Разве смертный человек не воздаст славу Сыну, Которого Сам Отец прославил с высоты небес не единожды, но дважды и трижды. Послушай, что рек Он с небес, когда нисходил Дух Святой и когда Сын был крещен рукою Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» 1078 . Конечно, если у тебя уши были заложены 1079 так, что ты этого не слышал, то поверь апостолам, что они услышали на горе, когда Иисус, преобразившись, во славе беседовал с Моисеем и Илией. Отец из сияющего облака сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» 1080 . На это еретик ответил: «В этих свидетельствах Отец ничего не говорит о славе Сына и лишь являет самого Сына». Я ему в ответ: «Если ты и эти слова понимаешь так, то я тебе представлю другое свидетельство, в котором Отец прославил Сына. Когда же Господь пришел на страдания и говорил: «Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» 1081 , что Ему ответил с неба Отец? Не сказал ли: «И прославил и еще прославлю» 1082 . Таким образом, Отец прославляет Его собственным гласом, а ты пытаешься отнять у Него славу? Хотя и есть у тебя такое намерение, сил, однако, у тебя недостанет. И в самом деле, ты, обвинитель апостола Павла, послушай его самого, ибо Христос говорит его устами: «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» 1083 . Если Он ныне разделяет вместе с Отцом славу и если Он ныне живет вместе с Отцом в самой славе, как же ты Его бесчестишь, словно бесславного? И почему среди людей не следует воздавать славу Тому, Кто в равной славе с Отцом царствует на небесах? Итак, мы исповедуем, что Христос, Сын Божий, есть истинный Бог. И посему как Божество едино, так и слава будет одна». После этого наступило молчание и спор был прекращен. Оппила же отправился к королю Хильперику и, отдав ему подарки, которые прислал король из Испании, вернулся в Испанию. 43. Также и в Галисии произошли тогда события, о которых мы прежде всего и расскажем. Итак, когда Герменегильд, как мы сказали выше, находился в ссоре с отцом 1088 и отсиживался с женой в каком-то испанском городе 1089 , полагаясь на помощь императора и Мирона, короля Галисии 1090 , он узнал, что отец подступает к нему с войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Следует добавить, что – а) учение об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и – б) сам порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между собой. § 58. Способ творения. Касательно способа творения Богом вселенной Православная Церковь выражается иногда, что Он сотворил все мыслью (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18), иногда – хотением (там же отв. на вопр. 14), иногда – словом или повелением (там же отв. на вопр. 22). И в этом она последует Слову Божию, которое сви­детельствует, что Бог создал мир – 1) Разумом и премудростью: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом ( Притч. 3:19 ; срав. Псал. 135:5 ; Иер. 10:12 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ; срав. Дан. 13:42 ; Сирах. 23:29; 39:26 ). от века я помазана, говорит так­же сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли... Когда Он уготовлял небеса, я была там..., когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем ( Притч. 8:23,27,29 ). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, 1081 и называли их первообразами ( πρωττυπα) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα), предопределениями ( προορισμο) и т.п. 1082 “Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин , от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определен­ное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание”. 1083 И в другом месте: “понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут”. