стороны примыкают 2 апсиды. Стилистически церковь принадлежит к ломбардской романике. Из актового материала известно и о др. храмах, построенных Е. в Уржельском еп-стве. В завещании Е. упоминается о совершенном им паломничестве к гробнице ап. Иакова Зеведеева в Сантьяго-де-Компостела. 21 сент. 1035 г. в мон-ре Сан-Пере де ла Портелья святой вместе с Вифредом, архиеп. Нарбонским, и Каркасонским еп. Вифредом освятил новый храм и рукоположил еп. Барселоны Гислеберта I (1035-1062). 1 нояб. он совершил литургию и причастился, после чего выехал в сел. Бар (ныне Эль-Пон-де-Бар, пров. Лерида), чтобы руководить сооружением моста через р. Сегре. Прибыв на место, Е. решил помочь работникам, сел на балку недостроенного моста и начал тесать камень. Внезапно он потерял равновесие, упал в реку и разбил голову о камни. Тело епископа было погребено в кафедральном соборе, у северной стены. В акте оглашения завещания Е. (3 дек. 1035) сообщается, что епископ внезапно скончался 3 нояб. того же года. Он разрешил каноникам самим избирать епископа, причем тот должен был принести клятву в соблюдении установленных Е. порядков. Большую часть земельных владений Е. завещал Уржельской кафедре, капитулам кафедрального собора и ц. св. Михаила. Часть имущества Е. завещал для совершения заупокойных месс по нему и по еп. Салле. Почитание Е. началось сразу после его смерти. Согласно Житию, через 6 месяцев мн. людям было видение (Dominus... plerosque per visionem alloquitur) о необходимости перенести тело святого в более почетную, юж. часть соборного храма, что и было немедленно исполнено. В 1040 г. храм был освящен 6 епископами во главе с Нарбонским архиеп. Вифредом. По этому случаю преемник Е. еп. Эрибальд (Эрибау, 1036-1040) от имени иерархов выдал кафедральному капитулу грамоту, подтверждавшую пожалования, сделанные «досточтимой памяти благочестивейшим епископом» Е. Согласно Житию, через 7 лет после смерти святого (т. е. в 1041) в Уржеле началась засуха и каноники вскрыли гробницу Е. Из разбитой головы святого по-прежнему сочилась кровь, от мощей исходило сильное благоухание.

http://pravenc.ru/text/190143.html

После смерти Романа III на престол взошел имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041), также ставший мужем Зои. Он увидел в К., как и в ряде др. придворных лиц, опасного для себя конкурента и в 1035 г. распорядился отправить К. в ссылку в Митилину (о-в Лесбос); Мария Склирена сопровождала его. К. прожил там 7 лет, не подвергаясь заключению и сохранив имущество, но не имея права покидать остров. Визант. историки приписывали К. даже стремление принять монашество в этот период, хотя, возможно, эти сведения также недостоверны. Их распространяли в период правления К., когда необходимо было подчеркнуть суровые условия ссылки К. и его отчаяние. В кон. весны 1042 г., после свержения имп. Михаила V Калафата (1041-1042), К., хорошо известный императрицам Зое и Феодоре, был возвращен из ссылки и назначен судьей фемы Эллада. Однако вступить в новую должность не успел, т. к. Зоя, избрав К. из нескольких претендентов, предложила ему жениться на ней и т. о. вступить на престол. 11 июня 1042 г. состоялась свадьба К. и 64-летней Зои; для каждого из них это был 3-й брак. Патриарх Алексей I Студит (1025-1043) отказался венчать их на основании запрета троебрачия, но неформально К. и Зою поддержал; венчание совершил Стипа, свящ. Фаросской ц. Пресв. Богородицы. 12 июня К. был коронован в соборе Св. Софии ( Mich. Psell. Chron. VI 110-113, 126-130; Mich. Attal. Hist. P. 18; Scyl. Hist. P. 422-423; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 542; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 616). Брак К. и Зои был политическим; порфирородные императрицы Зоя и Феодора неизменно считались соправительницами К., не находились под его тесной опекой и фактически пользовались самостоятельностью в ряде частных решений; во многих случаях К. учитывал мнения и настроения императриц. Согласие внутри правящей семьи было столь прочным, что императрицы вскоре после коронации К. разрешили ему перевезти с Лесбоса Марию Склирену и поселить ее в отдельных дворцовых покоях. На специальной церемонии в присутствии членов синклита Зоя и Мария заключили союз дружбы; Мария получила высокий титул севасты и во время дворцовых церемоний занимала 3-е место среди дам, после Зои и Феодоры ( Mich. Psell. Chron. VI 58-59; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 618-621). В 1043 г. для Склирены был заложен новый дворец в Манганах, к востоку от собора Св. Софии и Большого дворца в К-поле. После смерти Зои в 1050 г. К. продолжал править совместно с Феодорой.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

