1126. Часословец харатейный в осминку чудотворца Кирилла. Из Боровска Пафнутьева монастыря. Выписано из отписных книг 158 года. 1127. Книга Златоструй, бумага Алексавдрийская, письменная в десть. 1128. Книга Летописец, в десть, ветха. 1129. Книга Дионисия Ареопагита письменная в десть. 1130. Книга Минея четья февраль, письменная, в полдесть. 1131. Книга Дионисия Ареопагита в десть. 1132. Книга Андрея Критского четья, письменная, в полдесть. 1133. Книга Всеволода четья, письменная, в полдесть. 1134. Книга Соборник Петра Дамаскина , письменная, в полдесть. 1135. Минея четья, письменная в полдесть, без главы ветха. 1136–1137. Два жития чудотворца Пафнутия письменные; одно в полдесть, а другое в четверть. 1138. Книга Нифонт в лицах, письменный. 1139. Книга Апостол толковый, бумага Александрийская, письменная в десть. 1140. Книга Климант четья, письменная, в десть. 1141. Книга Правило святых Апостол, письменная в десть, бумага Александрийская. 1142. Два Пролога письменные в десть. 1143. Книга Патерик письменный, в десть. 1144. Минея месяц Июнь четья, письменная, в десть. 1145. Минея четья Июль, письменная, в полдесть. 1146. Книга Пятидесятница, письменная в десть. 1147. Книга Геннадия архиепископа, письменная, бумага Александрийская, в десть. 1148. Устав письменный, в десть. 1149. Соборник письменный, в полдесть. 1150. Соборник письменный, в десть. 1151. Книга Иоанна Екзарха, письменная, в полдесть. 1152. Книга Троя, письменная, в десть. 1153. Книга Ихнилат, в полдесть письменная. 1154. Житие Феодора Едесского. 1155. Книга Устав письменный в полдесть. Из Нижнего Новгорода Печерского монастыря. Выписано из отписных книг 150 года. 1156–1159. Четыре Евангелисты, толковые письменные. 1160–1165. Шесть Соборников письменных. 1166–1167. Две книги Летописцев письменных. 1168. Соборник письменный. 1169–1170. Два Пролога письменных. 1171. Патерик письменный Скитский. 1172. Патерик Печер Киевских, письменный. 1173. Книга Саввы Сербского , письменная, 1174. Книга Григория Амиритцкого. |
705-711 Иоанн VI 712-715 Герман I 715-730 Анастасий 730-754 Константин II 754-766 Никита 766-780 Павел IV 780-784 Тарасий 784-806 Никифор I 806-815 Феодот I 815-821 Антоний I 821-836 Иоанн VII Грамматик 836-843 Мефодий I 843-847 Игнатий I 847-858, 867-877 Фотий I Великий 858-867, 877-886 Стефан I 886-893 Антоний II 893-901 Николай I Мистик 901-907, 912-925 Евфимий I 907-912 Стефан II 925-928 Трифон 928-931 Феофилакт 933-956 Полиевкт 956-970 Василий I 970-974 Антоний III Студит 974-980 Николай II Хризоверг 984-996 Сисиний II 996-998 Сергий II 999-1019 Евстафий 1019-1025 Алексий I Студит 1025-1043 Михаил I Керуларий 1043-1058 Константин III Лихуд 1059-1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064-1075 Козьма I 1075-1081 Евстафий Гарида 1081-1084 Николай III Грамматик 1084-1111 Иоанн IX Агапит 1111-1134 Лев 1134-1143 Михаил II 1143-1146 Козьма II Аттик 1146-1147 Николай IV Музалон 1147-1151 Феодот II 1151-1153 Неофит I 1153 Константин IV 1154-1156 Лука Хризоверг 1156-1169 Михаил III Анхиал 1170-1177 Харитон 1177-1178 Феодосий I Воррадиот 1179-1183 Василий II Каматир 1183-1186 Никита II Мунтан 1186-1189 Леонтий 1189-1190 Досифей 1190-1191 Георгий II Ксифилин 1191-1198 Иоанн X Каматир 1198-1206 Михаил IV 1207-1213 Феодор II 1213-1215 Максим II 1215 Мануил I Харитопул 1215-1222 Герман II 1222-1240 Мефодий II 1240 Мануил II 1244-1255 Арсений 1255-1259, 1261-1267 Никифор II 1260-1261 Герман III 1267 Иосиф I Галесиот 1267-1275 Иоанн XI Векк 1275-1282 Григорий II Киприот 1283-1289 Афанасий I 1289-1293, 1303-1309 Иоанн XII 1294-1303 Нифон I 1310-1314 Иоанн XIII Гликис 1315-1320 Герасим I |
