Бейрутской епархии принадлежали также монастыри св. Георгия (Дейр аль-Харф) в области Метн и Архангела Михаила в Букаате, упомянутые Порфирием, но отсутствующие в описаниях Григоровича-Барского. В первом из них хранится небольшая коллекция рукописей, часть которых имеют датированные записи о пожертвовании их в монастырь. Самый ранний вклад был сделан игуменом Насраллой в 1719 г., 1035 то есть монастырь уже существовал во времена Григоровича-Барского, но не был им описан. Библиотека Архангельского монастыря в Букаате не дает оснований для каких-нибудь датировок. Большинство ее рукописей поздние (самые старые относятся к 1784 и 1785 гг.) и не содержат вкладных записей. Обращает на себя внимание нетипично большое количество мусульманской, маронитской и униатской литературы в монастырском собрании. 1036 Триполийская группа Далее к северу, вокруг Триполи, располагалось целое созвездие монастырей. Помимо Баламандского, это был, в частности, монастырь св. Иакова Персиянина (Мар Якуб). Ядром его стала кладбищенская церковь триполийских христиан, 1037 постепенно к 1600 г. обросшая монастырскими постройками. Церковь , по словам Григоровича-Барского, «лепа внутри строением, столпами и заломами, три придела имущая и врата едины, окон же мало, сего ради и темна есть, понеже купно меж иными здании стоит». 1038 Церковь окружали 12 келий, гостиница, хозяйственные постройки, вокруг монастыря возделывались виноградники и масличный сад. Среди настоятелей Мар Якуба известен священник Закария аль-Кубруси (Киприот), поставленный в 1620-х гг. патриархом Игнатием последним митрополитом Апамеи. 1039 Барский писал, что иноков в монастыре в прежние времена было много, в его же дни осталось 5–6, «не могуще умножитеся ради дани Турецкой». Тяжелые условия существования обители привели к фактическому отказу от принципов киновиального общежития: «ныне же малости ради иноков, и многих ради препятий турецких, чин иноческий не совершается, но идеже хощут, ядят (то есть не коллективно в трапезной. – К.П.), понеже и те монахи не всегда в монастыре обретаются, но на послушание монастырское расходятся». 1040 Порфирий в 1840-е гг. упоминает в монастыре только трех монахов. 1041

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особую заботу Архипастырей теперь составляет проект нового у нас суда. Сколько мне известно против проекта следующие владыки: Московский 1032 и Киевский 1033 , Казанский 1034 и Рязанский 1035 , Костромский 1036 и Владимирский 1037 . Московский поручил составить отзыв о проекте г. Лаврову 1038 , Киевский – особому Комитету из 3-х протоиереев и 3-х иереев, в числе коих и о. Флоринский 1039 , Рязанский – протоиерею Родосскому 1040 , занимавшемуся всю жизнь адвокатурой, наш – о. Митрофану 1041 ; в Московской Консистории писал отзыв Андрониевский Архимандрит Модест. – Все трактуют проект – противуканоническим, исполненным лжи и софизмов. – Костромский Владыка занимается с кем-то поверкой записки при помощи законоведения Иоанна 1042 и известной книжки Лаврова о реформе 1043 , справляясь с книгой Апост. Правил, хвалит профес. Лаврова и поносит проф. Б. составителя Записки, за неверность цитат в заииске. Думал ли г. Б., что Архиереи крайние невежды или люди так мало внимательные к двлу, что не потрудятся поверить? Во втором выпуске Лаврова о реформе отделали В., как нельзя» лучше. Жаль будет, говорить Преосвященный Платон, если наша братияархиереи поленятся прочитать обе книжки Лаврова. Против осуждения, высказанного на архиереев в проекте, надобно, говорит, привести в опровержение отзыв Архиепископа Анатолия в Страннике 1865 г. т. IV, стр. 122, и сослаться на Высочайшие Грамоты и Рескрипты, где наши иерархи превозносятся за их архипастырские подвиги. Михаил Измаилович Богословский 1044 указывает на Архиерейскую присягу, по коей архиереи