При халифе Хакиме в 1007 году вспыхнуло самое жестокое за весь период арабского владычества в Палестине гонение. Нечестивец разрушил не одну христианскую обитель и только что отстроенный храм Христова Воскресения, повсюду избивая христианское население Палестины. Многие приняли мученическую кончину, но было много и таких, кто, не выдержав тяжести испытания, приняли ислам. Так, воины халифа Хакима мечем и огнем обращали в ислам город за городом. Это гонение не прекращалось вплоть до кончины халифа в 1020 году, который был отравлен собственной сестрой. Пришедший к власти Аль Захир (1020-1035) заключил мир с Византией и даровал христианам долгожданную свободу, позволив даже отстроить храм Воскресения. Его сменил Аль Мустаншир (1035-1090), обновивший в 1037 году мир с греками, одним из требований которого было восстановление разрушенного землетрясением храма Святого Воскресения. Взамен император Михаил IV (1034-1041) освободил 5.000 пленных арабов. Храм был возведен при патриархе Софроние II (1040-1059). С этого времени Святые Места начинают посещать стекавшиеся со всех концов земли паломники, и жизнь Иерусалимской Церкви постепенно восстанавливается. Необходимо отметить, что особый интерес к ИПЦ в этот период стали проявлять латиняне. Святую Землю посетил сам король Карл Великий, а в 1064 году на Святых Местах побывали три германских епископа в сопровождении 7 тысяч паломников. Во второй половине XI века в Палестине заметно возрастает значение турков сельджуков, сумевших в 1070 году захватить Ремлин и Иерусалим. К 1096 году в их власти находилась практически вся Палестина. Но их владычество продлилось недолго. Спустя два года войска халифа Аль Мустали (1094-1101) после сорокадневной осады взяли Иерусалим. Однако и владычество арабов на этот раз оказалось также коротким. Пришел день, когда святоградские христиане, несколько раз отстраивавшие символ Иерусалимской Церкви – храм Святого Воскресения Христова и выдержавшие одно из самых жестокий гонений в своей истории, услышали у стен Иерусалима клич крестоносцев: «Бог желает этого!», возвестивший им об избавлении от почти пятивекового арабского ига.

http://pravoslavie.ru/40090.html

Последний вопрос, т.е. вопрос о пастырском благоразумии, мы намерены рассмотреть особо, ибо будущим пастырям, когда только Промыслу Божию угодно будет удостоить их этого сана, должно преимущественно рассуждать о том и исполнять то, что относится к их пастырским обязанностям. «Как свет сияет не для всех в равной мере, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и Солнце правды ( Мал. 4:2 ) – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ), не всем дает видеть Свою светозарность, но тем, которые живут достойно Света. Свт. Василий Великий Глава 2. О христианском благоразумии вообще Для соблюдения христианского благоразумия должно везде обращать внимание на то, чтобы иметь цель законную и истинно добрую, как апостол Павел говорит в послании к Тимофею 1034 , и испытывать свои силы, хватит ли их для достижения поставленной цели 1035 , употреблять надлежащие средства для достижения этой цели 1036 и не менее того заботиться об удалении препятствий на пути к нашей цели 1037 . Относительно намерения должно заметить следующее. При избрании дела, цель его должна быть такой, какая признается наилучшей и наиболее полезной в духовном отношении 1038 . Цель христиан можно рассматривать в двояком отношении: в отношении к самому их состоянию и в отношении к каждому их деянию. В первом отношении цель – восстановление Божественного образа через веру во Христа 1039 , и если бы люди всегда помышляли об этом восстановлении, то в их жизни внешней и гражданской можно было бы найти множество различных выгод 1040 . Цель же, относящаяся к каждому деянию человека, по правилам христианского благоразумия, должна всегда соответствовать цели первой, или относящейся к состоянию человека, так чтобы избиралось только благо, которое согласно с первой, или главной целью, и отвергалось все, что с этою целью несогласно и является злом. Поскольку же одни из благ бывают большими, другие – меньшими, одни известны, другие неизвестны, одни верны, другие неверны, одних достичь легче, других труднее, то долг христианского благоразумия – предпочитать большие блага меньшим, известные и верные – неизвестным и неверным 1041 , более легкие – более трудным, если только последние, рассматриваемые сами по себе, ни в каком отношении не будут превосходнее первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