Абдул- Гамид I. Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790). Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во 2 раз) Каллиник V Григорий V (во 2 раз) Мустафа IV (1807). Каллиник V (во 2 раз) Махмут II. Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в 3 раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта. Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджид-Хан (1839). Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861). II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве. Митрополиты Киевские и всея России Михаил I Св. (грек) 988–991. Леон (лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (перв. из русск.) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II св. (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1088–1091. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1127–1145. Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170 Константин I (грек) 1155–1159. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177. |
Часть I Архимандрит Арсений Иващенко. Николай, Мефонский епископ XII века, и его сочинения 1 Николай Мефонский известен больше своими сочинениями, чем обстоятельствами жизни. Епископскую кафедру он занимал в Мефоне, ныне Мофоне или Модоне, митрополии Патрасской 2 ; но как о начале его пастырского служения, так и о конце сведений не сохранилось. Из его сочинения О разногласии при поставлении патриарха и об иерархии следует заключить, что он был епископом уже в 1147 г., когда было упомянутое разногласие. После Константинопольского Собора 1156 г., на котором, впрочем, он не присутствовал, по поручению императора Мануила он посещал разные местности для утверждения верующих в благочестии. Поскольку в одном из сочинений, написанных вслед за тем, он указывает на свои седые волосы и старческий возраст ( θρει τν πολιν μν τν τρχα κα γηραιν τν χρνον μ) 3 , то, возможно, он недолго прожил после этого. Сочинения Николая Мефонского указывают, что он занимал видное место в ряду образованнейших и ученейших мужей XII века. Они заслуживают внимания не только глубиной исследования, остроумием и отчетливостью мысли, но и отношением к современным ему обстоятельствам общественной и церковной жизни. Они знакомят с недоуменными богословскими вопросами, которые занимали пытливый ум мыслящих людей того времени и волновали общество. Между греческими христианами не угасали предания языческой древности, поддерживаемые отчасти самими источниками общего образования, литературными памятниками; и философия неоплатоников, силившаяся сгладить дебелость многобожия и все религии свести к целостному единству посредством фантастического развития идеи эманации, положенной в ее основание, еще увлекала многих. Поднимались иногда новые вопросы касательно христианских догматов, а непрестанные сношения с латинянами и все еще не потерянная надежда на примирение с ними вызывали на защиту Православия и уяснение появлявшихся недоумений и разногласий. В произведениях Николая мы находим умные отзывы на важные вопросы, занимавшие его современников; поэтому и последующие богословы Греческой Церкви высоко его ценили. Андроник Каматир, составивший Оплофику ( πλοθκη , буквально, «арсенал») около 1170 г., по поручению императора Мануила внес в нее немало мест из писаний Николая наряду с выдержками из Фотия, Феофилакта и других, а ученый Никифор Влеммид († 1272) так выразился о трудах Мефонского пастыря: «Кто хочет видеть неповрежденные православные постановления богоносных Отцов, апостольские боговдохновенные предания, истиннейшие определения простой веры, идите к мудрому учителю, новому Николаю, просиявшему в Мефоне! Это муж, великий по добродетели, живший в обществе, какое одобряют Писания ( 1Тим 4:7, 15; 6:20 ); отец истинно хороших мыслей, которыми преследовал злые ростки злого семени, обличил и опроверг болтунов, прельщающих словами, поразив их вконец, и худо связанные сети их силлогизмов уничтожил, как паутину» 4 . |
