Первые систематические изложения христианской догматики на Западе в V-VII вв.: от Августина до Исидора Севильского Источник Введение Как представляется, большинство попыток систематического изложения христианского вероучения в ранней Церкви основывались на структуре символа веры , и помимо двух основных разделов теология и икономия, содержали, по крайней мере, следующие подразделы: (1) триадология: вера в Бога-Творца и в Божество Отца и Сына; (2) христология и сотериология: воплощение и домостроительство Сына; (3) пневматология: вера во Святого Духа, Его домостроительство; (4) экклезиология: Церковь и ее свойства; (5) сакраментология: крещение и миропомазание, Евхаристия, отпущение грехов; (6) эсхатология: воскресение мертвых, Страшный Суд, будущая жизнь. В качестве примеров можно привести трактат Оригена «О началах», «Божественные установления» Лактанция , трактат Новациана «О Троице», «Огласительные поучения» (с 7-го по 18-е) свт. Кирилла Иерусалимского , «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского и др. В V–VII вв. западные богословы в основном следовали этой же схеме. Рассмотрим их основные сочинения, содержащие систематическое изложение христианской догматики. Августин (354–430) • «О вере и символе» (De de et symbolo). Этот небольшой трактат был написан Августином в 393 г. в период его пресвитерства. По словам автора, изначально это было рассуждение (disputatio) о вере и символе веры , которое он подготовил по просьбе епископов, съехавшихся на собор Северо-Африканской Церкви в г. Гиппон в 393 г. После этого некоторые из епископов, друзей Августина, попросили его оформить их рассуждения в виде книги 1 . Трактат представляет собой пространное изложение символа веры с отступлениями автора по различным поводам. Очень ценно, что в нем в сжатом виде представлены взгляды Августина по различным догматическим вопросам: триадологии, учению о творении, антропологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии и др. Краткое содержание трактата таково: I. Вера и знание (§ 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

преподобный Феодор Студит Содержание Поучение 1. О том, чтобы со страхом Божиим, а не по страсти ...    Братие и Отцы! Как в бытность мою с вами, так и теперь предлагаю вам смиренное мое слово. Итак, послушайте со вниманием. И пусть не покажутся слова наши праздными, но как бы мы говорили в уши слушающих, так чтобы нам видеть успех ваш к лучшему чрез это наставление. Недавно я с вами разлучился, и не знаю, таковы ли вы, какими я вас оставил; ибо знаю, что диавол не спит и не нерадит о погублении душ ваших, но старается, и бодрствует, и «сеет плевелы» в тех, которые спят душевно, как говорит Божественное и священное Евангелие (Матф. 13:25). Итак, будьте же бдительны и внимательны, чада мои, Богозванные, дабы из вас кому-либо не случилось впасть в сеть диавола. Люблю я слышать о преуспеянии каждого из вас. Меня радуют в одном послушание, в другом смиренномудрие, в ином усердие; а смущения и бесчиния ваши оскорбляют и огорчают. Ненавидит душа моя сына преслушания, отвергает роптателя и гордого; отвращается праздного, потому что он недостоин даже и вкушать (пищу). Клеветника и всякого празднослова вовсе не принимает, ленивого отгоняет.    Однако думаю я, сам я не подвержен ли всему этому? Ибо кто я окаянный, каждодневно побеждаемый таковыми (страстями)? Но отвращается их Сам Господь наш и Бог, Который отвращает нас от всякого зла Своими Божественными писаниями, и побуждает нас ко всякой добродетели. Не могу же я иметь покоя и оставаться без попечения о таком великом и сопряженном с опасностями деле окормления душ ваших, потому что я пастырь, хотя и не добрый, но все же я пастырь, и не знаю, как это со мной случилось. А вы овцы мои, которых собрал Бог, благопослушные, повседневно шествующие царским путем, по слову Господню. Итак, паситесь все, чада мои, и ходите по воле Божией; и не отставайте, некоторые из овец, увлекаемые чревобесием, от тех, которые идут добрым путем; но будьте довольны общею пищею; потому что враг душ ваших диавол следит за вами, и за малое количество зеленой травы похищает заблудшую овцу. Послушайте гласа моего, пастыря вашего, и не презирайте слов моих; ибо овца отставшая сбивается с дороги, совершенно заблуждает, и погибает различными образами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

