1876. P. 481; Martin. 1908. P. 141-142). В состав капитула входили 20 пресвитеров и клириков под руководством аббата, из которых 14 были прикреплены к основному храму, а 6 - к крипте; богослужения совершались поочередно в церкви и в крипте. Предположительно к этому же времени относится сооружение существующей 3-нефной крипты (значительно перестроена в XIX в.; см.: Topographie chrétienne. 1986. P. 30). После основания капитула сведений о ц. св. Иринея становится больше. Известны грамоты архиепископов Анхерика (927) и Гуго I (932) в пользу капитула, пожалования герц. Аквитании Вильгельма I († 918) и гр. Лиона Артальда I († ок. 960). В X в. в крипте храма была устроена капелла для погребения гр. Артальда и его родственников (впосл. капелла освящена во имя св. Поликарпа). В церкви были похоронены Лионские архиепископы Гебуин (1082), Рено I из Семюра (1129) и Рено II из Форе (1226). В кон. XI в. архиеп. Гуго из Ди (1082-1106) реформировал капитул, заменив секулярное духовенство регулярными августинскими канониками. Секулярные каноники, переведенные к ц. св. Иуста, настояли на сохранении своих привилегий, а также забрали ризницу и святыни из храма. Это привело к ухудшению положения ц. св. Иринея и к соперничеству между капитулами. В 1245 г. Римский папа Иннокентий IV даровал индульгенцию паломникам, которые посещали ц. св. Иринея в дни памяти св. Варфоломея (24 авг.) и И. (3 июля) ( Martin. 1905. N 1108). В 1251, 1252 и 1306 гг. приорам ц. св. Иринея поручалось обнародовать папские буллы (Ibid. N 1244, 1355, 2241, 2284). В обитуарии кафедрального собора (XIV-XV вв.) ц. св. Иринея упоминается как один из важных городских храмов, часто получавший дарения и пожертвования (Obituarium Lugdunensis ecclesiae/Ed. M.-C. Guigue. Lugduni, 1867). К XIII в. относится начало спора между канониками ц. св. Иринея и духовенством ц. св. Иуста о местонахождении гробницы И. Предположительно тогда же была выполнена мозаика в хоре ц. св. Иринея со стихотворной надписью, в к-рой сообщалось о погребении здесь И.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка ( Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) ( Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу ( Bretholz. 1923. S. XV). Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

    385 Речь идет об Иоанне Комнине, будущем дуке Диррахия, сыне старшего брата Алексея, Исаака.     386 Астропелек — α στροπλεκυς. Переводчики и комментаторы Анны по-разному объясняют значение слова. В словаре Деметраки (Δημητρακου, Μγα λξικον..., I, s. v. αστροπλεκις) о нем сказано: «Византийское украшение, может быть пряжка, названная так по своему виду».     387 Опобальзам - целебный сок бальзамового дерева.     388 Цитированный Анной документ упоминается также некоторыми западными источниками (см. Dölger, Regesten..., 1077). Большинство исследователей (Heinemann, Geschichte..., Ss. 396—398; Meyer von Knonau, Jahrbücher..., III, Ss. 448— 449; Ohnsorge, Das Zweikaiserproblem..., S. 82) относят это письмо к 1081 г. Φ. Дэльгер (Dölger, Regesten..., 1077) обращает внимание на то, что Алексей в письме извиняется за задержку посла Генриха IV Бурхарда. Бурхард, рассуждает Ф. Дэльгер, прибыл в Константинополь уже после вторжения Роберта Гвискара (июнь 1081 г.) и, следовательно, должен был задержаться в столице по крайней мере до 1082 г. На этом основании исследователь и датирует письмо 1082 г. Довод немецкого ученого недостаточно убедителен, ибо неизвестно, на какой срок посол Генриха был задержан в Византии. Надо, однако, иметь в виду, что письмо не могло быть послано ранее сентября 1081 г., так как Абелярда, упомянутого Алексеем, до этого времени не было в Константинополе (см. прим. 383).    Еще в 1063 г. Константин Χ Дука обращался к Генриху IV с предложением организовать совместную экспедицию против норманнов, однако этот проект не был осуществлен. К предложению Византии в 1081 г. германский император отнесся более доброжелательно. Заключив союз с Алексеем, Генрих IV в 1082 г. предпринял поход против норманнов, который, однако, не дал желаемых результатов (см. Ал., V, 3, стр. 160). В это время Генрих IV был в весьма враждебных отношениях с папой, по-прежнему отказывавшимся признать его императором (см. прим. 151). Так как папа сблизился с Робертом, борьба с норманнами, по расчетам Генриха, должна была ослабить могущество его старого врага — папы (см. Ohnsorge, Das Zweikaiserproblem..., S. 80 ff.