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Словосочетание «исполнение закона» встречается у апостола Павла 1082 , однако в данном случае, очевидно, мы имеем аллюзию на слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). В языке Иисуса Христа терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на «повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым» ( Втор.4:44 ). В широком смысле «закон» – это вся совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом 1083 . Под «пророками» понимаются Книги Иисуса Навина и Судей, 1–4 Книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, а псалмы пелись в качестве молитв) 1084 . В раннехристианской Церкви словосочетание «закон и пророки» употреблялось для обозначения Ветхого Завета в целом. Ветхий Завет читался через призму новозаветного откровения: в нем видели прежде всего непрерывную цепь пророчеств о Христе. А во Христе видели «исполнение» закона и пророков, то есть ту цель, ради которой был написан весь Ветхий Завет. Спасение через Христа было главной темой пророческих писаний, утверждает апостол Пётр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Евхаристия включала в себя воспоминание обо всей ветхозаветной истории, увенчанием которой стало пришествие в мир Спасителя. И под конец Литургии Церковь устами священника обращается к Тому, Кто является «исполнением закона и пророков», Кто исполнил весь замысел Бога Отца о спасении рода человеческого, прося, чтобы Сам Христос наполнил сердца причастников радостью и весельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так стонала душа праотца. Так стонут и наши души, которым никогда не дается видеть Божье благо­словение исполненным. А ведь старались! Стонала душа, но великий Запинатель шел. Шел еще раз вступить в борьбу. В борьбу за благословение Исава, в ярости своей готового убить его. Иаков шел с домом своим, дабы приобрести благоволение в очах Исава, брата своего 1082 . И всего-то речь шла об Исаве, необузданном в жажде крови, брате Иакова. Нет, не «всего-то»! За Исавом был ангел его. За ангелом Исава был Сам Бог. Борьба предстояла не простая. Еще во чреве матери запинал Иаков брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог! 1083 И встал Иаков в ту ночь, и взяв двух жен своих, Лию и Рахиль, и двух рабынь своих, Валлу и Зелфу, и одиннадцать сынов своих (последний Ве­ниамин еще не родился), перешел через Иавок вброд. И, взяв их, перевел через поток, и перевел, что у него было. Иавок ( – Ябок) означает «текущий», «бегущий» – приток Иордана с восточной стороны в сорока километрах от Мертвого моря, являющийся северной границей земли Аммона. Арабы называют Нахр-эд-Зерка (Синяя река). Иаков готовится к страшной встрече. Исав с четырьмястами воинов уже рядом. Завтра – встреча. Что она ему принесет?... Дерзновенный праотец на­деется не только остаться живым, не только сохранить людей и имущество, но и чтобы Исав, сменив гнев на милость, утвердил благословение, вырван­ное некогда у него младшим братом. Разве это возможно?... Все может вера. Душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет! 1084 . И остался Иаков один. Мидраш говорит, что «Яаков со всей своей семьей перешел реку Ябок, а затем вернулся» 1085 . Вот там он и остался один. Самую страш­ную борьбу каждый в своей жизни должен совершить один. Каждый должен пережить сказанное у Исаии-пророка: Я топтал точило один …………………………. Я смотрел, и не было помощника; и дивился, что не было поддерживающего. 1086 И остался Иаков один. Один в непроглядной тьме южной ночи. Теодицея. Боже, как Ты сможешь оправдаться в жизни моей? Как оправ­дать Тебя пред Исавом, у которого вырвал я и первородство и благослове­ние Твое? Есть ли оправдание мне? Только тогда, Боже, Ты оправдаешься во мне, если Исав, брат мой, явит благоволение свое мне. А там, недалеко, бряцают мечи его мужей-воинов. Рассеется ночная тьма, что принесет мне заря нового дня?...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

    426 Архонты - по-видимому, сенаторы.     427 Зима 108182 г. Это лишнее доказательство в пользу нашего предположения, что морская битва между Робертом и венецианцами произошла осенью 1081 г. (см. выше, прим. 425); ведь Анна переходит здесь к изложению событий, которые в ее представлении непосредственно следуют за этой битвой.     