Братья же, слыша слова эти из уст преподобного, горько плакали. А преподобный, утешая их, говорил: «Обещаю вам, братия и отцы, что если телом отхожу от вас, то духом всегда буду с вами. И знайте: если кто-либо из вас умрет здесь, в монастыре, или будет отослан куда-нибудь игуменом, то, если даже и согрешит в чем, все равно буду я за того отвечать перед Богом. А если же кто по своей воле уйдет из монастыря, то до такого мне дела нет. Если после того, как я покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если же когда-либо увидите оскудение монастыря и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться». После этих слов преподобный отпустил всех, не оставив у себя никого. Лишь один монах, который всегда прислуживал преподобному, проделав небольшую дырочку в двери, смотрел в нее. Он увидел, что преподобный, став на колени, со слезами молился Богу о спасении души своей, призывая на помощь всех святых и Пречистую Богородицу, Которой поручал он братию и Печерский монастырь. Помолившись, преподобный лег и, казалось, забылся сном. Вдруг воскликнул он громко и радостно: «Благословен Бог! Вот уже не страшно мне, но радуюсь я, что отхожу от света сего!» Что за явление видел он – Бог весть. Потом выпрямился, вытянул ноги, руки крест-накрест сложил на груди и предал свою святую душу в руки Божии. В то же время князь Святослав, находившийся невдалеке от Печерской обители, вдруг увидел огненный столп, поднявшийся над тем монастырем до самого неба. Так он понял, что преподобный отошел ко Господу, и сказал своей свите: «Мне кажется, что сегодня преподобный Феодосий преставился от земли на небо». Оплакивая преподобного, иноки отнесли тело его в церковь и отпели. В то время перед воротами монастырскими собралось множество почитателей преподобного. Братья же заперли ворота и никого не впускали, как повелел преподобный, и сидели возле тела его, ожидая, когда разойдутся люди, чтобы тогда и похоронить его, как он сам повелел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Исх. 13,21 говорится об исходе Израиля из Египта: «Господь же шел пред ними в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им». Напротив, Исх. 14,19: «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал посреди их». Ср. также Суд. 2, 1, где мы читаем: «и пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю». 345 Потому ошибочно чрезмерно разделять и противопоставлять в естестве ангельском их природу и служение, как это мы встречаешь у блаж. Августина: «Spiritus angel? sunt; et cum spiritus sunt, non sunt angeli; cum mittuntur, sunt angeli. Angelus enim officii nomen est, non naturae. Quaeris nomen huius naturae, spiritus est; ex quod agit angelus est [«Ангелы суть духи; и, будучи духами, они не суть ангелы; когда же их отправляют с поручением, они суть ангелы. Ибо ангел имя служения, а не естества. Если ты спросишь об имени этого естества, то это дух; но в силу того, что он делает, это ангел»] (In. ps. епагг. [«Толкования на псалмы»], 1? 15. Mg. s. 1.1. 37, 1348). 346 Именно в таком смысле онтологическое соотношение человека и ангелов становится предметом нарочитого изъяснения в Евр. 1–2. В первой главе делается общее выяснение превосходства Сына Божия над ангелами на основании ряда сопоставлений пророческих текстов, причем определенно указуется служебное назначение духов (1, 14). Во второй же главе возвеличение Сына Божия сплетается с возвеличением и человека, соединившегося с Ним по естеству. Здесь мы прямо находим следующие сопоставления: «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами, славою и честию увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги его» (Пс. 8, 5–7). «Когда же покорил ему все, то не оставил ему ничего непокоренным ему» (Пс. 2, 5–8). Также и Иисус в Своем уничижении «немного был уничижен пред ангелами, дабы Ему по благодати Божией вкусить смерть за всех» (2, 9). И затем еще нарочито подчеркивается, что «не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Веруешь ли ты в Церковь Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, что ты принадлежишь к обществу спасаемых, что ты член Христов, чадо Божие и наследник Христов? Так ли ты живешь, как требует твое высокое звание, как должен поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ]? Какие крайности, равно предосудительные, бывают с нами и в храме во время молитвы и пения, и дома, именно: из-за чьей-либо немощи, слабости смеемся, хотя бы то и уважаемого человека, и смущаемся, трепещем пред сильными мира сего, как будто нам смерть настала как будто бы они нас поглотить хотят, – вот как враг смеется над нами, ибо верю, что это – его дело, а наше – малодушие и маловерие. Господи! покажи нас совершенными имени Твоего ради, непоколебимыми, твердыми в добродетели, благоговейными пред лицем Твоим, на которое и многоочитые взирати не могут. (Случай в соборе за вечерней с одним петербургским господином, певшим стихиры.) Если у вас нет поста, то купите его! Так