Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВКАДСКАЯ И ИТАКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Церковь Пресв. Богородицы Одигитрии в Аполпене. Сер. XV в. Фотография. Нач. XXI в. Церковь Пресв. Богородицы Одигитрии в Аполпене. Сер. XV в. Фотография. Нач. XXI в. [Греч. Ιερ Μητρπολις Λευκδος κα Ιθκης], епархия Элладской Православной Церкви, включает Лефкаду с близлежащими небольшими островами и Итаку; кафедра находится в г. Лефкада, кафедральный собор посвящен Пресв. Богородице Евангелистрии. Распространителем христианства в этих краях считается ап. Акила, к-рый проповедовал в Эпире, Акарнании и на Лефкаде. Первым епископом Лефкады является Сосион, поставленный ап. Павлом во время его пребывания в Никополе (близ совр. Превезы). По местному преданию, из Никополя ап. Павел в сопровождении Акилы, Иродиона и Сосиона приплыл на Лефкаду. На том месте, где причалило его судно, впосл. была построена ц. св. Иоанна Предтечи «ту Андзуси». По др. преданию, ап. Акила назначил своим преемником ап. Иродиона, а тот - Сосиона. По молитве Сосиона обрушился храм Артемиды Левкадии; впосл. на его месте была построена ц. Пресв. Богородицы Фанеромени. В I Вселенском Соборе принял участие Левкадский еп. Агафарх. Согласно местной традиции, с ним на Лефкаду из Никеи прибыли еще 5 участников Собора. Двое из них поселились при ц. Пресв. Богородицы Фанеромени, а остальные - близ Никианы, где в наст. время находится исихастирий Св. отцов. В поздней античности Лефкада входила в состав пров. Эпир. До 731/2 г. Левкадская епископия находилась в церковной юрисдикции Рима и подчинялась Никопольской митрополии, в 1-й пол. X в. она стала архиепископией. После захвата в 1204 г. К-поля крестоносцами и образования Эпирского деспотата большинство епархий, расположенных на его территории (в т. ч. и Левкадская), вышли из подчинения К-польского патриарха и перешли под главенство Охридского архиепископа. Поэтому двух Левкадских архиереев, избранных после 1204 г., К-польский Патриархат считал неканоническими. В 1293 г. эпирский деспот Никифор отдал Лефкаду в качестве приданого дочери, к-рая вступила в брак с гр. Кефалинии Иоанном I Орсини. В 1-й пол. XIV в. на короткое время Левкадская епархия получила статус митрополии. В 1331-1362 гг. Лефкадой владели представители Анжуйской династии, а в 1362-1479 гг.- итал. рода Токко. После изгнания православного архиепископа в 1365 г. управление Левкадской архиепископией было передано Янинскому митрополиту (Матфей Левкадский в 1367 был переведен на Навпактскую кафедру), а в 1394 г.- Коринфскому митрополиту.

