Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность. Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд. В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Путешествия и деятельность Космы традиционно принято называть миссионерскими. Правомерно ли использование этого термина? Ведь на момент его проповеди многие жители Балкан уже были христианами. Несомненно, проповедь православия была в той ситуации вполне оправданной и актуальной: часть населения добровольно принимала ислам, усиливалась пропаганда католицизма и росло влияние и авторитет западного Просвещения. Многие греки, сербы, болгары оставались православными только по букве, но не по духу. Они были мало знакомы с основами православного вероучения, отошли от святоотеческой традиции. Миссионерская деятельность Космы носила многосторонний характер: с одной стороны, он стремился вернуть отошедших от православия в лоно церкви, с другой, хотел возродить чистоту христианской жизни, распространить святоотеческую традицию и укрепить единство народа. " Так блаженный Косма начал проповедовать Евангелие царствия небесного сперва в церквах и селениях в окрестностях Константинополя, потом же отправился в Навпакт, в Врахохори, в Месолонги и в другие места, а оттуда вновь прибыл в Царьград. Испросив совета у тогдашнего патриарха Софрония и, получив от него снова дозволение и благословение, он начал еще более пламенно, ревностно и самоотверженно проповедовать слово Евангелия. Обошел почти все Додеканезские острова и, научив христиан приносить покаяние и творить дела богоугодные и достойные покаяния, в 1775 году вновь возвратился на Святую гору. Посещая тамошние монастыри и скиты, Косма говорил поучения отцам и посвятил какое-то время чтению святоотеческих книг. Но так как его сердце было переполнено любви к христианам и стремлением помочь своим братиям (он сам неоднократно говорил об этом многим отцам), он не мог больше медлить. Удалившись со Святой горы, Косма начал проповедь с окрестных селений, и продолжил проповедовать в Салониках, Верии и во всей Македонии, прошел области Химару, Акарнанию, Этолию до самой Арты и Превезы, а оттуда отплыл на острова: святую Мавру и Кефалонью " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В соответствии с буллой «Initio nostri» от 22 мая 1542 г. новым местом созыва объединительного Собора был объявлен г. Тренто (лат. Tridentum) - центр церковного княжества в составе Свящ. Римской империи. Однако в том же году возобновились столкновения между французскими и императорскими войсками. После заключения при посредничестве П. мира в Крепи (осень 1544) Собор наконец начал работу (13 дек. 1545). При этом сторонники Реформации отказались принять в нем участие. Из-за разногласий между теми, кто поддерживали императора и хотели реформировать католич. Церковь, и партией папы Римского, которая стремилась отмежеваться от протестантов и укрепить позиции Рима, заседания под предлогом начавшейся эпидемии были перенесены в 1547 г. в Болонью, где продолжались до 1549 г., когда П. скончался. По настоянию имп. Карла V, не согласившегося с переносом Собора, часть епископов оставалась в Тренто. Одной из главных целей политики П. в Италии было закрепление за своими потомками герц-ства Парма и Пьяченца, к-рое до 1512 г. входило в состав Миланского герц-ства, затем - в состав Папской обл. Когда после примирения с Францией в 1544 г. имп. Карл V начал войну с протестантами в Германии, в обмен на помощь папы он согласился на передачу герцогства сыну П.- Пьетро Луиджи Фарнезе. Однако в 1547 г. тот был убит заговорщиками; права на герцогство предъявили его сын Оттавио, женатый на Маргарите, внебрачной дочери имп. Карла V, и наместник императора, правитель Милана Ферранте Гонзага; сам П. решил вернуть эти владения под управление Папского престола. П. пытался придерживаться нейтралитета между кор. Франциском I и имп. Карлом V, противоречия между к-рыми позволяли Папскому престолу вести независимую политику. В 1538 г. папа заключил союз с Венецией, Мальтийским орденом и Свящ. Римской империей против Османской империи , но в том же году объединенный союзный флот был разбит в сражении у Превезы. На основе рекомендаций Б. де Лас Касаса и др. католич. миссионеров, работавших в Новом Свете, П. издал буллу «Sublimus Deus» (от 2 июня 1537), согласно к-рой амер. индейцы признавались полноправными людьми, обращение их в рабство осуждалось, а также бреве «Pastorale Officium», предписывавшее автоматическое отлучение от Церкви любого, кто обращал индейцев в рабство. Эти решения вызвали протест Испании, и вскоре бреве было аннулировано. Для упорядочения управления церковными архивами и б-кой П. учредил должность протектора б-ки (впосл. кардинала-библиотекаря) Римской Церкви (см. ст . Ватиканская библиотека ). В 1534 г. по решению папы возобновил деятельность ун-т Сапиенца. В Риме в преддверии юбилейного года (1550; см. «Annus sanctus» ), до к-рого он не дожил, П. установил твердые цены на аренду жилья. В столкновениях с местной знатью папе удалось ослабить семейство Колонна. В 1540 г. он ввел в оборот новую монету с повышенным содержанием серебра, равную 2 гроссо и получившую название «паоло».

