протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 11. Албанская Православная Церковь 11.1. Краткий очерк истории Албанской Православной Церкви 11.1.1. История основания Албанской Церкви и первые века ее существования История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Древнейшее население территории Албании – иллирийцы – было подчинено Римской империей к I в. по Р.Х. Территория Албании разделялась между двумя римскими провинциями: Иллириком и Македонией. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Апостол Павел, который в 55–57 г.г. по Р.Х. из Коринфа пишет послание римлянам, замечает: «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим. 15:19 ). Следующие слова: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» – дают возможность предположить, что апостол Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории Албании. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо ( Тит. 3:12 ), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации ( 2Тим. 4:10 ). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря – одного из 70. По другим преданиям, именно апостол Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (современный Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества епископа Астия в 98 г. по Р.Х. В конце III в., при императоре Диоклетиане, территория Албании была разделена между тремя провинциями, которым соответствовали христианские епархии. Северный регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса), – епархию Нового Эпира с кафедрой в Диррахии, а район современной Албании к югу от Авлона (совр. Влера) относился к епархии Старый Эпир с центром в Никополе. В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. На территории современной Южной Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История Албанской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru История Албанской Православной Церкви Православие.Ru , 13 сентября 2001 г. История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Древнейшее население территории Албании - иллирийцы - было подчинено Римской империей к I веку по Р. X. Территория Албании разделялась между 2 римскими провинциями: Иллириком и Македонией. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Апостол Павел, который в 55-57 гг. по Р. X. из Коринфа пишет послание римлянам, замечает " благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика " (Рим 15. 19). Следующие слова: " Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании " - дают возможность предположить, что апостол Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории Албании. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря,- одного из 70. По другим преданиям, именно апостол Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества епископа Астия в 98 г. по Р. X. (пам. 4 июня). В кон. III в., при императоре Диоклетиане, территория Албании была разделена между тремя провинциями, которым соответствовали христианские епархии. Северный регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса), - епархию Нов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. Албании к югу от Авлона (совр. Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе. В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. На территории современной Южной Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Э. Н. Р История христианства в А. насчитывает почти 2 тыс. лет. Ее можно разделить на неск. периодов: 1) от апостольских времен до 731 г.- самоуправляемая Церковь Вост. Иллирика в юрисдикции Фессалоникийского викариата, 2) с 731 г. до нач. XI в.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 3) с нач. XI в. до 1767 г.- большая часть епископий в юрисдикции автокефальной Охридской архиепископии , 4) 1767-1937 гг.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата , 5) с 1937 г. автокефальная Албанская Православная Церковь . Первый период. Древнейшее население территории А.- иллирийцы - было подчинено Римской империей к I в. по Р. Х. Территория А. разделялась между 2 рим. провинциями: Иллириком и Македонией. Христ. общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Ап. Павел , к-рый из Коринфа пишет послание римлянам (55-57 по Р. Х.), отмечает, что он трудился с божественной ревностью, «так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15. 19). Следующие слова: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» - дают возможность предположить, что ап. Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории А. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря , - одного из 70. По др. преданиям, именно ап. Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества еп. Астия в 98 г. по Р. Х. (пам. 4 июня). 7 июля празднуется память святых Перегрина и иже с ним, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа, к-рых во II в. правитель Диррахия Агрикола утопил в море. В кон. III в., при имп. Диоклетиане , территория А. была разделена между 3 провинциями, к-рым соответствовали христ. епархии. Сев. регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса),- епархию Нов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. А. к югу от Авлона (совр. Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.