должны быть и пастырями и судиями. Вчера Владыку посетил Тайный Советник Веселкин, участвовавший в реформе гражданского суда, и хвалил наш проект, но сказал, что многие архиереи против проекта; о Киевском сказал, что он действует уклончиво, о Ректоре же тамошней академии сказал, что он бранит проект. Владыка, слушая его, думал, не с подвохом ли пришел Веселкин, и от своего суждения удержался. Вы, Владыка, как смотрите на проект? Граф 1045 , как слышно, побранивает архиереев. Живут-де как сатрапы, думая только о себе. Семинарии все в гадком положении, особенно бранил Преосвящ. Нила 1046 – «это праздный человек». На сколько правды в таком отзыве, извольте судить сами. Я не видал и не знаю сатрапов».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик [ 1034 ]. Здесь предписаны именно те условия, из которых составляются существенные обеты монашества; монашество, как мы сказали, в начале своем было не что иное, как уединенное, отдаленное от молвы жительство христиан, стремившихся к христианскому совершенству. Христиане многолюдной и богатой Александрии удалились в предместья города по наставлению святого Евангелиста Марка; то же самое наставление дает святой апостол Павел и всем христианам, желающим вступить в теснейшее общение с Богом. Вы бо есте, говорит он, церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель [ 1035 ]. Святой Иоанн Лествичник относит это призвание именно к монахам [ 1036 ]. Вышеприведенные слова Господа точно так понимались в первенствующей Церкви, как они объяснены здесь. Святой Афанасий Великий в жизнеописании преподобного Антония Великого говорит, что Антоний, будучи юношею, вошел в церковь для молитвы. В тот день читалось Евангелие от Матфея [ 1037 ] о богатом человеке, вопрошавшем Господа о спасении и совершенстве. Когда прочитаны были вышеприведенные слова: Если хочешь быть со вершенным, пойди, продай имение твое и прочее, Антоний, которого в душе занимал вопрос о том, какой род жизни избрать ему, ощутил особенное сочувствие к этим словам, признал, что Сам Господь сказал их ему, почему немедленно свое имение и вступил в монашество [ 1038 ]. Эти слова Господа и ныне признаются Святою Церковию основными для монашества, всегда читаются при пострижении в монашество [ 1039 ]. Помещение монашества вдали от селений, в пустынях, совершилось по откровению и повелению Божиим. Преподобный Антоний Великий призван Богом к жительству в глубокой пустыне; преподобному Макарию Великому повелел Ангел поместиться в пустыне Скитской [ 1040 ], преподобному Пахомию Великому повелел также Ангел учредить в пустыне иноческое общежитие и предал письменные правила для жительства иноков [ 1041 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

    1032. Что обыкновенно поется пред Малым входом?    Пред Малым входом обыкновенно поются заповеди блаженства.     1033. Что знаменует Малый вход?    Малый вход знаменует пришествие Иисуса Христа на землю и Его проповедь.     1034. Что означает слово «Премудрость»?    Слово «Премудрость» означает, что святое Евангелие содержит в себе наивысшую мудрость для всего человечества.     1035. Что означает слово «Прости»?    Этим словом больные, слабые и старые приглашаются встать, если они перед тем сидели, и все приглашаются отрешиться от дел земных и вознести свои мысли к Богу, чтобы усердно внимать совершаемому при Святой Литургии. «Прости» значит: «станем прямо, благоговейно».     1036. Что обыкновенно поется при Малом входе по произнесении возгласа «Премудрость, прости»?    После возгласа: «Премудрость, прости» поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», причем верующие осеняют себя крестным знамением и кланяются.     1037. Что поется непосредственно после «Приидите, поклонимся»?    Поются тропари или краткие песнопения текущего дня, храма или вспоминаемых в тот день святых.     