Чтобы остановить анжуйскую агрессию, угрожавшую самому существованию возрожденной империи, Михаил VIII был вынужден взять курс на примирение со стремительно слабевшим папством, к-рое начиная с Урбана IV (1261-1264) проявляло готовность удовлетворить одно из основных требований Византии - вынести все доктринальные и дисциплинарные разногласия на суд Вселенского Собора (первоначально Рим рассматривал такой Собор лишь как инструмент для формального санкционирования унии на основе папской позиции). Несмотря на неприятие церковной политики императора монашеством и значительной частью клира, имп. Михаилу VIII удалось заставить нек-рых епископов согласиться на подчинение Риму. Это открыло путь для формального восстановления церковного единства на II Лионском Соборе (1274). Уния, однако, вызвала сильное противодействие со стороны клира во главе с Патриархом Иосифом и его сторонниками-иосифитами, поддержанными аристократами, военной верхушкой и широкими массами населения К-поля. К антиуниатской коалиции примкнули полунезависимые балканские греч. деспоты Никифор I Эпирский и Иоанн Дука Фессалийский, пытавшиеся отобрать у к-польского императора роль защитников веры; их позиции были достаточно сильны благодаря поддержке эпирского епископата, к-рый разорвал общение с К-польским престолом (Новопатрский Собор, 1277). Идеологическим фундаментом позиции иосифитов, как и арсенитов, стал тезис о недопустимости вмешательства светской власти в дела духовные. Под давлением императора Патриарх Иосиф I сложил с себя полномочия и был заменен униатом Иоанном XI Векком ; Михаил VIII начал жестокие репрессии против иосифитов, что обеспечило ему временный контроль над иерархией. Влахернский Собор (1277) провозгласил восстановление церковного общения с Римом. Однако ужесточение требований папства после смерти Григория X в 1276 г. (обязательная клятва каждого визант. священника в верности папе, включение Filioque в Символ веры) вызвали разногласия в среде униатов (временная отставка Иоанна Векка, 1279) и привели к охлаждению отношений императора с Римом, тем более что папство не оказало Византии реальной помощи против Карла Анжуйского. Победа Михаила VIII над анжуйцами (1281) и «Сицилийская вечерня» (1282) устранили угрозу с Запада, и необходимость в политическом союзе с Римским престолом отпала. Отлучение императора проанжуйски настроенным папой Мартином IV ознаменовало полный крах униатского курса.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Первоначально льготы, полученные рус. духовенством, не имели постоянного характера и должны были вновь подтверждаться при смене власти в О. Их объем был зафиксирован в особых документах-ярлыках, к-рые правители О. выдавали рус. архиереям. Поэтому в О. неоднократно приезжали рус. митрополиты, а также некоторые епископы. Особую роль среди них в отношениях с О. играл Ростовский еп. Кирилл II . На территории его епархии (прежде всего в Ростове) на постоянной основе поселились колонии ордынцев, а ростовские князья породнились с правившими в О. и Монголии Чингисидами (напр., в 50-х гг. XIII в. св. блгв. кн. Глеб Васильевич (Василькович)). Кроме того, в Ростове проживал перешедший в Православие племянник 1-го мусульм. правителя О. Берке (не позднее 1259-1266) - св. царевич Петр . После основания в 1261 г. Сарайской и Подонской епархии (см. в ст. Крутицкая кафедра ) интересы рус. духовенства в О. представлял местный архиерей. Он также привлекался правителями О. для поддержки дипломатических отношений между ней и Византией. Правосл. иерархи часто выступали посредниками в отношениях между рус. князьями, иногда играли определяющую роль в политических событиях. Ко времени правления хана Менгу-Тимура (1266-1281), к-рый вслед за своим дядей ханом Берке сохранял приверженность исламу, относится первый из сохранившихся ярлыков, выданный рус. митрополитам правителями О. (1267 или 1279). В 1275 г. по приказу Менгу-Тимура «бысть на Руси и в Новегороде число второе изо Орды от царя, и изочтоша вся точию кроме священников, и иноков, и всего церковнаго причта» (ПСРЛ. Т. 10. С. 152). Под влиянием политических и экономических причин в период правления в О. хана Узбека, выдавшего в 1313 г. ярлык св. Киевскому митр. Петру, а также его сына Джанибека происходит сокращение привилегий Правосл. Церкви, полученных рус. архиереями при их предшественниках ( Сочнев Ю. В. Рус. церковь и Золотая Орда: АКД. М., 1993. С. 17-19; Малышев. 2002. С. 143-144). В 40-х - 50-х гг. XIV в. большую роль в покровительстве правосл. и католич. общинам и выдаче им ярлыков играла ханша Тайдула († 1360), самая влиятельная из жен хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

   Полн. собр. р. лет. 1. 119 (228). В рукописном житии святого Леонтия Ростовского читаем: «А тех четырех епископов Владимир посла по градом. Новъгород нарече архиепископию, посади в нем перваго епископа Иоакима. Другаго – Ростовоу, Федор нарицаемаго: посла его с сыном со князем Борисом. Той бысть первый епископ в Ростове, и крести Ростовьскую землю и Соуздальскую. Третиаго – в Чернигов. Четвертаго – в Волыньскую землю. И темже си четыре епископи первонастольници нарицаются; якоже и апостольская проповедь от кого преже была, Евангелие Божественьм проповеди, и от кого крещение приали, то суть первонастольницы: якоже и о сих нача множитися правоверная вера хрестианьская. И оттоле начата ставиги по иным градом епископы – в Новъгород, в Полтеск, в Волынскую землю» (сборн. Новг. Соф. библ. XVI в. 503. Л. 363 (10)). То же самое житие святого Леонтия находится в сборн. Рум. муз. 160. Л. 1 (40). Соображения о древности Полоцкой епархии см. также т. 2 этой «Истории». Прим. 45.    П. собр. р. лет. 1. 27; 2. 19 (228). В рукописном Киево-Печерском Патерике по редакции архимандрита Иосифа Тризны (1647—1656) была особая статья: «Туровской епископии завет блаженного Владимира (так называется в оглавлении Патерика св. Владимир) и о десятине, данней ей изо всего княжения» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 7 (300)). Ужели эта статья есть чистая выдумка?    В Никон, лет. именно говорится, что с самого начала поставлен был митрополитом Леонтием один епископ Новгороду Великому и Пскову (1. 105 (241)).    Древлянский князь Святослав убит в 1015 г. Святополком, а смоленский Станислав и луцкий Позвизд скончались, вероятно, еще прежде (Карамз. И. Г. Р. 2. 26 (148)).    П. собр. р. лет. 1. 65—66 (228).     Филар. Истор. Р. Церкв. 1.185 (317).     Зубрицк. Пов. о Черв. Руси. С. 66—68. М., 1845 (129).    Ник. лет. 1. 92,104,112,135 (241); Степ. кн. 1. 135,150,166, 223 (156); Татищ,. 2. 73, 79, 87 (294). Никонова летопись и Степ. книга единогласно свидетельствуют о митрополите Михаиле: «Бысть же сей митрополит учителей зело, и премудр премного, и житием велик, и крепок зело, родом сирин: тих убо бе, и кроток, и смирен, и милостив премного; иногда же страшен и сверен, егда время требоваше». Но в каталоге Захарии Копыстенского (Палинод. Ч. 3. Разд. 2. Артик. 1 ) и некоторых других Михаил называется греком, как и его ближайшие преемники. Кстати заметим, что в списке Палинодии, которым мы пользовались, писанном диаконом Саввою Добранским в 1634 г. (след. спустя только 8 лет по смерти автора), книга эта названа так: «Оборона веры Церкве Восходной и патриархов». Книга разделена на четыре части, которые подразделены на 23 раздела и еще частнее – на 102 артикула. В каталоге Кульчинского (Specimen Eccl. Ruthenicae. 