пост необходим для провождения жизни Евангельской; но если мы не хотим жить по Евангелию, а по Алкорану 57 или по расположению и пристрастию плотскому, тогда зачем пост? Не нужен – потому что пост несколько умерщвляет плоть, охлаждает, облегчает ее. Но замечательно, что самый Алкоран, копируя несколько Евангелие, вводит пост в жизнь мусульман! Так он считается необходимым даже не у христиан! А Лютер превзошел и Магомета – совсем отбросил посты. Бывши в самом начале июня на стеклянном заводе, я видел, как надувают и растягивают стекло. Удивительное дело, подумал я: огонь превращает песок и прочие составы в огненное тесто, или в огненную тягучую смолу, из которой образуется стекло. Какой великий деятель – огонь! Что не делается посредством огня! Почти все, что есть в нашем доме и в наших руках, делается при посредстве его. Наконец и самый мир превратится 58 при его же посредстве. Стихии же г разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам? 2 Петра, 3, 10 и И. Теперь огонь служит нам во всем, хотя иногда и сожигает наши домы и даже людей; но настанет вечность, когда он вечно будет пожирать грешников в геенне! А как мы мало об этом думаем и потому как мало или нет исправления, – сколько пристрастия к мирским вещам!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже прор. Моисей , с к-рым «говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11), не может видеть Божественной славы. «Когда же будет проходить слава Моя,- говорит Господь Моисею,- Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» (Исх 33. 22-23). Слова о том, что «человек не может увидеть» лица Божия «и остаться в живых» (Исх 33. 20), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего ВЗ (Суд 6. 22; 13. 22; Ис 6. 5; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления (Исх 19. 21). Даже прор. Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью (3 Цар 19. 13). Прор. Давид указывает, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс 17. 12). Облачный и огненный столп, к-рый сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне (Исх 13. 21) и в образе к-рого «явился Господь в скинии» (Втор 31. 15), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в к-рых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность Б. Идея Божественной непознаваемости в Свящ. Писании НЗ выражена с предельной ясностью и категоричностью: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин 4. 12). Ап. Павел объясняет, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может» потому, что «Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» (1 Тим 6. 16). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27; ср.: Лк 10. 22). «Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным»,- пишет Тертуллиан , объясняя антиномический характер таких утверждений ( Tertull. Apol. adv. gent. 17). В др. группе текстов НЗ возможность Б.

http://pravenc.ru/text/149523.html

Воистину должен быть, иначе не явился бы на землю Господь наш Иисус Христос. А Он явился, чтобы показать людям явь и действительность, для которых вся природа со своими предметами и событиями - лишь картина, сон и сказка. Пришел Господь, чтобы доказать людям правдивость лекций солнца и земли, зимы и весны, магнита и электричества и всей сотворенной Богом природы, открытой и положенной перед человеком, как книга, им еще не прочитанная. Спаситель и есть то огненный столп в истории вселенной, от которого мертвые души получают свет, тепло, движение и силу притяжения. Он и есть то Древо Жизни, при соприкосновении с которым мертвые тела встают, начинают ходить и говорить. Он и есть чистый и благоуханный бальзам здравия, от которого слепые видят, глухие - слышат, расслабленные - ходят, немые - говорят, бесноватые - исцеляются, прокаженные - очищаются, больные становятся здоровыми. И сегодняшнее Евангелие приводит еще один пример, как от соприкосновения со Христом больные выздоравливали, а мертвые воскресали. Во время оно, вот, пришел человек, по имени Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. В какое время? Когда это произошло? Когда Господь возвратился в лодке из пределов Гадаринских, с другого берега озера, после того как в той местности изгнал злых духов из двух бесноватых и до этого запретил ветру и волнению воды. Совершив эти два преславных чуда, Он теперь был призван совершить и третье: воскресить мертвую, - и все это в течении весьма короткого срока, словно спеша сделать людям за время Своей земной жизни как можно больше добра. Этим Он и нам дает пример спешить делать добро, покуда есть свет. И если эти три чуда по своей природе весьма различны, все они имеют общую отличительную черту, а именно: показывают властную силу Христа Спасителя - власть над природой, власть над бесами и власть над смертью, то есть над душами человеческими. Трудно сказать, какое из этих трех дел Его силы страшнее, славнее и неслыханнее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Вот как говорят