прот. Александр Гринь Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры » (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство». В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. Sacr. содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в myst. Но важнее всего то, что sacr. явно уступает по литературному стилю и отделке myst. и другим трудам, несомненно принадлежащим свт. Амвросию. Стиль sacr. теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Подлинность sacr. не ставилась под сомнение до эпохи Реформации. Сочинение вошло в рукописную традицию под именем свт. Амвросия, и в IX в. на него ссылаются как на подлинный текст Пасхазий Радберт и Ратрамн из Корби. Но в XVI в. появляются критики аутентичности этою текста: сначала протестантские, а затем и католические ученые выдвигают ряд аргументов: sacr. сильно отличается по стилю от других сочинений свт. Амвросия; сомнительно, чтобы свт. Амвросий написал труд, копируя собственное сочинение myst.; в других трудах свт. Амвросия нигде не встречается критика жителей Медиолана за редкое причащение; критическое отношение к Римской Церкви не характерно для свт. Амвросия; упрек и адрес греков за причащение раз в году мог возникнуть только после времени свт. Иоанна Златоуста (ум. 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разделы портала «Азбука веры» диакон Павел Гаврилюк " decoding="" title="" Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви диакон Павел Гаврилюк В Избранное диакон Павел Гаврилюк, доктор богословия, профессор патрологии University of St. Thomas St. Paul, Minnesota, USA. Структура христианского образования подобна храму, в котором огласительная школа является фундаментом, воскресная школа — стенами, семинария — крышей, а духовная академия — куполом, венчающим все строение. Всякий, кто желает строить дом Божий на камне, а не на песке, должен в первую очередь позаботиться о фундаменте. От того, насколько глубоко фундамент будет уходить в почву святоотеческой традиции, зависит высота и прочность всего здания. Возрождение катехизации как основы и фундамента всего христианского образования в наши дни немыслимо без обращения к опыту первых веков церковной истории. Опыт святых отцов должен служить каждому православному катехизатору важным ориентиром. Подчеркну, что сегодня нужна не механическая реставрация, но творческое осмысление святоотеческой традиции, не рабское следование букве, но сыновнее приобщение к духу огласительной практики древней церкви. Детальное изучение традиции освободит нас от соблазна абсолютизировать церковную практику какого-либо одного исторического момента, а также позволит приобрести достаточно широкую историческую перспективу. Апостольская церковь создала огласительную школу в ответ на призыв Спасителя: «Итак, идите, научите (дословно: «сделайте учениками») все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф 28: 19-20 ). Катехизация, то есть наставление всех стучащихся и ищущих в основах христианской веры и жизни, установлена Самим Спасителем, точно так же, как Им Самим установлены таинства Крещения и Евхаристии. Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос . Не случайно последователи Иисуса в Евангелиях чаще всего называются Его учениками. Мы не должны избегать называть Христа Учителем, из боязни умалить тем самым Его божественное достоинство. Слово Божие стало плотью и обитало среди нас, дабы мы могли получить из самих святых уст Его глаголы жизни вечной. Поучение в слове Истины было неотъемлемой частью земного служения Спасителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

Разделы портала «Азбука веры» Символические тексты — 1) вероучительные тексты, признанные Православной Церковью и выражающие от ее имени догматическое и нравственное учение (или его отдельные стороны) в сжатой форме; 2) произведения символического характера, отражающие в сжатом виде положения вероучительной и нравственной направленности, одобренные тем или иным Поместным Собором (или Соборами). К символическим текстам относятся символы веры и исповедания (в том числе составленные и частными учителями веры, но читанные, одобренные и утверждённые соборами , или без соборного утверждения, принятые и уважаемые всей Православной Церковью), догматические определения Вселенских соборов , окружные послания соборов, анафематизмы Синодика в неделю Православия, символические книги в виде исповеданий веры и катехизисов. Символические книги – вероучительные тексты, имеющие формальное одобрение высшей церковной власти, и выражающие от имени Церкви  догматическое и нравственное учение в сжатой форме. Разновидностью символической книги является катехизис . Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что « символической книгой какой-либо Церкви можно назвать только Изложение веры, изданное от лица всех, правительствующих в ней иерархов, и, следовательно, от лица всей Церкви, а отнюдь не исповедание какого-либо частного верующего или даже иерарха, как бы он знаменит ни был ». Есть мнение, что в древней Церкви символических книг (в современном понимании этого слова) не существовало (хотя, конечно, в первые столетия жизни христианства существовали и катехизисы, как например, Большое огласительное слово св. Григория Нисского , Огласительные поучения св. Кирилла Иерусалимского , и прочие тексты подобного рода), впервые они появились на Западе, в XVI веке, в эпоху Реформации, и обязаны своим происхождением, главным образом, лютеранству. Вслед за лютеранами символические книги стали появляться и в других исповеданиях – кальвинизме, англиканстве, римо-католицизме. Каждое из исповеданий старалось составить такой документ, в котором бы излагалось вероучение данной конфессии.