162. Rom., 1733 (368)) также все три первые наши митрополита (Иоанн не упомянут) названы греками; но в каталоге Лекёня (Oriens. Christian. 1. 1261—1281. Paris, 1740 (371)) Михаил назван сирином. Снес.: Ист. росс. иерарх. 1. 81—83. Изд. 2-е (67).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Iriarte monitum, 2837–40. Notitia FH., 87, I, 9–12. PROCOPIUS TYRORUM. pr., s. VI, 86, I. Commentarius de 70 discipulis et 12 Apostolis (ad calcem Chronici Paschalis), 92, 1059–76=Dorotheus. Notitia FH., 86, I, 227–8. PRODROMUS. Vide THEODORUS P. PSELLUS. Vide MICHAEL P. PTOLEMÆUS, s. II, 19. De apparentiis inerrantium, 869–904. Inerrantium stellarum significationes, latine, 905–14. Judicium Petavii, 867–70. PTOLEMÆUS HæRETICUS, s. II, 7. Epistola ad Floram (Massuet), 1281–92. Q QUADRATUS Athenarum ep., s. II, 5. Fg. ex Apologia, 1265–6. Notitia G., 1261–6. QUINTIANUS Asculanus ep., s. V, 15. Epistola ad Petrum Fullonem (Mansi), 1733–8. XII anathematismi (id.), 1737–40. R RABBULAS EDESSENUS ep., s. V, 77. Epistola ad Cyrillum, latine (inter cyrillianas, 73), 347–48; pars ejusdem in Synodico, с. 200, 84, 814–15. Canones (M.), 1473–6. Notitia Lequien, 1473–4. RHODON, s. II, 5. Fg. adversus Marcionem (Routh), 1333–38. Notitia Hieronymi, 1331–2. RICHARDUS O. P., s. XIII-IV Contra Mahometem (liber græce translatus a Deme-trio Cydonio), 154, 1035–1152. ROMANUS SENIOR, CP. imperator, 920–44. Aurea bulla pro monasterio Xeropotami, 113, 1059–68. RUFINOS, s. IV-V, 17. Liner de adulteratione librorum Origenis, 615–32. Latinæ interpretationes. Vide sub verbis ORIGENES, PAMPHILUS, EUSEBIUS, BASILIUS, GREGORIUS NAZIANZENUS. Basilius: Homiliæ S. Basilii 1–8 quas transtulit B. de græco in latinum, 31, 1723–94. Incipit præfatio, 1723. 1 . In psalmum primum, 1723–33. 2 In illud Attende tibi, 3733–44. 3 . In illud Destruam horrea, 1744–53. 4.    De invidia, 1753–61. 5 .    In principio Proverbiorum, 1761–82. 6 .    De fide, 1781–85. 7 .    Epistola ad virginem lapsam, 1785–90. 8 .    In psalmum 59, 1790–94. GREGORIUS NAZIANZENUS, libri 1–10: prologus Rufini tantum, 36, 735–36. S SAMONAS GAZENSIS ер., s. XI, 120. De sacramento altaris disceptatio cum Achmed Saraceno, 821–32. Notitia G., 819–20. SAMUEL ANIENSIS, s. XII, 19. Summarium temporum, latine 607–742. Mai præfatio, 599–606. SANCHONIATON.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

 ПСРЛ. Т. 9. С. 158.   Гайденко П.И., Филиппов В.Г.  Церковные суды в Древней Руси (XI – середины XIII века): несколько наблюдений//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. 12 (227). С. 106–116.  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 267–268; Т. 2. Стб. 275;  Гайденко П.И.  Место русской церковной иерархии в событиях киевского восстания 1113 г.//Клио: журнал для ученых. 2011. 1 (52). С. 34–37.   Костромин К.А.  Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.): Дисс. к.и.н. СПб., 2011. С. 11–12, 163–167, 179; РИБ. Т. 6. Стб. 7;  Мильков В.В., Макаров А.В., Милькова С.В., Полянский С.М.  Митрополит Никифор. СПб., 2007. С. 112–125; 281–286; 379–383.   Иванов С.А.  Миссия Восточнохристианской Церкви к славянам и кочевникам: эволюция методов//Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 16–39.  ПСРЛ. Т. 2. Стб. 485; Т. 3. С. 182–183;  Гайденко П.И.  Еще раз о суде над Лукой Жидятой (1055–1059 гг.)//Каптеревские чтения – 7. М., 2009. С. 53–63;  Воронин Н.Н.  Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (из истории русско-византийских отношений XII в.)//Византийский временник. Вып. 46. М., 1962. С. 29–50.   Вольфрам фон Шелиха.  