http://pravenc.ru/text/2463329.html

23 августа - прп. Николай Сикелийский, подвизавшийся на горе Неотакос (Дирфис). 24 августа - свщм. равноапостольный Косма Этолийский. Родился в Мегадендроне. Распространял слово Божие и основывал школы. Пострадал близ Превезы, на Эпире, в 1779 г: был повешен турецкими властями. 27 августа - свт. Дионисий, епископ Эгинский (1576-1579). Родился на острове Закинфе в 1547 г. Скончался 17 декабря 1622 года. 29 августа - прп. Феопистия. Дочь прп. Феодоры Эгинской. Подвизалась вместе со своей матерью в обители святого Стефана в Фессалониках. Затем была игуменией этой обители. Прп. Иосиф (XV). В этот день празднуется перенесение его мощей на остров Закинф в 1667 г. Вторично память совершается 22 января. Переходящие празднования Вторник Светлой седмицы - прпп. Феохарий и Апостол, братья по плоти, по прозвищу «Дуйя». Первый из них скончался в 1845 г., второй - вскоре после него. Прп. Феохарий был учителем происходившего из Комботии Артской Николая Скуфаса, основателя «Филики Этерии» (греческая национально-освободительная организация в XIX в.). Иконы прпп. Феохария и Апостола находятся в иконостасе храма Святой Софии в Арте. Прпп. Патапий Новый, Никон Новый, прп. Ипомона. Подвизались в пещерах, где впоследствии была основана обитель прп. Патапия. В этой обители сохраняется глава прп. Патапия Нового, глава прп. Ипомоны и частица мощей прп. Никона Нового, заключенные в серебряные мощехранительницы, пожертвованные митр. Коринфским Пантелеймоном. Свмчч. Рафаил, архимандрит, Николай, диакон, и мц. Ирина, отроковица (XVb.). Вторично память 9 апреля. Неделя о Фоме - мчч. Георгий, Еммануил, Михаил, Феодор и Георгий. Пострадали в 1835 г. в Макри (Александрополе). Мощи святых почивают на их родине, в Самофракии. На месте их мученичества воздвигнута часовня. Неделя жен-мироносиц - мч. Димитрий. Родом из Хоры Трифилийской. Мч. Илия Ардунис (+1686). Вторично память - 31 января. Седьмое воскресенье по Пасхе - свт. Илиодор, архиепископ Никопольский. Память празднуется вместе с 325-ю святыми отцами Первого Вселенского Собора, одним из которых он был.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Заседание богословской конференции должен был открыть Предстоятель Элладской Православной Церкви, но из-за болезни Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул лично присутствовать на открытии не смог, но направил свое обращение, в котором подверг явление глобализации глубокому анализу. Обращение Архиепископа Христодула зачитал митрополит Новой Смирны Симеон. Среди докладов, зачитанных на конференции, можно отметить выступления протосингелла митрополии Никополя и Превезы архимандрита Феодосия (Мардзухоса) на тему “Глобализация: понятие и цель. Связь с “Нью эйдж” и религиозным феноменом”, декана богословского факультета Афинского университета прот. Георгия Металлиноса на тему “Православная вселенскость и глобализация”, профессора Национального Мецовского политехнического университета Н. Узуноглу на тему “Интернет в жизни глобального общества”. Из докладов можно сделать следующее общее заключение. Глобализация, в том виде как она существует в наше время, является вызовом для христианской цивилизации. Предотвратить этот вызов невозможно. Между тем, христиане не должны бояться глобализации. Они могут и должны противопоставлять ей собственную альтернативу - вселенскость Православия. В своем восприятии глобализации православные христиане должны ориентироваться на пример древних христиан, которые жили в условиях глобальной Римской империи и не только смогли предотвратить отрицательные последствия глобализации того времени, но и использовали ее в миссионерских целях. Как в древности, так и в наше время глобализация имеет отрицательные и положительные стороны. К последним относятся дополнительные возможности распространения евангельской вести по всему миру. Лучшим ответом православных христиан на вызов глобализации является миссионерство. В ходе конференции поднимались и другие вопросы. В частности, одно из заседаний было посвящено вопросу преподавания уроков религиоведения в общеобразовательных школах. В последний день конференции ее участники приняли обращение к греческому народу. Завершили работу форума выступления профессора Маркоса Орфаноса от имени Всегреческого союза богословов и митрополита Закинфского Хризостома от имени Священного Синода Элладской Православной Церкви.  