428 Об этом втором сражении с Робертом, состоявшемся, согласно хронологии Анны, весной 1082 г., кроме нашей писательницы, не сообщает ни один источник. Маврик, о котором говорит Анна, судя по свидетельству Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., V, 99), прибыл вместе с венецианским флотом на остров Корфу в 1084 г. Есть все основания предполагать, что Анна в данном случае относит к 1082 г. события 1084 г. См. ниже, прим. 430. Сохранились две печати Михаила Маврика — вестарха и катепана Диррахия (Schlumberger, Sigillographie..., р. 204, ср. REB, XIII, 1950, р. 485). Некий Маврик упоминается также Лупом Протоспафарием (Lup. Protosp., s. а. 1066) и в «Краткой норманнской хронике» (Chron. breve northm., s. а. 1067). Как человека благородного рода и опытного в морском деле характеризует Маврика Никифор Вриенний (Nic. Br., II, 26).     429 Река Гликис — это древний Ахерон (см. RE, Bd 7, col. 1476). О неверных идентификациях Гликиса см. Mathieu, Guillaume de Pouille..., р. 333. Следует, однако, отметить, что на карте IX, помещенной в книге Матье, Гликисом назван не древний Ахерон, а Фиамис (к северу от Ахерона).     430 Если следовать хронологии Анны, то эти события придется отнести к лету 1082 г. Однако известно, что уже в апреле — мае 1082 г. Роберт возвратился в Италию (см. Ал., V, 3, стр. 161).    О стоянке норманнских кораблей на р. Гликис, о голоде в лагере Роберта и об оригинальном способе, благодаря которому норманнский вождь спустил в море корабли, сообщается также и у Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., V, 210—254). Однако последний относит эти события к зиме-весне 1084— 1085 гг., когда Роберт, вторично переправившись из Италии и одержав победу над венецианским флотом, зазимовал в Вондице, а свои корабли расположил на р. Гликис (ср. рассказ Анны о событиях этого bpeмehu,IV, 5—6). Хронология Вильгельма Апулийского в данном случае более достоверна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   1) События между выходом Алексея из Константинополя (IV, 4, стр. 145) и прибытием его к Диррахию Анна описывает как строго последовательные, и трудно предположить, что задержка Алексея в пути на 1 год 2 месяца не была бы специально оговорена писательницей. Если логически развивать мысль Дж. Баклер, нужно сделать и второе исправление: της πμπτης επινεμσεως (5-й индикт) вм. της τεταρτης επινεμσεως (4-й индикт; IV, 4, стр. 145) и, таким образом, датировать выход Алексея из Константинополя не августом 1081, а августом 1082 г. Но допустить две ошибки в тексте «Алексиады» уже трудно, тем более что ранее (III, 6, стр. 126) Анна уже говорила о выступлении Алексея из Константинополя в августе 1081 г.    2) Датировка, предложенная Дж. Баклер, прямо противоречит свидетельствам западных хронистов (кроме вышеперечисленных, см. также Anon. Bar. Chron., s. а. 1082).    3) События, которые Анна относит к первой половине 1082 г. (а Анне, как мы видели, безоговорочно верит Дж. Баклер), на самом деле происходили значительно позже. См. прим. 430.    4) Если мы будем датировать битву за Диррахий не 1081, а 1082 г., то соответственно на год вперед передвинутся все дальнейшие события, рассказанные Анной, а это в конце концов придет в противоречие с прямыми хронологическими указаниями нашей писательницы.     445 Диррахий лежит в низменной заболоченной местности. Никакого горного хребта, «начинающегося в Далмации», там нет. Рядом с Диррахием расположена лишь десятикилометровая цепь холмов, из которых только один имеет высоту 184 м над уровнем моря. Его, видимо, и называет Анна «крутой и высокой горой». Крутой западный склон этого холма обращен к морю, а пологий восточный — в сторону Диррахия (см. Jireek, Die Lage und Vergangenheit der Stadt Durazzo..., S. 389 sq.).     446 Имеется в виду сын Константина Χ Дуки, брат Михаила VII.     447 См. прим. 193.     448 Намбит (греч. Ναμπτης). По мнению С. Блэндаля, это имя происходит от исландского nábitr (хищная птица). См. Blöndal, Nábites. Статья С. Блэндаля известна нам по аннотации Ф. Дэльгера (BZ, 40, 1940, S. 284).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Таким образом по последнему заключению Ф.Ив. Успенского дело И. Итала возникало дважды – в 1077 году, при имп. Михаиле VII Дуке и патр. Косьме 1-м и в 1082 г. при имп. Алексее 1-м Комнин и патр. Евстратии Гариде. Свои заключение он утвердил на несомненных свидетельствах актов собора 1082 года, которым вполне соответствуют и даты кодексов – Римского, Болгарского и Кутлумышского. В кодексах Болгарском и Кутлумышском указаны даже месяц и число. Принимая даты актов 1082 г., Ф.