http://pravenc.ru/text/64028.html

В 1538 г. близ Превезы произошло морское сражение, в к-ром тур. флот Хайраддина Барбароссы одержал верх над флотом европ. Священной лиги. В 1684-1701 гг. Превеза была захвачена венецианцами, но затем возвращена туркам; вновь перешла под власть Венеции в 1717 г. С этого времени в городе возрастает влияние Римско-католич. Церкви. Главная мечеть Превезы внутри крепости была перестроена в католич. храм св. ап. Андрея Первозванного. В 1798 г. Превеза вошла в состав владений Французской республики, но французы ее быстро потеряли. 12 окт. 1798 г. в битве при Никополе их соединение было уничтожено тур. войском Али-паши. С 1801 г. Превеза вновь вошла в состав Османской империи, была центром санджака. В 1912 г. освобождена греками в ходе 1-й Балканской войны. Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 В наст. время Превеза - наиболее крупный город на территории Н. и П. м. Будучи центром православной митрополии, Превеза - место особенного почитания нескольких святых. Как основатель христ. общины почитается св. ап. Павел. Покровителем Превезы является св. Харалампий (пам. 10 февр.). Важнейший святой этих мест - св. равноап. Косма Этолийский . В Н. и П. м. почитаются также жившие в этих местах свт. Алкисон (пам. греч. 28 сент.), нмч. Христос (пам. греч. 5 авг.) и др. Известные древние епископы и митрополиты Никополя Илиодор (343), Донат (431), Аттик (446-451), Евгений (458), Алкисон (посл. треть V в.- 516), Иоанн (516-517), Дометий (2-я - 3-я треть VI в.), Андрей (595-603), Сотерих, Ипатий (625), Иоанн (VII-VIII вв.), Анастасий (787), Василий (VIII-IX вв.), Лев (VIII-IX вв.), Даниил (858-867, 877-886), Антоний (IX-X вв.). Митрополиты Н. и П. м. Нового времени Амвросий (1881-1885), Иероним (5 авг. 1885 - 1890), Иоаким (14 янв. 1890 - 1891), Неофит VIII (1 авг.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

Новохиротонисанный епископ, по окончании литургии, раздавал молящимся священный антидор, а потом отправился в залу патриархии и принес святейшему Иоакиму III свою благодарность за возведение ( επ τ προαγωγ) во епископство, после чего стал принимать поздравления 92 . Что касается Иринопольского епископа Арсения, то хиротония его была совершена в Ефесской митрополии, о чем Ефесский кириарх Иоаким официально уведомил Церковь в августе того же года 93 . 9 сентября 1901 г. внезапно скончался митрополит Никополя и Превезы Косьма, а 18 сентября священный синод в очередном своем заседании имел суждение ( σκεψαμνη) о замещении этой вакантной кафедры соответствующим кандидатом. В качестве достойных для возведения на эту кафедру иерархов священный синод предложил, как кандидатов, митрополитов Дорофея Гревенского ц Анфима Преспо-Ахридского и епископа Тарасия Плиопольского. Затем члены священного синода отправились в патриарший храм и после богослужения, за которым первенствовал старший из членов синода, Прусский митрополит Нафанаил, совершили каноническое голосование, причем избранным на кафедру Никополя и Превезы оказался бывший Гревенский митрополит Дорофей, член священного синода и председатель епитропии журнала «Церковная Истина». В тот же день новому митрополиту Никополя и Превезы было произведено малое обявление по поводу его перемещения ( μικρν μνυμα), а по окончании синодального заседания был в патриаршем храме совершен чин великого наречения вместе с благодарением 94 . 22 сентября в заседании священного синода были прочитаны телеграммы из епархии Никополя и Превезы с выражением горячей благодарности п признательности Церкви от всех епархиотов за избрание нового митрополита Дорофея. В тот же день митрополит Дорофей, в сопровождении митрополита Прусского Нафанаила, который совершал богослужебный чин в патриаршем храме при его избрании, делал визиты, по господствовавшему обычаю ( κατ τ κραισαν θо ς), всем митрополитам, членам священного синода 95 . В новую свою епархию митрополит Дорофей отправился только в феврале 1902 года, по окончании срока своего пребывания в составе священного синода 96 , и вскоре прислал священному синоду телеграмму о благополучном своем прибытии в епархию и о радушной и сердечной его встрече паствой 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Святой ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник Пророк Апостол Святитель МЧ, МЧНК Мученик Преподобный Надпись Страна Перевод Псков. XV в. Иисус Христос Греция. XVI в. Иисус Христос Русь. XVI в. Иисус Христос Византия. XIV в. Матерь Божия Русь. XVI в. Матерь Божия Сербия. XIV в. Матерь Божия Византия. XII в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Праведник Греция. XVI в. Праведник Русь. XV в. Пророк Греция. XVI в. Пророк Русь. XV в. Пророк Болгария. XIV в. Святой Сербия. XIV в. Святой Русь. XVII в. Святой Русь. XII-XIII в. Святой Греция. XVI в. Святой Русь. XVI в. Святой Русь. XVI в. Апостол Русь. XVII в. Апостол Русь. XVII в. Святитель Русь. XVII в. Святитель Русь. XVI в. Мученик Русь. XVII в. Мученик Русь. XVII в. Преподобный Русь. XVII в. Преподобный Русь. XV в. Греция. XVI в. Русь. XVI в. Греция. XVI в. Предтеча Русь. XVI в. Предтеча Византия. XI в. Златоуст Греция. XVI в. Златоуст Шрифт в русских иконах Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