http://bogoslov.ru/event/27843

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии [греч. Ιερ Μον το προφτου Ηλιο], муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви. Первое упоминание об И. п. м. относится к 1720 г., до этого обитель являлась подворьем неизвестного по имени монастыря, находившегося близ или внутри крепости Роги. При 1-м игум. Каллисте был отремонтирован существовавший ранее небольшой храм и в 1735 г. построены новые кельи.Монастырь также называли Илиовунийский (Ηλιοβουνων, Ηλιοβουνν, Ηλιοβουνου) по местности Илиовуния или Лиовуни (Ηλιοβονια, Λιοβονι), он располагался между селами Стефани и Неа-Керасунда. Игуменов И. п. м. Агапия и Дионисия I почитают как исповедников. Агапий в 1780 г. был брошен в тюрьму по приказу Али-паши Янинского и претерпел различные мучения, а затем был продан в рабство в Алжир. «Непокорный» игум. Дионисий был подвергнут пыткам Мухтаром, сыном Али-паши. В 1852 г. игум. Дионисий II († 1857) построил новый соборный храм мон-ря (кафоликон). В 1857 г. игум. Иерофей приобрел для обители крепость Роги и отремонтировал находившийся в ней храм Пресв. Богородицы. И. п. м. имел большие владения, доходы от которых шли на благотворительность: на содержание школ, на помощь бедным, на общественные нужды, например на строительство игум. Дионисием II моста Калойирос через р. Лурос. В 1897 г., во время греко-тур. войны, И. п. м. был нанесен серьезный ущерб. В ХХ в. И. п. м. пришел в упадок. В 1943 г. нем. солдаты подожгли все здания мон-ря, кроме кафоликона. После 1950 г. были проданы почти все владения И. п. м. для восстановления разрушенной во время второй мировой войны митрополичьей резиденции в Превезе. В 80-х гг. XX в. началось возрождение одноименного мон-ря в 20 км от прежнего, близ дер. Фламбура, в 15 км от Превезы. При поддержке Мелетия (Каламараса), митр. Никопольского и Превезского, был построен монастырский комплекс. В 1992 г. освящен кафоликон старого монастыря во имя прор. Илии, в 1996 г.- кафоликон нового мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/389259.html

Димитракопулос Софоклис Детские и отроческие годы в Силиврии Святой Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился во вторник 1 октября 1846 года в городе Силиврии (Восточная Фракия). В возрасте трех месяцев (15 января 1847) младенец был крещен с именем Анастасий, которое в его роду носил и дядя по отцу. Отец будущего святителя, Димос 9 Кефалас (около 1805 г. рождения), был моряком. Брат-близнец Димоса, Анастасий Кефалас, получил отличное по тем временам образование. Известно, что он окончил Главную народную школу в Константинополе (когда там преподавал знаменитый Николай Логадис) и считался человеком выдающейся учености. В Силиврии Анастасий-старший долгое время занимал должность учителя и старосты. Согласно семейному преданию, род Кефаласов переселился в Силиврию из Эпира. Родственник святого по материнской линии, митрополит Софроний Стамулис, вспоминает: «По отцу владыка Нектарий происходил из Эпира, о чем и сам он, когда был директором Ризарийской семинарии, рассказывал при мне одному преподавателю. “Думаю, – прибавил тогда митрополит, – что какого-то моего предка-эпирота 10 привезли в Силиврию в корзине”». Надо заметить, что многие эпироты, убегая от турецкого гнета или просто от разорения и нищеты (особенно во времена тамошнего наместника Али-паши), покидали родную землю и искали лучшей доли на Ионических островах, в Константинополе и других местах, в том числе (по примеру предков просветителя греческого народа Георгия Геннадиоса) в Силиврии. О других Кефаласах известно, что они переселились на Керкиру и Кефаллинию. Из предков святого по отцу лучше других известен Янис Кефалас, уроженец Превезы и участник антитурецкого восстания 1821 года. Мать святителя, Василика Балу 11 , в девичестве Триандафилиду, была уроженкой Силиврии и принадлежала к семье, многие представители которой выделялись образованностью. Об этом говорит ее родство со Стамулисами и то, что ее брат Александр Триандафилидис руководил одно время школой при подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