Ив. Успенский отверг дату Анны Комнин и Ник. Акомината, т. е. 7 индикта, соответствующую 1084 г. Но что Анна Комнин хорошо знает о разборе дела Итала в 1084 году, она дает для этого и другое вполне определенное указание. По словам актов собора 1082 года, предыдущее делопроизводство случилось вскоре после занятия Евстратием патриаршего престола 100 Делопроизводство же 1084 года случилось, по ее словам, пред оставлением патриаршего престола; и даже было причиной его удаления, так что закончено было судопроизводство уже без патриарха 101 . Все это подтверждает основную дату Анны Комнин, не допуская предположения, что она могла ошибиться и событие, случившееся раньше, не могла отнести к позднейшему времени. Сообщение Анны Комнин настолько ясно и определенно, что нет возможности сомневаться, что она не точно представляет себе факт, о котором рассказывает. Самые обстоятельства, при которых случился разбор дела Итала, настолько были исключительны, что не оставляют сомнения в справедливости сообщений Анны Комнин. Но об них мы будем говорить в своем месте. Сказанного же достаточно, чтобы утвердиться в мысли о новом разборе дела И. Итала в июне или июле 1084 года. Окончилось ли дело И. Итала разбором 1084 года, или же оно вновь возникло, об этом историки не говорят определенно. И об этом можно судить только на основании косвенных данных. Такими косвенными данными являются главы Синодика, а с другой стороны сообщение Анны Комнин. Мы уже говорили, что по количеству глав Синодика против И. Итала можно судить о том, что дело это возникало не раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    441 О стычке в окрестностях Диррахия рассказывается также у Ордерика Виталия (Ord., Vit., VII, р. 520). Имеют ли оба историка в виду одно и то же сражение, решить трудно.     442 Dölger, Regesten..., 1074 (октябрь 1081 г.).     443 Согласно Вильгельму Апулийскому (GuiL, Ар., IV, 361—365) и Малатерре (Malat., III, 27), византийское войско подошло к Диррахию накануне сражения и расположилось недалеко от города.     444 То, что Алексей прибыл к Диррахию в октябре 1081 г., подтверждается также свидетельствами Малатерры (Malat., III, 26) и Ордерика Виталия (Ord. Vit., VIII, 4). Однако из-за путаницы в хронологии событий в «Алексиаде» (см. прим. 430) вопрос о времени битвы за Диррахий вызвал разногласия среди исследователей. Вкратце напомним последовательность событий в рассказе Анны.    Роберт высадился на материке в июне 1081 г. (IV, 1, стр. 140). Алексей, получив письмо Георгия Палеолога, просит помощи у турок и венецианцев; последние высылают флот и одерживают победу над морскими силами Роберта (IV, 2, стр. 143) осенью 1081 г. (см. прим. 425). Зимой (108182 г.) Роберт воздерживается от выхода в море, а весной ромейский и венецианский флоты наносят ему поражение. Наступает лето 1082 г. (IV, 3, стр. 145). Сразу же после этого Анна сообщает, что в августе 4-го индикта (т. е. 1081 г.!) Алексей вышел из Константинополя и 15 октября 5-го индикта (т. е. в том же году) подошел к Диррахию, а 18 октября вступил в бой с Робертом (см. ниже, IV, 6, стр. 150). Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 407 sq.), принимающая на веру все сообщаемое Анной, считает необходимым исправить как ошибку переписчика επινεμσεως πμπτης (5-й индикт) на επινεμσεως εκτης (6-й индикт; IV, 6, стр. 150) и, таким образом, стремится доказать, что рассказ Анны выдержан в хронологической последовательности, что борьба за Диррахий была в 1082 г., а вторая битва с венецианским флотом действительно имела место в первой половине 1082 г. К этому же времени она относит стоянку кораблей Роберта на р. Гликис. Однако с точкой зрения Дж. Баклер нельзя согласиться по следующим соображениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