http://azbyka.ru/simvolicheskie-teksty

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    1. Вижу я среди моей верной паствы необычных овец, к челу коих небесный Пастырь только что прикоснулся Своею печатью. И хочется мне найти траву учения, которую я одинаково мог бы предложить и вкусившим уже благодати, и тем, которым еще только предстоит вкусить духовной пищи, чтобы на одном и том же пастбище поучения одни — просвещенные уже — нашли напоминание о дарах Божиих, а другие — готовящиеся к просвещению — большее поощрение к восприятию крещения. Очевидно, и беседа должна быть смешанного характера соответственно смешанному составу собрания, состоящего из людей уже наставленных в истинах веры и только еще наставляемых. И вот я придумал, что могу я и предложить вам всем — старым домочадцам Христовым, и чем вновь купленных рабов привлечь к свободе знания: я побеседую с моими братьями о таких словах Господа, которые и давно принявших виноградник Господень побудят к более усердному его возделыванию, и только что заглянувши в него возбудят к соревнованию с теми. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» (Мф. 20:1). Человеком домовитым — домохозяином Господь называет самого Себя; делателями же, призванными в третий, шестой, девятый и одиннадцатый час, называет всех вообще верующих, в различных возрастах жизни принявшие крещение; под виноградником разумеет Он спасительные заповеди, исполнение которых сопряжено с малым трудом, но с большою пользою. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Уговорившись с ними, т.е. делателями, Он отослал их в свой виноградник. Домохозяин — это Я. Как домохозяин распоряжается в своем доме, как хочет, так и Я располагаю всем миром, как Мне угодно. Я, Солнце правды, облекшись облаком человеческого естества, снисшел к человечеству и хожу среди него, разыскивая делателей в Свой виноградник. Конечно, Я не нуждаюсь в людях для возделывания виноградника: у Меня есть ангелы и архангелы, исполнители Моей воли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3958...

Скачать epub pdf В статье выявляется антропоцентричность представлений свт. Кирилла о материальном мире, освящение или осквернение которого является результатом мотивированного действия разума и воли человека. Подтверждается верность Святителя библейскому богословию и апофатическому методу в учении о материальном мире. Рассмотрено учение Святителя о материи, проведен анализ терминологии используемой им для описания объектов материального мира. Раскрываются, присутствующие в творениях знаменитого богослова, представления о динамичности материи, изменчивости, как характерного признака различных материальных стихий, веществ и природных объектов. Тезисы о непознаваемости и антропоцентричности мира с особой силой раскрываются в учении Святителя о Евхаристии, где подчеркивается различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души. «Начало Евангелия – Иордан» Кирилл Иерусалимский . Огласительное поучение 3. 2). Существующие исследовательские работы о жизни и богословии свт. Кирилла 1 не содержат более или менее подробного анализа его учения о материи. Предыдущие авторы акцентировали свое внимание на литургическом наследии Святителя, его учении о Святой Троице, либо же исследовали частные вопросы в учении Святого о таинствах 2 . В этих работах отмечалась особая роль Духа Святого в церковных таинствах, Его служение как Освятителя человеческой природы, но нигде объектом исследования не становилось учение свт. Кирилла о материи и тварном мире как таковом. Исследованию учения святых отцов о материи в богословии, как Востока, так и Запада традиционно уделялось весьма незначительное внимание. Само понятие «богословие материи» может показаться даже неправомочным, так как богословие это, прежде всего и по преимуществу, «слово о Боге». Учение о материи многие склонны отнести к области чистой философии, забывая, что большинство положений догматического богословия прямо или косвенно связано с проблемой материи. Материя, которая в самом широком смысле этого слова, может обозначать тварную субстанцию вообще, а в более узком, вещество видимого мира, не должна выпадать из сферы внимания сколь угодно возвышенного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Церковное предание хранит в своей сокровищнице не только догматические и экзегетические труды отцов Церкви, но и святоотеческие катехизисы, чтение которых позволяет нам прикоснуться к живой реальности огласительной практики древней Церкви. Это анонимный памятник«Дидахе» (I – II вв.), «Изложение апостольской проповеди» св. Иринея Лионского (130–202) и «Апостольское предание» его ученика св. Ипполита Римского (170–236), «Педагог» Климента Александрийского (150 – 215),«Поучения огласительные и тайноводственные» св. Кирилла Иерусалимского (315–387), «Большое огласительное слово» св. Григория Нисского (335–394), «О таинствах» св. Амвросия Медиоланского (333–397), «Слова огласительные» св. Иоанна Златоуста (347–407), «О символе к катехуменам» блж. Августина Иппонского (354–430), «Сокращенное изложение божественных догматов» блж. Феодорита Кирского (393–457) и еще несколько произведений менее известных отцов и церковных авторов. Все они согласны в том, что принятие Крещения без предварительной подготовки противоречит смыслу таинства и заповеди Спасителя ,учившего, что кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:16 ). По мысли святых отцов, вера в то, что Иисус есть Сын Божий, не может существовать отдельно от покаяния и изменения всей жизни в соответствии с учением Христа. Веровать – значит быть верным Господу во всем, и переориентация воли человека от греха к Божьей правде должна совершиться еще до участия в таинстве. Только в этом случае таинство Крещения, как обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр. 3:21 ). Св. Григорий Нисский уже в IV веке писал о необходимости обращать внимание на то, «что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь» – на покаяние, предшествующее таинству. «Итак, если, по слову пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями,смыв лукавства от души ( Ис. 1:16 ), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот – напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа…» . Св. Григорию вторят свв. Кирилл Иерусалимский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский и блж. Августин. Возможная модель катехизации в современных условиях