После оккупации Албании немцами новое албанское правительство 4 апреля 1944 г. издало декрет о расширении действия устава Албанской Православной Церкви «на освобожденную территорию». В результате Рашко-Призренскую епархию под названием Призренская официально включили в состав Албанской Церкви, кроме того на территории Косова и Западной Македонии были созданы две новые епархии Албанской Православной Церкви: Пешкопейская и Стругская. Однако эти преобразования просуществовали недолго. [xxxv] Жестокие репрессии православных, хотя и в меньших масштабах, чем в Косово, проводились и на северо-западе Греции, в так называемой «Цамурии», где часть населения составляли цамиды, то есть албанцы-мусульмане, в основном сотрудничавшие с итальянскими оккупантами. Возглавлявший местную албанскую администрацию Нури Дино открыто призывал: «Смерть грекам. Где их найдете, там их убивайте. Цамурия, вплоть до Превезы, должна остаться чисто албанской... Могучая Италия на нашей стороне». После войны королевское правительство Греции конфисковало по суду собственность всех цамидов, большая часть которых бежала в Албанию. [xxxvi] В Западной Македонии дискриминация и денационализация православных македонцев и сербов осуществлялась в соответствие с указом Б. Муссолини от 17 мая 1941 г. В частности, все вывески и указатели в населенных пунктах этого региона допускались только на итальянском и албанском языках. Родителей-македонцев принуждали посылать их детей в албанские школы, где отсутствовало преподавание на македонском языке. Против немусульманского населения нередко применялся открытый террор. [xxxvii] Особенно сильный террор был в Пологской долине, где албанцы истребили большую часть македонских мужчин. В этой долине также была уничтожена православная церковь в деревне Тумчевиште и старинный монастырь Симница, насельников которого убили. В результате этих гонений часть македонцев бежала в болгарскую зону оккупации. [xxxviii] Православные общины в Западной Македонии, как и в Косово, оказались подчинены Албанской Церкви.