1038. Что такое прокимен?    Прокимен — это песнопение, состоящее обыкновенно из двух стихов, взятых из Священного Писания.     1039. Что означает слово «прокимен»?    Слово «прокимен» греческое и означает предшествующее пение, потому что прокимен поется перед чтением Апостола.     1040. Что следует за прокимном?    За прокимном следует чтение Апостола.     1041. Кто читает Апостол?    Апостол читает псаломщик, но не священник.     1042. Чем заканчивается чтение Апостола?    Чтение апостола заканчивается пением «Аллилуия».     1043. Что означает слово «Аллилуия»?    Слово «Аллилуия» означает «Хвалите Господа».     1044. Что следует за чтением Апостола?    За чтением Апостола следует чтение Святого Евангелия.     1045. Кто читает Святое Евангелие?    Святое Евангелие читает диакон или священник.     1046. Как должны вести себя верующие при чтении Святого Евангелия?    При чтении Святого Евангелия молящиеся должны стоять и в начале и в конце чтения осенить себя крестным знамением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Орденом преп. Сергия Радонежского III степени – игумения Илария; игумения Параскева; игумения Татиана; игумения Феврония. Крест с украшениями как дар пожалован протоиерею д-ру Д. Кашичу. Патриаршей грамотой награжден М.И. Маринкович. – 1984, 12, 14. 1034. СИНОДАЛЬНЫЙ Указ от 26 декабря 1984 года митрополиту Иоанну, б. Ярославскому о награждении его орденом преп. Сергия Радонежского I степени. – 1985, 2, 10. 1035. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Орденом св. кн. Владимира II степени награжден Митрополит Силиврийский Емилиан. – 1985, 3, 4. 2. Орденом св. кн. Владимира I стеени награжден генеральный секретарь ВСЦ д-р Филип Поттер. – 1985, 3, 4. 3. Орденом св. кн. Владимира II степени за составление Учебника церковного пения и в связи с 80– летием награжден В.А. Вахромеев. – 1985, 3, 5. 1036. ПАТРИАРШАЯ награда. Архиепископ Волынский Дамиан награжден орденом преп. Сергия Радонежского I степени. – 1985, 3, 5. 1037. УКАЗ о награждении Издательского отдела орденом св. кн. Влсдимира I степени ( в связи с 40-летием). – 1985, 5, 9. 1038. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Львовский Никодим к празднику Святой Пасхи возведен в сан митрополита. 2. Епископ Дюссельдорфский Лонгин награжден орденом преп. Сергия Радонежского II степени. – 1985, 7, 3. 1039. ПАТРИАРШИЕ награды: Орденом св. кн. Владимира II степени награждены епископ Цюрихский Серафим и генеральный секретарь ХМК д-р Любомир Миржеевский. – 1985, 8, 2. 1040. ПАТРИАРШАЯ награда. Орденом св. кн. Владимира I степени награжден секретарь ОВЦС д-р А.С. Буевский. – 1985, 9, 5. 1041. ПАТРИАРШИЙ Указ о возведении епископа Воронежского Мефодия в сан архиепископа. – 1985, 10, 3. 1042. ПАТРИАРШАЯ награда. Епископ Аргентинский Лазарь возведен в сан архиепископа. – 1985, 10, 3. 1043. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Епископ Ставропольский Антоний и архиепископ Курский Ювеналий награждены орденами св. равноап. кн. Владимира II степени. 2. Архиепископ Куйбышевский Иоанн награжден орденом св. кн. Владимира II степени. 3. Архиепископ Винницкий Агафангел награжден орденом преп. Сергия Радонежского II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Νος озаренный Озарение духа – эта концепция, которая, как и в философии, приближается к религии Откровения. Несмотря на утверждения, что ум (νος) есть божественная способность, самые замечательные ею мысли приходят извне, как результат вдохновения, озарения свыше. Христиане часто цитируют 10 стих 35 псалма: «Во свете Твоем мы видим свет». Вот как объясняет его св. Василий Великий : «Озарением Духа мы увидим истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 )» 1035 . Благодать, необходимая для созерцания, – это свет ведения (φς