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    379 Слово βλαττον («влаттий») в большинстве византийских источников означает шелковую ткань (о различных значениях этого слова и его употреблении см. Guilland, Sur quelques termes..., pp. 333—338. Ср. Каждан, Деревня и город..., стр. 228 и сл.). Влаттии играли определенную роль в византийской дипломатии: императоры нередко преподносили их в дар правителям других стран.     380 О различных попытках идентификации этого Бурхарда (Βουλχαρδος) см. Chalandon, Essai..., р. 69, n. 2.     381 Титул протопроедра впервые начинает упоминаться в византийской литературе в 60-х годах XI в. На иерархической лестнице он находился между проедром и куропалатом (см. Diehl, De la signification du titre «proèdre», p. 114). Катепан титулов (κατεπανος των αξιοματων) — один из высших придворных титулов (см. Dölger, рец. на: «Buckler, Anna Comnena», S. 300). По мнению Ф. Дэльгера, под αξιματα подразумеваются титулы, пожалованные иностранцам; таким образом, катепан титулов — чиновник, ведавший пожалованием титулов иностранцам.     382 Со второй четверти XI в. в Византии процент содержания золота в монетах падает. При Алексее золота в монетах было в три раза меньше, чем при Василии II (см. Grierson, Coinage and money..., pp. 417—418). Вот почему Алексей обещает прислать романаты, т. е. монеты Романа III (не Романа IV!). См. Dölger, Finanzgeschichtliches..., S. 13, Anm. 3).     383 Абелярд (у Анны Βαγελαρδος ) — сын Унфреда, брата Роберта Гвискара, сводный брат уже упоминавшегося Анной Германа (см. прим. 373). Абелярд долгое время враждовал с Робертом (см. Chalandon, Histoire de la domination..., p. 223 sq.). Уже после того как к власти пришел Алексей I Комнин, Абелярд бежал от Роберта в Константинополь, где и умер (см. Guil. Ар., III, 650 sq.). Согласно свидетельству Лупа Протоспафария (Lup. Protosp., s. а. 1082), Абелярд прибыл в Византию между сентябрем 1081 и маем 1082 г.     384 Рóга (т. е. жалование) в Византии нередко выплачивалась носителям определенных титулов. В другом месте (VI, 5, стр. 184). Анна рассказывает об аналогичном случае, когда дожу Венеции предоставляется титул протосеваста с рóгой (μετα της ργας). Так как Анна специально оговаривает жалование дожа, можно предполагать, что титулы в Византии того времени давались и с рóгой и без нее (см. Bibicou, Michel VII Doukas..., р. 68 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Норманны, постепенно двигаясь на восток, разграбили Эпир, Македонию и Фессалию. Однако здесь их успехи закончились. Хотя Византия и была в этот момент слаба, у руля власти стоял государь талантливый и упорный, который в кратчайший срок сумел организовать отпор, выстоять и победить. Зимой 1082 г. он пошел на крайнюю меру – конфисковал часть церковных сокровищ для платы наемникам, а в мае привлек на свою сторону венецианцев, дав им обширные торговые привилегии. Против тяжелой рыцарской конницы Алексей научил войска действовать хитростью – разбрасывать перед конями стальные шипы, защищаться повозками, и организовал отряды стрелков, вооруженных мощными дальнобойными луками. Кроме того, Алексей, будучи незаурядным дипломатом, с охотой поощрял политических противников Роберта в Италии и нанимал турецкие воинские контингенты. Флот венецианского дожа Доменико Сельво наносил норманнам поражение за поражением. Тем временем Роберт Гвискар прочно увяз в Италии, сначала выручая папу Григория VII 101 , а затем подавляя мятежи в собственных владениях. Его сыну Боэмунду Алексей нанес поражение в Фессалии, при Лариссе (ок.1082). Лишь через два года Роберт вернулся в Далмацию и возглавил флот. Смешанная греко-венецианская эскадра была разбита, но в июле 1085 г. Гвискар умер, а спустя недолгое время василевс выбил норманнов с Балкан. Однако положение в Европе не доставляло императору радости, так как набеги кочевников на Фракию становились с каждым разом все более опустошительными. В 1086 г., отражая один из таких набегов, погиб любимец императора, великий доместик Григорий Бакуриани. Годом позже восьмидесятитысячная орда перешла Дунай по льду, император отбросил их назад, но ненадолго. Осенью 1088 г. Алексей возглавил поход против печенегов к захваченной ими Дристре (Доростолу). Отступая после неудачной осады крепости, на марше во фракийских горах византийская армия была рассеяна превосходящими силами печенегов. Сам Алексей, несмотря на в очередной раз проявленную исключительную доблесть и мужество, вынужден был спасаться бегством до крепости Голоя, по поводу чего в столице злые шутники сложили песенку: «От Дристры до Голои хороша станция 102 , Комнин!