Со скрижалей сердца. Из личных воспоминаний и почившем епископе Иринее-Орде. В. Скворцов. Стр. 1063–1072. Вести о русско-японской войне. Влияние русско-японской войны на нравственное самосознание русского гражданина. Груз. епарх. мисс. Александр Платонов.Стр. 73–86. “ Сим победиши ”. (Моск. Вед.) Стр. 86–88. Действия и распоряжения правительственной власти. КОмандированное на театр войны духовенство. Стр. 88. Всеподданнейшие и официальные телеграммы с театра войны. Стр. 89–95. В. И. Немирович-Данченко о “книжной жажде” войск действующей армии. Стр. 95–96. Новейшее антихристианство. В. Сенатов. Стр. 1073–1079. При какий условиях мог бы наступить “вечный мир” между людьми? Проф. А. Бронзов. Стр. 1080–1093. К вопросу о способах обличения неправды раскольничьей. Мисс. А. Зверев. Стр. 1094–1104. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По поводу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 1105–1114. Следует ли отбирать подписки от сектантов перед крещением их детей? Ив. Айвазов. Стр. 1115–1117. Из записок и дневников. Из переписки верующего интеллигента со студентом. Сообщил Феодул. Стр. 1118–1131. Миссионерский очерки. 20. На разведках. Д. Боголюбов. Стр. 1132–1135. «Армия нашими десятком солдат больше». Мисс. А. Платонов. Стр. 1136–1142. «Сколько вы обратили?” Мисс. Д. Грацианский. Стр. 1143– 1147. В мире современного старообрядчества. Голяевский раскол. Мисс. свящ. К. Попов. Стр. 1148–1152. Из миссионерской полемики.Беседа с «адвентистами седьмого – субботнего дня», о субботе и воскресном дне. И. Айвазов. Стр. 1153– 1162 . Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Тоже – “живой язык”. (По поводу “одного из откликов” свящ. Т. Б. Ч. “Новый Путь” 4). Н. Гринякин. Стр. 1163–1169. Либеральная непродуманность. Д. Боголюбов. Стр. 1170–1172. Речь преосвященного Стефана, епископа Сумского, при освящении Харьковского Народного Дома, 2-го февраля 1903 года. Харьков. 1903 г. Н. Булгаков. Стр. 1172–1173. |
Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитание в древнее и в настоящее время. (По поводу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 1105–1114. Следует ли отбирать подписки от сектантов перед крещением их детей? (Из миссионерских запросов). И. Айвазов. Стр. 1115–1117. Из записок и дневников. Из переписки верующего интеллигента со студентом. Сообщил Феодул. Стр. 1118–1131. Миссионерские очерки. 20. На разведках. Д. Боголюбов. Стр. 1132–1135. “Армия наша имеет десятком солдат больше”. А. Платонов. Стр. 1136–1142. Сколько вы обратили? Д. Грацианский. Стр. 1143–1147. В мире современного старообрядчества. (Голяевский раскол). Свящ. ,исс. А. Попов. Стр. 1148–1152. Из миссионерскои полемики. Беседа с “адвентистами седьмого – субботнего дня”. О субботе и воскресном дне. И. Айвазов. Стр. 1153–1162. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Тоже – живой язык . (По поводу “одного из откликов свящ. Т. Б. Ч. ” “Новый Путь” 4). Н. Гринякин. Стр. 1163–1169. Либеральная непродуманность. Д. Боголюбов. Стр. 1170–1172. Преосвященный Стефан. Речь при освящении Харьковского Народного Дома. Н. Булгаков. Стр. 1172–1173. Миссионерство, секты и раскол. Тамбовское сектантство и борьба с ним. IV. Хлыстовщина: главные общины хлыстов; их молитвенные собрания, борьба с хлыстами полицейских чинов; прозелитизм секты и духовные меры борьбы с ней. V. Скопчество: община скопцов и их петербургские радетели.– Современная борьба со скопчеством в Тамбовской епархии. Стр. 1074–1081.Бывший Тамбовский миссионер. Иван Айвазов. Стр. 1174–1181. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Перми. Памяти в Бозе почившего миссионера протоиерея о. Стефана Луканина. Стр. 1182–1185. Свящ. Иаков Ш–ков. Из Измаила. Предсмертное вразумление раскольницы и обращение ее в православие. Стр. 1185–1186. Кишинев. епарх. мисс. свящ. Ф. Воловей. Из Черниговской губернии. (Похороны беглого попа Николая). Стр. 1186–1188. Григорий Дрибинцев. |