Основание православного епископства в Сарае в 1261 году//Золотордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 5. Казань, 2012. С. 83–90;  Григорьев А.П.  Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб., 2004. С. 14;  Паславський  Галицька нарис. Львов, 2007. С. 12–14, 24, 28;  Педич В., Тельвак В.  Проблема утворення в Львов, 2008. С. 484–488;  Скочиляс  Галицька XIV – половини XV правового та статусу//Княжа доба: культура. Вып. 4. Львов, 2011. С. 253.   Щапов Я.Н.  Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 98.   Почекаев Р.Ю.  Ярлыки ханов Золотой Орды Русской Церкви: к вопросу о хронологии и количестве//Научный Татарстан. Казань, 2010. 2. С. 156–167;  Галимов Т.Р.  Место Киевского митрополита в церковно-ордынских отношениях: 1237–1281 гг.: Дисс. к.и.н. Казань, 2017. С. 120, 129, 133; 138; 145–146.

http://pravoslavie.ru/131304.html

Сергия. Иванна. Александра. Кирила. Леванида. Афонасия. Ефросима. Павла. Киприана. Зосиму. Логина. Давида. Дионисия. Сергия. Порфирия. Нектария. Макария. Иосифа. Авраамия. Филофея. Иова. Игнатия. Пахомия. Никона. Еремия. Еуфимия. Васиана. Исихию. Левкию 1251 . Еуфимия. Питирима 1252 . Иоаникия. Иова 1253 . Васиан. Козма. Герасима 1254 . Гедеона. Анофрея. Феофила. Тарха. Андреана. Никона. Феодосия 1255 .] Меркурия. Серапиона. Иоанна. Феодосия. Аврамия. Нифонта. Гурия. Серапиона. Иосифа. Еуфимия. Козмы. Кирила. Корнилия. Корнилия. Матфея. Пимина. Антония 1256 . (1900) Иова. Мисаила. Иоасафа 1257 . Силивестра 1258 . Пахомия Григоров 1259 . Афонасия. Филиппа 1260 . Иосифа 1261 . Филарета 1262 . Афонасия. Еулиферия. Дионисия. Феодосия 1263 . Нифонта 1264 . Павла. Антония 1265 . Геласию 1266 . Филарета 1267 . Нектария. Стефана. Тихона. Данила 1268 . Германа. Стахию. Варлама 1269 . Иова. Константина. Сисоя. Иону 1270 . Рофаила. Алимпия 1271 . Полиехта. инока Стефана Царь Симеон Бекбулатович 1272 . Андреана. Киприана. Вастиана 1273 . Иоакима. Феогноста 1274 . Фома. Симеона 1275 . Феодосия. Нила. Илариона Коканов . Константина 1276 . Ферапонта. Леонтия. Василия. Варсонофия. Иона. Серапиона. Стахия. Гурия. Иоанна. Иоанна. Кирила. Симона. Антония. Кариона. Михаила. Еремея. Иона. Памва. Иосифа. Иосифа. Иова. Андреана. Иона. Максима. Христофора Чюдовской . Кирила. Фалитрея. Серапиона. Феодора. Макария. Досифея. Леонтия. Гедеона. Феодосия. Германа 1277 . Илию. Корнилия. Мисаила. Матфея 1278 . Дионисия. Серапиона стротов рожетвено 1279 . Мисаила. Тихона. Иова 1280 . Прохора. Самойла. Филипа 1281 . Иону. Варсонофия. Гурия. Нифонта. Арсакия 1282 . Ферапонта. Мисаила. Мисаила. Александра. Кирила 1283 . Мисаила 1284 . Иоила 1285 . Иора 1286 . Андреана. Зеведея. Ефрема. Боголепа. архимандрита ярославскои Феофила 1287 . Мисаила Бигичев . Кирила. Трифона. Герасима. Феогноста. Кирила. Митрофана 1288 . Вавила. Аркадия. Сисоя. Вениамина. инока. Иосифа. Силивана. Варлама. инока Анофрия. инока Илию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1515 С положением царских монастырей всего лучше можно познакомиться из устава, данного императором Михаилом VIII Палеологом (1261–1281) царскому монастырю во имя великомученика Димитрия Мироточивого в Константинополе, из которого мы и приведем здесь выдержку за неимением столь характерного документа от IX-XII вв. «Воздадите, – начинается устав словами Христа, – Кесарева Кесареви и Божия Богови. Так и мое царское величество, поскольку это светлое святилище благодатью Божиею соделано убежищем для мужей, имеющих тщание отрешиться от дольных и прилепиться к Единому Всемогущему, посвящает его добропобедному мученику Димитрию и чрез него преподносит Богу. Итак, отселе этот монастырь будет священным стяжанием моего царского величества, так чтобы он был свободен ( λεθερος) от всякого