1818); Каприэл Нигомитаци (1818-1840); Богос Атривнуболсеци (1824-1847); Закария Гопеци (1840-1846); Гирагос Иерусалимский (1846-1850); Ованнес Смирнский (1850-1860); (1860-1864); Есайи Таласский (1864-1885); Арутюн Вехабедиан (1889-1910); Егише I Туриан (1921-1929); Торком I Кушагян (1929-1939); Месроб Нишанян (1939-1944); Гурег Исраэлян (1944-1949); Тиран Нерсоян (1957-1958); Егише II Дердериан (1960-1990); Торком II Манугян (с 1990).

http://pravenc.ru/text/76124.html

коронации. Успешной оказалась политика М. по отношению к Кастилии: папа поддержал кор. Альфонсо Х, против к-рого восстали сыновья, и к 1284 г. смог добиться их подчинения отцу. Папа Римский оказывал покровительство нищенствующим орденам францисканцев и доминиканцев . Буллой «Ad fructus uberes» (13 дек. 1281) он даровал их членам право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их начальства, что стало причиной многочисленных конфликтов с епископами и секулярными клириками. Оценки личности М. и его деятельности современниками были неоднозначны. Многие авторы, особенно немецкие, упрекали его в чрезмерной пристрастности к Франции и французам и в нелюбви к Германии. М. имел репутацию чревоугодника, что, в частности, нашло отражение в «Божественной комедии» Данте (Чистилище. Песнь 24, стихи 20-24). По свидетельству католического св. Антонина Флорентийского (Антонино Пьероцци, 1389-1459), М. в отличие от многих понтификов того времени не был подвержен непотизму , щедро оказывал помощь бедным, рачительно относился к имуществу католической Церкви. Из некоторых биографий, известно о случаях исцелений, происходивших у его гробницы в соборе Перуджи (LP. Vol. 2. P. 365), однако попыток официальной канонизации М. предпринято не было. Ист.: Mansi. T. 24. Col. 387-594; Potthast. RPR. 1875. T. 2. P. 1756-1795, 2132; LP. Vol. 2. P. 459-465; Les Registres de Martin IV/Éd. F. Olivier-Martin. P., 1901-1935. 3 fasc. Лит.: Backes M. Kardinal Simon de Brion. Breslau, 1910; Sternfeld R. Das Konklave von 1280 und die Wahl Martins IV. (1281)//MIÖG. 1910. Bd. 31. S. 1-53; Glorieux P. Prélats français contre religieux Mendiants: Autour de la bulle «Ad fructus uberes»//RHEF. 1925. Vol. 11. N 52. P. 309-331; N 53. P. 471-495; Amann E. Martin IV//DTC. Vol. 10. Pt. 1. Col. 194-197; Mann H. K., Hollnsteiner J. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1932. Vol. 16. P. 167-356; Kay R. Martin IV and the Fugitive Bishop of Bayeux//Speculum. Camb. (Mass.), 1965. Vol. 40. P. 460-483; Guyotjeannin O. Martin IV//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1095-1096; Cerrini S. Martino IV//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 446-449. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562418.html

G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur ältern Handels — und Staatsgeschichte der Republik Venedig. (Fontes rerum austriacarum. Diplomata et acta, XII-XIV). Bd. III. Wien, 1857, S. 289. 794 W. Norden. Das Papsttum und Byzanz... S. 604. 795 Nicephorus Gregoras. Historia, V, l, B. Bonn ed., vol. I, p. 123. 796 M. Sanudo. Historia del regno di Romania. В книге: С. Hopf. Chroniques grécoromanes inédites ou peu connues. Berlin, 1873, p. 138. 797 M. Canard. Le Traité de 1281 entre Michel Paléologue et le sultan Qalâ " ûn. — Byzantion, vol. X, 1935, pp. 669—680; Idem. Un Traité entre Byzance et l " Egypte au XIII siècle et les relations diplomatiques de Michel VIII Paléologue avec les sultana Mamlûks Beibars et Qalâ " ûn. — Mélanges Guadefroy-Demombynes, Cairo, 1937, pp. 197—224. Сомнения и критика Дёльгера — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXXVI, 1936, S. 467; Bd. XXXVII, 1937, SS. 537—538. См. также: F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. III, S. 74 (n. 2052), который относится к 1281 году; Bd. III, S. 75 (n. 2062), относящийся к 1282 г. Здесь Дёльгер не использовал арабский источник, привлеченный М. Канаром (Калькашканди, скончавшийся в 1418 г.). Ср., однако, новую работу Ф. Дёльгера: F. Dölger. Der Vertrag des Sultans Qalâ " ûn von Aegypten mit dem Kaiser Michael VIII Paleologus in — Serta Monacensia. Leiden, 1952, S. 68; 78—79. 