412 Тюркское происхождение эфталитов отстаивают Fray and Sayili. Turks in the middle east before the Saljuqs. Journal of the American oriental society, 1943, v. 63, 3, p. 195196. 420 Холиаты-хвалисы-хорезмейцы. В. В. Бартольд. Сведения об Аральском море. Ташкент, 1902, стр. 2930. 424 В. В. Бартольд. Сведения об Аральском море, стр. 29. – R. Henning. Terrae incognitae, В. II, р. 62. – Н. В. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР, стр. 76. 435 R. Grousset. Histoire des croisades et du royaume Franc de Jérusalem, (t. 1, Introduction, pp. XXXIII, XLV). Этими сопоставлениями дат автор намекает на драматическую связь событий: когда Византия вышла из борьбы с восточным врагом после поражения при Манцикерте в 1071 г., то выступили в 1095 г. западные силы первого крестового похода. В 1082 г. Роберт Гвискард, казалось, дойдёт до Константинополя и захватит его, как это случилось в 1204 г. С другой стороны, эти даты могут быть связаны между собой следующим образом: в 1071 г- Роберт Гвискард занял Бари и отсюда наметил своё движение на Византию. В 1095 г. его сын Боэмунд вместе с первым крестовым походом пошёл в Константинополь. В 1082 г. венецианцы протянули руку к Константинополю, в 1204 г. они стали там хозяевами. – Е. С. 437 В русском переводе С.-Петербургской Духовной Академии (стр. 274) эти термины переданы неверно, так как взято их буквальное, к данному случаю не подходящее значение: «мастерская» и «лестница». 438 В этом отношении предшественниками венецианцев не приходится считать амальфитанцев, имевших в XI в. торговую станцию в Константинополе 440 Tafel und Thomas. Urkunden zür älteren Handels und Staatsgeschichte der Republik Venedig. Bd. I, 113, 51. 444 Замечательно, что подобное суждение приводится в хронике венецианского (позднейшего, ум. в 1354 г.) историка Андрея Дандоло (Chron., Muratori RIS XII, р. 291). 446 Ср. описание событий в Константинополе в эти дни у Ф. И. Успенского (цит. соч., стр. 1314), дающееся, главным образом, по латинскому писателю XII в. Вильгельму Тирскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на эти известия, достаточно, впрочем, расстроившие его, Роберт приказал сниматься с якоря 1 мая 1081 г. С ним шло 1300 норманнов и 15 тысяч сборных отрядов 58 . Выше было замечено, что сын Роберта Боемунд отправлен был с 15 кораблями вперед, чтобы приготовить на эпирском берегу место высадки для норманнского войска. Боемунд успел завладеть береговыми городами Валлоной, Каниной и Ориком и затем сделал попытку взять Корфу, но так как здесь встретил большое сопротивление, то остановился поблизости в ожидании прибытия главного войска. Между тем Роберт без труда высадился в упомянутых морских гаванях, которыми завладел его сын, направился к Корфу и принудил его к сдаче, а затем обратил внимание на главный город этой части Эпира, Диррахий, или Драч. В то время как Боемунд подошел к городу с суши, Роберт предполагал начать осаду его с моря, но сильная буря погубила часть его флота и лишила его сделанных для похода запасов. Тем не менее с остатками флота он подошел к Драчу и приступил к его осаде. Стратегом фемы и начальником крепости был Георгий Палеолог, которому были предоставлены большие военные средства и который, кроме того, ожидал прибытия венецианского флота, имевшего выступить против норманнов в союзе с империей. В июле того же 1081 г. под предводительством дожа Доменико Сельво прибыла к Драчу венецианская морская эскадра, которой удалось удалить от города норманнские корабли и вступить в сношения с греческим гарнизоном осажденного города. Несмотря на такой оборот дела, угрожавший положению норманнов в других завоеванных городах Эпира, Роберт употребил все усилия, чтобы не отказываться от осады Драча, и продолжал держаться под ним до осени. В октябре явился на театр военных действий