VII в.), Григорий (после сер. VII в.), Аркадий II (ранее 680), Епифаний II (упом. в 680-681), Феодор (80-е гг. VII в.), свт. Иоанн I (ранее 691 - после 698), свт. Георгий I (упом. в 750-754), Феофан (после 754), свт. Дамиан (VIII в.), свт. Софроний I (VIII в.), Фома (VIII в.), Христофор (VIII в.), Константин II (упом. в 783 и 787), Иоанн II (кон. VIII - нач. IX в., упом. в 805/6 (?)), Алексий (упом. в 849), Василий I (упом. в 867), Епифаний III (упом. в 869-870), свт. Евстафий (888-?), свт. Евфимий I (кон. IX в., нач. X в. или кон. X - нач. XI в.), Иоанн III (X в.), аноним, возможно, Порфирий (упом. в 1054), аноним при Алексии I (упом. в 1094), возможно, он и Василий II (ранее 1106/07) - одно лицо, Николай Музалон (1106/07-1110/11, впосл. патриарх К-польский 1147-1151), Феодорит (после 1110/11-1152), Иоанн IV Критянин (1152-1174 (?) (не ранее 1170)), Варнава II (1174 - ?), Епифаний IV (2-я пол. XII в.), Софроний II (упом. в 1190/91 и 1196), Исаия (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222), Симеон (существование преемника Исаии по имени Симеон не признается совр. историками), Неофит (1220/21 - ранее 1251), Георгий II (избран в 1251, но не утвержден папой Римским), Герман I Писимандр (1254-1274), титул архиепископа Кипрского упразднен (1274-1571), неизвестный по имени серб (окт.-нояб. или дек. 1571), Тимофей (д " Акр; 1572-1587), Лаврентий (Палеолог, 1587 (?)), Неофит II (Урсиний Дукатарий, 1587-1592), Афанасий I (1592-1602), Вениамин (не позднее июня 1600 - 1604/05), Христодул I (Лузиньян?; 1606/07-1639; 1640-1641), Парфений (авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640), Никифор (не позднее июня 1641-1674), Иларион (Кигалас; 1674-1679), Христодул II (?), Иаков I (ок. 1679 - ок. 1689), Герман II (ок. 1690-1705), Афанасий II Даббас (1705-1707; патриарх Антиохийский Афанасий III 1685 или 1686-1694, 1720-1724), Иаков II (1707-1718), Сильвестр (1718-1733), Филофей (1734-1759), Паисий (1759-1767), Хрисанф (1767-1810), Киприан (1810-1821), Иоаким II (1821-1824), Дамаскин (1824-1827), Панарет (1827-1840), Иоанникий (1840-1849), Кирилл I (1849-1854), Макарий I (Христодулидис или Мирианфевс, 1854-1865), Софроний III (Финиевс, 1865-1900), кафедра вдовствует (1900-1909), Кирилл II (Пападопулос; 1909-1916), Кирилл III (Василиу; 1916-1933), кафедра вдовствует (1933-1947; местоблюститель Леонтий, митр.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОНЕМВАСИЙСКАЯ И СПАРТАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. [Ιερ Μητρπολις Μονεμβασας κα Σπρτης], епархия Элладской Православной Церкви , расположена в юго-вост. части Пелопоннеса. В обл. Лакедемон, или Лаконика, расположенной в юго-вост. части Пелопоннеса, раннехристианские общины появились с первых веков христианства. В Спарте, столице Лакедемона (в V в. стала епископией), обнаружены 3 церкви, построенные не позднее VI в. В Монемвасийской хронике отмечено, что под давлением слав. расселения жители Спарты перебирались в Сицилию. Первый известный по имени еп. Хосиос упоминается в 458 г. Далее сохранились только обрывочные сведения о епископах: несмотря на то что город был покинут, его епископы упоминаются с 681 г. и до Х в. После восстановления Спарты имп. Никифором I (802-811) город имел смешанное население: там жили фракийцы, армяне и др. Когда в Х в. прп. Никон Метаноите начал проповедовать в городе, он обнаружил, что часть жителей - идолопоклонники. В средневизант. период Спарта процветала, в 1083 г. получила статус митрополии. Согласно одному из преданий, Монемвасия была основана в 582/583 г. и возведена имп. Маврикием в статус митрополии. Но среди историков преобладает