В Опровержении Евномия учение о Божией бесконечности разработано гораздо глубже. Ведь уже Василий в первоначальной полемике о понятии «нерожденный» 1031 указывает, что мы называем Бога не только «нерожденным» (γννητον), поскольку Он «недоступен каким-либо ограничениям» 1032 со стороны прошедшего, но и «бессмертным» (или «нетленным», φθαρτον) ввиду Его «беспредельности, бесконечности и неограниченности каким-либо краем» 1033 со стороны будущего. В другом месте полемики Василий говорит о Божией «незавершенности» (τελετητος), дополняющей Его «нерожденность» 1034 . Евномий в этих несколько антропоморфных выражениях видит неуместное «раскалывание вечности» на прошедшее и будущее 1035 . Григорий поясняет, что вечность Божия в действительности лишена перспектив, она «отовсюду та же» и не может измеряться никаким интервалом 1036 ; жизнь Бога едина и цельна, бесконечна и вечна, никак не ограничена пределом, а потому простирается в бесконечность 1037 . Наша же собственная жизнь заключена в определенном интервале, направляется от начала к концу и делится на прошедшее и будущее, надежду и память 1038 . Из этой перспективы наше мышление не может выйти, а потому в несобственном смысле (κ καταχρσεως 1039 ) мы говорим и о вечности Божией, как будто она протяженна между прошедшим и будущим, хотя, конечно, никакое «прошлое не создает препятствий в движении мысли к бесконечности, неограниченности, а то, что перед ней, не объявляет, что она встретилась с какой-то границей бесконечной жизни» 1040 . Если мы будем пытаться пройти через все века вечности Божией, мы увидим некое «безбрежное море» 1041 , не имеющее начала. Человек, ввиду своего диастематического характера, определяющего некую «априорную форму» его мышления, способен помыслить бесконечность Бога, лишенную диастемы и перспективы, только как бесконечный интервал, который невозможно преодолеть. Писание также говорит о вечности Бога будто о временнòм измерении, поскольку иначе и невозможно: Давид воспевает Царство Божие, которое «прежде век» ( Пс. 54:20 О») 1042 , Моисей же говорит, что «Господь царствуяй веки, и навек и еще» ( Исх. 15:18 О») 1043 . Оба имеют в виду, что вечность Божия включает любой мыслимый интервал, со всех сторон окруженный всеобъемлющей бесконечностью 1044 , и что Божия неограниченная сила содержит все века и все, что в них происходит 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Вторит пророк плачу моему: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! Я плакал бы день и ночь о бедах моего народа» 1034 , который, лишившись всего, покинув свой дом, подобно волнам, затерявшимся в бушующем море, не пристал к гавани. Из-за великого коварства и мерзкого алчного нрава своего они [ишханы] сами стремились к этому, ибо предпочли быть в услужении у любого народа, чем повиноваться друг другу и быть свободными. Вследствие этого их угнетают и притесняют неверные и нечестивые народы из сыновей Хеттуры 1035 , Исмаила 1036 и эламитян, чье иго для христиан тяжелей железного ярма, особенно для жителей страны Понтийской, которые из-за непосильных налогов продавали своих сыновей ради собственного спасения. В следствие этого вспыхивало много мятежей. Ибо они разрушали богозданные церкви, пожалованные нам взамен рая, сравнивали с землей монастыри, превращали в хлев для скота часовни мучеников, унижали достопочтенных мужей, ни во что не ставили мудрецов. По этой причине многие христиане поколебались в вере, как об этом предвещал [еще] в древности апостол Павел: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям» 1037 . Царь соседней с Албанией Иверии также захотел опустошить страну [Албанию], лишить ее людей и скота; особенно сильному разрушению подверг он плодородную и богатую страну Утикскую 1038 . Все это случилось с нами вследствие умножившихся грехов наших, поскольку мы вели незаконный и неправедный образ жизни. Ибо патриархи, также как епископы и священники, рукополагали за серебро, как сказал Исайя: «Священник и пророк обезумели» 1039 , и настолько все обнаглели, что настоятелями церкви становятся не только миряне, которые не рукоположены в священники, но и их жены. И всякий смело вершит зло, не боясь никого и не осуждаемый никем. В такое время неожиданно воссиял, как ослепительная звезда, новый мученик Христа – Хосров. Поведаем историю его мученичества. Св. Хосров был христианином и сыном родителей христиан. Родом же был из страны Арран 1040 , [жил] недалеко от города, называемого Гандзак 1041 . С детских лет он отличался умом, жил в смирении и со страхом Божьим в сердце. А злокознитель сатана, сразившийся