γνσεως), если употребить выражение, используемое в духовной литературе 1036 . Преп. Иоанн Кассиан , исходя из опыта Отцов-пустынников, называет «огненной молитвой» наивысшую степень озарения, когда Господь являет Себя как огонь, пожираемый любовью, и как свет, озаряющий разум 1037 . Климент Александрийский объединяет сакраментальную и мистическую стороны такого озарения. Он пишет: «Через крещение мы очищаемся и возвращаемся к свету, в качестве чад приближаемся к Отцу» 1038 . Итак, «те, кто видит свет, пребывает в свете», и «те, кто видит Бога, пребывает в Боге», – пишет св. Ириней Лионский 1039 . Следовательно, свет этот не остается внешним для глаз, но все наши человеческие способности внутренне озаряются им изнутри. И как сила зрения в здоровом глазе, пишет св. Василий Великий , так и действование Духа в очищенной душе... И как искусство в обучившемся ему, так благодать духа в приявшем ее» 1040 . Православные веруют, что Святой Дух «воистину пребывает внутри человеческой природы» 1041 , но, будучи божественным Дарователем, он приходит извне 1042 . Тогда становятся понятными споры о природе этого света гносиса и нерешительность Евагрия: «Что касается этого света, то раб Божий Аммоний и я [Евагрий] спросили у св. Иоанна Фиваидского, сама ли природа ума наполнена светом и потому свет исходит из него, или же его просвещает нечто внешнее. Он нам ответил: “Ни один человек не способен ответить на этот вопрос; но во всяком случае без благодати Божией ум не мог бы быть просвещен в молитве и освободиться от многочисленных врагов, стремящихся к его погибели”» 1043 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

1024. Cм. Brown R. P. 762. 1025. Cм. Brown R. P. 638. Точнее, сначала, еще в средние века пастырскими называли Послания к Тимофею, а в XVIII веке к ним стали присоединять и Тит. — см. Кассиан, еп. С. 248. 1026. Brown R. P. 638. 1027. См. Кассиан, еп. С. 248. 1028. Подробный экскурс на тему авторства Тит. и 1 Тим. см.: Brown R. P. 662-8. 1029. Между прочим, на этом изречении построена одна из задачек — классических парадоксов логики: если «критяне — всегда лжецы», и это сказал «один из них», то значит, это ложь; значит, не все критяне — лжецы, что в свою очередь приводит к выводу, что и сказавший такое, возможно, не лжец, после чего мы опять далаем вывод о лживости всех критян и т. д. и т. д. 1030. Кассиан, еп. С. 250. 1031. См. Кассиан, еп. С. 251. 1032. В 2 Тим. 1, 5 указываются имена матери и бабки Тимофея — соответственно Евника и Лоида. 1033. Cм. Wild R.A., S.J. The Pastoral Letters.//NJBC. P. 891. 1034. Кассиан, еп. С. 252. 1035. Например, в Флп. 1, 1 говорится о «епископах и диаконах», но не говорится о пресвитерах, причем о епископах в связи с небольшой филиппийской общиной говорится во множественном числе. 1036. Кассиан, еп. С. 249; см. также С. 256. 1037. См., например, 5-е правило Святых Апостолов. 1038. То, что переведено в СП как «избираема» (5, 9: katalege/sqw, от kata/logoj — «список»), ЕК предпочел перевести как «да вносится в список» — см. Кассиан, еп. С. 254. 1039. Theissen G. P. 137. 1040. Данн Д.Д. С. 369. 1041. См. Кассиан, еп. С. 252. 1042. Данн Д.Д. С. 377. 1043. Cм. Brown R. P. 679. 1044. Brown R. P. 771. 1045. В результате получается очень интересный парадокс: не будучи задействованным в богослужении, Откр. плодотворно «работает» в догматическом и литургическом богословии Православной Церкви. Можно вспомнить, например, такие чисто апокалиптические, т. е. почерпнутые из Откр., идеи, как Христос-Агнец Божий, Небесный Иерусалим, мученичество как свидетельство и т. п. Этот парадокс вызывает неподдельное удивление у западных христиан, не мыслящих свое богослужение без чтения Откр.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