Ирландия была разделена на 4 церковные провинции во главе с архиепископами. Одним из архиеп-ств стал Д., к-рому подчинялись 5 епископских кафедр - Глендалох, Фернс, Килдэр, Локлин (Лехлин) и Килкенни (Оссори). После смерти архиеп. Григория (1162) на кафедру был избран настоятель мон-ря Глендалох Лаврентий (Лоркан) О " Туатал. Новый архиепископ перестроил кафедральный собор и заменил секулярных каноников, из к-рых состоял причт храма, на общину регулярных каноников . В сент. 1170 г. Д. был осажден англо-нормандским отрядом под предводительством гр. Пемброка Ричарда де Клэра по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук). Архиеп. Лаврентий вступил с ним в переговоры, однако город пал до их завершения. В 1172 г. архиепископ принял участие в Соборе в Кашеле, на к-ром обсуждались вопросы преобразований в Ирландской Церкви, искоренения обычаев, противоречащих англ. праву, англ. кор. Генрих II был провозглашен сюзереном ирл. правителей. Архиепископ Д. присутствовал на Латеранском III Соборе (1179), где был наделен полномочиями папского легата в Ирландии. Папа Александр III взял Д. под особое покровительство Папского престола и осудил действия англо-нормандцев, разорявших церкви и мон-ри. Так, в 1173 г. Ричард Стронгбоу захватил чтимую в Ирландии святыню, т. н. посох Иисуса, хранившийся в Арма и, по преданию, принадлежавший св. Патрикию, и передал его собору Св. Троицы в Д. Кор. Генрих II был недоволен действиями архиепископа и не разрешил ему вернуться в Ирландию. Лаврентий скончался в 1180 г. в Нормандии и вскоре стал почитаться в католич. Церкви как святой (канонизирован в 1226 папой Римским Гонорием III ). В 1139 г. бенедиктинцы из мон-ря Савиньи (Нормандия) основали на сев. берегу р. Лиффи мон-рь Пресв. Богородицы (с 1147/48 цистерцианский). Впосл. мон-рь Пресв. Богородицы (св. Марии в Чёрной Гавани) стал одной из крупнейших обителей Ирландии, там хранились гос. архивы. Иногда в мон-ре жил наместник Ирландии, позднее проходили заседания ирл. парламента. Настоятели мон-ря основали ряд др. |
Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных гос. деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литов. кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. 1917. Вып. 3. С. 105-110; История РЦ. Кн. 3. С. 543-544). Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466) (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена ц. во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого. |
1130 Латинский император Бодуэн (Балдуин) I (1204–1205) был отправлен в плен в г. Тырново, где вскоре и умер (был убит?). 1131 Речь идет о болгарском царе Калояне (1197–1207), отправившемся против г. Фессалоники в сентябре 1207 г. 1132 Калоян умер (или был убит) 8 октября 1207 г. Возможное убийство связывают с кознями его жены-куманки. 1137 Юный Иван Асень и его младший брат Александр были отправлены к половцам, а оттуда на Русь, скорее всего, в Галицкое княжество. 1140 Могут иметься в виду Галицкие беглецы, «выгонцы», т. е. бояре, изгнанные из Галицкой Руси в Понизовье в нач. XIII в. князем Романом Мстиславичем (Пашуто 1950. С. 169). 1142 Феодор Дука Ангел – правитель Эпирского царства (1215–1230), с 1224 г. – император Фессалоники, заключивший в 1228 г. договор с Иваном II Асенем. 