Алексей Комнин с вновь собранным войском в числе 70 тысяч. Несмотря на советы Палеолога уклониться от генерального сражения, Алексей решился вступить в бой и проиграл его. После этого сражения, показавшего все превосходство военного таланта Роберта Гвискара, который разбил в несколько раз сильнейшего неприятеля, судьба Драча была уже предрешена. Он держался еще несколько месяцев, но в начале 1082 г. должен был сдаться норманнам 59 . Дальнейший план Роберта состоял в движении на восток, в Македонию, где он рассчитывал завладеть Солунью, а затем он мечтал о завоевании Константинополя. Но слухи об отчаянном положении папы, которому угрожал германский император Генрих IV, и о враждебном движении среди его собственных вассалов в Южной Италии побудили его приостановиться походом на империю, почему он, сделав нужные распоряжения насчет армии, поспешил возвратиться в Италию весной 1082 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Платон Кузьмин, Москва 24 мая 2016г. 12:16 Виталий, вы перепутали. Я писал про 10-й анафематизм Собора 1082 года.А Вы цитируете что-то другое. На Соборе 1082 года анафематствуются " верящие в предсуществование душ и вселенной, отрицающие вечность ада и Царства Небесного " . Об этом можете прочитать в Православной Энциклопедии в статье, посвященной Иоанну Италу http://www.pravenc.ru/text/471256.html Также напоминаю, что в моей статье помимо этого Собора упомянуты ещё два, которые осудили тех, кто считает, что будет конец мукам нераскаянных грешников. Михаил, Пятигорск 22 мая 2016г. 15:26 В вопросах веры авторитет только святые отцы Церкви. Лысенко Игорь, Харьков 24 мая 2016г. 00:17 Уважаемый Михаил, не могли бы Вы пояснить: 1. Для кого авторитет? 2. Какие именно святые отцы Церкви авторитет? 3. Означает ли, что раз только святые отцы Церкви авторитет, то Священное Писание - не авторитет? Или, по крайней мере, не такой степени важности авторитет? Михаил, Пятигорск 25 мая 2016г. 16:47 Писания без Предания не бывает. Запомните это на всю свою жизнь. Если вы отвергаете Предание - опытное богопознания - то Писания для вас нет. Не вера от Писания, а Писание от веры. Лысенко Игорь, Харьков 27 мая 2016г. 20:43 Уважаемый Михаил! Спасибо за Ваш совет " запомнить это на всю свою жизнь " :) Вы, как всегда, к сожалению, категоричны и демонстрируете поразительную способность игнорировать поставленные вопросы. Разумеется, это Ваше право. Может быть, для Вас окажется полезным последнее четверостишие одного из стихотворений английского поэта Уордсворта: Искусств не надо и наук В стремленьи к подлинному знанью. Ты сердце научи, мой друг, Вниманию и пониманью. Всего доброго, Игорь Михаил, Пятигорск 28 мая 2016г. 19:58 Уверен, что вы гуманитарий, то сие вам не поможет. Но если случайно окажется, что технарь, то изучите теорему Геделя о неполноте. Может хоть это вразумит протестанта... И вам не хворать. Михаил. Лысенко Игорь, Харьков 01 июня 2016г. 13:39 Уважаемый Михаил! Позвольте уточнить, а на чём основана Ваша уверенность? Да, можно сказать, что я гуманитарий, и сам себя считаю таковым. В то же время, как Вы пишете, " случайно оказалось " , что я и технарь (кандидат технических наук с 1996 года и имею более чем 20-летний стаж преподавания различных " технарских " дисциплин, преимущественно связанных с прикладной математикой). Разумеется, я знаком с теоремой Курта Гёделя о неполноте и более того, творчество этого математика было для меня всегда (и остаётся по сей день) предметом живого интереса. Единственное, что мне не понятно, каким образом выводы из этой теоремы должны меня вразумить? Очень бы хотелось услышать ответ на этот вопрос, но предлагаю Вам сделать это в личной переписке по электронной почте. Кроме того, мы могли бы коснуться и других вопросов, если у Вас возникнет интерес. Мой адрес: igor.v.lysenko@gmail.com.