1022 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС 1023 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D 1024 Здесь игра слов: « δαιμνιον — εδαμονας » 1025 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46—47 1026 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Вгениег, v. 1, p. 24 1027 Там же, р. 25 1028 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин « δαιμνιος » не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический» 1029 Там же, р. 25—26 1030 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162—163 1031 Там же, 18 — p. 160 1032 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А 1033 « λυδα », — чаще « λυδα λθος », — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота 1034 Буквально: «то, чего надлежит избегать» 1035 Ср.: 3-й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1-я молитва Обручения в чине браковенчания 1036 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10 1037 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А 1038 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D 1039 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 108 1040 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrutienne, v. 5, p. 149 1041 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского 1042 Буквально: «как знает дорога» ( ς οδεν δς ) 1043 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1 1044 Буквально: «цвету» 1045 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену» 1046 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

1029 См. ρος ι′ Иерусалимского собора 1672 г. (Harduin., XI, 241). Ср. послание восточных патриархов, чл. 10. Правосл. исповедание, I отд., 85 отв. 1031 I Всел. соб. кан. 6. А во 2 кан. II Всел. собора ясно говорится: τος πρ δοκησιν πισκπους τας περοροις κκλησαις μη πιναι μηδ συγχειν τς κκλησας. См. и толкование Вальсамона на этот канон о самостоятельных церквах (Аф. Синт., II, 171). 1032 См. 8 ван. III Всел. собора, которым устанавливается самоуправление Кипрской церкви и в котором выражен и соответственный канонический принцип. 1035 Ср. введение в послании восточных патриархов 1724 г., в котором сообщаются великобританским христианам определения Иерусалимского собора 1672 г. Москва, 1848 г., лист 135. О различии обрядов и обычаев в церквах древнего времени см. Сократ, Церк. истор. V, 22. 1040 III Всел. соб. кан. 8. Трул. 39, Вас. Вел. l, см. заключительные слова 70 кан. Карфаген. соб. 1041 См. Г εδεν, Κανονικα Διατξεις. I, 64–68. Ср Σ, Μακραου Yπομνματα κκλησιαστικς στορας. Σημεισις ( Σθα. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη). Tom. Γ, σελ 405 κτλ.). 1042 См. последние замечания толкования Зонары на 17 канон IV вселен. собора (Аф. Синт., II, 260). Ср. номоканон VIII титл., 1 гл. (ib. I, 143 и сл.), а также мое толкование на 4 кан. I Всел. собора («Прав, с тумач.» II, 124–125). 1051 Кан. 6 и 7. Последним каноном Первый Вселенский собор признает первенство чести только за первосвященником Иерусалимским (Элии), ради священной памяти об этом городе. Так как Элия (Иерусалим) занимала второстепенное положение в политическом отношении, завися от Кесарии (Turris Stratonis), бывшей главным областным городом, то и собор первенство власти оставляет за митрополитом Кесарийским, а первенство чести между всеми епископами этой области признает за епископом Элии. См. мое толкование этих канонов I вселен, собора («Правила с тумач.». II, 132–142). 1057 Κωνσταντινουπλεως μετ τν μης στω, τν σων πολαων πρεσβεων· μεθ’ ν τς λεξανδρεας· ξς Αντιοχεας ε τα εροσολμων, Синопсис (Аф. Синт., II, 387). Вместо Кесарийского, здесь упоминается Иерусалимский первосвященник, которого еще IV Всел. собор сравнял в правах с Римским, Константинопольским, Александрийским и Антиохийским (Actio VII cone. Chalcedon. Harduin., II, 492).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010