1144 Речь идет о 1237 г., когда половцы большими силами вторглись в Болгарию. Акрополит упоминает и о разгроме половецкого (и русского) войска в битве с татаро- монголами на р. Калке в 1223 г. под командованием хана Батыя. 1147 Союз с половцами Бодуэн II заключил во время прохождения войска по территории Венгрии и Болгарии в конце 1239 г. 1149 Иван II Асень умер в 1241 (или 1242) г., когда Болгарией стал править семилетний Калиман Асень (1241/42–1246) под управлением регентов. Император Иоанн – василевс Иоанн Дука Ватац (1221–1254), противник Феодора Дуки Ангела Комнина. 1150 Половцы, расселенные в 1239 г. с согласия короля Белы IV в Венгрии. Но после того, как хан Котян и многие его полководцы были там перебиты, 40-тысячная орда пошла в Болгарию и далее на юг. В 1241/42 гг. расселены во Фракии и Малой Азии, составив мобильные отряды конницы. 1153 26 июня или 2 июля 1243 г. войска иконийского султана Гияс ад-Дина Кай-Хосрова II (1237–1246) потерпели поражение от татар. 1157 Изз ад-Дин Кай-Кавус I (1211–1219), султан, правивший из столицы – г. Икония в центре Малой Азии (совр. Конья). 1170 Т. е. «русского князя», а именно Ростислава Михайловича, сына черниговского князя Михаила Всеволодовича (1179–1246). Перед взятием Киева монголами (6 декабря 1240 г.) Ростислав и Михаил бежали в Польшу. Ростислав некоторое время правил в Чернигове (1242), затем ушел в Венгрию. |
Бекет Томас, 1118–1170, святой, архиепископ Кентерберийский с 1162 г., канцлер Англии с 1155 г. Противник политики короля Генриха II, направленной на подчинение английской Церкви светской власти. Убит по приказу короля, многие в Англии считали Бекета мучеником, а папа Александр III его канонизировал в 1173 г. 101 Бенедикт Аньянский, 751–821, бенедиктинский монах, аббат основанного им монастыря в Аньяне. Дополнил монашеский устав Бенедикта Нурсийского и требовал строгого его соблюдения. Его деятельность соответствовала политике франкских императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, направленной на укрепление благочестия и интеллектуального уровня монашества 85 Бернар Нлервосский, 1091–1153, французский средневековый мистик, монах-цистерцианец, общественный деятель. В 1115 г. основал монастырь Клерво, где стал аббатом с 1117 г. Придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Диктовал свою волю папам и королю Людовику VII. Активно боролся с ересями. Основной добродетелью считал смирение. Участвовал в создании духовнорыцарского Ордена тамплиеров (автор устава Ордена). Вдохновитель второго крестового похода 1147 г. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев. Он написал первый устав для духовно-рыцарских орденов (устав тамплиеров). Канонизирован в 1174 г. 101 Блок М., 1886–1944, один из создателей «новой исторической науки» (или школы «Анналов» – по названию журнала, издававшегося им и Л. Февром журнала). Задачей историка считал не описание и анализ событий, а изучение человека прошлых эпох во всех сферах его жизни 16 Большаков А. О., российский историк, один из ведущих специалистов в египтологии 12 Бонифаций, 672/673–754, святой Католической Церкви, архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев. Пользовался поддержкой франкских майордомов (им, а не королям принадлежала тогда реальная власть) в реформе Церкви в государстве франков, направленной на укрепление благочестия и повышение образовательного уровня духовенства. Активно занимался миссионерством среди языческих германских народов за пределами франкской державы. Стремился к подчинению франкской Церкви и новых церковных структур римскому папству. Принял мученическую смерть во время миссии к фризам (убит во время молитвы). Погребен в Фульде 85, 99 |
| |