Скачать epub pdf 44. Светлая седмица. Непреходящая радость Христова воскресения «Восстани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» ( Еф. 5:14 ). Нет другого времени в нашей жизни, благочестивые слушатели, когда духовная радость так полно и безраздельно овладевала бы нами, как в ночь Христова Воскресения и в следующие за ней пасхальные дни. Пасхальная радость – это восторженный подъём нашего духа с момента пения священнослужителями первого пасхального песнопения: «Воскресение Твое, Христе Спасе». Сразу же возникает при этом пении неудержимо-радостное, неизъяснимо-волнующее общение нашего духа с воскресшим Спасителем, с окружающими людьми и со всем миром. К этой возвышенной радости, к этому духовному ликованию призываются все люди, без различия их духовного состояния и степени подготовки к Пасхальному празднику, о чём торжественно, победно и провозглашено было в огласительном Пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста в эту дивную Божественную ночь. И все мы, верующие в воскресшего Христа, действительно радовались и ликовали в святые минуты Пасхальной ночи. Пасхальная радость, братия и сестры, не должна быть для нас только кратковременным подарком Светлой ночи, наплывом в нашу душу прекрасных, возвышенных, но и скоропреходящих состояний и переживаний. Нет, наша радость должна быть длительной и полной. Самое существо праздника требует этого. Вникнем в тайну Пасхальной ночи, в великий смысл Христова воскресения. Уже смерть Христа была Его победой, вызвавшей грандиозные события на земле ( Мф. 27:51 ) и изменения в сознании людей, предвозвещавшие дальнейшие, ещё более знаменательные события. Смерть Христа потому была победой, что это была смерть того, над кем она, по существу своему, была бессильной. Ибо будучи умерщвлён по плоти, (Он) ожил Духом, которым и проповедовал находящимся в аду ( 1Пет. 3:18–19 ). А вслед за тем Он ожил, воскрес плотью, т. е. воскрес и Своим телом момент воскресения тела Христова был вместе моментом его изменения, преображения из тела плотяного и уничиженного в тело духовное, прославленное, небесное, уготованное к возвращению к Отцу Небесному ( Ин. 20:17 ). В этом изменении воскресшего тела Христова заключается залог изменения и нашего посмертного тела, его воскресения, как учит апостол Павел ( 1Кор. 15:42–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

: Антоний Митрополит Сурожский. Труды. Книга вторая > : Антоний Митрополит Сурожский. Труды. Книга вторая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 : Антоний Митрополит Сурожский. Труды. Книга вторая. М.: Практика, 2007. 968 с. Наставление народа Божия всегда считалось неотъемлемой частью епископского служения. От Древней Церкви до нас дошёл блестящий пример таких наставлений — огласительные и тайноводственные поучения иерусалимского святителя Кирилла. То, чем послужил в IV в. святитель Кирилл, в наше время стало предметом ревности Митрополита Сурожского Антония. Вышедшие два тома его “Трудов” представляют митрополичью практику оглашения и тайноводства, причём во втором томе больше тайноводства, то есть углубления в то, что составляет церковную жизнь во Христе. Начало книги знакомит с её автором, сообщая главное о нём. И не только биографические сведения. Всякий, кто прочтёт последние строчки раздела “Вместо предисловия”, может увидеть смирение Митрополита по тому, как Владыка советует относиться к нему — Высокопреосвященнейшему иерарху — своему подчинённому, приходскому священнику. А смирение как главная христианская добродетель является показателем всего, так сказать, внутреннего климата личности. В духе смирения Владыка проводил последние беседы (раз­дел “Вместо введения”), на которых он предупреждал слушателей: это больше моё вопрошание, “чем учение, которое я мог бы вам преподать”. Вопрошание его происходило перед Живым Богом и тайноводствовало, вело людей пред очи Спасителя. Его последние беседы освящали вдохновенным словом слушающих их. Владыка задавал вопросы, ставя людей перед Богом; он спрашивал так: вы когда-нибудь читали Евангелие так, чтобы оно до вас дошло как меч — и вы, может быть, не стали лучше, но стали иным? Часть I “У порога” обращает внимание всех нас на таинство Крещения. “Могу ли я как бы обновить в себе обеты Крещения новым подходом положить новое начало?” — спрашивает Владыка о том, о чём совсем немногие задумываются. Обеты Крещения ставят перед христианином задачу жить как Христов ученик, который не только будет “слушать Его мудрые и спасительные слова и наслаждаться ими, но (будет — Н. П.) таким учеником, который услышит слово и мгновенно начнёт его исполнять”. Ученик идёт за Учителем, куда бы Он ни повёл, зная, что “Он никуда нас не зовёт, куда Сам не сошёл”. Владыка настаивает, что после Крещения нам надо перед собой ставить вопросы о Крещении, о том, как выполнить обет с особой ответственностью и углублённостью, потому что мы уже сочетались со Христом, и наша и Его жизни связаны тесными узами Крещения.