http://pravoslavie.ru/37718.html

Имя святого Аристарха несколько раз упоминается в Деяниях апостолов. При описании мятежа, поднятого среброчеканщиками Димитрием и другими ( Деян. 19:24–40 ), он назван наряду с Гаием «спутником Павла». Вместе с ним он прошел через всю Македонию в Элладу ( Деян. 20:1–4 ), где апостол Павел неустанно проповедовал и наставлял новообращенных, и откуда, вследствие козней местных иудеев, спровоцировавших возмущение в народе, Павел с учениками вынужден был уйти в Малую Азию ( Деян. 20: 4 ); он присутствовал и при воскрешении Евтиха в Троаде ( Деян. 20:9–12 ), и на поучении пресвитерам в Милите, городе на западном побережье Малой Азии ( Деян. 20:18–35 ). Затем святой Аристарх последовал за апостолом Павлом в Иерусалим. Здесь иудеи составили заговор против святого апостола Павла, пытаясь его убить, но римский легат (тысяченачальник) Лисий под конвоем переправил апостола Павла в Кесарию Палестинскую ( Деян. 23:23–33 ) (иначе Цезарея, город в Палестине на побережье Средиземного моря), где после предварительного расследования апостола Павла оставили под стражей, разрешив, однако, его близким, среди которых был и Аристарх, находиться при нем ( Деян. 24:23 ). Святой Аристарх добровольно позволил заключить себя в узы, чтобы все время быть при апостоле Павле, о чем упоминает сам Павел в Послании к Колоссянам: «Приветствует вас и Аристарх, заключенный вместе со мной» ( Кол. 4:10 ). Через два года состоялось вторичное разбирательство дела апостола Павла в присутствии иудейского царя Ирода Агриппы II (44–101; по другим источникам, 50–101), и дело снова было отложено. Чтобы избавить апостола Павла от преследования иудеев и самому избавиться от ответственности, правитель Иудеи Фест решил отправить его в Рим вместе с его спутниками, среди них был и святой Аристарх ( Деян. 27:2 ). По прибытии в Рим святой апостол Павел, вероятно, вскоре посвятил Аристарха в епископы. Житие святого Аристарха повествует, что он был послан епископом в сирийский город Апамею на реке Оронте (в совр. Турции р. Эль-Аси). К концу многотрудного пребывания апостола Павла в Риме Аристарх вновь оказался рядом с первоапостолом, как явствует из Послания к Филимону ( Флм. 1:23 ). Святой апостол Павел намеревался уже покинуть Рим и к зиме 67/68 года быть в Никополе (город в Греции на берегу Адриатического моря близи совр. города Превезы) ( Тит. 3:12 ). Но летом 67 года два бывших раба, отпущенники Нерона (сам Нерон был в это время в Греции), предприняли розыск первоверховных апостолов. Вместе с ними были схвачены и претерпели мученическую кончину их ближайшие сподвижники, в том числе и святой Аристарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти визиты постепенно стали ежедневными. Никакого графика посещений не было. Каждый приходил и уходил, когда ему вздумается. Бабушка Ламбрини без ропота принимала всех. Когда она оставалась одна, то читала или молилась. Чтобы размяться, она иногда выходила на прогулку в апельсиновый сад и творила Иисусову молитву. Она часто говорила о терпении: «Нам, христианам, предстоит пережить здесь великие испытания, даже в нашей семье. Мы должны относиться ко всему с терпением, любовью. Творить милостыню». Тем, у кого были проблемы дома, она советовала не разрушать свои семьи. «Это искушение вас к этому подвигает», – говорила она. Молодым, посещавшим её, Ламбрини говорила следующее: «Решил жениться? Будешь терпеть. И не один, а много раз. Регулярно ходите в церковь , исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь. Когда будете так делать, будете со Христом. Будете всегда радоваться». Хотя Ламбрини и не получила хорошего образования, она читала всегда много духовной литературы. Понимала её сама и могла объяснить другим. Образованные люди, даже преподаватели университетов приезжали послушать бабушку Ламбрини. Они относились с большим благоговением к человеку, который всю свою жизнь посвятил Христу. Также большое впечатление производили чудеса, которые через неё совершала Божественная Благодать. Она знала тайные помыслы людей, предсказывала события будущего. Рассказывает Ламбрини: «Моей дочери Стафуле исполнилось 18 лет. Пришло время выдать её замуж. Начались сватовства, но ни один жених мне не приглянулся. Это были состоятельные, хорошие люди. Но они не сохранили целомудрия. В те годы невеста не имела особого права голоса в выборе жениха. Так как забота о счастье дочери лежала на мне, я прежде всего хотела, чтобы её суженый был чистым, целомудренным. У Евстафии, в отличие от меня, не было склонности к монашеской жизни. Необходимо было найти ей жениха. Однажды вечером перед сном я, как обычно, села читать. Я была расстроена, переживала за судьбу дочери. Едва мой муж заснул, окно в моей комнате отворилось само по себе. В комнате появился мой Ангел-хранитель. Он взял с собой мою душу. На кровати осталось моё полуживое тело. Мы шли в непонятном направлении. Так мы достигли города Превезы, и Ангел сказал: «Не останавливайся, мы идём на остров Левкада 72 ». Я последовала за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