мнение, что Монемвасия стала епископией лишь c VIII в., кафедра была зависима от Кефалонии ( Darrouzès . Notitiae. N 3), а затем от Коринфа (Ibid. 9-10, 13), и только имп. Михаил VIII Палеолог в 1261-1262 гг. возвел эту епископию в ранг митрополии. В 1147 г. Монемвасию захватили норманны. Благодаря своему расположению на отвесном утесе город позднее др. городов был завоеван Гийомом II Виллардуэном в 1248 г., после 2-летней осады. В нач. XIII в. франки без труда захватили Лакедемон, включив его в состав княжества Ахайя. В 1249 г. началось сооружение крепости Мистра . Самые знаменитые лаконские фрески известны в церквах в Гераки , свт. Павла и Св. Софии в Монемвасии (956), свт. Николая в Агориане (ок. 1300) и вмч. Георгия в Лонганико (1375). На средства почетного доктора наук Пелопоннесского университета митр. Евстафия (Спилиотиса; ныне действующего архиерея) издается ж. «Преподобный Никон Метаноите», число приходских храмов достигло к 2016 г. 141, пареклиссионов - 271, экзоклиссионов - 630, кладбищенских - 116, домашних - 5, мон-рей - 7, в т. ч. 3 мужских (во имя 40 мучеников, св. бессребреников Космы и Дамиана, ап. Фомы) и 4 женских ( Зербица , Кастри, Иеаракос, Гола ) (Δπτυχα. 2016. Σ. 752, 756). Лит.: Fedalto. Hierarchia. P. 511-513; G[regory T. E.], Š [ev enko N. P.]. Lakedaimon//ODB. Vol. 2. P. 1169-1170, 1394-1395; Δπτυχα. 2016. Σ. 751; Электр. ресурс: www.immspartis.gr [офиц. сайт М. м.]. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564112.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Бесспорно, после прихода к власти имп. Льва V, восстановившего иконоборчество в К-поле, епископ и паства Готии остались иконопочитателями. В Житии поборника иконопочитания прмч. Стефана Нового (816) Готия названа среди областей, в к-рых после Собора 754 г. Стефан Новый советовал монахам искать убежища ( Auzépy. 1997. P. 125, 19; 219). Мн. исследователи используют эти свидетельства для доказательства массовой эмиграции монахов-иконопочитателей в Готию во 2-й период иконоборчества. Но, как показала Озепи, текст Жития прмч. Стефана Нового в данном случае вряд ли может быть использован как надежный источник. В схолии к нотиции времени патриарха Никифора (806–815) среди принадлежавших Патриархии областей упомянуты сев. Климаты ( Vasiliev. 1936. P. 135), как нек-рые визант. авторы называли Готию. Во 2-й пол. IX в. Византия вернула себе Горный Крым. В списках X–XII вв. Г. е. названа в числе подчиненных К-полю епархий: в нотиции имп. Льва VI Мудрого (901–907) Г. е. помещена под 44 ( Gelzer. 1900. S. 551; Darrouzès. Notitiae. P. 44, 45, 51, 52, 250, 266), в нотиции под условным названием «Nova tactica» эпохи имп. Константина VII Багрянородного (913–959) — под 46 ( Gelzer. 1890. S. 60–61), в нотиции времени имп. Иоанна Цимисхия (969–976) архиепископ Готии упомянут на 45-м месте ( Gelzer. 1900. S. 571–572), в нотициях периода имп. Алексея I Комнина, составленных после 1084 (I Gelzer. 1900. S. 549) и ок. 1096 гг. ( Gelzer.1892. S. 255, 281–282),— на 34-м, в нотиции Нила Доксопатра 1142/43 г.— на 28-м ( Darrouzès. Notitiae. P. 377), в нотиции 1189 г.— на 29-м ( Gelzer. 1900. S. 590, 593). В нотиции Нила Доксопатра об автокефальных епархиях, в т. ч. и о Готской, сказано, что они «подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские области» ( Darrouzès. Notitiae. P. 377). В нотиции кон. XII в. центром Г. е. назван Кадрос, в этом названии Васильев видит искаженный топоним «Дорос» ( Vasiliev. 1936. P. 146). Архиепископы Готии участвовали в К-польских Соборах 1066, 1067, 1140, 1143, 1144, 1147 (Константин), 1166 (в марте Иоанн, в мае Константин (вероятно, другой)) и 1170 гг.

