Перешедши Чермное море, израильтяне вступили в большую дикую пустыню. Вокруг них не было ни полей обработанных, ни рек, обильных водою; на несколько верст кругом не было видно ничего, кроме песку; ни одного источника, изредка зелень, ни одной тропинки и никакого жилья человеческого. Спустя три дня после перехода их через море нашли они один источник, но вода в нем была так горька, что ее нельзя было пить. Тогда народ возроптал. Но Моисей воззвал ко Господу, и Бог показал ему одно дерево, которое он положил в воду, после чего ее можно было пить. «Я Господь Бог твой, исцеляющий тебя!» – говорил при сем Бог Своему народу. Но вскоре затем народ снова возроптал, ибо у него не стало ни хлеба, ни мяса. Тогда Бог послал огромные стада перепелов, а на другое утро нечто мелкое, как крупа, и белое, как замерзшая роса, что лежало по земле, как иней. «Что это?» – спрашивали изумленные израильтяне друг друга. Моисей же отвечал им: «Это – хлеб, который Господь дал вам в пищу». И как на еврейском языке слово «что» называется «ман», то оттуда и названа эта пища манною. Это были небольшие кругловатые зерна, сладкие, как мед, вкусные и питательные, как самая лучшая мука. Но вот опять является недостаток в воде. Опять поднялся ропот. Моисей снова воззвал ко Господу о помощи, и Господь сказал: «Возьми жезл твой и ударь в скалу». Моисей ударил в скалу – и скала дала из себя воду. Потом напали на израильтян толпы амалекитян. Моисей выслал против них Иисуса, а сам пошел на вершину горы и простер руки к небу. И пока Моисей держал руки свои поднятыми к верху – побеждал Израиль; когда же опускались руки его – преодолевал Амалек. Тогда Аарон и Ор стали поддерживать утомленные руки Моисея, и он так оставался до самого захождения солнца. Наконец израильтяне преодолели Амалека, и он бежал от лица их. Таким образом, израильтяне продолжали путь свой, руководимые Самим Богом. Столп облачный, сопутствовавший им при переходе через Чермное море, не отступал от них во все время странствия, днем показывая им путь светлым облаком, а ночью светя столпом огненным. 25. Законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем египетским войском. Он скоро раскаялся, что отпустил евреев из Египта, и погнался за ними, чтобы возвратить назад. Увидев египетское войско, евреи пришли в ужас. Перед ними было глубокое море, а сзади фараон со всем своим войском. Тогда многие стали говорить Моисею: «Разве не стало бы нам могил в Египте, что ты вывел нас погибнуть в пустыне?» Но Моисей сказал им: «Не бойтесь, только смотрите, как Господь избавит вас от египтян». Потом, помолившись Богу, он по велению Божию ударил палкой по морю, и вода в море расступилась на одну и другую сторону, а дно осталось сухим. С наступлением ночи евреи стали переходить по морскому дну, а чтобы не видели их египтяне, облачный столп стоял позади них и закрывал от египтян. На рассвете египтяне также пошли за ними по морскому дну. Но как только евреи вышли на берег, а египтяне были на самой середине моря, Господь опять повелел Моисею ударить палкой по воде. Он сделал так, и вода возвратилась на свое место и покрыла египтян. Сам фараон и все его войско и колесницы – все потонуло в море. В живых не осталось ни одного египтянина. Евреи, увидев, как помог им Бог, упали на колени, запели хвалебные песни и возблагодарили Господа, своего Помощника и Покровителя. Путешествие евреев от Чермного (Красного) моря до горы Синай От Чермного моря Бог повел евреев к горе Синай дикой и песчаной пустыней. На третий день у них не стало воды. Они нашли один источник, но вода в нем была горькая. Тогда Моисей по велению Божию положил в эту воду какое-то дерево и она сделалась годной для питья. Потом евреи начали роптать на Моисея за то, что у них не было ни хлеба, ни мяса. Они говорили: «Лучше бы нам остаться в Египте: там мы имели хлеб и целые котлы мяса, а здесь мы помрем с голоду!» Господь через Моисея сказал им: «Вечером будет вам мясо, а по утру хлеб». Так и было. Когда наступил вечер, Бог послал им так много перепелок, что их можно было брать руками, а на утро, встав, они увидели на земле что-то белое, наподобие крупы. Это была манна, которая по утрам, как роса, падала с неба и была сладка, как мед. Эту манну они собирали и вместо хлеба ели уже постоянно, пока не пришли в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Познание о Боге приближает нас ко спасению. Следовательно, удаление от познания о Боге приносит человеку погибель. Один из малых пророков сказал: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Многие люди погибают только потому, что они правильно не научены Православной вере. Они имеют уродливое, ложное представление о Боге. И этим ложным представлением о Боге они оскорбляют Бога. Как я вам уже говорил, некоторые считают, что Бог – грозный, сидит на Небесах и только ждет, как бы уничтожить грешников. Такого Бога нет, его придумали неверующие еретики. Это мусульманский бог такой. Наш Бог – милостивый и милосердный, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание веры. В Библии сказано, что Бог не хочет смерти грешника. Поэтому, мы должны иметь правильное представление о Боге, чтобы не оскорбить Его божественную сущность. А Его божественная сущность раскрывается в слове «любовь». Сказано: «…Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). А что такое любовь? В Писании сказано: «…облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Совокупность всех совершенств в Боге – это есть единство Бога. А единство – это первое качество Бога, которое мы ставим на первое место. Как мы читаем Символ Веры : «Верую во Единого…» Если я