http://bogoslov.ru/article/4900148

На каждого священника, хотя и не получившего медицинского образования, возлагается обязанность определять и обозначать в метриках причину смерти умершего. Посему, во избежание законной ответственности, в графе «от чего умер» не должно писать о ком-либо, что он умер «от известной причины». Если бы действительно оставалась неизвестной причина, от которой последовала смерть известного лица, священники только могут и на основании 918 ст. уст. мед. полиц. и ст. 1082 улож. о наказ. даже должны доводить об этом до сведения полицейско-медицинской власти и затем относительно погребения и записи в метриках такого покойника поступать согласно с тем, как будет объяснено в отношении полицейско-медицинской власти. На основании 918 ст. уст. мед. полиц. и ст. 1082 улож. о наказ. не могут быть, прежде судебно медицинского осмотра 295 предаваемы земле: а) тела умерших после наружного механического насилия: от ушиба, от ран, от падения с высоты и т. п.; б) тела умерших скоропостижно с необыкновенными припадками, подающими повод к подозрению к отраве; тела умерших по наружном употреблении вредных паров, мази, ванн, умываний, пудр и т. п.; в) найденное мертвое тело со знаками наружных насилий или без оных; г) вообще тела людей, бывших по видимому здоровыми и умерших скоропостижно от неизвестной причины; д) найденное мертвое тело новорожденная младенца; е) также в тех случаях, когда есть подозрение в умышленном умерщвлении и изгнании плода и ж) когда возникнут жалобы о приключившейся смерти от непозволительного лечения шарлатанами и другими лицами, не имеющими права на лечение. Сюда же относятся также дела мнимо умерших, замерзших, утонувших и т. п., опившихся водкой. По указу св. Синод, от 1 марта 1828 г. не дозволяется погребать и умерших без исповеди, не получивши от полиции билета или отношения. Впрочем, так как приходской священник в большинстве случаев может знать состояние здоровья каждого своего прихожанина, то он может погребать без полицейско-медицинского освидетельствования тела умерших без напутствований Св. Тайнами, если такие умершие несколько дней и даже недель лежали в постели, но из боязни, или по другим каким-либо причинам, сами или их родные откладывали время от времени пригласить священника для напутствования Св. Тайнами больного. В случае сомнений священник может расспросить добросовестных свидетелей сам или чрез сельского сотского, который может составить даже письменный акт. И как скоро окажется и возникнет подозрение, что умерший без Св. Причастия скончался скоропостижно, хотя бы и естественной смертью, без признаков преступления или проступка, подлежащего преследованию, то священник такого покойника, не прежде может предать земле и записать в метрики, как заручившись сведениями и распоряжениями от станового пристава, не полагаясь на сведения сообщаемые по этому предмету сельскими сотскими и полицейскими урядниками 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

    529 23 апреля (1083 г.). Обращает на себя внимание противоречивость свидетельств Анны. Только что писательница сообщала: Боэмунд из Кастории направился к Лариссе (по-видимому, поздней осенью 1082 г.) с намерением провести там зиму. Ниже она утверждает, что осада Лариссы продолжалась 6 месяцев. Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 88, n. 6) предполагает, что войска Боэмунда осадили Лариссу осенью, а сам он появился у города лишь в апреле. П. Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 66) считает, что Боэмунд подошел к Лариссе 26 ноября 1082 г., т. е. в осенний Юрьев день. Но осенний Юрьев день, насколько нам известно, справлялся лишь на Руси с XI в.     530 Об осаде Лариссы и о сражении за этот город рассказывают также Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 26—79) и Зонара (Zon., XVIII, 22).     