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—786— лись, делали различные телодвижения. В такое состояние приходили не все, а только избранные, на которых, по словам Щеглова, сходила благодать св. Духа 1081 . Пророчество у них иногда сводилось к тому, что пророк «просто или плачет или смеется или запоет «Святый Боже» 1082 . Народ называл монтан «смехорыдающими , потому что в состоянии мнимого одухотворения» они «приходят в состояние истерики – смеются, восторгаются, рыдают 1083 . To же наблюдалось у Оренбургских хлыстов. По донесению свящ. Нижнеозерской станицы Гумилевского, на «ночных беседах» у известного Оренбургского хлыста Осипа Дурманова, «во время пения нецерковных стихов, Дурманов и прочие приходят в экстаз: машут руками, притопывают, то умиляются до слез, то весело смеются» 1084 . Женщины, посещавшие собрания у Оренбургских хлыстов Войкиных, «нашли в них черту не совсем нравственную, именно – хохот при чтении и пении, неутешный плач, во время которого старший из братьев Войкиных полагал на каждого плачущего руку и тем их успокаивал» 1085 . Хлыст Лукьян Пузаков назывался у местных сектантов «поливщиком-садовником»: «он завлекал людей плачем и смехом» 1086 . Экзальтированные моления хлыстов д. Девятаевки (Оренб. г.) сопровождались истерическими рыданиями, —787— смехом или пророчеством» 1087 . Новохоперский хлыст Ламтев при следствии заявил, что он «получил особенную благодать, так что, когда стоит в церкви, то впадает в какое то забвение, плачет, смеется» 1088 ... Тамбовский хлыст-богомол Зотов, как мы видели, на радениях «плакал, как никогда не плакивал», а потом непроизвольно смеялся («на меня нападал смех» 1089 . Иной раз слезы и смех распределяются между разными участниками в радельном экстазе, так что в собрании одновременно раздается смех и плач: «иные плачут, другие хохочут» (радение Тамбовских хлыстов богомолов) 1090 . В собраниях шалопутов, бывало, «две женщины садятся посреди хаты, кланяются всем и плачут до истерики; все же прочие в это время смеются и хохочут до истерики» 1091 . О хлыстах Оренбургского уезда свящ. Иллюминарский доносил в 1889 г.: «От пения стихов (они) могут приходить в исступление, смотря по темпераменту человека, кто начинает плакать, кто хохотать, плясать, волосы рвать, говорить несвязные речи, называя это благодатью св. Духа» 1092 . У первых малеванцев, в молитвенных собраниях, наблюдались судорожного свойства хохот, всхлипывания и слезы 1093 . То же самое происходило на многолюдных религиозных упражнениях экзальтированных американских методистов начала истекшего столетия, совершавшихся под открытым небом (camp-meetings или просто the work, т. е. работа, как называют и наши сектанты свои радения). В экстазе тысячи баптистов прыгали, плясали, вздыхали, смеялись, плакали, испускали пену, быстро, подобно дервишам, вращались (rolling – exercises), падали, катались по земле и т. д. 1094

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые черты устройства самарянской общины и самарянского культа. Сведений об устройстве самарянской религиозной общины и о самарянском культе, в наиболее интересную для нас древнейшую эпоху истории самаританизма в источниках мы почти не имеем. Из этого молчания источников должно заключить, что в существенном и главном как устройство самарянской общины, так и культ ее, в указанную эпоху основаны были на законе Моисеевом, и что в рассматриваемом отношении самаряне вообще не отличались от иудеев. Но, разумеется, иные условия жизни самарянской общины не могли все-таки не создать в устройстве и культе ее некоторых, особенностей сравнительно с иудейством. Самарянская община, как и иудейская, со времени своего образования получила теократическое устройство: во главе ее стоял класс священников и левитов с первосвященником из рода Ааронова. Институт самарянского священства, как это отчасти видно и из некоторых случайных указаний древних источников 1081 , существовал на основании Моисеева закона. Законный характер самарянского священства, по-видимому, признавался, – по крайней мере, в некоторые периоды, и в Иудее. В талмудическом трактате Mass. Kuthira (23) мы читаем следующее: „если самарянский священник, когда он нечист, ест и дает свою пищу израильтянину, то она дозволена; если он чист, израильтянину запрещено есть его пищу.