они нам. Спросим же их обо всем. Если придет к кому греховное вожделение плотской нечистоты, спроси у мертвых, а именно у содомитян, горящих в неугасимом огне. Что они скажут тебе? Они скажут: если хочешь прийти на это огненное место и мучиться с нами вовеки, иди и делай, что захочешь. Захочет ли кто торжественно пировать каждый день, есть и пить, – спроси у мертвых, а именно у того богача, который, будучи в муках, возвел свои очи из ада, просил каплю воды от Лазарева перста на свой язык и не получил сего (см. Лк. 16:23–24 ). Если явится желание притеснять неповинных людей и делать им зло, спроси у фараона, неповинно притеснявшего народ Божий и утонувшего в море (см. Исх. 14:28 ), а ныне утопающего в геенне. Хочешь ли восстать на твоих владык и строить козни против них, спроси Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и пожранных землей (см. Числ. 16:1–2, 32–33 ). Хочешь ли соревновать беззаконникам, спроси жену Лотову, посмотревшую на Содом и превратившуюся в соляной столп (см. Быт. 19:26 ). Хочешь ли грабить церковные вещи, спроси Илиодора, казначея сирийского царя Селевка, который, придя в Иерусалим, ограбил церковь и был убит ангельскими руками (см. 2Мак. 3 ). Хочешь ли возноситься, надмеваясь в своей гордыне, спроси Ирода, о котором пишется в Апостольских Деяниях и который, величаясь, сидел с великой гордостью перед всем народом: его внезапно поразил Ангел Господень за то, что он не воздал славы Богу, и он умер, будучи изъеден червями (см. Деян. 12:23 ). Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского богача, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:19–20 ). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, которые содержатся в аду и осуждены на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога? Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все это происходило с ними образно, а написано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:9–11 ). Апостол Павел, в послании к Евреям, приводя древних святых мужей, повествуя о вере их, в конце всего заключает, что начальник и совершитель веры их и нашей есть Христос ( Евр.12:2 ). В 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.10:4 ) говорит, что основанием Моисеева закона и пророков, и всех тех, которые жили под этим законом, был Христос: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующего камня, камень же был Христос». Также Церковь в Великий Четверг поёт следующий тропарь: «Сие глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздаете? За манну, желчь: за воду, оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот Вечный» 23 . И в Святую и Великую Пятницу на последовании часов: «Егда Тя на кресте пригвоздиша беззаконнии, Господь славы, (Господь же славы был Иехова) вопияше к ним: чим вас оскорбих, или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете? Злая за благая: за столп огненный на Крест Мя пригвоздисте: за облак гроб Мне ископаете! За манну желчь Мне принесосте: за воду оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом». Из всего до сих пор сказанного мы уразумеваем, что определенно доказано, что открывшийся в Ветхом Завете Бог под именем Иехова, сый, сущий, был второе лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога Отца, ради нас и нашего спасения вочеловечившийся Господь Иисус Христос, милостью которого все спасемся. Аминь. Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский в исповедании Веры говорит: «Сей бо есть, которому сказал Отец, что, сотворим человека по образу нашему и по подобию, и Патриархам самолично явившийся, дав закон, и звавший через пророков, и в последние времена вочеловечшийся, и царствующий в бесконечные веки: ибо Христос не воспринял некое недавнее достоинство, но мы уверовали в Него, свыше совершенного и Отцу по всему подобного».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Глава девятая. Переход через Чермное море Итак, глубокой ночью на 14 день первого месяца евреи и примкнувшие к ним египтяне, обратившиеся к Творцу, покинули Египет. Это произошло в тот же день, в который Авраам ушел из Харрана 430 лет назад. Бегство было настолько внезапным, что даже квашни не успели вскиснуть. Уходя, евреи, по слову Господа, обобрали египтян. Так они взяли заработанное за годы рабства. Здесь Церковь видит указание на то, что христиане должны пользоваться как своим, так и всем тем, что хорошего было создано языческой культурой, ибо все благое от Бога. Помня повеление Иосифа, израильтяне взяли как святыню его кости. Господь Сам прокладывал дорогу Израилю. Он шел перед ними днем в виде облачного, а ночью – огненного столпа. Так продолжалось все время странствования по пустыне. Он не повел их короткой дорогой в Палестину, чтобы народ не испугался войны, но повел их к Красному морю. Когда фараон узнал об этом, то решил, что евреи заблудились, и его жестокое сердце в последний раз взбунтовалось против Бога. Он сказал: – Зачем мы отпустили евреев, чтобы они не