531 Среди афонских актов сохранились четыре грамоты Алексея, дарующие или подтверждающие дарение Льву Кефале земельных владений. Лев Кефала носит там титулы вестарха, примикирия, проедра и катепана. Грамотой, помеченной 1090 г., Алексей закрепляет за детьми Кефалы владения их отца; следовательно, к этому времени Льва уже не было в живых. Интересно, что в грамоте 1086 г. имения жалуются Кефале как раз за оборону Лариссы, о которой рассказывает Анна (см. Rouillard, Léon Képhalas, рр. 444—450).     532 Большая государственная дорога (η δημοσα λεωφρα) — византийское название знаменитой Via Egnatia, соединявшей Диррахий с Константинополем. Однако в данном случае Анна говорит о том, что Алексей свернул с дороги, достигнув областей Лариссы. Таким образом, Алексей должен был покинуть Эгнатиеву дорогу еще у Фессалоники или у Острова (см. карту). Следовательно, под δημοσα λεωφρα здесь подразумевается дорога, соединявшая либо Фессалонику с Лариссой, либо Остров с Лариссой.     533 Влахи - романизованное население Дакии, главным образом кочевые скотоводческие племена. Первые упоминания о влахах на Балканском полуострове (Кекавменом, автором «Стратегикона») относятся к XI в. (См. Jorga, Histoire des Roumains, р. 411 sq.). В 1066 г. влахи вместе с болгарами участвовали в восстании против византийского господства под руководством Никулицы Дельфина (Литаврин, Восстание болгар..., стр. 123 и сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Однако давайте посмотрим, что писал по этому поводу знаменитый французский византинист Поль Лемерль, которого уж никак нельзя заподозрить в завзятом русофильстве или ангажированности (естественно, в политологическом смысле этого слова), ученый, который, наряду с другими, составил славу французской византинистики XX столетия. Ту самую грамоту 1082 года, по которой император Алексей I Комнин предоставил венецианцам торговые льготы, Лемерль называл «одним из важнейших документов, когда-либо подписанных византийскими императорами». И далее он добавлял: «И в самом деле, венецианские купцы получили право покупать и продавать в любом уголке империи практически без уплаты налогов и таможенного контроля, им предоставили целый квартал и склады в Константинополе – в итоге венецианские купцы оказались в империи в более благоприятных условиях, чем византийские. Это было событие огромного значения. Оно означало для Византии отказ от огромных преимуществ, которыми она пользовалась, будучи посредником между Востоком и Западом, что, собственно, и обуславливало ее экономическое могущество. С тех пор Венеция превратилась в государство, поставившее свои морские силы на службу коммерческим интересам. Удивительно сочетая цинизм, ловкость и последовательную политику, Венеция без зазрения совести в течение нескольких веков успешно проводила политику экономического империализма. Документ 1082 года – это своего рода первопричина четвертого крестового похода», то есть того самого, во время которого и был варварски разграблен Константинополь. Любопытно также, какие выводы делает из всего этого французский византинист: «Крестовые походы разорили Византию. Они разорили ее совершенно бессмысленно и окончательно: империя уже никогда не оправилась от нанесенных ударов. Эпоха Палеологов была лишь передышкой, продолжительной агонией с несколькими прекрасными взлетами жизненной силы, но это не означало возрождения. Торговая гегемония Венеции и Генуи не позволила измученной стране подняться. Запад завоевал империю экономически, прежде чем турки завоевали ее территориально».