798 Название этого события, «Сицилийская Вечерня», появилось в литературе, видимо, не раньше конца конца XV века, после первой крупной французской экспедиции против Италии. 799 В исходной русской версии (с. 26) данная фраза завершалась следующими словами, не включенными А. А. Васильевым в последующие переиздания работы — «и должна быть нами оценена именно с этой точки зрения». Примечание научного редактора. 800 F. Petrarcae Itinerarium Syriacum. In: Fr. Petrarcae. Opera. Basileae, 1581, p. 559; G. Lumbroso. Memorie italiane del buon tempo antico. Torino, 1889, p. 34. 801 См.: R. Lopez. Genova Marinara nel duecento... pp. 69—71, 88, note 28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1272       Бычков А.Ф. О словарях русских писателей Митрополита Евгения. СПб., 1868. С. 13. Работа над Словарем была начата в 1801 г. 1273       См.: Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Обзор русской духовной литературы… Кн. 2. Черногов, 1863. С. 229. 1278       Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений вв.). СПб., 1906; Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. 1279       Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам. M., 1891 (Вып. 1. Указатель... по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С.Н.; Вып. 2. Указатель русских книг и брошюр по церковной истории/Сост. Н.П.); Лебедев A.A. Русская богословская литература 1888–1892: Библиогр. указатель книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908; Карпов П. Систематический указатель статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию. СПб., 1888. 1280       См.: Трубецкой С.Н. Библиографический указатель книг и статей на русском языке по истории религии. M., 1899. 1281       См.: Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2001 (1-е изд. M., 1898; 2-е изд. СПб., 1903); Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. M., 2002; Осокин H.A. Очерк средневековой историографии. Казань, 1888 (переизд. в кн.: Осокин H.A. История средних веков. M., 2005). 1282       См.: Терновский Ф. Русская и иностранная библиография по истории Византийской Церкви вв. Κ., 1885; Лебедев А. Указатель русской литературы, более или менее относящейся к истории разделения Церквей в IX, X и XI вв., 1841–1899. СПб., 1899; Он же. Русская богословская литература 1888–1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908. 1283       Сведения о древних переводах свв. Отцов на славяно-русский язык (X-XV вв.)//Правосл. собеседник. 1859. 11–12; Корсунский И.Н. Труды МДА по переводу Св. Писания и творений св. Отцов на русский язык за 75 лет (1814–1889) ее существования//Прибавления к Творениям свв. отцов в русском переводе. 1878. 8–10; 1890. Ч. 45; 1891. Ч. 47; Богосл. вестник. 1893. 11, 12; Дмитриевский A.A. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе. СПб., 1905; Kern С. Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliographique. Chevetogne, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1495 Рукоп. 1281. л. 335. Свидетельство взято из 15 слова И. Лествичника о целомудрии и непорочности и соответствует мыслям современного перевода его творений. см. преп. отца нашего Иоанна, игумена горы Синайской, Лествица и слово к пастырю, м. 1851 г. 183. 1496 л. 313. В слове постническом св. Максима по вопросу и ответу находится только одно упоминание об известном обстоятельстве. См. препод. отца нашего Максима исповедника толкование на молитву: «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. Изд. Козельской Оптиной пустыни. М. 1853. 73. 1497 л. 308–309. Свидетельство взято из первого слова св. Исаака «об отречении от мира и о житии монашеском», См. творен. св. отцов в русск. перев. т. XXIII. Слово Исаака I. 4. 1499 Рукоп. 1281, л. 345–346. Цитат взят из второго (по современному славянскому переводу) или седьмого (по латинскому переводу) слова св. Симеона и представлен в переводе понятном. См Migne, Patrol. curs. complet. ser. graec. tom. CXX. Symeonis Junioris oratio VII. pag. 355–356. Преп. отца нашего Симеона, Нового Болослова, «словеса зело полезная». Изд. Козельской Оптиной пустыни. М. 1852. 