http://pravmir.ru/retsenziya-antoniy-mit...

Более тысячи человек молились за богослужением на марийском языке Йошкар-Ола, 21 сентября 2014 г.      В августе 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви объявил 10-й международный грантовый конкурс «Православная инициатива». Среди прочих грантовую поддержку получил проект Миссионерского отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии «Благословлю Господа на всяком месте», сообщает сайт епархии . Проект предусматривал осуществление перевода Божественной литургии на марийский язык, издание нотных сборников с песнопениями литургии и совершение миссионерских выездных богослужений в 15 деревнях. География проекта распространилась на 5 районов Республики Марий Эл: Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский, Мари-Турекский и Параньгинский. Таким образом, молитвы и песнопения на марийском языке возносились в северо-восточной части республики. Населенные пункты для совершения Литургий избирались по двум критериям: село должно быть отдаленным от храма и основное население – мари. Реализация проекта началась с 1 мая: проводились рабочие совещания, спевки миссионерского хора, приобретена необходимая аудиоаппаратура, был сделан заказ на изготовление храма-палатки, песнопения Божественной литургии на марийском языке были положены на обиходные распевы. Первая литургия на марийском языке была совершена 5 июня в домовом храме Епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица». На этом богослужении присутствовали все участники проекта, а также Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Сами выездные богослужения совершались в три летних месяца. Обязательным условием совершения богослужений было их миссионерско-катехизическое сопровождение. С прихожанами проводились духовно-нравственные беседы, а с желающими принять православную веру – огласительные поучения. Все желающие могли пригласить священнослужителя для освящения жилища, а также просто поговорить, разрешить недоуменные вопросы и попросить совета батюшки.

http://pravoslavie.ru/73765.html

«Жаждущую душу мою благочестия напой водами…» Моей воли не было на то, чтобы я родился в этот мир: родители меня не спросили об этом! В рождении свыше почти то же самое, за исключением одного. Я должен захотеть родиться свыше и открыться этому рождению. Но рождает нас Дух Святой, через воду. 30 мая, 2013 Моей воли не было на то, чтобы я родился в этот мир: родители меня не спросили об этом! В рождении свыше почти то же самое, за исключением одного. Я должен захотеть родиться свыше и открыться этому рождению. Но рождает нас Дух Святой, через воду. Образ воды довольно часто встречается как в  Евангелии от Иоанна , так и в торжественно-праздничный богослужебный период от Пасхи до Пятидесятницы, когда это Евангелие читается на православной литургии. Уже на Светлой пасхальной неделе совершается специальное богослужение иконе Божией Матери  «Живоносный Источник» . Богоматерь здесь – воистину «источник воды живой», источающий «воду спасения», Христа, как поётся на этом праздновании. В последующие дни читаются слова из беседы Христа с Никодимом, где Иисус говорит о необходимости родиться свыше для того, чтобы войти в вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Во все времена комментаторы этого стиха подразумевали под этим рождением крещение. Но парадокс этой фразы в том, что рождение само по себе не совершается своими собственными силами. Моей воли не было на то, чтобы я родился в этот мир: родители меня не спросили об этом! В рождении свыше почти то же самое, за исключением одного. Я должен захотеть родиться свыше и открыться этому рождению. Но рождает нас Дух Святой, через воду. Вода в данном случае пассивное начало, а Дух – активное. Дух может принять или не принять согласие человека, если он еще не созрел, чтобы родиться, если его мотивы продиктованы чисто земными и меркантильными соображениями! Как предупреждал в этом случае свят. Кирилл Иерусалимский в одном из своих огласительных поучений, «вода тебя примет, а Дух не примет»… Действительно, как можно принудить Дух Святой родить в этом крещении, если человек к нему реально ещё не вполне готов! С другой стороны, кто вообще может по-настоящему и полностью быть к этому готовым?..