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Святой подчёркивает: «Все веры ложные, фальшивые, исхо­дят от диавола. В одном я не сомневаюсь: только наша вера, вера благочестивых православных христиан – вера правильная и святая. Так давайте её держаться, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа» 13 . Косма Этолийский исповедует и проповедует пра­вую веру Отцов: «В Пресвятую Троицу мы, благоче­стивые православные христиане, веруем и Ей покло­няемся. Она есть истинный Бог , и все так называемые «боги» вне Святой Троицы суть демоны» 14 . «Духовное и материальное, Ангелы и люди, Церковь воинственная и торжествующая – всё существует благодаря люб­ви Пресвятой Троицы, преуспевает и спасается из-за любви к Ней» 15 . Ещё одним центром проповеди Святого является Христос. Он для праведного Космы не толь­ко Бог, но и «Сладчайший Вседержитель и Владыка». Какое впечатление производили эти слова на народ, который привык называть «вседержителем» тирана – султана, а «владыкой» – своего архиерея! Но для Свя­того Христос выше любой земной власти. В своей проповеди он однажды выскажет свою сокровенную мечту: «Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что один Христос наш есть Сын и Сло­во Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни!» 16 (см. 1Ин.5:2 ). Его проповедь была не бесцветным морализатор­ством, а Богословием, которое позиционировалось как онтологическая основа православной нравственности. От веры – персональной связи с Богом – че­рез рассказ о Таинствах и духовной жизни он пере­ходил к человеку и его насущным проблемам. Потому что православная вера – это основа и православной нравственности, и православного образа жизни. Свя­той неустанно напоминает о спасительной триаде до­бродетелей: смирении, прощении и любви как осно­ве христианского общества. Он просит Христа «уко­ренить в сердцах (своих слушателей) мир, любовь, со­гласие, кротость, пламенную веру, истинное покая­ние». Деятельность Патрокосмы была направлена на возрождение не только отдельной личности, но и че­ловеческого общества в целом. Он сам свято жил (как монах-святогорец) и действовал в рамках православ­ного общинно-киновийного идеала. Обретённый на Афоне киновийный опыт Святой несёт миру в своей проповеди: «Что является моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и бесе­довали об этих священных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную» 17 . Более того, соглас­но свидетельству управителя острова Левкада святой Косма советовал жителям Превезы посещать именно те храмы, где функционировала община.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции скончался митрополит Превезы и Никополя Мелетий 21.06.2012 21 июня в возрасте 79 лет скончался митрополит Превезы и Никополя Мелетий (Каламарас) ( Элладская Православная Церковь ), известный церковный писатель, чья книга «V Вселенский Собор» была награждена Афинской Академией наук. Митрополит Мелетий занимал Превезскую и Никопольскую кафедру с 1980 г. 23 июня в соборе сщмч. Харалампия в Превезе панихиду по усопшему совершит Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II, сообщило агентство «Ромфея». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.02.2013 10:54:54

http://drevo-info.ru/news/13243.html

   001    002    003   004