дольнего рабства, имея над собой лишь Господа сущего и не признавая сущих на земеле владык, как самовластный ( ατοδσποτος) относительно людей и самоправный ( ατεξοσιος). Поэтому никто да не налагает на него своего властительства; никто, кто только признает и трепещет Бога, да не порабощает себе ни его самого, ни того, что ему принадлежит, ни другому кому-либо да не подчиняет – ни мирскому лицу, ни духовному, ни честному монастырю, ни вообще кому бы то ни было; но да останется он на все времена сам по себе ( ατ καθ’ αυτ ν), и да владычествует сам над собой, и да управляет как своими духовными, так и плотскими делами на основе самоправности, не допуская никому из внешних входить, распоряжаться или судить, ни самому святейшему патриарху. И последний не будет иметь здесь никакой власти, не будет входить в монастырь для разбора каких-либо его дел, и даже духовных; но будет иметь лишь подобающую ему любовь (т. е. возношение и возглашение его имени в священных диптихах, что обязательно будет ему воздаваться при всех божественных службах). Для управления же монастырем во всех отношениях будет достаточно местного игумена с прочей братией, которые будут руководиться в своей деятельности настоящими правилами моего царского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Впервые И. упомянут в летописи под 1261 г. в качестве архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря , когда блгв. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили И. в помощь Ростовскому еп. Кириллу II (1231-1262), к-рый к тому времени был очень стар. И. «бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476). После кончины Ростовского еп. Кирилла Киевский митр. св. Кирилл II 19 сент. 1262 г. возглавил хиротонию И. во епископа Ростовского. И. был одним из 6 иерархов, участвовавших в Соборе 1273 г. (РИБ. Т. 6. 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)), созванном митр. Кириллом II с целью поставления на Владимирскую кафедру св. Серапиона и обсуждения церковных нестроений. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Летописи фиксируют участие И. в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в янв. 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 г. И. совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в юрьев-польском во имя архангела Михаила мужском монастыре . 9 дек. 1271 г. И. совершил отпевание вдовы ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском мон-ре в Ростове. В ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 дек. 1273), князей Бориса Васильковича (13 нояб. 1277) и Глеба Васильковича (13 дек. 1278). 31 июля 1278 г. в ярославском соборе Пресв. Богородицы И. обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/87 г. на княжеском дворе по благословению И. была заложена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/82 г. И. участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Прежде всего, в житии св. Григория содержатся весьма обстоятельные сведения о подвигах и деятельности одного из замечательных аскетов Греко-Восточной церкви, который прославил своими духовно-нравственными трудами Кипр, Крит, Синай, Афон и Парорию. Всюду он явил себя высоким и ревностным носителем монашеских идеалов, основывал кельи и лавры, собирал учеников, насаждал истинные иноческие обители, распространял здравые и плодотворные аскетические понятия. Особенно важная заслуга св. Григория Синаита состояла в том, что он много содействовал упрочению и развитию среди византийско-восточного монашества деятельно-созерцательного аскетического идеала и был одним из авторитетных проповедников так называемого исихастского учения. Нечего и говорить о благотворном нравственном влиянии