http://pravmir.ru/zhazhdushhuyu-dushu-mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии 04.05.2016 982 Время на чтение 7 минут ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В " сей нареченный и святый день " , прославляя Воскресшего Христа, каждый христианин чувствует особую радость. Но пасхальная радость наша не может сравниться с неизреченной радостью жизни вечной в Царстве Небесном. Как свидетельствует тайнозритель неба апостол Павел, " не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2,9). Поэтому Святая Церковь, призывает нас радоваться благой вести о Воскресении Христовом здесь, на земле, указывает нам и спасительный путь к вечной радости с Воскресшим Спасителем нашим в Царстве Небесном. Слово " пасха " на языке церковных песнопений означает " спасение " : Пасха нетления - мира спасение " (эксапостиларий праздника Пасхи). Святой апостол Павел учит: " Пасха наша - Христос, заклан за нас " ( 1 Кор. 5,7 ). Вместе с преподобным Иоанном Дамаскиным мы поем в пасхальном каноне: " Христос - Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира " . И в пасхальных стихирах Пасхой мы именуем Самого Христа Спасителя: " Пасха - Христос Избавитель! " Поэтому " Церковь Христова каждый раз напоминает нам, что Крестом пришла " радость всему миру " , учит молитвенно обращать духовный взор в жизнь будущего века: " О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам совершеннее Тебе причащатися в невечерные дни Царствия Твоего " (тропарь 9-й песни канона праздника Пасхи). Святитель Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Америки и Сибири, в своем огласительном поучении " Указание пути в Царствие Небесное " так говорит о цели человеческой жизни: " люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Катехизис (греч. κατχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века. Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому , свт. Иоанну Златоусту , блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

http://azbyka.ru/katexizis

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Причастие. Таинство Радости 17 мин., 09.11.2018 Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти... А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) , председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Объяснить необъяснимое — Владыка Иларион, лично Вы помните Ваше первое причастие, и изменилось ли Ваше отношение к нему с годами? — Первого причастия я не помню, но могу сказать, что моя жизнь изменилась радикально после того, как я стал причащаться, — примерно в тринадцатилетнем возрасте. В одиннадцать лет я был крещен, где-то с тринадцати начал регулярно причащаться, и думаю, что это коренным образом изменило меня: именно это, в конечном итоге, привело меня к решению посвятить всю жизнь Церкви и Богу. — Говорят, людям некрещеным не стоит раскрывать суть Таинств, тем более Таинства таинств — Причащения. Сколько в этом правды? И если это так, то откуда эта секретность? — Начнем с того, что в древней Церкви существовала традиция оглашения (кстати, сегодня она возрождается), то есть подготовки людей, желающих стать христианами (оглашенных), к таинству Крещения. На протяжении какого-то времени им в определенном порядке излагались основы веры: говорилось о Боге Отце, о воплощении Бога Сына, о действии Бога Святого Духа, и объяснялся сам чин Крещения. О других Таинствах Церкви, и в особенности о Евхаристии, рассказывалось уже после Крещения. Например, в цикле огласительных бесед святителя Кирилла Иерусалимского, святого IV века, наряду с восемнадцатью огласительными поучениями есть и пять поучений тайноводственных, т. е. раскрывающих смысл Таинств, — это преподавалось человеку уже крестившемуся.