http://pravenc.ru/text/543737.html

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

1133. Гал. 4. 6. 1134. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1135.  …Господу действовать (Пс. 118. 126). 1136.  …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 1137. Patrolog. Tom XI, pag. 1039. 1138. Pag. 1018. 1139. Pag. 1019. 1140.  …диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 1141. Алфавитный патерик. 1142. Patrolog. pag. 1028. 1143. Алфавитный патерик. 1144. Алфавитный патерик. 1145. Patgolog. Pag. 786 и 909. 1146.  …время всякой вещи под небом (Еккл. 3. 1). 1147. Алфавитный патерик. 1148. Слово 2. 1149. Слово 2. 1150. Слово 2. 1151.  …еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77. 30, 31). Слово 5. 1152. Слово 5. 1153.  А молясь, не говорите лишнего, как язычники (Мф. 6. 7). 1154.  …этого ищут язычники… не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6. 25, 26, 32). 1155.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Слово 5. 1156. Слово 5. 1157. Слово 5. 1158. Умом, безвидно. 1159.  Поучением, или понятию Божиею, называют святые аскетические писатели какую-либо краткую молитву, или краткую мысль, в которой духовные подвижники стараются постоянно содержать свой ум. См. «Слово о пучении, или памяти Божией», «Аскетические опыты», т. 2. 1160.  Парением называют святые аскетические писатели рассеянность ума. 1161. Слово 8. 1162. Слово 8. 1163. Слово 8. 1164. Слово 8. 1165. Слово 8. 1166. Прилоги врага состоят из помыслов, мечтаний и ощущений греховных. 1167. Слово 8. 1168. Лк. 17. 21. 1169. Лк. 9. 34. Слово 8. 1170. Слово 8. 1171. Слово 8. 1172. 2 Кор. 3. 18. Слово 8. 1173. Святого Симеона Нового Богослова Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1174. Ин. 11. 44. 1175. Слово 8. 1176. Слово 8. 1177. Слово 11. 1178. Слово 12. 1179. Слово 12. 1180. Слово 13. 1180а. Слово 14. 1181. «…земные члены» (Кол 3.5.) 1181а. Слово 14. 1182. Слово 13. 1182a.  …отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С. 162-174; Jerusalem the Golden: The Origins and Impact of the First Crusade/Ed. S. B. Edgington, L. García-Guijarro. Turnhout, 2014. С. В. Близнюк, Н. Н. Наумов, Ф. М. Панфилов, И. Н. Попов, В. Л. Портных, А. В. Стрелецкий К. п. в Вост. Европе велись против полабско-прибалтийских славян (с 1147), зап. и вост. балтов, угро-финских племенных союзов (XIII в.), а также против отдельных волостей Галицко-Волынской Руси, Новгородского, Псковского и Полоцкого княжеств, Литовского великого княжества. Организаторами военных экспедиций были правители гос-в (гл. обр. немецких), входивших в состав Свящ. Римской империи. Офиц. целью экспедиций, проводившихся по благословению Римских пап, была христианизация народов Вост. Европы. Альберт I , 3-й епископ Ливонии (1199-1229) и 1-й епископ Риги (с 1209), призывал крестоносцев к христианизации Пруссии и земель, расположенных к северо-востоку от нее. В 1202 г. он основал Ливонский орден , которому удалось завоевать часть территории современных Латвии и Эстонии. Христианизация данного региона проходила одновременно с его завоеванием (подробнее см. в статьях Ливонский орден , Тевтонский орден ). Организаторами крестового похода на земли полабских славян (1147) были Генрих Лев, герц. Саксонии (1142-1180), и Альбрехт Медведь, маркгр. Балленштедта (1123-1170). 19 марта 1147 г. Бернард Клервоский выступил с проповедью похода против славян-язычников на Франкфуртском рейхстаге. 11 апр. папа Евгений III издал буллу «Divini dispensatione», в которой приравнял участие в экспедиции к походу на Св. землю. К экспедиции на земли славян присоединились дат. кор. Свен III и его соправитель Кнуд V, герц. Конрад Бургундский, пфальцгр. Фридрих Саксонский, пфальцгр. Герман Рейнский, маркгр. Конрад Майсенский, Адальберт II, архиеп. Бременский, Фридрих, архиеп. Магдебургский, Вибальд, аббат мон-ря Корвей , и др. нем., чеш. и польск. правители. Стремление крестоносцев обратить полабско-прибалтийских славян (прежде всего бодричей и лютичей) в христианство и учредить на их землях католич. еп-ства сочеталось с намерением расширить за счет слав. земель в Поморье владения нем. и польск. князей. Христианизация полабско-прибалт. славян началась еще в XI в. Ее медленные темпы объясняются слабой вовлеченностью в этот процесс слав. знати, к-рая придерживалась язычества. Кроме того, светские сеньоры, распространявшие влияние на полабских и поморских славян через систему династических браков, стремились окончательно подчинить эти территории. Маркгр. Альбрехт Медведь предполагал расширить свои владения за счет слав. земель за реками Пене, Одра (Одер) и Лаба (Эльба), а также увеличить объемы торговли на юж. побережье Балтийского м., что было невозможно без искоренения морского пиратства. Польск. князья, участвовавшие в экспедиции, претендовали на Вост. Поморье.