св. Григория на современное общество и окружающую среду. Подробно и обстоятельно описав жизнь и подвиги святого Григория Синаита , патриарх Каллист сообщает, далее, в своём труде весьма любопытные сведения об учениках его и сподвижниках, вполне достойных своего великого учителя. Данные о самом Каллисте, мимоходом сообщаемые в житии, выше уже представлены. А затем составитель жития обстоятельно характеризует следующих учеников св. Григория, составлявших как бы его синодию: св. Герасима и Иосифа с острова Еврипа, авву Николая из Афин, Марка из Клазомен, Иакова, Климента болгарина, Аарона и других (гл. IX-XIII). О некоторых из этих аскетов сведения впервые заимствуются из жития св. Григория Синаита , или же здесь находятся дополнения к прежним данным. Кроме того, житие проливает исторический свет на положение иночества на горах Синае (гл. IV) и Афоне в конце XIII и в начале XIV b. (гл. VI, VII, XV) и в пустыне Парорийской в первой половине XIV b. (гл. XV-XVII), на отношение к монахам византийского императора Михаила Палеолога (1261–1281) и болгарского царя Иоанна-Александра (1331–1365) (гл. X, XVII) и на некоторые факты и стороны из внутренней жизни современной Византии. Некоторым недостатком исторической части жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Рум. муз. 160. Л. 1 Соображения о древности Полоцкой епархии см. также т. 2 этой «Истории». Прим. 45. П. собр. р. лет. 1. 27; 2. 19 В рукописном Киево-Печерском Патерике по редакции архимандрита Иосифа Тризны (1647–1656) была особая статья: «Туровской епископии завет блаженнаго Владимера (так называется в оглавлении Патерика св. Владимир) и о десятине, данней ей изо всего княжения» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 7 Ужели эта статья есть чистая выдумка? В Никон. лет. именно говорится, что с самого начала поставлен был митрополитом Леонтием один епископ Новгороду Великому и Пскову (1. 105 Древлянский князь Святослав убит в 1015 г. Святополком, а смоленский Станислав и луцкий Позвизд скончались, вероятно, еще прежде (Карамз. И. Г. Р. 2. 26 П. собр. р. лет. 1. 65—66 Филар. Истор. Р. Церкв. 1. 185 Зубрицк. Пов. о Черв. Руси. С. 66–68. М., 1845 Ник. лет. 1. 92, 104, 112, 135 Степ. кн. 1. 135, 150, 166, 223 Татищ. 2. 73, 79, 87 Никонова летопись и Степ. книга единогласно свидетельствуют о митрополите Михаиле: «Бысть же сей митрополит учителен зело, и премудр премного, и житием велик, и крепок зело, родом сирин: тих убо бе, и кроток, и смирен, и милостив премного; иногда же страшен и свереп, егда время требоваше». Но в каталоге Захарии Копыстенского (Палинод. Ч. 3. Разд. 2. Артик. 1 ) и некоторых других Михаил называется греком, как и его ближайшие преемники. Кстати заметим, что в списке Палинодии, которым мы пользовались, писанном диаконом Саввою Добранским в 1634 г. (след. спустя только 8 лет по смерти автора), книга эта названа так: «Оборона веры Церкве Восходной и патриархов». Книга разделена на четыре части, которые подразделены на 23 раздела и еще частнее — на 102 артикула. В каталоге Кульчинского (Specimen Eccl. Ruthenicae. 162. Rom., 1733 также все три первые наши митрополита (Иоанн не упомянут) названы греками; но в каталоге Лекёня (Oriens. christian. 1. 1261–1281. Paris, 1740 Михаил назван сирином. Снес.: Ист. росс. иерарх. 1. 81–83. Изд. 2-е Иоаким, умирая, благословил было на свое место ученика своего Ефрема, который действительно и учил новопросвещенный народ истинам веры в продолжение пяти лет — с 1030 по 1035 г., но епископства не сподобился, так как в этом году великий князь Ярослав, прибыв в Новгород, избрал в преемники Иоакиму Луку Жидяту (ПСРЛ. 3. 179, 210

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010