с Адамом с помощью женщины, начал воевать с юношей следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Впрочем, и в дольнем мире многие тела, не изменяясь в естественных свойствах своих, то есть, не разлагаясь химически на свои составные части, могут быть в виде более тонком и более грубом. Например, вода, сера, все металлы могут быть и в твердом виде, и в жидком, и в виде паров. Углерод мы имеем в виде газа и в виде камня (алмаза). Новейшие гигантские открытия в стране вещества приводят к уверенности, что человеческие познания о веществе вполне ничтожны. При этой уверенности с доверчивостью выслушивается сказание Писания и отцов о природе рая. 1027 Добротолюбие, ч. 4, Каллист Катафигиот – 3, 5, 6 главы. Преподобный Феолипт Филадельфийский говорит в своем Слове о сокровенном делании: «Память Бога видение Бога есть, влекущаго зрение и желание ума к Себе, и светом от Себя озаряющаго оный. Обращаяся бо ум к Богу, внегда преставати всем видотворным мыслем, зрит безвидне, и превосходящим неведением неприступныя ради оныя славы, воззрение свое просвещает. И не познавая за непостижимость видимаго, познавает истины ради свойственне Сущаго, и Единаго Могущаго превыше быти; и богатством источающияся отонуду благости питая свое рачение, и свое быстроумие извествуя, сподобляется непрестаннаго и блаженнаго покоя». Также см. 15 и 16 Слово преподобного Исаака Сирского. 1028 Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio VIII, capiti IX-XI. 1029 Достопамятные сказания. Об авве Иосифе Панефосском, гл. 3. 1030 Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Послание к Ксении монахине. 1031 Толкование Евангелия от Луки, гл. 20. 1031–1032 Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1034 Cassiani. Collatio VIII, cap. X. 1035 Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII. 1036 Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть как бы душа. Слово 7, гл. 12. 1037 Беседа 2, гл. 1, 2, 4. 1038 Поучение первое. 1039 Святой Исихий. Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие, ч. 2. 1040 Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 1041 Акафист Божией Матери, стихиры на Господи воззвах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

У нас в Москве основывается Братство для противодействия расколу 1032 , по примеру Саратовского и некоторых других. В корне по материальной части стоит Ал. Ив. —160— 1869 г. Хлудов 1033 , с некоторыми другими подобранными им тузами. 14-го минувшего февраля было первое совещательное собрание, на котором прочитан составленный Ник. Ив. Субботиным проект Братства. В нём присутствовали Члены-учредители Братства, будущие главные деятели, если Бог благословит осуществиться братству: Чудовский о. Наместник 1034 , о. прот. Пётр Матвеевич Терновский 1035 , Василий Петрович Нечаев 1036 – редактор Душеполезного Чтения, священник у Пятницы в Охотном ряду 1037 , Отец Павел Прусский 1038 , Настоятель Никольского единоверческого монастыря, наш о. Пафнутий 1039 , другой о. Пафнутий Казанский 1040 и Ипполит 1041 , – оба последние, имевшие большое значение в расколе и избранные там на Архиерейские кафедры, в один день оба оставили раскол и перешли в единоверие; затем попечители Единоверческих церквей и известные Кремлёвские состязатели с раскольниками из купечества, мещанства и др. сословий; светские только Ник. Ив. Субботин, да я. – Программа, которую Вы, вероятно, отчасти видели уже в нескромных газетах, довольна обширна и Членов будет много. Преосвященный Леонид, коему Владыка изволил сдать этот проект, совещался будто бы о сём с благочинными; такая форма не нравится учредителям, и если она ещё усилится, то может охладить усердие – и Братство не состоится. Это тем более будет прискорбно, что, по сношениям глав раскола из —161— 1869 г. всей почти России с вышеозначенными к единоверию от него перешедшими лицами, жатва здесь предстоит многа, надежда большая, но делателей мало. У нас теперь царствует Археология. Два заседания бывают каждый день. Волей и неволей на сей случай по прежде собранным редким материалам составляю я записку о Городищах бывшего Волжско-Болгарского царства. Сюда входит и Елабуга, оказывающаяся по Татарским летописям (недавно, впрочем, открытым) построенной не Дарием Истаспом, а самим Александром Великим. Пишу сие не шутя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так верно и точно исполнились грозные предсказания Моисея на отверженном имени иудейском! . Всеобщее презрение к Евреям «И будешь ты, – присовокупил пророк, – ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь Бог»! 