http://pravoslavie.ru/1215.html

   Хрисовул наносил огромный ущерб Византии и свидетельствовал о безвыходном положении империи. По сообщению Дандоло, венецианский дож даже требовал, чтобы Алексей провозгласил его дукой Далмации и Хорватии (см. Соколов, Восточная политика..., стр. 126 и сл.; Образование..., стр. 281 и сл.).    Этот хрисовул Анна ошибочно относит к 1085 г. На самом деле привилегии были предоставлены венецианцам в награду за их помощь в борьбе Алексея с Робертом в 1081—1082 гг. (Ал., IV, 3, стр. 144). О привилегиях венецианцев в Византии см. также Brown, The Venetians and the Venetian Quarter...; Roberti, Ricerche intorno alla colonia... (нам недоступна).     638 Имеется в виду Рожер.     639 Галея - небольшое судно для выполнения специальных поручений (см. Bréhier, La marine..., р. 12).     640 Несколько иначе рассказывает об этих событиях Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 202—254): Роберт расположил свои корабли на р. Гликис, а сам отправился со своими всадниками зимовать в Вондицу. Зимой (108485 г.) в лагере на р. Гликис начались голод и эпидемия (эти события Анна ошибочно относит к зиме, весне 1081—1082 гг.; см. прим. 430), Боэмунд заболевает и возвращается в Италию, тогда Роберт направляет Рожера в Кефалинию, а сам возвращается к своему флоту. Выведя корабли из обмелевшей реки (см. Ал., IV, 3. стр. 145), Роберт летом 1084 г. спешит на помощь Рожеру к Кефалинии.     641 Афер — местечко в Палестине. Такое же название носит мыс на северном побережье Кефалинии. Что касается Иерусалима, то мы не можем с уверенностью сказать, какой именно город на Итаке имеет в виду Анна. Так неожиданно и трагично для Роберта исполняется пророчество. Подробно об этом эпизоде см. Βαγιακακος, κ το τοπωνυμικο της Ιθακης, σελ. 341—348.     642 Большинство западных хронистов единодушно утверждают, что Роберт умер в июле 1085 г., но их сведения о месте и обстоятельствах смерти Роберта противоречивы. Данные источников сопоставляют П. Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 69, прим. 1) и Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 93, n. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    504 Конец 1083 г.; см. Ал., VI, 5, стр. 181.     505 Таким образом, Боэмунд из Кастории через Ваинитию прибывает в Янину. Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., рр. 85—86) считает, что Ваинития — это область к северу от залива Арта. По мнению ученого, Боэмунд выбрал такой окольный путь к Янине, для того чтобы заключить союз с влахами. М. Ласкарис (его работа известна нам по ссылке Mathieu, Guillaume de Pouille..., р. 328) обратил внимание на ошибку Ф. Шаландона и указал, что Ваинития — это прибрежная область между Химарой и р. Гликис.     506 Под акрополем в данном случае Анна, по-видимому, подразумевает какое-нибудь укрепление, примыкавшее к городской стене.     507 Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 86) и В. Златарский («История...», II, стр. 175) относят эти события к маю 1082 г., Дюканж (Ducange, In Alex..., р. 517), П. Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 64), Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena/..., р. 411) — к маю 1083 г. Датировка 1083 г. противоречит дальнейшим хронологическим указаниям Анны. По ее словам, Алексей вернулся в Константинополь 1 декабря 1083 г. (VI, 8, стр. 188). До этого времени происходят такие события: два сражения с Боэмундом, закончившиеся поражением византийского императора (V, 4, стр. 162 и сл.; видимо, лето-осень 1082 г.), осада Боэмундом Лариссы, длившаяся 6 месяцев и закончившаяся весной или летом 1083 г. (V, 5, стр. 165 и сл.; см. прим. 529), осада и взятие Кастории (VI, l, стр.176—177; лето или осень 1083 г.). Если мы предположим, что Алексей выступил из столицы в мае 1083 г., то для перечисленных выше событий просто не остается времени.     508 Пельтастов. F: δια αποστλων, С: δια πολλοστν. Принимаем поправку Дистервега (Reifferscheid, Annae Comnenae..., р. XIV) — δια πελταστων. Б. Лейб принимает чтение С.     509 Раньше Анна утверждала, что Алексей хотел спасти жизнь для дальнейшей борьбы с кельтами, здесь же она говорит о готовности Алексея умереть. К таким противоречиям писательницу нередко приводит стремление по всякому случаю воздать хвалу отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Однако на дворе был уже не 1082 г., да и сам Иоанн II Комнин мало походил на труса. Он разместил на острове сильный византийский гарнизон, и, потратив 6 месяцев на осаду, венецианцы были вынуждены с позором уйти. Вместо Корфу