В том же заседании, по просьбе Халкидонского митрополита Германа, состоялось избрание епископа Дафнусийского, помощника Халкидонской священной митрополии. Был избран архимандрит и иерокирикс Константин Койдаки, которого священный синод предпочел другим кандидатам – архимандритам Паисию Папапаисиу и Иоакиму Мартиниану 285 . Его хиротония была совершена в храме Святой Троицы в Халкидоне, при участии митрополитов Халкидонского, Никопольского и Стромницкого 286 . В виду того, что митрополит Прусы кир Нафанаил принес каноническое отречение от духовного управления своей епархией, священный синод в заседании 24 октября приступил к избранию его преемника. После канонического голосования на кафедру Прусы был избран митрополит Никополя и Превезы кир Дорофей, предпочтительный со стороны священного синода другим кандидатам – Стефану, митрополиту Мефимны, и Иерониму, митрополиту Каллиополя. Митрополитом же Никополя и Превезы священный синод в том же заседании избрал бывшего Прусского митрополита Нафанаила, оказав ему предпочтение пред другими кандидатами – митрополитами Елассона Поликарпом и Парамифии Иерофсем. «Митрополиты Прусы кир Дорофей и Никополя кир Нафанаил», – говорит патриарший журнал «Церковная Истина», – «первый родом из Вифинии, а второй из Эпира, прекрасно знают нравственные, общественные и религиозные нужды епархий, во главе которых они теперь поставлены, подвизаются на поприще архиерейского служения, первый – 17 лет, а второй – 30 лет, и известны разумным патриотизмом и преданностью интересам греческого народа». Оба иерарха 28 октября предстали пред священным синодом и благодарили его, а потом в патриаршем храме состоялся чин великого наречения 287 . 1909 год 7 февраля состоялось избрание Пелагонийского митрополита, преемника, скончавшегося кир Иоакима Форопула († 1909 г.). Кандидатами были представлены: Анхиальский митрополит Григорий и Амфипольский епископ Евгений. Предпочтение священным синодом было отдано митрополиту Василию, который в течение 20 лет с ревностью исполнял архипастырские обязанности в Анхиальской епархии 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Трагедия в том, что Греция не может сделать выбор: Запад или Восток. Ей этого не дано. Вообще любая трагедия – это отсутствие выбора, невозможность синтеза. Если и прав греческий премьер-министр Караманлис (судя по фамилии, турецкого происхождения) относительно того, что политически, географически и идеологически (что уже спорно) Греция есть Запад, то духовно и исторически Греция есть Восток. По своей идее, Великая Греция, породившая и Восток, и Запад, должна объединять эти два полюса. Если Запад есть тезис, Восток – антитезис, то Греция должна быть сюнтезис, т.е. синтез. Синтеза пока нет, как нет, впрочем, сегодня в " однополярном мире " и полноценного антитезиса. Имя: Константин Когда второму сыну будущего российского императора Павла I было дано имя Константин, это имело глубоко символический смысл. Предуготовляемый, согласно проекту своей бабушки, к греческому трону, он должен был стать законным преемником византийских императоров, начало и конец правления которых, по некоей удивительной исторической симметрии были связаны с именем Константин. Константин I Великий стал основателем Константинополя; Константин XI – последний император Византии, погибший во время осады Константинополя турками в 1453 г. Константин Павлович, наверное, не стал бы Константином XII, т.к. последней представительнице законной византийской династии Софии Палеолог суждено было соединиться браком не с Романовыми, а с Рюриковичами. Он мог бы стать Константином I, однако, новый Константин I происходил из датской династии Глюксбургов, утвердившейся в Греции после освобождения от турецкого ига и революции 1862 г. А имя последнего греческого короля, низложенного в 1973 г., из той же династии, было Константин II.Takuм образом, описаны два исторических круга. В Греции на этот счет, разумеется, существует легенда о Царе Константине – православном монархе, который воссядет на престол в Константинополе, столице возрожденной Византийской империи, и будет в последние времена противостоять Антихристу. Свято место, которое готовилось для великого князя Константина Павловича, но так и не было востребовано, не может оставаться пустым.

http://religare.ru/2_34100_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии. В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви . Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь , Константинопольские Соборы ). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

http://pravenc.ru/text/2565012.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010