III 9, p. 91 C ed. Paris.). 105 Анна обвиняет беспечность и небрежность предшествовавших императоров, не заботившихся об армии, и выставляет на вид хлопоты и усилия своего отца для восполнения оной. Это небольшое число наемных варваров в 1081 году, с одной стороны, находится в полном согласии с некоторым раскассированием варяжского корпуса в 1079 году, а с другой – противоречит тому значению, с которым этот же корпус является в 1082 году. В октябре 1082 года Алексей Комнин явился на выручку Драча, осаждаемого Норманнами. Его армия представляла самую пеструю смесь племен, языков и вероисповеданий. На ряду с Греками Македонии и Фессалии, Анна Комнина (IV 4, р. 109 С) называет отряд экскубиторов (το τν ξκουβτων τγματος), тоже, по-видимому, греческого происхождения. Затем следуют Охридские Турки, поселенные среди Болгарского племени и до новейших времен сохранявшие свой язык; в 1082 г. начальство над ними было поручено известному сподвижнику и другу Алексея, крещеному мусульманину Татинию. Филиппопольские манихэи, или павликиане, бросавшиеся в глаза своим особенным способом творить крестное знамение одним перстом (Вильгельм Апулийский), явились со своими двумя вождями Ксантой и Кулеоном. Отряд вестиаритов состоял из ближних людей императора благородного происхождения. Далее следовали Франки, то есть, главным образом, южно-итальянские Норманны, состоявшие под начальством одного из младших родственников Роберта, ушедших в Константинополь вследствие обиды или неудовольствия. Варанги были поставлены под начальство Набида, или Намиита (IV 5, р. 112 D: τν Βαργγων γεμν Ναμπτης), происхождение которого не известно. В самом сражении под стенами Драча (18 октября) Варанги занимали самые важные места; им также принадлежала наиболее видная роль в битве. Вот рассказ Анны (IV 6, р. 115 sq. ed. Paris.). «Разделив на части войско, Алексей не удерживал стремительности тех варваров, которые пошли на палатки Роберта; но тех, которые носят на плечах острые мечи (τος – – τ τερκοπα ροντας ξpη), удержал при себе вместе с их предводителем Нампитом и приказал им, сошедши с лошадей, идти впереди на небольшом расстояния и в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Да и Анна Комнин дает право на подобное ожидание своим замечанием, что после всенародного осуждения И. Итала в 1084 году он все-таки не смирился и продолжал публично выражать свои мысли. За это он сам был предан отлучению. Новое отлучение его самого едва ли могло случиться без нового разбора дела Итала. Но и этим оно еще не было окончено. Анна Комнин определенно говорит, что после вторичного раскаяния проклятие было несколько облегчено: учение его и до ныне предается проклятию, а имя только косвенно, темно и не для многих ясно осуждается церковной анафемой 102 . Таким образом, судя по словам Анны Комнин, дело Итала после разбора 1084 года возникало еще два раза. Справедливость слов Анны Комнин подтверждается и различным количеством глав против Итала в различных списках Синодика. Есть кодексы только с девятью главами (Римский), есть кодексы с десятью (Венецианское издание постной триоди), есть кодексы с одиннадцатью главами, при чем одиннадцатая глава встречается в двух редакциях; в одной из таких редакций имя Итала упомянуто определенно (Кутлумышский, Болгарский и др.), в других же имя Итала «осуждается косвенно и темно». Относительно десяти глав Венецианского издания еще нельзя настаивать, что и в самом деле против И. Итала составлено было десять глав, так как пред этими главами помечено одиннадцать глав, хотя и приведено только десять. В виду такого разногласия нельзя настаивать, что существовали кодексы только с десятью главами. Относительно же других редакций необходимо признать, что они представляют собой различные периоды в истории развития дела И. Итала. И на основании их можно судить о времени возникновение дела И. Итала. Как мы уже видели, Ф.Ив. Успенский пришел к выводу, что девять глав было составлено в 1077 году, а одиннадцать – в 1082 году. Свое утверждение он основывает на том, что в списках синодика (Болгарский и Кутлумышский), в которых приведено по одиннадцати глав, выставлена и дата пятого индикта, соответствующая 1082 году. Но дата пятого индикта в означенных списках помечена на стороне и следовательно представляет собой позднейшую вставку лиц, которым было известно время судопроизводства по делу Итала в 1082 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010