“ Отсюда следует, что десятины и другие дары, получавшиеся самарянскими священниками, были запрещены для иудея мирянина, т. е. что раввинами они считались в собственном смысле дарами священническими. Но, признавая законность самарянских священников в Самарии, книжники отвергали права их в Иудее. Отсюда в том же талмудическом трактате имеется постановление: „священники Израиля могут разделять священнические приношения с самарянскими священниками на территории последних, так-как они, таким образом, как бы освобождают самарян от их священников, но не на израильской территории, чтобы они (самарянские священники) не имели притязания на священство у нас“ 1082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

1081 (Ст. 48–53). Мы говорили выше о символическом значении очищения дома, теми же самыми обрядами, которыми очищается прокаженный до введения его в стан Израилев. 1082 Этими словами заключается целый отдел о проказе, и, вероятно, кончается папирус, заключавший в себе главы XIII и XIV, в которых соединены эти интересные для нас сведения о характерической болезни, столь страшно свирепствовавшей в Египте и Сирии в древние времена. 1083 (Ст. 1–3). Известная болезнь мужчин; в 3-м стихе указан случай довольно опасный простуды болезни. Заметим, что это не сифилис, который, по-видимому, не был известен, а простое истечение, подобное белям женщины. В стихе 16 и 32 этой главы указаны другие не болезненные, а случайные осквернения. 1084 (Ст. 3–12). О. Герлах замечает, что в отчуждении от больного именно этою болезнею, как в отчуждении от женщины, находящейся в известном периоде кровотечения, вовсе не может иметь места мысль о заражении: здесь единственная руководящая мысль – есть отвращение от скверны, не допускающей предстоять пред Иеговой. Кроме проказы, никакая другая болезнь не считалась нечистою или скверною, и никого не делала нечистым. 1085 (Ст. 13). Замечательно, что никакого надзора за очищаемым не положено; он сам должен был знать, когда может снова вступить в общение с своими согражданами; но предстать в Скинию он может лишь по исполнении семи дней, совершив омовение, когда он считается чистым. Окончательное воссоединение с церковью совершалось посредством жертвоприношения. 1086 (Ст. 14–15). Первый голубь знаменовал сознание греховности, второй приносился всесожжением в благодарность за милость Господню исцелившую. Воспитательное значение этого постановления, равно как последующих указаний ст. 16–18 не ускользнет от внимания читателя: законы эти, написанные для Израиля и действительно известные каждому Израильтянину, представляют единственный пример распространения в массе народа правильных понятий о чистоте и святости половых отношений, в супружеской жизни. Мы полагаем, что нельзя найти ничего подобного в законах народов, ни древнего мира, ни позднейших времен. Некоторые жреческие касты соблюдали в среде своей подобные же правила, но никогда масса народа не знала этого отвращения от скверны, которое знал Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сии три раздельные вида составляют единую нераздельную сущность, такую, в которой один вид без другого никак быть не может, и не может существенность святейшего Христианства учинить совершенною. Сии три вида суть не что другое, как три начала, из коих должна состоять Бого-тканая одежда возрожденных человеков. Сии три вида суть существенные свойства внутреннего нового человека. Из сих-то трех начал, яко из духовных семен, прозябают и возрастают прочие благие дела, которые должны украшать внутренних человеков. Вера – первое начало святейшего Христианства, главное, существенное свойство нового человечества, сама по себе есть не что другое, как внутреннее уверение о всем том, что ни сказано в Слове Божием. Вера, по изъяснению Павлову, есть извещение вещей уповаемых 1081 . Вера есть столь живое уверение о обещанных благих, как бы мы их уже получили; и столь несомнительное принятие