http://foma.ru/tainstvo-radosti.html

: Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии > : Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 27 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 : Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии/Сост., введ., пер., комм., библ. И. В. Пролы-гиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 254 с. 2007 год для христианского мира отмечен замечательной датой — 1600-летием кончины святителя Иоанна Златоуста, происшедшей 14 сентября 407 года. В то время весь христианский мир с напряжением следил за его крестным путем, окончившимся на самом краю Империи в глухом армянском местечке под названием Команы 1 . Поверженный с самого верха вселенской церковной иерархии епископ столицы мира вновь явил образ христианского мученика, свидетеля иного, здесь недосягаемого мира, существующего по иному закону, по иной правде, неподвластной ни времени, ни вмешательству человеческой греховности и произвола. Годовщина смерти Вселенского Святителя отмечается по всему христианскому миру. В ряде стран — Румынии, Греции, Италии — проводятся международные научные конференции, объединяющие христиан различных конфессий в их почитании Единого Бога в славнейших Его святых. Русская церковная и научная жизнь также не осталась в стороне от этого великого события, отмечая его своим вкладом — полной публикацией переводов недавно открытых текстов огласительных проповедей, или гомилий святителя Иоанна Златоуста. Цикл данных гомилий, состоящий из 12 произведений, стал доступен европейскому читателю в три этапа: первоначально была известна только одна огласительная гомилия; присоединенная к ней вторая должна относиться к другим известным проповедям святителя Иоанна — гомилиям о статуях 2 . Второй цикл из трех гомилий был обнаружен в московской Синодальной библиотеке и опубликован русским византинистом греческого происхождения А. Пападопуло-Керамевсом 3 . Наконец, в 1955 г. французский патролог А. Ванжер обнаружил на Афоне еще один цикл из восьми гомилий 4 , который завершает собрание огласительных поучений святителя Иоанна.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyatitel-i...

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский Память 18/31 марта Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом , который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру. Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим , утвердил это избрание и рукоположил его в епископа. Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку , потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях» . Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира. В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию . Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников. Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

http://pravoslavie.ru/52601.html

Таинство радости Важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое явление, исключительный случай. Надо понимать, что Евхаристия — это вершина. Более тесного соединения с Богом в земной жизни быть не может. 7 марта, 2012 Важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое явление, исключительный случай. Надо понимать, что Евхаристия — это вершина. Более тесного соединения с Богом в земной жизни быть не может. Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти… А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Объяснить необъяснимое — Владыка Иларион, лично Вы помните Ваше первое причастие, и изменилось ли Ваше отношение к нему с годами? — Первого причастия я не помню, но могу сказать, что моя жизнь изменилась радикально после того, как я стал причащаться, — примерно в тринадцатилетнем возрасте. В одиннадцать лет я был крещен, где-то с тринадцати начал регулярно причащаться, и думаю, что это коренным образом изменило меня: именно это, в конечном итоге, привело меня к решению посвятить всю жизнь Церкви и Богу. — Говорят, людям некрещеным не стоит раскрывать суть Таинств, тем более Таинства таинств — Причащения. Сколько в этом правды? И если это так, то откуда эта секретность? — Начнем с того, что в древней Церкви существовала традиция оглашения (кстати, сегодня она возрождается), то есть подготовки людей, желающих стать христианами (оглашенных), к таинству Крещения. На протяжении какого-то времени им в определенном порядке излагались основы веры: говорилось о Боге Отце, о воплощении Бога Сына, о действии Бога Святого Духа, и объяснялся сам чин Крещения. О других Таинствах Церкви, и в особенности о Евхаристии, рассказывалось уже после Крещения. Например, в цикле огласительных бесед святителя Кирилла Иерусалимского, святого IV века, наряду с восемнадцатью огласительными поучениями есть и пять поучений тайноводственных, т. е. раскрывающих смысл Таинств, — это преподавалось человеку уже крестившемуся.

http://pravmir.ru/tainstvo-radosti/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010