[греч. Ιωννης Απκαυκος] (ок. 1155-1233, мон-рь Козила близ Превезы, Эпир), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель. Происходил из семейства эпирских магнатов; дядя И. А. Константин Манасси был митрополитом Навпакта в 70-80-х гг. XII в. И. А. обучался в К-поле вместе с Мануилом Сарантином (см. Мануил I Сарантин , патриарх К-польский в 1217-1222); в сане диакона исполнял должность помощника митрополита Навпактского. С 1186 г., после смерти Константина Манасси, переведен в К-поль на должность ипомнематографа в патриаршем ведомстве Великой ц. при патриархе Никите II Мунтане (1186-1189), вел записи бесед во время заседаний Свящ. Синода; вторично исполнял те же обязанности в 1193 г. (RegPatr, N 1125). До рукоположения занимался лит. творчеством; сохранилось несколько написанных им эпиграмм. К-польский патриарх Иоанн X Каматир рукоположил И. А. в митрополита Навпакта (Эпир). И. А. вступил на митрополичий престол в последние годы правления династии Ангелов, в то время когда начался распад Византийской империи, завершившийся после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. И. А. был одним из церковных иерархов, к-рый поддержал политику правителей Эпирского деспотата Михаила I Ангела (1205-1215) и Феодора Ангела Комнина Дуки (1215-1230), направленную на укрепление местной государственности и противостояние лат. завоеванию. Они стремились консолидировать греков, подкрепляя эпирскую экспансию церковной политикой. В 10-х - нач. 20-х гг. XIII в. И. А. был фактическим главой Церкви Эпира, поскольку в его юрисдикции оказалась почти вся территория образовавшегося деспотата: митрополия в Навпакте и подчиненные ей епархии Химара, Дриинополь, Бутрот, Велла, Янина, Воница, Астакос, Аэтос и Арта (столица деспотата). Наряду с И. А. большой авторитет в Церкви Эпира имели митрополиты Керкиры Василий Педиадит (ок. 1202-1219) и Георгий Вардан (1219-1232), архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236); 2 последних были избраны на церковные кафедры по рекомендации И. А.

http://pravenc.ru/text/469808.html

В тот же день был избран и новый митрополит Родополя, преемник уволенного на покой ( τεθντος ες διαθεσιμτητα) митрополита Леонтия. Кандидатами были представлены: Месимврийский митрополит Тимофей, протосинкелл Поликарп Сакелларопул, архиерейский епитроп в Елассоне, и протосинкелл Кирилл Иоанну настоятель в Малтепе. Священный синод избрал на Родопольскую кафедру протосинкелла Кирилла, который в 1897 г. окончил курс в Халкинской богословской школе я до 1908 г. состоял протосинкеллом Митилинской митрополии 302 . В ноябре священный синод обсуждал просьбу епитропов храма Христа Спасителя в Галате о хиротонии для него титулярного епископа-настоятеля, с именем некогда существовавшей епископии Константии. Кандидатами были предложены архимандриты – Константин Руси, Мелетий Христиди и Иоанн Василикос. Священный синод избрал архимандрита Иоанна, питомца Халкинской богословской школы, состоявшего в течении четырех лет настоятелем греческого кинота в Венеции 303 . 17 декабря был избран новый митрополит Зворникия, преемник скончавшегося кир Григория. кандидатами были предложены архимандриты – Иларион Родонич, Амвросий Плианфиди и Мелетий Христиди. Священный синод предпочел первого кандидата 304 . 1910 год 11 марта в патриаршем храме состоялось каноническое голосование для избрания митрополита Смирнского, преемника блаженно-почившему кир Василию († 22 января 1910 г.). Кандидатами были предложены митрополиты Филиппополя и Драмы и великий иерокирикс Григории. Священный синод единогласно ( παμψηφε) избрал на Смирнскую кафедру Драмского митрополита Хрисостома 305 . 13 марта совершено было избрание митрополита для замещения вакантной митрополичьей кафедры Никополя и Превезы, предстоятель которой кир Нафанаил скончался 13 января. Из предложенных трех кандидатов-митрополитов – Иоакима Родосского, Фотия Филиппопольского и Смарагда Могленского священный синод предпочел первого, в течение 10 лет управлявшего Родосской епархией. Для замещения же вакантной митрополичьей кафедры Родоса в том же заседании священного синода были предложены митрополиты – Герасим Янинский и Константин, бывший Хиосский, и епископ Агафангел. Священный синод избрал митрополита Герасима, четыре года с успехом управлявшего Янинской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002   003     004