невидимых вещей, как бы мы самым опытом дознали, чувственными очами видели. Сия вера есть сила божественная, есть дар Божий; она сообщается человекам от Самого Бога, чрез Духовное семя Его, чрез Слово Его: вера бо, по уверению Павлову, рождается от слуха; слух же движется силою Духа Божия и возбуждается глаголом уст Его 1082 . Вера, из принятого слухом Слова Божия зачавшаяся и родившаяся в человеке, многоразличные производит плоды, многочисленных рождает чад. Именно: вера ясное рождает познание Бога Отца и возлюбленного Сына Его Господа Иисуса Христа, то небесное, таинственное познание от которого зависит вечный живот и все спасение наше; как-то Сам Спаситель наш уверяет нас, сице о сем глаголя: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа 1083 . – Вера чистосердечное производит исповедание Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Всякой человек, веру от Бога стяжавший, не только познает и приемлет внутренно за истину что премудрый Бог Един есть по Существу и Троичен в Лицах; но тоже самое, что приемлет слухом, что познает умом, во что верует сердцем, тоже, говорю, самое и устами исповедует пред всем миром, исповедует пред царями и владыками; исповедует, не опасаяся гонения неверующих и мало верующих, не стыдяся поношения, посрамления и ругательства вольномыслящих, рода прелюбодейного и грешного; исповедует, всегда в памяти своей содержа сие Христово изречение: Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть Его пред Ангелы Божиими 1084 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И независимо от умедления обязанность платить проценты может возникнуть всякий раз, когда в пользу одного лица другое лицо, состоящее к нему в известном юридическом отношении, употребляет свой капитал, подлежащий возвращению из имущества первого лица. Так, напр., когда поверенный, производя дело своего доверителя, вынуждается употребить на это дело свой капитал, капитал этот подлежит возвращению, и быстрота возвращения не всегда зависит от воли доверителя; но хотя бы с его стороны и не было умедления, он обязан вместе с капиталом возместить и ценность его употребления, т.е. проценты. Сюда же относятся проценты, полагаемые с суммы, составляющей цену иска или тяжбы за все то время, пока тяжба продолжается, если эта сумма находилась в руках или в долгу у лица, обвиненного по иску. Римское право различало два рода процессуальных процентов: одни начинаются в самом начале тяжбы, с началом литисконтестации, т.е. когда до ответчика дошло требование истца. С этой минуты взаимное отношение сторон становится обязательным: они отвечают друг другу за целость имущества, составляющего предмет тяжбы, со всеми его приращениями, с минуты, когда объявилась тяжба. Стало быть, ответчик (предположив его повинным в иске) с того времени, как ему заявлен иск, отвечает истцу за ценность иска, cum omni causa, между прочим и с процентами на капитал; иногда при этом ответственность его связана и с умедлением, если он, оставляя спор, уклоняется от удовлетворения по обязательству. Другие проценты считаются от судебного решения, которое, определяя в данную минуту, юридически и материально, отношение сторон, определяет вместе с тем предмет и ценность исполнения. Эта ценность считается в долгу за повинной стороной, умедление коей начинается с истечением срока, положенного для исполнения решения. Различие это, однако, не повторяется в новейших законодательствах, хотя все признают течение законных процентов в тяжбе со времени предъявления иска (австр.) или с заявления его ответчику (прусск.). Размер процентов определяется договором, волей завещателя, обычаем или рыночной ценой, наконец – законом. Закон, в определении этого размера, предполагает обыкновенно двоякую цель: 1) установить наивысшую меру (maximum) процентов, для предупреждения притеснительных, ростовщических требований, с тем, чтобы требование процентов свыше этого размера считалось незаконным и недействительным. Оно признается даже более того – проступком или преступлением лихвы, влекущим за собой штраф и уголовное взыскание. 2) Закон имеет еще в виду определить нормальную меру процентов на случай, когда без договора присуждается взыскание капитала, находившегося в незаконном владении, с процентами за время этого владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010