скажу, что Бог милосердный, это будет означать, что я не сказал, что Он правосудный. Если я скажу, что Бог – грозный Судья, я не скажу, что Он добрый Защитник, заступник за нас. А если мы говорим «Бог есть Любовь», а под любовью понимаем совокупность всех совершенств, – это значит, на первое место мы ставим единство Бога и единство в Нем всех Его качеств. Поэтому Символ Веры начинается с этих слов: «Верую во Единого…», очень важно это осознать. Если ты в Боге видишь только правосудный гнев, но при этом забываешь о Его любви, ты имеешь неправильное представление о Боге. Поэтому вот этот Ангел, который утвердился в деле наказания, и на земле, и на воде поставив свои ноги как огненный столп, он увенчан все-таки радугой, которая является символом Божьего милосердия. В Божьих посланниках проявляется и характер Бога, здесь наказание соединено с милостью. Бог никогда не мстит, потому что, Он никогда не раздражается. Месть – это проявление слабости, Бог наказывает, проявляя Свою любовь. Это разные вещи: наказание и месть. Бог ревнив, да, об этом сказано в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Потому напустил Бог на них десять казней, что десять месяцев топили они детей еврейских. Когда же начался мор в Египте, сказал фараон Моисею и брату его Аарону: «Поскорей уходите!» Моисей же, собрав евреев, пошел из Египта. И вел их Господь через пустыню к Красному морю, и шел впереди их огненный столп ночью, а днем – облачный. Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Увидев это, евреи стали кричать на Моисея: «Зачем повел нас на смерть?» И возопил Моисей к Богу, и сказал Господь: «Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю». И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море по суху. И когда вышли на берег, сомкнулась вода над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал он им дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Аарона: «Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта». И сказал Господь Моисею: «Слышал ропот сынов Израилевых», и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей как Богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Аарона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: «Ударь жезлом в камень» и сказал: «Из камня этого разве не источите вы воды?» И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа. И не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамьскую и показал землю обетованную. И умер Моисей здесь на горе. И принял власть Иисус Навин. Этот вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место его сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было четырнадцать. При них забыли евреи Бога, изведшего их из Египта, и стали служить бесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Прихожанка. Теперь вы должны эту поучительную историю рассказать, раз заинтриговали. Пресвитер. Я лучше ее вам прочитаю из жизнеописания преподобного Павла. Вот слушайте. Однажды к преподобному Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога. Но Антоний сказал: – Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему: – Авва Павел, изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога. Но Павел сказал: – А ты, отче, почему же не изгнал его? Антоний отвечал: – Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе. И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу: – Диавол, авва Антоний велит тебе выйти из человека сего. Диавол же с бранью ответил: – Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря: – Выходи, так повелел тебе святой Антоний. Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал: – Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо. Но бес, хуля Христа, говорил: – Не выйду. Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу: – Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате, Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши. Когда еще говорил он сие, бес начал кричать: – Выхожу, выхожу! И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиной в 70 локтей, и поселился в Чермном, т.е Красном, море. «Так, – по мнению святителя Димитрия Ростовского , – святой Павел победил диавола простотою и смирением, ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Пришло также много бояр, но и они стояли пред воротами; и вот, по Божию смотрению, небо внезапно помрачилось, и пошел сильный дождь, и те все разошлись. Потом дождь перестал и засияло снова солнце, и тогда братия понесли преподобного в преждеуказанную пещеру, положили его в ней с почетом и, закрыв ее, удалились. Этот день они провели без пищи. Благоверный же князь Святослав был тогда недалеко от Печерского монастыря, и он видел огненный столп от земли до неба над монастырем, и через то он понял, что преподобный преставился, и сказал тем, кто был с ним: " Мне кажется, что сегодня преподобный Феодосий преставился от земли на небо " . Князь раньше этого дня был у него и видел, что болезнь его очень тяжкая. Послав туда и узнав наверное о преставлении, он сильно оплакивал преподобного. В тот год, молитвами преподобного отца нашего Феодосия, умножились всякие блага в монастыре его, и на землях его было обилие, и приплод скота в небывалых размерах. Видя это и поминая обет святого отца, братия прославила Бога, что их учитель и наставник сподобился такой благодати. Но не только тогда, но и доныне Бог молитвами преподобного отца нашего Феодосия не оставляет его обители. Ибо истинно то, что говорит Божественное писание: " Праведники живут во веки, и мзда их от Господа, и Вышний печется о них " (Прем. 5, 15). И по истине, если этот преподобный отлучился от нас телом, то, как