работали нам? Тотчас он собрал все колесницы египетские и бросился в погоню за израильтянами. Армия настигла народ Божий на берегу моря, когда деваться им было некуда. Израильтяне страшно испугались и закричали Моисею: – Неужели не хватало гробов в Египте, что ты вывел нас умереть в пустыне? Но Моисей сказал им, молясь в сердце: – Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, ибо так египтян вы не увидите больше никогда. В ответ на безмолвную мольбу пророка Бог сказал ему: – Что ты кричишь ко Мне? Скажи израильтянам, чтобы шли. А ты ударь жезлом по воде и вода разделится. А Я покажу Свою славу на фараоне и на всем войске его. Столп огненный стал между египтянами и евреями и не давал им сближаться всю ночь. Причем он освящал ночь для вторых, и был тьмой для первых. А Моисей протянул руку на море, и ураган разогнал море. Воды стали, как стеклянные стены, справа и слева, а евреи прошли сквозь море посуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Господь будет воевать за вас. а вы будете молчать. и сказал Господь Моисею: что вопиешь ко мне? скажи сынам Израиля: пусть пойдут, а ты подними жезл твой. и протяни руку твою на море и раздели его. и пусть войдут сыны Израиля в средину моря по суше. и вот я укреплю сердце Фараона и служащих ему и египтян. и они войдут за ними. и прославлюсь Фараоном и всем воинством его, и колесницами и конями его, и узнают все египтяне, что Я есмь Господь, когда прославлюсь Фараоном и колесницами и конями его. И поднялся вестник Божий, шедший пред полчищем сынов Израиля. и пошел позади их. поднялся же и столп облачный от лица их. и стал позади их. и вошел в средину между полчищем египтян. и между полчищем Израиля. и был мрак, и тьма. и настала ночь. и не сблизились они друг с другом во всю ночь. и протянул Моисей руку свою на море. и отводил Господь море ветром южным, бурным, во всю ночь. и сделал море сушею. и разступилась вода. и вошли сыны Израиля в средину моря по суше. вода же им стена справа, и стена слева. и погнались египтяне за ними. и вошла за сынами Израиля вся конница Фараона. и колесницы. и всадники в средину моря по суше. было же в утреннюю стражу: и посмотрел Господь Бог на полчище египтян из столпа огненного и облачнаго. и в замешательство привел полчище египтян. и сплотил [[И снял колеса с колесниц их. (Вад. Павск.).]] колеса колесниц их, и вел их с трудом. и сказали египтяне: побежим от лица Израиля. ибо Господь за них поборает египтян. и сказал Господь Моисею: протяни руку твою на море и раздели [[Нет в евр.]] его. и да воротится вода. и да покроет египтян. и колесницы и всадников. и протянул Моисей руку на море. и стала возвращаться вода ко дню на свое место. Египтяне же бежали под воду: и сбросил Господь египтян в средину моря. и возвратившаяся вода покрыла колесницы и всадников и всю силу Фараона. вошедших за ними в море. и не остался из них ни один. а сыны Израиля прошли по суше среди моря. вода же им стена справа и стена слева. и избавил Господь Израиля в день тот от руки египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Господь Сам будет поборать по вас, а вы молчите. Между тем Господь воззвал к Моисею, говоря: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, пусть они идут. А ты возьми жезл свой – простри руку свою на море и рассеки его: пусть израильтяне пройдут посредине моря посуху. Я и ныне прославлю Себя: все египтяне узнают, что Я – Господь. И вот взялся спереди Ангел Божий, ходящий пред полком сынов израилевых, и пошел сзади их; взялся также спереди и столп облачный и стал позади их, и положил этим разделение между полком египетским и полком еврейским; сделались тьма и мрак, наступила ночь, и оба полка не смешались друг с другом всю ночь. Моисей между тем простер руку на море: сильным южным ветром Господь взбурлил и разогнал воду морскую, вода расступилась, и море стало сушею в известном месте. Израильтяне вступили в море посуху и шли среди двух стен воды, по правую и левую руку. За ними тронулись и египтяне: все кони фараоновы, колесницы и всадники тронулись в море. В утреннюю стражу Господь воззрел на полк египетский, стоявший в столпах огненном и облачном, и привел его в смятение – связал оси колесниц и вел их с трудом. Египтяне сказали: побежим от израильтян, потому что Господь Бог поборает за них. Но в это время Господь сказал Моисею: простри руку свою на море, пусть соединится вода и покроет египтян, их всадников и колесницы. Моисей простер руку на море, и к следующему дню вода устроилась на место; египтяне бежали под водою, внизу двух стен воды по ту и другую сторону, и вытряс их Господь (как землю, как сор) среди моря. Вода сдвинулась и покрыла колесницы и всадников и всю силу фараонову – никто не остался из них. А израильтяне благополучно прошли посуху. Благодарные за избавление от явной погибели сыны Израиля с вождем своим Моисеем воспели Господу следующую песнь. Глава 19, [ст.4]. Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010