они решили удовольствоваться завоеваниями торговых прав на Востоке, куда их горячо звали крестоносцы – особенно после того, как Иерусалимский король Балдуин II попал в плен мусульманам. Все же мстительные венецианцы весной 1123 г. по дороге заглянули на острова Лесбос, Родос, Хиос и Кипр и разграбили их 398 . По прошествии 3 лет венецианцы, успешно воевавшие на Востоке, разгромившие африканских арабов и спасшие крестоносцев в Иерусалиме от неминуемой гибели, вновь дали о себе знать Византии. Благодаря своему мощному флоту и неисчерпаемым финансовым ресурсам, они нанесли сильное поражение венграм в Далмации в 1125 г., а вслед за этим византийцам в Кефалонии. Византийская держава не могла воевать сразу на всех фронтах, а потому, горько сожалея об этом вынужденном поступке, василевс вернул венецианцам те торговые льготы, какие им дал в 1082 г. император Алексей I Комнин. По крайней мере о большем просить венецианцы уже не осмелились. Как обычно, когда политические интересы и субъективные обстоятельства не нарушали мир Церквей, Рим и Константинополь естественно тянулись друг к другу. В 1124 и 1126 гг. император и понтифик обменялись посольствами, имевшими целью разведать обстановку и возможность примирения. Примечательно, что обе стороны старательно избегали богословских споров, по-видимому, опасаясь, что из-за них переговоры могут сорваться. Правда, развитию этих мирных инициатив вскоре помешала война 399 . В 1124 г. погиб отчим Тогрул Арслана Артукид Балак, и эмир Данишмендидов Гази II (1104–1134) захватил Мелитену. Вслед за этим он отвоевал у Византии Анкиру, Кастумуни и Гагру, продвинувшись в Пафлагонии до самого Черного моря. Опасаясь, что после победы над Боэмундом II турок будет претендовать на Антиохию, император предпринял в 1125 г. поход в Пафлагонию. Благодаря тонкой дипломатии Uoahha II Комнина, Гази II не получил помощи от наследников Румского султана. Более того, спасаясь от брата, Масуд бежал в Константинополь, где провел 4 года. Затем он перебрался к своему тестю Гази II и вернул себе трон. И уже его брат Арап спасался в столице Византии, где вскоре и умер 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее этим не исчерпывалась вся мера опасности, нависшей над Византией. Ей наносился ещё один, особый и в начальном проявлении будто бы и не страшный удар, также с запада. Развитие исторической судьбы Византии одним коварным ходом заставило её самоё создать себе серьёзнейшую по своим последствиям угрозу, какой явилось вынужденное и неосторожное соглашение Алексея Комнина с Венецией в 1082 г. Известный знаменитый хрисовул императора можно счесть своего рода смертным приговором; он не казался таковым лишь потому, что полное приведение его в исполнение относилось к далёкому будущему. Во всяком случае, от договора 1082 г. протягивается та непрерывная нить явлений, которая отчётливо извивается в сложном и запутанном клубке событий, приведших Византию к концу. Этот замечательный документ венециано-византийской дипломатии не обнаружен в подлиннике таким, каким он вышел из императорской канцелярии; не дошёл он и в переводе, таким, каким он был оглашён в аристократических коллегиях венецианского правительства, то есть мы не имеем его ни в греческом автографе, ни в латинском апографе. Возможно, что в том или ином виде он до сих пор скрывается в залежах архивов республики св. Марка или в библиотеке какого-либо греческого монастыря. Пока можно воссоздавать его содержание лишь косвенными путями. Хрисовул, за который венецианские купцы держались, как за основу своего могущества на Леванте, по их настоянию и вследствие неблагоприятно складывавшихся условий внешней политики Византии (разорительные походы норманнов), вынуждавших её к уступкам, был повторен в хрисовулах 1126 г. сыном Алексея, Иоанном, и в 1148 г. внуком его, Мануилом. Только по последнему акту, да и то в его латинской версии, приходится судить о том, что получила Венеция, и о том, что потеряла Византия. В общей форме, но точно отразила сущность договора в своей истории Анна Комнина. Проницательный наблюдатель и художник слова, она отметила безвыходность положения отца перед опасностью норманнского вторжения в пределы империи; император взывал к венецианцам о помощи флотом, воздействуя на них „и посулами (δι ποσχσεων) и дарами, (κα δρων), одно обещая (τ μν παγγειλμενος), другое уже предлагая (τ δ κα προτενον δη), только бы захотели они (ε μνον ϑελσαιεν), вооружить флот всей своей земли (τ ναυτικν πσης τς χρας ατν ξοπλσαι...) 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010