http://azbyka.ru/katehizacija/programma_...

Часть вторая. История христианской проповеди II и III веков. Глава I. Проповедь в церкви Восточной в век мужей апостольских, до Оригена (70–220 г.) § 26. Вопрос о существовании проповеди во II веке Иногда 30 высказывались сомнения относительно того, существовала ли проповедь в церкви в век мужей апостольских. Сомнения эти основывались на том, что от этого времени до Оригена не сохранилось, будто бы, никаких памятников проповеди, и что Плиний, в своем донесении императору Траяну о малоазиатских христианах, ничего не говорит о наставлениях и собеседованиях в общественных христианских собраниях. Что касается донесения Плиния, то отсутствие в нем подробного рассказа об общественных поучениях у христиан легко объясняется тем, что 1) он отнюдь не имел своим намерением описать императору со всею подробностью весь строй христианского Богослужения; для него достаточно было изобразить лишь господствовавшее в христианских собраниях настроение, особенно по отношению к языческому правительству, 2) но даже Плиний в своем донесении упоминает об обете (sacramentum) соблюдать такие-то добродетели и избегать таких-то пороков, какой давали друг другу христиане, 31 что указывает на взаимные назидательные увещания между верующими (Кол.); 3) авторитет Плиния, который мог получать сведения только посредством пыток, вообще мало имеет значения в виду положительных христианских свидетельств. А эти свидетельства такого рода, что не оставляют ни малейшего сомнения не только в существовании учительства во II христианском веке, но и в таком состоянии его, которое представляет дальнейшее поступательное движение его в сравнении с веком апостольским. Еще апостол Павел писал Тимофею: яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити, ( 2Тим. 2:2 ), что, конечно, не могло остаться не исполненным, и, вероятно, не один Тимофей, но и другие епископы озабочивались подготовкой лиц, способных учить церковь . Подобным образом Ириней говорит об апостоле Иоанне, что к нему «сходились пресвитеры слушать наставления», а Евсевий и Иероним, рассказывая об избрании Пантена в наставники Александрийского огласительного училища, говорят, что такие училища существовали в Александрии со времени евангелиста Марка, что, пребывая и уча в Александрии, Марк основал там как бы «рассадник учителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

ЖМП 2 февраль 2013 /  27 февраля 2013 г. 01:00 «Огласительные поучения» святителя Амвросия Медиоланского Широкий выбор литературы о церковных таинствах нередко озадачивает нашего современника. Закономерно желание отыскать автора, способного раскрыть сам «свет таинств». Мудрый пастырь, психолог, богослов IV века святитель Амвросий Медиоланский, привлекая образы Ветхого и Нового Завета, в «Огласительных поучениях» передает таинственный смысл священных таинств Церкви. Среди многочисленных произведений великого медиоланского святителя для литургики наибольший интерес представяют три трактата: «Объяснение Символа» (Explanatio symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis). Эти произведения относятся к одному из древнейших жанров церковной литературы, так называемым огласительным или мистагогическим (в славянской традиции — тайноводственным) поучениям. Будучи адресованы оглашаемым и новокрещеным христианам, они содержат объяснение основных положений христианской веры и раскрывают смысл таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Однако при знакомстве с текстами сочинений «О таинствах» и «О тайнах» бросается в глаза их «непохожее сходство» (concordia discors). Несмотря на общность темы, между этими трактатами существует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываются и подразумеваются по сути одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. «О таинствах» представляет собой серию проповедей, в то время как «О тайнах» — цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. «О таинствах» содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в трактате «О тайнах». Но важнее всего то, что «О таинствах» явно уступает по стилю и литературной обработке трактату «О тайнах» и другим трудам, принадлежащим святителю Амвросию. Стиль «О таинствах» теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Если подлинность трактата «О тайнах» никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения «Объяснение Символа» и «О таинствах», напротив, долгое время не признавались аутентичными.

http://e-vestnik.ru/science/amvrosiy_med...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010