сказал он сам, духом он всегда с нами, что можно видеть из многих чудес его по смерти. Один боярин подпал под великий гнев князя. Многие приходили и говорили ему: князь хочет послать тебя в заточение. Он же молился прилежно Богу и призывал на помощь преподобного отца нашего Феодосия, говоря: знаю я, отче, что ты свят, вот, настало время напасти, умоли небесного Владыку избавить меня от нее. И вот, когда однажды он в полдень спал, явился к нему преподобный отец наш Феодосий и сказал: " Что так печалишься? Или думаешь, что я отошел от вас? Если телом моим я отлучился от вас, духом всегда с вами. На следующий день князь призовет тебя, уже вовсе не держа на тебя гнева, и снова поставит тебя на прежнее твое место " . Боярин же, хотя он и не был во сне, очнувшись, увидел преподобного, выходящим из дверей; и слово его исполнилось на самом деле, и боярин с тех пор имел еще большую любовь к монастырю преподобного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем разворачивается картина бегства семейства Лота из города Содома, который был уничтожен Богом за тяжкие грехи жителей. Спаслись от страшной кары Господней только Лот и его семейство, так как они вели благочестивый образ жизни, угождая Господу своими делами наставления и вразумления погрязших в разврате жителей. При бегстве из Содома, жена Лота не устояла и оплакивая утраченный достаток с сожалением о безбедной жизни, оглянулась назад. За свое отступничество перед Богом она была превращена в соляной столп: «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом ( Быт 19:23–26 ). Описание На полотне изображено бегство праведного Лота с семейством. В центре композиции — сам Лот и его дочери, убегающие в Сигор, которые охвачены одним стремлением — скорее покинуть место, где им грозила смертельная опасность от обезумевших жителей. На заднем плане изображена застывшая фигура супруги Лота, взирающая на пылающий в кроваво-огненном пламени некогда процветающий город. Она завороженно смотрит вдаль, не замечая, как медленно каменеет ее тело, становясь неподвижным. Также неподвижно застыли воды моря, на ровной глади которых отражается багрово-кровавое зарево. Некогда прозрачное чистое небо затянуто пепельно-серой пеленой, воздух наполнен отравляющими парами гари. Художник в буквальном смысле слова изображает ад на земле. Искореженные ветви деревьев с пожухшей листвой, сухая бесплодная земля – пейзаж символизирует иссушенную тяжкими грехами душу, сгорающую в пламени греха. Белые одежды дочерей Лота создают контраст с багрово-красным заревом. Лица молодых дев исполнены ужаса, протянутая рука Лота служит своеобразной опорой одной из дочерей. Семейство стремительно бежит, покидая прежнее место жительство, оставив прежние планы и надежды на мирную жизнь. Мы видим отвращение от нечестивого греха и веру в милость Господа, не оставляющего праведника в тяжелых обстоятельствах. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/art/gibel-sodoma-i-gomo...

Св. Евхаристия льет целительный бальзам на рану покаяния, но она же судит причастника. Не так ли Дух Помазующий и Утешающий придет залечивать раны твари огненным крещением, после Страшного Дня мировой операции, после Суда Сына Божия и Слова Божия, Того Самого Ипостасного Слова, Которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого», Которое «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.34:12 ). Было бы смешно рассматривать все эти вопросы «от своего разума». То, что я изложил тебе, есть пересказ в философских терминах того, что я вычитал в Св. Писании; экзегетическому анализу мест из Писания я предпослал написанное, чтобы легче было следить за толкованиями. Ключом к этим местам является текст из 1Кор.3 ; привожу его в контексте: 10 . «По благодати Божией, данной мне, как предусмотрительный строитель я положил основание – θεμλιον, – а другой строит на нем; но каждый пусть смотрит, как строит. 11 . Ибо никто не может положить иного основания помимо положенного, которое есть Иисус Христос . 12 . Но если кто строит на основании из золота, серебра, 13 . драгоценных каменьев, дерева, соломы, камыша, то дело каждого – κστου τ ργον – обнаружится; день ведь – γρ, μρα – покажет, потому что в огне открывается – ν πυρ ποκαλπτεται, – и огонь испытает дело каждого, каково оно есть – κστου τ ργον ποον στν τ πρ ατ δοκιμσει –. 14 . Если дело чье, которое он построил на основании, пребывает, то он получит плату – ε τινος τ ργν μνει ε ποικοδμησεν μισθν λμψεται –. Даю такой перевод («subsiste») слова μενει в стихе 14-м согласно Годе, который видит тут форму μνει вместо обычно разумеемой μενε, – «пребудет», «demeurera». – Последнюю вводят ради параллелизма с последующим κατακασεται, «сгорит». «Но, – замечает Годе, – этот мотив не имеет никакой цены; акт сгорания мгновенен, между тем как то, что пребывает, пребывает навсегда: это-то и выражает настоящее время μνει». 376 15 . Если же дело чье сгорит, тот лишится ее, – потерпит урон, – а сам спасется, но так, как от огня – ε τινος τ ργον κατακασεται ζημιωθσεται ατς δ σωθσεται οτως δ ς δι πυρς –».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского Память 11 апреля В царствование императора Домициана 2497 открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос 2498 и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, – сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. Сказал Господь Своему ученику «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви 2499 . Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: «испытал их как золото в горниле» ( Прем.3:6 ). Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010