35–37. 1500 Единственный список его находится в рукоп. М. Дух. Акад. (не разборчиво) л. 45–54. Приложение XVIII. 1501 Сравн. Рукоп. М. Д. Акад. (не разборчиво) л. 46–47 и Рукоп. Новгор. Соф. библ. 1281, л. 298. 1502 Это имеет значение и в отношении напр. свидетельства Василия Великого . Рукоп. 1281. л. 298 об. и рукоп. (не разборчиво) л. 47. Приведенное здесь свидетельство Василия Великого взято из его «слова подвижнического и увещательного об отречении от мира и духовном совершенстве.» Оно верно передает мысли св. отца. См. творен. св. отцов в русск. переводе т. IX. Творен. св. Василия Великого ч. V. 47–48. Подлин. см. Migne, Patr. Curs. Complet. Ser. graec. tom. XXXI. S. Basilii Caesariensi tom. III, pag. 629–630. 1503 Сравн. Рукоп. Новгор. Соф. биб. 1281, л. 298 и Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво) 45–46. 1504 Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво) л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Сборник НСБ. 1281. Л. 393. Стоглав. Изд. Кожавчикова. С.50:82, 113, 117, 119, 120, 121, 126. ААЭ. Т. 1. 232. С. 229. Те же правила раскрыты и в наказной грамоте митрополита Макария, данной в Каргополь поповским старостам (Православный собеседник. 1863. Январь). ААЭ. Т. 1. 241. С. 259. Сильвестр пишет в послании к воеводе Казанскому: “Вручи тебе благочестивый царь сие Казанское царство Утвердити и укрепити во благочестии и тебе убо достоит прося у Бога разума и крепости священническому чину возвещати, чтобы у них было церковное благочиние по уставу и своё жительство по святительскому наказанию и по преданию, что им предана хиротония от святителя, взирая в ню всегда, исправляти себе и духовных детей, и вся христианы поучати и наказывати по правилом святых Апостол и святых Отец, по божественному Писанию; якоже святыми Отцы предано, и соборному уложению; а та книжка соборная есть списана в новом городе в Свияжском у протопопа”. — Рукопись НСБ. 1281. Л. 390 об., 391. ДАИ. Т. 1. 43. С. 59. “Поучение священникам и инокам о важности священства и об обязанностях священнослужителей”. — ДАИ. Т. 1. 181; Сборник НСБ. 1281. Л. 16 и сл. “Послание к некоему епископу, понежи нецыи человеци принесоша ему речи на епископа яко небрежно и лихоимственно житие имать и сего ради скоро вкратце изложив посылает”. Нач.: “Понеже мой возлюбленный и духовный брате епископе…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 225. “Тогож послание к тому ж епископу яко святильной приемлющим сан много подобает попечение имети о себе же и о пастырстве и не от себе учити или от своего разума составляти что, но от свидетельства божественных Писаний”. Нач.: “Послах в кратце любимиче мой и преж спешно послание…”. — Там же. Л. 227. Оба эти послания находятся и в сборнике сочинений митрополита Даниила. — Рукопись НСБ. 1456. Л. 9 и сл. По церковным правилам всякому вновь поставленному священнику делается наставление от архиерея. В наше время священнику даётся грамота, в которой от имени святителя излагаются обязанности новопоставленного; кроме этой грамоты иногда в наше время архиереи дают и устные наставления посвящённым ими. В древнее время на Руси наставления вновь поставленным священникам и диаконам давались так: “Егда предстоит новопосвященный поп урок свой у соборныя церкви, якоже обычай есть, епископ, отпущая к порученней ему церкви, наказая и, даст ему от руку своею молитвенная словеса и прочая, прочтет ему свиток, положить на олтари, велит ему взяти видение память священия”. Свитки эти и носили название “поучения новопоставленному иерею”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 6 об., 12. Это поучение встречается во множестве других сборников и имеет несколько редакций. Оно издано преосвященным Макарием в Духовном Вестнике (1862. Май. С. 99) и археографической комиссией (АИ. Т. 1.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010