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1346 По благословению римского папы Евгения III, который приравнял поход против европейских язычников к крестовому походу. 1349 Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь; Адальберт, Альберт, Альбрехт – формы одного и того же имени. 1350 Саксонский пфальцграф Фридрих II Зоммершенбургский (по замку Зоммершенбург к западу от Магдебурга). 1353 Конрад Церингенский, который еще при императоре Лотаре III получил титул «правителя Бургундии». 1358 Поход какой-то русской рати против пруссов в 1147 г. имел непосредственную предысторию двумя годами ранее, когда войска киевского князя Всеволода Ольговича помогли польскому князю Владиславу II уладиться со своими младшими братьями, сыновьями Болеслава III от другой жены – Болеславом IV, Мешком III и Генрихом. Тогда к Руси отошла Визна – город на прусском пограничье, при впадении Бебжи в Нарев, изъятый из мазовецких владений Болеслава IV (Пашуто 1968. С. 154). Визна была единственной преградой, которая отделяла древнерусскую Берестейскую волость с ее северным форпостом Дорогичином от собственно прусских земель. Коль скоро за военную помощь потребовали именно Визну, то ясно, что в Киеве придавали большое значение полному овладению Ятвягией и выходу к прусским рубежам. Со смертью Всеволода Ольговича в 1146 г. в Киеве вокняжился традиционный союзник и родственник младших Болеславичей Изяслав Мстиславич; тогда же, в 1146 г., был изгнан из Польши и Владислав II. Это помогает понять, кто из русских князей был участником похода. Предполагалось, что то было некое волынско-смоленское войско (Пашуто 1968. С. 155), но, принимая во внимание, что смоленский князь Ростислав Мстиславич, как и его старший брат Изяслав, в 1147 г. был слишком занят ситуацией вокруг Киева, логично было бы не преувеличивать масштабов прусской кампании. Визна должна была оказаться под управлением либо волынского князя Вячеслава Владимировича, либо Туровского князя Ярослава Изяславича – дяди и сына Изяслава Мстиславича соответственно. Видимо, волынские или туровские войска и участвовали в крестовом походе против пруссов в 1147 г., хотя не исключено также и присутствие отрядов из Городенского княжества (в верховьях Немана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах-францисканец. Преподавал в Оксфорде, Париже и Кельне, где и умер. Отводил философии первенствующее положение как знанию теоретическому, сводя богословие к морали. Он утверждал, что истины веры не нуждаются в рациональном обосновании. Провозгласив примат божественной воли, Скот снимал вопрос о предвечных идеях в уме Бога, отдавая предпочтение индивидуальным свойствам вещи, которые определяются не одной, а множеством форм. Прославился защитой учения о непорочном зачатии. 261 De natura et gratia, cap. 36 (Migne, Patr. lat. t. XLTV, col. 267. Ред.): De Sancta Virgine Maria, de qua propter honorem Matris Domini, nullam prorsus, cum de peccatis agitur, haben volo quaestionem. 262 De partu Virginis, cm. Symbolic. Marheinecke. стр. 31 (Migne, Patr. lat.t. CXX, col. 1367 и след. – Ред.). 264 Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux) (1090–1153) – католический теолог, мистик. Родился в Бургундии, в знатной семье. С 1113 г. – монах-цистерцианец, с 1115 г. – настоятель монастыря в Клерво (отсюда прозвище). Был одним из вдохновителей 2-го крестового похода (1147). Противник Абеляра, а также обличитель различных ересей того времени, Бернард отстаивал незыблемость церковного предания, католической догматики и порицал зарождавшуюся тогда схоластику за новшества, особенно за рационалистические тенденции. Проповедовал смирение, от которого через 12 ступеней человек восходит до любви к Богу, открывающей путь к высшему совершенству, достижимому лишь в экстатическом состоянии «слияния души с Богом». Бернард оказал значительное влияние на мистическую теологию средневековья, в частности, на Бонавентуру. Канонизирован в 1174 г. 265 Epistol. ad can. Lugd. Opera S. Bernardi, стр. 169–172 (Migne, Patr. lat. t. CLVI, 537 и след. – Ред.). 266 Доминиканцы – обиходное название нищенствующего ордена братьев- проповедников, восходящее к имени его основателя св. Доминика (1170–1221) – основателя ордена доминиканцев. Францисканцы – члены нищенствующего ордена, основанного св. Франциском Ассизским (1181/1182–1226) – итальянским религиозным деятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010