1032 . Сие пророческое слово и до сих пор тяготеет на Иудеях; ибо действительно – одно почти презрение, насмешки и унижение приходится им испытывать от всех племен, среди которых они рассеяны. Достойно примечания, что все исчисленные проклятия Божии должны остаться на отверженном Израиле и на семени его во век, как знамение и указание для прочих народов 1033 . Здесь находим пророчественное указание на непрерывное и чудесное сохранение еврейского племени до последних времен, как говорит и апостол Павел 1034 . Глава XXXI. Избрание Иисуса Навина в преемника Моисею и особые распоряжения о хранении книги Закона Глава сия разделяется на три части, из коих в первой (ст. 1–13) Моисей описывает свои прощания и завещания – к народу вообще, и потом в частности – к Иисусу Навину и к священникам, во второй части (ст. 14–23) излагаются последние откровения и повеления Божии Моисею и Иисусу Навину, в третьей части (ст. 24–30) описываются два предсмертные распоряжения Моисея вследствие полученных от Господа повелений и откровений. Прощаясь с народом (ст. 1–6), Моисей возвещает, что отныне он слагает с себя звание вождя израильского, как по преклонности лет, так и по особой на то воле Божией 1035 ; объявляет преемником своим Иисуса Навина; предрекает успешное, с Божиею помощию, завоевание земли Ханаанской, приводя в пример Сигона и Ога царей аморрейских; посему завещает твердость и мужество в борьбе с Хананеями. Прощаясь с Иисусом Навином (ст. 7. 8) пред очами всех Израильтян. Моисей возвещает ему, что он благополучно введет народ израильский в обетованную землю и разделить ее на уделы; ибо сам Господь пойдет перед ним, так что ни бояться, ни ужасаться ему нечего. Прощаясь с священниками, сынами Левииными, носящими ковчег (ст. 9–13) 1036 , Моисей завещает им, по прошествии каждых семи лет от завоевания земли обетованной, т. е. в каждый субботний год, или в год отпущения 1037 , читать вверенную им (священникам) книгу закона Божия вслух всего Израиля 1038 , не исключая женщин, детей 1039 и пришельцев 1040 , дабы все слушали и научались бояться Господа Бога. Сие чтение и объяснение закона Божия должно производиться в праздник кущей; ибо тогда весь Израиль должен был являться пред лице Господа Бога, т. е. к Скинии Свидения 1041 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Т. е. поручил переписать ее в нескольких экземплярах. 1032 Ни у Адамнана, ни у Беды ничего не говорится о завоевании Иерусалима арабами в 638 г. После этого главные христианские храмы были превращены в мечети, но долгое время мусульмане с почтением относились к святыням христианства и даже допускали к ним паломников из Европы. Все же часть сведений явно относится ко временам до арабского завоевания. 1033 Масличная гора (у Беды Mons Oliuarum) — холм на востоке Иерусалима, с которого Иисус вознесся на небо после своего Воскресения. Названия произошло от масличных садов, густо покрывавших склоны холма. 1034 Город Хеврон был столицей Иудейско–Израильского царства до Иерусалима. Он был разрушен римлянами в 68 г. и вновь заселен только в XII в. Недалеко от него находится пещера Махпела, где, по легенде, похоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков и их жены. К северу от Хеврона расположены остатки Мамврийской дубравы (Мамре), где Аврааму явилась ветхозаветная Троица. 1035 Осред был убит в сражении с мерсийцами в 716 г., когда ему было 19 лет. По некоторым данным, до него некоторое время правил узурпатор Эдвулф, родственник Альдфрита. Беда возлагал большие надежды на Осреда и в стихотворном «Житии Кутберта» приветствовал его как «нового Иосию». 1036 Хэдда был епископом Уэссекса в 676–705 гг. После его смерти епископство было разделено; епископом Винчестера стал Даниэль, а епископом Шерборна–Альдхельм. 1037 См. прим. 989. 1038 Даниэль был епископом Винчестера в 705–744 гг.; он умер в 745 г. Альдхельм в 705–709 гг. управлял епископством Селвуда (ныне Шерборн). Он родился около 639 г. в королевском роду Уэссекса и прошел обучение у ирландского отшельника Майлдуба в том месте, где позже был основан монастырь Малмсбери. В 670 г. он был посвящен в сан епископом Винчестера Леутером и в 675 г. стал аббатом Малмсбери. Альдхельм был известен как ученый и поэт и имел множество учеников. 1039 Имеется в виду монастырь Малмсбери. 1040 Речь идет не о книге, а о большом послании Альдхельма к королю бриттов Корнуолла Герайнту или Геронтию, написанном около 705 г. Как кажется, в том же году бритты Корнуолла и Камбрии приняли римскую Пасху. Корнуолл был независимым королевством до 936 г. 1041

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010